Субрамуниясвами_Слияние с Шивой. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Слияние с Шивой Посвящение (самарпанам)
Скачать 9.93 Mb.
|
Сватмана пурнатадваям Два совершенства нашей души Предвечный Нераздельный Сам разделил Себя на части. Как форма, внеформенность и их сочетание, как гуру и Шакти-Шива в многообразных формах Он стал имманентным в дживах, оставшись трансцендентным. ТИРУМАНТИРАМ 2481 Понедельник. УРОК 323. Три совершенных аспекта Шивы Теперь мы обсудим три совершенных аспекта нашего Верховного Господа Шивы: Парашива, Махешвара и Сат-чит-ананда. Разве не замечательно узнать, что два из трех совершенств Шивы неотъемлемо присущи душе человека? Каковы же они? Великий Господь Шива имеет форму и в то же время не имеет ее. Он является имманентным Чистым Сознанием, чистой формой. Он - Личный Господь, проявляющий Себя в многочисленных обликах. И Он также является безличным, трансцендентным Абсолютом, пребывающим за пределами формы. Мы знаем Шиву в Его трех совершенных аспектах, два их которых связаны с формой, а одно формы не имеет. Прежде всего мы поклоняемся Его проявленной форме как Чистой Любви и Сознанию, которые на санскрите называются Сат-чит-ананда. Во вторых, мы поклоняемся Ему как нашему Личному Господу, Махешваре, Изначальной Душе. Он нежно любит преданных Ему и заботится о них, а Его сверкающее тело можно увидеть мистическим зрением. В своей повседневной жизни мы любим Господа, почитаем, поклоняемся и служим Ему в этих совершенных проявлениях. В итоге, в состоянии нирвикальпа-самадхи мы реализуем Его как бесформенного Парашиву, которого ищут и знают лишь йоги и джняни. Мы не можем говорить о Его Абсолютной Реальности, которая находится за пределами качеств и не поддается описанию, которая известна лишь полностью раскрытой душе, ищущей Бога внутри с помощью йоги и под руководством садгуру. Чтобы понять процесс развития души, мы проводим различие между телом души и его сущностью. Как тело души мы индивидуальны и уникальны, отличны от других. Наша душа - это самосветящееся тело света, которое развивается и раскрывается в процессе эволюции. Это тело души обладает природой Господа Шивы, однако отличается от него тем, что имеет меньшее количество духовной энергии, чем Первичная Душа, и все еще развивается, тогда как Господь является Совершенством, которое не подвержено процессу эволюции. Мы можем сравнить тело души с желудем, растущем на крепком дубе. Желудь это лишь маленькое зерно, которому предстоит развиться. Даже после достижения Богореализации тело души продолжает развиваться в этом и других мирах до тех пор, пока не сольется с Первичной Душой, как капля воды сливается со своим источником, океаном. Это судьба всех душ без исключения. В самой сердцевине тонкого тела души находится Сат-чит-ананда, имманентная Любовь, а в ее сердцевине - Парашива, трансцендентная Реальность. В глубине нашей сущности нет разделения - все едино. Таким образом, в глубине своей души мы прямо сейчас идентичны с Богом, ибо внутри нас находится непроявленный Парашива и проявленная Сат-чит-ананда. Это не аспекты развития души, а ее ядро, то, что не изменяется и не развивается. Они вечно совершенны и едины с Господом Шивой. С абсолютной точки зрения наши души уже находятся в недвойственном союзе с Богом в Его двух совершенных аспектах: как Сат-чит-ананда и Парашива. Однако, чтобы обрести знание этих состояний, необходимо прийти к их реализации. Сат-чит-ананда - это сверхсознательный разум души, разум Господа Шивы. Парашива - это сердцевина нашей души. Мы являемся Им. Мы не становимся Им. Нет никаких взаимоотношений между Сат-чит-анандой, которая является чистой формой и сознанием, и Парашивой, у которого нет формы. Парамагуру Шива Йогасвами учил нас: "Вы являетесь Шивой. Я являюсь Шивой. Все являются Шивой. Поскольку Шива бессмертен, вы тоже бессмертны". Вторник. УРОК 324. Форма и отсутствие формы Я хочу предостеречь всех, чтобы вы не думали будто внешний разум - Бог. Это было бы самообманом. Личность или идивидуальность человека - это не Бог. Ни эго, ни интеллект, ни эмоции также не являются Богом. Хотя те, кто еще не достиг просветления, иногда совершают подобную ошибку, я верю, что вы легко поймете разницу. Парашива, Атман, лежит в основе самого человеческого существования, далеко за пределами внешних фаз сознания. В то же время эти состояния сознания существуют потому, что существует То - вневременный, внепричинный, внепространственный Господь Шива за пределами разума. Другое совершенство, присущее душе человека, это Сат-чит-ананда - Бытие, Сознание, Блаженство. Когда сила разума, сила мысли и вритти (волны разума) пребывают в покое, внешний разум подавляется и проявляется свет разума души. Находясь у этой сверхсознательной глубины нашего бытия, мы вступаем в сферу разума Господа Шивы. Погружаясь в это состояние покоя, человек прежде всего встречается с чистым белым светом в своем теле, однако это приходит лишь после достижения определенной степени контроля разума с помощью практики йоги. Восприятие звуков вины, мриданги, тамбуры и других психических звуков является признаком пробуждения внутреннего тела, которое, при упорстве в садхане, будет расти и обретать равновесие, открывая разум к постоянному восприятию Сат-чит-ананды, когда разум Господа Шивы и наша душа едины. Сат-чит-ананда - свет и сознание, пронизывающие форму, Бога и все вещи. Сат-чит-ананда - это форма, хотя и очищенная форма. Сат-чид-ананда является чистой формой, чистым сознанием, чистым счастьем, блаженством, совершенством нашей души в форме. Парашива - это внеформенное, вневременное, внепричиное, внепространственное совершенство нашей души за пределами формы. Хотя Сат-чит-ананда является высшим сознанием, она не есть высшая реализация, которая лежит за пределами сознания, за пределами разума. Данный взгляд отличается от популярной сегодня интерпретации веданты, которая виртуально делает эти два совершенства синонимами. Современные ведантисты иногда описывают Сат-чит-ананду почти как состояние интеллекта, будто совершенный интеллект может достичь таких глубин с помощью знания, будто эти глубины являются философской предпосылкой или собранием верований и откровений, полученных в сверхсознательных состояниях разума. Это то, что я называю "упрощенной ведантой". Чтобы понять, чем эти два совершенства отличаются, представьте мощный свет, который проходит через стены этого монастыря и его окрестности, проникая через все частицы материи. Свет легко назвать бесформенным, проходящим через все воспринимаемые формы, никогда не статичным, всегда изменяющимся. В действительности он аморфен, но не бесформен. Сделаем еще один шаг вперед и предположим, что существует нечто настолько великое, обладающее такой интенсивной вибрацией, что может поглотить свет, а также формы, которые этот свет проникает. Это нельзя описать, но можно назвать Парашивой - самым великим из всех совершенных аспектов Господа Шивы. Вам предстоит Его реализовать. Этот аспект Господа Шивы йог может воспринять в состоянии нирвикальпа-самадхи. Таким образом, мы понимаем Парашиву, как совершенство, познаваемое в нирвикальпа-самадхи, а Сат-чит-ананду - как другое Его совершенство, которое можно воспринять в савикальпа-самадхи. Под словом "внеформенное" я не подразумеваю нечто, способное принять любую форму, или то, что не имеет определенной формы и размера. Я имею в виду полное отсутствие формы, то, что существует за пределами формы, за пределами разума, который постигает форму и пространство, поскольку разум и сознание - это также форма. Среда. УРОК 325. Совершенство и эволюция Макрокосм всегда появляется из микрокосма. Из Парашивы, вневременного, внепричинного и внеформенного, вечно исходят все виды форм. Это великая тайна, запредельная рассудку. Из чистого сознания вечно исходит свет, который особым образом связывает вместе все формы, придавая индивидуальность формам, душам, проявляя их отличие одна от другой. Это вечный и непрекращающийся процесс. В то же время душа, стремящиеся к своему Источнику, благодаря милости Господа Шивы разрывают эту связь и входит в сферу в Сат-чит-ананды, чтобы позже вступить в совершенство Парашивы. Это также является великой необъяснимой тайной. Парашива пронизывает бесконечность Сат-чит-ананды, подерживая ее так же, как Божественный Свет разума Господа Шивы пронизывает и поддерживает грубые формы этого мира. Парашива не создает Сат-чит-ананду, но в то же время Сат-чит-ананда существует благодаря существованию несуществующего. Теперь вы можете спросить: "Почему?" Ответ: "Потому, что на то воля нашего великого Господа Шивы". Поэтому прежде всего мы стремимся к достижению интеллектуальной ясности относительно того пути, по которому идем. Этот очищенный интеллект дает философскую ясность, однако ни в коем случает не следует принимать эту ясность ума за достижение. В технологический век тысячи людей четко понимают, как справиться с задачей, как достичь результата. Они обладают всеми необходимым навыками для начала. Они не заблуждаются, считая что уже встали на путь достижения желаемого или же достигли чего-либо. Лишь неоднократно потерпев неудачи, преодолев препятствия, они одержат окончательную победу. Таким образом, мы проводим четкое разделение между опытным йогом, источник знания которого находится в сверхсознании, и ведантистом, который смотрит лишь в книги и часто думает, что его интеллектуальное знание является некоторым видом совершенства. Это не так. Люди Запада слишком далеко зашли в области технологий, слишком усердны в понимании и использовании разума, слишком преуспели в изучении веданты с помощью интеллекта, чтобы это продолжало оказывать на них впечатление. Два вида совершенства дают хороший ответ на те вопросы, которые человек задает себе, но на которые находится слишком мало ответов. Медитируя на эти два внутренне присущих душе совершенства, мы можем проникнуть в тайну единства человека и Бога. Человек и Бог едины, хотя у Господа Шивы есть третий совершенный аспект: Махешвара, совершенство Изначальной Души, которая уже совершенна и полна, в то время как тело души человека все еще развивается. Однажды это тело души сольется с Господом Шивой в Его третьем совершенном аспекте. Таким образом, мы видим, что человек как существует, так и пребывает в становлении. Он уже совершенен, неся в своей души совершенство Парашивы и Сат-чит-ананды, которые извечно присутствует внутри него и никогда не было сотворено. Тем не менее человек развивается, так как его индивидуальное тело души, созданное Господом Шивой, еще не является совершенным. Оно развивается во времени, естественным образом раскрываясь в образ и подобие Изначальной Души и Творца, Махешвары. Я могу удивить вас, сказав, что душа человека создана и в то же время не создана. Воистину, тело души света сотворено Самим Господом Шивой. Внутри этого тела света и сознания извечно существуют два совершенства: Парашива и Сат-чит-ананда. Благодаря пониманию трех совершенств нашего великого Господа Шивы мы обнаруживаем тонко очерченный парадокс единства и двойствености, бытия и становления, сотворенного и несотворенного. Четверг. УРОК 326. Момент зарождения понимания Момент зарождения понимания - это вершина творения. Что мы постигаем и как творим? Давайте расширим свое сознание и поймем, что творение - это лишь рапознавание того, что уже существует. Весь мир находится внутри вас и проявляется снаружи по мере того, как вы начинаете осознавать, что все это уже существует и находится внутри вас. Что делает момент зарождения понимания пиком творения? Это рассказ о вас самих. Расширьте свое сознание, вместив в него солнце, луну, планеты, Землю и каждого человека в отдельности. Когда ваше ограниченное сознание сфокусируется на одном объекте, тогда вы скажите: "Я вижу солнце и через несколько часов увижу луну". Так и происходит. Вы творец, но, при этом вы создаете лишь низшие сферы разума. Все находится внутри вас: солнце, луна, планеты, люди, действующие в различных состояниях сознания, все многообразные проявления формы. Все это находится внутри вас. Когда вы начинаете осознавать в определенный момент времени лишь одну единственный объект, тогда вы действительно создаете его в низших сферах своего разума. Вы переводите его в низшие сферы своего разума. Ваше распознавание того, что существует, является тем путем, которым вы для себя что-либо создаете. Данный процесс имеет место в сфере созерцания, и лишь там вы начнете его постигать. Те из вас, кто обладают достаточной энергией, чтобы сконцентрировать разум и войти в состояние созерцания, должны придерживаться в своей повседневной жизни божественных заповедей. Вам следует настойчиво трудиться, чтобы все то, что вы создаете в своем сознательном разуме, было совершенным, чтобы доводить до завершения все свои начинания и не забывать о существовании других людей. Это поднимет вас на следующую ступень вашего пути. Если после достижения высот в практике созерцания мы становимся беззаботными в низших сферах разума, значит мы используем великую божественную силу негативным образом и создаем большие внутренние препятствия, которые удерживают нас в низших сферах разума. Однако если мы упорно стремимся к совершенной преданности (бхакти), к совершенному служению (карма-йоге) и работаем над этим двадцать четыре часа в сутки, тогда мы разрушаем преграды, с которыми, возможно, встретились бы в следующем году или позже. Мы сжигаем и очищаем кармы, с которыми, возможно, встретились бы в следующей жизни. Вы движетесь от одной ступени созерцания к другой, достигаете совершенства практики на этой ступени, и так происходит вновь и вновь до тех пор, пока вы не придете на берег Абсолюта. Именно на берегу Абсолюта вы начнете понимать момент зарождения всего творения. Вы придете к реализации формы, а затем - внеформенности. Борьба с разумом не будет трудной, если вы сохраняете бдительность, всегда делаете то, что необходимо, не позволяя при этом разуму проявлять свои инстинктивные особенности, не извиняя разум, если он становится таким, не позволяя разуму оправдываться, рационализировать, становиться агрессивным. Сохраняйте разум в равновесии, подобно тому, как колибри парит над цветком. Поступая таким образом, вы начинаете жить в вечном настоящем, и тогда тот внутренний мир, который находится внутри вас самих, обретает реальность. Пятница. УРОК 327. Расширенное сознание Созерцание является энергией человека, которая господствует над его разумом, когда он начинает погружаться вглубь своей сущности. Концентрация - энергия, которая помогает человеку решать свои жизненные проблемы. Медитация есть человеческая мудрость. Давайте снова расширим свое сознание и посмотрим, сможем ли мы сознавать всю Вселенную в одно мгновение. Где находится эта Вселенная? В данное мгновение она очень реальна, но где же она? Вы можете посмотреть вверх и сказать: "Она там", но где это "там" находится? Что значит "верх"? Вы можете сказать, что солнце находится на небе. То же самое можно сказать и о луне. Однако от какой начальной точки, понятия вы откалкиваетесь в своих рассуждениях? Как вы создаете солнце и как создаете луну? Вы можете сказать, что водопад шумит в шести метрах от вас. Где источник этого звука? Каким образом вы воспринимаете этот звук? Лишь для низших сфер разума Солнце находится на расстоянии миллиона миль и водопад за несколько метров от того места, где вы стоите. Расширьте свое сознание, и вы познаете эту истину. Если вы идете на поводу у низжих состояний разума, уделяете внимание каждой незначитеольной мелочи, вы связываете себя с обманом и живете во лжи, как животное в клетке. "Познайте истину и истина сделает вас свободными". Свобода не придет благодаря содержимому вашей памяти. Она не зависит от того, насколько хорошо вы можете рассуждать, говорить в различных жизненных ситуациях, насколько успешно вы можете решать проблемы. Состояние сознания, в котором вы можете познать истину, приходит лишь тогда, когда вы контролируете низшие состояние разума и каждый день живете богоподобной жизнью. Лишь в таком случае ваше сознание автоматически расширяется. Ваша повседневная жизнь становится жизнью, наполненной вдохновением, и вы начинаете познавать истину. Знание истины дает вам свободу от власти низшего состояния разума, которое, как вы понимаете, является обманом, вечным обманом. Момент зарождения понимания является вершиной творения. Суббота. УРОК 328. Внутренний свет Много лет назад, весной, я получил письмо от молодого человека, в котором он написал, что собирается отказаться от мира и стать индуистским монахом. Я привожу текст письма, которое написал в ответ, озаглавив его "На берегу Абсолюта". "Намасте! Я получил ваше письмо как только прибыл из Индию, где совершал паломничество к моему ашраму Аллаведи на Шри Ланке, а также по восьми другим странам. Это благоприятное стечение обстоятельств говорит о том, что вы находитесь на правильном этапе своего духовного раскрытия. Из вашего письма видно, что вы исчерпали многие тупиковые тропы на этом пути. Ваше решение стать монахом является хорошим решением. Это большой шаг, и я знаю, что вы его хорошо продумали. Время меняется. Нам необходимы такие преданные души, как вы, чтобы помочь тем, кто занят духовным поиском. Для западного разума пришло время заново открыть обширные учения шайва-сиддханты. Я собираюсь дать вам первое из многих испытаний, которые нам возможно придется вместе преодолевать в этой жизни. Оно заключается в глубокой ежедневной осуществляемой в течение месяца медитаци на беседу, которая состоялась с маленькой группой матхаваси (монахов) в храме Сан-Франциско. Это событие имело место 28 августа 1960 года. Как и вы, они стали погружаться в такие области своей внутренней сущности, где которых царит мир и покой. Мы говорили о тех интуитивных вспышках просветления, которые приходят к человеку на берегу Абсолюта. Вам будет дано это задание. Помните, вознаграждение более чем стоит требуемого усилия. Как духовный учитель я должен заверить вас, что вам предстоит пройти через многие испытания. Жизнь санньясина нелегка. Она будет требовать от вас того, о чем вы возможно и не подозревали. Вас наверняка будут просить помочь тогда, когда вы будете усталым. Вам придется давать тогда, когда, казалось бы нечего отдать. Если вы откажетесь от этой миссии, это не будет хорошо как для вас, так и для тех, кто будет от вас зависеть. Индуистский монашеский орден - это не то место, куда уходят от мира. Вы должны научить нас, и самого себя, зависеть от вас, чтобы двадцать-тридцать лет спустя другие люди всегда смогли найти в вас силу и поддержку как в человеке, воплотившем в жизнь свое кармическое предназначение духовного лидера. Поэтому внимательно прочитайте эти слова. Взвесьте свою жизнь и хорошо подумайте над тем, хотите ли вы идти этим путем. Целью является Самореализация, которая придет естественным образом. Прежде всего необходим фундамент, который закладывается упорной учебой, соблюдением садханы и выполнением требований, которые гуру предъявляет к ученику. Это замечательный перекресток в вашей жизни. Не спешите на него вступить. Выполняйте это задание и, если вы пожелаете более дисциплинированной и интенсивной тренировки, придерживайтесь садханы. Уладьте все свои отношения с миром. Затем мы сможем поговорить о дальнейшем..." Высшие состояния сознания мало знакомы людям. Большинство обладает достаточно хорошо развитым интеллетом, но они далеки от истинного знания, если не встретились напрямую с высшем состоянием расширенного сознания. Разум удерживает нас от знания Атмана. Освободив разум от желаний, стремлений, ненависти, страхов и прочих мелких вещей, мы обретаем некоторое знание о существовании Атмана. Я говорю "вещей", потому что вы могли видеть, как ненависть живет с человеком, будто является его другом, словно обладает реальностью. Если бы вы могли увидеть страх, вы бы видели его как некий предмет, вещь. По мере того, как вы обретаете знание данной вещи, она исчезает и вы более не встречаетесь с ней на своем пути. Тяжело объяснить то, с чем вы встречаетесь в ходе своего духовного развития. Прежде всего вы ощущаете свет, сияющий внутри, и думаете, что создали этот свет своим разумом - хотя встречаетесь с ним снова и снова тогда, когда успокаиваете свой разум. Он становится все ярче и ярче. Вы начинаете интересоваться, где же находится источник этого света. "Если это свет моей Истинной Сущности, почему он не успокаивет мой разум?" Далее, если вы живете так называемой "хорошей жизнью", при которой ваше сознание не обеспокоено, этот свет становся еще ярче. По мере вашего созерцания этого света вы проходите через него и начинаете видеть в этой четырехмерной сфере различные замечательные формы, более прекрасные, чем может предложить физический мир, а также прекрасные цвета. Тогда вы говорите себе: "Почему формы? Почему цвета, когда священные тексты говорят мне, что я вневременная, внепричинная, внепространственная сущность?" Вы отправляетесь на поиск бесцветного цвета и бесформенной формы. Однако разум в своих различных проявлениях как нескончаемый фильм направляет вас в свои бесконечные разветвления и удерживает пленником этого лабиринта. Воскресенье. УРОК 329. К Глубинам своей сущности По мере ваших постоянных усилий обрести контроль над разумом ваша душа начинает действовать как проявление воли и вы все больше успокаиваете свой разум и входите в более глубокие состояния созерцания, где встречаетесь со сверкающим светом, который сияет ярче Солнца. Когда он в вас врывается, вы узнёте, что сами являетесь причиной этого света. Вы держитесь за этот свет, как человек в океане стремится ухватиться за плавающее бревно. Вы держетесь за него, и воля становится тверже. Благодаря пониманию данного опыта и того, каким образом он возник, разум успокаивается. По мере того, как желания и стремления разума теряют над вами свою власть, вы без страха погружаетесь еще глубже, в центр огненной лавины света, теряя сознание в Том, что находится за пределам сознания. Когда вы снова входите в сознательную область разума, вы не только видите разум таким, каков он на самом деле, но видите также каким он не является. Вы свободны и видите мужчин и женщин, которые связаны узами внешнего мира. Вы не привязываетесь к своим маленьким открытиям, так как знаете, что сама связь и то, что связывает - это одно и тоже. Вы сами становитесь духовным путем. Вы сами являетесь светом. Наблюдая за раскрытием души, вы обнаруживаете, что одни выбирают духовный путь, а другие - интеллектуальный. Ваш интерес сам по себе ведет к созерцанию Вселенной. На берегу Абсолюта вы всматриваетесь в разум, и крошечный атом становится больше всей Вселенной. В этом маленьком атоме вы видите весь ход эволюции, внутренней и внешней, от начала и до конца. Оставляя мир внешней формы и погружаясь все глубже в тот свет, которым вы становитесь, вы обретаете знание, которое нельзя получить с помощью интеллекта, знание, которое заключено в глубине вашей сущности и является ее выражением. Вы понимаете, что бессмертны, что физическое тело является лишь оболочкой и разум играет роль вкладыша в этот футляр. Даже процесс исчезновение тела и разума не является реальным. Когда вы выходите из самадхи, вы понимаете, что являетесь духом, вы становитесь этим духом, вы на самом деле являетесь этим духом, сознавая себя в качестве духа - если можно сказать, что у духа есть сознание. Вы являетесь духом в каждой душе. Вы понимаете, что являетесь Тем, к чему все стремятся, будь они разумны или невежественны - Тем Духом, который они хотят реализовать. Потом вы снова можете, на некоторое время, войти в область сознательного разума и думать, будто существует прошлое и будущее. Однако в момент концентрации все внимание направлено на одну строку священного текста или на то, что влечет разум. В такой момент иллюзия прошлого и будущего исчезает и вы снова становитесь светом, самой жизнью, вневременной, внепричинной, внепространственной сущностью, которая находится в глубине каждой живой формы. Тогда мы говорим: "Почему, почему после реализации Атмана вы сохраняете форму, сохраняете сознание разума? Почему?" Ответ прост и исчерпывающ: вы не поступаете так; вы сами этого не делаете. Нужно выполнить все обещания. Эту форму сохраняют (и удерживают разум в низшей сфере сознания) наши обещания близким ученикам, желание помочь им в реализации их истинной сущности. Если бы ученики хотя бы на минуту реализовали свое желание реализации, их садгуру больше не было бы. Прийдя к реализации Атмана, вы обретаете независимость от времени, причины и изменений. |