эссе Сакральное и профанное в религиозной философии. Сакральное и профанное в религиозной философии
Скачать 23.6 Kb.
|
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Факультет физико-математических и естественных наук ЭССЕ ПО ФИЛОСОФИИ на тему «Сакральное и профанное в религиозной философии» Автор: Смирнова С.С., НХМ-03-19 Преподаватель: Владимиров П.А. Москва 2021 Изучая публикации, связанные с темой эссе возник основной вопрос, что есть сакральное и профанное как феномен? Как влияет социум на сакральное и профанное, и, с другой стороны, как воздействуют данные феномены на общество? Как проявляется амбивалентность этого процесса? Проанализировав различные источники, я заметила, что сакральное – понятие, которое относительно недавно вошло в научный оборот, так как его нельзя найти во всех справочных изданиях. Так, например, в "Философском энциклопедическом словаре" нет определения сакрального, но присутсвует определение процесса сакрализации (от латинского sucrum – священное) – наделение предметов, вещей, явлений, людей "священным" (в религиозном понимании) содержанием. В основе сакрализации лежит противостояние священного – мирскому профанному. [1]. Как правило, сакральное при этом занимает преобладающее положение, оно наделено высшим смыслом и безусловными ценностями. А профанное противопоставляется сакральному и наделяется низшими свойствами. В эссе обсуждаются сакральное и профанное в их диалектическом единстве. Процессы формирования сакрального из профанного и возвращения сакрального в сферу профанного лежат в основе осмысления диалектического единства этих понятий. Сакральное и профанное являются ценностными ориентирами социума, воздействуют на общество и каждого человека в целом в таких сферах жизни как власть, управление, мировоззрение, менталитет, система межличностных отношений. Вне всякого сомнения, общество не может жить без идеалов и ценностей. Важно разобраться, каким образом сакральное влияет на формирование культуры, а также соотносится с религией и мифологией. И как эти явления влияют на процессы профанации сакрального, и что это приносит современному обществу. В структуре любого культурно-исторического типа сакральный компонент играет роль парадигмы культурного развития. Вместе с тем нужно обратить внимание на то, что категория сакрального не может существовать отдельно от своего диалектического антитезиса, которым является профанное. И лишь в сочетании этих двух аспектов социокультурного бытия может быть раскрыт во всей полноте весь спектр культурных явлений. Противопоставление сакрального и профанного в социально-гуманитарных науках становится своего рода аналогом противопоставления сознательного и бессознательного в психоанализе. Контекст общей теории мифа, становится одинаково актуален и для исследователей феноменов психики и сознания, и для историков и антропологов, изучающих социальные процессы. Рассматривая преобразование сакрального и профанного в социуме, представленное в смене социокультурных мировоззренческих форм: мифе, религии и идеологии, важным становится выявление специфики бытия сакрального и профанного в современной социальной мифологии и ее влияние на общество. Феномен сакрального зарождается и начинает играть огромную роль в жизни человека с момента возникновения последнего. Неудивителен тот факт, что данный феномен привлекало внимание множества мыслителей, размышлявших на тему природы человеческого общества. Предпосылкой возникновения сакрального является формирование способности мышления человека к абстрагированию. Начальной точкой способности к созданию идеального объекта реальности служит осознание неустойчивости каждого элемента, окружающей человека реальности. Можно сказать, что религия стала системой управления сакральным, Общепризнано, что ритуал является основной формой религии, а миф – это теоретической основой ритуала. Вопрос о том, что было первым, миф или ритуал, до сих пор не решен. Впрочем, существование мифа и ритуала уже предполагает чувство сакрального. Как указывает А. Ф. Лосев, мифология невозможна без религии, так как мифология – это отражение чистого чувства и художественного образа в религиозной сфере. Без религии и вопросов субстанционального самоутверждения личности в вечности мифология не может появиться. Движимый одними лишь инстинктами, человек никогда бы не был отделен от животного мира. В простейшей из религий функция обрядов и запретов заключалась именно в ограничении инстинктов. Безоговорочное подчинение сложной системе табу, вероятно, позволило человеку удержаться на определенной ступени эволюции, а не вернуться назад в животное состояние [2]. Именно сакральное, являясь особой сферой бытия, объединяет человека с социумом, так как является надёжным основанием тех запретов, которые являются неотъемлемыми для деятельности какого-либо общества. Впрочем, следует иметь в виду, что хоть и сакральное обусловливает определённые запреты, оно само не имеет никаких ограничений и норм, то есть не подчиняется какой-либо моральной рациональности, так как логика богов непостижима для смертных. Как раз это строгое следование рациональности устанавливает сакральное в качестве безусловного источника силы и власти. Можно сказать, сакральное – это нечто, выходящее за рамки человеческого познания и напоминающее о том, что во вселенной есть что-то непостижимое и превосходящее нас. И это нечто, вероятно, имеет безусловную власть над явлениями и событиями, окружающими человека. Именно здесь раскрывается главная основополагающая черта сакрального – его противоположность профанному (обыденному, мирскому). "Эти два мира – мир сакрального и мир профанного – грубо говоря, могут быть описаны только один через другой. Они взаимно исключают и взаимно подразумевают друг друга. Бессмысленно пытаться свести их оппозицию к какой-либо другой: она является поистине непосредственной данностью сознания". Впрочем, феномен сакрального не исчерпывается одной только сферой религии: так, например, культура и её элементы, являются для нас чем-то, что не вписывается в привычный порядок вещей и относится к иному порядку, который можно обозначить как царство ценностей. Сложно не согласиться с тем, что любая ценность имеет некий сакральный смысл, будь то эстетические, этические или интеллектуальные ценности, существование их как таковых уже содержит момент сакрализации. Поэтому само пространство культуры предполагает разделение на две противоположные сферы, составляющие жизнь человека. Профанное, несмотря на свою скудость и бессилие по сравнению с сакральным, может быть названо, как выразился Р. Герц "активным небытием" поэтому требуется взаимная изоляция сакрального и профанного. Страшная сила сакрального пагубна, если к ней не относиться благоговейно и и с уважением, однако в контакте с профанным сакральное может потерять свою чудесную, но не долговечную силу. Отношения между сакральным и профанным должны строго регулироваться, именно в этом заключается функция обрядов. Обряды освящения и искупления предусматривают необходимую связь между этими двумя областями, а запреты, напротив, создают необходимый барьер между ними. Как было сказано, такие запреты обычно называются "табу". Табу всегда нечто запрещает, это негативное категорическое требование. Табу служит для поддержания порядка в мире, для предотвращения падения мира в бесформенное состояние хаоса, в котором он находился до тех пор, пока боги и герои не внесли в него порядок, стабильность и регулярность. Прародители определили все отношения между живыми существами и вещами, людьми и богами, разграничив области сакрального и профанного. Нарушение табу разрушает порядок во Вселенной, как естественный, так и социальный [3].Влияние сакрального можно заметить в поведении даже современного светского человека, как утверждает М. Элиаде. При этом он говорит не только о многих "пережитках" и "табу", которые имеют магическо-религиозную этимологию. У современного человек, осознающего себя, как атеиста, имеется скрытая мифология и деградировавшие обряды, такие как торжества по случаю Нового Года, свадьбы, рождения ребенка, повышения по службе и т.д. Фильмы, книги так же могут выполнять мифологическую функцию, так как они не только часто заимствуют сюжеты, а также образы мифологии, но и буквально "вытаскивают" человека из привычного потока времени, чтобы провести его через опыт другой истории (в архаическом и традиционном обществе миф отменял профанный поток времени и переносил человека во времена сотворения мира). Сценарии инициации также стабильны, причем не только военные и боевые посвящения [4]. Двойственность нашего мира, состоящего из мира сакрального и мира профанного. Эти миры и соединены, и разделены одновременно. Профанный мир, стремящийся к сакральному – это стремление к совершенству, которое вероятно недостижимо и вдохновляюще как для общества, так и для человека. Таким образом, можно сделать вывод, что сакральное – это относительно новое понятие, ключевые характеристики которого определяют важнейшие координаты бытия. Сакральное представляет собой модель культурного развития, задаёт основные параметры социальных, этических и экзистенциальных аспектов существования личности и общества, устанавливая ряд ценностей, норм, идеалов и стереотипов поведения, имеющих абсолютный статус и значение, а также направленных на их практическую реализацию. Сакральное восходит к представлению о первоначалах бытия, непостижимых разумом, на уровне эмоций, пробуждающих и ужас, и восхищение, соизмеримо с наивысшими ценностями или же скверной, в равной степени находящимися за границами профанного мира. Потому как сакральное не может быть познано, его профанация позволяет снизить неопределенность, появляющуюся при соприкосновении с ним. И если профанация имеет цель избавления от страха, вызванного связью с трансцендентным, то сакрализация позволяет избавиться от скуки, пустоты и тревоги, которые возникают, если человек оказывается в механистическом мире, лишенном сакрального содержания. Список литературы Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989 г. – 815 с. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Академический проект, 2008. – 303 с. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. – М.: ОГИ, 2003. – 296 с. Элиаде М. Священное и мирское. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 144 с. |