Главная страница
Навигация по странице:

  • Причины православной независимости

  • Митрополит Иона и его избрание

  • Мягкий конфликт отделения

  • Патриархи и ставленники: разделение митрополий

  • Вселенская патриархия и отношения с ней

  • Отношение к автокефалии сегодня

  • ИГПЗС. Сараев 08. 10. 2020 Вопрос 1


    Скачать 57.93 Kb.
    НазваниеСараев 08. 10. 2020 Вопрос 1
    АнкорИГПЗС
    Дата20.03.2021
    Размер57.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSaraev_8_10_2020.docx
    ТипЗакон
    #186590
    страница2 из 3
    1   2   3

    Вопрос 2

    Изменения в социальной структуре общества

    Одним из симптомов кризиса крепостничества стало сокращение удельного веса крепостных крестьян. Если в начале XIX в. крепостные крестьяне составляли большинство населения страны, то к концу 50-х годов их доля снизилась до 37 %. Скорее всего это объясняется не столько сокращением естественного прироста крепостного населения России, сколько переводом крепостных в другие сословия.

    Несмотря на то что Россия по-прежнему оставалась сельской страной (к середине XIX в. численность городского населения составляла примерно 8 %), тенденция к росту количества городов проявлялась весьма определенно. Общее число городов за 50 лет увеличилось с 600 до 1000, а количество горожан выросло в 2,2 раза. Это существенно превышало рост населения в целом.

    Рост экономики страны, в том числе и определенный подъем производительных сил в деревне, способствовали развитию процесса социального расслоения в среде крестьянства. Он был связан с выделением так называемых «капиталистых» крестьян, занимавшихся торговлей, ростовщичеством, предпринимательством, которые эксплуатировали труд других крестьян. Иногда такие крестьяне сами приобретали крепостных, записывая их на имя своего помещика. Этот процесс шел в дореформенный период весьма медленно и существенно различался у разных групп крестьян. Так, у государственных крестьян он шел гораздо быстрее, чем у крестьян помещичьих. В оброчной деревне он проявлялся более отчетлово, чем среди крестьян, находившихся на барщине. По-разному он протекал в отдельных губерниях России.

    Результатом социально-экономического развития в рассматриваемый период стало формирование новых социальных слоев — промышленных рабочих и буржуазии. Русский наемный рабочий в это время чаще всего был либо помещичьим крестьянином, отпущенным в город за оброком, либо государственным крестьянином, также еще тесно связанным со своей деревней, землей, общиной.

    В среде буржуазии преобладали торговцы, купечество, которые все чаще начинали вкладывать деньги в предпринимательство. Среди русских предпринимателей были и состоятельные крестьяне, владевшие тысячами и десятками тысяч рублей, но в то же время зачастую остававшиеся крепостными людьми. Многие из них пытались выкупиться на волю, уплачивая крупные суммы денег.

    Вопрос 4

    Развитие церковно-государственных отношений в России

    Корнев Владимир Александрович, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин экономического факультета Воронежского кооперативного института, кандидат филологических наук, посвятил свою интересную статью анализу развития церковно-государственных отношений в России за период от принятия христианства до начала XXI в.
    Вот содержание его публикации

    Русские приняли христианство от Греческой церкви, и Русская церковь составила особую митрополию Константинопольского патриархата. Эта зависимость продолжалась до XV в., и византийские церковно-государственные отношения оказали большое влияние на Русскую церковь.

    Первыми русскими митрополитами были греки. Они принесли с собой совершенно новые для русского человека понятия о церкви, государстве, законе, власти правителя и т.д. Знание и опытность иерархов в церковных и государственных делах завоевали им высокий авторитет в глазах русских князей и народа. Начиная с Владимира Святославича, князья приглашают их к совместной работе в устроении государства. С другой стороны, митрополиты нуждались в содействии князей в церковных делах: распространении христианства, устройстве церквей, обеспечении духовенства, в заведении школ и т.п.
    В XIII в., когда татарское нашествие опустошило Киевскую Русь, Киевский митрополит переселился из разрушенного Киева во Владимир, а потом в Москву, что принесло этому городу значение церковной столицы Руси. С переселением в Москву митрополиты становятся ближайшими помощниками московских князей в политике расширения их княжества и усиления княжеской власти, ездят в Орду хлопотать перед ханом за князей, добывают им ярлыки на великое княжение.

    После завоевания Византии турками к московскому великому князю, как единственному православному государю, должны были перейти все церковные полномочия византийского императора. Иван Грозный принял титул царя и помазание на царство по примеру греческих царей. Царь смотрел на себя как на наместника Божия и нарушение царской воли и царских приказов считал нарушением Божественного закона. Сознание представителями светской власти своего высокого значения привело к преобладанию государственной власти над церковной. Не довольствуясь фактической самостоятельностью Русской церкви, московские цари решили дать ей самостоятельность юридическую, согласно с церковными правилами, по которым митрополиты подчинены патриархам. Нужно было вместо митрополитов поставить во главе Русской церкви патриархов. В царствование сына Грозного Федора Ивановича с согласия всех восточных патриархов патриаршество в Русской церкви было учреждено, но с его учреждением государственная власть не только сохранила преобладание над церковной, но даже усилила его.

    Радикальная реформа Русской церкви, совершенная Петром Великим, находилась в тесной связи с реформой государственной. Он совершенно подчинил Церковь государству и превратил ее в одно из государственных учреждений. Подчинить же патриарха власти царя в церковных делах было нельзя по церковным правилам. Поэтому Петр решил отменить патриаршество. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. в течение двадцати лет преемник ему не назначался. Юридически же патриаршество было упразднено в 1721 г., когда была учреждена Духовная коллегия, переименованная затем в Святейший Синод. По своему устройству Синод представлял коллегию, т.е. состоял из нескольких членов во главе с председателем. Так как Синоду были подчинены все духовные установления и лица, то вся Церковь была, таким образом, подчинена государственной власти и стала частью государственного строя. Для наблюдения за ходом дел в Синоде была учреждена должность обер-прокурора.

    Государственное подчинение нарушало важнейшее каноническое правило внутрицерковной жизни - соборность, предусматривающую проведение народно-церковных съездов духовенства и мирян для избрания приходских священников, епархиальных архиереев и самого патриарха. В начале XX в. среди священнослужителей росли соборные устремления, крепло представление о Поместном соборе как о решительном и конкретном шаге в деле упорядочения церковной жизни, включая государственно-церковные отношения. Синод дважды - в 1905 и в 1912 гг. - пытался добиться от императора согласия на то, чтобы созвать в Москве собор для избрания патриарха и обсуждения церковных преобразований. Однако вопреки собственному желанию созвать собор, восстановить патриаршество и провести некоторые церковные реформы Николай II сознательно затягивал и так и не разрешил эти вопросы <1>.
    <1> См.: Фирсов С.Л. Православная церковь и Российское государство в конце XIX - начале XX в. (проблемы взаимоотношений духовной и светской власти): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1994.

    Церковно-государственные отношения, присущие синодальному периоду, явились важнейшим фактором падения авторитета официальной Церкви накануне революции. Синодальная система, означавшая подчинение Церкви бюрократическому аппарату и лишение ее собственной позиции в обществе, ввергла Церковь в ложное положение, заключавшееся в том, что формально это была государственная Церковь, и поэтому ее критикам и противникам было легко возлагать на нее долю ответственности за все несправедливости государственной системы. В результате такого положения мирское общество в целом оставалось далеким от Церкви и ее интересов, привыкнув рассматривать ее как специфическое ответвление государственности, "православное ведомство" <2>.
    <2> Поспеловский Д. Русская православная церковь: испытания начала XX в. // Вопросы истории. 1993. N 1. С. 45 - 53.

    Февраль 1917 г. поставил Русскую православную церковь в новое и необычное для нее положение: впервые со времен Петра I она освобождалась от подчинения государству. Девятого марта 1917 г. Синод призвал верующих "довериться Временному правительству, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни". С весны 1917 г. православные епископы впервые за сотни лет стали избираться самими верующими на епархиальных съездах. Пятнадцатого августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор Русской православной церкви, на открытии которого присутствовал глава Временного правительства А.Ф. Керенский. Через три дня после Октябрьской революции, 28 октября, Собор принял решение о восстановлении в Русской православной церкви патриаршества. Пятого ноября на патриарший престол был избран Московский митрополит Тихон.
    Двадцатого января 1918 г. Совнарком принял Декрет о свободе совести, который отделял Церковь от государства. Каждый человек получал право "исповедовать любую религию или не исповедовать никакой". Декрет также отделял школу от церкви, в школах запрещалось преподавание Закона Божьего. Кроме того, Декрет лишал Церковь права иметь собственность, все имущество должно было перейти в распоряжение государства. Декреты советской власти были направлены на фактическую отмену церкви как иерархической организации, обрывали любые связи церкви и государства и не предусматривали создание новых, поскольку считалось, что при социализме религии быть не должно. Духовенство восприняло Декрет как гонение на церковь. Однако, провозгласив свободу вероисповеданий, советская власть признала право на существование церкви, так как первое невозможно без второго. Следует отметить и то, что власть декларативно отвергла прямую борьбу с Церковью и заявила о своем невмешательстве во внутрицерковную жизнь.

    После Октября патриарх Тихон сначала выступал с резкими обличениями советской власти, но в 1919 г. занял более сдержанную позицию, призвав духовенство не участвовать в политической борьбе. Тем не менее около 10 тыс. представителей православного духовенства оказались в числе жертв Гражданской войны.

    После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не позволили провести собор для избрания нового патриарха. Во главе Церкви встал патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Но через семь месяцев он был арестован и, так и не выйдя на свободу, погиб. В управление Церковью вступил его заместитель митрополит Сергий (Иван Страгородский), видный церковный деятель, епископ с 1901 г., еще от царского правительства получивший орден Святого Александра Невского. В декабре 1926 г. власти арестовали и Сергия, однако через несколько месяцев он был освобожден и 29 июля 1927 г. подписал "Декларацию", в которой говорилось: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза не только из страха, но и по совести, как учил нас апостол".

    Новым наступлением Советского государства на Церковь явились попытки связать религию и контрреволюцию, которые особенно проявились в ходе трудных заготовок хлеба в 1928 г., когда крестьяне отказались подчиняться его принудительному изъятию. С лета 1929 г. началась новая атака на Церковь. Взрыв "антирелигиозной активности" начался с массового закрытия церквей в сельской местности в связи с начавшейся коллективизацией. 1930 г. характеризовался продолжением наступления на религию и церковь. С нарастанием темпов индустриализации возникла идея использования колоколов в качестве "сырья" путем промышленной переработки для нужд народного хозяйства, переплавка колоколов стала рассматриваться как крупная политическая и экономическая акция. Небольшая часть снятых колоколов была продана за границу. Например, в одном из университетов США оказался подбор колоколов Данилова монастыря <3>, возвращенный в Россию лишь 10 сентября 2008 г.
    <3> См.: Паламарчук П. Сорок сороков. Т. 1. Кремль и монастыри. М.: Просвещение, 1992. С. 277.

    С начала Великой Отечественной войны в отношении церкви и государства наметился перелом. В первый же день войны митрополит Сергий обратился к верующим с посланием, призывая их встать на борьбу с врагом, и уже летом 1941 г. прекратилась антирелигиозная пропаганда и перестали выходить такие периодические издания, как "Безбожник", "Антирелигиозник" и т.п., прекратил свою деятельность "Союз воинствующих безбожников", с помощью властей в марте 1942 г. в Ульяновске был проведен Собор епископов. 30 декабря 1942 г. митрополит Сергий призвал верующих к сбору средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского из 40 танков Т-34, на собранные Русской православной церковью средства была построена эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского, многие священники воевали в армии и партизанских отрядах, десятки во время войны были расстреляны немцами за помощь партизанам. Несколько киевских священников были казнены за чтение в храмах патриотических воззваний митрополита Сергия. В течение всей блокады Ленинграда в городе не переставали действовать восемь православных храмов.
    В начале сентября 1943 г. митрополит Сергий вернулся в Москву, а в ночь на 5 сентября он и митрополиты Алексий и Николай встретились с И.В. Сталиным и В.М. Молотовым. Сталин предложил открыть духовные академии и семинарии, возобновить выпуск "Журнала Московской патриархии" и сообщил митрополитам, что при Совнаркоме создается Совет по делам Русской православной церкви во главе с полковником НКВД Г.Г. Карповым. Сергий высказал пожелание созвать церковный собор и избрать патриарха. Пятого сентября "Правда" и другие газеты сообщили о состоявшейся в Кремле беседе. В столицу на самолетах были доставлены из ссылок и лагерей православные архиереи (всего 18 человек). Восьмого сентября открылся Собор епископов, на котором двенадцатым Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий. Вновь стал выходить ежемесячный "Журнал Московской патриархии", закрытый в 1935 г. К 1945 г. в стране действовали уже восемь духовных семинарий и две духовные академии - Ленинградская и Московская, открывались сотни закрытых прежде храмов. В политике государства по отношению к церкви произошел коренной поворот.

    После смерти Сталина политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 г. появилось решение ЦК КПСС об усилении антирелигиозной пропаганды, с резкой речью против религии и церкви выступил Н.С. Хрущев. Возобновились массовое закрытие и снос храмов. Однако необходимо отметить, что особенностью хрущевских гонений была их бескровность: почти не было арестов, только несколько священников были осуждены за финансовые преступления.


    Последний период в эпохе большевистского управления страной - 1970 - 1985 гг. - характеризовался медленным сокращением количества храмов, закрывавшихся по необходимости (например, прекращение существования деревни). Снижалась посещаемость храмов, так как пожилые люди умирали, а большую часть населения страны стало составлять поколение, выросшее в эпоху жесткой антирелигиозной пропаганды. В результате относительной нормализации отношений Русской православной церкви и государства был открыт ряд духовных учебных заведений, увеличилось число обучающихся в них.
    В годы перемен во всех сферах жизни общества, получивших название "перестройки" (с марта 1985 г.), в политике государства по отношению к церкви вновь произошел поворот. Стали открываться новые храмы, Церкви были возвращены Киево-Печерская лавра, Оптина Пустынь и другие монастыри. Подготовка к тысячелетию Крещения Руси в 1988 г. позволила увеличить число приходов, государство стало передавать церкви отобранные ранее храмы, разрешило открыть воскресные школы. Роль церкви в государственной жизни стала возрастать. В марте 1989 г. впервые в советской истории церковные деятели (среди них Патриарх Пимен и его будущий преемник митрополит Алексий (Ридигер)) стали депутатами Верховного Совета СССР. Третьего мая 1990 г. скончался патриарх Пимен, и Русскую православную церковь возглавил Патриарх Алексий II.

    После периода относительной свободы, принесшего церкви множество проблем, она после 1993 г. стала сотрудничать с государством. Развитие отношений РПЦ с государством на этом этапе достигло пика в 1997 - 1998 гг. и завершилось принятием новой редакции закона о свободе совести, в котором власти признали де-юре особую роль Русской православной церкви.

    Нынешний Патриарх Кирилл регулярно встречается с Президентом России, их отношения можно назвать теплыми. При Правительстве действует Комиссия по вопросам религиозных объединений, имеющая достаточно самостоятельную позицию по вопросам взаимоотношений с религиозными организациями, в частности с Русской православной церковью, которая на данном этапе своего развития не видит себя существующей отдельно от государства или находящейся в реальной оппозиции к нему.

    Сложная и поэтапная автокефалия Русской православной церкви была неминуемой и своевременной. Автокефалия – это обретение независимости, а также возможность избрания собственных епископов. «Кефали» с греческого переводится как «голова», а «авто» – как слово «сама». Русская церковь всегда стремилась к независимости от Константинопольского патриархата. И в итоге эту независимость Церковь получила.

    Причины православной независимости

    У всего в мире есть причина и следствие. Это утверждение применимо и к Флорентийской унии, из-за которой начался процесс отделения Русской церкви.

    Знаменитая уния была утверждена 6 июля 1439 года. Согласно ее постулатам был избран новый Киевский митрополит и его легат. Папский легат Исидор после подписания унии отправился в Москву, но противники этого документа прибыли раньше него. И провозгласили новый акт «предательством», которое совершили греки. Тогда Византии было выгодно сотрудничать с Римом. Греки постоянно терпели нападки со стороны Турции, а также активно готовились к войне. И уния, подписанная с Римом, имела политическую подоплеку.


    Само «предательство» заключалось в том, что Константинопольский патриархат без согласия Русской церкви назначил Исидора Московским Митрополитом. Его полномочия должны были распространяться на следующие земли:

    • Литву;

    • Русь;

    • Ливонию;

    • Польшу.

    Но не только на Руси такое назначение получило несогласие. Митрополита отказались признавать в Литве и Польше. Вместо него Русская церковь назначила своего митрополита Иону Рязанского.

    Когда Исидор все же попал в храм на торжественное богослужение в Успенском соборе, ему позволили отслужить службу, а затем изгнали из церкви. После изгнания по приказу великого князя Василия Исидора заключили под арест. А затем, по одной из версий, позволили ему бежать в Литву.

    После этих событий князь Василий составил послание Константинопольскому патриархату. В нем князь указал на различия в вере, отверг унию, а также отказался признавать право Папы быть учителем церкви христианской. Вслед этому посланию в Константинополь был отправлен более мягкий вариант письма.

    Митрополит Иона и его избрание

    Когда волнения вокруг унии улеглись, в стране наступила смута. И место Русского митрополита долго оставалось свободным. Князь Василий боролся за власть с Дмитрием Шемякой, а в 1445 году хан Улу-Мухаммед пришел с войной на русские территории.

    В 1446 году Шемяка захватил власть в Москве и избрал митрополитом Иону Рязанского, чтобы заручиться поддержкой церкви. В 1447 году князь Василий вернул себе власть, но предпочел согласиться с кандидатурой Ионы, и на соборе его вновь провозгласили митрополитом.


    Сначала Иона Рязанский был выбран на должность митрополита собором Северо-Восточной Руси. В те времена существовала реальная опасность, что епископы Литвы не поддержат его назначение. Но смуты не произошло. Так как во время своего нахождения в Литве легат Исидор пытался отделить западные епархии от Руси, но король Казимир Четвертый к тому времени уже отказался от поддержки Рима. И планы Исидора провалились.

    В Польше также поддержали кандидатуру Ионы из-за несогласия с текстом унии. Великий князь Василий неоднократно составлял письма для Константинополя, где излагал свои взгляды на институт Московского патриархата. Но одно письмо так и не было отправлено, а судьба второго послания остается неизвестной и сегодня.

    Мягкий конфликт отделения

    Русская православная церковь никогда открыто не конфликтовала с Константинопольским патриархатом. Причины своего отделения Московский патриархат объяснял политической необходимостью. На Руси признавали главенство Греческой церкви и надеялись на понимание со стороны Константинопольских епископов. Поэтому автокефалия Русской православной церкви заняла столько времени.

    В 1454 году, после избрания первого на греческой земле православного патриарха Геннадия Схолария, отношения между Константинополем и Москвой были восстановлены. Об этом историческом процессе известно крайне мало. И никаких документов о том времени не сохранилось.

    Патриархи и ставленники: разделение митрополий

    После Ионы его пост занял патриарх Николай, а затем на смену ему пришел Каликста Третий. Король Казимир не согласился с данным назначением. И признал в качестве Киевского митрополита Григория Болгарина, являвшегося римским ставленником.


    Так произошло разделение Киевской и Московской епархий. Эти события датируются 1459 годом. Затем в церковной истории был длительный период сотрудничества с Иерусалимской епархией. Но и связи с греческими священниками, несмотря на разногласия, все же сохранялись.

    Вселенская патриархия и отношения с ней

    В 15-м веке церковь утратила значительную долю поддержки от государства. Но на строительство храмов и бытовые нужды требовались деньги, поэтому обращения к Константинополю были частыми, но неофициальными.

    Русские монахи регулярно посещали Афон, Палестину, Синай и Константинополь. В 1557 году в Константинополь была отправлена делегация для подтверждения царского статуса Ивана Грозного. Официальное подтверждение было получено. В 1586 году Москву посетил патриарх Иоаким. Через три года Московскому патриархату нанес визит Константинопольский патриарх Иеремия Второй. С ним были проведены переговоры о признании Московского патриархата. И в 1589 году законность автокефалии на Руси была признана западным сообществом. А затем и всем остальным миром.

    Отношение к автокефалии сегодня

    Во времена отделения Русь политически никак не зависела от Византии. Только церковная власть тесно сотрудничала с Константинополем. Длительный период без собственного патриарха на Руси объясняется тем, что тогда русские земли подвергались набегам татар, да и борьба за власть во внутренних политических кругах давала о себе знать.
    В 1453 году Константинополь был захвачен турками, а такой державы, как Византия, не стало. Поэтому отделение Русской церкви приобрело еще и политические выгоды. Ведь в тот период Русь была единственной православной страной, которая сохраняла свою неизменную духовную целостность.

    В отличие от Киевского патриархата, в котором отделение произошло самовольно и без должной преемственности, Русская православная церковь делала попытки по урегулированию вопросов автокефалии с Константинополем неоднократно. Но ни на одно письмо об автокефалии не было получено ответа. А затем Флорентийская уния и вовсе перестала быть действующим документом. И можно считать, что отделение Русской церкви было вынужденной мерой.

    Православное вероучение определяет автокефалию, как нечто естественное. Ведь главное, чтобы церковь была органически едина и основывалась на благодатном общении в таинствах. При этом административное устройство церкви может быть любым.

    Длительная автокефалия Русской Православной церкви священнослужителями признается вполне обоснованной и необходимой. Во время ее проведения не было цели разрыва связей с Византией. А обособленность являлась экономически и территориально выгодным решением. И это решение далось Русской церкви совсем не просто.

    Вопрос 5

    О сновными источниками общерусского права в 15-17 вв. были: великое княжеское законодательство, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.

    Создаются новые сложные формы законодательства—общерусские кодексы: Судебники, Соборное Уложение, указные, в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст книги Судебников: Уставная книга Разбойного приказа, указные книги Поместного и Земского приказов.

    Все большее место в системе источников права начинают занимать разного рода частные акты—духовные грамоты, договоры, акты, закрепляющие собственность на землю, и др.

    В 15-17 вв. гражданско-правовые отношения постепенно выделяются в особую сферу и их регулирование осуществляется специальными нормами, включенными в различного рода сборники. Нормы гражданского права одновременно отражали и регламентировали процесс развития товарно-денежных и обменных отношений, а также отношений феодальной эксплуатации, основывающейся на различных формах земельной собственности (вотчинной и поместной). Субъектами этих отношений являлись как частные, так и коллективные лица. Субъекты гражданского права должны были удовлетворять определенным требованиям, таким как достижение установленного возраста, социальное и имущественное положения.

    Основными способами приобретения вещных прав считались захват, давность, находка, договор и пожалование.

    Пожалование земли представляло собой сложный комплекс юридических действий: выдача жалованной грамоты, запись в приказной книге. Раздачу земли осуществляли уполномоченные на то приказы.


    Договор в 15-16 вв.—один из самых распространенных способов приобретения прав на имущество. Широкое распространение получает письменная форма сделок, которая оттесняла на второй план свидетельские показания.

    Основными формами земельной собственности были вотчина (условное землевладение) . Вотчины делились на несколько видов в соответствии с характером субъектов ( дворцовые , государственные , церковные , частновладельческие ) и способами их приобретения ( родовые , выслуженные , купленные ) . Для родовых вотчин устанавливается особый порядок приобретения и отчуждения : эти сделки осуществляются с согласия всего рода.

    Что касается купленных вотчин, субъектом собственности здесь являлась семья (муж и жена). Предполагалось , что они приобретены супругами совместно и на их общие средства .

    Поместные наделы жаловались из княжеских (дворцовых) земель лицам, которые непосредственно связаны с княжеским дворцом и службой князю.

    Термин « поместье « впервые был использован в Судебнике 1497 г. и вошел в обиход для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли , но и рыбные , охотничьи угодья , городские дворы и т.п.

    Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба , начинавшаяся для дворян с пятнадцатилетнего возраста . Поступивший на службу сын помещика « припускался « к пользованию землей , но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк , вплоть до его совершеннолетия . Женщины не участвовали в наследовании поместий , наделялись землей только в форме пенсионных выплат , размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно , а с 16 в.—нормировано.

    Обязательственное право 15-16 вв. развивалось по линии постепенной замены личностной ответственности по договорам имущественной ответственностью. При заключении договора займа закон запрещал должникам служить в хозяйстве кредиторов. Прослеживаются попытки законодателя по-новому рассматривать и договор личного найма, долгое время бывший источником личной кабальной зависимости для нанимающихся. Однако недостаточно определенное положение физического лица в законодательстве сказалось на перенесении ответственности по обязательствам с конкретных лиц, принимающих их, на третьих лиц, прежде всего на членов семьи. Перенесение ответственности допускалось также от господина на его людей, слуг и крестьян. Закон предусматривал ситуации, когда третьи лица должны вступать в обязательство, заменяя собой действительных участников отношения.

    Близким к сфере обязательственных отношений был институт залога. Залог по русскому праву 15-16 вв. выражался в переходе на залогополучателя прав владения и пользования имуществом залогодателя, но без полного перехода права собственности на вещи.

    Одним из важнейших условий при заключении договора являлась свобода воли и волеизъявления договаривающихся сторон. Закон предоставлял стороне, воля которой была ущемлена, возможность оспорить такую сделку в течение короткого срока. Закон признавал недействительной сделку, заключенную в состоянии опьянения или под действием обмана. Понятие обмана подробно определялось в законе, причем преимущественно с уголовно-правовой точки зрения: мог быть установлен обман в отношении тождественности лица, заключившего сделку, права заключать эту сделку, относительно самого предмета сделки.

    До середины 16 в. преобладающей формой заключения договоров оставалось устное соглашение. К концу века все большее значение стала приобретать письменная форма сделок—кабала. Кабала подписывалась собственноручно обязующимися сторонами, а в случае их неграмотности—их духовными отцами или родственниками (братьями и племянниками, но не сыновьями). Постепенно возникало и крепостная (нотариальная) форма сделок, первоначально используемая только в договорах, которые связаны с продажей некоторых вещей или с кабальными служилыми обязательствами (ст.20 Судебника 1497 г.).

    Прекращение обязательства связывалось либо с его исполнителем, либо с неисполнением в установленные сроки, в некоторых случаях—со смертью одной из сторон. Срок исполнения оговаривался сторонами при заключении договора; при особых обстоятельствах он мог быть продлен распоряжением представителя власти.

    Внешняя форма обязательства оказывал существенное влияние на его содержание. Договор мены, стал широко использоваться в сделках с недвижимостью, когда наметилась тенденция к сближению вотчинного и поместного землевладения. Под видом этой сделки в 16 в. стали маскировать реальные сделки купли-продажи и дарение после того, как они были запрещены с целью ограничить процесс сосредоточения земель в руках церкви.

    Купля-продажа недвижимости было связана с рядом условностей и ограничений. Лицо, владевшее имуществом на праве условного землевладения, могло отчуждать его не иначе, как с согласия действительного собственника вещи.

    В сфере наследственного права в 15-16 в.в. наблюдается тенденция к постепенному расширению круга наследников и правомочий наследователя. Наследники по завещанию могли предъявлять иски и отвечать по обязательствам наследователя только при наличии оформленного завещания, подтверждающего эти обязательства.

    По сравнению с предыдущим периодом в праве наследования стало намечаться большая свобода воли завещателя: завещание мог сделать любой член семьи. Такая индивидуализация воли наследователя требовала наблюдение письменной формы завещания. Эта форма становиться обязательной при завещании имущества сторонним лицам, не наследующим по закону. В 15-16 в.в. основной круг наследников по закону включая сыновей вместе с вдовой. В наследовании участвовали не все сыновья, а лишь те, которые оставались на момент смерти отца его хозяйстве и доме. Братья получали равные доли наследства и имущества, отвечая по отцовским обязательствам, и расплачивались по ним из общей наследованной массы.

    При наличии сыновей дочери устранялись от наследования н6движимости (ст.60 Судебника 1497 г.), однако они постепенно начинают допускаться к законному наследованию вотчин. Строго проводился принцип недопущения вдов в наследованию родовых вотчин. При отсутствии вдовы сыновей вотчины передаются родственникам умершего. С выслуженными вотчинными дело обстояло иначе : в 15-16 в.в. практика приравнивала их к купленным, в связи с чем допускался их переход во владение пережившей супруге. В случае второго брака вдова теряла права на вотчину, зато ее новому мужу выделялась земля в поместье. На купленные вотчины вдовы имели право собственности.

    Распоряжение «Крестьянскими землями» было ограничено целом рядом факторов. Одним из важнейших была община, она осуществляла предел земельных наделов, распределяла тяжесть налогообложения и повинностей, могла стать наследницей имущества, контролировала договорные и обязательственные отношения своих членов. Земельные наделы передавались по наследству сыновьям, но распоряжение ими было ограничено земельными правами общины.

     
    1   2   3


    написать администратору сайта