Сборник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии" в данном разделе сайта собраны методические материалы, которые не имеют непосредственного отношения к "
Скачать 0.82 Mb.
|
ЖИВОТНОЕ КОРМ ЛЕТОМ КОРМ ЗИМОЙ БЕЛКА Семена ели и сосны из шишек (3), лесные орехи (2), желуди (1), грибы (1), ягоды (1), птичьи яйца (1) Семена ели и сосны (5) и летние запасы (3), если найдет: орехи, желуди, грибы ЛЕСНАЯ МЫШЬ Семена растений (5), травинки (5), грибы (3), насекомые (2) и их личинки (2), дождевые черви (1) Семена ели (5), зеленые части растений (2), кора лиственных (1) ЗАЯЦ Травянистые растения (5), кора лиственых деревьев и кустарников (2) Кора (5), почки лиственных деревьев и кустарников (2) ЛОСЬ Травянистые растения (5) водная растительность (3) грибы (1) Кора и ветки деревьев (5): ива, осина, рябина; редко- ель и молодые сосенки, сухая трава (1) БОБР Ветки и кора деревьев (5):ива, осина, реже береза, рябина); корневища водных растений (4); до 300 видов травянистых околоводных растений (3) Ветки и кора деревьев (5): ива, осина, реже береза, рябина; корневища водных растений (1-3) ЕЖ Насекомые (5), дождевые черви (4) лягушки (2), мышевидные грызуны (1), ящерицы (1), УЖ Лягушки (5), головастики (4), рыба (4), мыши (2), ящерицы (2), тритоны (3) яйца птиц (2), птенцы (2) ЛЯГУШКА насекомые (5) и их личинки (2), головастики (3), дождевые черви (3) ЗЕМЛЕРОЙКА Насекомые (5), пауки (1), многоножки (1), дождевые черви (4) Зимующие насекомые и их личинки (5) КУНИЦА Мыши (5), белки (2-3), мелкие птицы (3), ягоды (2)орехи (2), насекомые (3), яйца птиц (2), мед (1) Мыши (5), белки (2), птицы (3)падаль (2) ЛИСА Мыши (4), зайцы (3), птицы (2-3), лягушки (1), насекомые (2), падаль (2), ягоды (1) Мыши (5), зайцы (3), птицы (2), падаль (3) КАБАН Всеядный : корневища растений, желуди (5), зеленые части растений (4) дождевые черви (3); насекомые (2) и их личинки, грызуны (1), падаль (2) Всеядный (5): корневища растений, желуди, падаль (2) P.S. В графах "корм летом и зимой" в скобках указаны цифры - это доля данного вида корма в общем рационе животного, приблизительно оцененная нами по 5 бальной шкале. Реальное "меню" зависит от местных условий обитания животного. "НАЙДИ ПАРУ" Возраст:от 7 лет и старше Количество участников:1-10 чел. Оборудование: карточки или природные материалы и карточки. Продолжительность: 5-10 минут Игровой прием весьма простой - классификация множества по определенному признаку. Тематика любая, вариантов игры очень много. Суть - в правильном выборе названия (растения, животного, местности и т.п. ) к соответствующему изображению ( рисунок, фотография) или предмету ( плоды, листья, семена, следы жизнедеятельности и т.п.) . Либо, поиск парных карточек. Тематическое содержание будет зависеть от планируемой познавательной задачи. Примеры наших игр из этой серии: "СЛЕДОПЫТЫ" - карточная игра, где игроки (до 10 чел.) имея "фотографии" следов животных на снегу должны подобрать из общей колоды соответствующие карточки-рисунки зверей. "СОБЕРИ ДЕРЕВО" - к карточке с изображением листа дерева надо найти плод этого же дерева. "КТО ЭТО?", "ЧТО ЭТО?" - к карточкам-рисункам околоводных животных и растений подобрать соответствующее название. "НАЙДИ ПАРУ ПО ЗВУКУ (по запаху)" - четному количеству участников (до 20 чел.) раздать одинаковые коробочки (удобно от фотопленки) с разным звуковым содержанием с целью найти своего "парного" партнера. Другой вариант, когда двум группам детей раздается одинаковый набор звучащих предметов, каждому играющему с закрытыми глазами - один предмет. Поиск парных звуков проводится участниками не открывая глаз. "МЕМОРИ" или голландское лото Возраст: от 5 и старше Количество участников: 2-6 чел. Оборудование: парные карточки Продолжительность: 10-20 минут Цель: развитие памяти, реакции и запоминание новой информации. Одна из интересных модификаций "Найди пару". Например, 36 парных карточек с изображением 18 видов птиц (или др. животных, частей растений и т.п.) раскладывают рядами рисунком вниз, на стол. Каждый игрок по очереди имеет право перевернуть одновременно 2 карточки и показать их изображение всем игрокам. Затем, если на этих карточках оказался не одинаковый рисунок, их возвращают на то же место. После 2-3 конов по кругу начинают попадаться парные карточки, которые игроки оставляют себе, получая право дополнительного призового хода. Побеждает игрок, набравший большее количество пар. Если одним из условий будет - сказать правильное название вида (в нашем случае птицы ), изображенного на карточке, то помимо развития памяти и реакции, "Мемори" может значительно пополнить знания игроков. Развитие эмоционально-чувственной сферы Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка – это, на наш взгляд, одна из главных задач экологического просвещения. Следствием такого развития становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой и гармонией окружающего мира, формирование у них чувства симпатии и уважения ко всем живым существам на земле. Кроме того, эмоционально-чувственное восприятие мира, конечно же, способствует и укреплению фундамента знаний о природе. Джозеф Корнелл писал, что «каждая игра – это рупор, через который говорит природа: иногда – языком ученого, иногда – языком художника или философа». Вы уже познакомились с коммуникативными и учебными играми. В первой части этого раздела содержится описание других игр – тех, в которых природа говорит с нами «языком художника и философа». Эти виды деятельности дают детям возможность насладиться богатством ощущений (зрительных, осязательных, обонятельных и слуховых), которые дарит им окружающий мир, а также стимулируют фантазию и творческое самовыражение. Во второй части мы поместили те литературные произведения, знакомство с которыми в соответствующей атмосфере может оказать на детей сильное эмоциональное воздействие и заставить задуматься о своем месте на земле, о той роли, которую играет в создании (или решении!) той или иной экологической проблемы каждый человек. (С сожалением вынуждены констатировать, что все тексты, включенные в этот раздел, принадлежат перу американских авторов. Надеемся, что среди читателей этой брошюры найдутся люди, способные создать аналогичные произведения на отечественном материале, поскольку история наших взаимоотношений с природой не менее сложна и богата различными событиями.) Знакомя детей с этими и другими произведениями, постарайтесь продемонстрировать им, насколько эти тексты интересны лично вам, насколько глубоко они воздействуют лично на вас, если вы беретесь за огромный труд поддержания в детских душах любви к природе. Знакомство с деревом Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 - 30 метров не будут слишком большим расстоянием. Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?» Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев. Звуки природы В лесу, на лужайке, около воды или в парке дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо слышит птичью песню, он отгибает один палец. Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интересней, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы. Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест листьев, журчание воды. Зумм (Приближение) Отправляясь на прогулку, объясните детям, что это занятие потребует работы всех органов чувств. Придя на опушку леса, попросите учащихся оглядеться вокруг и выбрать какой-нибудь природный объект (например, интересное дерево) примерно в 100 метрах от них. Пусть дети занесут результаты своих наблюдений за объектом (размер, цвет, форма кроны и т.п.) в блокноты. Теперь попросите их преодолеть половину расстояния до объекта и снова записать свои наблюдения, а затем подойти к объекту вплотную и опять зафиксировать свои наблюдения. Объясните, что восприятие играет важную роль в том, как мы выражаем свои ощущения. Взяв в качестве примера выбранные детьми объекты, обсудите то, как меняется их восприятие в зависимости от того, с какого расстояния рассматриваются эти объекты. Как именно дети описали свои объекты? Даже если два человека наблюдали за одним и тем же объектом, их восприятие этого объекта может быть различным, несмотря на то, что смотрели они с одного и того же расстояния. Попросите детей составить поэтические описания деревьев, используя кое-что из своих наблюдений, а затем зачитать эти описания остальным. ПРИМЕР ОПИСАНИЯ: «Одинокая сосна на утесе. Силуэт - как на старинных японских акварелях – изящный и причудливый. Ветра изрядно поработали над ним… Перемещаюсь ближе – теперь все мое внимание приковано к кроне: кажется, что ветви с трудом удерживают пушистое облако иголок. Подойдя к дереву вплотную, я бережно касаюсь его мозаичной серо-розовой коры, провожу пальцем по глубоким черноватым бороздкам и вдыхаю ни с чем не сравнимый аромат сосновой смолы». Схваченная тень Выберите для проведения этого занятия солнечный день. Объясните детям, что вы познакомите их еще с одним способом самовыражения посредством «фиксации» теней. Приведите детей на поляну и предложите им разбрестись по ней в поисках интересных теней, отбрасываемых природными объектами. Продемонстрируйте им, как следует зарисовывать тени: лист бумаги помещается так, чтобы на него падала тень объекта, а затем карандашом обводится силуэт этой тени. На обратной стороне листа можно написать, тень какого объекта изображена. Пусть учащиеся покажут друг другу зарисовки теней. Объясните, что каждая работа уникальна, поскольку дает представление не только о природном объекте, но и о человеке, наблюдавшем его. Примечание: Будет лучше, если вы поможете детям выбрать небольшие объекты (цветы, травы) или части крупных объектов (ветку дерева) так, чтобы объект уместился на листе бумаги. Конкурс плакатов Этот вид деятельности даст детям возможность проявить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе. Поговорите с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов «Берегите лес от пожара!» на фоне изображений горящих деревьев и убегающих животных. Объясните, что если человек выбирает плакат как способ привлечения внимания других людей к какой-то проблеме, то он должен не только придумать для своего плаката оригинальный текст, но и предложить яркое и выразительное дизайнерское решение. Разделите детей на несколько групп. Скажите, что каждая группа будет заниматься изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу. Предложите детям самим придумать какой-нибудь лозунг или, например, подобрать (сочинить) подходящее четверостишие на эту тему. Если же на этом этапе дети будут испытывать затруднение, то напишите на доске два утверждения и предложите использовать их при создании плаката: • ИЗ ОДНОГО ДЕРЕВА МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ 3 000 000 СПИЧЕК • ОДНОЙ СПИЧКОЙ МОЖНО СЖЕЧЬ 3 000 000 ДЕРЕВЬЕВ Для работы детям понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага. Обязательно приготовьте кипу старых журналов – картинки из них могут пригодиться при создании коллажей. Не забудьте про природные материалы и, конечно, про пару коробков спичек! Природные духи Это занятие надо проводить на природе. Предложите детям создать свои собственные природные «духи», используя для этого только природные материалы и не тревожа живых существ. В качестве примера можете дать такой запах: почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли. Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот запах собой представляет. Дайте детям пять минут для обследования территории и выбора своих запахов. Усадите детей в круг и предложите оценить все ароматы, передавая образцы от одного к другому. Поговорите о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить. Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив занятие таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как, например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха. Вот, к примеру, рецепт духов «Отрада крота»: корень + грибница + жирная личинка + рыхлая почва Дерево - очевидец Предложите детям сочинить историю жизни какого-то конкретного дерева и рассказать ее от лица этого дерева. Эта работа может быть коллективной, поскольку детям надо будет не только найти подходящее дерево, возраст которого был бы никак не меньше 100 – 150 лет (лучше – гораздо больше!), но и подобрать соответствующие материалы краеведческого характера. Дерево должно поведать о тех событиях на своей земле, свидетелем которых оно стало. Объясните детям, что их рассказ не должен быть простым перечислением крупных (и не очень крупных) исторических событий: отмена крепостного права - закладка нового города - война - строительство плотины на реке и т. д. Вся история должна быть пропущена через, если так можно выразиться, «призму сознания» дерева, для которого великая засуха или пожар куда более значимые события, чем, например, революция. Те дети, которые не захотят ограничиться описанием истории только небольшого участка земли, могут использовать следующий прием: регулярно прилетающая птица рассказывает о событиях в соседнем лесу; ветер, коснувшись ветвей, повествует о том, что происходит, например, в соседней стране; капля дождя рассказывает дереву о событиях на другом континенте Дерево слов Предложите детям написать на небольших полосках бумаги слова, характеризующие дерево. Это могут быть как поэтические сравнения, так и вполне прозаические описания функций отдельных частей дерева: поощряйте детей давать самые разные определения. Можно предложить детям подобрать слова, относящиеся к отдельным частям дерева, и написать их на заранее подготовленных листках бумаги соответствующей формы и цвета: зеленые листочки - для кроны («величественная», «антенна для улавливания света», «могучая», «дающая приют птицам», «имеющая генетически определенное строение» и т.д.); имитация фрагментов коры - для ствола («шершавый», «несгибаемый»; «ежегодно добавляющий одно кольцо» и т.д.); узкие полоски причудливой формы - для корней («таинственные», «прячущиеся», «добывающие воду» и т. д.). Соберите листки и разместите их на силуэте дерева, нарисованном на ватмане, - у вас получится замечательный коллаж, который можно использовать в качестве элемента оформления учебного помещения. «Тотем» Основные цели: идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы. Ориентировочное время: до 1,5 часа. Материалы и подготовка: бумага, ручки, карандаши, краски, биологические и географические справочники (словари, энциклопедии). Процедура. Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах. Тотем — это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь. Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нём в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга. «Человечек из коры» Основные цели: расширение опыта восприятия мира природы, развитие воображения. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: кусочки коры различных деревьев, бумага, карандаши, краски. Процедура. Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих «своему» кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился». Примечание. Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое «неумение». Обычно уговорить их взяться за дело бывает не так уж трудно. «Мир кролика и мир муравья» Основные цели: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: пятирублёвые монеты, лупы и пинцеты (для каждого участника). Упражнение проводится на лугу или на поляне. |