Структура социокультурного пространства ночного города и ее осно. Сегодня социальное и культурное пространство представляет собой динамичную структуру, поэтому изменения в нем происходят быстро
Скачать 29.49 Kb.
|
Актуальность исследования социокультурного пространства ночного города, его структуры, а также специфики и основных компонентов, определена как фундаментальными теоретическими вопросами академической науки, так и задачами, выдвигаемыми конкретно-научным анализом современных социокультурных процессов и практик. Сегодня социальное и культурное пространство представляет собой динамичную структуру, поэтому изменения в нем происходят быстро. Для того чтобы сделать современные города конкурентоспособными, необходимо пространство для участия граждан в этих изменениях. Поэтому прикладные исследования имеют особое значение, и их результаты могут быть использованы для решения актуальных проблем, характерных только для городов. Проблема пространственного развития современных городов всегда была на переднем крае городской социологии. Однако решение проблем такого характера требует всестороннего анализа происхождения и перспектив городского развития.1 Основы социологического подхода к изучению городского пространства заложены в трудах М. Вебера и Г. Зиммеля. В своих работах они анализировали становление городского образа жизни. В рамках данного подхода город рассматривался как новая форма общественных отношений. Изначально у ночи была сложная, неуправляемая внутренняя структура. Ночь - это не просто "противоположность" дня, не просто подкладка, существующая в течение дня. В глубинах темной ночи скрыта не только дневная структура объективного мира - там появляются образы, порожденные "темной" материей, бессознательные бессвязные повествования выстраиваются в психологическую структуру, упорядоченную особой логикой, вся вселенная вложена, как матрешка, открывающаяся из одной точки, а затем открытие с другой точки. Социальное и культурное развитие города и основание его градостроительного образования происходят не только под влиянием внешней среды, но и под влиянием внутренних законов развития самого города. Метод социальной философии интегрирует наиболее важный процесс современной социальной и культурной трансформации на данном этапе. Эти процессы связаны с такими явлениями, как виртуализация, визуализация, информатизация, глобализация и транснационализм. С точки зрения социальной философии, одним из наиболее важных последствий этих процессов является то, что сам город и люди, живущие в городе, осознали проблему защиты социальных и культурных особенностей. Быстрые темпы социальных и культурных преобразований и изменения в механизме коммуникации в городском пространстве между отдельными людьми сделали проблему ценностной ориентации граждан особенно актуальной. Необходимо изучать городское пространство с точки зрения социальной философии, уметь синтезировать разработки всех существующих методов и обобщать опыт, полученный в результате изучения современной социальной культуры. Освещение здания создает новое здание, новую пространственную геометрию, в том числе виртуальную, когда пространственная форма полностью устанавливается светом. Стоит отметить, что этот вид ночной архитектуры естественно имеет незаконченный объем, на очертания которого намекают. Освещение создает другие фасады, другие плоскости и линии, выявляет места без колонн и арок и скрывает скромную однородность стен. Архитектура и ландшафтное освещение современного ночного мегаполиса гармонируют с его вопиющей эклектикой и новыми пространствами, где классическая и постмодернистская архитектура выглядят одинаково футуристично. Есть два подхода2 к пониманию социального пространства: субстанциалистский и структуралистский. В первой трактовке оно состоит из субстанций, т.е. индивидов, их групп и организаций, соединенных социальными отношениями. Социальное пространство обладает материальной субстанцией - людьми. Так, П. Сорокин писал: «Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли... Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета». Во второй трактовке социальное пространство - это надындивидуальная реальность, состоящая из структурированных социальных отношений. «Общество, - по словам К. Маркса, - не состоит из индивидов, а выражает сумму тех идей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». По определению П. Бурдье, социальное пространство - это «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посредине». Социальное пространство - это не сколько-нибудь устойчивое состояние, а огромный комплекс ни на мгновение не останавливающихся процессов, понимаемых как поток событий. Иначе говоря, оно имеет «процессуальный образ». Его материальное содержание - это бесчисленные практики бесчисленных индивидов, как разрозненных, так и объединенных в коллективы. (Штомпка). Во многих случаях акцент на размежевании индивидов и социальных отношений, в которые они погружены, не имеет особого значения. Обычно социальные характеристики буквально "проникают" в индивида, и только теоретически он может быть отделен от них, но это не имеет никакого практического значения. В основном это характерно для закрытого традиционного общества, с низкой социальной мобильностью, и почти все состояния приобретаются при рождении. В индустриальных и постиндустриальных обществах, характеризующихся различными типами высокой социальной мобильности, ситуация иная: нет такой жесткой связи между индивидом и его положением. Кроме того, в обществе такого типа человеку свойственно занимать значительное количество статусных должностей (например, работать неполный рабочий день). Здесь анализ статуса и лиц, которые его занимают, как самостоятельных вопросов становится все более и более актуальным. Конечно, без индивидуумов социальное пространство не существует. Социальные отношения - это результат взаимодействия между индивидами и их группами. Однако отношения и взаимодействия индивидов, несмотря на все их взаимосвязи, не совсем одинаковы, точно так же, как электрические проводники отличаются от электрических токов. Социальное пространство - это силовое поле, созданное взаимодействующими индивидами и их практиками, но в то же время обладающее своим особым (системным) качеством, которого не хватает самому индивиду (например, стране, законам, обычаям, морали и т.д.).). В индивиде существуют только его элементы в форме усвоенных социальных ролей и ценностей. Социальное пространство непостоянно. Есть области с относительно высоким социальным взаимодействием, развитыми и интенсивными контактами. Эти области можно назвать социальными зонами. Отношения между ними сильнее, чем внутри них самих. Примером социального поля может быть страна, предприятие, национальность, местный житель и т.д. В социальном пространстве существует несколько плоскостей, каждая из которых сформирована определенным типом отношений, и каждая имеет свою собственную автономную логику. Но автономия не означает изоляции. Силовые поля, генерируемые различными частями социального пространства с помощью интерактивных ресурсов, оказывают влияние на другие части и структуры. Следовательно, экономическая структура влияет на структуру политической и административной структуры, а эти структуры, в свою очередь, влияют на экономическую структуру. Единицей социального пространства в материалистической парадигме является индивид, а у структуралистов - статус. Статус статус - это место с определенным статусом в социальном пространстве. Социальный статус - это набор прав и обязанностей, социальные ожидания, форма и количество материальных и моральных вознаграждений, а также устойчивая форма нормативного поведения. Статус формируется на основе закона, административного поведения, обычаев, морали, религии, общественного мнения и т.д. Очевидно, что люди находятся в разных частях социального пространства и занимают разные позиции. Одним из атрибутов пространственной метафоры является метафора расстояния, то есть дистанции между статусом и положением друг от друга. Если индивид рассматривается как единица социального пространства, как это обычно делается, то категория социального пространства может ограничить свою роль метафорическими функциями. Индивиды в обществе разнообразны, что крайне затрудняет определение социальной дистанции между ними. Невозможно четко измерить социальную дистанцию между объектами, которые занимают несколько позиций одновременно и удалены друг от друга в разной степени. Прежде всего, это расстояние между статусом и положением в одномерной плоскости социального пространства (например, политика, администрация, экономика, символика и т.д.).). Здесь измерение расстояния возможно только с помощью категорий власти (в каждой плоскости - свой тип: административный, политический, экономический и т.д.).), основанный на оценке того, кто выше, кто над кем имеет власть, то есть он может навязывать свою волю. Чтобы занять место в этой иерархии, не имеет значения, насколько человек счастлив или сколько он потребляет. Поддерживайте объективную социальную дистанцию с помощью мощных инструментов: чем выше кресло, тем больше полицейских, помощников, секретарей и телохранителей. Во-вторых, социальная дистанция характеризует личностные отношения. Эта сторона социальной дистанции связана с первой, но отнюдь не жестко. Она определяется системами ценностей, которые разделяют сопоставляемые люди (здесь в качестве единицы выступает уже индивид, занимающий несколько статусных позиций). Каждый индивид регулирует дистанцию с другим (индивидом) на обоюдной основе: начальник решает, допускать или не допускать рабочего на прием, однако рабочий сам решает, идти на прием по личному вопросу или не идти. На желание сократить дистанцию влияет не само место во властной иерархии, а его престижность. Власть и престиж коррелируются, но не столь сильно, как это кажется обладателям высоких должностей. Таким образом, в зависимости от распределения власти в социальном пространстве можно выделить два противоположных идеальных типа механизма конструирования социальной иерархии: моноцентрическое и полицентрическое социальные пространства. Культурно-досуговая функция 3города обладает характерными чертами: - всеобщность и доступность, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех горожан в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их запросов и интересов; - самодеятельность - реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника, она, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности; - принцип индивидуального подхода - реализуется благодаря развитой инфраструктуре города, поэтому широкий спектр культурно-досуговых и образовательных организаций создает условия для учитывания индивидуальных запросов и интересов горожан при обеспечении их услугами образования и досуга; - систематичность и целенаправленность - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг горожан; - преемственность - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений, реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека Автор считает, что социально-философский метод изучения социального и культурного пространства современных городов заключается в том, чтобы уделять первостепенное внимание социальным отношениям, связи между обществом и различными сферами городской реальности, а также конкретным моделям общественной жизнедеятельности людей. Этот метод учитывает текущие социальные и культурные условия, связанные с глобализацией, транснационализмом, информатизацией, визуализацией, виртуализацией и другими явлениями. В рамках метода социальной философии социальное и культурное пространство города может быть представлено следующими структурными уровнями: общество, ценностные символы и информационный обмен. Эта пространственная структура заставляет нас рассматривать ее в двух эпистемологических предсказаниях. В первом автор анализирует социальную организацию города, способ существования и взаимодействия социальной структуры, а во втором - пространство ценностей, символов и смыслов определяется его онтологией, аксиомами и другими философскими и идеологическими качествами. Согласно первому прогнозу, социокультурное пространство города выражается как интерактивное пространство между различными социальными и культурными группами, в котором реализуются интересы, представленные этими группами. Формирование городской социальной структуры - противоречивый и неоднозначный процесс, который тесно связан с порядком расселения людей в городском пространстве. На формирование городских социальных форм также влияют различные факторы - экономические, политические, этнические, экологические, религиозные и т.д. В городах существует социальное расслоение, и фиксируются различные социальные роли людей, которые отражаются на всех аспектах жизни горожан. Социальные группы могут различаться с точки зрения экономического и социального влияния, потребления, социальных кругов и районов проживания в городах. Современные мегаполисы характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Развитие науки, искусства, промышленности, сфер и отраслей торговли способствует интенсивности этого процесса, а следовательно, и социокультурным различиям населения. Этот город является центром культурных идей и замыслов, которые организуют жизнь людей. Идеалы становятся материальными, когда они отражаются в сознании человека (социальные потребности становятся целями и идеалами), и как одно из условий реализации идеалов и ценностей. Социокультурное пространство города отражает трансформацию человеческого мышления, происходящую под влиянием различных факторов природной среды человека, а также чередующихся социальных, экономических и культурных факторов - внешних и внутренних. В этом смысле мы можем думать об этом городе как о скоплении культурных реликвий. Согласно второму прогнозу, социокультурное пространство города представлено как система социальных отношений, в которую встроены понятия ценности, символа и смысла. Социальное и культурное пространство города наполняет жизненный мир горожан особым смыслом и ценностной ориентацией и направлено на реализацию жизненных планов и стратегий в городской среде. Город становится социокультурным феноменом, и образ города существует, осмысленный и культурно насыщенный. Образ города способен придать ему органическую целостность. Являясь носителем идеальных ценностей, образ города связывает восприятие горожан с ценностями. Символические и материальные ценности играют важную роль в формировании хорошего образа города в сознании человека. Таким образом, проблема заключается в правильном использовании рекреационного потенциала города и необходимости надлежащего управления этим потенциалом. Социокультурная практика ночной жизни в каждом городе представляет собой фрактальную проекцию коллективного бессознательного соответствующей местной культуры. Пустые улицы после шести часов вечера или улицы, по которым люди ходят всю ночь, - это не только две разные культурные эпохи, но и две разные культурные концептуальные модели. Ночная жизнь большинства современных крупных городов демонстрирует второй тип фрактального паттерна, который соответствует коллективному бессознательному информационного общества, с непрерывным потоком, высокоскоростным ритмом, огромной плотностью и избыточностью значений, пространственной виртуализацией, духовными и лингвистическими артефактами. Тем не менее, даже крупные мегаполисы в разных странах мира демонстрируют разные концептуальные модели. "Город и ночь" - это тема, которая предоставляет широчайший простор для исследовательской деятельности: такая хронология существует в любой городской цивилизации на Востоке и Западе, почти в каждый исторический период. Однако есть некоторые факторы, которые отличают европейскую версию chronotope от этой серии: современная ночная культура города в первую очередь связана с деятельностью людей "Прометей", потому что она была сформирована под "подстрекательством" Запада., Исторически именно Западная Европа занимала "первенство" в освоении ночного пространства. Ее колонизация произошла, когда различные режимы городских и ночных открытых диссипативных структур были объединены и синхронизированы с большой свободой. В результате именно в западной культуре конфликт, присущий хронологической структуре Е Чэна, принял свою наиболее очевидную форму. В рамках истории возникновения, зрелости конфликта и различных форм его онтологии в этой статье будет рассмотрен феномен ночи. Таким образом, центральной фигурой очного города становятся ночные клубы. Ночные клубы - это феномен ХХ века. Современные ночные клубы прошли путь от элитарных американских джазовых заведений 20-х годов ХХ века до массовой индустрии, которая реализует право каждого активного горожанина на качественный отдых и бессонную ночь. Сегодня ночной клуб уже трудно себе представить без ди-джеинга и мощных световых потоков, в мире ночных клубов сложилось собственное понятие о респектабельности. И оно основывается на традициях, подкрепленных временем и долгом развитии индустрии ночных развлечений. Ночные клубы - это развлекательный центр современной городской жизни. В последнее время ночная жизнь является статусным развлечением элиты, а сегодня ночные клубы различных концепций открываются почти каждый день. Программы ночных клубов могут удовлетворить интересы самой требовательной аудитории. Как развлечение, ночные клубы стали неотъемлемой частью жизни в каждом крупном городе. Танцпол, живая музыка и хореография, стриптиз, бильярд, боулинг, суши-бар, конкурсные шоу, постановка оригинальной программы - это далеко не полный перечень развлечений, которые ночные клубы могут предоставить посетителям. По размаху развлечений ночные клубы близки к развлекательным центрам, но есть опасность потерять особую атмосферу ночной жизни. Современных клабберов (людей, которые много знают о мире электронной музыки) трудно удивить новыми развлечениями, поэтому концептуальные ночные клубы по-прежнему остаются самой привлекательной, притягательной и популярной частью индустрии ночных развлечений. Ночные клубы стали активным развлечением в Мекке (центр). Тогда владельцы ночных клубов, чувствуя растущий спрос, открывали новые заведения одно за другим, и каждый новый клуб находил свою аудиторию. Однако современные члены клуба избалованы шоу в ночных клубах и устали от развлечений. Им нужны новые концепции, высококачественная музыка и другой статус для качества ночных клубов. Развитие ночных клубов - это длительный процесс, формирующий тенденции и веяния. Каждый новый этап развития ночного клуба имеет свою собственную символическую линию, а его уникальный логотип вошел в культуру двадцатого века. Как и во всем остальном мире, ночные клубы вызвали очень противоречивую реакцию общества. С одной стороны, они помогают молодым людям реализовать себя. Во многих клубах проводятся зрелищные представления, часто с участием местных коллективов и ансамблей. С другой стороны, они оказывают негативное влияние на развитие личности, разрушают его ценности и наносят ущерб его здоровью. Многие школьники и студенты проводят много времени в клубах, что негативно сказывается на их способности учиться и работать. Алкоголь, атмосфера в клубе насыщена табачным дымом, что, конечно же, негативно сказывается на здоровье. Во многих клубах существуют возрастные ограничения, например, в них могут входить люди старше 21 года. Однако, как показывает практика, такая ситуация встречается редко, и вы даже можете встретить несовершеннолетних мальчиков и девочек в клубах. В некоторых небольших ночных клубах световые эффекты и звуковая система некачественны, что также отражается на здоровье. Очень важно, чтобы обстановка в клубе была удобной для отдыха. Интерьер, мебель, расположение зон отдыха, световой и звуковой техники должны быть хорошо продуманы и не наносить вред здоровью. Неотъемлемой частью любого хорошего ночного клуба является фейс - контроль, в клубах он имеет чисто символическое значение. Поэтому в клубах часто возникают конфликты и даже драки. Чаще всего ночные клубы дорого обходятся их посетителям. Ценовая политика клубов довольна жёсткая. Ведь главная цель - получение прибыли. Однако клубы имеют и положительные стороны. Клубы - это места, где молодёжь отдыхает, общается, танцует. Различные конкурсы способствуют новым знакомствам и повышению коммуникабельности. Для многих людей клубы становятся местом встреч. Посетив несколько раз такие заведения, некоторые люди находят свою профессию и призвание, становятся ди-джеями, ведущими или танцорами. Танцы, общение и любимая музыка являются хорошей разрядкой после рабочей недели и зарядом положительным эмоций. Популярные в наших клубах тематические вечеринки развивают творческие начала. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫОсновы социологии и политологии, Учебник для СПО, Куканова Е.В., 2019 Социология межкультурной коммуникации, Учебное пособие, Ананичева С.Р., 2020 Шакурова М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2019. Орлова Е.В. Социокультурное пространство: к определению понятия [Электронный ресурс] URL: www.gramota.net/materials/3/2017/7/39.html 1 Орлова Е.В. Социокультурное пространство: к определению понятия [Электронный ресурс] URL:www.gramota.net/materials/3/2017/7/39.html 2 Основы социологии и политологии, Учебник для СПО, Куканова Е.В., 2019 3 Шакурова М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-culture.ru/Articles/2007/Shakurova.pdf |