Аргументы для сочинения. "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению
Скачать 115.2 Kb.
|
Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)Желание перемен в стране, стремление к переустройству жизни, готовность к внутренним изменениям обнаруживают персонажи романа А.Н. Толстого «Пётр Первый». Так, Иван Бровкин, персонаж романа не страшится перемен, улавливает ход времени, не случайно он из крепостного мужика становится богатым купцом, близким к царю. Бровкин поддерживает Петровы реформы. До войны он поставляет в войско овёс и сено, позднее парусное полотно, сукно для кафтанов. Видя, какая опасность грозит царю от непокорных стрельцов, он спешит в Москву, без боязни входит в храм и во время службы подходит к князю-кесарю, Фёдору Юрьевичу Ромодановскому, смело глядит «в мутноватые глаза его, страшные от гневно припухших век». Бровкин становится примером для многих бояр в торговых делах, в отношении к нововведениям. Спесивый родовитый Роман Борисович Буйносов говорит приказчику: «Сделайте как у Ивана Артемьевича Бровкина». Он видит, что тот умеет добывать деньги «поставил у себя полотняный завод в Замоскворечье, сдаёт в казну парусное полотно». Бровкину завидуют именитые бояре, прислушиваются к его советам. «Многие именитые купцы были у него в деле и в приказчиках». Бровкин – энергичный и смелый человек. Он не может сидеть дома, сам ездит на мануфактуры. После пожара в Москве он быстро осознаёт выгоду от лесоразработок и нанимает мужиков валить лес. Бровкин ценит мастеровитых людей. «За семьсот рублей выкупил состоявшего за Разбойным приказом знаменитого кузнечных дел мастера Жемова (на тройке привёз из Воронежа)». С его помощью Бровкин внедряет на своих заводах новые машины. Жемов ставит ему «на новом лесопильном заводе в Сокольниках невиданную огненную машину, работающую от котла с паром». Другим персонажем романа, стремящимся к изменениям, является Голицын Василий Васильевич – ближний боярин, князь, канцлер, оберегатель государственной печати. К сожалению, стремление князя реформами преобразовать жизнь в России не поддерживает его окружение, более того, желание перемен не подкрепляется активными действиями, герой не готов противостоять обществу, бороться за свои идеалы. Его труд «О гражданском житие или поправлении всех дел, яже надлежит обще народу...» вызывает восторг только у де Невилля. «Великое и многотрудное дело, ежели бы народ весь обогатить», – говорит Василий Васильевич. Он видит один путь: «...всю землю у помещиков взять и посадить на ней крестьян вольных.., все прежде бывшие кабалы разрушить...» Дворяне, по его мнению, «за службу получат жалование». «Более чем вдвое должен подняться доход государства», – подводит он итог предлагаемой реформы. Де Невилль восхищен планами Голицына: «...История не знает примеров, чтобы правитель замышлял столь великие и решительные планы...». «Мнится – слышу философа древности», – восторгается он. Князь скромно опускает глаза в ответ на такую похвалу. Дома его планы и «мысли светлые» (Софья) никто не разделяет, более того, они вызывают откровенный смех и издевательство окружающих. «Уж здоров ли головкой князюшка-то...» – передаёт недовольная Софья мнение бояр. В такой ситуации Василий Васильевич здраво оценивает своё положение, свои силы реформатора: «Говорить, убеждать, сопротивляться – всё равно было без пользы». Голицын по требованию царевны организует и проводит Крымскую военную кампанию. Собирая дворянское ополчение, он «рассылает грозные указы», грозит «опалой и разорением». Однако с самого начала реакция помещиков однозначна: «То дело Голицыных, – на чужом горбе хотят чести добыть». В столкновении с боярами государственные интересы Голицын ставит выше личных. «Не менее вашего о государстве болею», – говорит он, повышая голос и ударяя перстнями по кольчуге. «Бесславный воитель, мрачный, как ворон», Голицын не решается бороться за судьбу трона, свою карьеру. Он видит, что стоит перед выбором: «либо уходить от дел со срамом, либо кровью добывать престол». Сильвестр, Федор Левонтьевич Шакловитый подговаривают его идти на Преображенское, но Голицын не решается на этот шаг. «Бог дал жизнь, один Бог у него и отнимет», – говорит он им. |