Аргументы для сочинения. "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению
Скачать 115.2 Kb.
|
Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)Название рассказа «Мишурный блеск» определяет его идейное содержание. В центре внимания автора два героя: бедный молодой человек Тауэрс Чендлер и богатая девушка Мэриан. Главный герой Тауэрс Чендлер, откладывая каждую неделю по одному доллару, в конце каждой десятой, надевая маску состоятельного джентльмена, проводит вечер в свое удовольствие. В один из таких вечеров он встречает скромно одетую девушку. Тогда он решает выдать себя за богача, который ничем не занят. Он мечтает о внимании, ведь только один раз в 70 дней он становится не только зрителем, но и экспонатом: «Взгляды – сияющие, угрюмые, любопытные, восхищенные, вызывающие, манящие – были обращены на него, ибо его наряд и вид выдавали в нем поклонника часа веселья и удовольствий». Тогда в героя словно «вселилось безумие Манхэттена, бешенство суеты и тщеславия, бацилла хвастовства, чума дешевенького позерства». Он почувствовал себя словно на сцене и решил сыграть роль богатого светского повесы и гурмана, и «никакие ангелы-хранители не могли помешать ему исполнить ее». Он начал врать Мэриан о несуществующих клубах и банкетах, гольфе и верховой езде, псарнях и котильонах и поездках за границу и многом другом. Это был его звездный час, и только «раз или два чистое золото ее сердца засияло перед ним сквозь туман самомнения, застлавшего ему глаза», когда она высказала мысль о том, что описанный им образ жизни «пустой и бесцельный». Но Чендлера невозможно было остановить, и он продолжил: «Мы, бездельники, и есть самые работящие люди на земле». Признаться в обмане он не мог, ведь «костюм обязывал» вести себя определенным образом. Сделав костюм своим идолом, герой поставил его выше духовных ценностей. Кажется, что манифест О. Генри направлен против бездельников и праздных людей, «вся жизнь которых проходит между гостиной и клубом», и учит тому, что цель в жизни должна быть у каждого, однако проблематика рассказа гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Перед читателями возникает образ человека, который запутался, заблудился, еще не нашел свой путь и не познал истинные ценности. Излюбленный прием О. Генри – антитеза. Контраст героев заключен не только в разнице их социального положения, но и в разнице их ценностных ориентиров. Парадоксально, но именно в уста богатой девушки вложены представления автора об истинных жизненных ценностях. В конце рассказа она делится с сестрой своими представлениями об идеальном спутнике жизни, которого она бы смогла полюбить, другими словами, рисует нравственный образец человека: «Я хочу, чтобы у моего любимого были ласковые синие глаза, чтобы он честно и почтительно относился к бедным девушкам, чтобы он был красив и добр и не превращал любовь в забаву. Но я смогу полюбить его, только если у него будет ясное стремление, цель в жизни, полезная работа. Пусть он будет самым последним бедняком; я не посмотрю на это, я все сделаю, чтобы помочь ему добиться своего. Но, сестрица, милая, нас окружают люди праздные, бездельники, вся жизнь которых проходит между гостиной и клубом, — а такого человека я не смогу полюбить, даже если у него синие глаза и он почтительно относится к бедным девушкам, с которыми знакомится на улице». Но представления Мэриан о жизни оторваны от реальности. Она мечтает выйти замуж за честного, работящего человека, предполагая, что все мужчины из ее окружения ведут праздный образ жизни и не подходят под ее описание. Героиня не ценит своего положения, а окружающих людей считает бездельниками. Она не понимает, что жизнь сложнее, чем кажется. Стоит отметить, что она сама в вечер встречи с Чендлером бегала к портной сказать, чтобы она вместо розовой прошивки поставили лиловую. Ее представления о жизни оторваны от реальности, ведь она не работает, не знает, что такое нужда. Каждый из героев надевает маску по своей воле, но не ради чего-то высокого, а ради развлечения. Чендлер самостоятельно погружает себя в 69 дней мрака: ходит в плохоньком костюме и питается бутербродами и пивом у себя в комнатушке. Он не может наслаждаться своей жизнью и работой, являясь подлинным сыном великого города мишурного блеска. Один вечер, освещенный огнями Бродвея, возмещает ему множество вечеров, проведенных во мраке. Оба героя до конца не понимают ценности жизни, своего положения, однако ситуация Чендлера страшнее. «Костюм» обязывает его врать и притворяться, он не является хозяином своей жизни. О. Генри при помощи приема антитезы показывает, что независимо от материального положения моральные нормы и нравственные ценности остаются неизменными. Читатель понимает, что деньги не приносят счастье ни одному из героев, что мишурный блеск часто может пустить пыль в глаза и укрыть истину от человека, что чистое сердце и искренняя доброта важнее всего. Такова авторская позиция, но этой позиции не придерживается ни один из героев произведения. Мэриан, как и Чендлер, оказалась способной увидеть лишь костюм героя, не оценив по достоинству его доброту и участие. Чендлер не смог отказаться от тщеславия даже ради прекрасной девушки, которая могла бы наполнить его жизнь подлинным смыслом. |