Главная страница
Навигация по странице:

  • Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)

  • Аргументы для сочинения. "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению


    Скачать 115.2 Kb.
    Название"Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению
    Дата25.01.2023
    Размер115.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАргументы для сочинения.docx
    ТипДокументы
    #905176
    страница14 из 23
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

    Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)


    О причинах, толкающих людей на преступления, рассуждает Ф.М. Достоевский в очерковой повести «Записки из Мёртвого дома», произведении, созданном на основе жизненных впечатлений писателя, отбывавшего четырехлетний срок наказания в Омском остроге за участие в кружке петрашевцев. «Записки» включают в себя бытовые картины Омского острога, портретные зарисовки каторжников и тюремного начальства, воспоминания арестантов о прошлом и многочисленные авторские размышления о наказаниях, тиранстве, национальном русском характере, о влиянии на человека «среды» и т.д. Зная о помещичьем произволе, о невыносимых условиях жизни крепостных крестьян, об их порой «вынужденных» преступлениях, Ф.М. Достоевский тем не менее не разделят позиции философии «среды», которая оправдывает преступления. По мнению писателя, человек поистине свободен, поэтому должен нести ответственность за все происходящее, не должен зависеть от случайностей, «от каждой ошибки в устройстве общественном».

    Наряду с самой «резкой характеристической» чертой русского народа – «чувством справедливости и жаждой ее» – Достоевский увидел, что в этих «худших» людях прочно живет вера в правду. Сам пройдя круги ада русской каторги, писатель размышлял о последствиях наказания не только применительно к наказуемым, но и к тем, кто наказывал. В Мёртвом доме поражали своей чудовищностью сцены кровавых экзекуций, произвол и насилие, творимые острожным начальством в отношении заключенных. Достоевский, внимательно присматриваясь к острожным палачам, искал ответ на вопрос, как человек может истязать себе подобного, и пришел к выводу о том, что «есть люди как тигры, жаждущие ... крови: кто испытал власть и полную возможность унизить самым высочайшим унижением другое существо , … тот уже поневоле как-то делается не властен в своих ощущениях».

    Достоевский считал, что телесные наказания прежде всего развращают палача, присвоившего себе право господства над душой и телом себе подобного, но больше того: они развращают наказываемых, убивая в них чувство собственного достоинства. И наконец, телесные наказания, по мнению Достоевского, развращают и разлагают само общество, которое может равнодушно созерцать факт насилия одного человека над другим.

    Таким образом, Достоевский убежден, что насилие порождает лишь насилие, даже если служит наказанием за преступление. Жестокость и насилие способны лишь разрушать общество, потому не могут быть оправданы, ни когда человек совершает преступление, ни когда получает ха это наказание.

    Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)


    Генерал Аносов Яков Михайлович – персонаж повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» – человек добрый и гуманный. Лучше всего эти черты его характера раскрываются в его отношениях с подчинёнными и начальством. Он никогда не наказывал простых солдат, а с начальством говорил просто и почтительно» «без тени вызова или рисовки, глядя прямо в глаза начальнику своими ясными, твёрдыми глазами». Однажды он отказался расстреливать пленного, за что его должны были наказать. Однако его пожалели и оставили в покое, потому что он был хорошим человеком, а не предателем.

    Аносов не только сам понимает, что такое добро и зло, но и помогает Вере Николаевне осознать ту боль, которые она и её муж причинили Желткову, много лет любившему её. Его интерес к истории княгини, любимой им, как дочери, – не праздное любопытство, а желание помочь ей разобраться в своих чувствах, увидеть за письмами и подарками страдающего человека.

    Характер Аносова раскрывается и через его отношение к любви. Его высказывания о любви напоминают афоризмы («Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться»). Большой жизненный опыт делает его суждения убедительными. Он критикует мужчин, которые «целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью», раскрывает тайное тайных женщины («...разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?»). Его слова, обращённые к Вере, звучат как предостережение: «...Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

    Аносов сокрушается о том, что «любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения». Винит Аносов в этом мужчин, которые «в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью».

    Так мы видим в этом герое человека, понимающего, где находится грань между добром и злом, способного сочувствовать чужому горю, знающего цену любви. Его можно назвать подлинным гуманистом.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23


    написать администратору сайта