Главная страница

Аргументы для сочинения. "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению


Скачать 115.2 Kb.
Название"Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению
Дата25.01.2023
Размер115.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАргументы для сочинения.docx
ТипДокументы
#905176
страница4 из 23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (чувство прекрасного, патриотизм, положительные качества личности)


Примером человека широкой души, способного понять и почувствовать прекрасное, искренне любящего родину, работающего ради ее блага, является герой пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» Лопахин. Не случайно сам автор, говоря о постановке пьесы в театре, не раз подчеркивал, что роль Лопахина — «центральная», что «если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится», что сыграть эту роль может только первоклассный актер, а просто талантливому актеру она не под силу, он «проведет или очень бледно, или сбалаганит», сделает из Лопахина «кулачка... Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова, надо сие понимать». Чехов предостерегал против упрощенного, мелкого понимания этого образа, очевидно, дорогого ему.

Лопахин – значительная и необычная личность. А.П. Чехов создал не традиционный для русской литературы образ купца. Делец, и очень удачливый, Лопахин при этом — человек «с душой артиста». Когда он говорит о России, это звучит как признание в любви к родине. Его слова напоминают гоголевские лирические отступления в «Мертвых душах», чеховские лирические отступления в повести «Степь» о богатырском размахе русской степной дороги, которой к лицу были бы «громадные, широко шагающие люди». И самые проникновенные слова о вишневом саде в пьесе — не следует упускать это из виду — принадлежат именно Лопахину: «имение, прекрасней которого нет на свете».

В образ этого героя — купца и в то же время артиста в душе — Чехов внес черты, характерные для известной части русских предпринимателей, оставивших заметный след в истории русской культуры на рубеже XIX и XX вв. Это и Станиславский (владелец фабрики Алексеев), и миллионер Савва Морозов, давший деньги на строительство Художественного театра, и создатели картинных галерей и театров Третьяков, Щукин, Мамонтов, и издатель Сытин... Художественная чуткость, бескорыстная любовь к прекрасному причудливо сочетались в натурах многих из этих купцов с характерными чертами дельцов и стяжателей. Не делая Лопахина похожим ни на одного из них в отдельности, Чехов вносит в характер своего героя черты, объединяющие его со многими из этих предпринимателей.

И конечная оценка, которую Петя Трофимов дает своему, казалось бы, антагонисту («Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...»), находит известную параллель в отзыве Горького о Савве Морозове: «И когда я вижу Морозова за кулисами театра, в пыли и трепете за успех пьесы — я готов ему простить все его фабрики, в чем он, впрочем, не нуждается, я его люблю, ибо он бескорыстно любит искусство, что я почти осязаю в его мужицкой, купеческой, стяжательной душе». К.С. Станиславский завещал будущим исполнителям Лопахина придать ему «размах Шаляпина».

Разбивка сада на дачные участки — идея, которой одержим Лопахин, — это не просто уничтожение вишневого сада, а его переустройство, устройство, так сказать, общедоступного вишневого сада. С тем прежним, роскошным, служившим лишь немногим садом этот новый, поредевший и доступный любому за умеренную плату лопахинский сад соотносится как демократическая городская культура чеховской эпохи с дивной усадебной культурой прошлого.

С Лопахиным связана и основная сюжетная линия «Вишневого сада». Нечто, ожидаемое и подготавливаемое в первом действии (спасение сада), в результате ряда обстоятельств оборачивается чем-то прямо противоположным в последнем действии (сад рубят). Лопахин вначале искренно стремится спасти сад для Любови Андреевны, в конце же «нечаянно» завладевает им сам.

Но в конце пьесы Лопахин, достигнувший успеха, показан Чеховым отнюдь не как победитель. Все содержание «Вишневого сада» подкрепляет слова этого героя о «нескладной, несчастливой жизни», которая «знай себе проходит». В самом деле, человек, который один способен по-настоящему оценить, что такое вишневый сад, своими руками должен губить его (ведь других выходов из сложившейся ситуации нет). С беспощадной трезвостью показывает Чехов в «Вишневом саде» фатальное расхождение между личными хорошими качествами человека, субъективно добрыми его намерениями — и результатами его социальной деятельности. И личного счастья Лопахину не дано.

Пьеса начинается с того, что Лопахин одержим мыслью о спасении вишневого сада, а в итоге все получается не так: сад он не спас для Раневской, как хотел, а его удача оборачивается насмешкой над лучшими надеждами. Почему это так — не в силах понять сам герой, не мог бы этого объяснить никто из окружающих.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


написать администратору сайта