Аргументы для сочинения. "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению
Скачать 115.2 Kb.
|
Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)Личность человека формируется под влияем среды, общества, в котором он живет. Так, личность Евгения Онегина, главного героя одноименного романа А.С. Пушкина, сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер героя: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пёстрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обременённого службой, – суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами. Однако человек, обладающий сильным характером, способный анализировать свои поступки, поведение окружающих, может противостоять влиянию общества, освободиться от его оков. Не случайно характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность. Герой чувствует, что должен отгородиться от окружения, чтобы понять себя, свое место в мире. Потому затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков – только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчёркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину лёгким оброком. Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершённым в произведении. Однако герой проделывает большую работу: Онегин освобождается от старых представлений о жизни, меняет свой образ жизни и принимает ответственность за свою судьбу. Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)В повести «Шинель» Н. В. Гоголь поднимает общественные, этические и эстетические проблемы, в том числе проблему потребности человека во внимании. Главный герой произведения Акакий Акакиевич представлен читателю как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия общества. Когда, не сумев перенести оскорбления от значительного лица, Башмачкин скончался, сослуживцы даже не заметили его отсутствия. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное... существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира...» Возможно, если бы «значительное лицо» или кто-либо из коллег поддержал несчастного Башмачкина, то не случилось бы трагедии. Н. В. Гоголь подчёркивает типичность судьбы «маленького человека», говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека – жертвы общественной системы – доведена до логического конца. Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)Человек, которого не понимают, не принимают окружающие, зачастую чувствует себя одиноким, становится озлобленным, конфликтует с окружающими, со всем обществом. Примером такого человека можно назвать главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина. Одна из причин душевного очерствения Печорина – непонимание, одиночество, с которым столкнулся герой в детстве. Печорин рассуждает об этом в своём монологе, обращённом к княжне Мери: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом...» Озлобленность героя, недоверчивость, его душевная черствость приводят к частым конфликтам. О своих врагах Печорин говорит следующее: Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов, – вот что я называю жизнью». Вражда для Печорина – это часть борьбы, которую он ведёт со всем окружающим его миром. Цель Печорина – безраздельная власть над окружающими. Печорин стремится к действию, к борьбе. Вот что пишет о лермонтовском герое Белинский: «Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интересов жизни». Эпоха, в которую суждено было жить Печорину, не создавала почвы для какой-либо радикальной деятельности. Всякие оппозиционные устремления беспощадно подавлялись властями. Однако герой не может жить в бездействии, и он создаёт искусственные ситуации борьбы. Не случайно поступки Печорина, запечатлённые в романе, образуют цепь экспериментов над жизнью. Герой вмешивается в жизнь «честных контрабандистов», затевает интригу с княжной Мери и Грушницким; он бросает вызов судьбе, обезоруживая пьяного казака в «Фаталисте», организует похищение Бэлы. Не найдя в окружающей действительности опоры для добрых деяний и приняв зло, Печорин тем самым подписывает приговор собственной душе. Крайний индивидуализм Печорина становится причиной его внутренней опустошённости, утраты им смысла жизни. |