Главная страница
Навигация по странице:

  • Тестовые задания.

  • Семинар 9. Семинар Философия научного познания


    Скачать 50.43 Kb.
    НазваниеСеминар Философия научного познания
    АнкорСеминар 9
    Дата07.11.2022
    Размер50.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSeminar_9.docx
    ТипСеминар
    #774979
    страница3 из 3
    1   2   3

    5. Проблема построения научной теории (И. Лакатос, П. Фейерабенд).

    Концепцию И. Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий: научно-исследовательская программа; "жесткое ядро" исследовательской программы; "защитный пояс" гипотез; гипотеза ad hoc; положительная и негативная эвристики.

    Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро". Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу.

    У теорий данной программы есть "твердое ядро" и "защитный пояс". Теории сопоставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой.

    Твердым ядром научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особенности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадобились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жива и по настоящее время ее изучают, ею пользуются.

    Гипотеза ad hoc - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса - гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера.

    Положительная и отрицательная эвристики - обуславливают смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать.

    Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить 2 основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез.

    Основу концепции П. Фейерабенда, названной им «эпистемологическим анархизмом», составляет принцип пролиферации (бесконечного размножения) теорий, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания.

    Плюрализм в методологии науки - принцип методологии Фейерабенда, являющийся следствием принципа пролиферации теорий. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм, суть которого состоит в том, что каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. По Фейерабенду, деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии, поэтому следует освободить общество от "диктата науки", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии одинаковые права в общественной жизни.

    Главным источником развития науки является не взаимодействие теории и эмпирических данных, а конкуренция исследовательских программ в деле лучшего описания, объяснения наблюдаемых явлений и предсказания новых фактов. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса во многом близка концепции парадигм Т. Куна. И. Лакатос иногда употребляет понятия «исследовательская программа» и «парадигма» как синонимы. Однако если у Т. Куна аномалии являются чем-то внешним по отношению к парадигме и возникновение их для парадигмы случайно, то в концепции И. Лакатоса аномалии предсказываются программой и являются внутренними для научно-исследовательской деятельности.

    Идеи выдающегося американского философа и методолога науки П. Фейерабенда. Основные принципы его концепции сводятся к следующим принципам: принцип пролиферации (множественности) теорий, принцип прочности теорий, принцип изменения значения терминов теорий, принцип несоизмеримости альтернативных теорий. Соединение этих принципов привело к созданию оригинальной концепции методологического анархизма: каждый волен (должен) изобретать свою собственную концепцию; ее невозможно сравнить с другими концепциями, так как нет никакой основы для такого сравнения. Все допустимо и оправдано. Такая позиция получила название эпистемологического анархизма.

    1. объектом исследования становится не структура научного знания (как у логических позитивистов), а динамика, развитие научного знания.

    2. наука рассматривается как социальная деятельность, в контексте бытия общества наряду с другими формами духовного освоения мира.

    3. реабилитируется метафизика (философия). Освободив метафизику от обвинения в бессмысленности, признав законность философских проблем, произошло возрождение интереса к философии среди философов науки – интереса, который почти угас за время логического позитивизма.







    Тестовые задания.

    1. К основным позитивистским принципам научного познания представителей «Венского кружка относятся:

    б) верификация;

    2. Современный философ науки П. Фейерабенд:

    б) отстаивает идею неограниченной пролиферации научных теорий;
    1   2   3


    написать администратору сайта