Главная страница
Навигация по странице:

  • Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи.

  • Общая психология письмення. Семинар Психологические теории внимания и исследования по изучению внимания


    Скачать 74.06 Kb.
    НазваниеСеминар Психологические теории внимания и исследования по изучению внимания
    Дата15.02.2022
    Размер74.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбщая психология письмення.docx
    ТипСеминар
    #362077
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Семинар № 6. Психология воображения

    Рубинштейн С.Л. Природа и виды воображения Воображение — особый процесс, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное — образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по-видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных. Воображение связано с активностью организма, с происходящими в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется загадочный характер человеческой психики. Воображение создаются с помощью следующих приемов:

    • вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

    • изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);

    • агглютинация – соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

    • конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

    • гиперболизация — мысленное усиление или ослабле­ние отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

    • перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

    • типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.); Таким образом, воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни из прошлого опыта.

    Виды воображения: • Непроизвольное (пассивное) – когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.). • Произвольное (активное) – когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

    а) воссоздающее – создание образов на основе лично­го опыта, текста, чертежа, карты и т.д. б) творческое – (более сложный вид воображения) – самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности. • Фантазии – это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности. • Мечты – нацелены на будущее, это образы желае­мого будущего. грезы – мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

    Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи.

    Я могу сравнить себя с путником, который предпринял восхождение на гору, не зная дороги; долго и с трудом взбирается он, часто вынужден возвращаться назад, ибо дальше нет прохода. То размышление, то случай открывают ему новые тропинки, они ведут его несколько далее, и, наконец, когда цель достигнута, он, к своему стыду, находит широкую дорогу, по которой мог бы подняться, если бы умел верно отыскать начало.В своих статьях я, конечно, не занимал читателя рассказом о таких блужданиях, описывая только тот проторённый путь, по которому он может теперь без труда взойти на вершину... Признаюсь, как предмет работы, мне всегда были приятнее те области, где не имеешь надобности рассчитывать на помощь случая или счастливой мысли. Но попадая довольно часто в такое неприятное положение, когда приходится ждать таких проблесков, я приобрёл некоторый опыт насчёт того, когда и где они мне являлись, - опыт, который может пригодиться другим. Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам. Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение. Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады так, что все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

    Дойти до этого обычно невозможно без долгой продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто... они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс. Особенно охотно приходили они... в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь».
    1   2   3   4


    написать администратору сайта