Главная страница
Навигация по странице:

  • Представления о сущности в метафизике Аристотеля

  • Причины бытия в метафизике.

  • Категории философии

  • Логика Аристотеля

  • Аристотель о душе.

  • Семинар по истории интеллектуальной культуры. Семинар по истории интеллектуальной культуры Платон, Аристотель Платон Пир (найти миф про андрогинов)


    Скачать 70.85 Kb.
    НазваниеСеминар по истории интеллектуальной культуры Платон, Аристотель Платон Пир (найти миф про андрогинов)
    Дата16.02.2022
    Размер70.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар по истории интеллектуальной культуры.docx
    ТипСеминар
    #364517
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Аристотель как основатель метафизики

    Аристотель один из наиболее выдающихся мыслителей периода античности, заложивший традиции современной системы философии. Аристотель входит в число учеников Платона, однако он не ограничился изучением концепции собственного учителя, но шагнул значительно дальше, собрав все сведения о философских, научных, этических, политических концепциях своего времени. Как учитель Александра Македонского, Аристотель стал одним из кто сформировал феномен эллинизма – единого культурного пространства, объединявшего достижения греческой и восточной культуры.

    В качестве наследия Аристотель оставил свои многотомные труды, в которых дал изложение, критику и обобщение научной и философской мысли античного мира. Именно благодаря Аристотелю и его работам до современности сохранились описания философских взглядов натурфилософов, пифагорейцев, Демокрита и его последователи и т.д. Аристотель заложил традицию философской рефлексии и переосмысления прежних концепций, которая лежит сейчас в основании всей философской деятельности. Заложил Аристотель и основания метафизики. Однако само слово метафизика появилось достаточно случайно и значительно позднее. Собиратели его сочинений разделили их на две большие группы – физику, в которую включались труды, посвященные конкретным наукам и областям знания – математике, физике, истории, логике, этике и т.д., а также группу из 14 трудов, которые нельзя было отнести ни к одной из этих категорий, и в которых излагались собственные философские воззрения Аристотеля. Сам Аристотель предполагал, что в этих трудах он описывает новую науку, еще неизвестную миру, направленную на познание божественного. Андроник Родосский обобщил эти труды под названием «Метафизика», что буквально означало «то, что идет после физики».

    Следует отметить, что метафизика Аристотеля значительно отличается от той метафизики, что устоялась под давлением схоластической полурелигиозной философии и являет собой образец идеализма и догматизма. Метафизика Аристотеля лишена догматичности, рассматривая проблемы причины, сущности, первоначал бытия, она не отрицает подвижного характера самого бытия, его стремления к развитию и становлению. Основными понятиями метафизики Аристотеля выступают: Сущность, Материя, Причины или начала движения, Благо.

    Представления о сущности в метафизике Аристотеля

    Рассматривая сущность бытия Аристотель подвергает жесткой критике учение своего учителя – Платона. С его точки зрения Платоновские идеи представляют собой не более чем бесплодное удвоение бытия, которое ничего не дает и ничего не объясняет. Так существование неких абстрактных идей, например, идеи яблони, не объясняет реальных процессов, происходящих с яблоней – превращения семени в росток, его развития до состояния плодоносящего дерева, наконец созревания плодов и гибели самого дерева. Идеальный, а потому неизменный, статичный образ яблони не позволяет ни ничего узнать о яблони реальной, ни объяснить, что с ней происходит и как за ней ухаживать, чтобы получить лучший урожай.

    Аристотель полагает, что только чувственно-воспринимаемый объект является реально существующим, и воплощает сущность в самом себе. При этом Аристотель выделял два рода сущности (усиа): Материю, Форму.

    Материя есть первая усиа. Материя определяет свойства объекта или предмета. Форма – это вторая усиа. Она определяет бытийность объекта, способ его существования. Так для бронзового шлема, в качестве материи выступает бронза, определяющая такие его качества как вес, прочность/гибкость, твердость и т.д., а формой собственно шлем, определяющей назначение данного предмета и его отличия от друг предметов из бронз, например, кубка. Однако в отличии от Платона, Аристотель на обособляет материю и форму друг от друга, а напротив объединяет. Подлинная сущность объекта раскрывается в единстве материи и формы – без материи форма не существует вовсе, без формы материя не может найти свое воплощение и стать чем-либо.

    При этом под сущим Аристотель понимает все бытие, все то, о чем мыслится и о чем говорится, при этом само сущее ни о чем не говорит. Когда же человек обращает свое внимание на некий отдельный объект, он начинает рассматривать именно его сущность, как совокупность определяющих свойств, характеризующих сущее. Аристотель разделяет все свойства объекта на два вида – акциденцию и субстанцию. Если первая представляет собой несущественные, временные качества, то вторая определяет его сущ

    Причины бытия в метафизике.

    Реализация сущностей в сущем мире согласно философии Аристотеля происходит не спонтанно, а имеет свои причины. Этих причин четыре: Формальная, Материальная, Движущая, Целевая.

    Формальная и материальная причины входят в собственно сущность самого объекта – это его форма и материя, материал из которого он состоит. Без них никакой объект не мог бы быть воплощенным в реальность. Однако одних лишь материи и формы недостаточно. Должно быть нечто, что даст им возможность воплотиться и это движущая причина. Для неживых объектов движущая причина внешняя – деятельность мастера, рабочего, крестьянина, благодаря которой появляются различные вещи. Для живых объектов – той же яблони, движущая причина заключена в ней самой.

    Однако никакой мастер не сможет изготовить объект имея под рукой материю, и представление о форме объекта, если нет цели. Без цели никто не станет просто так создавать меч, чашу, весы или чтобы то ни было. Целевая причина является одной из наиболее важных именно она детерминирует и действия мастера, и выбор подходящей формы и материала и переделяет конечное бытие объекта. Также и живые объекты имеют свою целевую причину. Яблоня растет, чтобы приносить плоды, которые в свою очередь дадут начало новым деревьям.

    Категории философии

    «Категории» - одно из важнейших философских сочинений великого энциклопедиста древнего мира - Аристотеля, входящее в состав его «Органона». Яркая, хотя и непоследовательная, материалистическая тенденция философа при освещении им «родов бытия» и высказываний о них делает эту работу в высшей степени важной и интересной для изучения античной науки и философии.

    Категории Аристотеля - это основные роды, или разряды, бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, его свойствах и отношениях. Предварительной задачей при разработке учения о бытии Аристотель считал выделение основных родов, или разрядов, при понятии бытия. Некоторые из названий своих категорий Аристотель заимствовал у Платона, например, «количество», «качество», «претерпевание», «действие» и «отношение».

    Неразработанность вопроса об отношениях и связях категорий - логических и лингвистических - привела к тому, что найденные Аристотелем категории выступают у него то, как категории бытия (метафизические), то как категории познания (гносеологические), то как категории языка (грамматические). Исследуя языковые разряды, Аристотель выделяет 2 группы (изолированные слова и связи слов в предложении). В основе учения Аристотеля о категориях лежат, видимо, исследование понятий, выступающих попеременно то - в метафизическом, то в языковом разрезе.

    Для учения о категориях, как, впрочем, и для всей философии Аристотеля, характерен двоякий аспект: в онтологическом плане, к которым восходят все его частные стороны и обнаружения; в гносеологическом плане категории - различные аспекты или точки зрения, с каким могут быть рассмотрены предметы, роды бытия и которые не могут быть возведены к единому для всех аспекту или к единой, возвышающейся над ними точке зрения. В книге таких родов десять. Это - сущность, количество («сколько»), качество («какое»), соотнесенное («по отношению к чему-то»), место («где»), время («когда»), положение, обладание, действие, претерпевание.

    Категория существования первая открывает собой всю таблицу, и это вполне понятно: сущность для Аристотеля-то, при наличии чего единственно возможно всё, что относится ко всем остальным категориям.

    Отличительное свойство сущности состоит в том, что она удовлетворяет аксиоме силлогизма. Первой сущностью считается любой единичный предмет, например отдельный человек. Другими словами, то, что никогда не может быть сказуемым, и есть первая сущность. Ко вторым сущностям, по Аристотелю, относятся вид и род. Ни одной сущности не присущи противоположности, хотя она и способна принимать их. К примеру, отдельный человек может быть иногда бледным, иногда смуглым. Если категории - наиболее общие роды и типы «сказывания» о каждой единичной вещи, то условием возможности всех таких высказываний должно быть отделено бытие самой этой вещи, её субстанциональное существование. Субстанция, или единичное бытие, может выступать в суждении только как субъект этого суждения, только как предикат суждения. Предикат может высказывать нечто о субъекте, но сам субъект, как единичное бытие, ни о чём высказываться не может. Субстанции в этом - первом - смысле или значении Аристотель называет первыми сущностями. Первая сущность есть вот это нечто, вещь, ещё не определённая для знания в своих признаках, но сама для себя вполне индивидуальна. Сущность в самом основном первичном и безусловном смысле этого слова - это та вещь, которая не сказывается ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежании, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь.

    Вторыми сущностями Аристотель называет уже не указанные посредством знаков или имён отдельные предметы, а сущности, которые по отношению к этим предметам будут их видами или родами. Вторыми сущностями называются те, к которым как видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, т. е. первые сущности. Таковы виды и объединяющие их роды. В качестве родов и видов вторые сущности отличаются от субстанций, или первых сущностей: они могут иметь противоположное себе. За сущностью следует количество, качество и отношение. Эти категории образуют подсистему с ясно определяемым логическим порядком. Так, количество предшествует качеству, так как представляет необходимое условие качества: в предмете и форма, и цвет и все другие качественные отношения предполагают некую количественную характеристику, относящуюся к протяжённости. В свою очередь, категории количества предшествуют категориям отношения: всякое отношение предполагает определённые количества или качества одних предметов по сравнению с количествами и качествами других.

    Колеблющееся положение в этой системе категорий принадлежит категориям места и времени по отношению к так называемым глагольным категориям: положению (от иметь, обладать), действованию (от действовать). В колебании этом сказалась недостаточная определённость точки зрения, какой руководился Аристотель при построении и исследовании системы категорий. Там, где на первый план выступала лингвистическая или синтаксическая точка зрения, категории места и времени могли быть поставлены раньше глагольных категорий, так как в строении предложения обстоятельства места и времени могут предшествовать глаголу. Там же, где главная была не синтаксическая, а логическая точка зрения, глагольные категории должны идти раньше категорий места и времени, так как в логическом строе предложения логический предикат предшествует пространственным и временным характеристикам.

    В учении о категории количества рассматриваются величины и характеристики предметов по величине. Аристотель выдвигает два принципа для их классификации: первый - по признаку непрерывности или дискретности, а второй - по признаку сосуществования в пространстве и последовательности во времени. Первое деление - на непрерывные и дискретные величины - отличается тем, что оба этих класса величин не представляют собой двух видов одного и того же рода. Первичными и вместе с тем более общими Аристотель считает величины дискретные. Всякая величина дискретна, так как слагается из единиц: измерению подлежит всякая величина, мера её - единица, и всегда имеется возможность узнать, сколько единиц содержится в данной величине. То, что называется непрерывной величиной, есть лишь частный случай величины дискретной: различие между ними только в том, что у непрерывной величины единицы следуют одна за другой непосредственно. Так, линия непрерывна в силу того, что имеется точка - общая граница ее частей. Для поверхности общая граница - линия.

    В учении о качестве дана классификация различных видов качеств. При разработке теории качеств Аристотель руководствуется одним из основных в его метафизике различий - между возможностью и действительностью. Условием всякой деятельности и всего действительно считается возможность этой деятельности или способность к ней. Если способность применяется в определённом направлении, то она переходит в свойство. Особый вид качества - состояние. И свойство и состояние - виды качества, возникновению которых предшествует данная от природы, ещё не составляющая качества физическая возможность или способность. Третий вид качества - чувственные состояния. Они также приобретаются посредством упражнения. Но в свойствах, главное - способность деятельности, а в чувственных состояниях - способность восприимчивости. Первые активны, а вторые пассивны. Четвёртый вид качества - форма предмета. Характеристика формы в указанном смысле - важная характеристика качественной определённости. И метафизика и физика Аристотеля - метафизика качественная, физика качеств.

    Особенность качественной определённости Аристотель видит в том, что в отношении её бывает и противоположность: так, справедливость противоположна несправедливости, белизна - черноте, и всё остальное таким же образом. Другая важная особенность качественных определений в том, что им присуще быть одновременно и соотнесённым. Одно белое называется в большей или меньшей степени белым, чем другое, и одно справедливое - в большей или меньшей меры справедливым, чем другое. Да и само качество предмета относительно в своей определённости: будучи белым, предмет имеет возможность стать ещё более белым. Впрочем, эта особенность присуща не всем, а только большинству качественных определений.

    Категория отношения также родовое понятие. Оно обнимает собой четыре вида отношений. Это, во-первых, математическая операция; во-вторых, отношение производящего к производимому; в-третьих, отношение меры к измеряемому; в четвёртых, отношение познания к предмету познания. При этом отличие отношения познания к познанию от отношения производящего к производимому в активности: в отношении производящего к производимому второй член пассивен; напротив, в отношении познания к предмету познания оба члена отношения активны - действует не только познающий, но и предмет познания: воздействие на познающего, предмет познания порождает в нём деятельность познания.

    Логика Аристотеля

    Слово «логика» произошло от греческого logos, под которым подразумевают "слово", "речь", "понятие", "мысль" и "суждение". Это понятие часто употребляется в разных значениях, таких как процесс разумности, аналитичность и пр. Аристотель систематизировал знания об этом и выделил их в отдельную науку. Она изучает формы правильного мышления и его законы. Логика Аристотеля – это основное орудие человеческого разума, которое дает истинное представление о действительности, а его законы принадлежат к главным правилам разумных высказываний и не утратили своей значимости по сей день.

    К основным формам мышления логика Аристотеля относит суждение, понятие и умозаключение. Понятие – это простая исходная связь мыслей, отражающая основные свойства и признаки предметов. Суждение подразумевает отрицание либо утверждение связи между критериями и самим объектом. Под умозаключением понимается самая сложная мыслительная форма, которая образуется на основании выводов и анализа.

    Логика Аристотеля призвана учить тому, как правильно использовать понятия и аналитику, а для этого обе эти формы должны быть справедливыми. Этот фактор понятию обеспечивает определение, а суждению – доказательство. Таким образом, определение и доказательство древнегреческий философ рассматривал в качестве главных вопросов своей науки.

    В трактатах ученого были заложены теоретические основы, предмет дисциплины, которые изложил сам Аристотель. Логика для него была выражением собственной философской позиции. Им же были сформулированы и логические законы: тождества, непротиворечия и исключаемого третьего. Первый говорит о том, что любая мысль во время рассуждения должна до конца оставаться идентичной самой себе, то есть содержание идеи не должно меняться в процессе. Второй закон непротиворечия состоит в том, что несколько противоположных мнений не должны быть истинными одновременно, одно из них должно быть обязательно ложным. Правило исключаемого третьего содержит понятие о том, что двойственные суждения одновременно неверными быть не могут, одно из них всегда истинно.

    Кроме того, логика Аристотеля состояла из методов передачи полученных знаний. Её принцип в том, что частное следует из общего, и это заложено в природу вещей. Однако в это же время человеческое сознание имеет и противоположную идею о том, что достичь целостного знания можно только путем познания его частей.

    Важно отметить, что учение Аристотеля имело материалистический и диалектический взгляд на связь между языком и мышлением. В отличие от Платона, который говорил о размышлениях без чувственных впечатлений и слов, Аристотель считал, что мыслить без ощущений невозможно. У него чувства имели такую же роль, как и разум, ведь для контакта с реальностью интеллекту нужно осязание, он, как чистый лист, не имеет врожденных понятий, а фиксирует их через восприятие. По мнению философа, именно таким путем начинается познание, а методом своевременного абстрагирования и определения общих признаков рассудок приходит к заключению понятий.

    Аристотель о душе.

    Душу Аристотель определяет в соответствии с его понятиями, изложенными в «Метафизике», и дает несколько ее определений.

    «Душа — энтелехия (целеустремленность, целенаправленность как движущая сила; активное начало, превращающее возможность в действительность. — В.Л.) естественного тела, обладающего возможностью жизни». Или: «душа — суть бытия и форма такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя, но не такого тела, как топор».

    Следствие. Во-первых, душа не есть материя, а форма, завершенная форма (энтелехия), форма уже совершившаяся. Яйцо есть курица по форме, но еще не энтелехиально, т.е. форма еще не реализовалась. С другой стороны, не каждое тело обладает душой. Для этого оно должно в возможности иметь способность к жизни. Душа может быть у естественного тела, не у искусственного (например, у топора), не у тела, созданного человеком.

    Душа есть форма тела. Это определение позволило некоторым философам возражать против Аристотеля. Если душа есть форма тела, то если человек стал инвалидом в результате несчастного случая, так у него и душа изменилась? Значит, определение Аристотеля неверно, как и понимание души.

    Но форма у Аристотеля понимается не как материальная форма, некое про-странство, ограничившее фигуру, а как сущность вещи — то, благодаря чему мы познаем вещь. В одном случае это может совпадать с материальной формой, а в другом — не иметь с ней ничего общего. Например, душа человека, животных и других существ. Наличие души — свойство завершенности тела, так как душа — энтелехия. Душа — завершенность возможности жизни.

    Аристотель считает, что в своем развитии душа может проходить несколько этапов. Поэтому существует несколько видов души:

    1 вид — растительная душа,

    2 вид — животная душа,

    3 вид — ум, т.е. разумная душа.

    Во всех случаях общим является то, что душа имеет причину движения в себе самой. Отличие растения и животного от камня состоит в том, что камень не может двигаться сам по себе, а душа движется (из определения души).

    Функции растительной души немногочисленны. Растительная душа позволяет питаться, расти, размножаться, умирать, т.е. быть растением. Растение не может ощущать, не имеет возможности воспринимать окружающий мир

    Способность ощущать появляется у животной души. Функцией животной души является ощущение, и таким образом появляется страсти, аффекты, так как то или иное ощущение может нравиться или не нравиться, поэтому существо, обладающее животной душой, может радоваться или гневаться, раздражаться и т.п.

    Разумная душа имеется только у человека из всех живых существ, живущих на земле. Растительную душу имеют все — и растения, и животные, и человек; человек имеет и животную, и разумную душу. Так как душа — энтелехия тела, то без тела она не существует. Это касается растительной и животной души. Со смертью тела растительная и животная души исчезают с телом, остается лишь разумная душа. Поэтому души не переселяются. (Платон разделял веру в переселение душ в отличие от Аристотеля.) Так как душа связана с телом, то понятно, почему при воздействии на тело душа может испытывать ощущения.

    Говоря о душе, Аристотель выделяет разумную душу. Он говорит, что такая душа — не энтелехия тела. Разумная душа вообще не связана с телом. Она сущест-вует отдельно от тела, так же, как вечное существует отдельно от преходящего.

    Ум не имеет какого-либо органа в теле в отличие от животных и раститель-ных частей души, которые имеют орган — или орган познания, или орган питания, или орган размножения. Ум не имеет органа в теле. Наоборот, тело — орган разум-ной души. Душа повелевает телом, как рука орудием.

    Аристотель различает два вида ума: ум пассивный и ум активный. Активный ум существует только в Боге. Он мыслит всегда и имеет знание в самом себе без какого-либо внешнего источника. Человек имеет пассивный ум. Поэтому он иногда мыслит, иногда нет. Для того чтобы познавать, человек должен получать источник знания из органов чувств и направлять пассивный ум в состояние деятельности, т.е. приближать свой ум к активному уму, познавать те формы, которые существуют в Боге.

    Пассивный ум имеет знание чисто потенциально, а активный ум имеет знание актуальное. Со смертью тела, с исчезновением растительной и животной души ум живет вечно, так как он — форма форм. Он отделяется от тела и сливается с бесконечным умом в Боге. Ум — это не личность, а частица всеобщего закона мышления, разума, который есть Бог.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта