Главная страница
Навигация по странице:

  • Физика Аристотеля

  • Семинар по истории интеллектуальной культуры. Семинар по истории интеллектуальной культуры Платон, Аристотель Платон Пир (найти миф про андрогинов)


    Скачать 70.85 Kb.
    НазваниеСеминар по истории интеллектуальной культуры Платон, Аристотель Платон Пир (найти миф про андрогинов)
    Дата16.02.2022
    Размер70.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар по истории интеллектуальной культуры.docx
    ТипСеминар
    #364517
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Эстетика Аристотеля

    Аристотель сделал значительный вклад в развитие эстетики, он создал наиболее крупный эстетический трактат - «Поэтика». Его эстетические взгляды сформировали три основных категории – мимезис, прекрасное и трагическое. В свою очередь, эстетически категории Аристотеля стали первой важнейшей вехой в истории эстетических учений, первой стройной системой эстетических понятий, выряжающих эстетическое в природе, жизни и искусстве

    1. Ми́месис, или мимезис, (др.-гр.подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле подражание искусства действительности.

    Аристотель считал мимесис основной эстетической категорией. Он в отличие от Платона (простое копирование) утверждал, что, подражая вещам, искусство может представить их более красивыми или отвратительными, чем они есть (творческое воспроизведение), Он различал три формы подражания:поэт, как и художникили «должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть»

    То есть у Аристотеля:

    - первая форма мимесиса, когда художественный образ отражает без искажения черты существующего объекта или явления.

    -вторая форма - изображение вещей согласно тем представлениям, которые о них существуют,открывающее простор для художественного вымысла.

    - третья, особая форма- идеализированный образ предмета, т.е. изображение его таким, каким он должен быть.

    В любом случае достигается цель мимесиса: получение знания и получение эстетического наслаждения от восприятия или иного прикосновения к художественному произведению.

    2. Прекрасное.Определение прекрасного находится в Аристотелевской «Риторике». Это довольно сложное определение. Аристотель ограничил прекрасное двумя свойствами: во-первых, это то, что ценится само по себе, а не ради приносимой им пользы или его результатов; во-вторых, это то, что, доставляя удовольствие, само ценностью не обладает, будучи, однако, ценным для нас.

    Мысль Аристотеля можно представить и следующим образом: всякая красота есть благо, но не всякое благо есть прекрасно; всякая красота есть удовольствие, но не всякое удовольствие прекрасно. Прекрасное есть то, что одновременно и благое, и приятное

    Прекрасное связанно с удовольствием. Оно отличается от пользы, ибо ценность пользы – в результатах. Среди человеческих деяний, указывал Аристотель, одни направлены к тому, что полезно, другие же – к тому, что прекрасно. Войны ведутся ради мира, работа – ради отдыха. Хлопочут о вещах нужных и необходимых, но, в конце концов, это делают ради прекрасного. Аристотель добавлял: «… следует уметь делать то, что необходимо и полезно, однако прекрасное стоит выше этого».

    Если для Платона прекрасное – это идея, то для Аристотеля прекрасное – это идея, представленная в вещи. Идея вещи – это ее форма, когда материя оформляется, получается прекрасный объект (так мрамор, восприняв идею художника, становится статуей).

    Для Платона и Аристотеля понятие прекрасного было тесно связано с понятием «калокагатия», что понимается как «прекрасное-и-доброе», красота души и тела. Для Платона калокагатия была умением человека выбирать лучшее и прекраснейшее, но не только в смысле внешней красоты, но и в смысле внутренней, то есть нравственности.

    Для Аристотеля быть прекрасным, значит быть добродетельным. Прекрасное – это то, что стремится к благу, поэтому прекрасные произведения искусства те, которые обладает высоким нравственным содержанием.

    Таким образом, в Древней Греции, в особенности у Платона и Аристотеля понятия добра и красоты были тесно взаимосвязаны. Красота без нравственного начала, то есть только внешняя не восхищала древних философов, так как она быстро увядала и не была подкреплена изнутри.

    Для объяснения красоты Аристотель обращается к двум вторичным категориям эстетики - это величина и порядок.Аристотель определяет структуру прекрасного. Он выдвигаетпринцип соразмерностичеловека и прекрасного предмета: прекрасное всегда связано с мерой, так как ни слишком большое невозможно охватить одним взглядом, ни чрезмерно маленькое, которое часто сливается с окружающим его пространством. Мерой же является человек, который соотносит все свои произведения с собой.

    Физика Аристотеля

    Физика – третий раздел «теоретической философии» Аристотеля (два других – метафизика и математика). Он излагается в одноименном трактате («Физика»), состоящем из 8 книг и содержащем очерк учения Аристотеля о природе.

    Возникновение и исчезновение предметов, все изменения, которым подвергается материя, основаны, согласно Аристотелю, на законах движения; оно – бессмертная жизнь природы в пространстве и времени. Цель этого процесса природы постепенное расширение владычества формы над материею, расширение и совершенствование жизни.

    По разнице впечатлений, которые производят на чувства материальные предметы, Аристотель, основываясь на противоположностях теплого и холодного, сухого и влажного, перечисляет в своей «Физике» четыре основных вещества («стихии»):

    Ø Вещество теплое и сухое – огонь (теплота);

    Ø вещество теплое и влажное – воздух;

    Ø холодное и влажное – вода;

    Ø холодное и сухое – земля.

    По разнице направлений движения, Аристотель принимает 2 разновидности+ 1 особая:

    Ø движение вверх («к границе мира»);

    Ø движение вниз («к центру мира»);

    Ø круговое перемещение; оно совершеннейший вид движения, потому что оно принадлежит вселенной в целом и составляет природу эфира, вечного, неизменного, бесстрастного существа, непричастного борьбе стихий; этот эфир – единственное материальное существо, имеющее божественную природу.

    Причина этой разницы та, что одни тела тяжелы, а другие легки.

    В соответствии с этим каждая из стихий имеет свое «естественное место»: огню и воздуху по их внутреннему принципу свойственно двигаться вверх, а земле и вода – вверх. Представления о силе тяжести в «Физике» Аристотеля нет, оно возникло лишь в Европе Нового времени.

    В каждом сложном теле соединены все четыре стихии; перемены в пропорциях сочетания этих стихий производят то, что тела возникают и исчезают.

    Устройство вселенной, по Аристотелю, обусловливается отношением эфира к стихиям и взаимными отношениями стихий. Вселенная составляет одно целое, одну систему. Она имеет форму шара; в этом шаре движутся небесные тела, тоже имеющие шарообразную форму. Они двинутся в стройном порядке по концентрическим кругам, которые расположены один над другим.

    Земля, составляющая центр вселенной, имеет форму шара, как мы видим по очертанию её тени и лунным затмениям; другое доказательство шарообразности земли то, что все тела имеют стремление собираться к центру. Границу вселенной в «Физике» Аристотеля образует небо – живое существо, состоящее из эфира. Своим вечным круговым движением, видимым при наблюдении за звездами, оно сообщает такое же движение и вселенной. Это движение небо получает от первой движущей причины, действующей на внешнюю окружность его.Кроме этого общего движения вселенной есть особенные движения небесных тел и стихий, обусловленные их природою. Стройность всех движений во вселенной, по мнению Аристотеля, неопровержимо свидетельствует о наличии в мире божественного провидения.

    Небо, по теории, развиваемой Аристотелем в «Физике», состоит из нескольких концентрических сфер. Одна из них – звездное небо – резко отличается своими свойствами от других сфер, составляющих планетную систему. Движение звездного неба неизменно круговое, и число светил на звездном небе очень велико; потому оно самая божественная часть вселенной. Звезды этого неба, согласно Аристотелю, – вечные, блаженные существа, чья природа несравненно выше человеческой; свободные от всяких перемен и страданий, они ведут блаженнейшую жизнь. Система планет, к числу которых принадлежат солнце и луна, тоже свободна от перемен и страданий и тоже имеет божественную природу. Но её движение не чисто круговое, и орбиты планет имеют косое положение.

    Область небесных светил, неизменного бытия и неизменного кругового движения соответствует в «Физике» Аристотеля тому, что народное верование греков называло царством бессмертных богов.Но и земной мир, находящийся под солнцем и луною, имеет в себе некоторые элементы вечного движения. Оно создаётся в нем бесконечным круговоротом возникновения и исчезновения, вечностью видов смертных существ.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта