Главная страница

Заметки на полях "Имени розы" - У.Эко. Заметки на полях "Имени розы" - У. Семинара Текст перед вами и порождает собственные смыслы. Вселенная


Скачать 447.5 Kb.
НазваниеСеминара Текст перед вами и порождает собственные смыслы. Вселенная
АнкорЗаметки на полях "Имени розы" - У.Эко.doc
Дата14.08.2018
Размер447.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗаметки на полях "Имени розы" - У.Эко.doc
ТипСеминар
#22938
страница4 из 4
1   2   3   4
15 и Ирвинга Уоллеса16, не говоря о лоботомированных масскультурой неучах. Но он обязан надеяться, что сумеет пронять и увлечь (хотя бы когда-нибудь) определенный слой публики - более широкий, чем круг тех, кого Манн звал первохристианами, то есть чем круг профессиональных служителей высокого искусства. (...) Идеальный роман постмодернизма должен каким-то образом оказаться над схваткой реализма с ирреализмом, формализма с "содержанизмом"17, чистого искусства с ангажированным, прозы элитарной - с массовой. (...) По моим понятиям, здесь уместно сравнение с хорошим джазом или классической музыкой. Слушая повторно, следя по партитуре, замечаешь то, что в первый раз проскочило мимо. Но этот первый раз должен быть таким потрясающим - и не только на взгляд специалистов,- чтобы захотелось повторить". В 1980 году Барт продолжает тему, на этот раз под заглавием "Литература восполнения". Разумеется, те же мысли можно сформулировать и более парадоксально - как это делает Лесли Фидлер ". В том же выпуске"Калибано" публикуется его статья 1981 года, а в 1980 году в "Салмагунди" вышла его дискуссия с несколькими американскими писателями. Фидлер их явно дразнит. Он расхваливает "Последнего из могикан", приключенческую романистику, готические романы, всякое чтиво, презираемое критиками, но способное порождать мифы и занимать воображение не одного читательского поколения. Фидлер гадает - не появится ли в литературе что-либо сравнимое с "Хижиной дяди Тома", которую с одинаковым упоением читают на кухне, в гостиной и в детской. Шекспира он причисляет к "тем, кто умел развлекать", и ставит рядом с "Унесенными ветром". Фидлер всем известен как критик слишком тонкий, чтоб во все это верить. Он просто хочет снести стену, отделяющую искусство от развлечения. Он интуитивно чувствует, что добраться до широкой публики и заполонить ее сны - в этом и состоит авангардизм по-сегодняшнему; а нам он предоставляет полную возможность самим дойти до мысли, что владеть снами вовсе не значит убаюкивать людей. Может быть, наоборот: насылать наваждение.
__________

1 L'Almanacco Bompiani, 1972. Ritomo delTintreccio.

2 Понсон дю Террайль П.-А. (1829-1871) - популярный автор романов-фельетонов ("Приключения Рокамболя" (1859-67) и пр.).

3 Сю Э. (1804-1857) - французский писатель, автор увлекательных романов "Парижские тайны" (1842-43), "Вечный жид" (1844-45), "Семь смертных грехов" (1847-49) и пр.

4 на любой случай (фр.)

5 воля искусства (нем.).

6 "Авиньонские барышни" (1907) - картина П.Пикассо.

7 Бэрроуз У. (род. в 1914 г.) - американский писатель суперавангардист, тяготеющий к разрушению повествовательных структур.

8 Кейдж Дж. (1912-1992) - американский композитор и исполнитель, автор произведения "4 минуты 33 секунды". В течение этого времени музыкант сидит, не прикасаясь к инструменту.

9 Л и а л а - псевдоним итальянской писательницы Лианы Негретти (1897-1995), популярной в 30-40-е годы.

10 Грис X. (Гонсалес Х.В.) (1887-1927) - испанский художник-кубист.

11 Брак Ж. (1882-1963) - французский живописец-кубист.

12 Эрнст М. (1892-1976) - немецкий художник, один из основателей кельнской группы дадаистов.

13 "Портрет художника в юности" (1916).

14 Barth J. The Literature of Exhaustion. - Athlantic Monthly, aug. 1967, p. 29-34.

15 Миченер Дж. (род. в 1907 г.) - американский писатель, автор романов, популяризирующих историю.

16 Уоллес И. (род. в 1916 г.) - классик американской массовой культуры, автор многочисленных романов из жизни Голливуда.

17 Barth J. The Literature of Replenishment. - Athlantic Monthly, jan. 1980, p. 65-71.

18 Фидлер Л. (род. в 1917 г.) - известный американский писатель и литературовед фрейдистского направления, автор эссе "Чем была литература".
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
Два года я отказывался отвечать на бессмысленные вопросы типа: "У тебя открытое произведение или закрытое?"1 Почем я знаю. Это ваша проблема, а не моя. Или: "С каким из твоих героев ты идентифицируешься?" Господи боже мой, да с каким идентифицируется любой автор? С наречиями, разумеется. Из всех этих бессмысленных вопросов самый бессмысленный - насчет того, что, рассказывая прошлое, этим-де спасаешься от настоящего. Так ли это? - спрашивали меня. Я отвечал: возможно. Если, конечно, Мандзони рассказывает о семнадцатом веке потому, что не интересуется своим девятнадцатым. Если Джусти в "Св. Амвросии" действительно занят своей эпохой и австрийцами2, а Берше в "Понтидской присяге"3 рассказывает какие-то сказки былых времен. Если "Love story"4 - роман о своем времени, а "Пармская обитель" сосредоточена исключительно на том, что было за двадцать пять лет до того... Надо ли объяснять, что все проблемы современной Европы сформированы, в нынешнем своем виде, всем опытом средневековья: демократическое общество, банковская экономика, национальные монархии, самостоятельные города, технологическое обновление, восстания бедных слоев. Средние века - это наше детство, к которому надо возвращаться постоянно, возвращаться за анамнезом...

Но средние века можно в принципе преподнести и а-ля "Экскалибур"5. Поэтому проблема состоит в другом, и ее не обойдешь. Что значит написать исторический роман? По-моему, существует три способа рассказывания о прошлом. Первый способ - romance6. От романов бретонского цикла7 до Толкиена, включая и "готический роман". Здесь прошлое используется как антураж, как предлог, как фантастическая предпосылка: среда, дающая свободу воображению. Поэтому действие romance не обязательно должно быть отнесено в прошлое. Для этого действия важно только разворачиваться не "сейчас" и не "здесь", а также чтобы о "сейчас" и "здесь" вообще ничего не говорилось, даже аллегорически. Большая часть научной фантастики на самом деле "romance". "Romance" - это повесть о "где-то". Затем, второй способ - это роман плаща и шпаги в духе Дюма. В романе плаща и шпаги выводится прошлое "подлинное", узнаваемое; его узнаваемость обеспечивается наличием персонажей, взятых из энциклопедии (Ришелье, Мазарини), которые здесь совершают действия, не зафиксированные в энциклопедии (интриги с миледи, сотрудничество с неким Бонасье), но и не противоречащие тому, что сказано в энциклопедии. Конечно, эти исторические персонажи должны соответствовать данным историографии и делать то, что они в действительности делали: осаждать Ларошель, вступать в любовную связь с Анной Австрийской, договариваться с Фрондой. В эту обстановку так называемой "подлинности" помещены и выдуманные люди. Но действуют они согласно общечеловеческим мотивировкам, естественным и для людей других эпох. Д'Артаньян, доставивший из Лондона подвески королевы, мог проделать то же самое и в XV или в XVIII веке. Не обязательно жить в семнадцатом веке, чтоб иметь психологию Д'Артаньяна. Исторический роман - третья разновидность - напротив, не обязательно выводит на сцену фигуры, знакомые из популярных энциклопедий. Возьмите "Обрученных". Самый известный из персонажей - кардинал Федериго. Но до Мандзони о нем слышали очень немногие. Гораздо более известен был другой Борромео - Св. Карл. Однако любое действие, совершаемое Лючией, Ренцо и братом Кристофоро, может быть совершено только в Ломбардии и только в семнадцатом веке. Все поступки героев необходимы для того, чтобы мы лучше поняли историю - поняли то, что имело место на самом деле. События и персонажи выдуманы. Но об Италии соответствующего периода они рассказывают то, что исторические книги, с такой определенностью, до нас просто не доносят. В этом смысле я безусловно писал исторический роман. И не потому, что реально существовавшие Убертин и Михаил должны были у меня говорить примерно то же, что они говорили на самом деле. А потому, что и выдуманные персонажи вроде Вильгельма должны были говорить именно то, что они говорили бы, живя в ту эпоху. Не знаю, насколько я соблюл верность взятому курсу.

Но не думаю, что отступил от него, вводя в текст замаскированные цитаты из более поздних авторов (типа Витгенштейна)8, подавая их как цитаты той эпохи. Всякий раз я прекрасно сознавал, что это не люди средневековья у меня осовременены, а люди современных эпох мыслят по-средневековому. Я гадал: когда мои вымышленные герои складывают воедино disjecta membra9 вполне средневековых мыслей - не рождаются ли концептуальные "козлоолени"10, которых средневековье никогда бы за своих не признало? И я отвечал себе, что исторический роман и этим обязан заниматься: не только прослеживать в прошедшем причины того, что случилось в грядущем, но и намечать пути, по которым причины медленно продвигались к своим следствиям.

Когда мои герои, сталкивая две средневековые идеи, извлекают из них третью, более современную, они совершают то же, что впоследствии было совершено развитием культуры. И хотя, возможно, никто и не писал того, что они у меня говорят, я глубоко уверен, что кто-нибудь - пусть в самой неопределенной форме - что-то такое продумывал (но мог никому об этом не говорить в силу самых разных сомнений и страхов). Как бы то ни было, больше всего меня умиляет одна деталь. Сто раз из ста, когда критик или читатель пишут или говорят, что мой герой высказывает чересчур современные мысли,- в каждом случае речь идет о буквальных цитатах из текстов XIV века. А на других страницах читающие находили "утонченно средневековые" пассажи, которые я писал, сознавая, что неприлично модернизирую. Все дело в том, что у каждого есть собственное понятие - обычно извращенное - о средних веках. Только нам, тогдашним монахам, открыта истина. Но за нее, бывает, жгут на костре.
____________

1 Вопрос отсылает к проблематике ранней работы У.Эко по семиотике текста "Открытое произведение" (1962).

2 "Св. Амвросий" (1846) - сатира итальянского писателя, борца за освобождение Италии от австрийского гнета Дж.Джусти (1809-1850).

3 "Понтидская присяга" (1847) - историческая поэма с современными аллюзиями итальянского поэта Дж.Берше (1783-1851).

4 "История любви" - роман (1970) американского писателя Э.Сигела, легший в основу сценария одноименного популярного фильма (1971) режиссера А.Хиллера.

5 "Экскалибур" (англ.) - костюмная мифологизированная кинопостановка "из средневековой жизни" англо-американского режиссера Дж.Бурмана.

6 Romance (англ.) (в противоположность novel) - роман с напряженной интригой (исторический, фантастический, приключенческий).

7 Бретонский цикл - один из циклов средневековых рыцарских романов, основанных на кельтских сказаниях о легендарном короле бриттов Артуре, о Тристане и Изольде, о поисках св. Грааля.

8 Витгенштейн Л. (1889-1951) - австрийский философ и логик, выдвинувший программу построения искусственного "идеального" языка.

9 разъятые члены (лат.).

10 Образ Аристотеля ("Об истолковании"...I, 16а).
ЧТОБ ЗАКОНЧИТЬ
Года через два после написания романа я нашел свою запись 1953 года, еще университетских времен. "Горацио с другом обращаются к графу П. по поводу расследования тайны призрака. Граф П. - эксцентричный джентльмен, флегматик. Ему противостоит молодой капитан датской гвардии (американский стиль). Нормальное развитие действия (трагедийная модель). В последнем акте граф П., собрав семью, раскрывает секрет: убийца - Гамлет. Слишком поздно. Гамлет умирает". Через много лет я обнаружил, что похожая идея появлялась у Честертона1. Кажется, группа "Улипо"2 недавно составила таблицу всех возможных детективных ситуаций и пришла к выводу, что остается написать книгу, в которой убийцей будет читатель. Мораль: существуют навязчивые идеи; у них нет владельца; книги говорят между собой, и настоящее судебное расследование должно доказать, что виновные - мы. 1983
________________

1 Имеется в виду эссе "Гамлет и психоаналитик" - см. Честертон Г.К. Писатель в газете. М.: Прогресс, 1984. С.209-214.

2 "Ouvroir de Litteratore Potentielle" - "Мастерская потенциальной литературы", основанная в б0-е годы Р.Кено, Ж.Переком и др.; цель объединения -литературная игра, математизированное комбинирование литературы из элементов - "блоков".


1   2   3   4


написать администратору сайта