Главная страница

Заметки на полях "Имени розы" - У.Эко. Заметки на полях "Имени розы" - У. Семинара Текст перед вами и порождает собственные смыслы. Вселенная


Скачать 447.5 Kb.
НазваниеСеминара Текст перед вами и порождает собственные смыслы. Вселенная
АнкорЗаметки на полях "Имени розы" - У.Эко.doc
Дата14.08.2018
Размер447.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗаметки на полях "Имени розы" - У.Эко.doc
ТипСеминар
#22938
страница1 из 4
  1   2   3   4



Умберто Эко.

Заметки на полях "Имени розы" /Сокращ./

ПЛАН СЕМИНАРА:


  1. «Текст перед вами и порождает собственные смыслы».

  2. «Вселенная» средневековья – «моя мысленная повседневность».

  3. Эхо интертекстуальности или «всякая история пересказывает историю уже рассказанную».

  4. Роман -- это сотворение и обустройство мира.

  5. Творение реальности через нарративную процедуру.

  6. Двойной «идеальный» читатель или «сотворить читателя.

  7. Лабиринт – модель догадки; «пространство догадки – пространство ризомы».

  8. Развлекаться, но одновременно получать новое знание.

  9. «Постмодернизм» -- термин, годный на любой случай.

  10. Если прошлое невозможно уничтожить, его нужно переосмыслить.


ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ "ИМЕНИ РОЗЫ"
ЗАГЛАВИЕ И СМЫСЛ Rosa que al prado, encarnada, te ostentas presuntuosa de grana у carmin banada: campa lozana у gustosa; pero no, que siendo hermosa tambien seras desdichada. Juana Ines de la Cruz 1

После выхода "Имени розы" я получаю читательские письма с просьбой объяснить смысл заключительного латинского гекзаметра и его связь с названием книги. Отвечаю: цитата взята из поэмы "De contemptu mundi"2 бенедиктинца Бернарда Морланского (XII в.). Он разрабатывает тему "ubi sunt"3 (откуда впоследствии и "ой sont les neiges d'antan"4 Вийона). Но у Бернарда к традиционному топосу (великие мужи, пышные города, прекрасные принцессы -- все превратится в ничто) добавлена еще одна мысль: что от исчезнувших вещей остаются пустые имена.

Напоминаю - у Абеляра пример "nulla rosa est"s использован для доказательства, что язык способен описывать и исчезнувшие и несуществующие вещи. Засим предлагаю читателям делать собственные выводы. Автор не должен интерпретировать свое произведение. Либо он не должен был писать роман, который по определению - машина-генератор интерпретаций.

Этой установке, однако, противоречит тот факт, что роману требуется заглавие. Заглавие, к сожалению, - уже ключ к интерпретации. Восприятие задается словами "Красное и черное" или "Война и мир". Самые тактичные, по отношению к читателю, заглавия - те, которые сведены к имени героя-эпонима. Например, "Давид Копперфильд" или "Робинзон Крузо". Но и отсылка к имени эпонима бывает вариантом навязывания авторской воли. Заглавие "Отец Горио" фокусирует внимание читателей на фигуре старика, хотя для романа не менее важны Растиньяк или Вотрен-Колен. Наверно, лучше такая честная нечестность, как у Дюма. Там хотя бы ясно, что "Три мушкетера" - на самом деле о четырех. Редкая роскошь. Авторы позволяют себе такое, кажется, только по ошибке.

У моей книги было другое рабочее заглавие - "Аббатство преступлений". Я забраковал его. Оно настраивало читателей на детективный сюжет и сбило бы с толку тех, кого интересует только интрига. Эти люди купили бы роман и горько разочаровались…

Заглавие "Имя розы" возникло почти случайно и подошло мне, потому что роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет: роза мистическая и роза нежная жила не дольше розы, война Алой и Белой розы, роза есть роза есть роза есть роза, розенкрейцеры, роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет, rosa fresca aulentissima. Название, как и задумано, дезориентирует читателя. Он не может предпочесть какую-то одну интерпретацию. Даже если он доберется до подразумеваемых номиналистских толкований последней фразы, он все равно придет к этому только в самом конце, успев сделать массу других предположений. Название должно запутывать мысли, а не дисциплинировать их.

Ничто так не радует сочинителя, как новые прочтения, о которых он не думал и которые возникают у читателя. Пока я писал теоретические работы, мое отношение к рецензентам носило протокольный характер: поняли они или не поняли то, что я хотел сказать? С романом все иначе. Я не говорю, что какие-то прочтения не могут казаться автору ошибочными. Но все равно он обязан молчать. В любом случае. Пусть опровергают другие, с текстом в руках.

Чаще всего критики находят такие смысловые оттенки, о которых автор не думал. Но что значит "не думал"? Одна французская исследовательница, Мирей Каль-Грубер, сопоставила употребление слова "semplici" в смысле "простецы, бедняки" с употреблением "semplici" в смысле "лекарственные травы" и пришла к выводу, что подразумеваются "плевелы ереси"21. Я могу ответить, что существительное "semplici" в обоих случаях заимствовано из контекстов эпохи - равно как и выражение "плевелы ереси". Разумеется, мне прекрасно известен пример Греймаса о двойной изотопии, образующейся, когда травщика называют "amico dei semplici" - "друг простых". Сознательно или бессознательно играл я на этой двусмысленности? Теперь это неважно. Текст перед вами и порождает собственные смыслы…

Желал я этого или нет, но возникла загадка. Противоречивая двойственность. И я не могу объяснить создавшееся противоречие. Ничего не могу объяснить, хоть и понимаю, что тут зарыт некий смысл (а может быть, несколько). Автору следовало бы умереть, закончив книгу. Чтобы не становиться на пути текста.

__________________

1 Роза алая, зорькой ясной

Возвышаешься, горделива,

Багрецом и краскою красной

Истекают твои извивы,

Но хоть ты и дивно красива,

Все равно ты будешь несчастна.

Хуана Инес дела Крус (пер. с исп. Е.Костюкоеич). Монахиня Хуана Инее де ла Крус (Х.И. де Асбахе) (1648- 1695) – мексиканская поэтесса. (Здесь и далее прим. перев.)

2 "О презрении к миру" (лат.).

3 "Где теперь..." (лат.) - "Где те, которые до нас жили на свете?"- из средневековой студенческой песни "Gaudeamus igitur" - "Будем веселиться!". Традиционная тема лирической поэзии.

4 "Но где снега былых времен?" (фр.) - строка из "Баллады о дамах былых времен" Ф. Вийона (1437-1463) (пер. Ф.Мендельсона).

5 Абеляр, Пьер (1079-1142) - знаменитый схоласт, богослов. В философском споре "номинализма" с "реализмом" занимал промежуточную позицию, держась ближе к номинализму.

6 Заглавие первого варианта (1821) романа итальянского классика А.Мандзони "Обрученные" (1821-1827).

7 Роман (1911) итальянского писателя А. Соффичи.

8 Роман (1921) итальянского писателя Дж.А. Борджезе. 9 Роман (1955) итальянского писателя В.Пратолини.

10 "Кузина Бетта" - роман (1846-47) О. де Бальзака.

11 "Воспоминания Барри Линдона" - роман (1844) У.М. Теккерея.

12 "Арманс" - роман (1827) Стендаля.

13 "История Тома Джонса, найденыша" - роман (1749) Г. Филдинга.

14 В "Божественной комедии" Данте Алигьери (Рай, XXX- XXXIII) и у средневековых писателей-мистиков.

15 Строка из стихотворения (1598) Ф. де Малерба "Утешение г-ну Дюперье" (пер. М. Квятковской).

16 30-летняя война (1455-1485) за наследство правящих домов Великобритании - Ланкастерского и Йоркского.

17 Строка из стихотворения в прозе (1931) американской писательницы Г.Стайн "Священная Эмилия".

18 Члены нем., нидерланд. и итал. тайного общества XVII в., боровшегося за обновление церкви. Их герб - андреевский крест с четырьмя розами, символами тайны. Впоследствии розенкрейцеры - одна из высших степеней франкмасонства.

19 У. Шекспир, "Ромео и Джульетта", II, 2, 44 (пер. Б.Пастернака).

20 "Роза свежая, благоухающая" (итал.) - первые слова анонимного стихотворения-спора "Contrasto" (1231), известного как одно из первых стихотворений на итальянском языке.

21 Calle-Gruber М. De la reception des bons livres. "Il nome della rosa" et les degres de la lecture.- Lectures, N 17, Ban, Edizioni del Sud, 1986.

22 Bompiani G. Il romanzo.- L'Europeo, 10 nov., 1980.

23 Gustafsson L. Bruder Humor, Schwester Toleranz,- Der Spiegel, ј 48 (29 nov.), 1982.

24 соразмерность (лат.) (риторический термин).      
РАССКАЗЫВАНИЕ ПРОЦЕССА
Автор не должен объяснять. Но он может рассказать, почему и как он работал. Так называемые исследования по поэтике не раскрывают произведение, но могут раскрыть, как решаются технические задачи создания произведения.

По в "Философии творчества" рассказывает о "Вороне"1. Не о том, как надо читать эту вещь, а о том, какие задачи ставились в процессе создания поэтического качества.Поэтическое качество я определяю как способность текста порождать различие прочтения, не исчерпываясь до дна. Пишущий (рисующий, ваяющий, сочиняющий музыку) всегда знает, что он делает и во что это ему обходится. Он знает, что перед ним - задача. Толчок может быть глухим, импульсивным, подсознательным. Ощущение или воспоминание. Но после этого начинается работа за столом, и надо исходить из возможностей материала.В работе материал проявит свои природные свойства, но одновременно напомнит и о сформировавшей его культуре (эхо интертекстуальности).

Если автор уверяет, что творил в порыве вдохновения, он лжет. Genius is twenty per cent inspiration and eighty per cent perspiration2. Не помню, о котором своем знаменитом стихотворении Ламартин писал, что оно пришло к нему внезапно, грозовой ночью, в лесу. После его смерти нашлись черновики с поправками и вариантами: это, наверное, самое вымученное стихотворение во французской словесности.

Когда писатель (и вообще художник) говорит, что, работая, не думал о правилах, это означает только, что он не знал, что знает правила…

Рассказывать, как написана вещь,- не значит доказывать, что она написана хорошо. По говорил, что "одно дело - качество произведения, другое – знание процесса"3. Когда Кандинский4 и Клее5 рассказывают, как они пишут картины, ни один не доказывает, что он лучше другого. Когда Микеланджело предлагает взять глыбу мрамора и убрать лишнее, он не доказывает, что Ватиканская Пьета лучше, чем Пьета Ронданини6. Лучшие страницы о процессе творчества написаны большей частью посредственными художниками. В своих творениях они не достигали вершин, но прекрасно умели рассуждать о собственных действиях: Вазари7, Горацио Гринуф8, Аарон Копленд9...

__________________

1 Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977. С.110-120.

2 "Гений - это на двадцать процентов вдохновение и на восемьдесят - потение" (англ.) - из газетного интервью американского изобретателя Т.А.Эдисона (1847-1931). У Эдисона - "на один процент" и "на девяносто девять".

3 Эстетика американского романтизма. С. 113-114.

4 Кандинский В.В. (1866-1944) - русский художник, с 1928 года гражданин Германии, умерший во Франции, работавший в манере фовизма и экспрессионизма. Автор книги "Точка и линия в отношении к поверхности" (1926).

5 Клее П. (1879-1940) - немецкий художник. Вместе с Кандинским входил в товарищество "Синий Всадник", автор книг по истории и теории живописи: "Дневник" (опубл. в 1957 г.), "Современное искусство" (1924), "Педагогические записки" (1925).

6 "Pieta" ("Снятие с креста")

- жанр скульптурной композиции. Речь идет о двух работах Микеланджело Буонарроти (в соборе Св. Петра в Риме и в замке Сфорца в Милане). Вторая статуя осталась незавершенной.

7 Вазари Д ж. (1511-1574) - итальянский художник, архитектор. Больше всего известен как писатель. Автор "Жизнеописаний знаменитейших живописцев, скульпторов и архитекторов Италии" (1550).

8 Гринуф Г. (1805-1852) - американский скульптор-неоклассицист, автор книги "Эстетика в Вашингтоне" (1951) и сборника писем к брату об эстетике.

9 Копленд А. (1900-1990) - американский композитор, автор книг "Наша новая музыка" (1941), "Музыка и воображение" (1952,рус. пер. - Сов. музыка. 1968. ј 2-4).
РАЗУМЕЕТСЯ, СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Я написал роман потому, что мне захотелось. Полагаю, что это достаточное основание, чтобы сесть и начать рассказывать. Человек от рождения – животное рассказывающее. Я начал писать в марте 1978 года. Мне хотелось отравить монаха. Думаю, что всякий роман рождается от подобных мыслей. Остальная мякоть наращивается сама собой.

Идея убийства вызрела, думаю, еще раньше. Я нашел свою тетрадь 1975 года. Там полный список монахов несуществующего монастыря. Список - и все…

Сперва я собирался поселить монахов в современном монастыре (придумал себе монаха-следователя, подписчика "Манифесте"3). Но поскольку любой монастырь, а в особенности аббатство, до сих пор живет памятью средневековья, я разбудил в себе медиевиста от зимней спячки и отправил рыться в собственном архиве. Монография 1956 года по средневековой эстетике, сотня страниц 1969 года на ту же тему; несколько статей между делом; занятия средневековой культурой в 1962 году, в связи с Джойсом; наконец, в 1972 году - большое исследование по Апокалипсису и по иллюстрациям к толкованию Апокалипсиса Беата Лиебанского: в общем, мое средневековье поддерживалось в боевой готовности.

Я выгреб кучу материалов - конспектов, ксерокопий, выписок... В какой-то момент я решил, что поскольку средневековье - моя мысленная повседневность, проще всего поместить действие прямо в средневековье. Как я уже говорил в каких-то интервью, современность я знаю через экран телевизора, а средневековье - напрямую…

Любовь ко всему этому, страсть ко всему этому вошли в меня навеки, хотя из-за моральных и материальных причин я двинулся по другой дорожке. Ремесло медиевиста требует обеспеченности и свободного времени. Кто в состоянии без конца мотаться по дальним библиотекам и микрофильмировать рукописи? Но средневековье живо во мне. Если не как профессия, то как хобби и как неотступный соблазн. Я вижу его в глубине любого предмета, даже такого, который вроде не связан со средними веками - а на самом деле связан. Все связано.

Каникулы, проведенные под сводами Отена12, где аббат Гриво, сейчас, в наши дни, пишет руководство по обращению с дьяволом в тетради, пропитанной серой. Летние набеги в Муассак13 и Конк14, где сходишь с ума от старцев Апокалипсиса и от чертей, пихающих в раскаленные котлы души грешников.

И наряду с этим чтение, воскрешающее разум. Беда15, монах-просветитель Оккам16, дарующий рациональное утешение, вводящий нас в тайны Знака, когда Соссюр17 еще не вырисовывается во тьме будущего. И дальше, и дальше - не в силах разлучиться душой с "Плаванием святого Брандана"18, постоянно поверяя свое миросозерцание Книгой из Келлса19, пропуская Борхеса через кельтские Kenningar20, рассматривая психологическую обработку масс, проводимую властями, сквозь призму дневников епископа Сугерия21..."
___________________

1 Орфил М.-Ж.-Б. (1787-1853) - французский химик, автор "Трактата о ядах минерального, растительного и животного происхождения, или Общей токсикологии" (1813-1815).

2 Гюисманс Ж.-Ш. (1848-1907) - французский писатель. В его романе "Там" (La-bas) (1891) разрабатываются мотивы сатанизма, оккультных ритуалов.

3 "Манифесте" - современная итальянская коммунистическая газета.

4 "Сумма" (от лат. "вершина") - в средневековье компендиум некоей науки. "Сумма против язычников'* Фомы Аквинского (1258); его же "Сумма теологии" (1261); анонимная "Сумма философии" (1270). В них явления рассматривались на четырех уровнях: буквальном, аллегорическом, моральном, анагогическом.

5 Вико дельи Страми - "Соломенный проулок" - приводится в "Божественной комедии" Данте (Рай, X, 137) как адрес факультета искусств средневекового Парижского университета.

6 Цистерцианцы - ветвь бенедиктинского ордена (ок. двух тыс. монастырей в Германии, Англии, Скандинавии, Италии, Испании, Венгрии).

7 Клюни в Бургундии - головной монастырь "клюнийской конгрегации" монастырей бенедиктинского ордена с особо строгим уставом, включавшей в XII-XIV вв. почти все монашество Франции и Бургундии (более двух тысяч монастырей). 8 Фома Аквинский (1227-1274) - богослов доминиканец, нем. философ, систематизатор схоластики на базе аристотелизма.

9 Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) - церковный писатель. Годы жизни, национальность неизвестны. Автор сочинений "Светильник" (Elucidarium), "Ключ к физике" (Clavis physicae) и "Образ мира" (De Imagine Mundi).

10 Отчего у детей не бывает соития (лат.).

11 бестиарии (зверинцы) - средневековые сборники полунаучных-полубаснословных описаний животных.

12 Отен (в древности - Августодун) - город на западе Франции, знаменитый собором Св. Лазаря (1120-1132), портал которого с изображением Страшного Суда, очевидно, послужил У.Эко прототипом портала аббатской церкви.

13 Муассак - городок во Франции, где сохранилось аббатство X-XII вв. с храмом Св. Петра (ценные рельефы портала, церковного двора, капитулярной залы).

14 Конк - французский город со средневековым бенедиктинским аббатством. Портал церкви Св. Веры XI в. также украшен рельефом Страшного Суда и тоже, вероятно, описан у Эко, как и сокровищница-реликварий Св. Веры (Конкская сокровищница).

15 Беда Достопочтенный (672/73-735) - англосаксонский летописец, автор церковной истории англов.

16 Оккам Уильям (1285-1349) - английский философ, церковно-политический писатель, францисканец, главный представитель номинализма XIV в.

17 Соссюр Ф. де (1857-1913) - швейцарский лингвист, один из основоположников современной семиотики - науки о знаках.

18 Св. Брандан (484-577) - ирландский монах, по многим средневековым легендам, совершивший плавание к "Обетованному Острову" (раю), герой жития "Плавание Св. Брандана" (X в.) и англо-норманнской поэмы "Путешествие..." (1121).

19 Книга из Келлса (VIII в.) - список Евангелий со знаменитыми иллюстрациями ирландской работы. Ныне хранится в Тринити-Колледже (Дублин).

20 Кеннинги - древнескандинавские метафоры.

21 Сугерий (Брабантский) - французский церковный и государственный деятель XII в., автор сочинения "Об управлении".     
МАСКА
Итак, я решил не только, что рассказ пойдет о средних веках. Я решил и что рассказ пойдет из средних веков, из уст летописца той эпохи…

Я сел перечитывать средневековые хроники. Учиться ритму, наивности. Хронисты скажут за меня, а я буду свободен от подозрений. От подозрений, но не от эха интертекстуальности. Так мне открылось то, что писатели знали всегда и всегда твердили нам: что во всех книгах говорится о других книгах, что всякая история пересказывает историю уже рассказанную. Это знал Гомер, это знал Ариосто, не говоря о Рабле или Сервантесе. Поэтому моя история могла начинаться только с найденной рукописи - что также, разумеется, представляет собой цитату.

Я срочно написал предисловие и засунул свою повесть в четырехслойный конверт, защитив ее тремя другими повестями: я говорю, что Валле говорит; что Мабийон говорил, что Адсон сказал... Так я избавился от страха. После чего прекратил писать. На год, не меньше. Дело в том, что я открыл еще одну истину, которую знал и раньше (все ее знают), но яснее всего осознал, взявшись за работу. Я осознал, что в работе над романом, по крайней мере на первой стадии, слова не участвуют. Работа над романом - мероприятие космологическое, как то, которое описано в книге Бытия (надо же на кого-нибудь равняться, как говорит Вуди Аллен2).
_____________________

1 Снупи - песик-герой комикса Ч.Шульца (США) "Мелкота" (Peanuts) (с 1950 г.) - воплощение банального здравомыслия.

2 Вуди Аллен (Кенигсберг Аллен Стюарт) (род. в 1935 г) - американский режиссер, актер и писатель-юморист. Имеется в виду реплика персонажа Аллена из комикса созданного В.Алленом совместно с Стюартом Хэмплом ("Внутренний мир Вуди Аллена").
РОМАН КАК КОСМОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
То есть для рассказывания прежде всего необходимо сотворить некий мир, как можно лучше обустроив его и продумав в деталях…

Задача сводится к сотворению мира. Слова придут сами собой. Res tene, verba sequentur1. В противоположность тому, что, видимо, происходит в поэзии: verba tene, res sequentur2.

Первый год работы я потратил на сотворение мира. Реестры всевозможных книг - все, что могло быть в средневековой библиотеке. Столбцы имен. Кипы досье на множество персонажей, большинство которых в сюжет не попало. Я должен был знать в лицо всех обитателей монастыря, даже тех, которые в книге не показываются. Читателю с ними знакомиться незачем, а вот мне - необходимо. Кто сказал, что проза сама себе муниципалитет? По-моему, она к тому же сама себе строительная контора. Сколько времени отдано архитектурным разысканиям, проведено над снимками и планами, над страницами энциклопедий! Я разработал план аббатства, выверил все расстояния, пересчитал все ступеньки винтовой лестницы. Марко Феррери3 как-то сказал, что мои диалоги кинематографичны. Они длятся ровно столько времени, сколько заявлено. Еще бы! Если у меня герои начинают беседовать по пути из трапезной на церковный двор - я слежу за ними по плану и, когда вижу, что они уже пришли, обрываю разговор.

Нужно сковывать себя ограничениями - тогда можно свободно выдумывать. В поэзии ограничения задаются стопой, строкой, рифмой. Всем тем, что мои современники называют "вдох по велению слуха"4. В прозе ограничения диктуются сотворенным нами миром. Это никакого отношения не имеет к реализму (хотя объясняет, в числе прочего, и реализм). Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, в котором ослы летают, а принцессы оживают от поцелуя. Но при всей произвольности и нереалистичности этого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом его начале. То есть нужно четко представлять себе, тот ли это мир, где принцесса оживает только от поцелуя принца, или тот, где она оживает и от поцелуя колдуньи? Тот мир, где поцелуи принцесс превращают обратно в принцев только жаб? Или тот, где это действие распространено, положим, на дикобразов?

В созданном мною мире особую роль играла История. Поэтому я бесконечно перечитывал средневековые хроники и по мере чтения понимал, что в роман неминуемо придется вводить такие вещи, каких первоначально у меня и в мыслях не было, - например, борьбу за бедность и гонения инквизиции на полубратьев…

Далее. Почему действие датировано именно концом ноября 1327 года? Потому что к декабрю Михаил Цезенский уже в Авиньоне. Вот что значит до конца обустроить мир исторического романа. Некоторые элементы - такие, как число ступенек лестницы,- зависят от воли автора, а другие, такие, как передвижения Михаила, зависят только от реального мира, который чисто случайно, и только в романах этого типа, вклинивается в произвольный мир повествования.

Но ноябрь - это было для меня рановато, так как я собрался колоть свинью. Зачем? Затем, чтоб воткнуть труп вверх ногами в бочку с кровью. А это зачем? Да затем, что вторая труба Апокалипсиса возвещает... В Апокалипсисе я ничего менять не мог. Это часть условного мира. Ну, а свиней колют, как я выяснил, только в холода. Значит, ноябрь - для меня рано. Если только не расположить аббатство в горах, так, чтобы в ноябре уже имелось сколько надо снега. Если бы не это условие, действие с тем же успехом развернулось бы на равнине, в Помпозе7 или в Конке.

Созданный нами мир сам указывает, куда должен идти сюжет. Все меня спрашивают, почему мой Хорхе и по виду и по имени вылитый Борхес и почему Борхес у меня такой плохой. А я сам не знаю. Мне нужен был слепец для охраны библиотеки. Я считал это выигрышной романной ситуацией. Но библиотека плюс слепец, как ни крути, равняется Борхес8. В частности потому, что долги надо выплачивать. К тому же именно через испанские толкования и испанские миниатюры Апокалипсис завоевал средневековье.

Но когда я сажал Хорхе в библиотеку, я еще не понимал, что он станет убийцей. Как принято выражаться, он дошел до этого сам… Персонажи обязаны подчиняться законам мира, в котором они живут. То есть писатель - пленник собственных предпосылок. Морока была и с лабиринтом. Все известные мне лабиринты - а я пользовался превосходной монографией Сантарканджели9 - были без крыши. Все сплошь замысловатые, со множеством круговоротов. Но мне нужен был лабиринт с крышей (кто видел библиотеку без крыши!). И не очень трудный. В лабиринте, перегруженном коридорами и тупиками, почти нет вентиляции. А вентиляция была необходима для пожара. Этот-то момент, то есть что Храмина в конце концов должна сгореть, был мне ясен с самого начала. В частности, и по космологически-историческим причинам. В средние века соборы и монастыри полыхали, как серные спички, и представить себе рассказ о средневековье без пожара так же трудно, как фильм о войне на Тихом океане без объятого пламенем истребителя, пикирующего в волны. Провозившись два или три месяца, я сам построил нужный лабиринт. И все равно в конце концов пронизал его щелями-амбразурами, иначе, как дойдет до дела, воздуха могло бы не хватить.

___________________________

1 Имей вещи, слова придут (лат.). Парафраз формулы Горация ("Наука поэзии", 311).

2 Имей слова, вещи придут (лат.).

3 Феррери М. (1928-1997) - итальянский кинорежиссер.

4 Olson С h. "Projective Verse", Poetry ј 3, N.Y. 1950.

5 Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) - английский францисканский философ, придававший огромное значение эмпирическому изучению естественных наук, по легенде, изобретатель телескопа, пороха, очков.

6 "Достопочтенный Зачинатель" (лат.) - почетное имя Оккама.

7 Помпоза (аббатство Св. Марии в Помпозе) - древнейшее (с IX в.) из бенедиктинских аббатств, хранилище знаменитой библиотеки.

8 Х.Л. Борхес несмотря на слепоту, работал директором Аргентинской Национальной библиотеки. 9 Santarchangeli Р. П Ubro dei labirinti. Storia di un mito e di un simbolo. Firenze, Vallecchi, 1967.
  1   2   3   4


написать администратору сайта