Главная страница
Навигация по странице:

  • Письмо XVIII

  • Письмо XXII

  • Письмо XXVI

  • Письмо XXVIII

  • Сенека Луций Анней Нравственные письма к Луцилию. Сенека приветствует Луцилия!


    Скачать 2.51 Mb.
    НазваниеСенека приветствует Луцилия!
    Дата26.04.2022
    Размер2.51 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСенека Луций Анней Нравственные письма к Луцилию.pdf
    ТипДокументы
    #498978
    страница44 из 47
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47
    Письмо VII
    1 Во время гладиаторских игр давали два представления в день:
    утреннее — борьба со зверями, и полуденное — бой между гладиаторами. В промежутке иногда разыгрывались мимы.
    2 Обычные пары — гладиаторы в полном вооружении. Любимые
    бойцы — так называемые postulatitii (от postulare — требовать), самые прославленные гладиаторы, которых выпускали на арену по требованию зрителей.
    3 Мечами, факелами и ударами бичей на арену возвращали отступавших гладиаторов.
    4 Иногда на арене заставляли биться осужденных на казнь преступников.
    [5] Марк Порций Катан Цензор (234 — 149 гг. до н. э.) —
    государственный деятель, противник греческого влияния,
    прославившийся обличением роскоши и испорченных нравов в Риме.
    Гай Лелий, прозванный Мудрым (II в. до н. э.), — правовед и государственный деятель. Оба — обычные примеры «добрых нравов» в римской моралистике.
    * Симмах («Письма», IX, 105) приписывает это изречение
    Гераклиту.
    Письмо VIII
    1 При Тиберии право избрания должностных лиц было отнято у народного собрания и передано сенату (см. Тацит. Анналы, I, 15).
    2 Гогота — комедия с сюжетом из римской жизни, персонажи которой были одеты в тогу.
    3 Публилий Сир (I в. до н. э.) — автор мимов, многие цитаты из которых составили сборники популярных изречений.
    * Обутые в сандалии — комические актеры; выступающие на котурнах трагические актеры.
    Письмо IX
    [1] Стильпон (IV в. до н. э.) — виднейший философ мегарской школы, разрабатывавший по преимуществу этические вопросы и объявивший высшей целью жизни «апатию». Один из учителей Зенона.
    2 Этот термин может означать и отсутствие страданий, и — в языке стоиков — бесстрастие. Сенека приписывает этому слову еще одно значение — нетерпеливость,

    3 В некоторых изданиях это место читается: «один или оба глаза».
    4 Аттал (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.) — философ-стоик, учитель
    Сенеки. Сенека Старший («Свазории», II, 12) характеризует его: «Муж величайшего красноречия, из философов, каких только видел наш век,
    самый тонкий и речистый».
    [5] Перевод сделан по чтению одной из рукописей. Во многих из них последняя фраза отсутствует.
    6 Хрисипп из Сол (ок. 280 — 206 гг. до н. э.) — ученик Клеанфа,
    окончательно сформировавший стоическое учение. Написал 705 трудов,
    в которых развил теорию познания. нарисовал идеальный образ мудреца и т. д. Диоген Лаэрций писал о нем (VII, 7, 183): «Не было бы Хрисиппа,
    — не было бы и стой». От Хрисиппа пошли также свойственные стоикам диалектические и терминологические сложности, на которые нередко нападает Сенека.
    7 Хрисипп различал понятия «терпеть нужду» и «иметь потребность». «Потребность» возникает в предметах, пользу которых человек энает и без которых не может обойтись. Терпеть нужду —
    значит испытывать душевное сокрушение из-за отсутствия какого-либо предмета, независимо от его пользы.
    8 По учению стоиков, мир должен погибнуть в огне.
    9 Деметрий (337 — 283 гг. до н. э.) — один из «эпигонов» —
    полководцев, ведших войны за раздел и передел державы Александра
    Македонского и его наследников. За изобретение осадных машин был прозван Полиоркетом разрушителем городов. Эпизод со Стильпоном пересказывает также Плутарх («Деметрий», IX), по версии которого,
    Стильпон ответил Деметрию: «Я не видел, чтобы кто-нибудь из твоих воинов унес мое знание».
    10 В некоторых изданиях далее следует слово «воздержность»,
    отсутствующее в рукописях.
    п Изречение Публилия Сира.
    Письмо Х
    [1] Кратет из Фив (2-я половина IV в. до н. э.) — философ-киник,
    ученик Диогена. Раздав свое имущество, вел жизнь странствующего философа-проповедника. Его учеником был Зенон.

    2 Афинодор (I в. до н. э.) — философ-стоик, сначала — хранитель
    Пергамской библиотеки, затем (с 70 г.) живший в Риме, в доме Катона
    Утического (см. прим. 2 к письму XIII).
    3 Молиться во всеуслышанье — одно из правил пифагорейцев.
    Письмо XI
    1 Ср. у Диогена Лаэрция (VII, 54) рассказ о кинике Диогене,
    который сказал при виде покрасневшего юноши: «Верь в него: это цвет добродетели!»
    2 Слова «или души» некоторые издатели нового времени опускают,
    как противоречащие общему смыслу учения Сенеки.
    3 Фабиан Папирий — один из учителей Сенеки, сперва оратор,
    затем философ, близкий к стоицизму.
    4 О понятии «человека добра» у Сенеки см. в статье, стр. 343 —
    344.
    Письмо XII
    [1] Гением римляне называли духа-покровителя каждого мужчины,
    вместе с ним рождавшегося и умиравшего.
    2 Прозвище Гераклита — Темный.
    3 Пакувия как командира легиона в Сирии в 19 г. н. э. упоминает
    Тацит («Анналы», II, 79). Видимо, был впоследствии (до 32 г.)
    наместником этой провинции.
    4 Вергилий. Энеида, IV, 654 (здесь и далее многочисленные цитаты из Вергилия приводятся по изданию: Вергилий. Буколики, Георгики,
    Энеида. М., 1971. «Буколики» и «Георгики» цитируются в переводе С.
    Шервинского, «Энеида» — в переводе С. Ошерова).
    Письмо XIII
    1 Текст переведен по исправлению Швейгехойзера. Бюхелер предлагает другое исправление: «Мы отдаемся на волю уносящих нас
    ветров».
    2 Катан — Марк Порции Катон Младший (95 — 46 гг. до н. э.),
    прозванный Утическим. Философ-стоик и государственный деятель,
    страстный защитник традиционной республики и противник Помпея и
    Цезаря в пору их союза. С началом их вражды, после вторжения Цезаря в Италию, присоединился к Помпею, а после его разгрома пытался организовать сопротивление Цезарю в Северной Африке. Потерпев неудачу, покончил с собою в Утике (Ливия), бросившись на меч, а потом сорвав повязку со своей раны. Катон — любимый герой писателей стоической оппозиции.
    Письмо XIV
    [1] Сицилийское море — часть Средиземного моря у восточного берега Сицилии. Харибда локализовалась в Мессинском проливе
    (между Сицилийским и Тирренским морем).
    2 Жреческие повязки — убор жреца во время священнодействий;
    жрец был лицом неприкосновенным.
    3 Сенека метафорически изображает позицию Катона в начале гражданской войны (январь 49 г. до н. э.), когда тот категорически требовал от Цезаря роспуска войск и поддерживал намерение Помпея удалиться в Испанию, также распустив легионы.
    4 Имеется в виду эпизод борьбы Катона против закона о раздаче земель, предложенного Цезарем в год его консульства (59 г. до н. э.).
    Ср. Плутарх. Катон, XXXIII:
    «Цезарь предложил еще один закон — о разделе почти всей
    Кампании... Ему не противоречил никто, кроме Катона. Цезарь приказал прямо с ораторского возвышения отвести его в тюрьму, но и тут Катон не пал духом и не умолк — напротив, по дороге в тюрьму он продолжал говорить о новом законе».
    [5] Некоторые издатели принимают конъектуру Мадвига,
    предлагающего читать это место так: «...надо ли мудрому стараться о делах государства».
    6 Перевод по конъектуре Гроновия.
    Письмо XV

    [1] Ср. Гораций. Сатиры, II, 2, 77 — 78 (пер. М. Дмитриева): Тело,
    вчерашним грехом отягченное, дух отягчает И пригнетает к земле часть дыханья божественной силы. «Аристон остроумно уподобил атлетов колоннам в гимнасии, ибо они такие же гладкие и каменные. И Диоген- киник на вопрос, почему атлеты почти что лишены чувств или разума,
    ответил: «Потому что состоят из свиного и бычьего мяса». Был и стих- пословица: «Желудок полон — тонким уж не будет ум»» (Примечание
    Юста Липсия).
    2 Маслом атлеты умащали тело.
    3 Салии — коллегия жрецов Марса; ежегодное празднество их сопровождалось бегом по городу с пением и пляской-прыжками. Само название коллегии связывали со словом salire — «прыгать».
    4 Сукновалы, занимаясь чисткой шерстяной одежды, погружали ее в мочу и топтали, подпрыгивая.
    [5] Место по-разному читается в разных рукописях и изданиях.
    Можно прочесть его и так: «не требующее выучки и легкое».
    6 Место сильно испорчено и восстанавливается по-разному. Нами принято чтение большинства изданий.
    Письмо XVI
    [1] Место испорченное и по-разному восстанавливаемое разными издателями. 2 Рок и божество повелевают миром — по учению стоиков,
    случай — по учению эпикурейцев. 8 Ср. изречение Эпикура (Стобей.
    «Цветник», XVII): «Спасибо блаженной природе за то, что необходимое она сделала легко доступным, а недоступное — не необходимым».
    Письмо XVI!
    [1] В сохранившихся сочинениях Цицерона этих слов нет.
    2 Сигналом трубы собирали войско; в эпоху Ранней республики неимущие граждане не должны были являться на службу. Возможно,
    впрочем, что Сенека имеет в виду не этот старинный обычай, а сигнал,
    подававшийся при казни через бичевание (см. Тацит. Анналы, II, 32).
    3 Слово бедняк введено Бюхелером и Герцем. В старых изданиях
    — «она (т. е. бедность) знает».
    * Ср. Гораций. Послания, I, 2, 47 — 48 (пер. Н. Гинцбурга): Ибо ни дом, ни земля, ни меди и золота груды Прочь лихорадку отвесть от
    больного владельца не могут.
    Письмо XVIII
    1 Сатурналии праздновались в эпоху Сенеки с 17 декабря в течение недели. Обычная одежда заменялась на мягкое шелковое платье и остроконечный колпак, все предавались веселью и удоводьствиям в память о царстве Сатурна — Золотом веке.
    2 В начале гражданской войны многие приверженцы республики,
    по примеру Катона Утического, облачились в темные тоги.
    3 « ... великих людей. . . — Пифагора, Сократа, Эпикура.
    4 Тимоновы трапезы — скромные трапезы в одиночестве,
    названные так по имени знаменитого афинского человеконенавистника.
    Бедные каморки — особые комнаты в домах римских богачей,
    «упражнявшихся в бедности», чтобы задобрить богиню Немесиду, чей культ распространился в период Ранней империи.
    [5] Асе — самая мелкая медная монета.
    6 У греков год обозначался -именем одного из архонтов, как у римлян именами консулов. Архонтство Харина — 307/308 г. до н. э. ?
    Вергилии. Энеида, VIII, 364 — 365.
    Письмо XIX
    [1] Меценат, Гай Цильний (род. между 74 и 64 гг. до н. э. — ум. 8 г.
    до н. э.) — сподвижник и друг Августа, организатор его идеологической политики. Собрал кружок поэтов, в который входили Вергилии,
    Гораций, Пропорций, Варий и др. Сам писал стихи и прозу в пышном
    «азианском» стиле. Под «пыткой» Сенека, возможно, разумеет бессонницу, мучившую Мецената последние годы жизни. Изнеженный образ жизни Мецената и его стиль — обычные объекты нападок Сенеки.
    2 Номенклатор — раб, обязанный на улице подсказывать господину имена встречных, а дома — имена рабов и клиентов.
    Письмо XX

    [1] Деметрий (I в. н. э.) — моралист-киник, о котором Сенека («О
    блаженной жизни», XVIII, 3) писал: «Увидев, в какой крайней бедности проводит он жизнь, я по-другому слушаю его и читаю». Деметрий нападал на Нерона, впоследствии — при Веспасиане и Домициане —
    дважды был изгнан из Рима.
    2 После этих слов следуют слова, считающиеся поздней вставкой:
    «Но спокойней тот, у кого нет богатства».
    Письмо XXI
    [1] Пламеней из Лампсака (конец IV — начало III в. до н. э.) — зять и ученик Эпикура, автор сочинения «О сократиках».
    2 Аттик, Тит Помпоний (110 — 32 гг. до н. э.) — римский всадник,
    писатель и издатель. Принципиально уклонялся от государственной деятельности, больше 20 лет прожил в Афинах. Ближайший друг
    Цицерона, чьи письма к Аттику составляют 16 книг.
    3 Агриппа, Марк Випсаний (62 — 12 гг. до н. э.) — полководец и ближайший сподвижник Августа, второй человек в государстве после принцепса. Первым браком был женат на дочери Аттика Помпонии,
    вторым — на дочери Августа Юлии Старшей. Его дочь от Помпонии,
    Випсания Агриппа, была первой женой Тиберия и матерью его единственного сына Друза Цезаря (13 г. до н. в. — 23 г. н. в.).
    4 Вергилий. Энеида, IX, 446 — 449. Поэт обращается к двум своим героям, Нису и Эвриалу, мужественно погибшим в бою. Капитолийский утес — Капитолий, средоточие государственных святынь Рима. Род
    Энея — род Юлиев, к которому принадлежал Август, получивший титул «отца отчизны».
    [5] Пифокл — ученик Эпикура, красавец-юноша, талант которого учитель ценил особенно высоко.
    6 Ср. Цицерон. Тускуланские беседы, V, 33 (Цицерон. Избранные сочинения. М» 1975, пер. М. Гаспарова): «Эпикур делит желания на три рода...: во-первых, естественные и необходимые; во-вторых,
    естественные, но не необходимые; в-третьих, ни те ни другие
    Необходимые желания удовлетворяются сущим пустяком: ведь богатства природы у нас под руками. Желанья второго рода не трудны для достижения, но нетрудно обойтись и без них. Наконец, желанья
    третьего рода, пустые, чуждые и природе, и необходимости, следует вовсе искоренять».
    Письмо XXII
    1 Слово «жажда» дает одно из первоизданий, однако без него смысл восстанавливается лишь с натяжкой.
    Письмо XXIV
    1 Публий Рутилий Руф (ок. 154 — 74 гг. до н. в.) —
    государственный деятель, юрист и философ-стоик, ученик Панэтия.
    Друг Сципиона Младшего и Лелия, участник многих войн. Управляя провинцией Азией, боролся со злоупотреблениями откупщиков- всадников и за ато по возвращении в Рим был несправедливо осужден всадническим судом и изгнан. Жил в Митилене на Лесбосе, занимаясь философией, затем в Смирне; здесь в 78 г. до н. а. его посетил Цицерон.
    Когда Сулла, двинувшийся из Азии походом на Рим против марианцев.
    предложил Рутилию пойти с ним, тот отказался.
    2 Квинт Цецилий Метелл, прозванный Нумидийским за победы над нумидийским царем Югуртой, консул 109 г. до н. э., цензор 102 г. до н.
    э» боролся как цензор против радикального земельного закона, а когда закон был принят, отказался присягнуть ему и удалился в добровольное изгнание на Родос (100 г.). Через год был возвращен благодаря усердным хлопотам сына, вопреки сопротивлению демократов —
    сторонников Мария, соперничавшего с Метеллом еще во время
    Югуртинской войны.
    3 См. Платон. Критон, Федон.
    4 Муций Сцевола — хрестоматийный пример староримской доблести. В 508 г. до н. э., когда этруски осадили Рим, пытался убить их царя Порсенну, но поразил только его писца. Схваченный и отданный на пытку, сам положил правую руку на огонь. Пораженный его мужеством, Порсенна снял осаду.
    [5] Сципион — Квинт Цецилий Метелл Пий Сципион (внук
    Метелла Нумидийского по усыновлению), коллега Помпея по
    консульству 52 г. до н. в., командовал его флотом во время битвы при
    Фарсале, затем бежал в Африку, где принял у Катона верховное командование, и после разгрома при Тапсе покончил с собой (46 г. до н.
    в.).
    6 Сципион Африканский Старший (235 — 183 гг. до н. э.) во время второй Пунической войны перенес военные действия в Африку из
    Италии и в 202 г. разгромил Ганнибала при Заме, чем положил конец войне. Его внук (по усыновлению) Сципион Эмилиан Африканский
    Младший (185 — 129 гг. до н. э.) разрушил в 146 г. Карфаген. Человек обширной образованности, глава дружеского кружка, куда, кроме государственных деятелей, как Лелий, входили философы, в частности
    Панэтий, и поэты (сатирик Луцилий, комик Теренций), Сципион
    Младший со времени Цицерон» стал любимым примером у римских моралистов.
    7 Иксион, привязанный к вечно вращающемуся колесу. Сизиф,
    вечно катящий в гору камень, Титий, чью печень вечно терзают коршуны, — мифические нечестивцы, наказанные муками в царстве мертвых.
    Письмо XXVI
    1 Место, сильно испорченное и по-разному восстанавливаемое,
    переведено по чтению Рукопфа.
    Письмо XXVII
    1 Известен Гай Кальвизий Сабин, сенатор, консул 26 г. н. э.; в бытность его наместником Паннонии его жена учинила в военном лагере непристойный скандал, и Сабин, обвиненный Калигулой,
    покончил с собою в 32 г. Однако большинство исследователей считает,
    что Сенека имеет в виду не его.
    2 Перевод сделан по конъектуре Гроновия.
    3 Александрийские грамматики составили канон из девяти величайших лириков. В него вошли Алкман, Алкей, Стесихор,
    Анакреонт, Сафо, Симонид Кеосский, Ивик, Вакхилид и Пиндар.

    Письмо XXVIII
    [1] «Энеида», III. 71. 2 «Энеида», VI, 78 — 79. Речь идет о Кумской сивилле, впадающей в пророческое исступленье. « О космополитизме стоиков см. в статье, стр. 330 — 331. Однако утверждения такого рода приписывались и Сократу (Цицерон. Тускуланские беседы. V, XXXVII,
    108) и Демокриту (Стобей, XXXVIII).
    2 Тридцать тиранов — олигархическая клика, захватившая власть в побежденных Спартой Афинах (404 — 403 гг. до н. э.). Хотя во главе их стоял ученик Сократа Критий, философ резко нападал на них, за что те ему пытались запретить вестн его обычные беседы с гражданами.
    Письмо XXIX
    1 Марцеллин — лицо, из других источников не известное.
    2 Известно несколько философов, носивших это имя; очевидно,
    Сенека имеет в виду перипатетика времен Августа, которого упоминает также Страбон (XVII, 790), упрекающий его в неоригинальности.
    3 Скавр Мамерк Эмилий — выдающийся оратор и трагический поэт. Покончил с собой в 34 г., обвиненный в оскорблении величества за несколько стихов из трагедии
    4 «Атрей», которые были истолкованы как намек на Тиберия. 4
    Слово «перипатетик» происходит от греч. лерптео) — «гуляю». 6
    Греции, Юлий — сенатор, ученый-винодел. Отказался выступить обвинителем Скавра и за это был убит по приказу Калигулы.
    Письмо XXX
    [1] Ауфидий Басе (1 в. н. э.) — последователь учения Эпикура,
    крупнейший историк, автор книг о войнах с германцами (возможно,
    раздел всеобщей истории его времени).
    2 Семь кругов — обычная дистанция пробега колесниц в римском цирке.

    Письмо XXXI
    [1] Имеется в виду эпизод из «Одиссеи» (XII, 47 — 48), когда
    Улисс-Одиссей залепил спутникам уши воском перед тем, как проплыть мимо Сирен.
    2 Рациональный характер добродетели — одно из основных положений стоицизма, восходящее, однако, к Сократу. Цицерон в
    «Тускуланских беседах» (IV, VI, 12) так излагает взгляды Зенона:
    «Радость и желание вытекают из суждения нашего о благе... Ведь по законам самой природы люди тянутся к тому, что кажется им благом, а противоположного избегают... Если это влечение устойчиво и разумно,
    то стоики называют его Bou^ai^ мы — волею. Такой волей обладает у них только мудрец; отсюда и определение: воля есть разумное желание». Мусоний Руф почти буквально говорит то же, что Сенека
    (Стобей, XXVII): «Добродетель — это знание, причем не только умозрительное, но и приложимое к деятельности». О понятии «воли» у
    Сенеки см. в статье, стр. 344.
    3 Гензе предлагает читать эчо место иначе: «Как так? Разве труд пустой и ненужный, вызванный пустыми причинами, не есть зло?» —
    «Ничуть не больше, чем тот...»
    4 Ленинский и Греческий хребет — в Альпах, Кандавия — горная область в Македонии, Сирты — мелководные заливы у северного берега
    Африки, Сцилла и Харибда локализовались в Мессинском проливе.
    [5] Претекста — см. прим. 1 к письму IV. Претекста была также отличьем сенаторов.
    6 Эразм, исправляя одно слово, предлагает читать: «нечто такое,
    что не становится день ото дня все хуже, не знает препятствий».
    7 Вергилий. Энеида, VIII, 365.
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


    написать администратору сайта