Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Предисловие к русскому изданию 8 Предисловие Инге Флемиг 9 Неповторимое Я 11 Введение 12

  • Диалог 44 Кому может помочь терапия по методу сенсорной интеграции в диалоге 58 Первая встреча - «наблюдающая диагностика» 61

  • Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий по методу сенсорной интеграции в диалоге 83

  • Когда заканчивается терапия 231 «Финиш» 233 Редко речь идет о том 234 Литература 235 Введение

  • Основы сенсорной интеграции в диалоге

  • Вестибулярная система = система поддержания равновесия

  • Sensorische Integration im Dialog Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеSensorische Integration im Dialog Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие
    Дата22.01.2018
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла5079890.U_Kisling_Sensornaj_integracij_v_dialoge.doc
    ТипКнига
    #34885
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Ulla Kiesling

    Sensorische Integration im Dialog

    Улла Кислинг

    Сенсорная интеграция в диалоге

    Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие

    Под редакцией Е.В. Клочковой


    verlag modernes lernen - Dortmund

    Москва Теревинф 2010

    УДК 159.922.7:159.939.93 ББК 88.8 К44

    Кислинг, Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распо­знать проблему, помочэмочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; |юй; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с. ISBN 97N 978-5-4212-0003-1.

    "Книга немецкого терапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвященные сенсорно - интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях."

    Книга адресованввана родителям и специалистам - невроло­гам, психологам, реабилитологам, педагогам и др.

    Перевод с немецкяецкого Ксения Шарр

    Фотографии УллаУлла Кислинг, Имке Кордтс, цирк Миньон

    Дизайн и верстка стка Н.Э. Бернштейн

    Научный редакторктор Е.В. Клочкова

    Литературный реД редактор М.И. Соколова

    Редактор М.С. ДиЛ. Дименштейн

    Корректор Н.С. СсС. Самбу

    Подписано в печать 26.10.16.10.2009. Формат 60x84/16

    Гарнитура NewCentury Schcy Schoolbook. Печ. л. 15. Бумага офсетная. Заказ 8310

    Издательство «Теревинф» шф»

    для переписки 1 19002, Мо)2, Москва, а/я 9. тел./факс (495) 585 0 587

    эл. почта zakaz@terevinf.ru cinf.ru сайт www.terevinf.ru

    Отпечатано в ОАО «ИПК «ИПК «Ульяновский Дом печати»

    432980, г. Ульяновск, ул. Г(, ул. Гончарова, 14.

    ISBN 978-5-4212-0003-1 (р)3-1 (рус.) ISBN 978-3-8080-0446-3 (нем.)

    © «Теревинф», перево;ревод, оформление, 2009 © verlag modernes lens lernen, Dortmund, 2007

    Содержание

    Предисловие к русскому изданию 8

    Предисловие Инге Флемиг 9

    Неповторимое Я 11

    Введение 12

    Основы сенсорной интеграции в диалоге 15

    Вестибулярная система =

    система поддержания равновесия 18

    Тактильная система =

    система кожной чувствительности =

    экстероцепция 26

    Проприоцептивная система =

    система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) =

    восприятие собственной позы и движения 34

    Кинестетическое восприятие и язык 42

    Диалог 44

    Кому может помочь терапия

    по методу сенсорной интеграции в диалоге? 58

    Первая встреча - «наблюдающая диагностика» 61

    Характеристики поведения 76

    Младенец 76

    Ребенок дошкольного возраста 76

    Ребенок школьного возраста 76

    Возможные причины нарушений 80

    Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий

    по методу сенсорной интеграции в диалоге 83

    Размеры помещения 83

    Свет, цвет и атмосфера в помещении для занятий 84

    Крупные терапевтические снаряды 86

    «Ароматные вещества»

    в помещении для терапевтических занятий 93

    Занятия в учебном бассейне 94

    Занятия на природе 96

    Использование музыки

    на занятиях сенсорной интеграцией в диалоге 96

    Правила игры и границы

    обеспечивают безопасность, уверенность

    и помогают ориентироваться в пространстве 98

    Первое занятие 108

    Доверие 109

    Значимость ошибки 113

    Примеры работы 120

    а) Беньямин, 1,2 года

    (сильное отставание в развитии) 120

    б) Мартин, 2,5 года (по заключению врача,

    здоровый ребенок, нездорова мать?) 131

    в) Флориан, 7 лет (проблемы в обучении,

    нарушение поведения, гиперактивность) 139

    г) Филипп, 7 лет («умственная отсталость»,
    стереотипии, тики) 150

    д) Амира, 14 месяцев (аутизм, эпилепсия,

    задержка развития) 157

    е) Пауль, 5 лет 168

    «Прислушиваться к мелодии ребенка» 172

    Отсутствие результата на занятиях? Развитие вспять? 174

    Роль терапевта 181

    Роль родителей в терапии 186

    Сотрудничество с воспитателями, учителями,

    другими терапевтами и врачами 193

    Мои мнимые уловки 198

    Как найти подходящего терапевта? 201

    Идеальная детская комната для развития 203

    Сенсорная интеграция в диалоге

    за пределами терапевтического кабинета 205

    Где лучше отдыхать 212

    Какие виды терапии разумно дополняют

    сенсорную интеграцию в диалоге? 215

    Логопедия, коррекция речи 215

    Физическая терапия, эрготерапия 216

    Мартин Кливер (Гамбург).

    Амбулаторный кабинет лечебной педагогики 216

    Мартин Кливер (Гамбург).

    Занятия по раннему развитию на дому 217

    Мартин Кливер (Гамбург). Лечебная эвритмия 218

    Метод Фельденкрайза 219

    Двигательная терапия - психомоторика 220

    Терапевтические игры в воде 221

    Лечебная верховая езда (иппотерапия) 221

    Кинезиология 222

    Рейки 222

    Лотар Урсинус (гомеопат, Гамбург). Натуропатия 223

    Иоахим Купце (институт Томатиса в Гамбурге).

    Метод доктора Томатиса 226

    Габриэле Каэхеле (Гамбург). Шиатсу для детей -

    шиатсу в диалоге 228

    Интегративный

    лечебно-педагогический/терапевтический цирк 229

    Когда заканчивается терапия? 231

    «Финиш» 233

    Редко речь идет о том 234

    Литература 235
    Введение

    Пришло время, и я наконец решилась издать свои материалы по Сенсорной интеграции в диалоге в формате небольшой кни­ги: желание писать не раз появлялось у меня после выступле­ний перед родителями, терапевтами и педагогами.

    Я разрабатываю и применяю этот метод уже 16 лет. Я осо­бенно благодарна Инге Флемиг, которая когда-то заставила меня «прыгнуть в холодную воду» и с тех пор много раз беседо­вала со мной, будучи необыкновенным наставником-суперви­зором. За те несколько недель, когда я проходила практику на ее врачебных приемах, она очень быстро заметила, что мне удается интуитивно установить диалог с детьми с тяжелыми нарушениями поведения и общения. Первым аутичным ребен­ком, с которым она позволила мне проводить терапию, была Ронни. Инге Флемиг тогда сказала мне: «Работайте интуитив­но, собирайте материал. Позже, работая осознанно, вы пойме­те, что именно вы делаете».

    Так началось приключение, которому, казалось, не будет конца.

    Чтобы добиться более объективного контроля и получить возможность анализировать свою терапевтическую деятель­ность, я попросила доктора Рольфа Флемига как можно чаще снимать мои терапевтические занятия на видео. Вскоре мы стали работать так слаженно, что ни детям, ни мне присутствие камеры уже не мешало.

    Те, кто видел на моих выступлениях некоторые из этих за­писей (всего их около трехсот), - могут это подтвердить. Огром­ный такт и глубокое понимание работы терапевта со стороны Рольфа Флемига позволяют зрителям участвовать в работе так, как если бы они присутствовали на занятиях. Сердечное ему за это спасибо!

    Эти записи помогли мне больше узнать о том, что, собствен­но, делала я, и о том, что делали дети. Интуитивный метод ра­боты хорош, но он таит в себе определенные опасности. Хоро-

    ший терапевт не может ограничиваться одним лишь интуи­тивным методом.

    Работать интуитивно и все же отдавать себе отчет в том, что ты делаешь, - нет ли здесь противоречия? Интуиция - это результат взаимодействия знания и опыта. И то и другое нам, терапевтам и педагогам, нужно накопить. Я думаю, что путь учения бесконечен.

    За первые пять месяцев тесного сотрудничества с Инге Фле-миг я познакомилась со многими детьми с самыми разными проблемами. Инге Флемиг взяла меня с собой на семинар по повышению квалификации и попросила представить нашу ра­боту выступлением и наглядными примерами. Я смонтирова­ла первое видео о терапии посредством диалога и, сильно вол­нуясь, выступила на семинаре. Начался новый важный этап моей жизни.

    Теперь мне нужно было яснее представлять себе, что имен­но я делаю, чтобы подробно отвечать на бесконечные вопросы родителей и терапевтов. Новая форма понимания начала при­обретать определенные черты. Мне стало ясно, как плохо ин­формированы родители и как мало они узнают о занятиях, по­ка ждут своих детей в коридоре. Сколько возможностей поболь­ше узнать о своих детях они при этом упускают! До сих пор я считаю, что терапевты ущемляют права родителей, если не допускают их к детям, а детей - к ним во время занятий.

    Мы слишком высоко замахиваемся, если за сорок пять ми­нут терапевтического сеанса (раз в неделю) хотим добиться достаточного положительного воздействия на нарушения, от которых страдают дети!

    Еще одно сердечное спасибо - всем родителям. Постоянно задавая важные вопросы, они помогли мне лучше понять мою собственную работу.

    И все же моими лучшими учителями были дети. Вас я хочу поблагодарить за доверие на нашем общем отрезке жизненно­го пути. Все большие и маленькие проблемы, с которыми мы сталкивались по дороге, помогли нам подрасти.

    Кристине Урсус я благодарна за ее дружескую поддержку и за то, что она помогла мне изложить на бумаге мои мысли и

    13

    14

    идеи. Без практических советов Коры Бессер-Зигмунд о том, «как начать писать», эта книга никогда бы не состоялась. Миха-эла Цайсинг, Инго Вюртель и мой кузен Экхард Вестфаль тру­дились не покладая рук, чтобы выловить все назойливые орфо­графические и пунктуационные ошибки. Им тоже сердечное спасибо!

    Некоторые читатели, наверное, хотели бы познакомиться и с научно обоснованными высказываниями и заключениями о работе нервной системы. Я не являюсь специалистом в этой области, а специалисты написали на эту тему уже много книг. Я прошу вас обратиться к ним.

    Я пишу эту книгу без претензий на научность. Это ориенти­рованное на практику обобщение моего личного опыта. Теоре­тической базой для всего, что здесь изложено, являются книга Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»*, а также мно­гочисленные прослушанные мною курсы. Уже более десяти лет я именую свою работу «Сенсорной интеграцией в диалоге».

    Моя цель - связать упрощенное и доходчивое изложение теории с многочисленными практическими примерами.

    * A. JeanAyres. Sensory Integration and the Child. Los Angeles: Western Psychological Association, 1979 - Э. ДжинАйрес. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития / Пер. с англ. Ю. Даре. М.: Теревинф, 2009. -Примеч. пер.

    Улла Кислинг

    Сенсорная интеграция в диалоге.

    Основы сенсорной интеграции в диалоге

    Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодей­ствие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощу­щений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог аде­кватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

    Американская исследовательница и терапевт Джин Айрес в 1979 году написала книгу «Ребенок и сенсорная интеграция»*, предназначенную для родителей, имеющих детей с наруше­ниями восприятия. Книга должна была помочь родителям рас­познать и понять те трудности, с которыми сталкиваются их дети, с тем, чтобы в дальнейшем они могли действовать более целесообразно. Информированные родители более активно под­держивают терапию** и принимают в ней участие.

    В 1984 году врачи Инге и Рольф Флемиг перевели книгу Дж. Айрес на немецкий язык. Она вышла под названием «Кир­пичики детского развития»***. В этой в принципе весьма полез­ной книге и Инге Флемиг, и мне не хватало диалога. Инге Фле­миг постоянно указывала на его необходимость и тем самым помогла мне более осознанно проанализировать свою практи­ческую работу с детьми: в результате именно диалог стал важ­нейшей основой моих терапевтических занятий.

    * См. примеч. на с. 10.

    ** Слово «терапия» здесь, как и во всей книге, используется для обо­значения подхода к помощи, собственно вмешательства специалистов и того, что происходит на занятиях. Таким образом, «терапия» в этих значениях не имеет ничего общего ни с разделом медицины, ни с ис­пользованием лекарственных препаратов. - Примеч. науч. ред. *** A. Jean Ayres. Bausteine der kindlichen Entwicklung. Heidelberg: Springer-Verlag, 1984.

    15

    16

    Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы вос­приятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.

    Речь идет о следующих системах:

    • вестибулярная система = система поддержания равнове­сия;

    • тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;

    • проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собст­венной позы и движения.

    Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений (раздражителей, влияющих на органы чувств), которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека.

    Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоя­нии от тела раздражители, начинают работать на более позд­ней стадии развития.

    Такое разделение видов чувствительности часто создает впечатление, что и работают они отдельно друг от друга, и при определенных дефицитах их можно стимулировать изолиро­ванно. На деле восприятия различных ощущений так тесно переплетены, что все системы, и воспринимающие ощущения от собственного тела, и воспринимающие воздействие внешне­го мира на тело, всегда работают одновременно.

    В терапии важно целенаправленно стимулировать отдель­ные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.

    Нарушения трех базовых ощущений проявляются как по­вышенная или пониженная чувствительность при восприятии раздражителей и их осознании, а также в реакции, то есть от­вете на соответствующие стимулы. Так называемая норма на­ходится между полярными вариантами, и определить ее не-

    Основы сенсорной интеграции в диалоге

    легко. И в пределах нормы бывают естественные отклонения, например, наша чувствительность к различным раздражите­лям различается по утрам и по вечерам.

    Пример

    Ребенок демонстрирует повышенную чувствительность вести­булярной системы и повышенную тактильную чувствительность. На уровне кинестетического восприятия он проявляет понижен­ную чувствительность.

    Как правило, дети с особенно чувствительной кожей избега­ют телесного контакта. Допустим, что в нашем случае ребенок проявляет лишь слегка повышенную тактильную чувствительность и нам уже удалось установить с ним доверительные отношения. Ребенок знает, что только с его разрешения я могу дотронуться до него четким движением и с нажимом. Я как бы усыпляю чувст­вительную кожу, чтобы добраться через нее до мышечно-сустав-ного чувства. Если мое прикосновение будет ребенку приятно, я смогу, воздействуя, к примеру, на его ногу, послать стимулы в область мозга, воспринимающую кинестетическую информацию. Чтобы ребенок не запутался, важно не вывести его из равновесия слишком сильным движением и нажимом. В работе с этим ребен­ком я стараюсь, насколько это возможно, избегать раздражения вестибулярной системы искусственной стимуляцией (искусственная стимуляция в этом случае - это та стимуляция, которую осущест­вляет терапевт, а самостоятельная стимуляция происходит, когда ребенок стимулирует себя сам).

    Люди с повышенной чувствительностью вестибулярной систе­мы любят за что-то держаться. Они ищут опору в предметах, других людях, а также в привычках. Они часто бывают напряже­ны и держат себя неловко (скованно). Чтобы чувствовать себя в безопасности, им особенно важно не терять контроля над тем, что с ними происходит.

    К повышенной чувствительности необходимо относиться с ува­жением!

    Вестибулярная система = система поддержания равновесия

    Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспри­нимают все перемещения в пространстве и «проверяют», должны ли они вызывать определенную двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался при ходьбе.

    Вестибулярная система вместе с другими органами чувств (например, проприоцепцией и зрением) сообщает нам, как мы двигаемся: быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикаль­ной оси либо не двигаемся вовсе.

    Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оце­нивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожи­лий и связок (см. проприоцепция). Разумеется, в этом процес­се задействованы и все прочие органы чувств.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта