Sensorische Integration im Dialog Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие
Скачать 1.92 Mb.
|
Пример Ребенок, достаточно развитый для овладения письменной речью, узнает знакомый ему символ, например мяч/круг, который мы рисуем на его голой спине. Если его кожа «готова к чтению», то ребенок может «читать» знаки, «написанные» у него на спине. Таким «письмом» можно заниматься играючи, но его нельзя рассматривать как критерий проверки. Дети с повышенной чувствительностью кожи такой проверки просто не выдержат. Однако это никак не сказывается на их способности к овладению письмом. Есть и другие дети, кожа которых еще «не готова читать», но они все равно овладевают чтением. В конечном итоге, многообразие возможностей мозга очень велико, в каждом отдельном случае он находит новые, неизвестные науке пути решения сложных проблем. Мы подошли к группе детей, вызывающих у меня особый интерес. Это дети с повышенной чувствительностью кожи. Такие дети часто всеми своими движениями сигнализируют: не подходи ко мне слишком близко, не тронь меня. Нередко они разрешают дотрагиваться до себя только матери, а бывает, что и ей не разрешают. Это непосильная ноша, требующая невероятного напряжения сил как от ребенка, так и от матери. Зачастую мать оказывается одна против всей остальной семьи, врачей, терапевтов и педагогов. На нее навешивают ярлык «чрезмерно заботливая мать». Инстинктивно она делится с ребенком своим собственным равновесием, защищает его. Упреки в неправильном воспитании или недостаточной строгости здесь абсолютно неуместны. Дети с повышенной чувствительностью кожи не любят одеваться и раздеваться (трение кожи). Ярлычки, пришитые на одежде с изнанки, приходится срезать - они царапают. Соприкосновение открытой кожи с шерстью для таких детей невы- носимо. Они не могут ходить босиком по траве, по песку и камешкам и даже по некоторым коврам (коврам из грубого волокна, мохнатым или очень мягким, по овечьей шкуре). Отказываются есть все липкое или требуют, чтобы им немедленно вытирали рот. Не могут есть варенье из ежевики с косточками (мой совет - покупайте желе). Часто предпочитают есть белковые десерты пластмассовыми ложечками. (Металл вступает с белком в химическую реакцию. Это преобразование ощущается чувствительными людьми как неприятное, поэтому в хороших ресторанах к икре подают перламутровые ложечки.) В целом они очень разборчивы в еде. На первом терапевтическом занятии дети с повышенной чувствительностью кожи часто изо всех сил стараются отгородиться от меня каким-нибудь большим предметом, к примеру, гамаком, из страха случайного прикосновения. Я замечала, что такие дети иногда очень рано овладевают поразительно точным, богатым языком. Для некоторых из них характерна своего рода «скандированная» интонация, напоминающая механическую речь роботов. В то же время у этих детей встречается повышенная чувствительность вестибулярной системы. Часто у них наблюдается своеобразная педантичность: эдакие маленькие профессора, чудаки и всезнайки. Писать и читать такие дети часто научаются совершенно самостоятельно. Многие из них считаются высоко одаренными (см. пример Мартина на с. 131). Далее я опишу эти случаи более подробно. Другой тип детей - это дети с пониженной чувствительностью кожи (фото 6), которая может доходить до утраты восприятия боли. Мышечный тонус у таких детей очень низкий, речь размытая и невыразительная. Вестибулярная система почти всегда отличается пониженной чувствительностью: на занятиях они никак не могут насытиться тем, что я им предлагаю в области сенсорной интеграции в диалоге. Если кто-то из них наконец вскрикивает «ай», мать и я вздыхаем с облегчением. Развитие речи зачастую набирает темп только тогда, когда кожа начинает чувствовать боль. В промежутке между этими двумя типами - бессчетное число вариантов реакции кожи на раздражители (фото 7, 10). Основы сенсорной интеграции в диалоге Я еще раз хочу подчеркнуть, что к коже с симптомами повышенной чувствительности следует относиться с большим уважением, как разумеется, и к маленькому человеку в этой коже. Терапевтам, не имеющим собственного опыта ощущений, порождаемых повышенной чувствительностью кожи, трудно понять, что так называемая десенсибилизация может стать настоящей пыткой для ребенка и его нервной системы. Пример Вы лежите в постели с высокой температурой. Ваша кожа «горит». Некий доброжелатель начинает ее стимулировать, мягко и нежно касаясь вас разными предметами: щеточками, перышками, ватными шариками. Именно так выглядят материалы, которые, как правило, используют терапевты. От одного лишь представления об этом у вас уже бегут мурашки по коже, не правда ли? Предоставим слово Джин Айрес: Человек не может упражняться в том, чего не умеет! Айрес говорит, что для улучшения конечного результата мы должны работать на стадиях, предшествующих желаемому уровню развития. Начинать работу надо не там, где ребенок нуждается в помощи, а там, где он чувствует себя уверенно и уравновешенно*. В терапии это означает: не работать с кожей, если нервная система оказывает сопротивление. Следует начинать с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами (см. главу «Диалог»). Проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения Чтобы более ясно осознать и прочувствовать кинестетическую информацию от собственного тела, чтобы получить больше ки- * См. упоминавшуюся выше книгу Джин Айрес. - Примеч. науч. ред. Основы сенсорной интеграции в диалоге нестетической информации, достаточно одного вроде бы простого действия - нужно сдавливать и растягивать мышцы, сухожилия и область суставов (фото 11). Что же это значит? Пример Вам понадобится партнер.' Сядьте или встаньте друг напротив друга, положите одну руку, правую или левую, на руку партнера. Теперь начинайте одновременно, но с разной силой надавливать на чужую руку. Вы можете попробовать установить с партнером ритмический контакт. В этом процессе вы принимаете и получаете кинестетическую информацию через давление в мышцах, сухожилиях и суставах. Затем возьмитесь за руки так, чтобы вы могли тянуть руку партнера. Теперь вы можете тянуть мышцы, сухожилия и растягивать суставы. Продолжайте работать, давить или тянуть, и прислушайтесь, в каких точках вашего тела вы ощущаете отклик на это «рукопожатие». Какие части тела вообще не участвуют в нем, не участвуют в этой работе? фото 11: Сдавливать и растягивать: Мартин везет свою маму на «такси». Ответы бывают очень разными. Некоторые говорят: голова, нос, волосы, ноги (если упражнение проводилось сидя), уши, пальцы ног. Часто я слышу ответ, которого я ожидаю: другая рука. Тогда я прошу эту пару из группы еще раз попробовать давить или тянуть посильнее: и тут становится понятно, как много внимания нужно, чтобы не шевелить при этом свободной рукой. Этот опыт показывает, что при определенной зрелости мозга мы получаем возможность препятствовать участию отдельных частей тела в сложном движении! Что, в свою очередь, является сложным действием, в котором участвует весь организм. Если бы мы не достигали этой зрелости, мы не могли бы, к примеру, водить машину. Мы бы все время нажимали одновременно на газ и на тормоз, по принципу «все сразу или ничего». Далеко бы мы не уехали. Младенец не мог бы освоить пинцетный захват (большим и указательным пальцем) и продолжал бы хватать вещи всей пятерней. Ведь для пинцетного захвата надо исключить из движения средний, безымянный палец и мизинец. Таким образом, речь идет о высокой дифференциации движений. Более внимательно присмотревшись и прислушавшись к своим ощущениям, вы заметите, что нос, голова и все прочие части тела тоже участвуют в движении. Невосприятие связей не означает их отсутствия, за этим стоит всего лишь их неощутимость, их существование за рамками восприятия. Почувствовать участие в движении волос (корней волос) и ушей несколько сложнее. Здесь я обращаюсь к своему опыту инструктора на занятиях по методике Фельденкрайза. Эта методика позволяет ощутить, увидеть эту связь. Вывод: На какую часть тела ни воздействовал бы кинестетический стимул, он воздействует на все тело человека. Важный принцип, установленный Айрес, гласит: не работать с теми областями, которые испытывают дефицит, а подводить под них основание, опираясь на «умения» ребенка. Основываясь на том, что он уже умеет делать, мы можем воздействовать на проблемные области, не нанося ущерба его уверенности в себе. Ребенок начинает собирать кинестетическую информацию уже в утробе матери. Поначалу, сталкиваясь только с сопротивлением околоплодных вод, он ощущает легкое напряжение мышц, сухожилий и суставов. После четвертого месяца он соприкасается со стенками матки, рефлекторно отталкивается от них ручками и нож- Основы сенсорной интеграции в диалоге ками: опыт восприятия давления становится богаче. По мере роста тела пространство вокруг ребенка сужается, он сворачивается, и испытывающие давление плоскости становятся обширнее. Сосание пальчика, начинающееся на третьем месяце беременности, позволяет ребенку стимулировать кинестетическое восприятие тянущими движениями. Как вы могли убедиться, проделав небольшую последовательность упражнений, стимулы кинестетического восприятия всегда воздействуют на человека целиком. В первый день четырехгодичного курса обучения методу Фельденкрайза студенты ложатся на пол и исследуют влияние сосательного движения на скелет, а также иные взаимосвязи. Лично меня поразило, какое огромное воздействие оказывает сосание на челюсть, затылок, плечи и всю область бедер. Поэтому в своих терапевтических занятиях я целенаправленно использую бутылочки с соской. И они действительно приносят пользу. Самым важным этапом формирования кинестетического восприятия в утробе матери становится процесс рождения, для матери - не самый приятный опыт в сфере «сдавливания и растягивания». Для ребенка - напротив: если роды протекают благополучно, это важная пробуждающая и предупреждающая фаза подготовки к миру воздуха и света. Я уверена, что если бы для ребенка не было так важно протиснуться сквозь маленькое отверстие, премудрая мать-природа создала бы женщину с застежкой-молнией. В отличие от тактильной кинестетическая информация воспринимается в глубине тела: мышцами, сухожилиями и суставами. Организм человека всегда может воспользоваться кинестетической информацией, если она пополнялась регулярно и должным образом. Для чего нам нужно кинестетическое восприятие? После «эксперимента с давлением» на своих занятиях по повышению квалификации я обычно слышу в ответ: «Это интересно, бодрит, помогает сосредоточиться». Эти же ответы я читаю и на лицах участников. Интерес, бодрость и внимание! Три основные предпосылки для успешного обучения. Получается, что детям, о которых мы печемся, как раз их и не хватает? Из простых экспериментов мы можем еще кое-что узнать о кинестетическом восприятии. Пример Сядьте ближе к краю стула, слегка разведя в стороны колени и расположив стопы на одной вертикальной оси с коленями (то есть не вытягивая ноги и не поджимая их под себя). Закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в правой и левой стопе и в ногах. Похожи ли они? Теперь приподнимите одну ногу и десять раз топните по полу всей стопой. Поставьте стопы в прежнее положение и с закрытыми глазами попробуйте ощутить различия между правой и левой стороной тела. Да, вы подтвердите, что одну сторону вы теперь ощущаете сильнее. Вы скажете: «логично». Вот именно! Когда человек ощущает себя слабо или вовсе плохо, ему приходится привлекать все органы чувств, чтобы почувствовать себя лучше и полнее. В такие дни мы говорим: сегодня я чувствую себя хорошо. Наши «проблемные» дети ощущают свое тело недостаточно отчетливо, дети с повышенной возбудимостью ощущают себя слишком остро. Им не хватает того порядка в мозгу, который позволяет быстро обрабатывать и распределять по соответствующим отделам захлестывающие их впечатления. Айрес сравнивает мозг с большим городом. При зеленом свете светофоров мы (то есть наши нервные импульсы) быстро и уверенно достигаем цели (мозга, вычислительного центра). По вечерам, когда работа закончена, дорога может отнимать больше времени, идти в обход или вообще не достигать цели. Айрес сравнивает нарушения сенсорной интеграции с чем-то вроде автомобильной пробки. Можно привести и другой пример. Помните игру «Испорченный телефон»? Мы играли в нее, когда были детьми: шеп- Основы сенсорной интеграции в диалоге чешь слово на ухо соседу, а он должен повторить его следующему участнику игры. Замыкающий цепочку всегда произносит совсем другое слово под всеобщий громкий смех. То, что доставляло нам так много удовольствия, у детей с нарушениями сенсорной интеграции вызывает скорее вспышки гнева или уход в себя. Вспомните наш небольшой эксперимент с равновесием и зрительным контролем в позе стоя на одной ноге. Когда глаза закрыты, на первый план выходит кинестетическое восприятие, замещающее визуальный контроль. В суставах стопы, как в командном центре, вы почти «слышали» приказы восстановить равновесие. Попробуйте проделать все это еще раз и прислушайтесь к суставам стопы. Чем грубее приказы продолжить или остановить движение, дернуться вправо или влево, тем больше вы начинаете качаться. Чем точнее приказы, тем более твердо и легко вы стоите на одной ноге с закрытыми глазами. Это свидетельствует о хорошей кинестетической информированности. Чем лучше развита наша кинестетическая информированность, тем лучше мы воспринимаем себя в пространстве по отношению к другим людям и предметам. (Разумеется, в тесной связи с тактильной и вестибулярной системами.) Мы ни на что не наталкиваемся. Наверняка вам знакома такая ситуация: вы уже вполне созрели для отпуска и начинаете регулярно ударяться о знакомый угол стола. Или ключи все чаще падают из рук при попытке отпереть дверь. Еще один пример - парковка машины. Если мы недостаточно четко ощущаем свое собственное тело, мы никогда не научимся парковать машину. Каждый раз это будет требовать больших усилий или вовсе не будет удаваться. Машина не становится продолжением нашего тела, и только путем мыслительной компенсации, к примеру, с помощью логической формулы, нам, может быть, удастся добиться успеха. Чтобы автоматизировать этот процесс, почувствовать его, нужно улучшить телесное восприятие, в особенности - кинестетическое. (Несколько месяцев назад мне прислали двух учеников из школы 40 вождения, чтобы с моей помощью они научились лучше водить машину.) (Фото 12). Подобным образом происходит и обучение письму. Нам нужно уметь ориентироваться в пространстве, различать соотношение линий, чтобы составить из них букву и перенести ее на бумагу, поместив в нужном месте между другими буквами (фото 13). Распознавание образа тесно связано с кинестетической информацией. Важным условием для этого является уравновешенное положение сидя, а не постоянное шатание в разные стороны, провоцируемое жаждой движения и более полного ощущения своего тела. Было бы неправильно делать из этого вывод, что если запретить непоседе дергаться, он станет лучше писать. Непоседе придется - в угоду вам или от страха быть наказанным - со- Основы сенсорной интеграции в диалоге средоточивать все свое внимание на том, чтобы сидеть смирно. На письмо его уже не хватит. Попытка сделать его движения ритмичными с помощью стула-мяча (или подушки-мяча) дает результаты получше, но этого хватает лишь на несколько занятий. Для того чтобы добиться постоянного улучшения, этим детям нужна терапия базовых ощущений. С помощью кинестетической информации мы можем разбивать движение на так называемые промежуточные ступени. Здесь нам также нужна возможность исключать из движения те или иные части тела. Пример Поставьте стул и попробуйте очень медленно сесть на него. Приостановитесь в процессе движения, снова приподниметесь, задержитесь на минуту. В группе всегда находится кто-то, кто в последний момент «роняет» себя на стул. Для того чтобы остановиться в ходе движения, повернуть его вспять и снова остановиться, требуется напряжение всех базовых видов чувствительности. Те же элементы присутствуют в письме от руки, да, собственно, и в любом хорошо скоординированном движении. В фильме «Исчезновение чувств»* Инге Флемиг называет ходьбу и бег постоянно прерывающимся падением. При каждом новом шаге нам приходится восстанавливать равновесие. Гиперактивный ребенок «обманывает» свою неспособность остановиться и задержаться на промежуточной ступени, постоянно используя скорость и центробежную силу. Внезапное торможение при этом часто приводит к синякам у окружающих. Бьется посуда, ломаются вещи. Гиперактивный ребенок из-за нехватки кинестетической информации не может гармонично развернуть движение вспять. Его мышечный тонус колеблется между очень высоким и очень низким. Ему не хватает золотой середины. "' Das Schwinden der Sinne - документальный фильм, выпущенный немецким телевизионным каналом NDR в 1991 году. - Примеч. пер. Кинестетическое восприятие и язык В немецком языке есть много понятий с двойным смыслом, например: greifen (хватать) - begreifen (понимать, схватывать), fassen (охватывать, вмещать) - erfassen (овладевать, уяснять), driicken (нажимать) - sich ausdrucken (выражать себя, свои мысли), stehen (стоять) - verstehen (понимать). Все это глаголы движения, в широком смысле относящиеся к мышлению.* В терапии, ориентированной на восприятие собственного тела, мы нередко ясно осознаем эту связь. Сначала «взять в руку», «ухватить», потом «понять» и т.д. Сначала «ощутить», потом «выразить» - с этим нам постоянно приходится сталкиваться в процессе становления речи. Как много детей после занятий со мной вдруг начинали говорить, при этом первым словом, которое слышали их родители, оказывалось слово нога - неудивительно, ведь я так много работаю с кинестетической информацией, передаваемой через ноги. Понятия сначала схватывают, осознают, усваивают и только потом выражают в речи. Для этого нужна организация пространства, которая дает возможность испытывать разнообразные ощущения, среда, в которой можно набираться опыта движения. В вестибулярной системе и в системе кожной чувствительности мы выделяем два вида нарушений: пониженную и повышенную чувствительность. В области кинестетического восприятия нам до сих пор встречалась только пониженная чувствительность с переходом к разным вариантам нормы. По-видимому, повышенной чувствительности здесь просто не существует. Кроме этого, у ребенка с нарушением восприятия очень важно проверить зрение и слух. Часто проверка не выявляет ничего определенного, и все же остается впечатление, что ребенок видит или слышит не вполне хорошо. В таких случаях речь идет, как правило, о нарушении обработки звуковых или зрительных стимулов. Увиденное или услышанное может «попасть в пробку» как на пути к цели, так и на обратном пути. * В немецком языке подобные пары распространены гораздо шире, чем в русском. - Примеч. пер. Основы сенсорной интеграции в диалоге Различные тесты могут дать более конкретные результаты. Некоторым аутичным детям, с которыми мне доводилось заниматься, был поставлен диагноз частичной или полной глухоты. Но и родители, и я замечали, что глухота эта проявляется не постоянно. Довольно часто мы наблюдали, как дети упорно вытаскивали слуховые аппараты. Мой знакомый врач-отоларинголог в работе с одним из ау-тичных детей, ходивших на мои занятия, пришел к выводу, что дети, склонные к аутизму, могут развить в себе способность отключать слух внутренним усилием. Обычные люди могут закрыть глаза, тогда они ничего не видят. Закройте себе уши - вы все равно будете продолжать слышать. Ко мне на занятия часто приходят дети, косящие на один или на оба глаза. Поскольку сенсорная интеграция в диалоге способствует в том числе регуляции мышечного тонуса, терапевтические занятия иногда затрагивают и глазные мышцы. Нередко занятия могут положительно повлиять на легкое или непостоянное косоглазие, иногда, при достаточной продолжительности занятий, даже полностью скоррегировать ситуацию. В каждом конкретном случае необходима консультация с опытным офтальмологом. |