Главная страница

Сервисология


Скачать 0.9 Mb.
НазваниеСервисология
АнкорСервисология.pdf
Дата25.12.2017
Размер0.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСервисология.pdf
ТипДокументы
#12886
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Литература
1. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. – М, 2007.
2. Васильев Г. Н. Диалоги о человеке / Г. Н. Васильев, Р. А. Зобов, В. Н. Ке- ласьев. – СПб., 1993.
3. Захаров В. Б. Биология общие закономерности / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сивоглазов. – М, 1996.
4. Келасьев В. Н. Интегративная концепция человека / В. Н. Келасьев. – СПб.,
1992.
5. Комаров ФИ. Философия и нравственная культура врачевания / ФИ. Комаров, В. П. Петленко, И. А. Шамов. – Киев, 1988.
6. Концепции современного естествознания учебник. – М. : Владос. 1999.
7. Корсаков П. В. Обзор эволюционных теорий происхождения человека / П. В. Корсаков. – М. : Постскриптум, 1999.
8. Леонтьев ДА. Психология смысла природа, строение и динамика смысловой реальности / ДА. Леонтьев. – е изд, испр. – М. : Смысл, 2003.
9. Мещеряков Б. Введение в человекознание / Б. Мещеряков, И. Мещерякова.
– М, 1994.
10. Момджян К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. М, 1997. Разд. 3, 4, 5.
11. Телесность человека междисциплинарные исследования. – М, 1991.
12. Удальцова МВ. Человек и его потребности / МВ. Удальцова, Л. К. Аверченко. – Новосибирск, 1990.

57 13. Философские проблемы естествознания. – М, 1985.
14. Хорошеева Е. В. Концепции современного естествознания / Е. В. Хоро- шеева. – М, 1999.
15. Шиповская Л. П. Человек и его потребности учеб. пособие / Л. П. Ши- повская. – М. : Альфа-М:ИНФРА-М, 2008.
16. Маркс К. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20.
Раздел 4. Основные подходы к анализу потребностей. Концепция потребностей в философии
Человек существует в двухосновных ипостасях: как существо сознательное и как существо деятельное. Понять человека в его сущностном (субъективном, внутреннем) качестве и внешнем (бытийственном) проявлении можно лишь в единстве этих двух атрибутивных свойств сознания и деятельности, то есть сознательной деятельности.
В философских, в том числе энциклопедических словарях, деятельность определяется как специфический человеческий способ отношения к миру, заключающийся в активном преобразовании объективно существующих в нем предметов и явлений, как процесс преобразования вещества и энергии. Однако надо иметь ввиду, что деятельность включает в себя не только практическое, но и теоретическое отношение человека к миру, которое возникло в результате отделения труда умственного от труда физического.
Отметим кратко наиболее характерные черты деятельности. Деятельность есть первичное исходное отношение человека к миру. Человек приходит в мир как существо совершенно беспомощное, неприспособленное специально ник какой среде и становится существом универсальным, адаптированным, адаптирующим любую среду благодаря сознательной деятельности. Деятельность человека является общественной по характеру. Это значит, что, вступая в процессе своей деятельности в качестве субъекта в определенное отношение к объекту своего труда, индивид вынужден вступать в сотрудничество иногда ив противоборство) с другими индивидами по поводу овладения предметами материального мира, их преобразования и использования достигнутых результатов, то есть выстраивать субъект-субъектные или общественные отношения. Деятельность человека (как указывалось выше) есть сознательная, целепо- лагающая. То есть сознание является необходимой фазой человеческой деятельности, которая предваряет ее целепостановкой, предвосхищает на уровне мышления результаты деятельности. В соответствии с поставленной целью человек создает и идеал - более или менее полный образ той целик которой он стремится. К. Маркс писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Но это не значит, что в живой природе отсутствует цель как таковая.
И социальная (человеческая) и биологическая (животная) жизнь обладает общей фундаментальной целью - самосохранением в среде существования. Потребность самосохранения дана животному в инстинкте. Филогенетически самосохранение животных осуществляется по типу гомеостаза - сохранение изначального свойства биосистемы. В отличие от животного самосохранение для человека не сводится к безусловным целям физического выживания.
Для человека существует выбор между двумя разными формами самосохранения) сохранение биологического факта жизни 2) сохранение определенного качества жизни.
Человеческое самосохранение включает в себя парадигму развития (с изменением качества системы, которое является главным основным условием выживания системы по имени общество. И главным способом адаптации к условиям среды для людей является их сознательная деятельность, направленная на активное изменение среды. Именно поэтому человеческую деятельность следует рассматривать как активный процесс приспосабливающегося приспособления. Человеческая трудовая деятельность предметно преобразует среду существования, создавая средства жизни, отсутствующие или недостающие в ней. Благодаря сознательной деятельности человек активно изменяет среду существования, превращая ее в социосферу – искусственную среду обитания, сохраняя неизменной свою телесную организацию (в отличие от животных. Социосфера есть среда жизнедеятельности человека, созданная им самим для удовлетворения его собственных нужд, и соответствует уровню развития его сознания и способа деятельности.
Основополагающим внутренним мотивом к деятельности, как указывалось выше, является потребность, то есть нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия, причем нужда, вытекающая из природы человека, являющаяся наиболее значимым ее свойством.
Деятельность человека, как и активность живого существа, предметна, то есть и активность и деятельность направлены на овладение предметом потребности. Но если в случае с животными предмет потребности - природная вещь в ее природно- готовом, естественном виде, тов случае с человеком предметом потребности является продукт, произведенный самим человеком из вещества природы. Для удовлетворения своих потребностей человек трудится и тем самым, отмечал К. Маркс, он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, то есть приводя в движение свои естественные силы (руки, ноги, голову, пальцы, человек оказывается способным присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни.
Потребности человека делят на биологические и социальные. К биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, в продолжении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма. Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, то есть без их удовлетворения человек вообще не может существовать. В тоже время биологические потребности человека отличаются от биологических потребностей животных все они перестроены социальным способом существования и приобрели специфическую очеловеченную форму. В конечном счете, они остаются все же биологическими по своей природе. Так, насущная потребность в пище, безусловно, удовлетворяет биологические запросы организма, но всегда реализуется в специфической для данной общественной системы форме. Каждый народ имеет свою национальную кухню и сложные традиции совместного застолья, употребления (или отказа от употребления) спиртных напитков. Потребность в сексуальных отношениях ив продолжении рода, конечно, имеет биологическое происхождение, но разные народы в различные эпохи по-разному ограничивали сексуальные контакты, создав для этого систему традиций, правили обычаев. Существуют разные формы брака и исторически сложившиеся в каждой культуре брачные церемонии. Столь же разнообразно удовлетворяется и биологическая потребность в одежде. Традиции и обычаи, связанные с
модой, являются некой социальной надстройкой над первичной биологической потребностью защищать тело от холода и непогоды.
Социальные потребности сложнее биологических, поскольку связаны с качественно более высоким способом существования. Все социальные потребности формируются, в конечном счете, на основе труда и абстрактного мышления чисто человеческих качеств и способностей. Основные различия биологических и социальных потребностей можно свести к следующим пяти моментам. Социальные потребности не возникают входе дарвиновской биологической эволюции, а искусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природной среды и самого себя. Социальные потребности универсальны. Человек как универсальное существо может производить по меркам любого вида (Маркс. Человек живет всей природой, превращает ее в свое неорганическое тело, вторую природу и для удовлетворения своих потребностей способен использовать любые ее сферы и материалы. Социальные потребности человека носят исторический характер, то есть могут непрерывно развиваться (закон возвышения потребностей. Потребности животного того или иного биологического вида, наоборот, остаются практически неизменными в течение всего времени существования этого вида. Человеческие потребности, подобно трудовой деятельности и познанию, способны развиваться бесконечно, они не имеют каких-то непреодолимых границ и пределов эволюции. Всечеловеческие потребности в той или иной мере осознаются и поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному формированию и контролю которого не может быть у животных).
Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу, некий биологический пласт или компонент. Так, человеческий организм исторически формировался в процессе труда, поэтому для нормального функционирования он даже биологически нуждается в некотором объеме трудовой деятельности. Биологическая потребность в труде оказывается фундаментом для развития собственно социальной потребности в труде. Социальная потребность в труде выражает сущность социального бытия человека, без нее невозможно существование общества и полноценное развитие личности.
Каждая социальная потребность, таким образом, имеет биологическую составляющую и для своего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии. Поэтому сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента например, физических возможностей людей, их утомляемости, механизмов восприятия и переработки информации.
Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики все социальные потребности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребностей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические – по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они показывают различные закономерности их функционирования и развития.
Материальные потребности – это потребности человека в обеспечении своего материального существования. В материальных потребностях можно выделить два пласта относительно простые материальные биологические потребности и более сложные — материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продолжении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно занимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде – пошивочные и ремонтные ателье, склады и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище – ремонтно-строительные организации, потребностей в благоприятной среде – уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные организации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода требуют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.
Все эти материальные потребности по своей природе биологические, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специфической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных исторически изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инвариант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для полноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные технологии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны может понадобиться, например, система противорадарной защиты самолета, то вождю африканского племени она совершенно ненужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.
Материальные социальные потребности появляются только у человека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное – это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным материальным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, то есть предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение – взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называемых материальных благах. Если потребности в пище и жилище – главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материальная потребность – это потребность в труде
Духовные потребности – это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировоззрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.
Потребность в познании – это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. Наиболее развитые формы познания – научное и художественное.
Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты и обобщения. Художественное познание это особое эстетическое освоение действительности в художественно- образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низменных или возвышенных, трагических или комических. Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования ив надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации – в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.
Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т. п. Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смысле слова) еще невозможно.
Потребность в смысле жизни – это, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения – системы взглядов
человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на томили ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности. Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит оттого, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов – дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, таки отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.
В реальной жизни материальные и духовные потребности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, то есть духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы – например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудование. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих имматериальных. Это еще раз показывает тесную взаимосвязь духовной и материальной деятельности человека. Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетворение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. Это само собой не может не отражаться в сервисной деятельности. Тем менее, повышение ее эффективности требует целенаправленных усилий в этом направлении.
Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические особенности
– состояние здоровья, особенности физиологических процессов в организме, различия в строении и функционировании нервной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые человек реализует в своей жизни. На формирование потребностей личности влияют как ее природные индивидуальные черты, таки воздействие социальной среды.
В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Так, в условиях кастового строя способности, несвязанные с предписанным данной касте родом занятий, казались ненужными. Например, человек, родившийся в касте купцов, имел право заниматься только торговлей, в касте стиральщиков белья – только стиркой и т. п.
Одна из главных тенденций развития отношений между человеком и обществом индивидуализация личности. Развитие экономики, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию индивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвязанного с ним индивидуального стиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается па соотношении индивидуальных л общественных потребностей.
В человеческих сообществах всегда существовали различия между потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Как уже отмечалось, для регуляции отношений между обществом и индивидом были выработаны особые механизмы это в первую очередь мораль и право. Однако теперь необходимо уточнить характер этих отношений каковы конкретные различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объединяет?
Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потребностей отражают следующие закономерности. В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оцепить количественно путем простого сложения. Так, если одной семье требуется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется тысяча квартир. Если, например, окажется, что один человек пользуется услугами парикмахерской в среднем разв два месяца, то легко подсчитан, сколько человек будет приходить в парикмахерские города с миллионным населением. На этой простой зависимости основываются градостроительные нормативы, позволяющие оцепить потребность отдельного города в магазинах, больницах, школах, предприятиях бытового обслуживания и т. и. В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Эту закономерность понимали создатели договорной теории государства. Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего па- рода в целом – в управлении обществом, обороне, поддержании общественного порядка и т. п. Ряд услуг вообще носит чисто общественный характер и не может быть индивидуализирован, направлен только па одного отдельного человека. Это деятельность средств массовой информации, общественных организаций, системы образования и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей приобретают потребности особого рода, которые невозможно до конца, без остатка разложить па индивидуальные потребности. В тоже время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социальную общность. Не существует какого-то человека вообще, являющегося монопольным носителем общественных потребностей.
Различие между общественными и индивидуальными потребностями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы
дольше и сложнее осознают свои потребности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осознается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и предпринимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания потребности в решении экологических проблем цивилизации или в освоении космоса, в России – ряд острых социальных проблем (необходимость в заботе общества о бездомных детях, регуляции миграционных процессов и т. д.).
Нам представляется, что одни и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении и воспитании детей является насущной для общества в целом – понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В тоже время для отдельного человека эта потребность не считается насущной даже полный отказ от семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью и является обязательным требованием для монахов различных церковных конфессий. Потребность в труде – тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероятно, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, стем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе неодинаковые функции. Наконец, общественные потребности рассматривают как потребности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является общественной. Для противодействия людям, препятствующим их удовлетворению (совершающим, как говорят, антиобщественные поступки, возникли механизмы морального и правового принуждения.
Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и общественных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие человеческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики. Экономический анализ потребностей

Экономисты XVIII-XIX вв. рассматривали потребление как получение благ материальных и духовных. Другая характеристика потребления давалась через понятие полезности. Как характеризовали экономисты полезность?
С точки зрения экономики, понятие полезность имеет несколько значений- все то, что человек стремится получить, причем в максимальном объеме, исходя из соображений собственной потребительской выгоды

66
- способность вещи удовлетворять потребность, причем необязательно принося при этом пользу (существуют потребности в таких вещах и услугах, которые считаются не очень полезными или просто вредными в этом случаев качестве полезности рассматривается необъективно полезное, а желаемое, приятное и т. п- основа для соизмерения благ (одни из них более полезны, другие – менее- экономическое значение вещи, выраженное через систему субъективных оценок (вещь может быть экономически значима, пользоваться спросом потому, что ее считают нужной и полезной).
В современном обществе господствует товарное производство, а потребление товаров и услуг зависит от доходов — денежных средств, которыми человек располагает (хотя люди могут оказывать друг другу и бесплатные услуги, находящиеся за пределами системы товарного производства. Реально в экономике проявляются только те потребности, которые обеспечены денежными средствами и могут быть удовлетворены при существующем уровне доходов. Совокупность таких потребностей, сложившихся в данном обществе, создает платежеспособный спрос.
Спрос – это потребности, которые приобрели экономическое значение и реализуются на рынке через практические действия участников экономической деятельности производителей и потребителей.
Спрос и потребности находятся в сложных отношениях. С одной стороны, спрос обычно является отражением потребности, с другой стороны, бывает, что потребность в товаре или услуге есть, а спроса на нее нет. Такие ситуации возникают или из-за недостаточной платежеспособности, или из-за моральных и правовых ограничений. Общество осуждает некоторые потребности и пути их удовлетворения (чаще всего это нелегитимные услуги, оскорбляющие нравственность или нарушающие закон. Потребность – явление, имеющее сложную биологическую и социальную природу. Спрос – это соответствующее ей экономическое явление, экономическое выражение потребности. В реальной экономической деятельности по производству товаров и услуг мы непосредственно сталкиваемся нес потребностями, а со спросом, в основе которого лежат потребности.
Превращение потребности в спрос является важнейшим условием успешного функционирования рыночной экономики (так как только спрос приносит реальный доход производителю услуг. Снижение цены услуги, что делает ее доступной большему количеству потенциальных потребителей. Организация рекламы с целью признания более высокого уровня значимости (полезности) услуги для потребителя. В этом случае спрос повышается за счет механизмов моды клиент готов направить свои средства на модные и популярные услуги. Корректировка характера услуги изменение ее содержания или сопровождение другими услугами, придание ей комплексного характера. Это, например, различные дополнительные услуги в торговле, туризме, образовании, банковском деле.
Платежеспособный спрос рассматривается в экономике как главная характеристика уровня жизни населения. Подуровнем жизни понимаются преимущественно экономические факторы (уровень доходов, спрос на товары и услуги. Всечеловеческие потребности так или иначе связаны с экономикой, материальным обеспечением жизни, но они не сводятся только к нему.
Современные экономисты разработали концепцию типов потребления, то есть стилей, или типов потребительского поведения людей.
Стиль потребительского поведения постоянно менялся на протяжении истории общества, так как изменялись, во-первых, потребности человека и, во-вторых, способы и возможности их удовлетворения.
В соответствии с концепцией трех стадий развития общества (доиндустри- альной, или аграрной, индустриальной и постиндустриальной) можно выделить четыре основных типа потребления. Тип потребления доиндустриального общества. Тип потребления индустриального общества. Тип потребления так называемого общества массового потребления (высшей стадии развития индустриального общества. Тип потребления постиндустриального общества.
При каждом типе потребления складывается специфическая система потребностей и соответствующий ей стиль сервисной деятельности.
Охарактеризуем основные особенности этих типов потребления. Тип потребления доиндустриального общества. Относительное однообразие ассортимента потребляемых благ. Еще не возникло того изобилия разнообразных товаров и услуг, которое предлагают сейчас современные супермаркеты, туристические и транспортные компании, учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. п. Преобладание природных продуктов и материалов, не прошедших глубокой промышленной переработки. Люди потребляют простой хлеб, мясо, молоко, древесину, холсты, кожу в виде несложных, домашним способом приготовленных блюди ремесленных изделий. Преобладание уникальных, нестандартизированных товаров и услуг. В каждой местности складываются свои традиции приготовления пищи, шитья одежды, изготовления транспортных средств, особое фольклорное искусство, традиции общения и приемы оказания услуг. В потребительском поведении приобретают большое значение духовные блага, обычаи и традиции. Потребитель воспринимает с недоверием появление новых товаров и услуг, особенно если они плохо вписываются в местные культурные традиции. Большой удельный вес домашних услуг. Магазинов, прачечных, парикмахерских и других предприятий бытового обслуживания очень мало, основная масса услуг оказывается в пределах домашнего хозяйства. Потребление энергии невелико, широко используется энергия человека и животных. В эпоху доиндустриального общества, как мы знаем, не применялось электричество и не был известен двигатель внутреннего сгорания, а простейшие модели паровых двигателей создаются только в XVIII в

68 7. Преобладание потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. Это вызвано невысоким уровнем жизни основной массы населения и узким ассортиментом предметов потребления. Преобладание натурального потребления над потреблением товаров. Потребительные стоимости (вещи и услуги) производятся в основном для себя — в крестьянском хозяйстве или в усадьбе помещика.
В настоящее время тип потребления доиндустриального общества частично сохранился даже в развитых странах. Его элементы можно найти в основном в сельской местности и у бедных слоев населения. Потребности в профессиональных услугах системы сервиса и платежеспособный спрос на них у этих социальных групп сравнительно невелики. Тип потребления индустриального общества. Увеличение количества и расширение ассортимента потребляемых благ. Потребность в услугах намного выше, чем в доиндустриальном обществе. Стандартизация, спецификация и рационализация потребления. Расширение товарного производства и сферы услуг закономерно привело к созданию специализированных профессиональных сервисных служб и организаций. Для их работы необходимы правила и стандарты обслуживания. Граждане индустриального общества стремятся потреблять как можно больше. Требования к сервису теперь основаны не на обычаях и традициях, а в первую очередь на трезвом, рациональном расчете. Приоритет личного потребления материальных благ над духовными и общественными, разгул материального потребления. В романах О. Бальзака, Ч. Диккенса, Д. Голсуорси, многих русских писателей (АС. Пушкин, И. С. Турге- нев, И. А. Гончаров) выражается ностальгия по старым, добрым временам, когда традиции и обычаи имели для человека решающее значение. В эпоху расцвета капитализма стремление к личному обогащению становится наиболее мощным стимулом предпринимательства. Объединяющие нацию духовные устои и традиции оттесняются на второй план, что, в частности, находит выражение в новых требованиях к услугам. Быстрый рост потребления энергии в результате промышленной революции. Сначала потребление энергии надушу населения растет, затем стабилизируется на высоком уровне. Входят в моду, например, всевозможные бытовые электроприборы. Происходит сокращение доли потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. Растет доля потребления непродовольственных товаров и услуг, которые становятся все более многообразными и доступными для большинства населения. Сохраняется существенный разрыв между уровнем денежного дохода и уровнем потребления. Это происходит из-за сохранения натурального, нетоварного потребления. Существует глубокое неравенство потребителей из-за имущественного расслоения. Обостряются противоречия в сфере потребления. Возникает сильный контраст между бедностью и нищетой с одной стороны, и роскошью и богатством
– с другой. Этот контраст проявляется как внутри стран, таки между отдельными
странами. Отсюда возникает заметное различие по цене и содержанию между сервисом для бедных и сервисом для богатых. Общество массового потребления¤
Это высшая стадия развития индустриального общества. На этой ступени к старым, уже сложившимся особенностям потребления индустриальной эпохи добавляется несколько специфических черт. Нарастание материального гедонизма, погоня за удовольствиями, приводящая к деформации потребительского поведения. Возникает крупномасштабная индустрия развлечений, которые для многих потребителей превращаются в основу жизненного поведения и высшую ценность. Возрастание роли психологического фактора и моды в потреблении превышение уровня удовлетворения физиологических потребностей, широкое распространение престижного потребления. После того как основные физиологические потребности большинства населения стали полностью удовлетворяться, спрос потребителей начал зависеть от нового набора факторов – моды и престижа. Включение имиджа и стереотипа потребления в требования социального престижа. У каждого социального слоя складываются негласные традиции потребления строго определенного набора товаров и услуг. Принадлежность к тому или иному слою диктует человеку специфический стандарт потребительского поведения. Люди, нарушающие эти стандарты и традиции, сталкиваются с серьезными проблемами в повседневном общении ив профессиональной деятельности. Такая ситуация улучшает условия для сервисной деятельности, поскольку спрос на товары и услуги становится более стабильными предсказуемым. Загрязнение природной среды и вызванное им ухудшение условий потребления. Быстрое развитие промышленности негативно воздействует на природную среду, что снижает качество многих товаров и услуг. Население развитых стран настолько этим обеспокоено, что становятся популярны, например, магазины, торгующие экологически чистыми продуктами. Тип потребления постиндустриального общества
Постиндустриальное (другие названия – информационное, технотронное) общество начинает формироваться во второй половине XX в. Однако основные закономерности его функционирования пока не устоялись, и мы можем изучать только первоначальные тенденции этой новой фазы развития цивилизации. Тем не менее, уже ясно, что формирующийся новый стиль потребления будет сильно отличаться от существовавшего в прошлом (и сохраняющегося во многих странах сейчас. Вот основные особенности этого нового стиля. Высокий уровень потребления основной массы населения, изобилие материальных благ и услуг. Предпосылка этого типа потребления – высокий уровень дохода (например, в США – в среднем около 35 тысяч долларов на человека в год. Распространение городских форм и условий потребления на сельскую местность. Городской стиль жизни превращается во всеобщий образец и вытесняет другие жизненные стили вместе сих традициями потребления. В потреблении материальных благ складываются новые приоритеты. Более важным становится не их количественное наращивание, а повышение качественного уровня потребления, что приводит к улучшению качества жизни в целом

70 4. Важнейшими факторами полезности для населения развитых стран становятся здоровье и образование, на них все больше сосредотачивается интерес потребителей. На первое место в структуре потребления выдвигаются знания и информация. Постоянно растет потребность в разнообразных информационных услугах.
Вместо экономики, основанной па растущем производстве товаров, начинает формироваться экономика услуг. Так, в США в сфере услуг работает уже более
70% всего занятого населения.
В постиндустриальном обществе совершается своеобразный возврат к базовым ценностям доиндустриалыюй эпохи, нона гораздо более высоком уровне потребления. Снова усиливается интерес к полному, качественному удовлетворению основных, базовых потребностей человека (натуральные продукты, одежда из натуральных материалов, здоровый режим труда и отдыха, полноценное человеческое общение и т. п. Растет престиж здорового образа жизни. Входят в моду различные методы оздоровления, открывается множество спортивных клубов, ведется пропаганда против курения, алкоголизма и наркомании. Расширяется сеть магазинов, торгующих экологически чистыми продуктами, изобретаются всевозможные оздоровительные диеты, борьба с избыточным весом приобретает масштабы общенациональной кампании. Так, например, в Интернете работает специальный сайт (
McSpotlight.org), на котором подробно обсуждается вред, наносимый здоровью человека продуктами из ресторанов быстрого питания сети žМакдопалдс¤. Падает престижность обладания чисто материальными благами, возникает тяга к образованию, культуре и искусству.
Постиндустриальное общество дает потребителю возможность выработать индивидуальный стиль потребления. В конечном счете индивидуализация потребления прямое следствие не только повышения уровня жизни, но и усложнения человеческой личности и процессов труда. Человек, выполняющий сложную творческую работу, уже выработавший свой стиль производственной деятельности, тяготеет и к индивидуальному стилю потребления. Благодаря высокому уровню жизни этот индивидуальный стиль впервые в истории цивилизации становится достижимым на практике для основной массы населения. Система услуг в этих условиях диверсифицируется и усложняется, она должна приспосабливаться к постоянно изменяющейся, все более разнообразной структуре спроса.
В тоже время человек постиндустриального общества имеет возможность противостоять сверхразнообразию товаров и услуг, которое ему навязывается, целиком или частично заимствуя уже сформировавшиеся, готовые стили потребления. Сервисные фирмы, пропагандируя свой набор услуг, пытаются сориентировать различные слои населения на эти уже сформировавшиеся стили.
На международном уровне также действуют две противоположные тенденции в развитии потребления. С одной стороны, нарастает его интернационализация и стандартизация, что разрывает национальную замкнутость потребителей. Так, сервисные центры транснациональных корпораций, банки или туристические фирмы оказывают услуги на основе одних и тех же стандартов в любом районе мира. Для информационных услуг в системе Интернет вообще не имеет значения, в какой точке Земли находится клиент (лишь бы он имел выход в Сеть. С другой стороны, сохраняется стремление к уникальности национальной культуры потребления. Эту
тенденцию необходимо учитывать при организации туристических, экскурсионных, образовательных и некоторых других услуг. Для туристов, например, первостепенный интерес представляет национальная специфика государств и народов. Существуют уникальные, неповторимые музеи, памятники искусства, университеты, климатические курорты и даже экономические зоны (Силиконовая Долина в США, нефтедобывающие страны Ближнего Востока и т. п.).
Развитие потребностей, потребления и спроса в постиндустриальном обществе во многом подтверждает догадки гуманистов эпохи Возрождения, просветителей, экзистенциалистов и марксистов о необходимости создания условий для свободного, в перспективе – всестороннего развития личности. В эпоху классического капитализма основную массу занятых на производстве составляли, по выражению К. Маркса, частичные рабочие. Они выполняли простейшие механические операции, не требовавшие почти никакого образования. Так, Генри Форд мог при желании уволить работника конвейерной линии и за несколько часов обучить выполняемым им операциям нового наемного рабочего. Сейчас от большинства занятых особенно в сфере сервиса) требуются обширные профессиональные знания ивы- сокая личностная культура. В эпоху Возрождения и даже классического капитализма гармоничное развитие личности оставалось мечтой, добрым пожеланием, выражавшим возвышенные идеалы гуманизма. Сейчас тоже существует потребность в большом количестве не очень квалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы – поэтому крупные корпорации стремятся переносить производство в развивающиеся страны. Однако наряду с этим действует противоположная тенденция возник крупный сектор высокотехнологичных отраслей (в их числе – сервис и обработка информации, который не может функционировать без высококвалифицированных, эрудированных сотрудников. Развитие личности в условиях постиндустриального общества становится экономической необходимостью, противостоять которой невозможно. В результате активизируются все более сложные способности и потребности человека. Для их развития и удовлетворения необходимы новые сервисные технологии.
При всем сходстве стиля потребления у разных народов, проходящих одни и те же этапы исторического развития, в каждой стране существуют национальные особенности традиций потребления. Рассмотрим их на примере России в период от
1861 г. до настоящего времени.
После освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. основной производящей и потребляющей единицей в российском обществе было крестьянское хозяйство. Главная цель его деятельности – удовлетворение потребностей крестьянской семьи. Это достигалось за счет двух главных видов деятельности) работы в сельском хозяйстве) промыслов (в том числе так называемых отхожих промыслов, то есть временной работы в городах).
Переход крестьян из деревни в городи превращение их в рабочих не приводили к заметному изменению уровня потребления, но делало его более разнообразным (диверсифицированным) и более товарным. Людям, живущим в городе, чаще приходилось покупать товары и услуги, а не производить почти все необходимое самим, как в крестьянском хозяйстве в деревне. Таким образом, в эпоху перехода к индустриальной фазе общественного развития в России сосуществовали 2 формы потребления – товарная и натуральная.
На рубеже XIX-XX вв. товарная форма уже преобладала ив стране в целом, ив семьях рабочих. У крестьян товарная форма потребления тоже росла, но преобладала еще натуральная. Например, в Санкт-Петербурге на рубеже веков доля товарных расходов в общей сумме расходов составляла у несвязанных с деревней семей 67%, ау связанных с деревней – Потребление рабочих в дореволюционной России постепенно приобретало черты стиля потребления индустриального общества. В тоже время внутри рабочего класса возникло большое имущественное расслоение. Наиболее высокооплачиваемые, квалифицированные рабочие могли, например, приобретать двух- и трехэтажные дома, держать домашнюю прислугу, сдавать внаем комнаты и полностью удовлетворять свои базовые потребности. Существовали, однако, слои рабочего класса, жившие в крайней нищете. Так, по воспоминаниям современников, вначале в. в Санкт-Петербурге рабочие могли жить по 4 семьи водной комнате площадью приблизительно 20 м
2
После Октябрьской революции 1917 г. в России постепенно создается индустриальное общество со средним уровнем массового потребления. В стране формируется плановый способ производства и потребления товаров и услуг. Однако, по мнению ряда экономистов, настоящая научная теория планового ведения народного хозяйства за все годы существования советской власти таки не была разработана. В реальной экономике ярко проявлялись две особенности советской плановой системы) постоянный дефицит товаров и услуг) искусственное поддержание низких ценна товары массового потребления, что делало их доступными основной массе населения.
В результате сложилось расхождение государственных цени цен свободного рынка рыночные цены на товары и услуги намного превышали государственные.
Частые революционные изменения в политике и экономике России прямо отражались на сфере потребления. Ее развитие сопровождалось периодами оживления натурального хозяйства. Натуральное семейное производство – особенно для сельского населения – временами становилось единственной возможностью удовлетворить базовые потребности. Не раз вводилась карточная система распределения товаров и услуги другие формы нормирования. Глубокая деформация человеческого поведения в условиях постоянной нехватки товаров и услуг была в юмористической форме описана, например, в произведениях М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова и других советских писателей.
Социалистическое государство почти полностью взяло на себя функцию снабжения населения СССР товарами и услугами. Так, частное предпринимательство в сфере услуг было крайне ограничено и носило в основном скрытый, теневой характер. Государство не сумело справиться с задачей обеспечения общественно- необходимого уровня потребления – особенно продуктов питания за счет внутреннего производства продовольствия. Несмотря на энергичные меры (импорт зерна, экспорт энергоносителей, дотации сельскому хозяйству) радикально улучшить продовольственное снабжение не удавалось. В этих условиях неудовлетворенность
общественных потребностей резко ограничивала возможности удовлетворения личных потребностей большинства населения.
В период социалистического строительства в СССР индустриализация проводилась на фоне ограничения потребления крестьянства. Коллективизация сельского хозяйства не решила проблем потребления продовольствия. Источником питания для крестьян в большой степени становилось приусадебное хозяйство. Жители городов были вынуждены заниматься садоводством и огородничеством.
Организация потребления социальных и культурных благ также стала почти исключительной прерогативой государства. Литература и искусство развивались под жестким контролем цензуры.
Однако анализ экономических показателей приводит к выводу, что в последние десятилетия перед началом горбачевской перестройки были достигнуты самые высокие показатели потребления завесь период социалистического строительства. В стране начали формироваться некоторые черты общества массового потребления¤.
Сравнение экономических показателей царской России и СССР выявляет рост потребления в стране. В царской России потребности в продуктах питания основной массы населения удовлетворялись только на минимальном уровне. За период социалистического строительства СССР по параметрам потребления основных продуктов питания достиг уровня среднеразвитых государств мира. Однако потребление продуктов питания как в царской России, таки в СССР в несколько раз отставало от уровня наиболее развитых стран в соответствующие периоды. Это давало повод знаменитому оппоненту советской идеологии американскому политологу Збигневу Бжезинскому утверждать, что главная причина краха советской системы в СССР – слишком малые успехи социализма по сравнению, например, с более динамичным развитием стран большой семерки. Национальная культура, включающая в себя культуру потребления, развивалась в СССР в условиях довольно сильной фрустрации базовых потребностей.
Наиболее крупных успехов СССР достиг в потреблении социальных и культурных благ (услуги здравоохранения, образования, учреждений культуры и искусства. По этим показателям страна приблизилась к уровню наиболее развитых государств мира.
В условиях планового хозяйства удовлетворение потребностей, а также их формирование сильно зависело от государственной политики и тех экономических концепций, которые были положены в ее основу. Особенности понимания потребностей и потребления в советской экономической науке ив практической деятельности государства можно свести к следующим. Вплоть до эпохи перестройки потребление вообще не рассматривали как производственное отношение и сферу экономической деятельности. Это тем более странно, что в классических трудах создателя идеологии Коммунистической партии Карла Маркса – в качестве производственных отношений выделены отношения производства, распределения, обмена и потребления. Потребление рассматривалось как второстепенная сфера общественной жизни провозглашался абсолютный приоритет производства над сферами распределения, обмена и потребления. Пренебрежение сферой потребления проявилось, в частности, в уравниловке в оплате труда. Механизм потребления мало использовался для стимулирования развития труда и производства. Между тем, воздействие на потребление стимулирования производства широко применялось ведущими западными менеджерами уже вначале в. Так, Генри Форд объяснял, что он платит рабочим большую зарплату не только для поощрения за хорошую работу, но и для того, чтобы было кому покупать его автомобили. В советском руководстве понимание роли потребления в экономике стало формироваться только с увеличением внимания к сфере услуги зарождением общества массового потребления. В течение всего периода социалистического строительства постоянно менялись приоритеты в оценке структуры потребления и роли ее составных частей. На первых его этапах роль нематериальных благ и сферы услуг недооценивалась. В
70-е гг. удалось достичь среднемирового уровня удовлетворения первичных потребностей основной массы населения, но приблизиться к уровню потребления ведущих стран мира не удалось. Тогда же была разработана концепция социально- экономических отличий социалистических стран от стран с рыночной экономикой, согласно которой достигать такого высокого уровня потребления вообще не требовалось. Эти отличия якобы выражались в том, что при социализме преобладает потребление социальных и культурных блага удовлетворение потребностей должно носить преимущественно žнепосредственно-общественный¤, žнетовар- ный¤ характер (например, бесплатное распределение жилья или путевок на курорты. В экономической теории ив практике государственного управления господствовала идея приоритета интересов общества над интересами отдельной личности. В сфере потребления это выражалось в применении нормирования — так называемых рациональных норм потребления, нормативов обеспечения населения товарами и услугами. В обосновании этих норм преобладала общественная составляющая, слабо учитывавшая личные особенности потребления отдельных людей и даже специфику целых регионов. Так, в городах, возводившихся на ударных комсомольских стройках, предусматривалось такое же количество детских садов, школ и спортивных сооружений на 10 000 человек населения, что ив старых городах в центре России. Однако специфика возрастной структуры новых населенных пунктов (много молодых семей) приводила к нехватке услуг этих учреждений. Нормативы количества продавцов и официантов на 10 000 человек были вне- сколько раз ниже, чем даже в странах социалистического лагеря (Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария и др, что опять же вызывало дефицит услуг. В действительности всевозможные нормативы и рациональные нормы потребления являются полезным ориентиром экономической политики, но при двух условиях. Во- первых, они должны быть научно обоснованы. Во-вторых, спроси потребности людей определяются не только какими-то рациональными нормами они сильно зависят также от платежеспособности, культурных традиций, моды и рекламных кампаний.
В эпоху горбачевской перестройки произошло обострение дефицита товаров и услуг. В тоже время развитие индивидуального и кооперативного производства в конце х гг. показало, что товарный рынок и рынок услуг могут быстро пополниться за счет малых негосударственных предприятий, частного предпринимательства С 1992 г. (реформ Гайдара¤) Россия делает резкий скачок к обществу массового потребления. Население широко втягивается в торговлю товарами, оказание услуги их потребление. Расширяется ассортимент предметов потребления и видов услуг, впервые за многие десятилетия преодолевается дефицит. Потребление постепенно превращается в цель экономической деятельности. Возникает небольшой слой населения сочень высокими доходами, на основе его запросов формируется сектор престижного потребления (дорогая одежда и автомобили, дорогостоящий ремонт и строительство, элитные клубы и виды отдыха, особые бытовые ус- луги).
Параллельно с этими сдвигами в сфере потребления появились и изменения в характере потребностей. Падение потребления жизненно необходимых товаров и услуг, фрустрация насущных потребностей у большинства населения. Усиление гедонистических наклонностей потребителей, акцент на простые удовольствия и развлечения, ослабление потребностей в развитии личности и творческих потребностей. Увеличение распространения неразумных, деструктивных потребностей, товаров и услуг для их удовлетворения (удовлетворение такого рода потребностей часто связано со всевозможной преступной деятельностью, ущемляющей законные права других людей. Резкая дифференциация доходов и, следовательно, возможностей удовлетворения потребностей по регионами социальным группам. Большой разрыв между богатыми и бедными.
Кроме того, на сервисную деятельность оказывает влияние еще одна группа факторов, постоянно взаимодействующая с перечисленными здесь. Это особенности природной среды.
Специфика потребления в России во многом определяется не только социальными, но и природно-географическими условиями, сильно отличающимися, например, от условий Западной Европы. В отличие от экономических, географические условия более стабильны и могут быть точно спрогнозированы намного лет вперед (за исключением, конечно, стихийных бедствий. Поэтому не так трудно определить особенности сервиса, вытекающие из природно-географических условий России. Правда, природные условия всегда взаимодействуют с менее стабильными экономическими, и результат этого взаимодействия, конечно, менее предсказуем, чем природные факторы сами по себе.
Природно-географическая специфика России выражается в следующих основных чертах- огромные пространственные масштабы страны- суровый климат на большей части территории- чрезвычайная изменчивость, нестабильность природных процессов и ограниченность так называемой эффективной территории (то есть пригодной для комфортного проживания, не рискованного ведения сельского хозяйства и т. п.).
Эти природные особенности порождают социально-экономические последствия- обширность внутреннего рынка

76
- высокие транспортные расходы- низкую плотность населения- более низкий удельный вес городского населения по сравнению с развитыми странами- многообразие стилей жизни и потребления, вытекающее из региональной специфики, разнообразие предметов потребления, рассчитанных на все времена года- высокий уровень потребления энергии- необходимость высокой самообеспеченности населения вблизи мест проживания, развития легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства по всей территории страны- потребность введении натурального хозяйства ив натуральном потреблении особенно возрастает в период кризисов- потребность во втором жилье (дачах, садоводствах) для жителей городов.
Можно проследить, как перечисленные обстоятельства влияют на потребность в услугах и на специфику сервисной деятельности.
Переход к технологиям постиндустриального общества – в том числе в сфере сервиса – чрезвычайно выгоден для России. Дело в том, что ни низкая плотность населения, ни высокие транспортные расходы, ни потребность в натуральном потреблении не создают практически никаких дополнительных трудностей для движения информации в компьютерных сетях. При транспортировке высокотехнологичной продукции (электроника, компьютеры) доля транспортных расходов составляет незначительную часть цены товара. Для традиционных продуктов более старых, индустриальных технологий (угля, стали, цемента, зерна) транспортировка, наоборот, связана с большими расходами и организационными трудностями. Аналогичная ситуация складывается в сфере сервиса. Гарантийное обслуживание промышленной или бытовой техники (индустриальные технологии) в России всегда будет затруднено из-за больших расстояний. Движение же информации (постиндустриальные технологии) и информационный сервис, дистантное образование, дистанционное медицинское консультирование с помощью новейшего электронного оборудования никак не зависят от расстояний или качества дорог. Они одинаково успешно реализуются на расстоянии ив десять, ив десять тысяч кило- метров.
В результате мы приходим к несколько неожиданному, но достоверному выводу природно-географические особенности России делают особенно выгодным широкое внедрение технологий постиндустриального общества, в том числе в сфере сервиса. Переход к широкому использованию постиндустриальных технологий в производстве и товаров, и услуг позволяет нашей стране эффективно компенсировать негативные факторы природной среды.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта