Главная страница

Сервисология


Скачать 0.9 Mb.
НазваниеСервисология
АнкорСервисология.pdf
Дата25.12.2017
Размер0.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСервисология.pdf
ТипДокументы
#12886
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
индивид, личность, индивидуальность
Каждый человек может рассматриваться, прежде всего, как индивид (от лат. individuum – неделимое, то есть как) единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.);
2) отдельный представитель человеческой общности социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения термина индивид взаимосвязаны и описывают человека вас- пекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида- целостность психофизической организации устойчивость во взаимодействии с окружающим миром- активность.
Целостность указывает на системный характер связей между многообразными функциями, реализующими жизненные отношения индивида.
Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе стем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности.
Активность индивида обеспечивает ему способность к самоизменению.
Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского
žpersona¤. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали на себя актеры в древнегреческой драме. Скоморохи в XVII веке надевали на себя маску, личину, накладную харю, и историческое понятие личность восходит к этому корню.
Таким образом, с самого начала в понятие личность был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда
играет определенные жизненные роли, – некая личина, общественное лицо, обращенное к окружающим.
Однако личность — это отнюдь не маска, а как раз то, что скрывается под маской, если уж человек ее надевает.
Человек исполняет множество ролей, подчиняется множеству ролевых предписаний. В поликлинике он больной, в театре - зритель, на службе - начальник или подчиненный, в семье отец, муж, сын итак далее. Примеряясь к тому, что от него ожидают, отвечая нате, или иные ожидания, человек едва успевает сменять маски, переходя, к примеру, от сыновней почтительности к отцовской строгости. Но личность, к роли не сводится. Подобно тому, как актер остается самими рая злодея или благородного героя, личность - это носитель роли, совокупность этих ролей, хотя привычное исполнение какой-либо накладывает отпечаток наличность человека.
Соответствие социальным ожиданиям – это необходимая, но отнюдь недостаточная характеристика личности. Роль – характеристика поведение человека, его соответствие социально одобряемому образу.
Роль – это социальная функция личности, способ поведения, соответствующий принятым в данном обществе (группе) нормами зависящий от статуса (позиции) в обществе, в системе межличностных отношений.
Индивидуальное исполнение человеком ролей имеет определенную личностную окраску, зависящую от его знаний, умений находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.
Диапазон и количество ролей, которые исполняет каждый человек, определяется многообразием социальных групп, в которые человек включен, многообразием его видов деятельности и отношений.
Различают:
1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе социальных отношений) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный, клоун и т.д.).
Кроме того, классифицируя роли, их подразделяют на) активные, те. исполняемые в данный момент) латентные - не проявляющиеся в данной ситуации.
А также различают) роли институализированные (официальные, связанные с официальными требованиями организации, в которую субъект входит) роли стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.
В процессе общения часто формируются ролевые треугольники, человек становится исполнителем роли либо преследователя, либо жертвы, либо спасителя.
В фазе взаимоотражения партнеры, нацеленные на взаимодействие, принимают актуальные роли друг друга – эта фаза общения называется также ролевым обменом. Если в общении избирается путь взаимосогласия, то это приводит к раскрыванию ролевого веера каждым партнером
Понятие личность предполагает наличие внутренней позиции по отношению к той роли, которую человек выполняет, соответствуя социальным ожиданиям. Личность – понятие более богатое, чем функциональная роль.
Индивид – это всегда один из многих, он всегда безличен. В этом смысле понятия индивид и личность противоположны как по объему, таки по содер- жанию.
В понятии индивид не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, в этом понятии не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они конечно подразумеваются.
Под личностью подразумевается, прежде всего, индивидуальность человека, ноне биологическая, а социальная.
Итак, личность – это) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Мы могли бы сказать, что личность – это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных данных, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что делает человека личностью – это, конечно, его социальная самобытность.
В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь ввиду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.
Согласно психологическим воззрениям индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств, процессов восприятия, интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативное проявления индивидуальности.
Так как человек формируется в конкретном социальном пространстве ив конкретное время в процессе воспитания и практической деятельности, то личность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов.
Личность имеет сложную структуру. Возможны различные подходы к ее рассмотрению, которые, хотя и взаимосвязаны между собой, но имеют и важные раз- личия.
Под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека в
анализе тех социальных функций (ролей, которые он выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид.
Социальный субъект своей активностью приспосабливает социальные структуры к своим интересам, вступает сними в компромиссные отношения, делает им вызов, то есть активно взаимодействует с социальными факторами.
Социально-деятельная сущность человека, прежде всего, формируется в процессе социализации индивида. Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется ив филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человека, ив онтогенезе (формирование конкретной личности).
Приведем пример влияния социальной среды на формирование определенного типа личности. Как известно, характерной современной социальной среды является рынок. Рыночное превосходство меновой ценности распространяется и на человеческие взаимоотношения. Человек начинает воспринимать себя как товара собственную ценность ощущает через меновую, так как его материальный успех материальное благополучие) во многом зависит от признания его полезности (как личности) теми, кто платит за его услуги или нанимает на работу и платит заработанную плату. Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же ценностью является меновая ценность, для которой полезность есть хотя и необходимое, но недостаточное условие. Успех зависит, в основном, оттого, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его упаковка. Кроме того, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и знанием для выполнения поставленной задачи. Необходима способность вступать в состязание со многими другими. Данное обстоятельство формирует у человека оп- ределённую установку по отношению к самому себе. Он начинает воспринимать себя и как товар, и как его продавец одновременно. В определённой мере справедливо замечание о том, что человек заботится, прежде всего, о том, чтобы стать востребованным товаром. Подобно обычному товару, человек должен быть в моде на личностном рынке, а чтобы быть в моде, он должен знать, какой вид (тип) личности пользуется повышенным спросом. Подобные знания человек получает в процессе первичной социализации, затем вторичной, далее в определённые периоды своей жизни – в процессе подготовительной и повторной социализации, когда весьма существенно меняются условия внешней социальной среды (в данном случае рыночной. Огромную роль в данном процессе играет и реклама. В тоже время рынок порождает и своеобразное товарищество каждый вовлечён в одну и туже конкретную борьбу, встречается с одними и теми же требованиями рынка. Рыночные ценности акцентируют заботу каждого, прежде всего о себе, предполагают собственную инициативу и ответственность за сделанный выбор. В этих условиях
каждый стремится полнее использовать свои силы, что предполагает, во-первых, постижение окружающей социальной реальности, во-вторых, изменение её посредством активной собственной деятельности. Ив этом двояком процессе человек изменяется сам, реализует через деятельность свои силы и возможности.
Безусловно, рыночная ориентация личности имеет свои плюсы и минусы, представленные (по Э. Фромму) в следующей таблице.
Основные характеристики рыночной (обменивающей) ориентации человека
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Целеустремлённость
Пользование случаем
Готовность к обмену
Непоследовательность
Моложавость
Ребячливость
Устремление вперёд
Неучитывание будущего или прошлого
Свободомыслие
Беспринципность
Общительность
Неспособность к уединению
Экспериментирование
Бесцельность
Недогматичность
Релятивизм
Действенность
Сверхактивность
Любознательность
Бестактность
Понятливость
Умничанье
Контактность
Неразборчивость
Терпимость
Безразличие
Остроумие
Глуповатость
Щедрость
Расточительность
Существуют и другие трактовки личности.
Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.
Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействий человека с миром.
Эрик Эриксон считает, что индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как результат этих кризисов.
Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта.
Раймонд Кеттел полагает, что ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.
Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния поведения индивидуума и ситуации, в которой он находится.
Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции различных теоретических представлений гораздо многограннее, чем в рассмотренной выше первоначальной концепции внешнего социального образа. Большинство теоретических определений личности содержат нижеследующие общие положения:
• подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей;
• личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, рассматривается как организованное или интегрированное личностью.
Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека:
• подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды;
• личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность как таковая, относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.
Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Теории выполняют две основные функции они объясняют и предсказывают поведение человека. Теории личности дают возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия, понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени, и почему люди ведут себя определенным образом.
Для того чтобы понять различные теории личности, прежде всего, необходимо проследить их основные компоненты. Структура личности

Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах ив разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. Примеры структурной концепции:
• Концепция черт личности. Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.
• Концепция типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами (например у КГ. Юнга это экстраверты и интроверты. Мотивация

Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепция мотивации или процессуальные аспекты функционирования индивидуума фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный перечень вопросов, относящихся ко второму компоненту теории личности Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать, Какие специфические мотивы заставляют человека действовать и направлять его поступки?¤
Так называемая редукционистская модель мотивации, первоначально описанная. Фрейдом, предполагает, что физиологические (биогенные) потребности индивида создают напряжение, и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. Многие виды основных жизненных потребностей, такие как голод, жажда, потребность во сне, в половых отношениях укладываются в объяснение мотивации человека с позиции редукции напряжения.
Другие теории делают основной упорна стремление человека овладевать окружающей средой и на жажде получения нового опыта с целью наслаждения (модель мотивации компетентностью. Так, А. Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации, полагал, что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремится уменьшить напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремится усилить напряжение, пользуясь этим, как средством реализовать свой личностный потенциал. Развитие личности

Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а затем в старости. С позиции данной концепции можно проследить, как изменяются потребности человека в различные возрастные периоды. Психопатология
Еще одна проблема, с которой сталкивается всякая теория личности, заключается в необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нем.
Теоретики, придерживающиеся психодинамической ориентации, убеждены, что конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, могут приводить к патологическому поведению в зрелом возрасте. Концепции этого рода позволяют понять различные потребности человека, не согласовывающиеся с морально- нравственными принципами общества и культуры, в которой живет данный индивид. Психическое здоровье
Для того чтобы понять четвертый аспект функционирования личности, необходимо разобраться в понятии нормы. Поэтому надежная теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. Однако необходимо определить, что именно входит в понимание здорового образа жизни. В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается психологическое благополучие. Например, 3. Фрейд полагал, что функционирование зрелой личности характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. Психическое здоровье можно также определить в терминах теории социального научения. Все подходы к изучению личности можно, в конечном итоге, можно разделить на группы последующим основаниям

55
1) Свобода детерминизм
Вопрос о свободе – это один из самых главных вопросов, имеющих отношение к человеческой природе, он касается той степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе направления своих мыслей и поступков, а также в осуществлении контроля над своим поведением.
Сторонники свободы исходят из положения, что все люди ответственны за свои действия и способны преодолевать влияние среды на их поведение.
Детерминисты исходят из положения о том, что все наше поведение обусловлено воздействием каких-то событий и не проявляется свободно.
Так, К. Роджерс утверждал, что человек является личностью в процессе создания самого себя, личностью, творящей смысл своей жизни. Скиннер наоборот, утверждал, что автономный человек – это изобретение, используемое для объяснения того, что мы не в состоянии объяснить никаким другим образом) Проективность – реактивность
Вопрос при этом имеет отношение к локусу причинности в объяснении поведения человека, порождают ли его внутренние факторы или оно представляет собой просто серию ответов на внешние стимулы?
Сторонники проактивности считают, что причины поведения человека заключены в нем самом. Люди скорее совершают поступки и действия, чем реагируют.
Приверженцы реактивности полагают, что действительные причины поведения человека являются исключительно внешними по отношению к нему, и что его поведение представляет собой просто серию ответов на внешние стимулы) Гомеостаз – гетеростаз
Положение имеет отношение к мотивации человека. Движет ли индивидуумом, прежде всего, (или исключительно) необходимость уменьшения напряжения и сохранения состояния внутреннего равновесия (гомеостаз Или основная его мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию (гетеростаз)? Персонологи, придерживающиеся разных точек зрения поэтому вопросу, высказывают диаметрально противоположные взгляды на мотива- ционный фундамент поведения.
Последователи гомеостаза считают, что люди мотивированы, прежде всего, стремлением уменьшить напряжение и сохранить внутреннее состояние равновесия.
Приверженцы гетеростаза считают, что люди мотивированы главным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов к самореализации. По словам
Бюлера, невозможно одновременно верить в гомеостаз ив осуществление самореализации как в конечную цель. В середине 20 столетия Джон Доллард и Нил
Миллер отстаивали позицию гомеостаза. Они полагали, что личностные характеристики приобретаются посредством научения, которое всегда предполагает взаимосвязь между факторами побуждения, например голод, и подкрепления, в данном случае пища Согласно их теории подкрепление всегда уменьшает силу первоначального побудительного стимула. Люди являются такими, какие они есть, потому что они приобрели стабильные свойства, благодаря которым становится возможным снижать напряжение побудительного мотива и сохранять состояние внутреннего равновесия. Без гомеостатической основы мотивации, по Долларду и
Миллеру, развитие личности не представляется возможным.
Примерно в тоже самое время А. Маслоу и К. Роджерс выдвинули совершенно иную концепцию мотивации человека (Maslow, 1978; Rogers, 1951). Эти теоретики гетеростаза считали, что основой мотивации людей является непрерывный поиск личностного роста и самореализации. Человек живет не только благодаря редукции потребности. Вместо того, чтобы направлять свое поведение на удовлетворение потребности, а значит на уменьшение напряжения, люди, согласно своей природе, постоянно ищут новые стимулы и возможности испытать свои силы, чтобы достичь самореализации. Благодаря этой мотивационной тенденции и осуществляется развитие личности. Это базисное положение породило множество логических построений. Теории личности, созданные убежденными сторонниками гомеостаза, могут предлагать в качестве предмета исследования содержание и разнообразие основных потребностей человека или его инстинктов, различные личностные механизмы, которые вырабатываются у индивидуумов с целью снижения напряжения, создаваемого потребностями, а также процессы, обеспечивающие становление механизмов понижения напряжения. В теориях личности гетеростазной ориентации будут подчеркиваться интеграция мотивов человека, подчиненная задачам самореализации, устремленности в будущее, и различные средства, с помощью которых люди достигают личностного роста и самореализации.
Ряд других положений теорий личности не имеют решающего значения для понимания подходов теоретиков психологии к человеческим потребностям, поэтому мы их опускаем.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта