Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.2. Биосоциальная природа человека

  • Сервисология


    Скачать 0.9 Mb.
    НазваниеСервисология
    АнкорСервисология.pdf
    Дата25.12.2017
    Размер0.9 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСервисология.pdf
    ТипДокументы
    #12886
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Литература
    1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н. В. Абаев. – Новосибирск : Наука, 1989.
    2. Асмус В. Ф. Античная философия В. Ф. Асмус. – М, 1976.
    3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение проблемы и люди / Л. М. Баткин.
    – М, 1995.
    4. Богомолов АС. Античная философия АС. Богомолов. – М, 1986.
    5. Абаева Л. Л. Буддизм словарь / Л. Л. Абаева, В. П. Андронов, Э. П. Бакае- ва / под общ. ред. Жуковской Н. Ли др. – М. : Республика, 1992.
    6. Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения АХ. Горфункель. – МС. Гуревич А. Я. О новых проблемах изучения средневековой культуры // Культура и искусство западноевропейского средневековья / А. Я. Гуревич. – М,
    1981.
    8. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуре- вич. – М, 1981.

    31 9. Древнекитайская философия. – М. : Мысль, 1972 – Т. Т. 2.
    10. История средних веков в 2 т. / под ред. С. Д. Сказкина. T. 1. – М, 1977.
    11. Коноплева НА. Сервисология (Человек и его потребности учеб. пособие НА. Коноплева. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2005.
    12. Краснов А. Б. Учение Чжу си о природе человека // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики / А. Б. Краснов. – М. : Наука, 1982.
    13. Лосев А. Ф. История античной философии / А. Ф. Лосев. – М, 1989.
    14. Лукьянов А. Е. Человек и очеловеченный мир в древнекитайской философии. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека Сб. научных трудов / А. Е. Лукьянов. – М. : Изд-во УДН, 1986.
    15. Рассел Б. История западной философии. – М, 1993.
    16. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Ан- тисери. – СПб. : ТОО ТК Петрополис, 1994.
    17. Соколов В. В. Европейская философия ХV-ХVII веков / В. В. Соколов. М, 1984.
    18. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья начало начало VII века) / В. И. Уколова. – М, 1989.
    19. Ушков А. М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. Запад и Восток. Традиции и современность / А. М. Ушков. – М, 1993.
    20. Чанышев А. Курс лекций по древней философии / А. Чанышев. – М. :
    Высш. шк, 1981.
    21. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М. : Политиздат, 1991.
    22. Шиповская Л. П. Духовность как потребность человека в стремлении к общечеловеческим ценностям / Л. П. Шиповская. – М, 2006.
    23. Шиповская Л. П. Человек и его потребности учеб. пособие / Л. П. Ши- повская. – М. : Альфа-М:ИНФРА-М, 2008.
    Раздел 3. Происхождение и сущность человека. Многовариантность в определении человеческой природы
    Изначальная версия взглядов на человеческую природу принадлежит религии. Она являет собой пестрый конгломерат представлений, заимствованных из мифо- логий разных народов, преданий Ветхого Завета, античной религиозной мысли, новозаветных притчи т.д. Христианская версия происхождения человека восходит к древнеиудейским преданиями связана, прежде всего, с Ветхим Заветом. Дальнейшее развитие она получает в Новом Завете. Человек, в представлении апостола Павла, есть новый Адам, то есть существо, в котором воплощен первоначальный замысел Создателя. В нем претворен образ и подобие Бога, что делает человека уникальными неповторимым. Уникальна и его судьба. Изгнанный из рая человек был вынужден заново приспосабливаться к природе- утверждать свою особость среди животного царства. Не утрачивая собственной неповторимости, он в тоже время оказывается естественным созданием, призванным вновь обрести себя в мире многоликой культуры.
    Существенным недостатком такого подхода к определению природы человека является неясность происхождения, самих истоков происхождения, которые скрываются в Божественной тайне.
    Религиозная интерпретация человека за последние два столетия в Европе и Америке была постепенно замещена различными натуралистическими версиями. Успехи естественных наук, совершенствование методологии научного познания привели к соблазну применить методы, выработанные для изучения физической природы, к исследованию человека. В результате человек из духовного по своей сути и предназначению существа (согласно религиозным представлениям) превращается в естественный природный феномен, отличный разве что своей сложностью. Но человеческая природа не сводима к природному феномену. И научная методология не дает целостного представления о человеке, не позволяет исследовать человеческую свободу, уникальность и неповторимость человека, по крайней мере,
    в морально-этическом смысле. Так, любую утраченную вещь можно заменить. Но когда умирает ближайший друг, утрата незаменима. Новый друг никогда не заменит человека, которого вы потеряли. Натуралистический взгляд на происхождение человека весьма разнообразен, но также в итоге восходит к некой тайне. Натуралистическому взгляду, утвердившемуся в XIX в, был брошен вызов новыми философскими течениями, настаивающими на особенности, уникальности и неповторимости человеческого существа, на недостаточности исследовать его лишь как некую природную данность. Прежде всего, это философия жизни, психоанализ, экзистенциализм и персонализм, поднявшие такие аспекты человеческого бытия, которые не встречаются в явном виде в естественной природе¤.
    Еще во времена французского просвещения обозначилась проблема, позже получившая название биосоциальной. Одни считали, что человек от природы совершенен, добр, гармоничен, асоциальные аспекты его бытия, воспитание и образование существенно искажают его изначально совершенную природу. Именно социальность сыграла пагубную роль в судьбе человека, она заставила его бороться
    за свое существование. Культура и цивилизация ослабили природные инстинкты, притупили охранительные чувства. Поэтому человек стал способен истреблять себе подобных. Другие наоборот считали человека существом от природы злобным, подчиненным инстинктами страстями что лишь общество сего моральными и нравственными устоями, воспитанием и образованием исправляет человеческую природу, принуждая контролировать свои чувства, страсти и вожделения.
    Существовала и третья позиция. Человек сам по себе ни добр, ни зол. Его можно уподобить чистому листу бумаги, на котором природа и общество пишут любые письмена. Он – продукт длительного биологического и социального развития, который, естественно, содержит в себе не только благие приобретения, но и бессознательные инстинктивные побуждения, не только осмысленность, но и животное начало.
    Многие философы и сегодня убеждены, что человек не имеет собственной фиксированной природы. Люди родятся пластичными ив процессе социализации оказываются предельно разными. Биологически унаследованные задатки могут развиваться в самых неожиданных направлениях в зависимости от культуры и собственных усилий самого человека. Следовательно, никакой однажды преднайден- ной природы человека нет. Эту точку зрения поддерживают и многие антропологи.
    Уже в христианстве существует воззрение, что посредством нравственных усилий можно создать нового человека. Многие ученые полагали, что личность сама создает и преображает себя. Так, например, С. Кьеркегор и У. Джеймс, А. Бергсон и Тейяр де Шарден полагали, что человек – творец собственной истории. Потому что даже способность мыслить, которая казалась универсальной, существенно зависит от специфики культуры. Тот или иной социум складывается таким, каким представляется образ человека. Водном обществе люди считаются рациональными, в другом воспринимаются как жертвы страстей, в третьем - как олицетворение воли, в четвертом оказываются созданными по образу и подобию Бога. Представления о человеческой природе во многом зависят от господствующего мировоззрения.
    Все это говорит в пользу отсутствия единой природы человека. Но если бы ее не было, представители разных культур просто не понимали бы друг друга, были бы невозможны типические для человека чувства, лежащие в основе любой человеческой общности. Это только кажется, что люди действуют непредсказуемо и сугубо индивидуально. Типы поведения людей все же оказываются сходными, как и типы межличностных отношений.
    Безусловно, человеческая природа есть нечто конкретное. Изменяясь, человек сохраняет некое ядро своих устойчивых признаков, которые нельзя свести только к биологии или психологии человека. Человек не является и чистым листом бумаги, на котором культура записывает свои письмена. Его природа не позволяет окончательно приспособиться к любым социальным условиям, как животное приспосабливается к природным. Будь так, он ничем не отличался бы от животного, лишь средой обитания – у животного природная, у человека социальная.
    Человеческий индивид как универсальное и свободное природное существо не только воссоздает в собственной практике опыт прошлого, но и меняется, развивает себя. Такое осмысление индивида в известной мере отличается и от религиозной традиции, которая рассматривает человека как существо сотворенное, и от натуралистической традиции прошлого, согласно которой человек, будучи частью природы, подчиняется только ее законам. Человеческая природа – не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий. Это продукт исторической эволюции и определенных врожденных механизмов.
    Подобные подходы к определению человеческой природы наиболее четко отражены в науке, возникшей во второй половине двадцатого века. Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э. О. Уилсона Социобиология новый синтез. В рамках этой науки предпринимается попытка подойти к проблемам морали, свободы, агрессии, альтруизма, эгоизма нес социально-культурологических, ас генетико-биологических позиций. Исследуется возможность аналогий между поведением животных и человека. Широко используется дарвинизм, часто граничащий с социалдарвинизмом. Ив принципе, антропология в ней сводится к биологии, а последняя – к молекулярной гене- тике.
    Разрабатываемая социобиологами теория генно-культурной коэволюции о сути этой теории ниже) предполагает, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека связаны между собой. Но ведущая роль отводится генам. Поэтому человека должны изучать лишь биологические науки. Уилсон считает, что социобиология должна исследовать лишь биологические основы всех форм социального поведения. у всех животных, включая человека. Все цели, желания и потребности человека, считает он, детерминированы его биологической природой.
    Так, например, мораль как система запретов, способствующая совместному сосуществованию многих индивидов, продиктована необходимостью биологического выживания. Агрессивность является неотъемлемой чертой человека и продиктована необходимостью индивидуального выживания. Война в обществе - это проявление внутривидовой агрессии. Любовь понята как поведенческий механизм, обеспечивающий оптимальную связь между удовлетворяющими друг друга партнерами. Сознание человека рассматривается в качестве лишь инструмента для биологического воспроизводства.
    Безусловно, идея коэволюции биологического и социального в развитии человека и общества не лишена эвристической ценности. Вне единства с природой человечество не может развиваться. Никто не отрицает биологических основ социальности человека. Но существуют и пределы биологической детерминации социального. Существуют самостоятельные объективные законы социального развития, которые, эволюционируя, все в большей степени, подчиняют себе биологическое в человеке. Вся культура основана на подавлении биологического социальным. Все биологические потребности человека (еда, питье, продолжение рода и т.д.) удовлетворяются в социальной форме. На основе этих наблюдений многие мыслители сделали вывод о том, что человек является абсолютным продуктом социальной среды (Маркс, Ландман, Плеснер, Ясперс и другие. Ребенка только что появившегося на свет они уподобляют чистой доске, считая, что не только сущность, но и все существование человека определяется влиянием среды.
    Однако не следует абсолютизировать и социальную составляющую человеческого бытия. Достаточно вспомнить экологическую проблему, глобальные проблемы современности вообще – это есть результат разумной деятельности человека, где доминирует социальная составляющая.
    Абсолютизация любой из сторон нарушает принцип коэволюции и ведет к вполне предсказуемым результатам. Панбиологизм низводит человека до уровня животного. Пансоциологизм низводит человеческую личность до уровня манкурта, живого робота, социального функционера.
    Человек не является вершиной биологической эволюции, самым совершенным биологическим существом.
    На сегодняшний день доминирующим является представление о природе человека, которое выражено в современной концепции антропогенеза (о чем более подробно ниже. Общепринятая до сих пор теория появления современного человека может быть в целом изложена так. Предок человека по некоторым причинам отказался от проживания на деревьях и начал ходить вертикально. Его пальцы развились, ион начал изготавливать орудия труда. Его мозг был относительно крупнее, чему других приматов, таких, как антропоиды. Три фактора – вертикальная походка, изготовление орудий труда и развитие головного мозга – рассматриваются как решающие в возникновении современного человека.
    Эта концепция антропогенеза опирается сегодня на теорию генно-кулыурной коэволюции. Она отражает процесс взаимодействия природы и культуры. Культура генерируется и оформляется биологическими императивами, а в генетической эволюции в ответ на культурные факторы изменяются биологические свойства.
    Общий смысл этой концепции заключается в следующем. Определенные уникальные свойства человеческого мозга приводят к тесной связи генетической эволюции и культурной истории. Человеческие гены влияют на то, как формируется разум какие стимулы осознаются и какие упускаются, как обрабатывается информация, какие типы воспоминаний наиболее легко вызываются в памяти и т.д. Процессы, создающие подобный эффект, называются эпигенетическими нормами. Эти нормы коренятся в особенностях человеческой биологии и существенно влияют на формирование культуры.
    Влияние психогенетических структур на культуру является первой половиной генно-культурной эволюции. Вторая связана с воздействием, оказываемым культурой на гены, лежащие в ее основе. Определенные эпигенетические нормы, то есть конкретные способы, которыми развивается ум, вынуждают индивидов принимать культурные альтернативы, дающие им возможность выживать и воспроизводиться более успешно. Эти нормы и гены, определяющие их, в течение многих поколений показывают тенденцию к развитию. Следовательно, культура воздействует на генетическую эволюцию, также как гены воздействуют на культурную.
    Жизнедеятельность обычных животных односторонне определяется генами. Человек жена основе действия мозга и умственных способностей создает культуру, которая, развиваясь, начинает воздействовать на генетическую эволюцию. Таким образом, человеческие гены и культура следуют курсу коэволюции, обоюдно воздействуя друг на друга

    36
    3.2. Биосоциальная природа человека
    Понятие žбиосоциальная природа человека является одним из вариантов определения природы человека, которое вытекает из давнего спора ученых о роли социального и биологического в человеческой природе. Многие ученые склонны считать, что природа человека принципиально, сущностно ничем не отличается от природы остального животного мира, разве что более сложным уровнем организации. Причем все, что принято считать социальными формами бытия человека, обусловлено биологически и имеет менее сложные аналоги в живой природе. Подобная идея прослеживается в различных вариантах социал-дарвинизма ив социобиологии. Несколько раньше, в эпоху Просвещения, все общественные атрибуты бытия человека духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи – рассматривались как искусственно созданные человеком. В противовес этому возникают понятия естественное право, естественное равенство, естественная мораль. В данном случае естественное, природное рассматривалось в качестве фундамента или основания правильности žобщественного¤.
    Социальное же рассматривалось как нечто второстепенное, находящееся в прямой зависимости от природной среды.
    Другие ученые считают, что биологическая и социальная составляющие жизнедеятельности человека существенно различны. Биологическое предшествует социальному, но отличает человека от всего остального животного мира именно социальный способ жизнедеятельности, который теснейшим образом связан со становлением и развитием культуры. Социальное – это единственное, что есть в человеке чисто человеческого. Основание подобной традиции можно обнаружить уже в философии Сократа, который определяет человека, прежде всего, как моральное и ответственное существо.
    Некую срединную позицию в решении данной проблемы занимает марксизм. В рамках данной традиции проводится существенное различие между понятиями природа и сущность человека. Понятие природа соотносится с естественно- биологической стороной человеческого бытия, а сущность с социальной, общественной. Обе эти природы не могут соотноситься в человеке по принципу либо- либо, взаимоисключая друг друга. Человек – это биологическое существо по своей природе, по происхождению, но по способу жизнедеятельности и предназначению он социальное существо, что свидетельствует о биосоциальной природе человека.
    Логика рассуждения данной традиции такова. Проблема соотношения социального и биологического в человеке – это вопрос о природе дальнейшей эволюции человека. Человек появился в результате естественного отбора – основного механизма развития живой природы, но современное существование человека связано с культурой, то есть природой уже очеловеченной, измененной согласно потребностям человека.
    В эволюции современного человека наиболее существенную роль играет не биологическая, асоциальная сторона его жизни. Эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она носит преимущественно социальный характер. Что же касается биологической эволюции, то с тех пор, как человек выделился из животного мира, она перестала иметь решающее значение
    В социальной эволюции роль естественного отбора нивелируется социальными институтами. Здравоохранение постоянно сглаживает влияние индивидуальной биологической изменчивости. Выживают и дают потомство уже не только сильные и генетически здоровые люди, но и слабые и физически и умственно. Поэтому, с момента появления Homo sapiens, правильнее говорить о ведущей роли не биологической природы человека, а культуры, социальной среды обитания. Сегодня имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Политические, экономические и социальные изменения в большей степени влияют на состояние здоровья человека и его выживаемость как рода, чем природные процессы.
    Несомненно, биологическая эволюция предопределила социальную, но последняя сегодня доминирует, контролируя в возрастающей степени биологические процессы. Современные биологии антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, то есть процесс видообразования человека, прекратился со времени образования Homo Так, например, продолжительность жизни в последнее время увеличивается благодаря социальным факторам. Слет в древности она возросла до 30 лет в
    XVT1I в. К началу XX века в странах Западной Европы она составляла примерно лет. Сегодня в этих странах средняя продолжительность достигла 75-78 лети приближается к средней нормальной продолжительности жизни Homo sapiens –
    80-90 лет. Мозг человека со времени образования Homo sapiens не изменился. Генетическая информация все более утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной.
    Идея единства биологического и социального в становлении человека находит свое выражение на уровне не только родового человека, но ив рамках индивидуального развития. В современной литературе в решении вопроса о биосоциаль- ной сущности человека определились несколько подходов. Панбиологизм абсолютизирует биологический фактор, оставляя за геном решающую роль в развитии человека. Пансоциологизм предполагает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Интегративная позиция исходит из предположения, что эти два крайних подхода к решению проблемы возникают скорее всего из абсолютизации двух периодов в индивидуальном развитии человека – эмбрионального и по- стэмбрионального.
    Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом. Каждый человек является носителем индивидуального набора генов, и уже генетически он уникален. Реализация генетической программы, закрепленной в хромосомах ДНК, начинается на самой ранней стадии развития эмбриона.
    Многие исследователи считают, что телосложение, рост, масса, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическая активность клеток и даже способность к вычислению в уме, склонность к тем или иным науками т.д. наследуются от родителей.
    В современной литературе господствует мнение, что генетически наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени в зависимости от условий социальной среды. Для этого ребенок с раннего детства должен находиться в общении с людьми. Если у него, например, нет возможности заниматься музыкой, то врожденные музыкальные задатки таки останутся неразвитыми. Если пропустить срок ранней социализации, потенциал не успевает реализоваться и угасает.
    Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции.
    Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
    Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека большое значение имеют такие понятия, как генотип и фенотип. Генотип
    – это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах это та генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип
    – это совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.
    Фенотип определяется взаимодействием организма и среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа он изменяется на протяжении всей жизни организма. Но основа закладывается в период формирования организма эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
    Становление человека, таким образом, осуществляется под влиянием двух программ наследования биологической и социальной. Именно поэтому чаще всего человека и считают биосоциальным существом. Со стороны телесности он является и частью природы, и продуктом общественного развития. (Исключение составляют признаки, независящие от влияния среды, например группа крови, отпечатки пальцев, структура самого генотипа. С этим согласно большинство ученых. Разногласие возникает в вопросе о роли наследственности и среды в детерминации умственных способностей
    человека
    По данным различных исследований в среднем роль наследственных факторов составляет 45%, окружающей среды – 35%, а 20% приходится на долю факторов, возникающих в результате непосредственного взаимодействия между ними. Большая часть генетически обусловленных факторов интеллекта остается невостребованной и заблокированной, проявляются и развиваются лишь востребованные внешними условиями, особенно, впервые лет жизни. Большинство исследователей считают, что интеллект развивается только до летнего возраста, причем в разные годы этого периода – с неодинаковой скоростью. К шести годам интеллектуальное развитие осуществляется в отношении к норме уже более чем на треть, к восьми – наполовину и к двенадцати годам – натри четверти (данные школы Пиаже). Сформировавшиеся в детстве структуры мышления будут до конца
    наших дней определять то, как мы воспринимаем окружающее, оцениваем происходящее вокруг нас, как мы рассуждаем и анализируем.
    Следует отметить, что точное определение самих умственных способностей представляет собой довольно трудную задачу. Дело в том, что сами интеллектуальные способности весьма разнообразны и своеобразны. Человек может быть гениальным шахматистом и плохим артистом (поэтом, математиком и т.д.) и наоборот. Кроме того, сама процедура применения тестов на определение IQ имеет не- достатки.
    Идея о биосоциальной сущности человека исходит из предположения, что человек это, безусловно, биологическое существо, но вершина, пик цветения биологического совершенства, предел его развития дальнейшая эволюция возможна лишь путем совершенствования как внутри- и межвидовых отношений, таки внутри- и межродовых отношений, то есть посредством возникновения и совершенствования социальных отношений. Но существует ряд причин, ставящих под сомнение подобную логику в определении природы человека.
    Если исходить лишь из биологической и социальной составляющих в определении природы человека, то за рамками определения остаются многие существенные стороны человеческой природы. Например, духовность не может быть объяснена либо из биологической, либо из социальной составляющей как единственной и окончательной причины.
    Попытка определить природу человека в понятиях биологическое и социальное приводит к размыванию проблемы. Употребление этих понятий в исследовании человеческой природы приводит к тому, что даже на ранних ступенях биологической эволюции мы обнаруживаем зачаточные формы социальности, а в наиболее развитых формах социальных отношений не можем избавиться от биологической детерминанты. Сами понятия биологическое и социальное, в отношении определения человеческой природы, безусловно, требуют некоего синтеза, варианты которого могут быть различны. И нет никаких существенных причин останавливаться на одном из них. Джозеф Агасси, известный специалист по логике и методологии научного познания, в работе К развитию рациональной философской антропологии рассматривает подобную проблему, нов других, как нам представляется, более адекватных проблеме понятиях – человек и животное. Утверждая, что человек – это животное, мы тем самым предполагаем некий не- животный остаток, считая, что человек и животное в том числе. Следовательно,
    žчеловек-животное¤ – это не человек как таковой, а животное в человеке, наличие животного начала в человеке.
    Никто не отрицает, что биологически человек ничем принципиально не отличается от других живых существ, по крайней мере, в сторону большего биологического совершенства или биологически обусловленной приспособленности. Еще Ф.
    Ницше считал, что человек не является биологическим совершенством, человек это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Макс Шелер в книге Положение человека в космосе утверждал, что сточки зрения естествознания человек есть неполноценное животное. Арнольд Гелен в книге Человек. Его природа и место в мире называл человека недостаточным существом, так как он хуже, чем животное, оснащен инстинктами ив этом смысле незавершен и незакреплен в своей

    40
    животно-биологической организации. Человек наименее приспособлен к природе, чем любое животное, о чем свидетельствует отсутствие волосяного покрова, средств защиты - когтей, клыков, копыт и т.п. Человек уступает многим видам животных в продолжительности жизни, например крокодилам, черепахам, некоторым видам рыб и др. Он имеет очень длительный период роста и развития (долети в течение всего периода нуждается в защите. Все это свидетельствует о том, что дальнейшая биологическая эволюция привела бы лишь к исчезновению человека как вида. Следовательно, то, что делает человека человеком, лежит вне естественного процесса жизни и несводимо к естественнонаучной эволюции жизни. Вовсе не через наследование благоприобретенных признаков он оторвался от животного царства. Ум человека и все, что его занимает, относятся к области культуры. Культура жене наследуется генетически. А значит трудно выделить такое человеческое качество, которое, являясь каким-то задатком, выражало бы всю меру самобытности человека. Отсюда догадка возможно, нетривиальность человека вообще не связана с самой человеческой природой, а проступает в нестандартных формах его бытия. Проблемы антропогенеза

    Антропогенез, понятый как процесс биологической эволюции предшественника человека, является одним из разделов более общей науки – антропо- логии.
    Антропология изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Задачей антропологии является исследование перехода от биологических закономерностей, управлявших существованием нашего биологического предка, к социальным зако- номерностям.
    Классическими разделами антропологии являются учение об антропогенезе, расоведение (этническая антропология) и морфология человека. Расоведение (этническая антропология) занимается исследованием биологического сходства и различия географических рас Homo sapiens (Человека разумного, причини времени их возникновения, а также значения для существования современного человека. Морфология человека изучает факторы и законы изменчивости биологической природы человека.
    Антропогенез исследует биологические изменения формирующегося человека, развитие материальной культуры и становление социальных институтов. Для этого используются данные таких наук, как палеоантропология, палеодемография,
    сравнительная биология, эволюционная генетика, психология, эволюционная морфология, этнография. Многие науки, особенно молекулярная биология, уточняют лишь отдельные моменты эволюции и формируют ее теоретическую основу, интегрирующую дарвинизм и генетику популяций. Антропогенез предполагает изучение ископаемых костей гоминид гоминиды, от латhomo-человек),сравнительно- анатомических и сравнительно-эмбриологических данных человека и животных. А также включает в себя изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей человека и животных ив первую очередь человека и человекообразных

    41
    обезьян.
    К прямым доказательствам относят костные останки ископаемого человека и его предшественников. Косвенные доказательства наиболее многочисленны это и сравнительно-анатомические, физиологические, биохимические, генетические факты, а также данные сравнительной эмбриологии, учение о рудиментарных органах и атавизмах. Сравнительно-анатомические данные свидетельствуют о родстве живых организмов и человека по общему плану строения и аналогии органов и тканей. Например, сравнительно-эмбриологические данные свидетельствуют о наличии общих черт в зародышевом развитии. Развивающийся эмбрион, считает русский биолог АН. Северцов, в своем развитии как бы повторяет ход исторического развития организмов и отдельных органов {филогенез).
    В пользу эволюционного родства человека и животных свидетельствуют постоянно встречающиеся у человека рудиментарные образования и атавизмы (гипертрофированные рудименты. Рудиментарные органы
    – это органы, утратившие в процессе эволюции свое основное значение. У человека к ним относят остаточный волосяной покров тела, хвостовые позвонки, мышцы уха и др. Атавизмом называют появление у организмов признаков, свойственных их далеким предкам. У современного человека это чрезмерная общая волосатость, многососковость, наружный хвост причина
    – незавершенное эмбриональное развитие).
    Процесс антропогенеза начинается с первых шагов очеловечения обезьяны и завершается с появлением Homo sapiens. Антропогенез включает в себя развитие прямохождения, преобразование головного мозга, адаптацию руки к труду, изменения зубов и челюстей, формирование членораздельной речи, возникновение мышления, сознания, перестройку индивидуального развития, сложение социальной организации и появление материальной культуры. Трудовая деятельность определила особое направление биологической эволюции человека, неизвестное в мире живых существ.
    Приматы от лат. Primates – князь или первый среди всех. По критериям зоологической систематики вид Homo sapiens (Человек разумный) относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chor-data), классу млекопитающих
    (Mammalia), отряду приматов (Primates), семейству гоминид – человечьих (Homini- Возникновению человека разумного предшествовал длительный период развития органического мира планеты. Истоки древнейших млекопитающих прослежены с конца мезозойской эры. Общим предком млекопитающих были примитивные насекомоядные. Единство происхождения приматов с другими млекопитающими доказывается биологическим сходством отрядов млекопитающих. Отряд приматов имеет многомиллионную историю развития. Сегодня в отряде приматов насчитывают около 210 видов и подразделяют его на два подотряда низшие приматы и высшие человекоподобные приматы (все обезьяны и люди).
    К низшим приматам относят мелких животных тупайев, лемуров и долгопят. К высшим приматам относят обезьян и людей. Подотряд высших человекоподобных приматов делится на две группы широконосые обезьяны (низшие обезьяны) и узконосые обезьяны (низшие мартышкообразные, высшие обезьяны и человек).
    Первые приматы появились на Земле более 70 млн. лет назад (конец мезозойской эры, по одной версии, сначала в Монголии, затем расселились из Азии в Европу, Северную Америку и Африку, подругой могли появиться в Северной Америке. Древнейшие человекоподобные приматы (амфипитек 40 млн. лет) имели признаки широконосых американских и узконосых обезьян, которые, в свою очередь, имели одного предка, походившего на современного лемура. Узконосые обезьяны дали начало предкам современных мартышкообразных (парапитеки около обезьяны) и человекообразных обезьян (египтопитеки – египетские обезьяны. От египтопитеков происходят дриопитеки, самых ранних из которых называют проконсулами (около 22-15 млн. лет назад, обитали в Африке. Дриопи- теки вели полуназемный – полудревесный образ жизни, питались плодами. От поздних дриопитеков, видимо, и пошла линия эволюции человека.
    Некоторые формы дриопитеков считаются предками гиббонов, которые довольно рано образовали отдельную от крупных человекообразных обезьян и людей ветвь. Предками людей одно время считались рамапитеки, жившие 15-7 млн. лет назад в Европе и Азии.
    Многие исследователи считают, что именно древесность является важнейшей биологической предпосылкой очеловечения приматов. На деревьях первые приматы нашли убежище от врагов. Древесный образ жизни сформировал характерные для данного отряда особенности пятипалую конечность, кожную чувствительность, острое стереоскопическое зрение и слух, большой и сложный мозг, контролирующий многообразные способы передвижения по деревьям. Эмоциональное состояние приматов выражается богатым набором звуков и жестов. Обитают они главным образом в лесах тропиков и субтропиков. Живут чаще стадами или семейными группами с достаточно сложной иерархической системой доминирования
    - подчинения. Размножаются круглый год. Приматам свойственно сокращение числа детенышей и увеличение продолжительности периода детства, что сопровождалось усложненным поведением и повышенным уровнем социальности.
    Предметная деятельность приматов выражается в использовании палок, веток, корней деревьев, камней для сбора термитов, раскалывания орехов, при обороне и нападении. Допускается, что шимпанзе обладают элементами абстрактного мышления. Они в состоянии овладеть даже языком для глухонемых. Шимпанзе обладают способностью к наблюдению и подражанию. Новые приемы обращения с предметами становятся достоянием группы. Стадность обезьян является неким буфером в отношении к внешней среде, защитой от хищников. Именно стадность повышает конкурентоспособность, защищает детенышей, обеспечивает передачу навыков.
    О единстве происхождения приматов и других млекопитающих свидетельствует их биологическое сходство. Так, головной мозг плода человека на ранних ступенях внутриутробного развития своей гладкой внешней поверхностью и простотой строения сходен с мозгом низших млекопитающих. Шестинедельный человеческий эмбрион имеет зачатки нескольких пар молочных желез, расположенных двумя линиями. Тело зародыша покрыто волосяным покровом. Элементы наружного хвоста также объединяют приматов и других млекопитающих.
    Репродуктивная сфера и индивидуальное развитие человека и гоминид также похожи удлиненный период беременности, отсрочка полового созревания, наличие периода климакса, увеличение длительности жизни. Удлинение периода детства высших обезьян явилось важным элементом очеловечения, так как способствовало усвоению социально-поведенческой программы. Таким образом, сходство человека и приматов отмечено для всех уровней биологической организации.
    Гоминиды (от лат. homo - человек) – семейство отряда приматов. Включает человека современного типа (Homo sapiens) и ископаемых людей.
    Гоминиды отличаются от всех приматов рядом специфических биологических признаков, которые можно разбить на несколько функциональных групп.
    Адаптация к двуногому передвижению вертикальность туловища и шеи, изогнутый позвоночник образной формы, уплощенность грудной клетки, сильное развитие мышц ноги, резкое изменение пропорций тела.
    Комплекс трудовой руки относительно малая длина руки, увеличение подвижности и прочности кисти, сильное развитие мышцы, противопоставляющей первый палец, сильное развитие отделов мозга, управляющих рукой.
    Сильное увеличение головного мозга, развитие коры и ассоциативных зон, увеличение теменной и лобной долей, сильное развитие речевых центров.
    Изменения в положении гортани, связанные с речевой функцией. Уменьшение лицевого отдела черепа в сравнении с мозговым, уменьшение размеров нижней челюсти, уменьшение клыков, развитие подбородочного выступа, выступающий носовой отдел.
    Специфическое распределение волос на теле поредение и укорочение волосяного покрова в связи с естественным отбором как средство терморегуляции.
    Располагая ископаемые находки гоминид хронологически, можно составить представление о стадиях эволюции человека- австралопитеки (предшественники человека- питекантропы (древнейшие люди, архантропы);
    - неандертальцы (древние люди, палеоантропы);
    - человек современного типа (неоантропы).
    Австралопитеки. Название происходит от греч. pithekos – обезьяна. Простейшие австралопитеки почти не отличались от человекообразных обезьян. Одни исследователи рассматривают австралопитеков как предшественников гоминид, другие – как древнейших гоминид, иногда даже наряду с орангутанами, гориллами и шимпанзе.
    Основное отличие от обезьян заключается в приспособлении скелета туловища к прямохождению. В особую группу австралопитеков можно выделить вид
    Homo habilis Человек умелый, живших 2-3 миллиона лет назад. Они уже имели примитивные орудия (олдувайская или галечная культура, а объем мозга достигал примерно 659 см
    3
    (мозг современного человека имеет объем 1450 см
    3
    ).
    Питекантропы. Иногда их называют архантропы, то есть древнейшие представители людей или Homo erectus Человек выпрямленный, прямостоящий. Находки питекантропов широко распространены в Азии, Африке и Европе. К биологическим особенностям можно отнести современный тип бедренных костей, уверенное прямохождение. Объем мозга у китайского питекантропа (синантропа) более см. Питекантропы умели искусственно добывать огонь, были всеядны,
    существовал каннибализм.
    Неандертальцы. Группа гоминид, предшествующая людям современного анатомического типа. В литературе их часто обозначают как žпалеоантропы¤ древние люди. Группы палеоантропов существовали значительный период времени, и отличались достаточно сильно по анатомическим особенностями археологической культуре. Время существования большинства известных неандертальцев относится к последнему межледниковому периоду (около 150 тыс. лет назад).
    Неандертальцы были искусными охотниками. Практиковались термическая обработка мяса, изготовление одежды, собирательство. Каннибализм существовал, ноне был широко распространен.
    В период 30-35 тыс. лет происходит быстрое и широкое расселение человека современного вида. Это обусловлено биологическими изменениями и развитием социальных качеств человека. При переходе от неандертальца к кроманьонцу самым существенным изменением в биологической эволюции человека является значительное усложнение мозга последнего.
    Человек современного типа. Неоантроп – это обобщенное название человека современного типа (Homo sapiens). Эта стадия развития включает в себя ископаемых гоминид от кроманьонцев доныне живущих. Кроманьонцы появились около
    30-40 тыс. лет назад. Их ископаемые останки находят во всех частях света. Средний рост кроманьонцев достигал 180 см, а объем черепа 1590 см. Средний возраст кроманьонцев -30-50 лет. Строение черепа и скелета туловища у кроманьонцев практически не отличается от современных людей, за исключением массивности костей.
    Вид Homo habilis, Homo erectus, питекантропы, синантропы, неандертальцы и
    Homo sapiens объединяются в род Homo. В настоящее время род Homo представлен одним видом – Homo sapiens, остальные виды вымерли, стали ископаемыми.
    Антропогенез – это преодоление формирующимся человеком чисто природного образа жизни и становление жизнедеятельности, суть которой – целенаправленное преобразование самой природы.
    Для биологической эволюции характерно максимальное приспособление организма к окружающей среде, что ведет к возникновению новых, более развитых организмов, существующих наряду со старыми. Возрастает многообразие животных, увеличивается давление живого на живое, что ведет к росту напряженности внутри- и межвидовых противоречий. Как следствие – обострение борьбы завы- живание, которая идет по пути выработки специализации приспособительных функций животных. Это основная тенденция эволюции почти всей видов высших животных. Исследователи советского периода считают, что биологическая эволюция, естественный отбор, борьба за существование в антропогенезе важны, но лишь до момента вступления предчеловека на путь социализации. С этого момента естественный отбор является помехой. С этого момента начинается процесс формирования у гоминид человеческой, то есть социальной сущности. Безусловно, социализации предшествуют морфо-функциональные, интеллектуальные и социальные процессы. Но она является рубежом, границей перехода от собственно биологической эволюции человека к чисто человеческой. Часто понятие социализация психологизируется и сводится к процессу усвоения индивидом социальных норм и
    системы общественных отношении в целом. Иногда делается акцент на присвоении индивидом ценностей и элементов культуры, то есть выделяется момент субъ- ективирования социального опыта иногда, напротив – объективирования.
    Особо важным для социализации считается процесс становления личности на основе вовлечения ее в систему общественных отношений. Позже сформировался синтетический вариант, когда человек считается не только объектом, но и субъектом социализации. Социализация чаще всего определяется не как процесс однонаправленного воздействия общества на индивида, а каких взаимодействие в качестве двух структурных элементов человеческой родовой природы.
    Социализация, согласно подобной позиции, включает в себя и биологические предпосылки и вхождение индивида в социальную среду. Последнее предполагает социальное познание социальное общение овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир, таки всю совокупность социальных ролей, функций, норм, прав, обязанностей итак далее.
    Таким образом, социализация в антропогенезе есть, прежде всего, процесс накопления социального опыта, выработка средств его закрепления и обогащения, а также передачи этого опыта каждому индивиду и другим поколениям.
    По мере социализации происходит изменение субъекта эволюции. В животном мире эволюционной единицей является индивид, в становящемся обществе единицей развития выступает общность, основанная на общении индивидов. Наиболее важным в эволюционном развитии становится теперь не индивидуальный опыт, не особенности или способности отдельного индивида, а способность сообщества вырабатывать и передавать коллективный опыт, который закрепляется уже не в биологической природе человека, а в социальных структурах. Отдельный индивид может им воспользоваться лишь в силу принадлежности коллективу (племени, роду и т.д.). Прежняя непосредственная связь индивид – природа, свойственная животному миру, преодолена. Теперь отношение индивида и природы опосредовано целой структурой социальных отношений.
    Как уже подчеркивалось, труд является важнейшим фактором и биологической, и социальной эволюции человека. Более того, момент перехода от биологической формы эволюции человека к социальной многие исследователи связывают именно с началом изготовления орудий труда. И сам труд определяется, прежде всего, как деятельность по изготовлению орудий труда. Следовательно, развитие орудийной деятельности человека может выступать в качестве одного из критериев антропогенеза. Антропологи выделяют три этапа в развитии орудийной деятельности. Первый связан с обработкой материала естественными орудиями, то есть органами тела предчеловека. Если биологическая эволюция в качестве приспособления к среде предполагает изменение телесности, изменение естественных органов человека (челюсти, гортани, кистей руки т.п.), тона этом этапе приспособление к внешней среде происходит посредством изменения орудий труда. Приспосабливаясь к изменившейся внешней среде, предчеловек находит дерево, освобождает его от лишних веток, обламывая их собственными руками, и получает дубину. В этом процессе происходит перенос функций приспособления к среде сиз- менения естественных органов человека на предметы, с помощью которых добывались средства существования
    Второй этап выделяется, когда для изготовления орудий труда начинают использоваться предварительно необработанные предметы природы. Предчеловек находит камень и с помощью другого камня изготавливает каменный топор, который пользует для охоты, защиты и т.п. Это позволило существенно расширить ассортимент материалов для изготовления орудий труда (камень, кость).
    Третий этап связан с изготовлением орудий для изготовления орудий труда, когда изготовленный топор или другое орудие используется в качестве инструмента для изготовления нового орудия, а не применяется непосредственно для охоты, выделки шкуры и т.п. Это по сути уже производство в собственном смысле слова, когда есть средства труда, предметы труда и готовая продукция.
    Эволюцию нельзя связывать лишь с усложнением техники изготовления орудий труда. Орудийная деятельность в своей предметной структуре содержит не только техническую, но и социальную сторону. В самом процессе изготовления орудий производства осуществляется процесс социализации. Благодаря социализации трудовая деятельность индивида предстает как процесс взаимного обмена энергетическими предметно-деятельным содержанием, как между индивидами, таки между индивидом и обществом.
    В материальных предметах, созданных для изготовления орудий труда, объективируются сущностные силы человека, его опыт ион продолжает функционировать в создаваемых орудиях. Передавая орудия от поколения к поколению, человек одновременно передает и социально закрепленный в них индивидуальный опыт, то есть всю систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют человеку функционировать в качестве полноправного члена общества.
    Начало социализации в антропологии связывают сформированием кроманьонского человека. Этому предшествует некий переходный период от чисто животной жизнедеятельности к социальной. Благодаря морфологическим особенностями орудийной деятельности к переходной группе антропологи относят гоминид от питекантропов до неандертальцев. Изготовление орудий здесь уже стало настолько сложным процессом, что требовало передачи опыта и, следовательно, формировало уже социальную функцию. Каждый индивид, овладевая способом изготовления и практического применения этого орудия, овладевал непросто навыками другого, но и коллективным опытом.
    В этот период индивидуальные различия вышли за пределы чисто природных различий, потому что проявлялись в индивидуальных вариациях изготовления наиболее удобных орудий. Орудия труда становились носителями преемственности поколений и предметами-посредниками внутригрупповых отношений.
    Здесь же сформировалось особое отношение к орудиям труда в сравнении с природными предметами. Последние после употребления теряли свою значимость для индивида, орудие же, изготовленное для удовлетворения определенной потребности, после применения сохранялось. Именно потребность в сохранении орудий играет важнейшую роль в механизме социализации.
    В целом же можно выделить несколько наиболее важных особенностей гоминид, которые способствовали переходу от животных форм жизнедеятельности к социальному образу жизни. Во-первых, выделение орудийной деятельности как самостоятельного вида жизнедеятельности зарождение предпосылок антропогенеза, заключающихся в первых формах обмена деятельностью и образовании группового опыта орудийной деятельности. Во-вторых, развитие на основе орудийной деятельности небиологических внутригрупповых отношений индивидов и формирование целостного коллектива смещение центра тяжести борьбы за существование с индивида на коллектив и превращение коллектива в основную единицу эволюции. В-третьих, жизнедеятельность гоминидов отличается крайним обострением противоречий.
    Орудийная деятельность приводит к развитию языка и мышления, что влечет за собой развитие опыта коллективного планирования предстоящих действий, становление коллективного сознания. Овладев словом, люди открыли иные формы общения, используя не только возможности человеческой гортани, но и многообразные искусственные средства сигнализации, вплоть до развития различных способов письма и изобразительного искусства.
    Животное по природе своей индивидуалистично. Биологическая активность является основной побудительной силой его жизнедеятельности. В структуре побудительных мотивов поведения человека биологическая активность является лишь одним из элементов, другим полюсом выступает сознательная цель, характеризующая социальную сторону поведения человека. Связующим звеном между сознательной целью и биологической активностью являются потребности индивида. На определенной ступени развития потребность выступает главной силой, организующей обмен деятельностью.
    Потребность всегда предметна и определенна. Предмет влияет на потребность и способ ее удовлетворения потребность же избирательна и всегда направлена на свой объект. Предметность потребности выражается в ряде черт.
    Во-первых, потребность есть форма субъект-объектной связи. Во-вторых, потребность всегда есть отражение внутреннего состояния организма в его отношении к объекту или жизненной среде в целом. Поэтому в потребности отражается не только предмет потребления, но и отношение субъекта к этому предмету. В- третьих, сформировавшаяся потребность есть источники начало активного отношения субъекта к объекту, начало деятельности по ее удовлетворению.
    Именно потребность гоминид стимулировала возникновение целенаправленной орудийной деятельности. Не находя в природе в готовом виде предметов своих потребностей, они приспосабливали для этого другие предметы, создавая в них свойства, пригодные для потребления. Таким образом, орудийная деятельность сама становилась потребностью и играла всевозрастающую роль в формировании новых потребностей. Удовлетворение потребности у животного ведет к ее угасанию, орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение одних потребностей, неизбежно порождает новые потребности.
    Труд становится опосредующим звеном процесса удовлетворения потребностей и оказывает всевозрастающее влияние на их развитие. Потребности гоминид стали удовлетворяться продуктами, прошедшими предварительную обработку. Постепенно труд, первоначально стимулируемый необходимостью удовлетворения биологических потребностей, сам становится основной потребностью индивида. Все потребности людей, и даже чисто биологические, теперь социально обусловлены. Они становятся результатом и биологической природы человека, и конкретно
    исторических условий его жизнедеятельности.
    Существенное значение имеет зарождение социальной потребности, прежде всего потребности социального общения, которая складывается как внутренняя побудительная сила подчинения воли индивида воле коллектива, а затем и общества. Дело в том, что трудовая деятельность могла осуществляться лишь на основе отношений сотрудничества. С усложнением трудовой активности совершенствуются и отношения сотрудничества, распространяясь на функционирование всего социального организма в целом. Причем, потребность социальности существует не как непосредственная связь индивид – все общество, а опосредованно индивид другие индивиды – общество. Социальные отношения позже получили свое выражение в нормах и правилах поведения, в табу итак далее. Человек в различных аспектах существования:
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта