Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
Скачать 2.59 Mb.
|
МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ И ИХ ОСНОВАТЕЛИ Мусульманская юриспруденция, мусульманское право представлено пятью равноправными юридическими школами. Джа'фаритские правоведы, в отличие от ученых других мазхабов, для подкрепления своих доводов юридического характера ссылаются преимущественно на толкование Корана и Сунны, данное двенадцатью имамами. Что касается самого предмета права, то оно общемусульманское. Система и организация судопроизводства всех пяти мазхабов в основном сходны. Их суды равно называются шариатскими, вершители судебных дел именуются кадиями (судьями). Чтобы различать, их называют кади ханифитского толка, кади ша- фиитского толка и т. д. Мусульманин-суннит, независимо от того к какому мазхабу он принадлежит, имеет право обратиться к судье любого из четырех мазхабов. Джа'фариты, как правило, обращаются к джа'фаритскому судье. Следует, однако, отметить, что кадии пяти мазхабов не имеют единого судебника. Даже каждый мазхаб имеет свой судебник. Уже в X-XI вв. шариатские судьи не производили судебных разбирательств на основе непосредственно трудов основателей своих мазхабов. Были составлены удобные судебники. Ханифитские судьи, например, производят судебное разбирательство в основном по сборнику «Хидая» Бурханадцина аль-Мар-гинани. Есть и другие судебники разных мазхабов. Одна из отличительных черт джа'фаритского права — непризнание кияса (аналогии) как источника мусульманского права. Характерная и отличительная черта джа'фаритского права заключается в том, что его политический аспект — право на верховную власть — основывается на авторитете по наследству, тогда как в суннизме право на верховную власть основывается 15 на иджме. Поскольку джа'фариты признают непогрешимость двенадцати имамов, мнение авторитетных богословов (идж-ма) для них приемлемо лишь в том случае, если оно выражает волю имама. Четыре юридические школы суннизма создавались с начала VIII до середины IX вв. В источниках Ислама они именуются мазхаб ас-сунна (мазхабы Сунны), а последователей этих школ называют ахль ас-сунна ва-лъ-джама'а. Все юридические школы названы по именам их основателей: ханифитская (Абу Ханифа), маликитская (Малик ибн Анас), шафиитская (аш- Шафии), ханбалитская (Ахмад ибн Ханбал). Следует отметить, что особые мазхабы были созданы также правоведами Абдурахманом аль-Авзаи (88-157) и Суфьяном ас-Саври (97- 161). Однако юридические школы последних не имели широкого распространения, и еще в раннем Средневековье их последователи присоединились к указанным четырем мазхабам. Приведем краткие биографии основателей юридических школ суннизма. Абу Ханифа ибн Сабит (699-767) по происхождению турок. Это мнение турецкого богослова Хамди Аксеки 1 подкрепляется тем фактом, что все тюркские народы (кроме джа'фаритов- азербайджанцев) являются последователями Абу Ханифы. Ханифит-ский мазхаб самый распространенный в ортодок- сальном Исламе, и в этом большую роль сыграло официальное признание его турецкими султанами. Абу Ханифа известен среди мусульман как имам аль-Азам (великий имам). Родился и вырос он в г. Куфе (Ирак) и в своих юридических суждениях опирался «на разум и аналогию (прецедент)» 2 Ханифитский толк получил широкое распространение в Иране, Сирии, Турции, Средней Азии и Казахстане, а также среди татар и башкир. Ханифитский толк является самым распространенным в мусульманском мире и отличается от других мазхабов Сунны наибольшей терпимостью. 1 Akseki A. Hamdi. Islam dini, itikad, ibadet ve Ahlak. Ankara [6 .], Г 27. 2 Ханна аль-Фахури. История арабской литературы. М., 1961 т. 2, 227 16 Абу Ханифа считается основателем фикха и величайшим богословом. О нем говорили: «Если вера удалится к звезде Зухра (Венера — Г. К.), на землю ее вернет имам Абу Ханифа». Поскольку Абу Ханифа родился спустя всего 80 лет после возникновения Ислама, ему удалось непосредственно встретиться с некоторыми сахаба — людьми, видевшими Пророка Мухаммада. Он был учеником Джа'фара ибн Садика. Известны труды Абу Ханифы: «Аль-фикх аль-Ак-бар», «Аль- алим ва аль-мутааллим». Основатели остальных трех юридических школ — Малик, аш-Ша-фии, Ибн Ханбал — считают себя учениками Абу Ханифы. Имам аш-Шафии говорил о нем: «В области знания фикха все являются детьми Абу Ханифы. В области религиозных наук все являются детьми ученых Ирака, а иракские ученые — учениками ученых Куфы, куфийские же ученые — учениками Абу Ханифы» 1 Абу Ханифа вел дискуссии по юридическим вопросам и проповедовал в городах Куфе, Басре, Багдаде. Логика его рассуждений настолько импонировала последователям Ислама, что основатель маликитского права, например, образно говорил о нем: «Логика Абу Ханифы настолько сильна, что, если бы он сказал, что дерево — золото, то и доказал бы это» 2 . Считается, что Абу Ханифа составил сборник, содержащий 500 тысяч различных примеров юридических дел, предусматривающих определенные наказания, издал 64 фетвы по вопросам богослужения и права. Источники сообщают, что Абу Ханифа был глубоко богобоязненным, вел аскетический образ жизни, всю жизнь прожил под страхом, как бы не нарушить заветы Бога и не впасть в грех. Ему не раз предлагали должность, но он отказывался из боязни обидеть кого-либо и совершить грех. Этим во многом объясняется то, что Абу Ханифа был более юристом умозрительным, чем практиком. В отличие от основателей других юридических школ Ислама, Абу Ханифа никогда не занимал официальной должности судьи. 1 Hilmi Huseyn Isik. Ehli sunnet yolu. Istanbul, 1970, 43. 2 Akseki. Op. cit., 44. 17 Об Абу Ханифе рассказывают, что, узнав о продаже в Куфе мяса украденных овец, он семь лет не ел баранину из боязни съесть запретное — украденное мясо. 55 раз он совершал паломничество в Мекку. О нем существует десятки изречений. Говорят, что Пророк Мухаммад произносил о нем следующие слова: «Среди моего народа появится человек по имени Абу Ханифа, в Судный день он станет светилом моего народа», «Нуман ибн Сабит Абу Ханифа оживит религию Аллаха и Сунну», «Адам гордится мною, а я — Абу Ханифой. Кто любит его, любит и меня, кто его враг, является и моим врагом», «В каждом столетии из среды моего народа возвысятся люди, среди них самый почетный — Абу Ханифа». Мусульманская традиция вложила слова об Абу Ханифе и в уста Али: «В Куфе появится большой знаток веры по имени Абу Ханифа, он погибнет из-за того, что некоторые не оценят его знание и старание». Но, несмотря на его поведение сверхблагочестивого мусульманина, Абу Ханифа был подвергнут мучительному наказанию правителями Куфы и халифом Багдада и в 68-летнем возрасте умерщвлен. О жизни и смерти Абу Ханифы существуют раз- личные версии. Он жил в очень неспокойное время — время падения династии Омейядов и начала правления Аббасидов. В правление последнего из Омейядов, халифа Марвана II (744- 750), иракский наместник предложил Абу Ханифе должность судьи г. Куфы, и когда тот отказался, его бросили в темницу и наказали 110 ударами кнута. По освобождении Абу Ханифа уехал в Мекку, а после прихода к власти Аббасидов, при халифе Мансуре (754-775), он подозревался в участии в куфском мятеже. По приказу Мансура Абу Ханифа был доставлен в Багдад, от него потребовали публичного признания Мансура законным халифом и обещали ему должность судьи Багдада. Угрозы халифа не подействовали, и имам вновь оказался в тюрьме. Но к этому времени у него уже было много влиятельных учеников: все судьи Ирака были последователями его школы. Опасаясь их противодействия, халиф приказал тайно отравить Абу Ханифу. В день его похорон в Багдаде 50 тысяч его последователей участвовали в молитве. 20 дней 18 продолжалось шествие к его могиле. После прихода к власти тюрок-сельджуков по приказу Мелик Шаха над могилой Абу Ханифы был сооружен мавзолей, который затем богато украсили османские правители, признавшие юридическую школу Абу Ханифы официальным мазхабом. Одна из главных отличительных черт юридической системы Абу Ханифы — учет местных условий в судопроизводстве. Отмечая эту сторону метода Абу Ханифы, русский востоковед П. Цветков писал, что последователи ханифитской школы придерживались следующих правил: - главное — смысл, а не «буква» установлений; - применение установленных правил судопроизводства к местным обстоятельствам является важнейшим правилом, которому должны следовать мусульманские правоведы и богословы. Это и дало повод мусульманскому теологу Шахристани назвать ханифитов людьми рассуждения 1 Малик ибн Анас (713-795) родился и провел всю свою жизнь в Медине. В решении юридических вопросов он, как и его последователи, опирался на предание и традицию и менее обращался к разуму и аналогии (кияс). И в этом главное отличие маликит-ского толка от ханифитского. Маликитский мазхаб получил распространение в Хиджазе, Магрибе, в Ан-далузии. Основы учения Малика изложены в самом известном его труде — «Аль-Муватта» («Общедоступный»), который также считается одним из достоверных источников мусульманского предания. Поскольку Малик ибн Анас был одним из известных собирателей хадисов, в основу его юридического толка легли предания и традиции. Учение, отраженное в «Аль-Муватта», является своего рода компромиссом между сборником хадисов и трактатом по юриспруденции в собственном смысле слова. Характерно, что в своих суждениях Малик кроме традиции основывается на иджме (в основном это мнение ученых 1 Цветков П. Исламизм. Ашхабад, 1912, 314-317 19 Медины). Индивидуальное толкование Малик допускает лишь в случае крайней необходимости. В юридической школе Абу Ханифы преобладают три принципа: ра'й (личное мнение, основанное на здравом смысле), кияс (суждение по аналогии) и истих-сан (предпочтение). Они-то и отделяют ханифитов от юридической школы Малика ибн Анаса, хотя у последнего не исключается и истихсан. Учение Абу Ханифы давало юристу возможность отно- сительно свободного действия в решении юридических вопросов в зависимости от конкретной обстановки, но в то же время таило в себе опасность произвольного действия кадиев — шариатских судей. Именно этот метод способствовал широкому распространению ханифитского толка, применяемого к местным условиям. Абу Абдаллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767-819) родился в Газе и умер в Каире. Год его рождения совпал с годом смерти Абу Ханифы. Детство его прошло в Мекке, где он получил начальное образование. Здесь же он изучал юридический толк Малика ибн Анаса. В 20-летнем возрасте выпустил первую свою фетву. Все, казалось бы, шло к тому, что он станет последователем маликизма, но, переехав в Багдад, аш- Шафии с большим усердием стал изучать основы юридической школы ханифитов. Затем, окончательно обосновавшись в Каире, он долгое время находился под влиянием обоих толков — ха- нифитского и маликитского, не примыкая окончательно ни к одному из них. Воздавая должное Абу Ханифе и Малику ибн Анасу как своим учителям, он создал свою собственную юридическую школу, позже получившую название шафиитской. В своих юридических суждениях аш-Шафии опирался на предание и традицию, но не отвергал полностью разума и аналогии — кияса. Иными словами, он пытался объединить системы Абу Ханифы и Малика ибн Анаса. Учение аш-Шафии получило наибольшее распространение в Египте и имело последователей в Сирии, Ливане, Йемене, Хорасане, Багдаде и в Дагестане. При Фатимидах (909-1171), когда официальной религией был признан крайний шиизм исма-илитов в Египте, шафиитский толк был запрещен. Деятельность шафиитов оживилась в Египте, когда 20 Салахаддин аль-Айюби уничтожил там исмаилизм. Известные труды аш-Шафии — «Ар-рисаля» («Послание») и «Аль-умм». Опираясь на хадисы и традиции, аш-Шафии полностью пренебрегал ра'й, игравшим большую роль в толке Абу Ханифы и определенную роль у Малика. Что касается кияса., то он у аш- Шафии отодвинут на задний план. Абдаллах Ахмед ибн Ханбал аш-Шайбани (780-855) жил в Багдаде и был одним из известных комментаторов и собирателей хадисов. По словам историка-правоведа Ибн Надима (ум. в 996), он знал наизусть более миллиона хадисов. Его книга «Аль-Муснад» («Опора») содержит 40 тысяч хадисов 1 *. Не случайно и основу его юридических суждений составили именно хадисы. Ибн Ханбал самым категоричным образом отклонял значение разума и кияса в юриспруденции. Ханбалитский толк имеет последователей в Ираке, Сирии и относительно широко распространен в Неджде. Одной из характерных черт этого толка являлась особая жесткость в применяемых мерах наказания. Крайней жесткостью, непризнанием каких-либо новшеств, буквалистским исследованием хадисов и Корана — единственных источников права и закона — ханбалитский толк снискал себе славу крайне консервативного крыла в Исламе. Особую неприязнь ханбалиты питали к богослов-ско- философскому течению ашаритов, которые пытались примирить философию мутазилитов с догмами Ислама, отбросив рационализм мутазилитов. Когда имам аш-Шафии прибыл в Багдад, Ибн Ханбал вступил с ним в дискуссию, в которой не согласился принять поддержанную аш-Шафии концепцию официальных властей против иджтихада, за что на 28 месяцев был брошен в тюрьму. Крайняя нетерпимость и фанатичная неприязнь к монгольским завоевателям привела ханбалитов в XIII в. к фактическому уничтожению и к значительной потере ими влияния в мусульманских странах. Окончательное признание названных четырех юридических школ в системе мусульманского права и их канонизация привели к тому, что последующие поколения правоведов были 1 Садагдар М. И. Основы мусульманского права. М., 1968, 22. 21 фактически лишь их комментаторами, применяли их к местным условиям. Наиболее заметные шаги в систематизации мусульманского права были сделаны законоведами Абуль Хаса- ном аль-Маварди и Бурханаддином Али ибн Абу Ба-кром аль- Маргинани. Книги «Аль-Ахкам ас-Султания» («Принципы управления») аль-Маварди и «Аль-Хидая фи шарх аль-бидая» («Руководство по комментированию начал») аль-Маргинани до сих пор остаются самыми значительными трудами мусульманской юриспруденции. Аль-Маварди принадлежал к юридической школе шафиитов, а аль-Маргинани — ханифитов. «Аль-Хидая» аль-Маргинани считается самым авторитетным правовым источником у последователей ханифитского толка. В Турции, в ханствах и эмиратах Средней Азии шариатские суды вели судопроизводство по «Аль-Хидая». В России по приказу царских властей эта книга была переведена на русский язык и издана в Ташкенте. Со временем различия между четырьмя мазхабами стали отодвигаться на задний план. Ведущим стал процесс унификации Шариата. В настоящее время лишь теологи- профессионалы могут достаточно точно изложить эти различия. Процесс слияния и взаимопроникновения различных толков привел к созданию унифицированного универсального права, так что мусульманин-суннит может обратиться к судье, придерживающемуся любой из четырех школ Сунны. И хотя формально различия между школами фикха признаются, фактически, на практике, они потеряли какое-либо значение. Примечание О мазхабе джа'фаритов В России подавляющее большинство верующих мусульман — сунниты ханафитского и шафиитского мазхабов, в республиках Горного Кавказа есть последователи суфийских тарикатов. Азербайджанцы в основном шииты — джа'фаритского мазхаба. Джа'фаритский мазхаб изучен недостаточно. Поэтому хотелось бы остановиться на этом вопросе более подробно. Обычно задают вопрос — чем отличается шиизм от суннитского толка? 22 Сначала о том, что их объединяет. И сунниты, и шииты признают единого Бога — Аллаха, мусульманские молитвы и посты, паломничества Пророка Мухаммада, паломничества в Мекку, существование загробной жизни, воскрешение мертвых в день Страшного суда, все бытовые обычаи и ритуалы и т. д. Расхождение между суннитами и шиитами состоит во второстепенных элементах: шииты признают авторитет семьи Пророка, тогда как сунниты чтут еще и свидетельства сподвижников Пророка Мухаммада. Итак, в сборниках суннитских преданий — хадисов и шиитских преданий — ахбар большинство текстов являются общими и различаются в иснадах и муснадах по имени тех, кто передавал их. В брачном праве шиизм признает институт временного брака, у суннитов временного брака нет. Такой брак существовал в Аравии еще до возникновения Ислама, и в начале своей деятельности Мухаммад относился к нему терпимо. Шииты не признают религиозную власть первых трех халифов — Абу Бакра, Омара и Османа. В глазах шиитов Али (двоюродный брат Мухаммада и его зять — муж Фатимы, дочери Пророка) и двенадцать его прямых потомков — подлинные халифы (имамы). В суннизме имам является духовным и светским главой мусульман, которого избирают или назначают люди, тогда как шиитский имам становится таковым в силу Божественного указания. Итак, по шиизму, Али и его потомки олицетворяют принцип наследственной верховной власти и принцип пророчества. Между суннитами и шиитами имеются также некоторые мелкие различия. Так, многие столетия сторонники шиитов преследовались официальными властями, а также ортодоксальными суннитами, от шиизма ответвились многочисленные секты и толки. Самым многочисленным по числу последователей и либеральным толком шиизма является джа'фаритский-имамитский мазхаб — иснаашари, т.е. последователей двенадцати имамов — прямых потомков Али: 1) Али ибн Абу Талиб аль-Муртада (избранный), убит в 661 г. 2) Хасан ибн Али, умер в 669 г. 3) Хусейн ибн Али, аш-Шахид (мученик), убит в 680 г. 4) Али Зейнал-Абидин, умер в 713-714 г. 5) Мухаммад аль-Бакир, умер в 732 г. 6) Джафар ас-Сидик, умер в 765 г. 23 7) Муса аль-Казим, умер в 799 г. 8) Али ар-Рида (Риза), умер в 819 г. 9) Мухаммада тат-Таки Джавад). 10)Али ан-Наки, умер в 868 г. 11)Хасан аль-Аскари, умер в 873 г. 12)Мухаммад аль-Махди, исчез между 874-878 гг. Следует отметить, что в молитвенном обряде в Исламе есть общий призыв — азан — верующих на молитву. В шиитском призыве к молитве есть дополнительная фраза после слов «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха» шииты добавляют «Алиян-вали-уллах» (Али — близкий к Аллаху), т. е. эпитет имама Али. Кроме того, шииты, как и сунниты, совершают хадж — паломничество в Мекку и получают, как и все мусульмане, титул Хаджи. Но у шиитов есть еще свои собственные святые места — гробница имама Хусейна в Кербале (в Ираке), гробница одного из потомков Али имам Резы в Мешхеде (Иран). Посещая эти места, шииты получают титул Кербалаи и Меше-ди. В отношении мусульманского молитвенного обряда у исследователей есть ошибочное мнение: якобы шииты, вместо пятикратной молитвы, совершают молитву 3 раза. Это не так, шииты также признают пятикратную молитву в сутки обязательной, но в некоторых случаях их объединяют. Так, аятолла Хомейни и его учитель аятолла Буруджерди Таба-Табаи признают 5 обязательных молитв. (Аятолла Хомей-ни-Ресале- Тозих алъ-Масаил. Хиджри. Тегеран, 6-е изд., 1369, 101). Таким образом, основные отличия джа'фарит-ского- имамитского мазхаба от последователей суннитских толков сводятся к следующему: 1) джафариты отвергают кияс; 2) в Сунне признают только те хадисы, которые передаются со слов ахлъ-алъ-байт; 3) джа'фариты-усулиты считают врата иджтихада открытыми. Последнее обстоятельство способствовало развитию методологии джа'фаритского мазхаба, позволяло быстро реагировать на события изменяющегося мира. Джа'фаритский мазхаб также допускает временный брак (тута или сига) и принципы благоразумного скрывания веры (ат-такия или китман) (См. Ислам. Энциклопедический 24 словарь. М., «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991, 62-63). ИНСТИТУТ АДВОКАТУРЫ В ШАРИАТЕ Оформление права в рамках Шариата включало и создание юридических институтов, в частности института адвокатуры. Развитие частной собственности, расширение экономических и торговых связей приводило к усложнению системы их защиты, что вело к образованию профессионального слоя юристов. Дело, ведение которого поручается другому, называется вакалат, а его исполнитель, доверенное лицо — вакилъ (адвокат). Человек может поручить другому лицу продать свой дом, заключить брачный договор и т. д. Если адвокат находится в другом городе, ему посылают доверенное письмо. Доверенным лицом, адвокатом, по законам Ислама, не может стать носящий ихрам (специальное одеяние для совершения паломничества в Мекку). Такой человек должен думать только о Боге, молитве и исполнении обрядов паломничества, ибо по традиции Ислама человек в ихраме, произнося формулу «Лаббайк-аллохума лаббайк» (Вот я перед тобой, Аллах), находится перед Аллахом, и ничто не должно отвлекать его от мыслей о Боге. Адвокат не имеет права передать дело другому адвокату без разрешения доверителя. Если дело поручено нескольким исполнителям, то в случае смерти или отказа одного из них начатое дело не прекращается. Если же в вакалате участвуют только двое — поручитель и исполнитель, то в случае смерти одного из них дело автоматически прекращается. В случае, когда адвокат или защитник умирает или становится невменяемым, сделка утрачивает свою юридическую силу. Оберегая частную собственность от посягательства адвокатов, Шариат тщательно разрабатывает их права и обязанности, причем к категории адвокатов причисляются часто доверенные лица и посредники, права которых также строго регламентированы. Например, если кому-то передана одежда для продажи, а посредник этот не продал, а сам стал использовать и износил ее, то он обязан купить взамен новую или выплатить ее владельцу сумму, 25 равную стоимости данной одежды. По этому прецеденту решаются другие подобные дела. Возникновение института адвокатуры в шариатском судопроизводстве явилось ре- зультатом развития и усовершенствования мусульманской юридической практики. Мусульманские адвокаты, принадлежащие к сословию юристов, выступают в качестве посредников между шариатским судом и гражданами. ОРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМА СУДОПРОИЗВОДСТВА В ШАРИАТЕ Первоначальный Ислам не имел стройной системы судопроизводства. Мухаммад, как глава мусульманской общины, лично решал судебные вопросы и выносил приговоры, иногда поручая это своим сподвижникам. В Коране говорится об обязанности Пророка судить на основе Корана: «Мы ниспослали тебе Писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах» (4:106). Известный арабский правовед IX в. Йахйа ибн Адам сообщает о случае, когда некий мусульманин убил человека «из народа Священного Писания» — зимми. Пророк сам разбирал это дело, и по его приговору убийца был предан смерти 1 Мухаммад выносил приговоры в присутствии конфликтующих сторон. Местом судебного разбирательства часто служила мечеть. Хотя законы Шариата не одобряют обсуждение земных дел в мечети, ибо она — место, где человек общается с Богом, тем не менее, все дела светского характера, наряду с религиозными, освящались Исламом и связывались с ним. Известно, что еще в X в. фатимидский верховный судья — кади алъ-кудат — разбирал судебные дела в мечети Аль-Азхар. Характерной чертой судебного разбирательства первоначального Ислама являлось отсутствие адвокатов. Кади непосредственно требовал личного присутствия истца и ответчика. Для шариатского суда они именуются одинаково: муддаи (потерпевшие). Лишь по окончании разбирательства дела, после вынесения приговора, осужденный начинал имено- ваться виновным: таким образом соблюдалась презумпция невиновности. Другая отличительная черта раннего судебного 1 Йахйа ибнАдам. Китаб аль-Харадж. Лейден, 1896, 55-56. 26 разбирательства — принцип непрерывности судебного процесса и отсутствие письменного делопроизводства. Как правило, кади в течение одного заседания завершал судебное разбирательство и выносил окончательное решение, и это считалось признаком его опытности и умелости. Дело разрабатывалось устно, публично, без всяких формальностей, и окончательный его исход полностью зависел от кади. В дальнейшем судопроизводство Шариата расширилось, чего потребовало социально-политическое устройство мусульманского государства. Уже в период первых халифов появились судебные органы во главе с кади алъ-кудат. Кади проводил судебное разбирательство с помощью мазакки, который занимался проверкой личностей свидетелей, касима — служителя суда, который знал все правила распределения имущества, нескольких аванов, которые устанавливали порядок в суде, приводили в исполнение его решения, следили за явкой свидетелей, и амина алъ-хукма, ведавшего делами опеки. Позже появились полицейские органы — шурта. Полицейские действовали в зависимости от конкрет- ных условий, в согласии с шариатским судом, а также и самостоятельно. Известный арабский историк Ибн Халдун сообщал, что «вопросы, связанные с обеспечением безопасности людей, разбирала исключительно шурта (полиция) без вмешательства кади» 1 В Османской империи кади сохранялись в качестве ведущих судей на местах. Они подчинялись шейх-улъ-Исламу — главе всех шариатских судов, который назначался султаном. Весь шариатский судебный аппарат, возглавляемый шейх-улъ-Исла- мом, имел в своем непосредственном ведении ряд ведомств: по вынесению приговоров, по ведению делопроизводства, по оформлению судебных документов и т. д. 2 В период упадка Османской империи, с усилением влияния западных держав и притоком иностранного капитала, под нажимом европейских государств в отдельных мусульманских странах создавались коммерческие светские суды с участием как мусульманских, так и христианских купцов (подданных 1 Цит. по: Садагдар. Указ. соч., 135 2 Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система Турции в период танзимата. — Баку, 1967, 178. 27 мусульманских и западных стран). Эти смешанные суды руководствовались преимущественно нормами западного (французского) гражданского права. Поскольку представители мусульманских купцов еще слабо знали основы западных правовых норм, в исходе судебного дела в пользу мусульманина гарантии быть не могло. ПРАВИЛА И ФОРМЫ ПРИНЯТИЯ ПРИСЯГИ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И КЛЯТВЕННЫХ ОБЕЩАНИЙ Обет, клятва, присяга не имеют прямого отношения к религии. Прежде всего, они имеют юридическое значение. Освящение этих проблем религией также не может сделать их «религиозными». Каким образом светские правовые проблемы связаны с религией? Мусульманская юриспруденция отвечает на этот вопрос двояко: 1.Понятия «обет» (назр), «клятва», «присяга» (бай'а) толкуются как религиозные, как связанные с высшим началом, с Богом, с ответственностью перед Ним. 2.Светские проблемы рассматриваются с позиций Корана и Шариата. Например, у родителей тяжелоболен единственный сын — естественно их страстное желание, чтобы он как можно скорее выздоровел. Религиозная традиция призывает родителей дать обет о пожертвовании мечети или милостыне беднякам в случае выздоровления сына. Шариат требует, чтобы человек давал обет не по принуждению, а добровольно. Давать обет поспешно, необдуманно, в нервозном состоянии запрещается так же, как и допускать расточительство в деле обета. Если человек дал обет раздать часть своего имущества бедным и сам при этом разорился, то такой обет считается недействительным (батил). В семье не все обладают правом давать обет. Не имеют этого права жена и дети без разрешения мужа и отца. Если же они дали обет против воли мужа и отца, то такой обет считается 28 недействительным. Сын, взявший на себя обязательство об обете без ведома отца, если последний не высказал своего воз- ражения, должен исполнить этот обет. Всякий обет обязательно должен быть по силам давшему его и связан с делами, дозволенными Шариатом. Шариат требует также соблюдения сроков его исполнения. Родители малолетней дочери могут дать обет выдать ее замуж за определенного человека по достижении ею совершеннолетия, но дочь, достигнув совершеннолетия, имеет право расторгнуть обет родителей. Условия клятвы или присяги, с точки зрения Шариата, близки к обету. Дающий клятву или присягу должен быть совершеннолетним и в здравом уме. Клятвы детей, умалишенных, нетрезвых, клятвы по принуждению считаются недействительными. Запрещается давать клятву в возбужденном состоянии. Недействительна, с точки зрения Шариата, клятва, связанная с выполнением запретных или порицаемых дел. Нельзя также давать клятву о совершении того, что считается ваджибатом или фардом, т. е. обязательным с точки зрения религии (например, нельзя дать клятву о совершении пяти- кратной молитвы, и без того обязательной для мусульманина). В тексте клятвы обязательно должно упоминаться имя Божье, поэтому неприемлемым считается клясться не вслух или писать клятву на бумаге. Исключение делается для немых, которые могут дать клятву, выражаясь знаками. Еще один важный момент: клятву можно давать лишь в случае, если ее исполнение под силу дающему ее. Клятву не могут давать женщины и дети, если на это нет разрешения отца или мужа. Если же такая клятва все же дана, муж или отец могут ее расторгнуть. Шариат не допускает уклонения от исполнения клятвы. В противном случае необходимо искупление; им может стать, например, кормление десяти бедняков или обеспечение их одеждой. Если перечисленное не под силу нарушившему клятву, он должен хотя бы поститься в течение трех дней. Мусульманская юриспруденция в отдельных случаях допускает ложную клятву, если мусульманин дает ее в целях освобождения себя или своего брата по вере, но при этом он должен сказать про себя правду. Например, если притеснитель требует от человека, чтобы он дал клятву в отношении разыс- 29 киваемого, он может клясться, что не видел его, хотя на самом деле это не так. На эту тему есть рассказ Саади Ширази о некоем хане, отдавшем приказ казнить раба. Приговоренный к смерти раб стал в присутствии двух визирей поносить шаха на языке, непонятном правителю. Шах приказал одному из визирей перевести слова раба. Этот визирь, отличавшийся благородством, обманул шаха, переведя слова приговоренного как благодарность шаху и хвалу его справедливости. Другой же визирь — злой человек — раскрыл обман первого, правильно переведя шаху слова раба. Однако шаху «обман» понравился, поскольку он преследовал благородную цель спасения жизни и, следовательно, был лучше правды, основанной на злобе. Раб был освобожден. ШАРИАТ О ПРАВИЛАХ ПОГАШЕНИЯ ДОЛГА Ислам строго регламентирует торгово-экономические связи и долговые отношения между мусульманами. Давать в долг считается делом благородным, одобряемым Шариатом и догмами Ислама. По этому поводу в Коране и хадисах содержатся многочисленные указания. В одном из достоверных хадисов говорится: «Кто даст в долг своему брату- мусульманину, увеличит свое богатство, ангелы пошлют ему свою милость. Если кто-либо обходится вежливо со своим должником, в Судный день пройдет через сират (мост, перекинутый через ад) мгновенно и без всяких допросов. Если же кто-то откажет дать в долг своему брату-мусульманину, тому доступ в рай запрещен» 1 Если срок возврата денежной суммы определен, должник обязан вернуть ее в срок, но дающий в долг не должен требовать этого раньше истечения срока. Задерживать без причины отдачу долга Шариат считает греховным поступком, однако если должник, кроме дома, в котором живет, и необходимых до- машних принадлежностей не имеет ничего другого, кредитор не 1 Буруджерди Хаджи Хусейн Табатабаи. Рисала тавзих аль-масаил. Изд. 4-е. Тегеран, [б.г.), вопр. 2281. 30 может требовать возвращения долга и обязан терпеливо ждать его возврата. Если должник не в состоянии вернуть свой долг, он имеет возможность трудиться, он обязан своим трудом вернуть долг кредитору. Если должник потерял своего кредитора, не может найти его, Шариат не допускает присвоения должником долга, но предписывает раздать его бедным. Если же должник занял определенную сумму золотом или серебром, а после этого повысились или понизились цены, сумма возврата согласуется между должником и кредитором. Ислам категорически запрещает получать процентную надбавку за одолженную сумму. Если кредитор во время дачи в долг ставит условие, что при возврате должник обязан вернуть больше, чем он брал, то это считается процентной надбавкой (риба) и подлежит запрещению (харам). По закону Шариата получать процентную надбавку категорически запрещено, но не исключена возможность, что должник в той или иной форме отблагодарит кредитора. Например, допускается, не употребляя слова «риба», пригласить кредитора в гости, сделать ему подарок и т. д. Такие действия считаются одобряемыми Ша- риатом (мустахаб). Но законы Шариата запрещают смешивать дозволенное (халал) с процентными надбавками. В том случае, если вознаграждение за ссуду используется кредитором для его собственных нужд (в том числе даже и для благочестивых рели- гиозных дел), оно расценивается как процентная надбавка и запрещается. В частности, Шариат запрещает покупать за вознаграждение одежду и тем более совершать в такой одежде молитвенные обряды. Кредитор имеет право поручить своему доверенному лицу получение от должника одолженной суммы. Получив долг, доверенное лицо само превращается в должника по отношению к данному кредитору, и последний теряет право требовать долг от первого должника. Если должник часть своего имущества оставляет в качестве залога у кредитора, то в случае невозвращения долга Шариат дает право кредитору присваивать, высчитывать и удерживать из отданного в залог данное в долг. В качестве залога можно оставлять вещи или имущество, которые можно продать, купить и использовать, с точки зрения Шариата. Должник обязан оставлять у кредитора 31 что-либо из своего имущества или же из имущества другого по разрешению владельца. Кредитор и должник не имеют права ни продавать, ни дарить имущество, оставленное в качестве залога, без согласия владельца. В случае, когда кредитор по разреше- нию должника продал залог, приобретенные деньги также считаются залогом. Если по истечении срока должник не возвращает долга, кредитор может использовать оставленный ему залог, однако Шариат рекомендует делать это лишь по разрешению суда, и это связано со стремлением Шариата не допустить конфликта между кредитором и должником. ШАРИАТ О ПРАВАХ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА, ГАРАНТИИ И ХРАНЕНИЯ Значительное место в Шариате отводится правилам поручительства, гарантий и хранения. Если кто-то желает стать поручителем (дамин или зажин) и заявляет кредитору, что готов взять на себя ответственность по возвращению долга вместо должника, то при согласии кредитора согласия должника не требуется. Такого рода дела в мусульманской юридической практике не имеют прецедента в системе западной юриспруденции. Характерно, что человек, намеревающийся стать поручителем и избавить должника от его долга, в зависимости от ситуации может известить об этом должника, а может и не извещать. Должник, как правило, догадывается, а может до конца жизни и не узнать, кто спас его от долга. Практически это дело осуществляется таким образом: какой-то состоятельный человек узнает, что один из известных ему людей не может избавиться от своих долгов; чтобы должник не стеснялся, он входит в соглашение с кредитором и погашает долг. Это одна из форм благотворительности. В случае, когда поручитель просто сообщает кредитору, что заплатит долг, если должник сам не вернет его, поручительство считается недействительным (батил). Человек может взять на себя поручительство (даманат) только лишь при условии, если точно, конкретно определены кредитор (или кредиторы), должник, род и сумма долга. Если кредитор дарит свой долг поручителю, он не имеет права требовать его с должника. Если человек заявляет, что он ручается вернуть долг такого-то 32 должника, он не должен сам отказываться от своего поручительства, но он может условиться с кредитором об отказе от поручительства. Если человек без разрешения должника погашает его долги, он не имеет права требовать от должника что-либо. Если кто-либо с согласия должника берется погасить его долги, он может часть долга взять с самого должника, но если поручитель договаривается с кредитором погасить его долги другими товарами или вещами, он не имеет права тре- бовать от должника именно такой товар. Например, если должник занял пшеницу, а поручитель погасил его долг рисом, то последний не имеет права требовать от должника рис, разве что тот сам согласится отдать рис 1 Термин Шариата кафалат означает гарантию со стороны поручителя вернуть кредитору долг в любое время по его требованию. Человек, который берет на себя обязательство по поручительству, именуется кафил. В пяти приведенных ниже случаях кафалат считается отмененным: - когда поручитель возвращает поруку требователю; - если долг кредитору-требователю погашен; - если требователь отказывается от своего требования; - в случае смерти должника; - если требователь добровольно освобождает поручителя от поручительства. Шариат запрещает укрывать должника от кредитора. Если же это случится, человек, который сделал это, обязан передать должника в руки кредитора. Отдающий вещи на хранение, как и тот, кто берется хранить их, должен быть совершеннолетним и в здравом уме. Если человек не уверен, что он сможет сохранить вещи, он не должен брать их. Человек, отдавший вещи на хранение, в любое время может взять их обратно. Если хранитель отказывается дольше хранить у себя отданные ему вещи, он должен вручить их владельцу или его доверенному лицу, или опекуну, или должен сообщить владельцу вещей, что не желает хранить их у себя. В случае, если хранитель не сообщит о своем решении не хранить вещи и далее и они пропадут, он обязан возместить пропажу, но если хранитель не виноват в их пропаже, он не несет 1 Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2330. ответственности. Если хранитель держит вещи в таком месте, откуда их легко украсть, то в случае пропажи он обязан возместить убыток. По договоренности сторон хранитель сам может выбрать место для хранения вещей. Если владелец умрет, хранитель обязан вернуть вещи наследникам. Если вещи пропадут, когда хранитель занят выяснением, кто является наследником, он не виновен. Если у умершего владельца окажется несколько наследников, хранитель должен поделить вещи или деньги между ними поровну или по решению наследников передать их одному из них. Если хранитель вещей без согласия наследников передаст их одному из них, он несет ответственность перед остальными наследниками. Если умрет человек, которому сданы вещи на хранение, вещи обязаны вернуть его наследники или опекуны. Если хранитель вещей почувствовал, что его смертный час близок, он должен по возможности вернуть вещи владельцу или передать их своим на- следникам, чтобы они вручили их владельцу. Если и это невозможно, он должен пригласить свидетелей и сообщить им адреса и имена владельцев вещей, чтобы вещи были возвращены по назначению. В шариатских правилах сдачи вещей на хранение есть особая форма использования вещи, именуемая арийа, что означает давать вещи для использования и взамен ничего не требовать. Так, можно дать одежду или что-то другое для «временного использования» и не брать платы. В случае смерти владельца вещи взявший ее во временное пользование возвращает ее наследникам владельца. Вещи несовершеннолетних и умалишенных передаются для временного пользования через опекунов и покровителей. Вещи, использование которых запрещено Шариатом, давать в арийа не разрешается (например, золотые и серебряные вещи). Человек, взявший вещи во временное пользование, не имеет права без согласия владельца отдавать их в аренду или для пользования другими. Если человек узнал, что ему переданы украденные вещи, он не может использовать их и должен вернуть их не тому, у кого взял, а настоящему владельцу. Система положений Шариата о поручительстве приоткрывает завесу над сложностью экономических связей и отношений. В учении Шариата о поручительстве, гарантии и хранении прослеживается цель: сгладить противоречия и примирить имущих с бедными. Шариат советует богатым использовать юридическую форму поручительства в качестве подачи милостыни бедным. Состоятельный человек, входя в соглашение с кредитором, погашает долг какого-либо бедняка, который сам не в состоянии избавиться от него. Освобождая бедного от его долгов, состоятельный поручитель выполняет свой гуманный долг. |