Главная страница
Навигация по странице:

  • Пятничная молитва

  • Праздничные молитвы

  • Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеШариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
    АнкорДословный перевод Шариата
    Дата14.02.2023
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShariat.pdf
    ТипЗакон
    #936932
    страница4 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    Общественная молитва
    В системе общественной молитвы в мечети и других молельных помещениях особое место занимает подражание
    (таклид) имаму. Просто находиться в мечети и молиться — еще не значит участвовать в общественной молитве. Шариат строго требует, чтобы верующие во время общественной молитвы в мечети, подражая имаму, не отставали от него и не опережали его во время выполнения элементов молитвы, иначе ритмичные движения и общее ритмичное звучание молитвы будут нарушены. В одном изречении Мухаммада говорится: «Кто раньше имама прикоснулся лбом к земле, его лоб находится в руках шайтана». Сподвижник Мухаммада Ибн Масуд, увидев однажды какого-то молящегося, который не подражал имаму, сказал: «Ты совершил молитву и не один, и не с имамом».
    Для выполнения коллективной молитвы Шариат установил жесткие правила. Верующие располагаются рядами, расстояние между которыми не должно превышать одного большого шага, и первый ряд примыкает к имаму. Люди, вместе совершающие молитву, именуются ма'мум (подражатели имама — руководителя общественной молитвы). Верующие, стоящие где- то далеко от имама, не обязательно должны видеть имама и следовать ему. Они подражают молящимся перед собой, а те, в
    свою очередь, стоящим перед ними, и таким образом толпа примыкает к имаму. Имамом может быть любой мусульманин, совершеннолетний, в здравом рассудке, справедливый с точки зрения Шариата, знающий правила молитвы. Участники общественной молитвы должны выполнять элементы молитвы вместе со всеми. Не допускается, чтобы один выполнял коленопреклонение, а другой сидел и т. д. В общественной молитве особую организационную роль играет ритмичное движение, сопровождаемое ритмичным звучанием. Если кто- либо не успел выполнить предыдущий элемент молитвы, он, как правило, опускает этот элемент молитвы и продолжает следующие за ним части. Так получается с людьми, которые плохо знают правила и текст молитвы. Человек, который берет на себя ответственность возглавлять общественную молитву, по
    Шариату считается человеком, совершающим очень благородное дело. По этому поводу имеется хадис, где говорится: «Если ему подражает один человек, каждый рак'ат
    приравнивается к 150 молитвам, если подражают ему два человека — к 500 молитвам, если число его подражателей увеличивается до десяти человек и более, то утверждается, что если все небо превратится в бумагу, море — в чернила, деревья, леса — в перо и джинны, люди, ангелы займутся писанием, то они не смогут описать это богоугодное дело»
    1
    Итак, основу молитвы составляют пять элементов движения:
    киям — стояние; кираат — чтение кора-нических сур; руку — поясной поклон; суджуд —- падение ниц; када алъ-ахира — конечное положение молящихся.
    Коротко объясним вышеуказанные положения.
    Киям— выполнив ритуальное омовение (таха-рат), молящийся в стоячем положении направлен лицом в сторону
    Мекки. Все верующие, участвующие в общественной молитве, в начале молитвы приводят себя в стоячее положение, за исключением тех, кто не может стоять из-за болезни. Эта позиция — начало молитвы.
    Кираат — чтение коранических сур, без чего молитва считается недействительной.
    1
    Буруджерди. Указ. соч., вопр. 1409.

    Руку — после чтения Корана молящийся выполняет поясной поклон так, чтобы руки достигли колен.
    Суджуд — после поясного поклона молящийся дважды прикасается лбом к земле.
    Када алъ-ахира — конец молитвы. В этой части молитвы молящийся садится и читает ат-тахият и салам (приветствие).
    Шариат уделяет большое внимание муэдзину (глашатаю, который с минарета мечети зовет верующих на молитву).
    Призыв к молитве производится на арабском языке. Шариат требует, чтобы муэдзин имел приятный голос, хотя нередко бывает и иначе.
    По этому поводу у известного иранского поэта Са-ади (XII в.) есть забавный рассказ: «Один (человек) добровольно возглашал призыв к молитве в мечети Санджара, но так скверно, что вызывал у слушателей отвращение. Владельцем мечети был один справедливый и великодушный эмир, который не хотел его обижать. Сказал он ему: "О доблестный муж, у этой мечети есть свои старые муэдзины, и каждому из них я назначил пять динаров (в месяц), но я отдам тебе десять динаров, если уйдешь в другое место". На этом они сговорились, и муэдзин ушел.
    Спустя некоторое время он встретил эмира на дороге и сказал ему: "О повелитель, ты поступил со мной несправедливо, выпроводив меня за десять динаров из той обители, ибо там, куда я ушел, мне предлагают двадцать динаров, чтобы я ушел в другое место, но я не соглашаюсь". Эмир покатился со смеху и сказал: "Ни в коем случае не бери, они согласятся (и) на пятьде- сят"
    1
    Шариат наставляет и простых прихожан. Они также должны быть аккуратными, особое внимание, уделяя чистоте своих ног.
    Ведь во время молитвы, когда молящиеся выполняют поясной поклон и прикасаются лбом к земле, молящийся во время падения ниц приближается головой к пятке молящегося впе- реди. Поэтому перед общественной молитвой необходимо мыть ноги и надевать чистые носки.
    Шариат допускает, чтобы имамом молитвы был «слепой, если нет зрячего». Но лучше не беспокоить слепого, ибо это
    1
    Саади. Гулистан. М., 1959. С. 149.
    обременительно для него самого и неудобно для прихожан. На
    Востоке часто встречаются высокообразованные слепые богословы, которые знают наизусть Коран и хадисы Пророка
    Мухаммада
    1
    . Примером могут служить великий арабский поэт и философ, богослов X в. Абул-Аля аль-Муарри в Сирии и египетский писатель-богослов XX в. Таха Хусейн.
    В мечети внимание посетителей привлекают ровные ряды молящихся. Кто их организует? По какой команде верующие занимают свои места? Никто заранее не учится этому. Люди, собравшиеся на молитву, подражают имаму, учат друг друга, а имам следит за порядком. В коллективной молитве имам стоит впереди молящихся. За спиной имама занимают места мужчины солидного возраста, затем более молодые мужчины и парни.
    Если есть женщины (как правило, пожилые), они рассаживаются на верхнем ярусе мечети, откуда видят имама и слышат его молитву. Если в мечети, кроме имама, всего один мужчина, то он располагается не за спиной имама, а с правой стороны от него, не выдвигаясь вперед. А если в мечети, кроме имама, один мужчина и одна женщина, то в таком случае мужчина занимает место справа от имама, а женщина — за спиной имама. Если количество молящихся мужчин, кроме имама, два и больше, они занимают места за спиной имама.
    Пророк Мухаммад обращал особое внимание на то, чтобы молящиеся образовывали ровные, правильные ряды во время коллективной молитвы. Он говорил: «Образуйте свои ряды ровно и красиво по плечу, не оставляйте свободное место между собой. И как только заметите свободное место в ряду, займите его и сравняйтесь со своим братом по плечу». Имам должен напоминать прихожанам, чтобы они занимали свободные места и следили за правильным расположением колен, всего тела.
    1
    Автор был тому свидетелем в знаменитом мусульманском университете Аль-Азхар в Каире во время учебы в 1962-1963 гг.

    Если кто-либо хочет пройти на свободное место, другие молящиеся не должны препятствовать ему.
    Какие условия соблюдают верующие, расположившиеся за спиной имама?
    Человек, который находится непосредственно за спиной имама, именуется муктади (тот, кому после имама подражают, за кем следят остальные). Чем отличается муктади от остальных молящихся? Муктади подражает имаму и держится так, чтобы ближайшие к нему молящиеся могли ему подражать; муктади
    за спиной имама занимает место таким образом, что плечо имама оказывается впереди плеча муктади; намерения муктади
    и его подражателей в отношении молитвы не должны расходиться.
    Между имамом и рядом молящихся мужчин недопустимо образовывать ряд женщин.
    Между имамом и его подражателями не должно быть большого расстояния или препятствия, которые могли бы отделить толпу молящихся от имама.
    Если верующие находятся на пароходах, во время молитвы недопустимо, чтобы имам находился на одном судне, а его подражатели — на другом. Имам и его подражатели должны быть на одном судне.
    Все элементы молитвы — произнесение «Аллаху Акбар», совершение поясного поклона, падение ниц, приветствие салам и другие — муктади выполняет за имамом и не имеет права опережать его.
    Нельзя раньше имама поднимать голову во время поясного поклона и падения ниц.
    Если на молитве, которая включает в себя четыре руку
    (поясной поклон), имам в первом сидячем положении, не закончив ат-тахият (приветствие), поднимается и входит на третий поясной поклон, его подражатели могут подняться вместе с имамом или могут подняться после завершения ат-
    тахият.
    Если имам во время последнего сидячего положения, не закончив ат-тахият, произносит салам, его подражатели совершают ат-тахият и затем произносят слово «салам».
    Бывают случаи, когда имам может допустить ошибку в движении или произнесении молитвы. В таком случае
    молящиеся не следуют за имамом и обращают его внимание на ошибку словами «субхан Аллах» или «Аллаху-акбар».
    По правилам Шариата, молитва завершается сидением и приветствием салам.
    Если же имам вместо приветствия делает поясной поклон и падение ниц, молящиеся, не ожидая имама, приветствуют друг друга. Если же имам в конце молитвы забыл привести себя в сидячее положение и перед поясным поклоном произнес приветствие и т. д., молитва имама и всех остальных считается недействительной .
    Если имам во время чтения коранических аятов забыл слова и остановился, один из молящихся за спиной имама продолжает, напоминая имаму, после чего имам дальше читает сам.
    Когда имам завершает чтение Фатихи (вслух), остальные молящиеся тихим голосом произносят слово «амин».
    Если кто-то из молящихся не успел выполнить какой-либо элемент молитвы во время подражания имаму, он опускает эту часть и продолжает выполнять следующий элемент молитвы.
    В случае если кто-либо уснул во время молитвы и проснулся после ее окончания, он должен совершить молитву заново.
    После окончания молитвы имам может повернуться лицом к верующим, это есть сунна (т. е. не обязательно).
    Пятничная молитва
    В число фард — обязательных молитв входит джу-мa-намаз
    (пятничная молитва). Особенность ее состоит в том, что она заменяет полуденную молитву, т. е. выполняется в соборной мечети во время полуденной молитвы. По Сунне (традиции
    Пророка), перед пятничной молитвой (включающей в себя два
    рак'ата) верующие с имамом выполняют четыре рак.'ата
    молитвы и после пятничной молитвы — еще четыре рак'ата.
    После первого круга четырех рак'атов читается азан (призыв к молитве). После азана имам-проповедник (проповедником может быть и другой человек) поднимается на минбар (кафедру) и читает проповедь — хутбу. Тема проповеди может быть любой. После окончания проповеди имам занимает свое место у
    михраба (ниша, показывающая стороны Мекки) и вместе с
    прихожанами совершает пятничную молитву — два рак'ата.
    После этого совершаются еще 4 рак'ата молитвы — сунна.
    Условия выполнения джума-намаза следующие:
    - в пятничной молитве участвуют мужчины (женщинам не обязательно); она совершается коллективно в соборной мечети и заменяет полуденную молитву;
    - тот, кто принимает участие в пятничной молитве, должен быть свободным и самостоятельным (раб не может участвовать без разрешения хозяина);
    - совершающий пятничную молитву должен быть оседлым, т. е. не быть путником (или путешественником);
    - молящийся должен быть здоровым, зрячим;
    - у молящегося не должно быть никаких препятствий для совершения пятничного намаза.
    Все соответствующие вышеназванным условиям мусульмане обязательно должны участвовать в пятничной молитве. Те, кто ухаживает за больными, старые, слепые, путники, парализованные, те, кто опасается, что во время участия в пятничной молитве могут пострадать материально и т. д., не обязаны участвовать в этой молитве.
    Перед пятничной молитвой читается проповедь — хутба;
    место, где совершается пятничная молитва, должно быть доступно всем желающим. В пятничной молитве, кроме имама, должны участвовать не менее трех человек. (По мнению средневекового мусульманского правоведа ханафитского ученого Абу Юсуфа, пятничная молитва может быть осуществлена и с участием двух верующих, кроме имама.)
    Пятничная молитва имеет еще одну особенность. Она носит учебно-образовательный характер. Это пятничная школа, напоминающая воскресную школу у христиан. Проповедь читают известные богословы, правоведы, ученые, государственные деятели, гости — мусульмане из зарубежных стран. В пятничном намазе обязательно принимает участие кто- нибудь из официальных лиц государственного управления (в идеальном случае).
    Тема проповеди может быть, как говорилось выше, любой: исламская вера, экономика, политика, этика, мораль, семья и т. д. Но всегда проповедь должна основываться на позициях
    Ислама и не противоречить его канонам. Светские темы,
    история других верований в пятничной молитве недопустимы.
    Проповедник обязан читать проповедь, соблюдая все требова- ния Шариата по пятничной молитве:
    - начинать проповедь вовремя;
    - читать ее до начала пятничной молитвы;
    - намерение проповедника должно соответствовать проповеди, т. е. он должен четко себе представлять, что его намерение — читать проповедь, а не что-либо другое;
    - проповедь читается тем, кому положена пятничная молитва
    (т. е. если присутствует достаточно людей);
    - между проповедью и пятничной молитвой не должны проводиться какие-либо мероприятия (т. е. после окончания проповеди сразу начинается пятничная молитва).
    Чтобы не опаздывать, проповедник должен находиться у кафедры — минбар и слушать азан — призыв к молитве.
    Поскольку за азаном начинается проповедь, присутствие проповедника в церемонии слушания азана означает, что он готов начинать проповедь сразу после окончания азана.
    Основатели юридических школ имам Малик и имам Шафии считают, что проповедник должен читать свою проповедь в стоячем положении у кафедры. Проповедник, как правило, говорит о величии Бога, Ислама, о счастье загробной и земной жизни. Обычно проповедь читается с небольшим перерывом. Во время перерыва читается ду'а (мольба). Проповедник должен произносить слова четко, ясно, доступно, — так, чтобы его все слышали. Естественно, от прихожан требуется соблюдение тишины, они должны внимательно слушать проповедника.
    Пятничная молитва (джума-намаз) считается праздником для мусульман. Шариат наставляет: в четверг верующие должны тщательно готовиться к пятничной молитве. Необходимо привести свой дом в порядок, заняться уборкой, стиркой, вымыться. Эти требования относятся к морально-этическим нормам Ислама. Пророк Мухаммад говорил, что мусульмане должны идти в мечеть в чистой одежде, помывшись, с приятным запахом.
    Молитве, которая проводится в мечети, не должно что-либо мешать, однако бывают исключения: например, во время полуденной молитвы в мечеть приносят покойника для чтения джаназа-намаза (молитва для умершего). Так как джаназа-намаз
    обязательна, слова Пророка Мухаммада «не задерживайте погребение» призывают в данной ситуации поступить так: имам обращается к молящимся со словами: «Пожалуйста, в джаназа- намаз». После джаназа-намаза молящиеся продолжают молитву и совершают два рак'ата намаза. После того как увозят покойника, читается ду'а (мольба). Родственники и близкие покойника после погребения могут совершать дополнительно
    нафиле-намаз, если у них есть время.
    Намаз — вечный долг и благодарность мусульманина перед
    Аллахом. Пока он живет в этом мире и у него есть силы, с достоинством и верой он исполняет свой долг.
    Праздничные молитвы
    Расскажем теперь о праздничных молитвах. Шариат установливает всего два праздника — Ид-аль-адха (великий праздник жертвоприношения, известный в мусульманских государствах бывшего Союза под тюркским названием
    «Курбан-байрам») и Ид-аль-фитра (малый праздник разговения, известный в нашей стране также под тюркским названием «Ура- за-байрам»). Курбан-байрам является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Этот праздник отмечается совершением жертвоприношения в 10-й день 12-го месяца мусульманского календаря зульхиджа, в период совершения паломничества в Мекку.
    Второй канонический праздник Ислама Ид-аль-фитра или
    Ид-аль-сагир
    (малый праздник) посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается праздник в первый день следующего за рамаданом 10-го месяца — шавваля. Праздник длится, как правило, три-четыре дня. В Шариате указывается только один, официальный день этого праздника — день подаяния особой милостыни, так называемый сада-ка фитра.
    Итак, в Исламе в отличие от христианства, отмечающего в течение года более 200 праздников, гораздо меньше праздников.
    Два основных праздника Ислама — жертвоприношения и разговения — составляют неотделимую часть мусульманских обрядов хаджжа и уразы и отдельно от них не существуют.
    Остальные праздники — Мавлид (день рождения Пророка
    Мухаммада), Ми'радж (вознесение Пророка Мухаммада на
    небо) отмечаются скромно. Следует отметить, что в современных условиях особенно пышно празднуется в мусульманских странах Ми'радж. Этот праздник о чуде
    Пророка Мухаммада, молниеносно вознесшегося из Мекки в
    Иерусалим и уже оттуда — к престолу Аллаха, связывается с развитием астрономической науки и космонавтики; некоторые арабские богословы — в связи с арабо-израильским конфликтом и палестинским вопросом — толкуют Ми'радж как
    Божественный призыв к освобождению Иерусалима от израильской оккупации.
    Какие читаются молитвы и какие ритуалы выполняются в праздничные дни Ислама? В чем заключается особенность этих праздничных молитв? Праздничные молитвы, так же как и пятничные молитвы — джума-намаз, — совершаются коллективно. Известные средневековые мусульманские правове- ды Малик ибн Анас, имамы Шафеи, Абу Дауд приводят хадис
    — изречение Пророка Мухаммада о том, что праздничная молитва состоит из двух рак'атов, и эта молитва совершается в период восхода и до выхода солнца в зенит. Праздничные молитвы были установлены Пророком Мухаммадом в первый год хиджры, т. е. в 622 г. н. э.
    Перед началом молитвы мусульманам следует произнести
    «нийят» (выражение намерения) о том, что совершают праздничную молитву с имамом. При совершении праздничных молитв имам читает так-бир, а молящиеся повторяют «Аллаху
    Акбар». Потом все читают молитву «Субханака» — про себя.
    После этого произносят «Аллаху Акбар» три раза. Далее имам читает суру «Аль-Фатиха» или какую-либо иную короткую суру
    Корана. Завершается праздничная молитва чтением ат-тахийят
    и дуа, благословением Пророку Мухаммаду. Молящиеся поворачивают головы направо и налево, произнося слова «Ас-
    саля-му алейкум ва рахматуллах...»
    Следует отметить, что молитвенные слова произносятся и во время совершения церемонии жертвоприношения. Человек, приносящий жертву, должен четко произнести «Аллаху Акбар» три раза, сказать «Бисмиллах» (во имя Аллаха), снова «такбир» три раза, «салям ан-наби» (приветствие Пророку Мухаммаду).
    При этом он должен повернуться лицом к кибле — в сторону
    Мекки, попросить у Всевышнего Аллаха принять жертву.

    Молитвы, ритуалы, праздничные церемонии, проводимые в праздничные дни, с точки зрения Шариата, есть путь к коллективному духовному спасению мусульман.
    Курбан-байрам связан с жизнью и семьей пророка Ибрахима
    (Авраама). Ибрахим (Авраам) в иудаизме и христианстве — библейский патриарх, считается родоначальником арабов (через сына Исмаила от жены Хаджар (в христианстве и иудаизме —
    Агарь) и евреев (через сына Исаака от жены — Сары). Ре- лигиозная история и традиция связывают с Ибрахи-мом
    (Авраамом) начало проповеди веры в единого Бога — Аллаха, в
    Коране Ибрахим назван ханиф (верующий в единого и единственного Бога). В религиозных традициях и преданиях об
    Ибрахиме есть следующие сведения: во имя Бога он намеревался принести в жертву своего сына. Жертва в иудейской и христианской версии — Исаак, сын Авраама, в му- сульманстве — Исмаил, сын пророка Ибрахима. По библейской версии, с Авраамом связано начало веры в единого Бога, обряд ритуального обрезания, жертвоприношение сына; он — библейский патриарх. Поэтому три монотеистических религии
    (иудаизм, христианство, Ислам) именуются авраамическими.
    Важная заслуга Ислама заключается в том, что в мусульманских источниках приводится не только перечисление вышеназванных заслуг пророка и патриарха Авраама
    (Ибрахима), указываются и другие великие заслуги пророка
    Ибрахима перед человечеством, которые имеются лишь в исламской версии. В Коране ему присвоен высокий титул —
    Ибрахим. Халил Аллах (Авраам друг Аллаха). Кроме того, в Ко- ране говорится, что пророк Ибрахим не является ни иудеем, ни христианином, он — ханиф (признающий единство Бога); пророк Ибрахим со своим сыном Ис-маилом построили Каабу.
    По библейской и корани-ческой версии Шайтану (Сатане) удалось обмануть Адама и Еву (коранические — Адам и Хавва), и они были удалены из рая, но пророка Ибрахима Шайтану обмануть не удалось, и он был готов выполнить свое намерение
    — принести в жертву сына Исма-ила. Аллах Всевышний, убедившись в искренности намерений Ибрахима и его готовности принести в жертву сына Исмаила, меняет свой замысел: жизнь Исмаила сохраняется, жертва — человек — заменяется животным. История пророка Ибрахима и его сына

    Исмаила — это великое испытание человека Богом. В лице пророка Ибрахима человек побеждает сатану. Окончательно отменяется древний обычай, в соответствии с которым, чтобы умилостивить богов, приносили в жертву человека, и человеческая жертва заменяется животным дозволенным (овцы, крупный рогатый скот, верблюды).
    В мусульманском празднике — жертвоприношение —
    Курбан-байрам — есть важная социальная проблема. Если в древних традициях жертвоприношения, как правило, люди отказывались использовать мясо жертвенных животных для приготовления пищи, сжигая его целиком, то исламские законы обязательно требуют, чтобы мясо жертвенных животных раздавали бедным и нуждающимся, поэтому мясо жертвенного животного запрещено продавать, его раздают бедным.
    И, наконец, заслуга пророка Ибрахима оценивается в исламской традиции очень высоко, его имя упоминается в мусульманских молитвах, каждый день как минимум пять раз:
    «О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, так же как благословил Ты Ибрахима и семью Ибрахима. И ниспошли благодать на Мухаммада и семью Мухаммада, так же как ниспослал на Ибрахима и на семью Ибрахима во всех мирах.
    Истинно, Ты достоин похвалы и славы».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта