Главная страница
Навигация по странице:

  • ШАРИАТ И ОБРЯД ОБРЕЗАНИЯ

  • Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеШариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
    АнкорДословный перевод Шариата
    Дата14.02.2023
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShariat.pdf
    ТипЗакон
    #936932
    страница8 из 28
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28
    ШАРИАТ О ПРАЗДНИКАХ
    В Исламе узаконены всего два праздника — Ид аль-адха
    (великий праздник жертвоприношения, известный среди мусульман нашей страны под тюркским названием Курбан- байрам) и Ид аль-фитра (малый праздник разговенья, известный в нашей стране также под тюркским названием Ураза-байрам).
    Курбан-байрам является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Этот праздник отмечается в виде жертвоприношения в 10-й день 12-го месяца мусульманского календаря зуль-хиджжа, в период совершения паломничества в
    Мекку. В Исламе во время хаджжа, совершив обход вокруг
    Каабы, побывав у подножья холмов Мерв и Сафа и в Арафате, исполнив ритуальные обряды хаджжа (пробежав между холмами Мерв и Сафа, побив камнями истукана, послушав проповедь Мекканского имама, выпив воду из священного
    колодца Замзам и т. д.), паломники на 10-й день паломничества приносят в жертву барана: хаджж нельзя представить без жертвоприношения. Обряд этот еще до прихода Ислама выполняли арабские племена, поскольку он был связан с традицией пророка Ибрахима. Ислам сохранил этот обычай и традицию Ибрахима и вернул ему окраску Единобожия.
    Поскольку не все мусульмане в состоянии совершить паломничество в Мекку, каноны Ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке. Шариат допускает жертвоприношения даже в странах неверных — всюду, где могут оказаться мусульмане.
    Второй канонический праздник Ислама, Ид аль-фитра, или
    Ид аль-сагир, посвящен окончанию мусульманского поста.
    Начинается праздник в первый день следующего за рамаданом
    10-го месяца — шав-валя. Праздник длится, как правило, три или четыре дня. В Шариате указывается только один официаль- ный день этого праздника — день подаяния особой милостыни
    — так называемой садака-фитра.
    Все обряды, исторические даты, праздники, связанные с исламской религией, отмечаются только по лунному мусульманскому календарю. Поскольку мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, все мусульманские даты каждый год смещаются. Названия месяцев мусульманского лунного года следующие: мухаррам, сафар, раби аль-авал, раби ас-сани, джумад аль-авваль, джумад аль-ахи-ра, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль-када, зуль-хиджжа.
    При характеристике мусульманских праздников в подавляющем большинстве наших энциклопедических изданий допущена ошибка. Прежде всего, ошибочно само утверждение о существовании отдельных мусульманских праздников. Говоря о мусульманских праздниках, нельзя формально отождествлять их с христианскими и другими религиозными праздниками, которые в основном существуют каждый сам по себе, отдельно.
    Объяснять сущность мусульманских праздников необходимо на основе источников Шариата. Основные праздники Ислама —
    Курбан-байрам и Ураза-байрам — являются неотъемлемой час- тью мусульманских канонических обрядов паломничества и поста и отдельно от них не существуют.

    Что же касается праздников Мавлид (день рождения
    Мухаммада) и Ми'радж (вознесение Мухаммада на небо), то праздниками их можно считать лишь условно, тем более что в первоначальном Исламе их вовсе не существовало. Мавлид,
    например, стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновения Ислама.
    Ми'радж связан с представлением о чуде Мухаммада, молниеносно вознесшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда — к престолу Аллаха. В Коране об этом вознесении рассказано в суре «Аль-Исра» («Перенес ночью»), оно по-разному толкуется современными богословами.
    Характерно высказывание иранского богослова хаджи мирзы Камраи, который утверждал, что содержание восхождения Пророка на небо есть призыв мусульманского Пророка освоить космос и проникнуть в небесное пространство.
    В связи с развитием науки и техники, с освоением космоса мусульманские богословы все чаще выступают с новыми толкованиями небесного путешествия Мухаммада. Необходимо поэтому остановиться на анализе этого вопроса более подробно.
    Итак, 27-го раджаба по традиции отмечается мусульманский праздник Ми'радж — в ознаменование чудесного путешествия
    Мухаммада из Мекки в Иерусалим, а оттуда — на небо.
    Тюркские народы этот праздник называют Раджаб-байрам.
    До завоевания в 631 г. Мекки арабами-мусульманами, предводительствуемыми Мухаммадом, мекканский храм Кааба служил местом собраний и дискуссий между последователями старых арабских верований и новой религии — Ислама. В одной из этих дискуссий разгорелся ожесточенный спор вокруг
    Ми'раджа. Ранние мусульманские источники сообщают об этом событии: «На следующее утро после ночного невероятного события — вознесения мусульманского Пророка на небо,
    Мухаммад пришел в мекканский храм. Враг Мухаммада Абу
    Джахль ибн Хишам язвительно спросил Мухаммада: «О Му- хаммад, опять ты собираешься рассказать нам что-то невероятное?»
    «Да», — ответил Мухаммад и начал рассказывать, что ночью он совершил путешествие в Иерусалим. Абу Джахль и другие арабы-язычники с удивлением спросили: «За одну ночь ты был в
    Иерусалиме и вернулся в Мекку? И ты можешь рассказать об
    этом всем?» Мухаммад ответил: «Да». Тогда Абу Джахль поднял шум: «О курейшиты, спешите сюда!», и, когда арабы собрались вокруг Мухаммада, Абу Джахль сказал: «О люди, расстояние между Меккой и Иерусалимом — 2500 км, только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение месяца, а
    Мухаммад утверждает, что это огромное расстояние он прошел в одну ночь и вернулся в Мекку». Арабы-язычники были в недоумении, а Мухаммад все утверждал, что его перенес в
    Иерусалим Аллах. Мекканцев еще больше удивило, когда Мухаммад стал утверждать, что, возвращаясь из Иерусалима, он увидел по пути мекканский торговый караван, который возвращался из Дамаска. Мекканцы стали подробно спрашивать
    Мухаммада о караване.
    Мусульманская традиция утверждает, что Мухаммад точно описал груз каравана и даже описал верблюда, идущего впереди каравана (его цвет был рамади — песочный). Мухаммад сказал, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца.
    Мусульманские богословы утверждают, что... караван прибыл в
    Мекку в указанный день»
    1
    Спор о небесном путешествии Мухаммада возник еще при жизни последнего. Мусульманские источники не скрывают того факта, что
    Ми'радж
    причинил
    Мухаммаду большие неприятности и вызвал гнев кя-фиров Мекки. Первым человеком, который услышал от Мухаммада о его путешествии в Иерусалим, как утверждают мусульманские идеологи, в частности, египетский богослов Амин Мухаммад Усман, была двоюродная сестра Мухаммада Хани, дочь Абу Талиба (Абу
    Талиб — дядя Мухаммада, воспитавший его). В хадисе аль-
    Бухари и Малика ибн Анаса утверждается, что перед утренней зарей Хани услышала молитву Мухаммада, и, когда она подошла к нему, Мухаммад сказал, что он вернулся из
    Иерусалима. Хани была в недоумении и растерянно умоляла
    Мухаммада, чтобы он об этом никому не рассказывал, потому что курайшиты начнут смеяться и издеваться над ним. Таким образом, в хадисе пусть не прямо, но косвенно утверждается, что даже близкие Мухаммада не очень-то верили в его ночное
    1
    «Минбар аль-Ислам». Каир, 1974, № 7.

    93 путешествие и не хотели, чтобы получило огласку это невероятное событие. Однако Мухаммад вопреки советам Хани пришел в мечеть и рассказал о своем путешествии.
    Жена Мухаммада Айша, передается в одном из ха-дисов, рассказала, как один курайшит спросил Мухаммада, видел ли он своего Бога — Аллаха во время небесного путешествия.
    Мухаммад ответил: «Я видел нур (одно из значений — свет) и сейчас его вижу». И в Коране недвусмысленно говорится:
    «Аллаху нур» (Аллах есть свет).
    Толкование Мираджа, спор вокруг вознесения Мухаммада на небо продолжается вот уже более 1400 лет. Вопрос о том, как вознесся
    Мухаммад
    (телесно или духовно) вызвал противоречивые толкования уже сразу после смерти Пророка.
    Подавляющее большинство мусульманских богословов придерживается буквального понимания первого аята 17-й суры
    Корана, где говорится следующее: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной (Аль-Харам —
    Г. К.) в мечеть отдаленнейшую (Аль-Ак-са — Г. К.)». Слово
    «раб» (по-арабски абд) они толкуют следующим образом: раб — живое существо, состоит из души и тела, и значит, Мухаммад поднялся на небо телесно, т. е. вознеслись его тело и душа.
    Такому толкованию противоречит несколько ха-дисов, а изречение Айши: «Тело посланника Бога не отлучалось».
    Известные собиратели хадисов аль-Бухари, ат-Тирмизи утверждают, что сподвижники Мухаммада Ибн Аббас и Муавия придерживались мнения Айши и утверждали, что посланник
    Аллаха вознесся на небо во сне. Но в то же время многие богословы сомневаются в достоверности передачи изречения
    Айши. Они утверждают, что Айша не могла знать о вознесении
    Мухаммада на небо, поскольку она стала женой Пророка только после хиджры, т. е. после вознесения, когда ей едва исполнилось
    9 лет.
    С чем связано небесное путешествие Мухаммада? По этому поводу среди исследователей Востока и Запада существует два мнения.
    Одни из них полагают, что оно было дано как утешение
    Пророку в самый тяжелый (мекканский) период проповедей
    Мухаммада, когда умерли его близкие — жена Хадиджа и дядя

    94
    Абу Талиб, бывшие главной его опорой. После их смерти курайшиты усилили свои нападки на Мухаммада, и дело кончилось тем, что Мухаммад и его последователи вынуждены были эмигрировать из Мекки в Медину. Один из ха-дисов передает слова Мухаммада: «После смерти Абу Талиба от курайшитов кроме порицания я ничего не видел»
    1
    Итак, в Мекке Мухаммада преследовали, смеялись и издевались над ним. Доходило до того, что в него швыряли комья земли. Раздраженный и отчаявшийся Мухаммад обратился с молитвой к Богу: «О Господь! Обращаюсь к Тебе с жалобой, ослабленный и униженный людьми, Ты, Господь и покровитель слабых, спаси меня от неприятелей...»
    Поскольку немусульманские ученые-исламоведы сомневались в возможности такого путешествия, предания об
    Исра и Ми'радже называются в исламо-ведческой литературе легендами. Существует две основные версии того, как могла
    «возникнуть подобная легенда» и с чем связано ее происхождение. С точки зрения ученых-немусульман, из-за кризисного душевного состоянии у Мухаммада усилились способности ясновидения, и 17-я сура Корана о переносе
    Мухаммада ночью в Иерусалим, вероятно, является результатом сновидения. Известный арабист, переводчик смыслов Корана на русский язык академик И. Ю. Крачковский предполагал, чго
    «легенда возникла после смерти Мухаммада в подражание Не- бесным путешествиям экстатиков»
    2
    Другие немусульманские исламоведы считают, что возникновение подобного предания связано с попыткой наделить Пророка способностью творить чудеса. Существуют сведения о том, что, когда Мухаммад начал свою проповедническую деятельность и объявил себя Пророком, мекканцы смеялись над ним. Они говорили: «Какой же ты пророк! Ты ходишь по рынкам, как самый последний из нас»
    3
    В сравнении с прежними, библейскими пророками Мухаммад творил чудеса в меньшей степени. Наиболее известные чудеса, данные Мухаммаду, кроме неподражаемости Корана, — это то,
    1
    «Минбар аль-Ислам». Каир, 1974, № 7, 153.
    2
    Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. М., 1963, 557.
    3
    Беляев Е. А. Арабы, Ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965, 106.

    95 что в долине Мекки его приветствовали камни, и путешествие
    Исра и Ми'радж (перенос его в Иерусалим и вознесение).
    В связи с Ми'раджем следует отметить, что мусульманских богословов очень раздражает и беспокоит утверждение некоторых исследователей, что легенды о Ми'радже очень похожи на арабские сказки «1001 ночи». Мусульманские богословы считают, что такое утверждение противоречит учению Ислама, ибо в таком толковании кораническое предание теряет свою Божественную и священную основу. Богословы указывают, что сказки «1001 ночи» являются творением человека, а Ми'радж — Божественным откровением.
    Чтобы понять мысль исследователей, приведшую к такому заключению, необходимо обратить внимание на ту часть предания, в которой говорится о невероятных вещах, которые видели и слышали Мухаммад и сопровождавший его в небесном путешествии архангел Джабраил (Гавриил). Основными источниками этих преданий являются хадисы, собранные различными знатоками и собирателями хади-сов — аль-Бухари,
    Маликом ибн Анасом и др. Во всех хадисах, относящихся к
    Ми'раджу, утверждается, что проводником Мухаммада во время его ночного путешествия был архангел Джабраил. Вместе они сели на фантастическое животное Бурак и отправились из
    Мекки в Иерусалим, затем на небо, потом вернулись в
    Иерусалим и, наконец, снова в Мекку.
    Египетский богослов Мухаммад Дияб, ссылаясь на некоторые хадисы, утверждает, что ангел Джабраил на Бураке ожидал
    Мухаммада около мекканской мечети, откуда они начали свое путешествие. Сначала они побывали на горе Синай (Сион), затем прибыли в Бейт Лахм (Вифлеем), потом остановились у ворот мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Мухаммад вошел в мечеть и совершил там два рак'ата молитвы; когда он выходил из мечети, Джабраил спросил его: «О Мухаммад! Ты узнал, кто молился за твоей спиной?» — «Нет», — ответил Мухаммад.
    «Это были пророки Ибрахим, Муса, Дауд, Иса и другие»
    1
    Затем Джабраил преподнес Мухаммаду две чаши — с молоком и вином (в другом хадисе — еще и третий — с водой).
    1
    «Минбар аль-Ислам», 129.

    96
    Мухаммад взял молоко. В этом и других хадисах мусульманские богословы видят подтверждение коранического запрета на алкогольные напитки.
    Еще в одном хадисе говорится, что по пути в Иерусалим
    Мухаммад почувствовал приятный запах. Джабраил объяснил, что это запах духов жены и дочери фараона.
    В соответствии с одним из хадисов, сподвижник Мухаммада
    Зейд ибн Харис спросил Пророка, как ему удалось проникнуть в небесное пространство. Мухаммад ответил на это, что нет предела возможностям Бога, который способен сотворить входы и выходы. Египетский богослов Мухаммад Раджа Ха-нафи,, основываясь на хадисах, описывает Царство Небесное и прием там Мухаммада. Так, когда Мухаммад с Джабраилом поднялись на небо, они остановились у его ворот. Джабраил крикнул хранителю ворот: «Открой!» За воротами послышался голос:
    «Кто там?»
    — Я, Джабраил.
    — С тобой есть кто?
    — Да, со мной посланник Бога Мухаммад.
    — Его пригласили?
    — Да.
    Когда раскрылись небесные ворота, Пророка встретил Адам.
    Справа и слева от Адама стояло по человеку. Стоящий справа смеялся, стоящий слева — плакал. Джабраил объяснил, что правая сторона — место обитателей рая, левая — обитателей ада. Поднявшись на Второе небо, они увидели пророков Йахью
    (Иоанна) и Ису, на Третьем — Иосифа, на Четвертом — пророка
    Идриса, на Пятом — Харуна (Аарона), на Шестом — пророка
    Мусу (Моисея). Наконец, Мухаммад и Джабраил поднялись на
    Седьмое небо, где восседал праотец — патриарх всех пророков
    Ибрахим
    (Авраам).
    Здесь предание достигает своей кульминационной точки, ибо Седьмое небо — «потолок небес».
    В легенде говорится также, что в небесные врата входило каждый день 70 тысяч ангелов, обратно не выходил ни один ангел.
    Описание Ми'раджа подводит исследующих его богословов еще к одному заключению — о том, что Мухаммад побывал в загробном мире. Это утверждает учение Ислама, ибо предание

    97
    Ми'раджа очень напоминает коранические представления о загробном мире.
    Для чего же Мухаммаду нужно было еще до своей смерти побывать на «том свете»? Не хотел ли он напугать своих современников, особенно преследовавших его и не желавших принять Ислам курайшитов
    Мекки? Египетский богослов д-р Мухаммад Кямил аль-Фигги утверждает, что Пророку обязательно нужно было совершить путешествие — Ми'радж,
    чтобы ясно представить светопреставление и жизнь загробного мира. Ниже приводим несколько хади-сов, где Мухаммад рассказывает, что он видел в загробном мире. Характерно, в частности, что среди увиденных там Мухаммад называет и своих ярых врагов Абу Джахля и Абу
    Лахаба, которые жили в Мекке и тогда еще не умерли.
    Естественно, все враги Мухаммада оказались в аду, подвергаясь там различным мучительным наказаниям.
    Во время небесного путешествия перед Мухамма-дом и ангелом Джабраилом прошла толпа людей, которые глотали плоды дерева аз-заккум (адского дерева, плодами которого кормят грешников). Мухаммад спросил: «О Джабраил, кто эти люди?» — «Они из твоего народа. Это те, кто не платил закята
    и милостыню садака из своих богатств». Затем они увидели мужчину, который безрезультатно пытался поднять огромную кучу дров. Джабраил объяснил, что это тоже человек из народа
    Мухаммада, присвоивший себе чужое добро, оставленное у него на хранение. Далее Мухаммад увидел маленький камень, из которого вышел огромный бык, не сумевший затем обратно укрыться в камне. Джабраил объяснил, что, будучи человеком, этот бык был большим хвастуном, позже раскаявшимся.
    Мимо Мухаммада прошла еще одна толпа. Составлявшие ее люди глотали горящие угли и испускали жуткие крики боли.
    Джабраил объяснил, что они присвоили имущество сирот, и потому их желудки наполнены адским пламенем. После них прошли люди, которые вырывали и съедали куски мяса из своих бедер. Они оказались клеветниками.
    Еще одно предание о Ми'радже связано с установлением мусульманского пятикратного молитвенного обряда. Как известно, о возникновении молитвенного обряда Ислама у исследователей имеются противоречивые мнения. Одни

    98 утверждают, что в первоначальном Исламе была трехкратная молитва и лишь позже число молитв увеличилось до пяти, другие — что их всегда было пять. Из преданий о Ми'радже
    становится известным, что в первоначальном Исламе предполагалось 50 молитв в день. Вот что говорится в предании по этому поводу.
    Во время небесного путешествия Мухаммада пророк Моисей спросил его, какое обязательство Бог возложил на него и его народ. Мухаммад ответил: «Хамсин салат» (50 молитв). Моисей сказал ему: «Вернись и переспроси Бога, ибо совершать каждый день 50-кратную молитву — не под силу твоему народу». В хадисе говорится, что Мухаммад несколько раз спрашивал и уточнял у Бога число повседневных молитв. Наконец Бог пожалел его и сократил это число до пяти (по-арабски «пять» —
    «хамса», «пятьдесят» — «хамсин»).
    Мусульманские богословы комментируют данный хадис таким образом: пятикратная молитва, совершаемая с верой и душой, равна 50-кратной молитве. Другая версия толкования:
    50-кратную молитву следует совершать 27-го раджаба — в ночь вознесения Мухаммада на небо и т. д. В последние годы мусуль- манские богословы особенно усилили пропаганду Ми'раджа в связи с освоением космоса.
    Предания о Ми'радже в определенном смысле похожи на христианскую легенду о вознесении Иисуса на небо.
    Мусульманская традиция о вознесении Мухаммада отличается от христианской тем, что Иисус, согласно христианским легендам, сначала был распят, затем через некоторое время воскрес и вознесся на небо. Мухаммад же перенесся в
    Иерусалим и в ту же ночь, на том месте, где, как полагают, был распят Иисус, поднялся на небо. Мусульманская традиция гласит, что небесное путешествие Мухаммада было настолько молниеносным, что даже не успела остыть его постель в Мекке, когда он вернулся из путешествия, продолжавшегося несколько часов.
    Следует отметить, что в Коране нигде не встречается термин
    «Ми'радж» в смысле «вознесение». 17-я сура Корана называется
    «Перенес ночью», а первый аят (стих) этой суры тоже говорит только о «переносе» Мухаммада из Мекки в Иерусалим. В суре упоминается название иерусалимской мечети — Аль-Акса

    99
    (Удаленная мечеть), куда Мухаммад прибыл и совершил молитву. Возникает вопрос: как это могло быть? Казалось бы, во времена Мухаммада Палестина еще не была завоевана арабами и в Иерусалиме не было никакой мечети, а сам Мухаммад, кроме этого случая, никогда не был в Иерусалиме. Палестина была завоевана арабами лишь после смерти Мухаммада, во время правления халифа Умара. Позже арабы в Иерусалиме построили мечеть и назвали ее Куббат ас-Сахра (Купол скалы — по мусульманской версии на этой скале был распят Иисус).
    Мухаммад во время путешествия опустился на эту скалу и совершил там молитву. Данный вопрос разрешается просто —
    масджид (мечеть) по арабски значит просто «место земного поклона». «Масджид аль-Акса» в мусульманских источниках — это храм, который построили в Иерусалиме пророки Давуд и
    Сулайман, а также место этого храма.
    Откуда же возник термин «Ми'радж»? Остановимся на нем подробнее.
    В арабских источниках и канонах
    Ислама этот мусульманский праздник называется алъ-Исра и Ми'радж. Это означает, что легенда о ночном путешествии Мухаммада состоит из двух частей. Первая — алъ-Исра — перенесение
    Мухаммада из мекканской мечети в Иерусалим. Вторая —
    Ми'радж — лестница, по которой Мухаммад из Иерусалима ночью вознесся на небо.
    Мусульманские богословы утверждают, что правильное толкование термина «Ми'радж»
    изложено известным арабским историком XII в. Ибн аль-
    Асиром, который объясняет, что Ми'радж есть лестница, по которой ангелы спускались на землю и поднимались обратно на небо. По той же лестнице из Иерусалима ангел Джабраил по велению Бога вознес Мухаммада на небо.
    Спорным являются месяц и год вознесения. В одном хадисе утверждается, что
    Мухаммад совершил свое ночное путешествие за 16 месяцев до хиджры, а в другом — за 12 лет до нее. Мусульманская традиция утверждает, что вознесение
    Мухаммада на небо совершилось в одном из трех запретных месяцев (раби аль-аввал, джумад аль-ахир или раджаб). Позднее было решено установить праздник Ми'радж 27-го раджаба. В свете современных представлений о космических полетах мусульманские богословы уточняют детали путешествия

    100
    Мухаммада. Как уже говорилось, Мухаммад совершил ночной полет на фантастическом животном Бураке. Поскольку арабское слово бурак происходит от корня «барк», что означает
    «молния», а в настоящее время — «телеграф», «телеграмма», египетский шейх
    Абдулмунсиф
    Абдул-фаттах сделал следующее заявление. Поскольку современная наука считает самой большой скоростью скорость света, который за 1 секунду проходит 7 раз вокруг Земли, этот богослов восклицает: «Не превратилось ли благородное тело Пророка в свет и не уда- лилось ли в космос со скоростью света?» Он же далее утверждает, что современная наука не отрицает превращение материи в свет и возвращение последней к первоначальной форме. Так что в современном толковании Ми'раджа животное
    Бурак, на котором Мухаммад совершил свое небесное путешествие, превращается в молнию или электричество, а тело
    Мухаммада — в свет, затем снова принимает человеческий образ.
    Некоторые другие богословы, наоборот, опасаются объяснять
    Ми'радж на основе достижений современной науки, ибо человеческое сознание не в состоянии раскрыть все тайны
    Божественного чуда.
    Египетский богослов д-р Абдулазиз Азам задает вопрос: почему Мухаммад не совершил свое путешествие на небо прямо из Мекки, а сделал остановку в Иерусалиме? И сам отвечает:
    Иерусалим с древнейших времен является колыбелью и отправ- ным пунктом небесных посланий. Мечеть Аль-Акса в
    Иерусалиме была первой киблой.
    Другие богословы утверждают, что Мухаммад посетил Иерусалим, чтобы встретиться с прежними, библейскими пророками — Авраамом,
    Моисеем, Иисусом и др., — и этим подтвердил свое уважение и признание Священных Писаний иудаизма и христианства, доказал, что иудаизм, христианство и Ислам имеют единую основу.
    Говоря об исламских праздниках, следует отметить и пятницу (йаум алъ-джума) — день общественной молитвы, превратившийся сегодня в день отдыха в мусульманских странах. Первоначально пятница не была днем отдыха. В этот день, как правило, в соборных мечетях совершалось общественное богослужение, решались религиозные и светские

    101 вопросы. По какой причине пятница, а не другой день, стала днем общественной молитвы и отдыха? В чем священность этого дня?
    Мусульманская традиция окутывает день пятницы священным ореолом, поскольку Пророк Мухаммад сказал —
    «Пятница — хаджж для бедных и неимущих». Коран был ниспослан в пятницу, в месяце рамадан. С пятницей связано переселение Мухаммада из Мекки в Медину, в пятницу ожидается день Страшного суда и т. д. В трудах мусульманских богословов можно найти и другие исторические даты, связываемое с пятницей: Мухаммад в пятницу единственный раз посетил Каабу, Мекка была завоевана именно в этот день и т. д.
    По поводу священности пятницы имеется особый хадис, где говорится: «Лучший из дней — пятница. В пятницу сотворен
    Адам, в пятницу он вошел в рай, в пятницу он вышел оттуда, часы остановятся (то есть наступит Конец Света) только в пятницу».
    На начальном этапе Ислам обошел субботу и воскресенье, поскольку они уже были «заняты» более старыми вероучениями
    — иудаизмом и христианством. Отмежевываясь от последних, в
    Исламе придавали пятнице особую общественную окраску, тем более, что термин «пятница» (джум'а) произведен от арабского слова джама'а, что означает «собираться», от этого же слова происходит джама'ат — «народ» и джами'— «соборная мечеть».
    Интересно отметить, что в Исламе отсутствует также праздник Нового года. В некоторых мусульманских странах иногда отмечают христианский
    Новый год.
    Начало мусульманского Нового года (по лунному календарю) в основном используется для сбора налогов как с мусульман, так и с немусульман или же для дачи предписанной милостыни за-
    кят.
    Итак, в Исламе, в отличие от христианства (отмечающего в течение года более 200 праздников), намного меньше праздников.
    Основные мусульманские праздники — жертвоприношения и разговенья — составляют неотделимую часть мусульманских обрядов хаджжа и уразы и отдельно от них не существуют. Остальные праздники — Мавлид, Ми'радж и пятница — отмечаются скромно. Следует отметить, что

    102
    Ми'радж в современных условиях особенно пышно празднуется мусульманскими богословами, которые пытаются связать его с развитием науки и космонавтики.
    ШАРИАТ И ОБРЯД ОБРЕЗАНИЯ
    Об обряде обрезания ничего не говорится в Коране. Тем не менее распространилось мнение, что обряд этот связан с канонами Ислама, и в настоящее время без всякого основания введение обряда обрезания приписывается Корану. Это заметили многие известные исламоведы Запада. Французский востоковед А. Массэ, ссылаясь на голландского ученого С.
    Хюргронье, писал, что «для некультурной массы мусульман, так же как и для большого числа немусульман... воздержание от употребления в пишу свиного мяса и обрезание стали в известной мере критерием Ислама»
    1
    Обряд обрезания нельзя считать исключительно исламским прежде всего потому, что он был известен за многие столетия до возникновения Ислама. Этот обряд соблюдался еще в Древнем
    Египте и до сих пор продолжает быть распространенным не только среди мусульман, но и среди евреев. Иудеи и арабы не являются первыми среди народов Востока, которые соблюдали обряд обрезания. По словам древнегреческого историка
    Геродота, обряд этот соблюдали «с незапамятных времен египтяне, колхи и эфиопы».
    Существование обряда обрезания у арабов за много веков до возникновения
    Ислама подтверждают многие ученые- востоковеды. Известный русский исследователь А. Мюллер пишет: «Обрезание бытовало у арабов задолго до Мухаммада.
    Ислам его только удержал»
    2
    . Г. И. Снесарев, изучая «народный
    Ислам» в Узбекистане, пришел к выводу, что обряд обрезания в
    Средней Азии «стали рассматривать как символ введения нового лица в религиозную общину, подобно христианскому обряду крещения»
    3
    Известные средневековые историки ат-Табари, аль-Балазури, аль-Макризи, подробно описавшие распространение Ислама в период арабского завоевания Египта, Сирии, Месопотамии и
    1
    Массэ А. Указ соч., 130.
    2
    Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895.
    3
    Занятия и быт народов Средней Азии. Л., 1971, 264.

    103 других районов, а также массовый переход язычников и христи- ан в мусульманство, ни одним словом не упоминают о требовании соблюдать обряд обрезания.
    Причину распространения этого обряда среди народов, покоренных арабами, а позже тюркскими племенами, следует искать в подражании неписаным обычаям и традициям арабов покоренными ими народами. Известно, что арабское и тюркское завоевание сопровождалось переселением арабских и тюркских племен в завоеванные страны, где они становились оседлыми.
    Непосредственное сношение арабов и других мусульман с покоренными ими народами способствовало распространению не только традиций Ислама, но и других обычаев арабов.
    Считается, что на родителях, родственниках, близких и опекунах лежит ответственность за совершение обряда обрезания у мальчиков, до того как они станут совершеннолетними. Если же мальчик не обрезан вплоть до совершеннолетия, обязанность совершения этой процедуры лежит на нем самом.
    Интересен и тот факт, что церемония обряда происходит по- разному. Не определен также точный возраст мальчиков для привлечения к этому обряду: обрезание производится в возрасте от 7 дней до 15 лет. Как известно, после падения арабского господства над мусульманским миром влияние господства тюркских племен усилилось. Выступая ярыми защитниками
    Ислама, многие турецкие султаны и эмиры обращали внимание на строгое выполнение обрядов Ислама. Обряд обрезания тесно связывается с юриспруденцией Ислама, и он совершается в официальной и пышной обстановке. Известный арабский ис- торик Таки ад-дин Ахмад аль-Макризи (1364-1442) в своей
    «Книге поучения и назидания относительно кварталов и памятников Каира» пишет о египетском халифе Султане
    Бейбарсе, который в июле 1264 г. устроил в Каире пышную церемонию по случаю обрезания своего сына. Вместе с сыном
    Султана подверглись обряду обрезания 1645 юношей, не считая всех детей эмиров и воинов
    1
    Ввиду того, что обряд обрезания в Исламе и иудаизме тесно связан с внешним признаком принадлежности к мусульманству
    1
    Семенова А. А. Салах ад-дин и мамлюки в Египте. М., 1966, 181.

    104 и иудаизму, он, естественно, прививает его последователям сознание исключительности их религии и способствует обособлению последователей Ислама и иудаизма. О возникнове- нии обряда обрезания существуют различные мнения. Одни связывают его с пережитком традиции приносить часть тела в качестве жертвы богам, другие считают его способом испытания мужества, наподобие тому, как другие выбивают себе зубы, наносят раны и т. д. Есть версия, связывающая этот обряд с климатическими условиями и личной гигиеной. У многих мужчин этого региона мира был фимоз, т. е. воспаление слизистой оболочки крайней плоти полового органа. Древний человек нашел в обрезании выход в борьбе с фимозом. В дальнейшем служители культа превратили этот прием личной гигиены в религиозный обряд.
    Нам представляется, что каждая из приведенных версий имеет определенную историческую основу, и было бы правильным соотнести причины происхождения обряда обрезания с действием других факторов, ибо лишь совокупность различных причин может достоверно отразить историческую картину возникновения этого обряда. Возникновение обряда обрезания современные идеологи Ислама, а также иудаизма все более связывают с личной гигиеной и пытаются объяснить на основе достижений современной медицины. Это делается как в мусульманских, так и в некоторых западных странах. Несколько лет тому назад Ассоциация американских врачей провела специальное исследование в Индонезии. Оказалось, что (при довольно низком уровне медицинского обслуживания в стране) здесь почти отсутствуют венерические заболевания. Конечно, это утверждение не лишено преувеличения, однако нельзя отрицать тот факт, что свою положительную роль сыграл в этом обряд обрезания. В настоящее время в США обрезанию подвергаются и христианские дети.
    Даже верховные имамы — халифы не скрывали, что обряд обрезания может оттолкнуть людей от мусульманства и затруднит его принятие. Достаточно вспомнить слова омейядского халифа VIII в. Умара ибн Абдулазиза, которые приводит известный историк Ибн Сад: «Умар ибн Абдулазиз, будучи халифом, написал своему наместнику в Хорасане аль-

    105
    Джарра-ху ибн Абдаллаху аль-Хаками, приказывая ему призвать к Исламу плательщиков джизъи (налог для немусульман. —
    Г.К.). Если они перейдут в Ислам, то в Ислам их принять, а
    джизъю с них снимать, у них (после этого) будут одинаковые с мусульманами права и одинаковые с ними обязанности. Один из знати Хорасана сказал Умару: «Клянусь Аллахом, он призывает их к Исламу только при условии снятия с них джизъи, а ты проверь их, заставляя их совершить обряд обрезания». Умар ему ответил: «Тем самым я оттолкну их от Ислама. Если они уже приняли Ислам и он у них будет добродетельным, то они поспешат совершить обряд обрезания». Таким образом, при нем приняли Ислам около 4 тысяч человек (из населения Хорасана.
    Г. К.}»
    1
    .
    Хотя обряд обрезания и не является в Исламе символом веры, однако арабы-мусульмане в быту очень ревниво защищают его и считают неполноценными и неискренними мусульманами тех, кто не признает этого обряда. Например, один из известных полководцев арабо-мусульманской армии при халифе аль-
    Муттасиме (IX в.), Афшин Хейдар ибн Каус (в Северном
    Азербайджане), который десятки лет верно служил халифу и жестоко подавил антихалифское восстание хуррамитов, попал под подозрение халифа. При совершении суда над ним стало известно, что Афшин не был ранее подвергнут обряду обрезания. Когда судья Ибн Абу Дуад спросил Афшина, почему он не сделал себе обрезание, тот ответил, что «не видит в этом уклонения от норм Ислама, а не сделал обрезание он из-за боязни, что, если у него отрежут часть его тела, то он умрет»
    2
    Этот пример говорит о том, что в раннем Средневековье переход в Ислам не сопровождался обязательным соблюдением обряда обрезания, однако в случае возникновения подозрения относительно того или иного новообращенного неараба по приказу мусульманского судьи данный человек подвергался осмотру для выяснения, обрезан ли он. В случае, если подозреваемый человек оказывался необрезанным, это рассматривалось как материальное доказательство неискренности его отношения к исламской вере, хотя в законах
    Ислама отсутствует какое-либо право считать кого бы то ни
    1
    Хрестоматия по истории халифата (составил и перевел Л. И. Нажирадзе). М., 1968, 168-169.
    2
    Буниятов 3. Азербайджан в VII-IX вв. Баку, 1965, 281.

    106 было немусульманином из-за того, что он не подвергся обряду обрезания.
    Мы изложили только общую тенденцию в отношении обряда обрезания. Уже само существование различных, порою противоположных на этот счет мнений говорит о том, что в нашей литературе отсутствует ясное представление о возникновении и распространении обряда обрезания.
    В современных условиях обращается больше внимания на обряд обрезания с точки зрения медицины и личной гигиены человека. В этом отношении последователи Ислама и иудаизма сходятся.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28


    написать администратору сайта