Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗАПРЕТЫ В СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ВОПРОСАХ

  • ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БЫТУ ЗОЛОТЫХ ИЗДЕЛИЙ

  • ПИЩЕВЫЕ ЗАПРЕТЫ

  • МУСУЛЬМАНСКИЙ ЭТИКЕТ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ

  • ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧИСТОТЫ И ОПРЯТНОСТИ И МЕТОДЫ ОЧИЩЕНИЯ ОТ НЕЧИСТОТЫ

  • Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеШариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
    АнкорДословный перевод Шариата
    Дата14.02.2023
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShariat.pdf
    ТипЗакон
    #936932
    страница11 из 28
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   28
    ЗАПРЕТЫ ИСЛАМА В ОБЛАСТИ
    ИСКУССТВА
    Запрещение Шариата изображать живые существа (человека, животных, птиц, насекомых и т. д.) выдвинуто мусульманскими учеными прежде всего во избежание идолопоклонства и из опасения многобожия. Мухаммад и его последователи ревност- но уничтожали идолов в Мекке и в других местах. И этот запрет в Коране прямо относится именно к идолам. «Вот, — сказал
    Ибрахим отцу своему Аза-ру, — неужели ты идолов превращаешь в богов? Я вижу, что ты и твой народ — в явном заблуждении» [6:74].
    Другая причина запрещения изображений живых существ по
    Шариату — не допустить человека своим творчеством конкурировать с Богом. Ислам считает, что создание живого существа — дело Бога, который является Творцом. Человек же, если и изображает живое существо (скульптура или портрет), он никогда не может одушевить его и привести в движение. Бог — вот «кто придает вам форму в утробах, как пожелает» [3:4]. На основе приведенных и других стихов Корана, в которых отсутствует прямое запрещение изображения живых существ, эта идея позже была развита в Сунне и хадисах. И в итоге появилось запрещение изображать живые существа. Изображать растения, вещи и геометрические фигуры Ислам разрешает.
    Правда, полный отказ от создания образов живых существ на мусульманском Востоке так и не был осуществлен. Львиный фонтан Альгамбры в Гренаде, лазурное изображение солнца и льва медресе Шир-дар в Самарканде (воздвигнуто Ялангтуш- бием в XVII в.) и другие поражают своей красотой. Одной из вершин исламского искусства являются миниатюры в рукописях с изображением персонажей литературных произведений, для иллюстрирования которых они создавались.
    Запрет изображать живые существа сказался на развитии изобразительного искусства в странах мусульманского Востока.
    Возможно, следствием этого запрета является то, что мы не
    имеем представления о том, как выглядели многие известные поэты, средневековые философы, правители, полководцы. В начале прошлого века египетский реформатор Ислама шейх
    Мухаммад Абдо издал фетву, где говорилось, что мусульмане могут заниматься изобразительным искусством и скульптурой, что опасность поклонения идолам миновала. В настоящее время запрет на изображение живых существ практически не существует. Рисование портретов или фотографирование человека порицается, но это никого ни к чему не обязывает.
    Мусульмане уже давно привыкли к иллюстрированным газетам и журналам, издаваемым в их странах, к кинофильмам и телевидению, но еще существуют страны, где кинотеатры отсутствуют, и это прежде всего относится к Саудовской
    Аравии: Фейсал, еще будучи принцем, хотел открыть кинотеатр в столице Саудовской Аравии, но шейхи, вожди племен, мусульманское духовенство, узнав об этом, заявили королю, что покинут страну, если будет открыт «дом шайтана». Появление на экране человеческого лица приводило последователей строгого ваххабитского учения в ужас.
    Мусульманские страны под сильным воздействием науки и киноискусства перешагивают традиционные запреты в области изобразительного искусства, однако спорных, нерешенных вопросов все еще много. Дискуссия в каирской печати относительно экранизации истории начального этапа Ислама была весьма бурной. Один из главных вопросов дискуссии касался возможности показывать Пророка Мухаммада, его сподвижников и семейство на экране; по этому поводу богословы высказывали самые разные и противоречивые мнения. Одни утверждали, что экранизация жизни и деятельности основателей Ислама неправомерна с точки зрения
    Шариата, другие — высказывали противоположное суждение. В частности, один из известных шейхов университета Аль-Азхар,
    Ахмад Хасан, говорил, что показывать на экране сподвижников
    Мухаммада допустимо с условием, что актеры должны отличаться хорошей репутацией, быть правдивыми, честными и богобоязненными. Этот шейх также высказал мнение, что актеры, сыграв роли сподвижников Пророка, должны затем отказаться от актерского дела до конца жизни. Другое мнение высказал доктор Мухаммад Фаххам, который заявил, что если
    церковь в Европе позволяет показывать на экранах пророков и исторических деятелей своих религий, — это ее дело, которое, в свою очередь, не является примером для мусульман.
    Дискуссия мусульманских богословов в Египте на тему
    «Ислам и киноискусство» завершилась решением, что неправомерно показывать на экране Мухаммада, его сподвижников и их жен; она вызвала фетву управления по делам
    Аль-Азхара, запрещавшую экранизацию жизни Мухаммада и его ближайшего окружения, но указывавшую, что запрет отнюдь не распространяется на экранизацию истории Ислама.
    Как уже отмечалось, запрет на изображение живых существ наиболее подробно изложен в хадисах
    Мухаммада, послуживших основой для его закрепления в Шариате.
    Приведем некоторые из них. Мухаммад говорил: «В Судный день великому мучению будут подвергнуты художники», «Дом, в котором имеются портреты, — не войдут туда ангелы».
    Говоря о запретах Шариата изображать живые существа, мусульманские богословы часто ссылаются на известный хадис, где говорится, что всех тех, кто будет заниматься изображением живых, «в день Последнего суда ждет страшная кара: изображенные сойдут с картин, потребуют, чтобы им дали душу, и если художник не выполнит это требование, он будет гореть в вечном пламени».
    Иконоборческая тенденция Ислама основывается на отрицании возможности изображения божества.
    По мусульманскому учению Бог абсолютно един и непостижим материальными органами или воображением, Его нельзя видеть глазами, нельзя осязать или обонять. В 112-й суре Корана о Нем говорится: «Он — Аллах — един, Аллах вечный, не родил и не был рожден и не был Ему равным ни один» [112:1-4].
    Из всего этого мусульманские богословы делают вывод, что
    Бога нельзя представить материально и тем более изобразить. В дальнейшем же эта иконоборческая тенденция привела к отрицанию и запрету изображать любые живые существа.
    Однако эти запреты Ислама и Шариата никогда не были абсолютными. Они касались, главным образом, общественных, в частности, культовых зданий, в которые нельзя было помещать изображения людей; касались также Корана и
    богословских книг, где допускались лишь орнаментальные изображения.
    Запреты Ислама в области искусства, в том числе запреты изображения живых существ, связаны прежде всего с тем, что
    Ислам как монотеистическая религия возник и развивался в жесточайшей борьбе с идолопоклонством и язычеством. Ислам выдвинул данный запрет во имя избежания идолопоклонства и из опасения отклониться от служения единому Богу. Эта идея легла в основу запрета изображать любое живое существо.
    В настоящее время делаются попытки доказать, что изображение живого существа никогда не было полностью запрещено. Для доказательства этого часто цитируется изречение Мухаммада из достоверного сборника хадисов аль-
    Бухари, известное под названием «Штора с рисунком». В хадисе рассказывается, как однажды Пророк Мухаммад, совершая молитву в комнате своей жены Айши, увидел на шторе рисунок птицы и распорядился убрать штору. Айша сняла штору и сшила из нее наволочку для митакка (круглая восточная подушка), против чего Пророк не возражал. Турецкий идеолог
    Мехмет Шукрю Сёзер объясняет это так: главное — во время молитвы не иметь перед собою рисунка живого существа. На современном этапе для многих верующих мусульман обычными стали портреты, скульптура, рисунки и фотографии живых существ.
    ЗАПРЕТЫ В СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ВОПРОСАХ
    Ислам запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин. Жениться на матери, родной сестре, теще — запрещено. Также запрещено жениться на женщинах, которые являются для мужчины махрама. Кто является для мужчин махрама? Если мужчина заключил брач- ный договор еще до того, как супруги стали близки, предки жены женского пола (мать, бабушки по отцу и матери и дальше) уже считаются родственницами мужа; после того, как брак стал уже реальным, все потомки жены женского пола (дочь, внучки, правнучки и дальше, в том числе и те, которые родятся после) становятся для мужа — махрама (родственницами), на которых ему запрещено жениться. Любой аналогичный предок и потомок
    мужского пола со стороны мужа становится махрам
    (родственником) для жены.
    Если мужчина вступил в брачный союз, даже если он не имел со своей женой близости вплоть до расторжения брака, он не имеет права жениться на ее дочери от другого мужа, на ее тетках по матери и по отцу. Он также не имеет права жениться на сестре жены. Если мужчина дал жене развод раджи (т. е. оставил за собой право вернуть себе жену), то он также не имеет права жениться на ее сестре. Муж не имеет права жениться на двоюродных сестрах жены без ее согласия; если же она согласна, то такой брак допустим.
    Следует отметить, что в обыденной жизни на мусульманском
    Востоке нередки случаи, когда бесплодные женщины сами женят мужей на своих двоюродных и троюродных сестрах, чтобы семья имела продолжателей рода. Но часто такой поступок кончается трагически для женщины, ведь при опи- санной ситуации первая жена или сохраняет свое главенствующее положение среди других жен, или добивается, чтобы муж дал развод другой жене после появления детей, но она может и потерять свое положение и даже получить развод от мужа.
    Мусульманка, по Шариату, не имеет права выходить замуж ни за кяфира неверного, ни за «человека Священного Писания»
    (христианина или иудея). Мусульманин (согласно трем мазхабам, кроме джа'фаритского и ханбалитского) имеет право заключения постоянного брака с христианкой и иудейкой, в надежде, что эти женщины примут в дальнейшем мусульманство, но Шариат не заставляет христианок и иудеек отречься от своих религий, если они становятся женами мусульманина. Ханбалитский мазхаб запрещает мусульманину жениться на немусульманке, не говоря уж о «неверной». В джа'фаритском мазхабе мусульманину запрещается иметь жен из кяфиров, но разрешается заключать временный брак с христианкой или иудейкой.
    Заключать брачный договор с замужней женщиной запрещается. И даже если все-таки такой союз заключен,
    Шариат требует его расторжения. Если женщина изменила мужу, она не становится для него запретной, но если она продолжает связь и после покаяния, мужу необходимо дать ей
    развод и вернуть махр. Для наказания женщин за измену мужу в
    Шариате существует специальное правило, о котором говорилось выше. Если женщина или мужчина облачены в
    ихрам, запрещается вступать в брак.
    Женщина, которая получила от мужа три тала-ка, становится для него запретной (харам). Как уже говорилось, муж может вернуть ее к себе лишь после того, как она выйдет замуж за другого и разведется.
    Запреты Шариата в семейно-брачных вопросах отличаются особой строгостью. Эти запреты преследуют цель защиты устоев Ислама и укрепления стабильности в семье.
    ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
    В БЫТУ ЗОЛОТЫХ ИЗДЕЛИЙ
    Говоря о социально-бытовых запретах Шариата, нельзя не упомянуть о запретах на использование золотой и серебряной посуды, на некоторые виды золотых украшений, шелковые и золототканые одежды и т. д.
    Принимать пишу из сосудов, изготовленных из костей собаки, свиньи или мертвечины, использовать эти предметы для ритуального омовения или чистки бытовых вещей запрещено, как пить и есть из золотой и серебряной посуды, использовать эту посуду для украшения жилища или даже просто держать в доме. Если кто-то имеет золотую и серебряную посуду, по
    Шариату он должен сломать и деформировать ее так, чтобы уж никак нельзя было больше считать эти предметы посудой.
    Изготавливать золотую и серебряную посуду, получая за это плату, запрещено, как запрещены и купля-продажа такой посуды и обмен ее на что-либо. Шариат не запрещает изготов- ления и использования золотых и серебряных подстаканников при условии, что они не будут использованы в качестве посуды
    (без стакана) и не будут называться посудой. Покрывать лицевую сторону посуды золотистой и серебряной краской дозволено. Шариат допускает изготовление посуды из смешан- ных металлов — с золотом и серебром при условии, что недрагоценный металл составит большую часть и такие изделия нельзя будет назвать золотыми или серебряными.

    Если пища находится в золотой или серебряной посуде, она не считается нечистой и ее можно принимать, но лишь переложив в обычную, дозволенную посуду.
    Допустимо изготовление из золота колец для кальянов, ножен для сабель, кинжалов или ножей, футляров для Корана. Однако
    Шариат требует воздержаться от изготовления золотых и серебряных флакончиков и коробок для духов или сурьмы.
    Шариат допускает использование драгоценной посуды, если не известно точно, из какого металла она изготовлена.
    Изготовление посуды из золота и серебра допустимо лишь в чрезвычайных обстоятельствах: по принуждению, под угрозой жизни и имуществу мусульманина и т. д., но категорически запрещается использовать эту посуду для ритуального омовения.
    О запрете принимать пишу и пить из золотой и серебряной посуды существуют и хадисы. В одном из них говорится: «Кто выпил воду из золотой и серебряной посуды, тот наполнил свой желудок адским огнем»
    1
    Запреты Шариата распространяются и на многие другие стороны быта мусульман. Например, не рекомендуется сбривать бороду. В свое время мусульманские ученые запрещали также носить европейскую одежду. Сейчас эти предписания соблюдаются лишь в отдельных мусульманских странах, а также в сельской местности. Ношение бороды строго соб- людается лишь служителями мусульманского культа: имамами, хатибами, муллами и др. Что же касается запрета носить европейскую одежду, то он почти не соблюдается. Этому помогли также фетвы влиятельных мусульманских богословов.
    Еще в конце XIX в. египетский реформатор Ислама шейх Му- хаммад Абдо дал фетву, в которой говорилось, что мусульманам не запрещается носить европейскую одежду. Он утверждал, что чалма и аба не являются символами веры.
    Духовные отцы Шариата установили запреты и в деле присвоения имен новорожденным. Шариат категорически запрещает давать детям имена христианских апостолов Иоанна,
    1
    Мин ахадис ан-наби салла-лахи алейхи ва саллам. — Арабская хрестоматия. Составители В. Ф.
    Гиргас и барон Розен. СПб., 1912, 12.

    Павла, Петра, Матфея. Исключением являются имена пророков из Ветхого Завета: Авраама, Моисея, Давида, Соломона и др., а из Нового Завета — Иисуса и Марии, причем указанные имена допустимы лишь в арабском — кора-ническом — произношении: Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей), Сулейман
    (Соломон), Иса (Иисус), Марьям (Мария) и т. д.
    Запреты Шариата на использование в быту золотых изделий вытекают из общих доктрин Ислама, порицающих чрезмерное увлечение земными благами и богатством. По мнению мусульманских богословов, земное богатство отвлекает и ослабляет стремление верующего к исполнению религиозных обязанностей и любовь к загробному миру. Золотые украшения, драгоценная золотая утварь всегда были доступны лишь имущим и состоятельным слоям мусульманского общества и, значит, вызывали зависть и раздражение среди масс неимущих.
    Пророк и его сподвижники считали, что такое положение может привести к разладу в мусульманском обществе. Обладать золотыми украшениями с древних времен было невыполнимой мечтой бедных. В арабском шедевре литературы «1001 ночь» немало сказок о нахождении и приобретении золотых украшений и других драгоценностей. Эта мечта народов
    Ближнего и Среднего Востока сбывалась не в реальной жизни, а в сказках, и запреты Шариата на использование в быту золотых изделий были направлены на смягчение отношений между имущими и неимущими слоями населения в мусульманском обществе.
    Запреты Шариата во всех областях жизни мусульманина призваны ослабить привязанность верующего к земной жизни и ее удовольствиям, ибо любовь к земному таит в себе опасность пренебрежения религиозными обязанностями.
    Судьба запретов Шариата в современных условиях определяется следующим образом: часть этих запретов снята мусульманскими богословами в связи с развитием науки и техники, изменением сознания и быта верующих. Запреты изображать живое существо, носить европейскую одежду, получать процентную надбавку на одолженный капитал, при- нимать мясо дозволенного животного, зарезанного немусульманами, и другие — официально сняты фетвами ведущих богословов в конце XIX — начале XX вв.

    ПИЩЕВЫЕ ЗАПРЕТЫ
    Пищевые запреты Ислама разработаны в Шариате очень подробно. Большинство этих запретов имеют аналоги в доисламскую эпоху. Например, запрет употреблять свинину существовал также в Древнем Египте и среди иудеев. О пищевых запретах говорится во многих сурах Корана. Имеются также десятки хадисов, излагающих такие запреты. В одном из хадисов читаем: «Бог запретил употреблять в пишу кровь, мертвечину, алкогольные напитки, свинину», в других: «Любой напиток, который содержит хмельное, запрещен» и «вино — совокупность грехов, женщина, шайтанова петля и любовь к земному — основа всех грехов»
    1
    В Шариате пищевые запреты систематизированы, выделены конкретные и категоричные запреты, прямо названо то, что одобряется и не одобряется, что порицается. Так, употреблять мясо сокола или удода запрещено, а мясо журавля — нет.
    Запрещено отрывать для пищи куски мяса от живых животных, например, курдюк от барана. Из мяса съедобных животных, согласно джа'фаритскому мазхабу, например, запрещены в пищу: кровь, экскременты, половые органы самки и самца, матка, гланды, щитовидные железы — душул, масса, напоминающая опухоль, шарикообразная масса внутри головного мозга животного, спинной мозг, жир с обеих сторон спинного мозга, желчный пузырь, селезенка, мочевой пузырь, зрачок глаза и ядовитые вещества — так называемые зат алъ-
    ашадже.
    Съедать и пить отталкивающие, вызывающие естественное чувство брезгливости вещества, вроде навоза, мочи, слюны и т. п., запрещено. Если в еду примешано небольшое (незаметное) количество указанных веществ, их можно употреблять в пишу.
    Есть землю Шариат запрещает. Допускается съедать немного глины для лечения. Проглатывать слезы, мокроту не запрещено.
    Шариат не запрещает проглатывать остаток пищи, застрявший между зубами. Есть конину или мясо мула порицается, но не запрещается — это в Шариате появилось под влиянием тюрк-
    1
    Мин ахадис ан-наби...
    ских и монгольских племен: арабы и персы почти не едят конину, тогда как у древних турок и монголов конина широко употреблялась в пищу. В современных условиях казахи, узбеки, татары, монголы, уйгуры употребляют в пищу конину и кумыс
    (лошадиное молоко), а арабы, персы, современные турки, азер- байджанцы и часть туркмен конину не едят.
    Пить вино и другие алкогольные напитки Шариат строго запрещает и считает величайшим грехом. Если кто-либо из мусульман утверждает, что вино не запрещено Шариатом, он считается кяфиром. Одно из изречений Мухаммада (этот хадис передается через Джафара Садика) гласит: «Вино является явным корнем и источником грехов, и кто выпил вино, теряет рассудок. Он не знает Бога, не свободен от грехов, никого не уважает, не признает прав родных и близких, не отворачивается от явно дурных поступков. Его тело покидает дух веры и благочестия, остается в нем дух мерзости и порочности, который далек от милости Бога. Его будут проклинать Бог, ангелы, пророки и правоверные. Сорок дней его молитва не будет принята. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык будет висеть изо рта, слюна стекать на его грудь. От жажды поднимется вопль из его груди»
    1
    Сидеть за столом (у скатерти), где пьют вино, и при этом есть что-либо мусульманам запрещено.
    Запрет на алкогольные напитки в Исламе не является случайным. Алкоголизм у арабов был известен за много веков до возникновения Ислама. Арабы умели делать из фиников и других ягод настойку, крепость которой достигала 50 градусов, и не случайно, что термин «алкоголь» арабского происхождения
    (алъ-Кухул— «яд; спирт»). Несмотря на запреты Мухаммада принятие алкогольных напитков было довольно широко распространено еще в начальный период Ислама, особенно среди арабской аристократии. Об этом упоминается в известной книге сирийского араба XII в. Усама ибн Мун-кыза «Книга назидания»
    2
    Склонность к употреблению алкогольных напитков была сильно распространена еще при грозном и строгом халифе
    1
    Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2642.
    2
    Усама ибн Мункыз. Книга назидания. М., 1958, 84-85.

    Умаре ибн аль-Хаттабе (634-644), который сам занимался искоренением этого порока.
    Нарушение запретов Ислама в отношении хмельных напитков строго каралось по законам Ислама. Специальные надзиратели — мухтасибы и их агенты следили, чтобы эти нарушения не допускались. Особенно строго наказывали тех, кто появлялся на улице в нетрезвом виде или пытался разговаривать с посторонними женщинами. Однако соблюдение запретов Ислама скорее было обязательным для рядовых масс, нежели для властей. Во дворцах халифов, эмиров и султанов принимали алкогольные напитки, и в то же время на улицах, в общественных местах появляться в нетрезвом виде было опасно даже для вельмож.
    Визирь сельджукского правителя XI в. знаменитый законодатель Низам аль-Мульк приводит в своей книге «Сиасет- наме» забавную историю из времен правления Султана
    Мухаммада Газневида: «Султан Махмуд всю ночь пил вино с приближенными и надимами, опохмелялся. Али Нуштегин и
    Мухаммад Араби, которые были сипах-саларами Махмуда, присутствовали на этом собрании, пили вино всю ночь и бодрствовали. Когда день уже подошел ко времени завтрака,
    Али Нуштегин захмелел, бодрствование и излишества в вине произвели свое действие. Он попросил разрешения у Махмуда отправиться к себе домой. Махмуд сказал: "Неудобно ехать тебе при ясном дне в таком виде. Отдохни здесь до дневного намаза, потом протрезвеешь и отправишься. А не то мухтасиб увидит тебя в таком состоянии и накажет, твое достоинство потерпит поношение, я буду печалиться, а сказать ничего не смогу".
    Нуштегин гордо сказал: "А я все-таки поеду". Махмуд сказал:
    "Тебе виднее, пустите, чтобы он ушел". Али Нуштегин сел верхом, отправился в свой дом в сопровождении великого поезда из конницы гулямов и слуг. Мухтасиб его увидел. Он был с сотней всадников и пехотинцев. Увидев Али Нуштегина таким пьяным, он приказал снять его с лошади, спешился сам и побил его собственной рукой без всякого снисхождения, так что тот землю кусал... На другой день Али Нуштегин, обнажив спину, показал ее Махмуду, — она была вся в ссадинах. Махмуд
    засмеялся и сказал: "Дай зарок никогда не выходить из дома пьяным"
    1
    Запрещение Шариата употреблять хмельное исходило не только из нравственных побуждений, но прежде всего из опасения, что алкоголизм окажет отрицательное влияние на исполнение религиозных обрядов.
    Поэтому
    Коран предостерегает правоверных: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны» (4:46).
    Закон Шариата, запрещающий алкогольные напитки, особо строго соблюдается в таких монархических государствах, как
    Саудовская Аравия. За употребление или ввоз в страну спиртных напитков полагается смертная казнь. Запрет на ввоз в
    Саудовскую Аравию спиртных напитков осуществляется в основном в Хиджазе, где находятся священные города мусульман Мекка и Медина, в торговом городе Джидда и в других местах. Немусульмане, проживающие в Саудовской
    Аравии, принимают спиртные напитки в своих кругах, не показываясь в общественных местах. Жесткие законы в этом от- ношении действуют в Иране, Ливии и ряде других государств.
    Пищевые запреты Ислама особо соблюдались суфиями — мусульманскими мистиками. Рассказывают, что когда суфию
    Абу Йазиду Бастами (X в.) покупали пшеницу, он спросил: «У кого купили?» Ему ответили: «У неверного». Он сказал:
    «Отдайте назад, ибо эта пшеница принадлежит тому, кто не знает Бога»
    2
    Что касается свинины, то Шариат не только запрещает употребление ее в пищу, но также куплю и продажу ее. Вот что говорится по этому поводу в
    1
    Сиасет-наме. Книга о правлении везира XI столетия Низам аль-Мулька. М.-Л., 1949, 47-48.
    2
    Климович Л. И. Ислам. М., 1962, 179.

    143 своде законов ханифитского толка ортодоксального Ислама:
    «Продажа свинины незаконна. Пророк запретил употребление ее в пищу. Он запретил и продажу ее или покупку съестного на вырученные за нее деньги. Свинья не составляет имущества мусульман»
    1
    . Свинья еще до Ислама у арабов и в Древнем
    Египте считалась нечистым животным. Арабы в доисламскую эпоху, хотя и не ели свинину, однако подкармливали ею
    (жареной) своих лошадей. От такого калорийного корма лошади становились буйными, выносливыми и быстроходными. С возникновением Ислама мусульманам было запрещено не только самим есть свинину, но и использовать ее в качестве корма для домашних животных, а также разводить, покупать и продавать свиней. Законы Ислама не допускают, чтобы что-либо запретное стало имуществом мусульманина. Некоторые мусульманские правители доходили до такой крайности, что препятствовали разведению свиней даже немусульманами, например, сирийский халиф Йазид II (720-724) дал распоряжение об уничтожении свиней на всей территории халифата.
    Интересно отметить, что ранние христиане, находившиеся под значительным влиянием иудаизма, также считали свинью нечистым животным. Легенда о том, что якобы Иисус вселил бесов двух одержимых в стадо свиней, после чего все стадо бросилось В море, приводимая в Евангелии от Матфея, является подтверждением этого, хотя в Палестине, как и в Аравии, никогда не разводили свиней.
    Мусульманские богословы доказывают, что запрещение
    Шариата принимать в пишу свинину согласуется с наукой, поскольку свинина может быть поражена трихинозом; свиное мясо очень жирное, плохо ереваривается; в жарком климате оно очень плохо хранилось и быстро портилось.
    В хадисах имеются любопытные высказывания относительно осла и петуха. В то время как от использования осла в качестве вьючного животного мусульмане не отказываются, голос осла, по Корану считается самым отвратительным. На Востоке осел с давних времен считается глупым и ленивым животным, а рев его — символом самого худшего голоса. В отличие от ослиного, крик петуха считается на Востоке приятным и благородным.
    1
    Хилая — Аль-Маргинани. Ташкент, 1893, т.2, 60.

    144
    Петух с древних времен заменяет здесь часы. В сельской местности он рано будит людей для работы в поле, для отгона скота на пастбище. Утренний крик петуха обычно совпадает со временем начала утренней молитвы или раздается перед ее началом. Хадис определяет, с точки зрения Ислама, что означают крик петуха и рев осла. Мухаммад говорит: «Если вы услышали рев осла, произносите "Аузу биллахи мин аш-шайтан"
    («Прибегаю к Господу от сатаны»), потому что он увидел шайтана, и если услышите пение петуха, просите Бога о Его благодеянии, потому что он увидел ангела»
    1
    . Итак, по воззрениям Ислама, как явствует из хадиса, пение петуха есть признак появления ангела, а рев осла — появления шайтана.
    Пищевые запреты усиливают религиозность, а с другой стороны, — воздержание от принятия некоторых видов пищи и питья воспитывает чувство воздержания от земных благ в целом.
    МУСУЛЬМАНСКИЙ ЭТИКЕТ
    ПРИНЯТИЯ ПИЩИ
    Шариат во многом воспринял этические нормы арабов и других народов Ближнего и Среднего остока в области соблюдения правил и ритуалов во время принятия пищи. Эти обычаи получили новую религиозную окраску. Многие этические нормы Шариата, относящиеся к принятию пищи, являются общечеловеческими.
    Этические нормы принятия пищи по Шариату включают в себя ряд запретов (харам), одобрений (мустахаб), порицаний
    (макрух) и т. д. Назовем основные:
    1.До и после еды полагается мыть руки и вытирать их полотенцем, причем, в отличие от Запада, на мусульманском
    Востоке гости не удаляются в специальное место или помещение для мытья рук, но сидящим гостям подают воду в специальном изящном сосуде и еще тазик. Гости моют руки, не вставая с места. Этикет мытья рук предполагает следующий порядок: после того, как помыл руки первый из гостей, вторым моет руки сидящий от него с правой стороны, — и так до
    1
    Мин ахадис ан-наби..., 15.

    145 последнего гостя. Воду подают и после еды. Тот, кто вымыл руки последним перед едой, после еды полощет руки первым.
    Как правило, воду поливают на руки гостям прислуга или дочери и сыновья хозяина дома, не достигшие совершеннолетия.
    Почетным гостям в знак особого уважения воду подносит сам хозяин. Если высокопоставленный вельможа окажется в гостях у человека ниже его по рангу, хозяин сам подносит ему воду для мытья рук. В наши дни этот обычай сохраняется в отдаленных провинциальных и сельских местностях мусульманского
    Востока.
    2.Хозяин дома должен раньше всех начать и позже всех закончить еду.
    3. Перед началом еды произносят имя
    Бога
    («Бисмиллах»). Если подают разные блюда, то при подаче каждого блюда произносится имя Бога.
    4. Есть полагается правой рукой.
    5. Брать пищу следует тремя (или больше) пальца- ми, но никак не двумя. (Как видим, канонический
    Шариат предлагает принимать пишу руками, но поскольку он не запрещает, а вернее, ничего не говорит о том, можно ли пользоваться ложками и вилками, то сегодня принято принимать пишу с их помощью). Употребление столовых приборов вошло в обычай мусульман под европейским влиянием.
    6. Если несколько человек едят пишу из одной та- релки, каждый должен брать кусок, лежащий перед ним.
    7. Брать пишу следует небольшими кусками.
    8. Сидеть за столом (у скатерти) нужно долго и растягивать еду.
    9. Пищу полагается прожевывать хорошо.
    10. После еды произносятся слова: «Ал-хамду лиллах»
    («Слава Аллаху»).
    11. Пальцы облизываются.
    12. Можно пользоваться зубочисткой
    (мисвак,
    сивак), но нельзя ковырять зубы палочкой из гра- натового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки.

    13. Если пишу принимают дома, после еды жела- тельно собрать рассыпанные остатки пищи со ска- терти (каждый свои) и съесть. Если же принимают пищу в поле, остатки пищи оставляют птицам и жи- вотным.
    14.Следует воздержаться от принятия пищи перед утром и вечером, в середине дня и середине ночи.
    15.В начале и после еды следует принимать небольшое количество соли.
    16.Прежде чем есть фрукты, их моют (в отличие от Запада, на Востоке фрукты и соки подают перед обедом).
    Перечисленные этические нормы принятия пищи Шариат относит к числу одобряемых. Порицается во время еды следующее:
    - есть, прогуливаясь;
    - обжорство;
    - смотреть в лицо человека, когда он принимает пишу;
    - есть горячую пищу;
    - дуть на еду во время еды и питья;
    - ждать чего-либо после того, как подали хлеб. (В отличие от
    Запада, на мусульманском Востоке как только подадут хлеб, его начинают медленно есть, не дожидаясь подачи обеда.
    Хлеб на Востоке считается священным, и во время обеда его подают раньше всего);
    - порицается резать хлеб ножом (на Востоке бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, Бог урежет пишу. Кроме того, этот обычай связан с тем, что на Востоке не пекут толстый хлеб, но в основном — лепешки и лаваш, которые удобнее ломать руками);
    - класть хлеб под тарелку. (Как уже говорилось, хлеб считается священным, на нем дают клятву. Если кусок хлеба упал на землю, топтать его запрещено. Необходимо поднять его и положить в такое место, где бы он стал пищей для птиц и животных);
    - порицается тщательно очищать и облизывать кость;
    - снимать кожуру с фруктов (это относится к ябло- кам, грушам, сливам, но не к таким фруктам, как гранат, апельсин, банан и др., кожуру которых не едят);
    - пить много воды;
    пить воду после жирной пищи; также порицается пить воду, держа сосуд левой рукой.
    В отношении питья воды установлены особые правила.
    Одобряется пить воду, аккуратно всасы-вая ее, а не шумными большими глотками. Днем желательно пить воду стоя, а ночью сидя. Пить воду желательно тремя глотками и с охотой. Перед началом питья следует сказать: «Бисмиллах» («Во имя Аллаха»), а по окончании — «Ал-хамду лиллах» («Слава Аллаху»).
    ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧИСТОТЫ И
    ОПРЯТНОСТИ И МЕТОДЫ ОЧИЩЕНИЯ ОТ
    НЕЧИСТОТЫ
    В изучении мусульманской религии чрезвычайно важным является изучение исламских понятий «чистого» и «нечистого» в природе и мире живых существ. С этими понятиями связан ряд исламских запретов, порицаний, неодобрений и т. д. Исламское понятие «чистого» и «нечистого» оказывает глубокое влияние на быт и сознание верующих мусульман.
    Шариат считает кяфира нечистым наравне с собакой и свиньей. А в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники — нечистота» (9:28). В быту мусульмане часто отождествляют христиан и иудеев с многобожниками, называя их кяфирами. Как верно отметил французский востоковед А.
    Массэ, под влиянием приведенной суры Корана мусульмане- шииты тщательно избегают всякого соприкосновения с немусульманами, доходя до того, что разбивают посуду, к которой те прикасались
    1
    Запрет Ислама принимать в пишу свинину и отказ от алкогольных напитков — не просто следствие вкуса. Хотя ни
    Коран, ни Шариат не дают какого-либо объяснения, откуда происходят эти запреты, поскольку с точки зрения религии то, что запрещено Богом, само собой очевидно, однако опыт и различные исследования показывают, что ни к чему плохому следование этим запретам не приводит. Напротив, то, что было запрещено 14
    веков назад и что казалось при том уровне развития науки необъяснимым, сегодня кажется очень мудрым.
    1
    Массэ А. Указ. соч., 139

    Таким образом, Ислам свел в одно, соединил представление о чистоте и гигиене с религиозным понятием чистого и нечистого
    (угодного и неугодного Аллаху). Приэтом к числу нечистого причислены им как животные отходы, так и неверующий человек.
    В сознании верующего мусульманина откладывается, что если свинина и алкогольные Напитки являются нечистыми, то и те, кто их употребляет в пишу тоже становятся нечистыми.
    Естественно не зная мусульманского учения о чистом и нечистом, Трудно понять психологию верующего мусульманину
    Ислам же не только выдвигает концепцию чистого и нечистого, но и разрабатывает способы очищения
    Не все, конечно, что касается шариатских понятий чистого и нечистого, как и способов очищения заключает в религиозную оболочку то, что задолго до его появления считалось в народе чистым и нечистым. Шариат предвосхищает достижения и медицинских, и химических наук, поскольку практически все исследования показывают пользу пищевых и гигиенических предписаний Ислама с другой стороны, Ислам свел в одно, соединил представления о материальной чистоте и гигиене с религиозным понятием чистого и нечистого (угодного и неугодного Аллаху). Так, к числу нечистого причислены им как животные отходы, так и неверующий человек по Шариату к нечистому (наджасатп) относятся-
    - моча;
    - кал;
    - сперма;
    - мертвечина, труп;
    - кровь;
    - собака;
    - свинья;
    - кяфир;
    - вино;
    - пиво и другие хмельные напитки;
    - пот нечистых животных;
    - пот животных, которые питаются нечистотами.

    Предубеждение Шариата против человеческих и животных отходов не ново, оно было свойственно людям задолго до возникновения Ислама. Правила гигиены в Шариате получают интерпретацию, связанную с их религиозным обоснованием.
    Шариат особо предупреждает мусульман, чтобы они опасались крови как одной из главных нечистот. Кровь человека и животных считается нечистой. Ягнята и овцы, которых подкармливали молоком свиней, также считаются нечистыми.
    Из запретов Шариата известно, что до возникновения Ислама в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока лошадей подкармливали жареной свининой, а ягнят — молоком свиней.
    Этот обычай был запрещен Шариатом.
    Если при убое животного кровь попала во внутренности, она остается нечистой, но мясо считается съедобным. Если кровь обнаружена в яйце, употреблять его в пищу запрещено (если кровь находится в желтке и тонкий слой скорлупы не поврежден, белок яйца считается чистым). Если во время дойки молока в нем окажется кровь, молоко считается нечистым, и чистым его не сделает даже кипячение. Шариат предостерегает даже против проглатывания слюны, если в нее попала кровь из десен. Если от удара произошло кровоизлияние под ногтями или под кожей, синяк этот не связывается с кровью, но если на коже образовался порез, то по возможности требуется очиститься от крови.
    Если при приготовлении пищи в нее попадает кровь, то вся пища становится нечистой, и ни кипячение, ни огонь не могут сделать ее чистой.
    Относя неверного — кяфира — к числу «нечистот», Шариат выдвигает концепцию о том, кого можно считать неверным.
    Вопрос этот крайне важен, ибо в нашей литературе термин
    «кяфир» трактуется часто неправильно. Если кратко, то по
    Шариату кяфиром считается «тот, кто отрицает Бога или дает ему соучастника (ширк), не считает Мухаммада посланником и пророком или же отрицает обряды Ислама».
    С точки зрения Корана и Шариата, христиан и иудеев нельзя считать «неверными». Когда в наших энциклопедических и толковых словарях утверждается, что кяфир — это «неверный», то это правильно. Но когда следует добавление, что кяфир — немусульманин, то это неправильно, поскольку христиане и
    иудеи тоже немусульмане, но их нельзя считать «неверными» с точки зрения Шариата. В первоначальном Исламе, особенно в
    Коране, отсутствует понятие абсолютного неверия, безбожия, атеизма в нашем понимании. Такое понимание появляется в
    Исламе лишь после арабских завоеваний и ознакомления му- сульман с древнегреческой, индийской, персидской философией и общественной мыслью других народов. Язычество Коран не считает религией, отсюда и понимание язычников как неверных.
    Авраам, Моисей и Иисус, по Корану, были ханифами, т. е. при- знающими единого Бога, поэтому христиан и иудеев нельзя считать кяфирами.
    Вопрос, в каких случаях христиан и иудеев можно считать кяфирами, восходит к правовым нормам и проблемам войны и мира в Исламе. Почему же среди некоторых мусульман бытует представление, будто христиане и иудеи также являются кяфирами?
    Здесь нужно отметить следующее. Если в мирное время, на основе Корана и канонического Ислама, христиане и евреи, проживающие в мусульманских странах, находятся под защитой закона и имеют право свободного отправления религиозных обрядов, именуясь последователями единого Бога и «людьми
    Священного Писания», то в том случае, когда народы этих вероисповеданий ведут войну с мусульманами в целях искоренения Ислама и захвата мусульманской территории, мусульманское право приравнивает их к неверным — кяфирам и допускает их истребление.
    По закону Шариата, нечистыми считаются все алкогольные и хмельные напитки, как и все жидкости, подверженные брожению. В современных условиях Шариат допускает использование жидкостей, содержащих хмельное, например, лаков, красок для изготовления мебели. Если виноград или виноградный сок находятся в состоянии брожения, они считаются нечистыми и их запрещено употреблять в пишу. Сок доведенных до кипения хурмы, фиников, кишмиша считается чистым и пригодным к употреблению в пишу, но по Шариату лучше остерегаться и его из опасения, что во время кипения хурма, кишмиш, финики могут прийти в состояние брожения.
    Хмельной напиток, полученный из ячменя и называемый пивом, считается нечистым. Однако напиток, получаемый из ячменя
    врачом и называемый ячменной водой, по Шариату считается чистым.
    За всю историю существования человеку не удалось добиться строгого соблюдения запретов на хмельное. Даже некоторые мусульмане, несмотря на запреты Шариата, употребляли и употребляют алкогольные напитки.
    Шариатские методы очищения от нечистоты. Выше мы говорили, что, выдвинув концепцию чистоты и нечистоты, мусульманское учение предлагает формы и методы очищения.
    Эта проблема является очень важной, поскольку Шариат соединяет известные человечеству правила гигиены и санитарии с методами очищения от религиозного осквернения. Например, согласно Шариату, одежда, упавшая в грязь, и неверующий человек одинаково считаются нечистыми. Способы же очищения по Шариату та- ковы: чтобы очистить загрязненную одежду, ее необходимо вымыть водой или протереть сухим песком, или сделать влажной, а затем высушить под солнцем (вполне понятные и давно известные человеку методы чистки); что же касается очищения человека, которого Шариат причислил к категории нечистых, потому что он неверующий, то этот человек произносит известную формулу: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» (т.е. он принимает Ислам) и становится чистым.
    Шариат предлагает 11 способов очищения от нечистоты.
    «Очистителями» (мутахарат, от арабского слова таххара, что означает и «очищение», и «религиозное омовение») могут служить:
    - вода;
    - земля;
    - солнце;
    - истихала (превращение, метаморфоза);
    - испарение;
    - интикал (перемещение);
    - Ислам;
    - природа;
    - исчезновение источника нечистоты.

    Десятый способ очищения — это очищение животного, которое питалось нечистотой, и одиннадцатый — исчезновение мусульманина
    1
    Первым очистителем от нечистоты Шариат называет воду, и это не случайно. Вода является священной, особенно в условиях
    Аравии, где огромные территории заняты безводными пустынями. В Шариате вода делится на две категории: вода
    мутлак и вода мудаф. Вода мудаф — это жидкость, являющаяся смесью различных «соков» или с наличием примесей пли взвеси. Вода мутлак не содержит указанных смесей и делится на пять категорий:
    - вода обильная;
    - скудная;
    - проточная;
    - дождевая;
    - вода из колодца.
    Кроме того, Шариат часто ссылается на совесть правоверных.
    Если они утверждают, что вода чистая, им можно верить. Далее в законах Шариата утверждается, что если возле текущей речки образовалась стоячая вода и она связана с речкой, вся вода считается проточной и чистой.
    Для использования воды как одного из главных средств очищения в Шариате разработаны особые методы.
    Вода, которая используется для очищения от нечистоты, должна быть мутлак (без примеси), чистой и не должна иметь постороннего запаха, вкуса и цвета. Испачканную посуду необходимо полоскать три раза в обильной воде и один раз в проточной. Посуду, из которой ела или которую облизывала собака, Шариат (согласно джа'фаритскому мазхабу) требует тереть песком и полоскать два раза в стоячей воде и один — в проточной. Посуду, в которой содержалось вино, необходимо полоскать семь раз. Вещь, загрязненную мочой грудного ребенка или молоком безбожной женщины, Шариат требует полоскать в воде и держать под струей.
    Если на поверхности земли имеются нечистоты и нет возможности провести по ней проточную воду, стоячая вода не
    1
    Буруджерди. Указ. соч., вопр. 149.
    может очистить ее. Если же на это место насыпать щебенки или песка и стоячая вода поднимется вверх — сквозь песок или щебенку, — эта вода считается чистой, а оставшаяся под песком и щебенкой — нечистой.
    Использование земли и песка для очищения от нечистоты не является исключительно исламским. Арабы и другие народы жарких районов еще в глубокой древности знали очистительные свойства земли, особенно песка, закаленного под лучами солнца, обладающего свойством убивать микробы. И сейчас на
    Востоке сохраняется обычай мыть посуду песком и пеплом.
    Закаленный песок используют также для очищения одежды от пятен. Песок, используемый для этого, должен быть чистым и сухим. Земля и песок являются хорошим средством и для чистки пятен на обуви. Для этого Шариат рекомендует сделать не менее
    15 шагов по нему. Использование солнечных лучей — также один из самых древних, существующих на Востоке способов очищения от нечистоты.
    Для того чтобы солнечные лучи очистили нечистоту, Шариат требует загрязненную вещь сделать влажной и затем поставить под лучи солнца. По утверждению Шариата, сухая нечистота под лучами солнца не становится чистой.
    Истихала — переход вещества из одного состояния в другое
    — также используется Шариатом как метод очищения от нечистоты. Этот метод Шариата содержит элементы химии и физики. В Шариате утверждается, что путем превращения
    (истихала) вещь или живое существо становятся чистыми. На- пример, грязная палка под воздействием огня сгорает и превращается в пепел — становится чистой. Если вино само по себе или после прибавления в него соли превратится в уксус, оно становится чистым.
    Выше было сказано, что лучи солнца, высокая температура, воздействие огня способствуют удалению нечистоты. Сюда следует добавить и кипячение. Народы с древнейших времен знали, что для того чтобы сохранить пишу от порчи, необходимо ее прокипятить.
    Особое внимание Шариат обращает на процесс кипячения винограда. Пока не испарится 2/3 виноградного сока, посуда, в которой варится сок, и шумовка, с помощью которой помешивают кипящий
    виноград, и все, что прикасается к кипящему винограду, считается нечистым. Если что-либо съестное попадает в кипящий виноград, оно также становится нечистым.
    Шариат предлагает еще один способ очищения от нечистоты, также известный в общечеловеческой практике. Это так называемый табиат (природа). Метод этот вытекает из рассуждения, основанного на причинно-следственной связи.
    Например, посуда, в которой хранится вино (нечистое), считается также нечистой, но если это вино превращается в уксус, то эта же посуда становится чистой.
    В число очистителей Шариат включил религию — Ислам.
    Так, по Шариату, кяфир (неверный), только что вымывшийся в бане и надевший совершенно чистое белье и верхнее платье, все равно остается нечистым, с духовной точки зрения, потому, что он неверующий. Если же тот же человек принимает Ислам, то он становится чистым.
    Правила Шариата об очищении от нечистоты соответствуют тысячелетнему опыту и практике народной медицины и традиции народов мусульманского Востока. Но к этим методам следует подходить так, чтобы не смешивать элементы народной медицины и духовно-исламские представления.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   28


    написать администратору сайта