Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
Скачать 2.59 Mb.
|
Глава 9 МУСУЛЬМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ НА СЛУЖБЕ ШАРИАТА Ислам возник и распространялся в ожесточенной борьбе против языческих верований, обычаев и традиций. Доисламские традиции на Аравийском полуострове и лунный календарь, который использовали арабы и другие семитские племена в Аравии, были тесно связаны с местными языческими верования- ми. Изменение календарных дат праздников и отмена ритуалов, в которых отражались традиции местных языческих верований, помогло успешно преодолеть арабское язычество. Следует также подчеркнуть, что подобные конфликты возникали постоянно между Пророком Му-хаммадом и поэтами доисламского периода джахилии. Многие арабские поэты времен джахилии жили в период раннего Ислама и мешали 252 Пророку Мухам-маду и его сподвижникам в деле распространения Ислама. Натурализм в поэзии доисламского периода буквально противоречит исламским нормам нрав- ственности; этот принцип был одним из серьезных препятствий на пути принятия населением новых моральных принципов Ислама. Доисламские поэты не стеснялись описывать и воспевать в своих стихах все без исключения части тела человека, что было недопустимым с точки зрения моральных принципов Ислама и Шариата. Пророк Мухаммад в одном своем изречении (хадисе) говорил, что его долг перед Аллахом и людьми — «усовершенствовать моральные принципы». Имеется любопытный хадис. Современником Пророка Мухаммада был некий поэт Сухайль ибн Амр — из эпохи джахилии; в своих стихах он чернил Пророка Мухаммада и Ислам. Сподвижник Пророка Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О посланник Аллаха, разреши мне выбить передние зубы Сухайла ибн Ам-ра, чтобы его язык высовывался из его рта и не смог ораторствовать против тебя». Пророк Мухаммад не разрешил Умару ибн аль-Хаттабу сделать этого. Прежде чем изложить суть календарной реформы, проведенной Пророком Мухаммадом и его сподвижниками, необходимо коротко остановиться на истории различных доисламских лунных и солнечных календарей, которые служили отправным пунктом возникновения мусульманского лунного календаря — хиджри камари. Представления о календаре возникли в глубокой древности, на заре развития человеческой цивилизации. Беспрерывные смены света и темноты, времен года играли важную роль в трудовой деятельности человека, и, естественно, человек должен был с этим считаться и приспосабливать свою жизнедеятельность к мерам времени природы — суткам. Пытаясь разгадать тайны чередования дня и ночи, холодного, теплого и жаркого периодов, люди обратили внимание на движение небесных тел. Древние жители Вавилона установили, что видимые фазы Луны сменяются от одного новолуния до другого примерно в течение 29,5 суток: так человечество узнало природную меру времени — месяц. Было решено ввести попеременное чередование количества дней в месяце — 29 или 30, а позже лунный месяц был разделен на семь дней в 253 соответствии с числом небесных светил, которые, согласно представлениям того времени, обращались вокруг земли. Названия дней недели были даны по названиям небесных светил: суббота называлась днем Сатурна, воскресенье — днем Солнца, понедельник — днем Луны, вторник — днем Марса, среда — днем Меркурия, четверг — днем Юпитера, пятница — днем Венеры. Древние люди испытывали определенные затруднения в использовании лунного календаря, поскольку было очень сложно соотнести его со временами года, длительность которых обусловливалась продолжительностью солнечного года. Конечно, делались попытки поиска календарных систем, связанных с видимым годичным движением Солнца. Это удалось древним египтянам. Созданный в 5-м тысячелетии до н. э. древнеегипетский календарь указывал началом года день, когда самая яркая звезда неба — Сириус — впервые после двухмесячного периода отсутствия на небе перед восходом Солнца появлялась над горизонтом. Древнеегипетские астрономы в результате наблюдений за Нилом установили, что разлив этой реки всегда совпадает с периодом летнего солнцестояния и с этим же временем совпадает появление перед восходом Солнца звезды Сириус. Позже древневавилонского лунного календаря возник древнеегипетский календарь, связанный с Солнцем, Нилом и Сириусом. Состоял он примерно из 365 суток. Естественно, древнеегипетский счет времени в значительной степени устранял недостатки лунного календаря. Но и в древнеегипетс- ком календаре ежегодно происходила ошибка. Радикальным усовершенствованием солнечного календаря мир обязан египетскому астроному Сози-гену. Именно календарная система, разработанная Созигеном, была введена декретом римского императора Юлия Цезаря в 46 г. до н. э. В 325 г., после признания этого календаря Никейским Собором, календарь получил широкое распространение в христианских странах, и в честь Юлия Цезаря стал называться юлианским. И в юлианском календаре имелся существенный недостаток, и потому продолжалось его усовершенствование. Реформа 1582 г., проведенная при Папе Григории XIII, способствовала приближению продолжительности календарного года и 254 тропического и восстановлению нарушенного соответствия юлианского года тропическому. Первыми распространителями григорианского календаря были католики. Начиная с 1582 г., новый календарь стали вводить в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Франции и других странах. В СССР григорианский календарь введен с 14 февраля 1918 г. В странах Востока наряду с солнечным григорианским применяются и другие календарные системы. Большое распространение имеет лунная календарная система, разработанная древними вавилонянами. У мусульман эта система известна под названием лунного календаря хиджри. За отправную дату, с которой началось мусульманское летосчисле- ние, приняли 16 июля 622 г. юлианского календаря. Хиджра — переселение Пророка Мухаммада и его приверженцев из Мекки в Медину в 622 г. Наряду с лунными календарями хиджри в ряде мусульманских государств пользуются календарями солнечной хиджри. При этом первым днем первого месяца первого года был день 21 марта, т. е. день весеннего равноденствия. У некоторых народов летосчисление ведется от «сотворения мира», «от сотворения первого человека». Продолжительность лунного года составляет примерно 354 суток, что короче солнечного почти на 11 суток. Чтобы лунный календарь соответствовал солнечному, до Ислама арабы стали учитывать разницу между лунным и солнечным годами и прибавлять дополнительный, тринадцатый месяц к лунному году всякий раз, когда эта разница составляла полный месяц. В каждом 24-летнем цикле года имелось 9 лет, в которых было не 12, а 13 лунных месяцев. Чтобы лунный календарь соотносился с солнечным, фактически доисламские арабы год выводили по Солнцу, а месяцы — по Луне. Широкое распространение в наше время получила христианская эра (Рождество Христово), впервые предложенная в IV в. н. э. римским монахом Дионисием. По мере распространения христианства внедрялась и христианская эра. Таким образом, дата Нового года в странах Европы начинается 1 января. В России начало года — 1 января — введено в 1699 г. Петром I. 255 «Рождество Христово» (рождение Девой Марией сына Божьего Иисуса) — один из главных христианских праздников. В православии оно отмечается 25 декабря (7 января). Первоначально «Рождество Христово» отмечалось 6 января вместе с «крещением» и «богоявлением» и лишь в IV в. было перенесено на 25 декабря; причина этого была в том, что в Древней Греции день рождения Диониса, древнеегипетского бога Осириса, отмечалось именно 6 января. А рождение древнеиранского бога Митры праздновалось 25 декабря. Таким образом, перенесение «Рождества Христова» с 6 января на 25 декабря произошло с целью вытеснения культа древнеиранского бога Митры. У христиан есть еще одно отмечаемое рождество — «Рождество Богородицы». В православии оно отмечается 8 (21) сентября. Значение этой даты определяется той ролью, которая отводится церковью Деве Марии, давшей миру Иисуса Христа. Обосновывая «Божественность» Марии, церковь утверждает, что она была зачата «по Божьему обетованию». Католическая церковь в 1854 г. приняла догмат о непорочном зачатии ее матерью Анной. Однако православная церковь этот догмат не признает. Временное несовпадение празднования Рождества Христова западными и восточными церквями объясняется принятыми различными системами летосчисления. В наше время практически все страны мира наряду с национальными используют удобный григорианский календарь. Естественно, около 60 мусульманских стран с более чем полуторамиллиардным населением наряду с мусульманским лунным календарем хиджри широко используют григорианский, независимо от различных вероисповеданий. Что касается мусульманских праздников — Курбан-байрам (жертвоприношение), Ураза-байрам (праздник разговения по случаю окончания мусульманского поста), Мавлид (день рождения Пророка Мухаммада), Ми'радж (вознесение Пророка Мухаммада на небо) и других, — то они отмечаются только по мусульманскому лунному календарю — хиджри. Некоторые мусульманские народы — азербайджанцы, иранцы, узбеки, таджики, афганцы и другие отмечают солнечный Новый год — Навруз — ежегодно примерно 21 марта. 256 Теперь остановимся на подробном анализе вопроса о лунно- солнечном календаре, который использовался доисламскими арабами и который был ликвидирован Пророком Мухаммадом и его сподвижниками. В доисламском лунно-солнечном календаре месяцы относительно стабильно отражали положения сезона года. Не случайно и названия месяцев отражали явления того или иного сезона года; эти названия, данные доисламскими арабами, содержат определенные исторические сведения, а именно — чем занимались люди в эти месяцы. Так, например, названия месяцев и их этимология, дошедшие от доисламских арабов, сохранившиеся и сегодня в мусульманском календаре, таковы: 1. Мухаррам— «запретный, священный», по религиозным традициям доисламских арабов, в этот месяц запрещались войны и военные походы. То же относилось к 7-му, 11-му и 12- му месяцам года. Таким образом, 4 месяца: мухаррам, раджаб, зуль-ка-да и зуль-хиджжа — были запретными для военных походов. 2. Сафар — «желтый». В этом месяце на арабов часто обрушивалась болезнь — моровая язва, при которой у больного желтело лицо. 3 и 4. Раби аль-Авваль, раби ас-Сани (раби-1, ра-би-2 — означает «весна»; арабы до Ислама вкладывали в это слово смысл «осень». 5 и 6. Джумада аль-Уля, джумада аль-Ахира (джу-мада-1, джумада-2 — означает «застывать». В эти месяцы начинались заморозки, т. е. начинался зимний период. 7. Раджаб — рекомендовано воздерживаться от военных походов. 8. Шаабан — «разветвляться», «расходиться». В этом месяце доисламские арабы совершали воен- ные набеги. 9. Рамадан (или рамазан) — «быть жгучим» от «ра- мида». Жаркий месяц; доисламские арабы в жаркое время года соблюдали пост. 10.Шаввал — «подниматься, нести, переносить» — в этом месяце доисламские арабы снимались со стоянки. 11.Зуль-када— «сидеть, оставаться». В этом месяце арабы- кочевники предпочтительно вели оседлый образ жизни. 257 12.Зуль-хиджжа (хаджж) — в этот месяц доисламские арабы совершали паломничество к Каабе (эта традиция доисламских арабов сохраняется и в Исламе). 13-й месяц наси (дополнительный) — использовался доисламскими арабами для согласования лунно-солнечного календаря. В домусульманской системе летосчисления в названиях семи дней недели прослеживаются древние названия небесных светил: Сатурн — зухайль (суббота); Солнце — шамс (воскресенье); Луна — камар (понедельник); Марс — аль-Миррих (вторник); Меркурий — утарид (среда); Юпитер — аль-Муштари (четверг); Венера — аз-Зухра (пятница). Названия арабо-мусульманских месяцев по лунному календарю — хиджри — следующие: 1. Мухаррам — 30 дней. 2. Сафар — 29 дней. 3. Раби аль-аввал — 30 дней. 4. Раби ас-сани — 29 дней. 5. Джумада аль-уля — 30 дней. 6. Джумада аль-ахира — 29 дней. 7. Раджаб — 30 дней. 8. Шаабан — 29 дней. 9. Рамадан (Рамазан) — 30 дней. 10.Шаввал — 29 дней. 11.Зуль-гсада — 30 дней. 12.Зуль-хиджжа — 29 дней. В 631 г., за год до своей смерти, Пророк Мухаммад запретил вводить тринадцатый — дополнительный месяц — Наси. Таким образом, после возникновения Ислама арабы и все мусульмане вернулись к древнему лунному календарю в новом исламском одеянии и, естественно, названия месяцев, отображавших тот или иной сезон года, характер трудовой деятельности потеряли смысловое значение. Все мусульманские обряды, ритуалы, праздники и посты плавают, смещаются и отмечаются в разные 258 времена года и в разные сезоны в связи со смешанным состоянием месяцев лунного календаря — хиджри. В 638 г. 2-й праведный халиф Умар ибн аль-Хат-таб ввел лунный календарь — хиджри — в государственный обиход на территории халифата от Атлантического океана до Индийского, Средиземного моря до Испании. Запрет 13-го дополнительного месяца в мусульманском лунном календаре, введенный Пророком Мухаммадом, имел большое религиозно-политическое значение. Известно, что бытовые, религиозные, трудовые обычаи, традиции доисламских арабов были тесно связаны с арабским язычеством и доисламским лунным календарем, которые препятствовали переходу язычников в Ислам. Даже доисламская поэзия, которая демонстрировала языческие традиции и чувства, была серьезным духовным препятствием на пути перехода к Исламу. Не случайно у Пророка Мухаммада были серьезные конфликтные отношения с поэтами. Воспевая доисламские обычаи и традиции, поэты эпохи джахилии и поэты — сов- ременники Пророка — способствовали консервации языческих традиций. Пророк Мухаммад и его сподвижники подорвали духовные корни арабского язычества. Мусульманские ученые считают, что реформы лунного календаря, осуществленные Пророком Мухаммадом, имели не только религиозные, но и медико-оздоровительное значение. Так, например, по лунному мусульманскому календарю пост приходилось соблюдать в разные времена года в связи с плавающим смещением месяцев. Мусульманские врачи утверждают, что соблюдение поста и совершение паломничества в разное время года способствуют тому, что человеческий организм благоприятным образом переносит различные погодные условия. С другой стороны, мусульмане, живущие в климатических условиях Севера, которые плохо переносят жару, могут совершать паломничество в Мекку в то время, когда хаджж приходится на прохладное время года. Например, в этом году паломничество в Мекку по календарю хиджри приходится на начало января 2006 г., поэтому мусульманам России очень удобно совершить хаджж в это время, когда в Аравии относительно нежарко. 259 Глава 10 КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА Общеизвестно, что на протяжении веков на просторах Евразии, Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке взаимодействовали, обогащая друг друга, различные цивилизации. Это был сложный, многоплановый культурно- экономический, социальный процесс. На территории современной России проживают народы, исповедующие разные религии, в том числе Ислам. Естественным образом Россия не отделена от государств Центральной Азии и Закавказья, с которыми ее связывают общность исторических судеб и многовековые культурные контакты. И в то же время российские мусульмане являются неотъемлемой частью мирового мусульманского сообщества — исламской уммы. Об этом говорил Президент РФ Владимир Путин во время своего официального визита в Малайзию в прошлом году. Таким образом, невозможно представить себе евразийскую и всю мировую цивилизацию без учета мусульманской культуры. В истории мировой цивилизации мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. Зародившись в VII в., эта самобытная культура за сравнительно короткий срок распространилась на Ближнем и Среднем Востоке, проникла в Испанию и на Сицилию. Демонстрируя большую жизненную силу, Ислам как религия и культура утвердился на просторах Евразии — в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, в регионах Поволжья и Приуралья. Побеждая в борьбе с местными верованиями, Ислам в то же время показал способность вбирать в себя элементы знаний, обычаев и культурного наследия народов, принявших мусульманство. В эпоху Возрождения европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания. Наука и культура сблизили исламский Восток и христианскую Византию. Приняв Ислам, народы Евразии, в том числе мусульмане нынешнего СНГ, приобщились к культурному наследию Востока и Запада: Греции, Византии, Ирана, арабских стран. Распространение Ислама сопровождалось бурным ростом городов. Возникнув на Аравийском полуострове, 80% территории которого составляет пустыня, мусульманская 260 культура за короткое время стала великой урбанистической цивилизацией: в крупные центры превратились возрождаемые из руин древние поселения, возникали новые города. Такими центрами стали: Куфа, Басра, Багдад, Каир, Кордова, Севилья, Сарагоса, Самарканд, Бухара, Шираз, Нишапур и др. В Багдаде (тогда самом большом городе в мире) в X в. проживали более миллиона человек, в Дамаске и Кордове по 300-400 тысяч, в Каире — полмиллиона. Для сравнения укажем, что только в очень немногих городах средневековой Европы насчитывалось по 30-40 тысяч жителей. Численность населения Парижа, самого крупного европейского города, достигла 300 тысяч человек лишь в XIX в. Градостроительство по праву может быть отнесено к одному из высших достижений мусульманской цивилизации. Цветущие города Ближнего и Среднего Востока привлекали многих путешественников. Арыки, протекающие по улицам, парки, бассейны, бани, оживленные рынки, библиотеки, многоэтажные дома — все это вызывало у них восхищение. Так, посетивший Каир в 1046 г. известный поэт Насири Хосров называет его городом, «равных которому мало». «Я подсчитал, — пишет он, —- что в этом городе Каире должно быть не меньше двадцати тысяч лавок... Караван-сараев, бань и прочих общественных зданий столько, что их пересчитать нет возможности... Большая часть зданий в пять или шесть этажей». Хосров видел в городе и 8-, 10-, и даже 14-этажные здания. Тот, кто смотрит на город издали, думает, что это горы, писал Хосров. Особенно поразили его защищавшие людей от зноя крытые базары и улицы: туда не проникал дневной свет, и они освещались с помощью светильников. В мусульманских странах, расположенных в основном в зоне жаркого климата, высоко ценили чистую питьевую воду, а также воду, которую использовали для ритуального омовения. Города располагали развитой системой водоснабжения. Историки сообщают, что в XI в. бурдюки с питьевой водой в Каир доставляли 52 тысячи верблюдов. В Багдаде имелись построенные из кирпича закрытые акведуки. В иранских городах к охлаждающим воду сосудам, снабженным кранами, были проведены водопроводы. 261 Средневековый мусульманский историк и географ аль- Истахри, побывавший в Самарканде, рассказывал, что он редко видел постоялый двор, улицу, площадь, где не раздавали бы ради Аллаха ледяную воду. Ее брали из кирпичных хранилищ и бронзовых чанов. Смотрители водоснабжения освобождались от подушной подати. Вызывало удивление у современников транспортное обслуживание в средневековых мусульманских городах. В Багдаде, Каире, Дамаске, Самарканде и других городах к услугам городского населения имелись специальные стоянки для ослов, верблюдов (аналоги современных стоянок такси). В городах, расположенных у рек и озер, перевозки обеспечивались лодками, которые можно было брать внаем. В правление аль- Муваффака (868-892) число таких лодок достигало 30 тысяч, что свидетельствует о большой интенсивности перевозок. Общественный порядок обеспечивали городские надзиратели. Строгому наказанию подвергались лица, нарушившие законы Шариата. Пресекались пьянство и ношение одежды, не соответствующей исламским нормам приличия. В городах сосредоточивалась торговля мусульманского мира; ее непременной принадлежностью были красочные базары, неподалеку от которых находились торговые склады, гостиницы — фундуки, купеческие дома. В прилегающих многочисленных улочках и переулках располагались мастерские ремесленников: ткачей, красильщиков, медников, ювелиров. Шумные базары, где посредники сновали в одной толпе с поденщиками и носильщиками, могли показаться неискушенному человеку беспорядочным хаосом. На самом же деле вся жизнь в этих рыночных центрах подчинялась строгой системе. Творить добро и предотвращать зло — таков высокий принцип мусульманского права. Следуя ему, представители городских властей, надзиратели — мухтасибы — наблюдали за порядком. Они несли ответственность за законность и справедливость совершавшихся товарных сделок, проверяли все размеры товара, устанавливали справедливые цены, осуществляли надзор за работой печей, мануфактур и общественных бань. Во времена Османской империи в крупных городах — Каире, Истамбуле (Стамбуле), Тунисе и других — эту функцию выполняли специальные офицеры — янычары. Они имели 262 подчиненных, в число которых входили секретарь-счетовод и казначей. В их распоряжении находился и карательный отряд. Проверяя качество пищевых продуктов и потребительских товаров, они занимались также сбором пошлин, установленных на ввозимую продукцию. Вот как описывает современник инспекционные обходы, осуществлявшиеся мухтасибами: «Впереди шел счетовод, несший весы со стандартными мерами веса, а сзади шагал карательный отряд, готовый привести в исполнение скорый приговор, и наказание порой было суровым». Люди, занятые в сфере производства, распределения и обслуживания, объединялись в своего рода профессиональные союзы-гильдии. Наряду с ними существовали так называемые футуввы (от слова «фата», означающего «молодой человек»). Это были «братства молодых людей, поклявшихся быть верны- ми», товарищи, преданные друг другу. Представляя важный социальный институт мусульманских городов, гильдии способствовали профессиональной сплоченности ремесленников. Их внутренняя жизнь регулировалась строгими уставами (письменными или устными). Церемония посвящения в члены гильдии в некоторых мусульманских странах сопровождалась ритуалами и обрядами. Так, в Египте во время посвящения нового члена гильдии опоясывали кушаком. Этот ритуал связывают с традицией Пророка. Согласно преданию, Пророк Мухаммад опоясал кушаком своего двоюродного брата и зятя Али. В свою очередь сам Пророк Мухаммад точно так же принял посвящение от архангела Джабраила (Гавриила). Система гильдий охватывала широкие слои населения. К ним принадлежали не только ремесленники и торговцы, но и музыканты и певцы, погонщики ослов и верблюдов, лодочники, даже гадальщики и платные плакальщицы, сказители, среди которых было немало мистиков-суфиев. Также объединялись в гильдии художники, трубочисты, водоносы и цирюльники. Ислам не отделяет религиозную деятельность от мирской жизни. Добрый справедливый поступок священен, как и молитва. Члены гильдии были связаны между собой не национальной или расовой принадлежностью, не кровным родством, а верой в единого Бога. У них отсутствовал 263 национализм в нынешнем его понимании. И не случайно, что к системе гильдий принадлежали и христиане, и иудаисты, местные уроженцы и пришельцы. Во время молитвы мусульманин отправлялся в мечеть, христианин в церковь, иудей в синагогу. Такая веротерпимость — поистине выдающееся явление в истории цивилизации. Основные потребности человека — в пище, одежде и жилье — в мусульманском мире удовлетворялись в соответствии с законами Шариата. В этом комплексе особое место занимает одежда. Мусульманские правила запрещают появляться на людях с открытыми частями тела, требуют обязательно закрывать их одеждой; за этим строго следили. Вследствие это- го, везде, где побеждал Ислам, будь то африканский континент, Туркестан, Кавказ или Поволжье, мусульман можно было отличить по их длинным одеждам и покрывалам. Производимые ремесленниками предметы также должны были соответствовать мусульманским нормам и обычаям. Самым престижным ремеслом в мусульманских странах считалось ковроткацкое производство — ведь ковры были неотъемлемой принадлежностью мусульманского быта. Ковры на стене, на полу, молитвенные коврики, а также стеганые одеяла, круглые восточные подушки — митакка — под спину, под голову — создавали уют и красоту в доме. Высокого уровня достигла техника обработки волокна, направленная на производство тончайшего полотна. Египетские, сирийские, турецкие, иранские ткани были настолько плотно сотканы, что на Востоке и Западе их использовали при изготовлении географических карт. Переливающиеся разными цветами ткани служили материалом для изготовления накидок и покрывал для женщин, а некрашеные и однотонные ткани использовались для мужских халатов и повязок на голову. Исключением было, когда высокие вельможи — эмиры, духовные лица — носили яркие халаты и чалмы (например, в Средней Азии). Сегодня в мусульманских странах охотно покупается парфюмерная продукция Франции. В прошлом это было немыслимо. Парфюмерные изделия — многообразные сорта душистых масел — изготовляли из фиалок, лотоса, нарциссов, карликовой пальмы, лилий, белого жасмина, мирта, майорана и 264 померанцевого корня. В Средневековье ароматные воды, при- готовленные из лепестков розы, цветов пальмы, а также фиалковое и гвоздичное масла, привезенные из мусульманских стран, не имели себе равных. Мусульмане прославились мастерством приготовления пищи из пшеничной муки и восточных сладостей. В древности для помола пшеницы широко применялись ручные мельницы, но уже в раннем средневековье в мусульманских городах, расположенных у рек, появились плавучие мельницы. А в иракском городе Басре даже взялись за разрешение проблемы, актуальной и для современной гидравлики, — строили мельницу, вращаемую отступающей во время отлива водой. Развитие культуры, письменности немыслимо без производства бумаги. Китайская бумага, производимая в Китае и в Самарканде, существенно снизила цену на бумагу и практически вытеснила из употребления папирус и пергамент. Однако в заимствованную у Китая технологию изготовления бумаги мусульманские мастера внесли основательное из- менение: они свели на нет зависимость производства бумаги от тутового дерева и бамбукового тростника, начав изготовлять ее из тряпья. Бумажные фабрики имелись в разных городах, но к началу X в. основным центром производства бумаги оставался Самарканд. О культурном значении Самарканда в то время свидетельствует и дошедшая до нас шутка создателя алгебры аль-Хорезми, который извинял своего друга за то, что тот не писал писем, ибо жил далеко от Самарканда и бумага была ему не доступна. Мусульманские города были центрами науки и культуры средневекового мира; они, как магнит, притягивали к себе ученых. В университеты мусульманской Испании — в Кордову и Севилью — приезжали учиться из Франции и Италии. Среди тех, кто стремился туда, были даже высокопоставленные ре- лигиозные деятели из Ватикана. Согласно учению Ислама, Бог есть высший разум и мудрость, а человек — самое разумное и великое творение Бога. Неверие рассматривается как признак ущербности. Поиск истины, изучение Божественных и светских наук, распространение знаний, с точки зрения Ислама, — священный долг человека. 265 Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто утаил знание от того, кто в нем нуждался, да будет на него адская узда в Судный день». Умение писать и читать считалось даром Божьим, поэтому большим уважением пользовались переписчики и писцы. Переписчики и каллиграфы, владевшие арабской письменностью, состояли на службе у халифов, эмиров и султанов. На улицах и базарах мусульманских городов можно было встретить многочисленных писцов, которые обслуживали население — писали письма, составляли договоры и заявления. Хороший почерк и умение использовать различные виды письма ценились как высокое искусство. Многие произведения поэтов, философов и ученых древности и мусульманского Средневеко- вья дошли до нас благодаря переписчикам. Ценным качеством культурного человека признавалась хорошая память, необходимая для приобретения религиозных и научных знаний. Развитию памяти способствовало заучивание наизусть кораничес-ких аятов, чему в мусульманских учебных заведениях уделялось самое серьезное внимание. Мусульманская культура неотделима от единобожия — монотеизма. Аллах — единый и единственный Бог. В соответствие с этим главным догматом Ислама должна быть приведена вся жизнь мусульманина, что предполагает единство ее духовных и материальных аспектов, единство религиозного и мирского. Соответствующий пример дал сам Пророк Мухаммад. Когда ему строили жилье в Медине, то в соответствии с его пожеланием был создан новый тип постройки, отличительной чертой которого были колонны, поддерживающие потолок. Дом Пророка Мухаммада стал прообразом мечети. Во времена раннего Ислама глашатаи, чтобы призвать людей к молитве, поднимались на крыши домов или другие высокие места. В дальнейшем для удобства стали строить высокие башни — минареты, которые примыкали к мечетям или же стояли рядом с ними. Таким образом, призыв к молитве как религиозный ритуал подтолкнул строителей и зодчих к со- зданию уникальных сооружений — минаретов, ставших символом поклонения Богу. В своих творческих поисках мусульмане отказывались от возведения таких молитвенных домов, где бы преобладали гладкие поверхности и 266 прямоугольные формы (что было характерно для греческой архитектуры). Мусульманские строители создавали чудо- купола, арки, лепку, напоминающую пчелиные соты или сталактиты. Мечеть — это прежде всего место для молитвы, духовного общения человека с Богом, поэтому мечети просторны и в них нет посторонних предметов, которые мешали бы совершению молитвы, поклонов, падению ниц. Исламское искусство абстрактно отображает красоту и величие этого мира, установив запрет на изображение живых существ во избежание идолопоклонства. Ислам не допускает использование «образа» или «изображения» Бога в материальном воплощении — в виде статуи, портрета, иконы — в качестве украшения молитвенных домов, во время религиозных праздников или совершения обрядов. Божественный, сакральный строй мироздания получает свое воплощение в геометрической пропорциональности орнамента, в музыкальной гармоничности звука, в ритмичности движения. Мусульманские мастера достигли замечательных высот мастерства в искусстве орнамента. Им принадлежит заслуга создания арабески — нового типа узора, состоящего из пересечения и переплетения растительных фигур. Отличительной чертой арабески было и то, что в узор включались надписи арабскими буквами. Созданные таким образом орнаменты, основанные на точном математическом расчете и отличающиеся богатством фантазии, украшали молитвенные дома, административные и жилые здания повсюду, где утверждался Ислам. В системе мусульманской культуры важное место занимает музыка, изучение которой считалось необходимым элементом образования. Классическая арабская музыка достигла своего расцвета в IX-XIII вв., чему содействовали покровительствовавшие искусству аббасидские халифы — правители Багдада. Мусульмане внесли значительный вклад в создание музыкальной теории и музыкальной терминологии, заложив основу развития арабской, турецкой, персидской музыки (в том числе мусульманских народов СНГ), что прослеживается в развитии музыкального искусства вплоть до наших дней. 267 В пору проникновения и распространения Ислама в регионы Евразии, в Среднюю Азию, на Кавказ, в Поволжье и Приуралье (VIII-X вв.) мусульманский мир находился на вершине своего подъема, достигнув высокого уровня экономического, научного и культурного развития. Приобщаясь к Исламу, народы СНГ и других регионов стали членами авра-амистической, монотеистической общины (миллат Ибрахим), которая наряду с мусульманством включает в себя иудаизм и христианство. Одновременно с изменением религиозных представлений менялись и их социально-экономическая, культурная жизнь, семейно-брачные и бытовые традиции. Ислам повлиял и на жилищное строительство. Дома мусульман отличаются тем, что они ограждены стеной, чтобы не была видна со стороны внутренняя часть двора. Мусульманские жилые помещения делятся на две части — харим (от харам — «запрет», от того же слова — «гарем», где находятся женщины и дети и куда запрещено входить посторонним мужчинам) и общая гостиная. Приняв Ислам, мусульманские народы СНГ и других стран Востока создали уникальные архитектурные сооружения — молитвенные дома, административные и общественные здания. Это новая мусульманская архитектура, которая обогатила куль- туру Востока и Запада. Народы, имевшие древние культурные традиции (например, населяющие Среднюю Азию), после принятия Ислама достигли такого уровня развития науки и культуры, которого они не знали раньше. Великий математик аль-Хорезми, философы — аль-Фараби, аль-Бируни, великий медик и философ Ибн Сина (Авиценна), известные коммен- таторы Корана и собиратели хадисов (изречений Пророка Мухаммада) — ат-Тирмизи, имам аль-Буха-ри, астроном Улугбек — внук великого полководца Тамерлана и другие ученые были представителями Средней Азии и территорий нынешнего СНГ. Таким образом, культурные и экономические связи Европы и Азии, стран СНГ уходят корнями в глубину веков, а мусульманская культура уже со времен Средневековья является неотъемлемой частью великой цивилизации Евразии. Без знакомства с ней невозможно и понимание сути мировой культуры. |