Главная страница

Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с


Скачать 2.59 Mb.
НазваниеШариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
АнкорДословный перевод Шариата
Дата14.02.2023
Размер2.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShariat.pdf
ТипЗакон
#936932
страница21 из 28
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   28
ШАРИАТ И СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМСКИЙ
ПРИЗЫВ К РЕЛИГИИ
Международная активизация Ислама в современных условиях проявляется в различных социально-экономических и религиозно-политических мероприятиях, проводимых международными исламскими организациями и отдельными мусульманскими странами. Особое место среди этих мероприятий занимает современное исламское миссионерство.
Термин «миссионерство», наиболее близкий к понятию
«призыва к религии», происходит от латинского mission, что означает — «посылка, поручение». Проповедник, призывающий к религии, в мусульманской терминологии звучит как
муббашир, да'и, мубаллиг. В сугубо религиозном понимании термины да'ват и таблиг означают распространение, про- паганду религии среди людей, придерживающихся иного вероисповедания.
Работа по призыву к Исламу ведется явно и скрытно практически на всех континентах мира.
Ведут ее дипломатические и торгово-экономические миссии исламских стран, исламские пресс-центры, радио и телевидение, газеты и журналы. Миссионерством занимаются все религии.
Основным регионом, где активно действуют мусульманские проповедники, является Африканский континент; работают они

284 также и в странах Западной Европы, США, Канаде, Японии,
Латинской Америке...
Проповедническую работу ведут в этих регионах исламские центры, ядром которых являются мечети. При мечетях обычно функционируют исламские библиотеки, школы, музеи исламской культуры, кинозалы, иногда даже медицинские пункты. В исламских центрах проводятся месячники исламской культуры, читаются лекции по Исламу, для чего приглашаются не только богословы из стран мусульманского Востока, но и известные западные исламоведы.
Наиболее активно проповедническая работа ведется мусульманскими и христианскими представителями на
Африканском континенте с местными африканскими религиями. Западные исследователи признают, что в странах
Африки
Ислам успешно вытесняет синкретическое христианство и язычество. Причины этого явления различны.
Реально секрет успеха мусульманских проповедников заключается в следующем.
Во-первых, христианские миссионеры дискредитировали себя в глазах африканских народов своей связью с колонизаторами.
Отмежевание христианских лидеров от европейских колонизаторов и африканизация христианства, уменьшение доли белых миссионеров за счет возрастания числа африканских священников в некоторых регионах Восточной и Западной
Африки способствовали до некоторой степени стабилизации христианских общин. Тем не менее все это не может остановить наступление исламских проповедников, усиленно пропагандирующих, что Ислам является религией и идеологией порабощенных народов. Исламские лозунги используются и в национально-освободительной борьбе.
Во-вторых, Ислам проник в Африку на заре своего существования. А это означает, что процесс исла-мизации местного населения длится здесь уже более 1000 лет.
Христианство проникло в африканские страны уже в XI в., но его усиленное насаждение началось только с приходом туда европейских колонизаторов в XV, XVIII, XIX-XX вв.
Знаменательно, что христианство лишь в одной африканской стране — Эфиопии — является государственной религией, тогда

285 как Ислам занимает такое положение во всех странах Северной
Африки и некоторых других регионах.
В-третьих, христианские миссионеры из различных стран (за исключением Ватикана, который имеет специальный фонд для миссионерской работы в Африке) существуют за счет отдельных благотворительных организаций и пожертвований отдельных лиц. Мусульманские же проповедники находятся ис- ключительно на государственном обеспечении. Так или иначе, почти все мусульманские страны финансируют проповеднические организации. Крупными поставщиками финансовых средств для мусульманских проповедников являются Саудовская Аравия, Ливия, Кувейт, Эмираты
Персидского Залива, Иран и другие исламские страны, богатые нефтью. Считается, что призыв к религии — неотъемлемая часть мусульманства: «каждый мусульманин является про- поведником (муббаширом) своей веры» — гласит ха-дис.
В-четвертых, местные африканские религии, с точки зрения исламских организаций, не являются серьезным препятствием на пути исламизации Африки, ибо племенные верования африканцев, в отличие от христианства и Ислама, не имеют сильных институтов и нередко мешают объединению пред- ставителей различных племен, народностей и этнических групп против колонизаторов и созданию централизованного государства. Исламские лозунги — «о равенстве и о братстве мусульман» — отрицание расовых, этнических, языковых различий дают мусульманским богословам шанс для привлечения африканцев в лоно Ислама.
Успешной деятельности мусульманских проповедников в
Африке способствует и тот факт, что арабские и исламские традиции, ритуалы, морально-нравственные обычаи, пропагандируемый мусульманами образ жизни ближе и понятнее африканцам. Нередко в африканских странах в борьбе против европейских колонизаторов даже афро-христианские общины использовали исламские запреты (отказ от алкогольных напитков, курения, ношения европейской одежды и т. д.).
Следует отметить, что такие законы Шариата, как отрубание руки у воров, забрасывание камнями прелюбодеев, запрещение алкогольных напитков, порнографии, наркомании, поп-музыки, показа сексуальных фильмов, а также и другие жесткие запреты

286
Шариата находят поддержку во многих районах Африки.
Перечисленные формы наказания в условиях стран Африки могут способствовать защите общественного и частного имущества граждан, созданию дисциплины. Религиозный страх оказывается более действенным по сравнению с либеральным сознанием в некоторых странах Востока, где не изжить старые традиции и обычаи.
Вместе с тем, сильно и взаимодействие Ислама с африканским язычеством и другими формами религиозной жизни континента.
Все это облегчает наступление мусульманских проповедников. Еще в раннем Средневековье стали проникать в культуру африканских народов арабская письменность и лексический багаж. Например, в Восточной
Африке язык суахили, задолго до появления европейских колонизаторов выделившийся в качестве языка общения всех племен и народов того региона, длительное время основывался на арабской графике, и лишь европейские колонизаторы заменили ее латинской. Язык народов западной части Африки
— хауса — также имел письменность на базе арабской графики.
В настоящее время в некоторых странах Восточной Африки делается попытка отказаться от английского языка и превратить суахили в государственный язык — в этом деле есть определенная заслуга и мусульманских проповедников.
Как известно, Всемирная Исламская Лига и Лига арабских государств оказывают финансовую помощь более чем 40 странам Азии и Африки. Эта помощь носит очевидный проповеднический характер. Так, например, в 1976 г. во время своего визита в Центральную Африканскую Республику лидер
Ливии полковник Муаммар Каддафи оказал большую финансовую помощь президенту Бокассе. Бокасса, со своей стороны, усилил распространение Ислама в ЦАР и сам принял
Ислам. Наряду со своим французским именем Жан Бедель, он стал носить арабо-му-сульманское имя Ахмад Салахаддин
Бокасса.
Аналогичную проповедническую и политическую операцию провела Лига арабских государств в Уганде. Длительное время
Уганда находилась под сильным экономическим влиянием
Израиля и сионистских организаций. Получив значительную финансовую помощь от арабских стран, тогдашний президент

287
Уганды генерал Иди Амин выслал из страны израильских специалистов и дипломатов. Несмотря на то, что число мусульман в Уганде и ЦАР достигает 15-20% населения, практически вся торговля и финансовые рычаги в столицах этих стран находятся в руках мусульманского меньшинства. Таково же положение и в некоторых других странах Восточной и
Западной Африки: почти половина национального дохода во многих из них приходится на долю ара-бо-мусульманского меньшинства, причем большими финансовыми средствами владеют мусульманские проповедники.
Поле деятельности мусульманских проповедников в Африке
— это те африканские страны, где Ислам не является государственной религией, где имеются мусульманские общины, где мусульмане составляют меньшинство и где активно действуют белые и черные христианские миссионеры.
Мусульманские проповедники прибывают в эти страны в основном из
Северной Африки, где преобладает Ислам, а также из азиатских исламских стран
(Пакистан,
Бангладеш и
Индия).
Мусульманских проповедников готовят во многих учебных заведениях. Самым влиятельным в мусульманском мире является высший богословский университет Аль-Азхар в Каире.
В 1963-64 гг. праздновалось его тысячелетие. Очень широк диапазон проповеднической деятельности по подготовке слу- жителей культа в этом университете. Университет имеет среднюю школу, подготовительные курсы для мусульман- неарабов, женский факультет (куллият-банат) в виде закрытого пансионата. Выпускницы женского факультета не только преподают исламские дисциплины в школах и институтах и занимаются религиозным воспитанием детей в семье, но привлекаются и к проповеднической деятельности.
В 1978-1979 учебном году в университете аль-Аз-хар обучались более 48 тысяч студентов и слушателей из 93 стран мира. Университет каждый год посылает в страны черной
Африки 300-400 проповедников из числа африканских народностей. В программу деятельности мусульманских проповедников в Африке включены четыре основные задачи:
- искоренение местных языческих верований;

288
- искоренение синкретического африканизированного христианства;
- борьба против проникновения Израиля и сионистских организаций;
- противодействие распространению марксизма, научно- материалистического мировоззрения и атеистических взглядов и убеждений. Европейские миссионеры, представители
Ватикана, более всего пытаются влиять на деятельность мусульманских проповедников в нужном для них направлении.
Они убеждают мусульманских пропагандистов прекратить борьбу против христианства в Африке и совместными усилиями выступают про- тив «безбожного коммунизма и атеизма». С этой же целью в период понтификата Папы Павла VI (1963-1978 гг.) в Ватикане был издан ряд энциклик, должных послужить сближению
Ватикана с исламскими центрами. Ватикан смягчил свое отношение к Исламу и утверждает ныне, что Ислам судит о Боге верно и что разногласие между христианством и Исламом носит второстепенный характер. Тем не менее тактика католических миссионеров не имеет большого успеха. Мусульманские организации требуют от Ватикана заставить западные страны отказаться от поддержки Израиля и сионизма и защищать права палестинцев и арабов, попранные Израилем и им- периалистическими державами, прежде всего США. Таким образом, борьба между христианскими миссионерами и мусульманскими проповедниками не утихает. Попытка
Ватикана «снять вину с иудеев за распятие Иисуса Христа» еще больше ожесточила эту борьбу, что привело к значительной утрате престижа католической церкви на Ближнем и Среднем
Востоке и возрастанию роли мусульманских проповедников в
Африке. Арабы-католики угрожали Ватикану, что в случае положительного решения этого вопроса они отрекутся от католицизма и примкнут к греко-православной церкви.
История мусульманского проповедничества насчитывает более 1300 лет. Формы и методы его деятельности разнообразны.
Они сообразуются с особенностями национально-освободительного движения, социально- экономического развития, политическими ситуациями, обычаями и традициями, культурным уровнем народов. Для

289 привлечения к Исламу иноверцев используются достижения научно-технического прогресса и т. д.
Характерная черта современного исламского про- поведничества — привлечение к этой деятельности людей с медицинским, техническим, экономическим и философским образованием. В мусульманских странах делается попытка при подготовке проповедников сочетать богословское и техническое образование. Большое значение придается также изучению западных языков.
Открытие светских факультетов в богословских университетах некоторых мусульманских стран доказывает, что современный исламский призыв к религии стремится развивать свою деятельность с учетом требований времени. Так, например, на протяжении многих лет мусульманский университет аль-Азхар в Каире имел всего три факультета — богословский, шариатский и литературный. Несколько лет тому назад в этом университете были открыты новые факультеты — инженерный, медицинский, сельскохозяйственный.
Богословы не скрывают, что в современных условиях религия подвергается натиску со стороны науки и научно-технического прогресса. Чтобы защищать религию, утверждают они, одного богословского знания недостаточно, поэтому в настоящее время в мусульманском призыве широко используются люди с техническим и медицинским образованием. Так, например, турецкий инженер Мехмет Шукри Сузер написал двухтомную книгу «Изучение Корана с позиции точных наук», которая более
20 раз переиздавалась в Анкаре и Стамбуле (на турецком языке).
Мехмет Шукри Сузер, получивший техническое образование в
Германии, утверждает, что в Коране есть даже основа теории относительности Эйнштейна. Объяснение названия 57-й главы
(суры) Корана «Аль-Хадид» (Железо) автор усматривает в том, что, «начиная от иголки и кончая ракетой», повсеместно требуется железо, и тем самым Коран советует изучать и развивать науку.
Иранский врач доктор Али Паривар (медицинское образование получил в Англии) издал двухтомную книгу под названием «Изучение религии с позиций знаний». Более всего автор уделяет внимание толкованию религиозных ритуалов и обрядов с медицинской и профилактической точки зрения, ибо в

290 современном исламском призыве важно доказать совместимость с наукой и практическую пользу исламских традиций с точки зрения современной медицины. Доктор Али Паривар утверждает, что мусульманский пост — чудо голодания, вылечивает более 20 болезней, в том числе инфаркт, ревматизм, гипертонию, водянку, кровотечения желудка, уремию, диабет и др.
В настоящее время мусульманские проповедники не ограничивают свою деятельность распространением Ислама и духовным воспитанием его последователей.
Они пропагандируют исламскую концепцию социально- экономического развития — третий путь развития исламских стран как альтернативу и капитализму, и коммунизму.
Самым ярым проповедником «третьего пути» развития мусульманских стран считается лидер Ливии М. Каддафи. В отличие от других мусульманских лидеров, которые непосредственно не занимаются разработкой теоретических вопросов Ислама, М. Каддафи постоянно обращается к Исламу, охотно вступает в дискуссию с богословами, издает книги и журналы по
Исламу, финансирует мусульманских проповедников и лично занимается пропагандой Ислама. Идеи
М. Каддафи о «третьем пути» развития мусульманских стран за последние годы претерпели значительные изменения.
Первоначально он полностью отрицал пригодность для мусульман как капитализма, так и коммунизма: общеизвестен его тезис «капитализм отрицает человека, марксизм — Бога, поэтому они неприемлемы для мусульман»; в настоящее время ливийский лидер солидаризируется с известным индо- мусульманским философом Мухаммадом Икбалом, который, приветствуя победу Октябрьской революции, утверждал, что
«между Исламом и социализмом (имея в виду исламский социализм) не было бы противоречия, если бы большевики не отрицали Бога». М. Каддафи также утверждал, что в марксизме есть социальная справедливость, но там не хватает Бога.
Мусульманские проповедники уделяют большое внимание пропаганде солидарности мусульманских стран. В последние годы мусульманское проповедничество активизируется в ООН и других международных организациях: по тем или иным вопросам делаются совместные заявления от имени всех ис-

291 ламских стран, выдвигаются требования об изменении устава
ООН и Совета безопасности. Исламские идеологи утверждают, что империалистические державы в Совете безопасности используют право вето в качестве политического оружия против исламских и развивающихся стран.
Излюбленной формой проповеднической работы мусульманских богословов с язычеством и другими религиями является использование новообращенных мусульман. Суть этой формы проповеднической работы заключается в том, что исламские центры находят людей, перешедших в Ислам из других религий, и эти люди рассказывают о причинах перехода, говорят о несостоятельности тех религий, от которых они отреклись. В некоторых исламских журналах, например, в
«Минбар аль-Ислам» (Кафедра Ислама, издается в Каире) есть специальная рубрика «Почему я стал мусульманином», где печатаются статьи на подобные темы.
В одном из номеров этого журнала выступил некий
Хариладис Далис (грек по национальности), проживающий в
Кении. Он перешел в Ислам из христианства и принял новое имя — Мухаммад Талиб. Отречение от христианства Мухаммад
Талиб объясняет тем, что в прежней религии его не удовлетворяли три положения: о душе, о Святой Троице и о непорочности Марии. Далее бывший христианин рассказывает, что он общался с христианскими и иудейскими богословами, но те не смогли разрешить его сомнения. Лишь обратившись к учению Ислама, он нашел ответ на свои вопросы. Ислам учит, что нет посредника между Богом и человеком, душа не может висеть между небом и землей. По учению Ислама нет божества, кроме Аллаха, Он — Один, Единый и Единственный. Нет места так называемым «Богу-Святому Духу» или «Богу-сыну».
Человек является рабом Бога, и между ними нет посредника.
Христианское учение о троице неприемлемо, ибо стираются грани между Богом и человеком, происходит то ли
«обожествление» человека, то ли очеловечивание, материализация Бога. Человек, материя становятся объектом поклонения, а это — ширк — отрицание единобожия.
Особый интерес вызывает проповедническая деятельность иранских богословов. После победы Исламской революции в
Иране роль Ислама в общественно-политической жизни страны

292 чрезвычайно усилилась. Приверженцы аятоллы Хомейни ведут исламскую пропаганду в странах Запада и Афро-Ази-атском регионе. Если при шахском режиме исламская тематика составляла 12-15% объема передач по радио, телевидению, в периодической печати, то ныне с Исламом связываются все политические, экономические и культурные мероприятия в
Иране.
Иранские проповедники видят свою задачу в рас- пространении на Востоке опыта Исламской революции в Иране.
С этой целью Исфаганский университет, который является одним из крупных учебных заведений Ирана, объявил конкурс на лучшие работы по следующим темам:
1. Влияние Исламской революции в Иране на другие исламские страны.
2. В какой степени социальная функция религии раскрывается в Исламской революции в Иране.
3. Исламская революция в Иране как результат деятельности мечети и университета.
Приглашения для участия в данном конкурсе были направлены Исфаганским университетом в востоковедческие центры многих стран мира, в том числе в Советский Союз.
Проповедническая работа иранских богословов направлена против любой светской власти, и в этом отношении они руководствуются мнением аятоллы Хомейни, который считает, что любая светская власть является «творением Сатаны».
Цель современного мусульманского призыва — возвращение подобающего места Исламу в обществе. Иранские лидеры указывают на то, что империалисты, сионисты и коммунисты разрушили могущество и самостоятельность мусульманского мира. Они создали в исламских странах очаги аморальности; возмущение мусульман вызывает появление на улицах жадных молодых людей и женщин с обнаженными руками, грудью, бедрами; подражающих привычке европейцев пить вино. Они установили официальное время в соответствии с европейским
(по Гринвичу).
Первым врагом, с которым столкнулось исламское движение, по их мнению, были иудеи (сионизм), стоящие у истоков всех антиисламских происков и интриг, продолжающихся и поныне.

293
Позже с этой враждебной силой соединились заслуживающие еще более грозного проклятия слуги сатаны — империалисты.
Как известно, в отличие от христианства, в Исламе отсутствует отлучение от церкви. Поэтому иранские лидеры надеются, что мирным путем призыва окажется возможным ассимилировать немусульманские течения, в том числе коммунистов (Хезб-ту-де — Народную партию) в Иране. И не случайно, что после тридцатилетнего запрета при шахе имам
Хо-мейни в 1979 г. легализовал Народную партию Туде.
Возможная причина этой терпимости — поддержка иранскими коммунистами позиции мусульманского духовенства во главе с
Хомейни против шахского режима и американского империализма.
Пожалуй, самым удивительным в истории проповедников
Ирана было послание вождя исламской революции имама
Хомейни к Михаилу Горбачеву. Почему имам Хомейни обратился с посланием к М. Горбачеву? Что это? Призыв принять Ислам? Думаю, вовсе нет. Имам Хомейни прекрасно понимал, что он обращается к человеку, стоящему во главе коммунистического мира, и невозможно в одночасье изменить его мировоззрение. В то же время он не мог не знать, что советское общество не желает дольше мириться со старым коммунистическим режимом в СССР. И Горбачев это чувствует, потому и сделал первые, пусть еще очень робкие, шаги по переустройству жизни в стране. А по глубокому убеждению аятоллы Хомейни, который и капитализм, и коммунизм считал порождением дьявола, любая попытка переосмыслить коммунистические догмы достойна всяческой поддержки.
Обращаясь к М. Горбачеву, имам говорит: «С Вашим приходом к власти ощущается новый подход к анализу мировых политических событий. Ваша смелость и дерзание в подходе к реальным мировым событиям могут стать источником преобразований, которые изменят общую ситуацию в мире.
Ваша смелость в пересмотре учения, которое в течение многих лет держало за железной стеной революционных сынов мира, достойна всяческой похвалы и одобрения.
Однако если Вы решите пойти дальше по этому пути, то первым делом, которое, несомненно, послужит успеху Вашего начинания, будет пересмотр политики
Ваших

294 предшественников, отрекавшейся от Бога и религии, что, безусловно, нанесло сильнейший удар народу Советского государства».
А далее имам Хомейни развивает свою мысль так. Отказ от
«коммунистического идеала» — лишь первый шаг. А что потом? Какую идеологию примет Советский Союз? Россия — это огромная страна с огромным потенциалом, и для решения ее экономических задач может оказаться «привлекательным искушением» опыт капитализма на Западе. Но, считает имам, видимое экономическое благосостояние Запада не может стать примером для советского общества и излечить его от недугов.
Западный мир погряз в тех же проблемах, что и марксизм, только в других сферах и в другой форме.
По сути дела, продолжает имам, нужно признать, что на
Западе отсутствует религиозный образ жизни, т. е. отсутствует духовность. А кризис веры — как на Западе, так и на Востоке — есть главная болезнь человеческого общества. И излечить эту болезнь простым материализмом невозможно. Марксизм не отвечает ни одной из истинных человеческих потребностей, а коммунизм теперь нужно искать лишь в музеях политической истории.
И далее: «Возможно, Вы еще не отвернулись от марксизма, доказывая его правоту. Я чувствую Ваши колебания и нерешительность. Поэтому прошу Вас, господин Горбачев, обратить внимание и со всей серьезностью подойти к исследованию Ислама, и не только потому, что Ислам и мусульмане нуждаются в Вас, а ради высоких ценностей, ко- торыми располагает исламский мир и которые могут принести успокоение и спасение всем народам и распутать клубок основных проблем, волнующих человечество. Серьезный подход к Исламу избавит Вас от таких проблем, как
Афганистан, и многих других».
И еще одна важная причина обращения имама к генсеку. Это
— вопрос взаимоотношений Ирана с Россией. Имам Хомейни считал, что идеологический вакуум в стране Советов, где издавна проживают миллионы мусульман, вполне может заполнить Иран. Ведь между двумя странами давно царят принципы добрососедства, невмешательства в дела друг друга и взаимовыгодного сотрудничества.

295
Обращение аятоллы Хомейни — без преувеличения — повергло в шок советское руководство. Было от чего. Во времена великого противостояния «СССР — США» Москва и
Тегеран находились на разных политических полюсах, ибо шахский режим был последовательным и верным союзником
Вашингтона, что, впрочем, не мешало СССР поддерживать неплохие экономические отношения с Ираном.
Советскому
Союзу был хорошо известен расклад политических сил в Иране, конфликт между мусульманским духовенством и государством. В то же время никто в мире не мог поверить, что в середине XX в. — техногенной эпохи в жизни человечества — религиозные силы могут привести к исламской революции. И все же, вследствие того, что население страны было и остается почти полностью мусульманским, в условиях жесточайшей тирании в то время именно мечети оставались главным очагом сопротивления режиму.
В этой ситуации Москва занимала двойственную позицию: с одной стороны, руководители Советского Союза не ослабляли политического нажима, используя традиционные антиколониальные и антиимпериалистические лозунги; с другой стороны, в Кремле опасались усиления влияния радикального и революционного Ислама на советских мусульман (в СССР проживали более 75 миллионов мусульман в период Исламской революции в Иране).
Конечно, в Кремле были довольны падением шахского режима, что нанесло большой урон престижу США на Ближнем и Среднем Востоке, но крайне огорчительным был тот факт, что революцию совершили не коммунисты Ирана (в то время в
Иране было 3 прокоммунистических партии — Народная партия
Ирана Туде, Азербайджанская Демократическая партия Ирана и
Курдская Демократическая партия) и не социалисты, а народные массы под руководством богословов.
Принципиальная атеистическая позиция не позволяла
Горбачеву вступить в открытые публичные переговоры с аятоллой. Поэтому послание главы Ирана не было опубликовано в прессе. И вообще позиция СССР по вопросам, затронутым в послании имама Хомейни, вырабатывалась целый месяц; в конце концов, она так и не была определена. Но международная этика требовала откликнуться на письмо имама. Это дело

296 поручили тогдашнему министру иностранных дел Э.
Шеварднадзе: он посетил Иран с визитом — только визит этот был простой данью международной вежливости; ничего конкретного он не дал.
Тем временем ситуацией воспользовались противники
Горбачева. Послание опубликовала изначально оппозиционная газета «День», подогрев тем и без того накаленную социальную обстановку в советском обществе. Режим продолжал расшатываться. К чему, в конечном счете, это привело — известно. Но мусульманское духовенство, проповедники Ислама остались довольны, они многого и не ожидали.
Современное мусульманское проповедничество уделяет особое внимание созданию мусульманских пресс-центров при исламских центрах в зарубежных странах. Генеральный директор Агентства Исламские новости «ЧЕСИ» в Риме (он же директор Исламского центра в Риме), доктор Мухаммад Али
Сабри утверждает, что «мусульманская пресса призвана защитить каждого мусульманина, где бы он ни находился».
Далее он говорит, что миллиардное мусульманское население мира играет важную роль в мировой экономике и политике, выполняет большую духовную и культурную функцию в жизни многих народов. Европа и западный мир знают об Исламе и мусульманах очень мало, их сведения о мусульманах извращены и далеки от истины, так как получены из рассказов, распространенных крестоносцами в далеком прошлом, а позже
— современными колонизаторами.
Мусульманские проповедники в странах Запада изучают материалы по Исламу, публикуемые в периодической печати, результаты передаются мусульманским миссиям в Европе и на
Западе. Исламский пресс-центр в Риме «ЧЕСИ» утверждает, что
«львиная доля западной прессы находится либо в руках сионистов, либо в руках фанатичных крестоносцев», враждебных мусульманскому миру. Поскольку Исламский пресс-центр
«ЧЕСИ» постоянно разоблачает империалистическо-сионистский заговор против арабов и мусульман, он неоднократно подвергался погрому.
В последние годы усилил свою проповедническую деятельность пресс-центр и Исламский центр мусульман
Японии в Токио. Главный редактор журнала «Исламский

297 культурный форум» Абу-Бакр Маримото (японский гражданин, принявший Ислам), сообщил, что свой журнал он бесплатно рассылает мусульманским организациям и отдельным лицам в
90 странах мира. В материалах проповеднического содержания пропагандируется идея, что «только Ислам может привести мир к миру».
Использование периодической печати и прессы для пропаганды Ислама в странах Запада и Японии свидетельствует о глобальной международной активизации
Илама и современного мусульманского проповедничества.
Говоря о мусульманском призыве, следует особо отметить роль мусульманских интеллектуалов, проживающих в странах
Запада. До сих пор мусульмане в странах Запада в основном решали свои социально-экономические вопросы. Даже имамов для мечетей Европы и США часто приглашали из стран
Востока. Это естественно, ибо имамов готовили в мусульман- ских университетах арабских стран; Турции, Ирана, Пакистана и т. д. Эта традиция будет продолжаться. Но в связи с тем, что сегодня в европейских странах проживают десятки миллионов мусульман нескольких поколений — образованных, со знанием английского, немецкого, французского и других языков — в настоящее время более 30% исламоведческой научной продукции европейские мусульмане готовят сами. В недалеком прошлом этого не было, и это — самое глобальное движение мусульманского призыва в странах Запада.
В настоящее время мусульманская диаспора на Западе вновь обращается к истокам Ислама, находится в поисках новых аргументов для самовыражения в рамках мусульманской системы идей. Европейских мусульман волнуют проблемы демократизации общественной жизни, права человека и свободы совести в самом мусульманском мире.
Бесспорно, обновленческие тенденции в современном Исламе будут способствовать укреплению исламского духа. Анализ вопросов, связанных с исламским проповедничеством на Западе, убеждает нас в том, что в ближайшие годы следует ожидать усиление интеллектуального влияния европейских мусульман на весь мусульманский мир.

298
Говоря об исламском призыве в странах Запада и США, необходимо отметить деятельность транслокальной околоисламской организации «Нация Ислама», действующей в
США и ряде стран Западной Европы. Религиозно-политическая проповедническая деятельность этой организации неоднозначно оценивается во многих странах мира. Для «Нации Ислама» понятия религии и идентичность, а также их отношение к этнической принадлежности и расе чрезвычайно важны и максимально сакрализованы. Согласно Элиджан Мухаммаду
(1934-1975), основателю и лидеру движения «Нация Ислама»,
Ислам — это уникальная и естественная религия черной нации.
Это — религия Аллаха, а не европейцев, создавших религию белого человека. «Нация Ислама» как глобальное этно- религиозное движение формирует этно-религиозную идентичность вне этнических и национальных границ.
«Нация Ислама» имеет огромный успех среди черного населения США и Европы. Несмотря на запрет властей на въезд нынешнего лидера Луи Фарахана в Великобританию, пропаганду и проповедническую деятельность этой организации остановить практически невозможно еще и потому, что их распространению способствуют средства массовой информации и компьютерные технологии.
Важно также отметить, что, благодаря эффективной проповеднической деятельности, «Нации Ислама» удалось в свое время привлечь в Ислам известного боксера Мухаммеда
Али.
Известно, что трагические события 11 сентября 2001 г. в
Нью-Йорке, оккупация западными странами Афганистана, затем
Ирака, угрозы со стороны США в адрес Ирана, Сирии, других мусульманских стран, издевательства и оскорбления мусульман в тюрьмах «Абу-Грей» и Гуантанамо, чрезмерно жестокие, несправедливые акты против мусульман до предела обострили отношения между мусульманами и западными странами. В свою очередь, мусульманские идеологи-проповедники, а также известные христианские религиозные лидеры (Папа Римский, архиепископ Кентерберийский, Московский патриарх и др). неоднократно призывали к тому, чтобы Ислам не оценивался на основе акции отдельных мусульман-террористов. Известный арабский богослов Шейх аль-Кардави, осуждая терроризм,

299 сказал: «Мы против того, чтобы все мусульмане несли бы за то ответственность, а Ислам представляли бы религией, оправдывающей насилие и терроризм».
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   28


написать администратору сайта