Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
Скачать 2.59 Mb.
|
УЧЕНИЕ ИСЛАМА О НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Существуют различные формы взаимосвязи и взаимовлияния религии и нации. Родоплеменные и национальные религии являлись самыми ранними формами связи людей (родов, племен) с религиозными традициями. Здесь совпадали конфессиональная и религиозная принадлежности, т. е. боги и святые принадлежали к конкретным родам, племенам. С возникновением мировых религий ситуация меняется. Например, Ислам отрицает какое бы то ни было разделение на этнические и национальные общности. По Исламу, принадлежность к единой вере поглощает национальное различие. Вследствие этого Ислам выдвигает и обосновывает не национальное различие, а единое целое — мусульманский народ — «умма исламия». В Коране говорится: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись (во мнениях). Но разошлись (во мнениях) относительно этого только те, кому было даровано писание, после того, как к ним явились ясные знамения, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Аллах по своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, относительно которой они разошлись (во мнениях). Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает» (2:213. Коран — перевод смыслов и комментарии Кулиева Э. Р., Москва, Умма. 2004). Коран осуждает выделение нации или расы среди мусульман. В теологической версии Ислама все компоненты нации заменяются понятием мусульманства: мусульманский народ, мусульманские культура и искусство, исламская наука (имеется в виду не только теологическая наука, но и математика, фи- лософия, история, медицина и др. у мусульманских народов). Даже понятиям «родина» и «язык» придан исламский оттенок: 300 дар-улъ-Ислам (исламский дом, исламская страна). Арабский язык как язык Корана, Сунны Пророка Мухаммада принадлежит всем мусульманам, поэтому после Исламской революции в Иране арабский язык стал предметом интенсивного изучения в средних и высших учебных заведениях. 30-летняя кампания в Иране по освобождению и очищению персидского языка от иностранных слов при шахском режиме предана забвению. Вновь вводятся арабские термины, прежде всего, в исламской литературе. Термины же, заимствованные из западных языков, по-прежнему вытесняются. О единстве мусульманских народов говорил имам Хомейни. Он отмечал, что те, кто пропагандирует панарабизм, паниранизм и пантюркизм, являются врагами мусульманского единства. Вследствие целого ряда исторических, социально- политических и психологических причин Ислам тесно связан с судьбами арабских народов. Ислам для арабов значит больше, чем религия. Многие традиции, обычаи и законы Ислама прямо или косвенно связаны с историей арабов и других народов, ко- торые впитали в себя Ислам. Ислам стал одной из мировых религий, был и остается мощной силой, объединяющей мышление и традиции арабов. Его универсальность исключает национальные, племенные, родовые и расовые ограничения. Арабский идеолог доктор Абдул Лятиф Бадави из Каира отме- чает, что арабская нация не существовала бы, если б не было Пророка Мухаммада и Ислама. Ислам остается одной из главных основ сохранения духовного единства арабов и мусульман. Идеи мусульманского единства о том, что люди, исповедующие исламские ценности, принадлежат к единой нации — исламской умме, — очень популярны среди народов Кавказа, Поволжья, Средней Азии и Казахстана, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Ислам бросил вызов принципу этничности, выдвинув основанием для объединения людей не кровное родство, а приверженность духовным ценностям Ислама. Таким образом, Ислам входит в структуру национального самосознания исповедующих Ислам народов России. Ислам является одним из этнообразующих факторов на Северном Кавказе, в Поволжье и Приура-лье, и вывод этот особенно важен, если напомнить, что 301 многие северо-кавказские народы представляют собой относительно молодые нации и народности. Многие народности Северного Кавказа сохраняют родоплеменные, тайповые особенности. В то же время народы Кавказа, Поволжья и Приуралья — последователи Ислама — считают мусульманство своим национальным атрибутом. Так, в одном лишь Дагестане имеется более 30 малых и относительно больших этно-национальных групп со своим собственным эт- ническим названием, и каждая группа считает Ислам своей национальной религией и посредством Ислама причисляет себя к семье общемусульманской уммы. Судьбы народов в различных регионах мира — на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, в Средней Азии, на Кавказе, в Поволжье и Приуралье, — принявших Ислам, складывались двояко. Часть народов, принявших Ислам от арабов, была не только исламизирована, но и арабизирована: это народы Египта, Сирии, Месопотамии, Северной Африки, Судана, Сомали и др. — в настоящее время 24 арабские страны (до VII в., т. е. до возникновения Ислама, основным местом проживания арабов был лишь Аравийский полуостров — родина семитов). В период арабского завоевания иранские народы были исламизированы, но сохранили национальные черты и языки. Тюркские народы и многие кавказские племена в основном добровольно приняли Ислам. Отсутствие в исламском учении указаний на различия по национальным признакам отнюдь не говорит о том, что в мусульманском обществе отсутствовал принцип национального различия. Национальные чувство, обычаи, традиции, национальное сознание сохранились. Однако высокая религиозность, исламское воспитание, исламский образ жизни у народов, принявших Ислам, безболезненно поглощали национальные различия. Ислам как мировая религия имеет приверженцев почти среди всех народов мира. В то же время эти народы имеют свои национальные языки, традиционный тип одежды, традиционно сложившиеся особенности в кулинарии, свои обычаи, музыку, танцы, антропологические типы, — и тем не менее, они имеют общие мусульманские черты. Так, арабы, тюрки, персы, 302 пакистанцы, индонезийцы, малазийцы, кавказские мусульмане отмечают мусульманские праздники Курбан-байрам (жертвоприношение), Ураза-байрам (праздник разговения по случаю окончания мусульманского поста). Во время этих праздников арабы, тюрки, персы, кавказцы, народы Поволжья и Приуралья показывают свои национальные традиции и обычаи, одежду, готовят национальные блюда. Спрашивается, что у них общеисламское? Прежде всего, вера в единого Бога, следование пути Пророка Мухаммада, соблюдение мусульманских морально-нравственных принципов, признание запретов на определенные продукты, в частности, на алкогольные напитки и свинину. Праздники сопровождаются общемусульманскими молитвами и благословлениями. Таким образом, национальные различия и особенности не создают никаких помех общемусульманским принципам и единству. Ислам не признает расовые различия и принцип превосходства одного народа, нации, этнических групп над другими — внутри исламского сообщества. Так, Пророк Мухаммад говорил: «Нет предпочтения белому перед черным, кроме их набожности и благородных поступков» и «Нет предпочтения арабу над неарабом и неарабу над арабом, почтенье только благочестивым -— набожным». Тем не менее, скрытое и явное соперничество между арабами, тюрками, персами все-таки имеет место, но это не религиозная борьба, а социальное, политическое и экономическое соперничество за политическое господство над мусульманским миром. Хоть это соперничество и является самым болезненным явлением в истории этих народов, ни один из них не покушается на исламские ценности, все они защищают и развивают мусульманскую культуру и духовные ценности Ислама. Политическое господство тюрков — над арабским миром и в мусульманском мире в целом — продолжалось более 800 лет, но тюрки всегда защищали Ислам, арабский язык и территории мусульман от внешних врагов. Современные турецкие национальные идеологи открыто заявляют, что турки завоевали и победили Византию, сделали достоянием европейцев Ислам и мусульманскую культуру, и, «если бы тюрки не защищали Ислам от европейцев, то ныне от мусульманства ничего не осталось бы». История мусульманских стран дает множество 303 примеров того, как в разные исторические периоды религиозное единство брало верх над национальными различиями; Ислам объединял различные национальности в борьбе против колонизаторов. Теперь рассмотрим роль религиозного фактора в межнациональных отношениях и один из основных вопросов в этой теме: почему в многонациональном и многоконфессиональном государстве при решении национальных вопросов прибегают к религии? Опыт Советского Союза и нынешние национальные проблемы в России показывают, что светские и политические средства решения национальных вопросов не были разработаны и не разработаны должным образом по сей день. Если бы национальные мень- шинства могли решать проблемы сохранения и развития своей национальной культуры, языка, политического суверенитета светскими демократическими средствами, то в решении этого сложного и злободневного — национального — вопроса для религии оставалось бы значительно меньше места. Следует отметить, что тесное или слабое переплетение национального и религиозного зависит от конкретных социально-политических условий. Известно, что у народов, наций и этнических групп, оказавшихся этно- конфессиональным меньшинством в среде более сильных народов, национальное и религиозное чувства проявляются более обостренно и ярко, особенно в случае, когда национальная и конфессиональная принадлежность сливаются в единое целое: так происходит с татарами, узбеками, азербайджанцами и представителями других наций за пределами их республик. Светских и политических средств для сохранения самобытности народов в этих случаях оказывается недостаточно. Русские, например, в России меньше всего нуждаются в религии для защиты своего языка, национальной самобытности, тогда как татары, дагестанцы и другие мусульманские этносы считают Ислам реальным, важным гарантом в противостоянии ассимиляции и потере национальных духовно-культурных ценностей. Несмотря на свое численное превосходство и господствующее положение в России, сами русские могут оказаться и оказываются в положении, когда национальная 304 религия для них становится главным средством для сохранения самобытности. Так, русское меньшинство в среднеазиатских государствах, на Кавказе, в Канаде, США более сильно подвержено влиянию православия, чем у себя на родине, в Рос- сии. Это объясняется тем, что в названных странах в русских православных церквях сконцентрированы все возможности и средства для сохранения самобытности русских. При церквях или их содействии создаются национальные школы, музеи, курсы изучения русского языка и т. п. Таким образом, русское меньшинство в инокон- фессиональной и инонациональной среде испытывает те же трудности, что характерны и для нерусских среди русских. Потеря национальной культуры, языка, обычаев и традиций у русских за пределами России вызывает беспокойство и в России; оно особенно усиливается у русских после распада Союза, когда суверенные государства активно взялись за восста- новление статуса национальных языков, обычаев, образа жизни, и оказалось, что русский язык постепенно теряет свой статус языка общения. Ни религиозная, ни национальная принадлежность не служат причиной возникновения межнациональных конфликтов: в их основе лежат социально-экономические и политические причины, но нельзя, вместе с тем, недооценивать роль религиозного фактора в межнациональных отношениях, особенно в межличностных и семейно-бытовых их разновиднос- тях. Развитие межнациональных отношений требует учета всех факторов, на них влияющих, в том числе и религиозных. Корни национальной неприязни следует искать в исторических ситуациях, когда грубо попиралась и нарушалась веротерпимость. Россия, как и ранее Советский Союз, была и остается многонациональной и многоконфессиональной страной. Здесь живут представители мировых национальных религий, последователи доисламских верований, поэтому для российской общественности изучение роли и места религии в межнациональных отношениях в современном мире имеет очень важное социально-культурное и политическое значение. Естественно, служители культа различных конфессий России, пользующиеся большим авторитетом у верующих, играют 305 положительную роль в улучшении межнациональных отношений. И не случаен тот факт, что большинство священнослужителей всех конфессий Российской Федерации осуждает межконфессиональные конфликты в различных регио- нах России и на территориях бывшего Советского Союза, пытаются помочь погасить и прекратить их. ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА И ШАРИАТА В РОССИИ После распада Советского Союза на его месте возникли десятки суверенных государств (в том числе СНГ); среди них шесть традиционно мусульманских стран (Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан), которые вошли в семью мусульманской уммы (народ мусульманский) и стали членами Лиги мусульманского мира. В общественно-культурной жизни среднеазиатских республик Казахстан и Азербайджан, а также в республиках Российской Федерации с установившимся мусульманским преимуществом (Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Осетия, Адыгея) заметно усилилось влияние Ислама. По данным социологических исследований состояния религиозности в регионах распространения бывшего Союза в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, в Татарии и Башкирии после 1985 г., от 60 до 80% опрошенных ответили, что считают себя мусульманами. Таким образом, традиционность Ислама в мусульманских регионах бывшего Советского Союза, в том числе и на территории Российской Федерации (Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье), носит массовый характер, поэтому, изучая культурные исламские традиции, мы возрождаем и приумножаем культурные традиции народов Российской Федерации. Поскольку Ислам защищает неразделимость светских и духовных функций и всячески способствует сохранению неразделимости духовной и светской власти, религии и государства, методологически правильно прежде всего сказать о возрождении социальной функции Ислама в СНГ, ибо исламские институты могут эффективно действовать при их 306 комплексном возрождении. Необходимо отметить, что всегда очень эффективной была благотворительная деятельность исламских организаций. Так, например, мечети, особенно в сельской местности Средней Азии и Кавказа, были центрами «проката»: здесь мусульмане на время свадеб, похорон, приема гостей по иным поводам могли бесплатно брать ковры и посуду. Туго пришлось бедным людям, когда эта традиция оказалась ликвидирована. Досоветские мечети служили не только для молитвы: лучше всяких профсоюзов и партячеек они организовывали помощь неимущим. Был хашар, походный субботник, когда мусульмане собирались общиной и помогали бедняку строить дом" Наиболее обездоленным предназначалась специально установленная милостыня (закят) — за счет чего даже в первые годы большевистской власти приобретали инвентарь для колхозов. Таким образом, когда речь идет о методике возрождения исламских традиций, необходимо думать о социальной функции Ислама — во всех областях жизни людей — социальной, культурной, моральной и политической. Вследствие того, что религия отделена от государства во всех мусульманских республиках СНГ и России, государство не может брать на себя все расходы духовного образования. Мечети, исламские организации и партии, состоятельные мусульманские предприниматели и бизнесмены в странах СНГ могут финансировать исламские институты, медресе, другие учебные заведения и курсы духовного образования. Эта исторически традиционная форма финансирования исламского образования вполне эффективно действует в возрождении исламских традиций во многих странах мусульманского Востока, в том числе в странах СНГ. Вакфное имущество также может быть использовано для финансирования мусульманских учебных заведений (вакфное имущество — это имущество, завещанное на благотворительные цели). Ислам имеет тысячелетний опыт идейного обоснования социального строя и политических порядков, так как исламская идеология и исламские традиции являются самой массовой формой общественного сознания в регионах традиционного распространения Ислама, в том числе и в мусульманских республиках СНГ; исламские идеи могут быть использованы 307 для духовного обоснования демократического общества, моральных принципов в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и т. п. Необходимо отметить, что Россия как евразийское государство имеет более чем 1000-летний опыт сосуществования христианских и мусульманских общин. Исламские традиции и культурные ценности не чужды российскому обществу. Мусульмане в России не чужие, они живут на своей исторической родине — на Северном Кавказе, в Поволжье, Приуралье и других регионах Российской Федерации. Возрождая мусульманскую культуру, мусульмане возрождают историческую культуру России. России не уйти от Ислама. Ислам может сыграть положительную роль в отношениях между русскими и мусульманами. Уважать религию — значит уважать народ. Надо лишь избавить людей от предрассудков, невежества и ложных представлений об Исламе, чтобы русские и другие представители немусульманского населения России перестали опасаться Ислама и не смотрели на мусульманина-соседа как на врага. Ведь на нынешней территории России Ислам старше православия — христианства. Совсем недавно отметили 1000-летие крещения Руси и 1100- летие Ислама Поволжья и Приуралья. Мусульмане готовятся отметить 1400-летие Ислама в Дагестане, 600-летие Ислама в Сибири. Российскому государству должно быть одинаково близко возрождение православно-христианской славянской культуры и возрождение тюркско-мусуль-манской культуры. Известно, что в течение последних 10 лет в Москве создано более 20 этно-национальных культурных центров татар, башкир, азербайджанцев, узбеков, казахов, туркмен, киргизов, таджиков, народов Кавказа, традиционно исповедующих исламскую веру. Возрождение исламских традиций в странах СНГ и России способствует возрождению культур вышеназванных народов, способствует углублению диалога между христианами и мусульманами. Представители этих двух мировых религий нуждаются во взаимной поддержке. Многие священнослужители русской православной церкви и других христианских объединений, нехристианских вероучений видят в Исламе и сообществах мусульман союзника в деле защиты веры 308 в Бога, ибо есть немало общего между так называемыми авраамическими религиями — иудаизмом, христианством и Исламом. Как известно, в годы советской власти исламская теология и теологическая наука практически не развивались, богословам не давали возможности создавать теологические труды. В годы советской власти исламская теология была мертва, но Ислам жил в быту и сознании людей. Народный Ислам — простой в сравнении с письменным Исламом, но живой и жизнеспособный — с удивительной силой стал проявляться в мусульманских регионах СНГ сразу же с ослаблением прежнего партийного государственного режима. Прекращение развития теологической науки в Советском Союзе таило в себе опасности. В сознании людей образовался вакуум. Не имея теологической литературы, народ сам сочинял и заполнял этот вакуум — нередко суеверием и ошибками, что существенно отличалось от подлинного Ислама. Народный, бытовой Ислам был оторван от подлинного, настоящего письменного, исторического Ислама. Возрождение исламских традиций в СНГ будет способствовать пониманию подлинного Ислама. Это возрождение коснулось и структуры старых исламских организаций и прежде всего Духовных Управлений мусульман, созданных по указанию Сталина, чтобы централизованно контролировать религиозную жизнь. Говоря о возрождении исламских традиций в СНГ — многонациональных и многоконфессиональных государствах, — необходимо отметить, что возрождение подлинных исламских традиций необходимо не только для мусульман, но и для немусульман, и для неверующих. Ибо религия удовлетворяет духовную потребность верующих, но может удовлетворять духовную потребность и некоторых неверующих. И здесь очень важно отметить, что русские, украинцы, евреи и другие немусульмане в России и СНГ искренне желают узнать об Исламе более объективно и глубоко, чем до сих пор им было известно. Не случайно, что среди посетителей исламских курсов, курсов арабского, турецкого и персидского языков встречается немало русских и других немусульман. 309 Возрождая исламские культурные традиции и Шариат, мы возрождаем культурные традиции Российской Федерации. Ислам и Шариат в России имеют древние исторические корни. Ислам на нынешней территории Российского государства существует более четырнадцати веков. Ислам стал распространяться в Южном Дагестане со второй половины VIII в., а среди тюркских племен Поволжья и Приуралья — более 1100 лет назад, т. е. на 120 лет раньше, чем христианство было принято славянами Киевской Руси. Распространяясь в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья, Ислам, с одной стороны, вытеснял местные традиционные верования и обычаи, создавал новую социально- культурную общность различных этнических групп, а с другой — приспосабливался к местным условиям. Ислам демонстрировал невероятную силу в конкуренции с местными верованиями и способность вбирать в себя элементы традиционных верований и культурного наследия тюркских, иранских и кавказских племен, отражая при этом специфи- ческие особенности конкретного региона. Ислам изменил у народов Кавказа и Поволжья не только религиозную, социальную и экономическую жизнь, но и семейно-брачные и бытовые традиции. Так, например, во многих местных общинах существовали законы, запрещавшие брачные связи внутри рода и племени: с приходом Ислама эти семейные обычаи изменились. Ислам допускает заключение брачного союза между двоюродным братом и сестрой по отцовской и материнской линии — эта тра- диция способствовала сохранению и укреплению хозяйства и семейных кланов. У различных народов мира были обычаи, коренным образом отличавшиеся от арабо-мусульманских, Ислам, например, запрещает ходить с открытым телом и требует обязательно закрывать его одеждой, накидкой. Некоторые племена в тропической зоне ограничивались использованием в качестве одежды кусков кожи, ткани или листьев, прикрывая лишь срамные части тела. Ислам беспощадно боролся с такими обычаями, исходя из строгих мусульманских моральных норм, поэтому везде, где побеждал Ислам, будь то Африканский континент, Туркестан, Кавказ и т . д., чаще всего и сегодня 310 мусульман можно отличить по их длинным одеждам и покрывалам. Ислам повлиял и на жилищное строительство на Кавказе, в Поволжье, Приуралье, в других регионах, куда он проникал. Жилища мусульман отличаются от других тем, что они обнесены высокой стеной, чтобы для прохожих не была видна со стороны внутренняя часть двора и дома. Мусульманские жилые помещения делятся на две части — харим (от харам — запрет), где находятся женщины и дети, куда запрещено входить посторонним мужчинам, и общую часть, где принимают гостей. Шариатские нормы, запреты на монашество, наркоманию, употребление алкогольных напитков, пропаганду порнографии, демонстрацию порнографических фильмов, суровая борьба с преступностью, жестокие наказания за воровство и прелюбодеяние носят позитивный характер. Возрождение этих шариатских традиций способствует улучшению нравственного климата и дисциплины у народов России, исповедующих Ислам. На X-XVI вв. приходится период правления могущественных мусульманских государственных образований в Поволжье и Приуралье — это Волж-ско-Камская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство, а также Астраханское, Сибирское, Крымское и Касимовское ханства. Исторический опыт этих мусульманских государств сегодня является очень полезным в деле возрождения исламских и шариатских традиций в России. В настоящее время основными регионами массового проживания мусульман в России являются Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, крупные города — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др. В состав Российской Федерации входят девять традиционно мусульманских республик — республика Адыгея, республика Башкортостан, республика Дагестан, Ингушская республика, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Северо-Осетинская республика, республика Татарстан, Чеченская республика. Общая численность мусульман в России составляет около 20 млн. человек, представителей более 40 эт-но-национальных групп. В традиционно мусульманских регионах и крупных городах создаются центры добровольного закята, «вакфные имущества». В этой деятельности активное участие принимают 311 мусульманские и немусульманские предприниматели России, зарубежные мусульманские центры; их благотворительность во многом способствует возрождению исламских культурных традиций. Возрождение Ислама и Шариата в России коснулось и проблемы службы мусульман в Российской армии. 1 |