Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 12 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ШАРИАТ

  • Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеШариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
    АнкорДословный перевод Шариата
    Дата14.02.2023
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShariat.pdf
    ТипЗакон
    #936932
    страница24 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    ШАРИАТ. ПРОБЛЕМЫ МИРА И ВОЙНЫ
    Отличительной чертой Ислама является то, что он не имеет разделения светских и духовных функций и всеми средствами способствует сохранению неразделимости духовной и светской власти, религии и государства, политики, права, поэтому проблемы армии, войны и мира занимают важное место в исламском учении. Ислам и мусульманское духовенство имеют тысячелетний опыт духовного воспитания армии и военнослужащих. Изречение — «Любовь к отчизне от веры» служит основой патриотического воспитания в армии.
    Приведенные слова мусульманского Пророка могут быть полезными для воспитания военнослужащих мусульманского вероисповедания в Российской армии. Известно, что после распада Советского Союза в составе Российской Федерации остались десятки республик и областей с традиционным му- сульманским населением: Татарстан, Башкортостан,
    Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Адыгея,
    Карачаево-Черкесия, Осетия... Численность мусульман в России
    — около 20 млн.
    В Российской армии служат тысячи юношей мусульманского вероисповедания. Правильное и уважительное использование исламских традиций может быть полезным для патриотического воспитания солдат и офицеров в Российской армии.
    Вопросы войны и мира, защиты Родины глубоко и детально разработаны в исламском учении. Исторический опыт показывает, что мусульманское население России принимало активное участие во Второй мировой войне, а еще раньше — в
    Отечественной войне 1812 года. За активное участие мусульман в отражении и изгнании французских солдат из России царским правительством была выделена для строительства мечети в
    Москве обширная территория. Под названием «Историческая мечеть» этот молитвенный дом и сейчас действует в Москве на улице Землячки. Мусульманское учение не одобряет кровопролитие и войну. Как утверждают мусульманские теологи, слово «Ислам» происходит от «силм», что означает
    «мир и спокойствие». От этого же слова происходит мусульманское приветствие «салам алей-кум», что означает
    «мир вам». Однако если возникает война, согласно Шариату,

    337 армия и воины должны соблюдать следующее правило: не убивать детей, женщин, стариков, пленных, не уничтожать посевы и пастбища, источники воды, в которых кроется об- щественное и личное благо.
    Ислам не отрицает, что народы и люди воюют между собой, покоряют друг друга. Но Пророк говорит: «Покорять словом лучше, чем саблей». Мусульманские историки пишут, что
    Пророк за всю свою жизнь в борьбе с язычниками и защите
    Ислама участвовал лишь в девяти битвах: в сражениях при
    Бадре, Ухуде, Аль-Марр-Ясике, Аль-Хандаке, Курейзе, Хейбаре, в покорении Мекки, Хунейна и Таифа
    1
    Говоря об учении Ислама о войне и мире, необходимо понимать термин «кяфир» (неверный, в его истинном значении).
    По учению Ислама, христиане и иудеи не являются
    «неверными», и Коран отличает их от язычников, считая последователями единобожия и имеющими свои священные книги. Попавшим под власть мусульман христианам и иудеям давалось право свободно отправлять свой культ. Имущество и безопасность людей Священного Писания (христиане, иудеи) охраняются законом Ислама.
    С точки зрения Ислама, кяфир (неверный) — тот, кто отрицает единого Бога или же не признает пророчества
    Мухаммада, или же отвергает обряды и ритуалы Ислама
    2
    В основе трактовки исламского учения о войне и мире особое место уделяется понятию «джихад». Говорить о джихаде, как только о войне, ошибочно. Есть понятия «большой» и «малый» джихад. Большой джихад — это не призыв к войне, а
    «стремление на пути к Богу, в доброте и искренности, справедливости». В нем «нет места насилию и враждебности в отношении свободы вероисповедания»
    3
    Мусульманские богословы большое внимание уделяют толкованию большого джихада как формы зашиты и сохранения исламских ценностей, культурного наследия, самобытности народов, исповедующих Ислам. Джихад толкуется ими и как
    1
    Абд Аш-Шаиб. Мухаммад — борец за правое дело// Минбар аль-Ислам. Каир, 1964. № 3.
    2
    Буруджерди. Послание, вопрос 18. Тегеран (б. г.)
    3
    Фатх алъ-БабХасан. Цель революции, которую осуществил Ислам, Мин-бар Аль-Ислам. Каир,
    1964. № 1. (3)

    338 форма проповеднической деятельности, популяризации Ислама, стремления к знанию и науке, воспитания детей.
    Что касается малого джихада — священной войны, то богословы дают ему следующее толкование. Они утверждают, что непосредственно в священной войне могут участвовать не все. Можно поддерживать дух джихада имуществом и словом.
    Это должны делать все мусульмане. Пророк Мухаммад говорил:
    «Кто снарядил воина на пути Аллаха, то он уже совершил джихад».
    Известный сирийский богослов Абдулла Ульван — специалист по теории воспитания молодого поколения в арабских странах — рассматривает различные формы джихада в современных условиях. Это поддержка джихада имуществом, пропаганда джихада, преподавание, обучение джихаду, политический джихад и т. д.
    Абдулла Ульван утверждает, что «джихад тали-ми»
    (преподавание) включает в себя поддержку средствами исламского общества науки и культуры, развития образования, знаний о природе. Ибо Пророк Мухаммад говорил: «Будьте искренними в знании. Предательство в науке хуже предательства имуществом» и «Тот, кто утаил знание от того, кто в нем нуждался, да будет на него адская узда в Судный день».
    Говоря об учении Ислама о войне и мире, необходимо несколько слов сказать об отношении мусульманских стран ко
    Второй мировой войне.
    Как известно, к периоду окончания Второй мировой войны, за исключением Турции и Ирана, почти все мусульманские страны находились под властью колониальных держав Запада.
    Крупными колониальными державами мусульманских стран были Англия, Франция, Россия. Естественно, человеческие силы и материальные ресурсы мусульманских стран, находящихся под властью Англии, Франции и России были направлены против фашистской
    Германии.
    В то же время антиимпериалистическая и антиколониальная позиция
    Советского Союза, антиимпериадиетическая пропаганда — находили положительные отклики у мусульман. Позиция
    Советского Союза способствовала после Второй мировой войны

    339 освобождению мусульманских стран от колониализма. Однако в арабских странах были отдельные мусульманские богословы, которые считали, что арабские страны могут освободиться от господства Англии и Франции, если гитлеровская Германия победит. Независимо от подобных позиций отдельных богосло- вов мусульманских стран, их усилия способствовали разгрому фашизма.
    Отметим, что в последние годы Русская Православная
    Церковь и некоторые мусульманские организации установили тесные контакты с руководителями Министерства обороны
    Российской Федерации. В принципе, Министерство обороны РФ не препятствует представителям различных конфессий принимать участие в духовном и патриотическом воспитании военнослужащих
    Российской армии.
    Мусульманские организации в своих планах предусматривают посещение воинских подразделений имамами, создание там библиотечек мусульманской литературы, а также условий для совершения молитв и ритуалов Ислама. Мусульманские организации, как и другие религиозные организации, убеждены в том, что духовное воспитание воинов укрепит моральный дух военнослужащих
    Российской армии.
    Говоря об учении Ислама и Шариата о войне и мире, необходимо сказать также о роли Ислама в национально- освободительном движении. Это очень важная и малоизученная тема. Как известно, национально-освободительные движения играют важную роль в ослаблении капиталистического западного мира и расчищают путь мусульманским странам к освобождению их от социально-экономического и по- литического порабощения. Нередко с помощью исламских ценностей под исламским лозунгом мусульмане добиваются успеха без кровопролития. Мусульманское духовенство учитывает тот факт, что в борьбе против колонизаторов участвуют широкие народные массы — верующие люди, и это дает возможность связать национально-освободительное движение с Исламом и Шариатом. Египетский богослов
    Мухаммад Абд-аль-Хади в своей работе «Почему некоторым странам удалось избежать колониализма» перечисляет мусуль- манские страны и области, которые, по его мнению, избежали колонизации. В числе этих стран и областей автор упоминает
    Хиджаз (область в Саудовской Аравии, где находятся святые

    340 города мусульман Мекка и Медина), Йемен, Иран, Афганистан и Турцию.
    Поход крестоносцев на Восток под лозунгом «освобождения святых мест христианства» автор считает первой попыткой европейских держав захватить мусульманские страны.
    Хиджаз — это ворота к главным святым городам мусульман
    Мекке и Медине. В Медине находится гробница Пророка
    Мухаммада и халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Мечеть
    Пророка (Масджид набави) в Медине занимает второе место после мечети Каабы. В Медине находится также могила дочери
    Пророка Мухаммада Фатимы и жены Айши, также захоронен имам Шамиль — национальный герой горцев Кавказа и др. знаменитости.
    В Мекке находится главная святыня мусульман — Кааба, куда ежегодно совершают паломничество — хаджж — миллионы мусульман. Колониальные державы хорошо понимали значение этих двух городов (Мекка и Медина) для всего мусульманского мира: Хиджаз не был превращен в колонию. По мнению мусульманских идеологов, европейские державы не оккупировали Хиджаз, опасаясь того, что все мусульмане поднялись бы на захватчиков.
    Здесь уместно будет отметить, что по законам Шариата, на священной территории алъ-Харамейн
    (города Мекка и Медина) области Хиджаза могут находиться только мусульмане — это особый статус Хиджаза. Здесь запрещается воевать и даже убивать животных (допускаются только жертвоприношения).
    Английские колонизаторы вели гибкую, учитывающую реальные условия политику, старались не противопоставлять себя Исламу и, более того, использовали его в своих колониальных целях: этим прежде всего и объясняется то, что английские колонизаторы воздержались от оккупации святых мест Ислама.
    Следует отметить также, что колонизацию нельзя понимать лишь как военное вторжение. Святые места мусульман — Мекка и Медина — находятся в Саудовской Аравии. Богатые нефтяные районы этой страны оказались в подчинении иностранных нефтяных компаний. Вся страна была связана экономическими и политическими путями колониальных держав.

    341
    Еще один важный исторический пример о роли Ислама в национально-освободительном движении. В 1891 г. англичане в
    Иране с согласия иранского шаха организовали табачную концессию. Концессия получила большую привилегию, постепенно открывала свои отделы и филиалы в иранских городах, прибирая к рукам все иранское табачное хозяйство.
    Концессия самым жестоким образом эксплуатировала поставщиков сырого табака и торговцев. Жаловаться было некому, сам хозяин страны Насреддин шах покровительствовал концессии и защищал ее. Народ Ирана видел, как постепенно английские колонизаторы путем закабаления иранской промыш- ленности, средствами экономического давления фактически совершали оккупацию страны, превращая ее в полуколонию.
    Опасность становилась все более явной.
    Борьба иранского народа против английских империалистов велась под влиянием прогрессивных народных организаций и шиитского духовенства, которые умело использовали религиозность населения, договорились с главой шиитских мусульман Мирзой Мухаммедом Ширази, чтобы он дал фетву
    (юридическое заключение на основе Шариата), в которой, ссылаясь на мусульманское право, запретил бы куплю и продажу табачных изделий, курение и всякие торговые операции с табаком.
    Богословы, торговцы, студенты религиозных школ (медресе) распространяли эту фетву по иранским городам и селам. Фетва сыграла огромную роль: кто прежде выращивал табак, перестал выращивать его, торговцы табачными изделиями закрыли свои лавки. Владельцы известных курительных приборов «наргиле» стали их уничтожать. В результате поставщики перестали обеспечивать концессию табачным сырьем, никто не покупал и не продавал табачные изделия. Спустя некоторое время английская табачная компания «Тальбот» обанкротилась и перестала существовать. 1891-1892 гг. в истории Ирана за- помнились «табачными бунтами», и, главное, — была одержана победа мусульман над английскими колонизаторами.
    Как видно из приведенного примера, мусульманское духовенство сыграло положительную роль в этой борьбе.
    В то же время следует отметить, что борьба иранского народа против английской табачной концессии имела социальные и

    342 политические причины. Социальный гнет внутренней и внешней реакции вызвал общенародное возмущение, и политики от религии умело использовали этот момент, чтобы показать, что Ислам и Шариат защищают интересы народа.
    Возвращаясь к истории Великой Отечественной войны 1941-
    1945 гг., нам хотелось бы рассказать об одной истории, связанной с религией Ислама и Шариатом. Перед началом
    Великой Отечественной войны в 1941 г. историками и археологами Узбекистана в усыпальнице Гур-Эмир (Самарканд) была вскрыта гробница великого завоевателя Амира Тимура для реконструкции облика полководца. Когда через три дня фашистская Германия напала на СССР, мусульманские богословы объяснили, что по Шариату запрещено вскрывать гробницу мусульманина, и в старинных летописях сказано, что если будет вскрыта усыпальница, то разразится большая война.
    Этот слух взбудоражил мусульман Центральной и Средней
    Азии. Правительство Узбекистана по указанию из Москвы решило торжественно возвратить останки Амира Тимура в его усыпальницу, предать земле. Повторное погребение великого завоевателя было произведено 20 декабря 1942 г. при большом стечении народа и представителей СМИ. Именно в эти дни, как сообщали СМИ, разгоралось контрнаступление советских войск на Сталинградском фронте: естественно, мусульманские богословы утверждали, что изменение хода войны также оказалось связано с обстоятельствами вокруг могилы полководца.
    Мусульманские солдаты и офицеры, выходцы из среднеазиатских республик — Казахстана, Азербайджана, горного Кавказа, Татарии и Башкирии — участвовали в освобождении городов Восточной Европы, штурмовали Берлин.
    Трудящиеся этих регионов Советского Союза в короткий срок на строительство танковых колонн для фронта собрали большие средства. Люди добровольно сдавали свои сбережения, солдатам и офицерам посылали теплую одежду и деньги.
    Отмечая высокую доблесть воинов из мусульманских регионов Советского Союза, М. И. Калинин в 1943 г. говорил:
    «... Фашисты все больше начинают разбираться в том, что представляет Советский Союз. Раньше они всех наших бойцов

    343 считали русскими, а теперь увидели, что бойцы, и притом хорошие бойцы, — это не только русские, но и туркмены, и казахи, и узбеки, и азербайджанцы».
    В марте 1943 г. И. В. Сталин направил телеграмму председателю Центрального Духовного управления мусульман муфтию Абдуррахману Расулову, где благодарил мусульман за участие в сборе средств на постройку танковой колонны.
    В 1943-44 гг. советское правительство дало согласие на создание Духовного управления мусульман Средней Азии и
    Казахстана в Ташкенте, ДУМ в Баку, ДУМ в Буйнакске
    (Дагестан). С 1944 г. мусульманским организациям было разрешено организовывать выезд мусульман из Советского
    Союза на паломничество — хаджж в Мекку.
    Отмечая большой вклад мусульман Советского Союза в победу в Великой Отечественной войне, к 50-летию Победы на
    Поклонной горе в Москве построена Мемориальная мечеть.
    Глава 12
    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И
    ШАРИАТ
    Вопросы науки, развития техники, которые необходимы для любого общества и государства, в том числе и мусульманского, нашли свое отражение в доктринах Ислама и Шариата.
    Достаточно отметить, что один из знаменитых мыслителей мусульманского Средневековья Абу Ха-мид аль-Газали (XI в.) считал, что государство и общество нуждаются в развитии науки и техники. Он высоко ценил значение математики, логики, физики и медицины, и утверждал, что человечество без этих наук не обойдется, однако аль-Газали считал, что мировоззренческие аспекты науки и научно-технического развития должны находиться под контролем религии.
    Аль-Газали подверг резкой критике тех «невежественных друзей Ислама», которые решили, что «религии можно помочь путем отрицания всякой науки...». Он писал, что «настоящее счастье в этом мире и загробном — это наука».

    Аль-Газали смотрит на науки с духовной и практической точек зрения, поэтому и вызывает большой интерес его концепция классификации науки. С этих же позиций науки делятся им главным образом на две группы:
    1. Псевдонауки, которые человеку никакой пользы не приносят.
    2. Науки, полезные человеку в этом мире и загробном.
    К первой группе относятся: колдовство, талисманы, астрология и гадание по звездам.
    Вторая группа наук систематизирована мыслителем следующим образом:
    1. Коран и богословские науки, как мусульманское законоведение, традиции и комментарии.
    2. Лингвистические науки, грамматика арабского языка и лексикология, причем эти науки служат богословию. (Арабский язык — язык Корана и Сунны (слова Пророка Мухаммада). В молитвенных обрядах и призыве к молитве (азан) также используется арабский язык.
    3. Обязательные знания — это науки о медицине, арифметике, разных ремеслах и связанной с ними политике.
    4. Науки о культуре: литература, история, некоторые области философии, как математика, логика, некоторые отрасли естествознания, исключая метафизику, политику и науку об обществе.
    Из вышеизложенного ясно видно, что аль-Газали теологию отделяет от науки и считает, что мировоззренческие аспекты науки и научно-технического прогресса должны находиться под контролем религии.
    Мусульманские богословы обращают большое внимание на то, что Ислам способен органично соединить исторические достижения человеческой культуры, науки и научно- технического прогресса с современной культурой и научными достижениями. Ярким тому примером являются успехи мусульманских стран раннего Средневековья во многих областях науки — математике, медицине, философии и др.
    Немаловажной причиной такого успеха стало уважение к достижениям других народов и культур, проявленное мусульманским обществом.

    В IX-XI вв. на арабский язык с греческого, персидского и индийского языков были переведены ценнейшие труды по математике, физике, астрономии, философии, географии, медицине.
    В Багдаде — столице халифата — был создан научный центр
    «Даруль-хикма» (Дом мудрости). Вместе с мусульманами там трудились христиане, иудеи — персы, греки, сирийцы, евреи и представители других народов. Мусульмане оживили науку древнего мира, сделали ее достижением многих поколений и способствовали развитию научной мысли в Западной Европе.
    Освоив достижения науки других народов, мусульманские ученые достигли небывалых успехов в развитии многих наук.
    Ими были построены самые совершенные для своей эпохи обсерватории в Самарканде, Багдаде, Дамаске, Каире и Кордове
    (Ан-далузия, Испания). В 770 г. мусульманский ученый
    Физарий воссоздал астролябию Птолемея. Немного времени спустя аль-Хорезми создал понятие о широте и долготе земного шара.
    Мусульманские географы и астрономы, разъезжая по всему миру, открыли шарообразность строения Земли.
    Мусульманские математики изобрели цифры и ноль, заложив основы десятичной системы, что по своему значению было величайшим открытием в этой области со времен древних финикийцев.
    Омар Хайам — ученый и поэт, за 500 лет до Декарта решил уравнения с тремя неизвестными. Он создал основы аналитической геометрии. Евклидова геометрия была развита и обогащена усилиями мусульманского ученого Сабита ибн
    Курры.
    Решение треугольников раньше Коперника открыл Абул
    Вафа, а логарифмы, изучая музыкальные ритмы, разработал аль-
    Фараби (X в.), которого считали на Востоке вторым учителем (т. е. вторым Аристотелем) .
    Во многом мусульманам человечество обязано изобретением бумаги, без чего было бы немыслимо развитие науки и культуры вообще. Появление бумаги привело к полному вытеснению дорогостоящего папируса и пергамента.
    Первыми изобретателями бумаги были китайцы, но мусульмане
    Самарканда, позаимствовав ее технологию, внесли в нее основа-
    тельные изменения, имевшие всемирно-историческое значение.
    Их открытия уничтожили зависимость производства бумаги от тутового дерева и бамбукового тростника, позволили производить ее из тряпья. Самарканд на долгие годы превратился в центр производства бумаги.
    О высоком уровне развития науки среди последователей
    Ислама свидетельствует и то, что именно мусульманским ученым принадлежит приоритет в создании науковедения, разработки теоретических основ отношения религии к науке.
    В ноябре 1969 г. редакция прогрессивного журнала Египта
    «Ат-Талия» (издается в Каире) пригласила бывшего члена
    Политбюро французской компартии Роже Гароди (в 1982 г. он принял Ислам, получил мусульманское имя Реджа Джаруди; подверг резкой критике компартию и сталинизм в Советском
    Союзе) и профессора Сорбоннского университета в Париже, известного исламоведа Максима Роденсона для участия в дискуссии «Влияние арабо-мусульман-ской культуры на мировую цивилизацию».
    Р. Гароди и М. Роденсон в Каире прочитали ряд лекций, в том числе на следующие темы:
    Р. Гароди:
    1. Влияние арабской культуры на мировую циви- лизацию.
    2. Ислам и социализм.
    3. Относительно многообразия форм социализма.
    В своих лекциях Р. Гароди затронул следующие вопросы:
    - арабская цивилизация и возрождение культуры;
    - вклад арабов и мусульман в естественные науки;
    - мусульманская культура и искусство;
    - мусульманская культура и источники современного гуманизма;
    - мусульманские корни социализма.
    М. Роденсон прочитал лекции на тему:
    1. Представление в Европе о мусульманском мире со времен
    Средневековья до наших дней.
    2. Марксистская социология и изучение мира Ислама.
    3. Еврейский вопрос в историческом аспекте.

    В дискуссии, проходившей в конференц-зале газеты «Аль-
    Ахрам» в Каире, приняли участие: редактор журнала «Ат-
    Талия», член высшего исполкома Арабского социалистического союза и председатель национального собрания Египта д-р Лябиб
    Шукейр; профессор мусульманского университета «Аль-Аз- хар» в Каире д-р Бадави Абдул-Лятиф; министр труда Египта
    Камал Рифат; министр по делам религии Египта д-р Абдул-Азиз
    Камал; известная египетская писательница (друг Советского
    Союза и России) Бинт Шати-Аиша Абдуррахман, а также философы, богословы некоторых арабских стран, представители самых различных политических направлений — социалисты, марксисты, мусульманские богословы, националисты, сторонники панарабизма, панисламизма.
    Дискуссия в Каире о влиянии Ислама на мировую цивилизацию была в центре внимания печати Египта и других арабских стран, мусульманских стран, востоковедческих центров Европы и США.
    Материалы Каирской дискуссии нашли свое отражение на страницах египетских газет и журналов — «Ат-Талия», «Аль-
    Ахрам», «Аль-Гумхирия», «Аль-Катиб», «Роз аль-Юсиф» и др.
    В данной главе нами использованы некоторые материалы
    Каирской дискуссии и научные труды арабских стран, Ирака и
    Турции. Следует отметить, что Роже Гароди и Максим
    Роденсон, которые выступали в Каире со своими лекциями об
    Исламе и об арабо-мусульманской культуре и ее влиянии на европейскую цивилизацию, защищали свои позиции и на международной конференции в Париже, проводившейся
    ЮНЕСКО — ООН в 1982 г. М. Роденсон и Р. Гароди принадлежат к числу тех самых интеллигентов во Франции, которые поддерживают арабов в их борьбе против экспансии
    Запада и международного сионизма. М. Роденсон является известным специалистом-востоковедом по истории арабов и евреев.
    Одно из самых удивительных исторических событий о взаимосвязи религии и науки связано с историей освоения космоса и полетом человека на Луну.
    Как известно, 12 апреля 1961 г. советский космонавт Юрий
    Гагарин первый в истории человечества совершил полет на космическом корабле «Восток».

    Как отреагировали и оценили это событие мусульманские богословы? Как Ислам и мусульмане на современном этапе относятся к тому, что человек «посягает на тайны промысла
    Божьего»?
    После полета Юрия Гагарина и американских космонавтов на
    Луну мусульмане из многих стран обращались к своим духовным лидерам, в том числе и к известному в мире мусульманскому богослову, ректору знаменитого мусульманского университета «Аль-Азхар» в Каире, шейху
    Махмуду Шалтуту (ныне покойному) с вопросами: «Не нарушаются ли тайны Всевышнего Аллаха в связи с освоением человеком космоса, полетом человека на Луну? Не является ли это опасным посягательством на тайны промысла Божьего?»
    Шейх ответил однозначно: «Нет, не является, наоборот, это соответствует призыву Аллаха изучать тайны природы». На вопрос о том, не является ли попытка посетить Луну вероотступничеством, шейх
    Махмуд
    Шалтут ответил:
    «Наоборот, это укрепляет веру в Аллаха» и выразил готовность посетить Луну, «если его пригласят и если состояние здоровья ему позволит». «И буду счастлив, — отметил он, — если мне удастся увидеть планету, созданную Всевышним Аллахом».
    Следует отметить, что когда аналогичный вопрос был задан
    Папе Римскому Иоанну Павлу VI в Ватикане, первый священник католической церкви Папа Павел VI ответил, что «он согласен посетить Луну с космонавтами, если даже его не смогут вернуть на Землю, он не будет жаловаться на свою судьбу, ибо будет ближе к Всевышнему и далеко от грешной земли».
    Поддержали стремление человека познать тайны космоса и авторитетные иранские богословы — аятолла Мир Сайд
    Мухаммад Бахбахани, шейх Бахаад-дин Нури и Хаджи Мирза
    Камраи. Исходя из Корана, они подчеркивали, что Бог создал
    Солнце и Луну для человека, для того, чтобы их изучали.
    Основываясь на аяте из Корана: «Приблизился час, и раскололась Луна» (54:1), они писали, что Коран много веков тому назад предсказал, что на Луне происходят вулканические извержения. По Исламу, считают они, врата небес открыты, и человек может проникнуть в эти врата. В доказательство они напоминают, что исламский праздник Ми'радж, посвященный
    вознесению Пророка Мухаммада на небо, является призывом ос- воить космос. Для освоения космоса и полета человека на Луну необходимы знание и наука. По этому поводу в Коране говорится: «О сонм джиннов и людей! Если можете проникнуть за пределы небес и земли, то пройдите! Не пройдете вы, иначе как с властью» (55:33). Кораническое слово «султан» (власть) комментируется в значении «наука и знание».
    В названиях сур Священного Корана встречается частое упоминание небесных тел («Луна» — сура 54; «Солнце» — сура
    91; «Звезда» — сура 53; «Гром» — сура 13; «Свет» — сура 24;
    «Восхождение на небо» — сура 17). Это, указывают современные мусульманские богословы, говорит о том, что
    Аллах сотворил небо и землю для человека и мусульмане должны активно участвовать в освоении космоса. В то же время мусульманские богословы призывают не допускать милитаризации космоса и звездных войн.
    Аятолла Хомейни резко критиковал военную политику США и Советского Союза, которые, по мнению имама Хомейни, стремятся создать военные базы на Луне.
    Согласно исламской традиции, Пророк Мухаммад совершил ночной полет — Ми'радж— на фантастическом животном по имени Бурак. А арабское слово «бурак» происходит от корня
    «барк», что означает «молния», «телеграф» и «телеграмма».
    Это дало основание мусульманским богословам сделать такой вывод: поскольку самой большой скоростью является скорость света, то и тело человека может превратиться в свет и удалиться в космос со скоростью света, ибо современная наука не отрицает превращения материи в свет и возвращения пос- ледней к первоначальной форме (наподобие телепередачи).
    Нельзя допускать конфликта науки и религии, считают мусульманские богословы. В мусульманстве, утверждают они, наука и религия едины. Один их них писал, что в Древней
    Греции существовали враждебные отношения между богами и человечеством. Тайны познания, благо — все приходилось заво- евывать у богов силой. Поэтому человечество каждое свое научное открытие считало победой над богами. Такого в Исламе не было и не может быть никогда.
    Богословы при этом обращают внимание на то, что слово
    «илм» (наука, знание) является одним из ключевых в священном

    Коране. «Илм», важно подчеркнуть, в Коране не сводится только к познанию Аллаха и учения Ислама: подразумевается овладение знаниями, которые человеку нужны и в практической жизни. А стремление к знаниям, готовность во имя получения знаний претерпеть любые лишения, является одним из важных добродетелей мусульманина. Разум и религия породнились в
    Священном Коране — утверждают мусульманские богословы.
    Богословы в странах Ислама не скрывают, что в современных условиях религия подвергается натиску со стороны некоторых ученых и представителей научно-технического прогресса. Для того чтобы защищать религию, утверждают они, одного богословского знания недостаточно.
    В связи с этим в мусульманских странах наблюдается новая тенденция: использование людей с техническим образованием, ученых в области естественных наук, медицины, философии — для защиты Ислама, подобно тому, как это происходит в странах Запада и США.
    Так, например, в высшем мусульманском университете Аль-
    Азхар в Каире несколько лет тому назад открылись инженерный, медицинский и сельскохозяйственный факультеты, где студенты получают одновременно богословское и техническое образование.
    Этим защитники Ислама надеются, с одной стороны, частично удовлетворить спрос на кадры с медицинским, инженерным и сельскохозяйственным образованием, а с другой стороны — защитить догмы Ислама. Следует отметить, что на протяжении многих лет богословский университет Аль-Азхар в
    Каире имел всего три факультета — богословский (основы вероучения Ислама), шариатский и литературный. Подобные новые тенденции в области защиты исламских культурных ценностей наблюдаются во многих мусульманских странах.
    Так, например, турецкий инженер Мехмет Шукри Сузер, который получил техническое образование в Германии, написал книгу «Изучение
    Корана с позиции точных наук» в двух томах, которая переиздавалась в Турции более 20 раз и переведена на немецкий, английский и другие языки. Мехмет Шукри Сузер требует также привлечь к толкованию Корана людей с техническим и медицинским образованием.

    Другой ученый — иранский врач, доктор Али Па-ривар, который получил медицинское образование в Англии, издал на персидском языке двухтомную книгу под названием «Изучение религии с позиции знания». Он уделяет особое внимание толкованию религиозных ритуалов и обрядов с медицинской и гигиенической точки зрения. Доктор Али Паривар утверждает, что мусульманский пост совершает чудеса и с помощью голодания можно избавиться больше, чем от 20 болезней, в том числе от инфаркта, ревматизма, гипертонии, водянки, язвенных кровотечений, уремии, диабета и др.
    Современный научно-технический прогресс оказывает сильное воздействие на традиционные идеологические доктрины, в том числе и на Ислам.
    По отношению к научно-техническому прогрессу в мусульманских странах, в основном, существуют две концепции:
    1.
    Крайне пессимистическое отношение к развитию и последствиям НТР. Сторонники этой концепции из числа мусульманских идеологов считают научно-технический прогресс злом и провозвестником конца света. Загрязнение окружающей среды — воды, земли, воздуха, урбанизация и ускорение ритма жизни, возрастание нагрузок на нервную систему человека, миллионы безработных как следствие ав- томатизации промышленности — все эти явления определяют позицию технофобии, характерную для данной группы исламских идеологов. Они считают, что НТР привела человечество к угрозе ядерного уничтожения, обвиняют индустриальное общество в том, что оно служит источником всевозможных социальных пороков и аморальных поступков.
    Иранский идеолог Хусейн Ансарян утверждает, что развитие науки облегчило многие материальные и производственные трудности человека, но, несмотря на все это, ни один научный центр не может гарантировать человеку счастье. В нынешнем цивилизованном мире наука нашла пути излечения одних болезней, но и вывела десятки других — моральных, психических, социальных, политических. Промышленная цивилизация парализовала нравственность.
    Поэтому мусульманские идеологи считают, что религия стоит выше науки и должна вести ее за руки.

    Египетская газета «Аль-Ахрам» в одном из своих номеров писала, что «в руках тех, кто утратил веру, наука превратится в средство разрушения».
    Мусульманские идеологи получают информацию из СМИ промышленно развитых стран — США, Японии и др. — о том, что миллионы людей в этих странах не могут уснуть, пока не примут снотворные таблетки — из-за расстройства нервов. На некоторых улицах больших промышленных городов полицей- ские и регулировщики движения держат при себе кислородные баллончики и время от времени пользуются ими, ибо при скоплении машин испускаемый автотранспортом газ настолько загрязняет воздух, что подвергает опасности жизнь.
    Естественно, такие пессимистические и неуверенные прогнозы богословов на Востоке и в странах Запада в отношении перспектив научно-технического прогресса являются прямым следствием пороков социально- государственных систем, где достижения науки и научно- технического прогресса хищнически используются прежде всего для увеличения доходов власть имущих, а не благосостояния народа. Конечно, было бы большой ошибкой обвинять сам прогресс, машину, достижения науки и техники, а не социальный строй и силы, которые злоупотребляют достижениями технического прогресса.
    2. В противоположность технофобам другая часть мусульманских богословов в известной мере признает достижения научно-технического прогресса, с рационалистических позиций они решают вопрос об отношении к научно-техническому прогрессу. Для них нет проблемы использования достижений промышленности, если ее создателями являются мусульмане: конечно же, эти достижения должны быть использованы и мусульманами. Но при этом богословы подчеркивают, что мировоззренческие аспекты научно-технического прогресса не должны противостоять исламским духовным ценностям.
    Хотя и мусульманские страны, как и другие развивающиеся страны, находятся в основном в роли потребителей научно- технических достижений, все-таки НТР оказывает достаточно сильное влияние на общественное сознание, быт и технику верующих мусульман.

    Достижения научно-технического прогресса предоставили возможность контактирования мусульманских стран с развитыми капиталистическими странами Запада и России, учитывая все положительные и отрицательные стороны современного промышленного общества.
    Вследствие изложенного, многие последствия НТР находят свое отражение в идеологии Ислама и Шариата. Многие молодые люди из мусульманских стран для получения технического и медицинского образования едут в страны
    Западной Европы, США, Канады и России.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта