Главная страница
Навигация по странице:

  • ШАРИАТ И РАДИКАЛЬНОЕ «ИСЛАМСКОЕ» ДВИЖЕНИЕ

  • Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеШариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
    АнкорДословный перевод Шариата
    Дата14.02.2023
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShariat.pdf
    ТипЗакон
    #936932
    страница23 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    ИСЛАМ, ШАРИАТ, МУСУЛЬМАНЕ В
    СТРАНАХ ЗАПАДА
    На пороге XXI в. судить об Исламе как о сугубо восточной религии и идеологии, а о христианстве как о сугубо западной религии, было бы неверно.
    В настоящее время практически во всех странах Запада живут мусульмане, а в странах Востока живут христиане различных национальностей, и в этом проявляются атрибуты Ислама и христианства как мировых религий. В Европе, США, Северной и Южной Америке, в России проживает более 70 млн му- сульман. Так, в США проживает более 1,2 млн людей, исповедующих Ислам. По численности мусульмане в странах
    Запада занимают второе место после христиан, они имеют многочисленные мечети, культурные центры, организации, печатные органы.
    Исламские общины Запада принимают активное участие в социально-экономической, культурной и общественно- политической жизни стран, в которых они действуют. В Англии и Франции живут мусульмане уже трех поколений. Каков же этнический состав мусульман в странах Запада? В подавляющем большинстве это выходцы из стран Азии и Африки.
    Национальный состав мусульман в Европе в целом отражает колониальное прошлое. Так, например, во Франции проживает около 5 млн мусульман; они являются, в основном, выходцами из Алжира, Туниса, Марокко, т. е. бывших колоний в Магрибе, хотя, конечно, встречаются и выходцы из Турции, Ирана и многих других стран. Подавляющее большинство мусульман
    Великобритании (более 3 млн человек) — представители Индо-
    Пакистанского субконтинента, т. е. бывших английских
    1
    См. подробно в главе «Шариат: проблемы мира и войны».

    312 колоний. В Германии насчитывается примерно 4 млн мусульман. Большинство их турецкого происхождения, что связано не с колониальным прошлым, а с тем, что, как член
    НАТО, Турция поставляла в Западную Германию рабочих из числа своих граждан, поскольку после войны ФРГ нуждалась в дешевой рабочей силе.
    В европейских государствах встречаются также десятки тысяч новообращенных мусульман, т. е. европейцев, принявших
    Ислам: только за последние годы более 40 тысяч французов и свыше 10 тысяч итальянцев приняли Ислам. Новообращенные мусульмане европейского происхождения есть в Англии,
    Голландии, Дании, Германии и других странах.
    Европейцы переходят в Ислам по разным причинам.
    Основными факторами являются отчуждение и духовный вакуум, который образовался на Западе. Немаловажное значение имеет растущий интерес молодежи к духовным ценностям
    Востока, к восточной мистике, религии, философии. Следует отметить и тот факт, что у жителей Запада резко изменилось отношение к Исламу, к носителям этой веры — мусульманам, их культуре, традициям, образу жизни. Появление миллионов мусульман в Европе и Америке дало возможность непосредственно общаться с ними, ознакомиться с их образом жизни. Публикация большого количества книг по различным аспектам Ислама на английском, французском, немецком и других языках, газеты и журналы, издаваемые исламскими центрами Запада, помогают более основательно вникнуть в догматику, философию, этику Ислама, лучше понять политическую и общественную жизнь мусульманских стран, их государственный строй.
    В последние десятилетия усилилось влияние стран Востока в мировой политике и в международных отношениях — это, естественно, приводит к активизации исламских религиозно- политических организаций в глобальном масштабе. Главным фактором в этих процессах является усиление роли мусульман- ских стран в мировой экономике. Более 70% потребляемой нефти Запад получает из мусульманского мира. Капиталы нефтедобывающих мусульманских государств, хранящиеся в зарубежных банках, являются существенным ресурсом развития экономики некоторых западных стран. Мусульманский мир

    313 представляет собой огромный рынок, где Запад реализует товары и получает сырье для своей промышленности.
    Усиление позиций мусульманского мира в мировой политике и экономике оказывает непосредственное влияние на положение мусульман в странах Запада, правительства которых не могут игнорировать эти факторы. Одним из ярких примеров изменения в отношении к мусульманам на Западе является стро- ительство мечетей и создание исламских центров в европейских странах.
    В европейских городах мусульмане живут компактно, в определенных кварталах. До Второй мировой войны в европейских государствах почти не было мечетей, власти препятствовали их возведению. В 1930-е гг. попытки построить мусульманские молитвенные дома в европейских городах приводили в ярость политических деятелей и государственных чиновников: Муссоллини, например, заявлял, что такое станет возможным только после того, как в Мекке появится католический собор. После войны ситуация коренным образом изменилась. В Риме, в нескольких километрах от Собора
    Святого Петра, с разрешения итальянского правительства и согласия Ватикана, построена одна из крупнейших в Европе мечетей. Были воздвигнуты в Риме и другие мечети.
    В этой же связи интересно напомнить историю Лондонской мечети в Риджент-парке, одной из крупнейших в Европе. Идея ее строительства возникла в начале XX в., в период могущества
    Британской империи, включавшей в свой состав огромные территории с мусульманским населением. Султан Хайдарабада брал на себя все финансовые расходы, но дело не сдвинулось с места вплоть до 1940 г., когда его поддержал британский парламент, убедив премьер-министра Чемберлена в том, что столице империи необходимо иметь мечеть для мусульманских подданных. Война помешала осуществлению проекта, затем различные политические события на Ближнем и Среднем
    Востоке способствовали затягиванию строительства. Только в
    1974 г. состоялось, наконец, открытие этой мечети, одного из изумительных по красоте архитектурных памятников, с современными компьютерными системами, просторными мо- литвенными залами для мужчин и отдельно для женщин, комнатами для омовения, обширной библиотекой, культурным

    314 центром и административными помещениями. В настоящее время только в Лондоне действует около 100 мечетей и исламских центров; много мечетей и в других городах страны.
    В США и европейских странах действуют многочисленные издательства, выпускающие религиозную литературу, специализированные книжные магазины, а также магазины, торгующие дозволенными по Шариату продуктами питания, существуют объединения и организации, ведущие просветитель- скую, культурную, благотворительную работу. Сейчас в странах
    Запада действуют тысячи мечетей. Тем не менее в крупных городах их трудно сразу заметить: дело в том, что, за редким исключением, у них нет минаретов, поскольку муниципалитеты и иные органы управления не разрешают строить мечети с минаретами. По мнению официальных властей, мечети должны быть незаметными, не нарушать общий архитектурный облик европейских городов и не конкурировать по пышности с церквями, поэтому почти все мечети в западных городах не имеют минаретов.
    Мусульмане в странах Запада не только строят мечети, но используют и другие методы приобретения молитвенных домов.
    Одним из них является превращение законным путем церквей и синагог в мечети. Большое количество мечетей в европейских городах — это именно старые здания и церкви. Как правило, мусульманские общины находят пустующие церкви и синагоги, выкупают их и переделывают в мечети. Правда, такие действия не всегда проходят спокойно.
    Например, в Гааге в центре города долгое время пустовала большая синагога, одна из древнейших в Европе. В 1984 г. около десяти тысяч мусульман заняли синагогу и превратили ее в мечеть. В Голландии проживает около полумиллиона мусульман и действуют 127 мечетей. Захват синагоги в Гааге был расценен властями как незаконный акт. В дело вмешалась полиция. Все кончилось тем, что мусульмане выкупили синагогу, финансовые расходы взяли на себя Саудовская
    Аравия, Ливия и сама община в Голландии. Эта мечеть носит название Аль-Акса в память об Иерусалимской мечети, упоминаемой в Коране, — третьей после Мекки и Медины святыни Ислама. Такое название связано с оккупацией Изра- илем старой части Иерусалима в 1967 г.

    315
    Общественная жизнь мусульманских общин регулируется исламскими и национальными центрами в европейских и американских городах. Самые крупные из них действуют в
    Париже, Лондоне, Риме, Гамбурге. Нередко небольшие мусульманские общины создают региональные исламские центры. Так, в Стокгольме находится центр, регулирующий общественную жизнь мусульман, проживающих в Швеции,
    Дании и Норвегии. Мусульмане, живущие в странах Бенелюкса
    (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) имеют свой центр в
    Брюсселе.
    При таких центрах работают мусульманские школы, библиотеки, музеи исламской культуры, пункты медицинской помощи, кинозалы, бесплатные пункты проката всего необходимого для проведения мусульманских обрядов. Почти все они имеют собственные печатные органы: издают газеты, журналы, календари. В исламских центрах проводятся семинары, лекции, дискуссии, выставки. Одной из задач таких центров является тщательное изучение периодики европейских стран, США и Канады, борьба с появлением антиисламских материалов в ней. Исламские центры проводят также просветительскую работу, знакомя население этих стран с истинными ценностями Ислама.
    Так, например, в ФРГ имеется 112 исламских центров. При центре в Мюнхене действует экспериментальная школа, в ней обучаются дети из 14 стран. Обучение ведется на арабском и немецком языках. Центры много делают и для обеспечения членов мусульманских общин продуктами питания в соответст- вии с правилами Шариата. Существуют специальные животноводческие фермы, скотобойни и магазины, торгующие этими продуктами.
    Постоянное присутствие мусульманских общин в странах
    Запада, их участие в общественной, политической и научной жизни способствует лучшему взаимопониманию между Западом и Востоком. В последние годы западное исламоведение значи- тельно обогатилось за счет трудов ученых — выходцев из мусульманских стран; эти труды составляют более четверти всех научных исследований по проблематике Ислама.
    Поскольку мусульмане в странах Запада принадлежат к различным национальным и этническим группам, они

    316 объединяются по национальному признаку в землячества — именно таким образом сложилась ситуация, когда пакистанцы, арабы, турки, иранцы и др. имеют свои «национальные» мечети; действуют национальные земляческие организации, например,
    Арабские центры, ставящие целью сохранение собственной культуры. Лига мусульманского мира, штаб-квартира которой находится в Мекке, имеет специальный отдел, занимающийся мусульманскими меньшинствами. Международные исламские экономические организации располагают специальными фондами для помощи мусульманским меньшинствам. Они финансируют работу исламских центров, строят мечети.
    Мусульмане в странах Запада стремятся соблюдать все нормы Шариата, морально-нравственные установления Ислама, но этому нередко препятствуют правила и традиции принятого в этих странах образа жизни, вследствие чего лишь в немногих европейских странах признаются шариатские правовые нормы.
    Мусульмане в этих странах сталкиваются с различными трудностями в соблюдении Шариата, в том числе в отношении запретов Ислама, определения начала поста в месяце рамадан, пятничной молитвы в мечети, уплаты мусульманских налогов.
    Говоря об Исламе в странах Запада, необходимо вспомнить и о так называемых «черных мусульманах» в США. Такое деление по цвету кожи неправомерно с точки зрения Шариата. Так же как в христианстве, в Исламе нет различия между верующими по расовому признаку. Мусульмане — выходцы из Африки, живут в США давно, но они обратили на себя внимание лишь в
    1960-е гг., когда известный боксер, чемпион США Кассиус Клей принял Ислам и изменил имя на Мухаммед Али. Еще в 1987 г. число черных американцев-мусульман приближалось к 5 миллионам. Это число постоянно растет, так же как возрастает и политическая активность чернокожих мусульман в США.
    Как уже отмечалось, мусульмане в странах Запада — это не только эмигранты. Ислам принимают не только молодежь и люди, увлеченные суфизмом и исламским мистицизмом. Среди новообращенных нередко встречаются государственные деяте- ли, философы, востоковеды, журналисты, музыканты, довольно состоятельные люди. Во Франции, например, востоковеды- арабисты Венсан Монтей, Мишель Ходиевич (директор издательства «Сей») перешли в Ислам. Бывший член

    317
    Политбюро Французской коммунистической партии, известный публицист Роже Гароди принял Ислам, получил арабское имя
    Реджа Джаруди и написал книгу «Ислам — будущее мира».
    Много новых последователей Ислама в Испании (напомним, что на протяжении 700 лет, с VII по XV в., эта страна находилась под властью арабов-мусульман). После Реконкисты, когда было уничтожено мусульманское владычество в Испании, многие арабы были обращены в христианство. В современных условиях в этой стране наблюдается возврат к Исламу. Некоторые бывшие мечети, превращенные в церкви, вновь становятся мечетями.
    Многих Ислам привлекает потому, что эта религия представляет из себя простую веру, чистую и успокаивающую, без официальной церкви, и, следовательно, без посредничества между Богом и человеком. В Исламе верующий индивидуален в своем отношении к Богу и ответствен за свои поступки перед
    Аллахом и обществом. Есть люди, которые становятся мусульманами потому, что они не нашли себя в современном западном обществе; их привлекает эголитаризм Ислама, в котором все люди равны перед Богом, кроме того, Ислам к тому же полностью совместим с наукой, в нем нет ничего, противоречащего разуму.
    Христианская церковь на Западе также меняет свое отношение к Исламу. В ряде энциклик Римского Папы утверждается, что
    Ислам и христианство нельзя противопоставлять; различия между этими мировыми религиями касаются второстепенных вопросов. Римско- католическая церковь стремится к диалогу с Исламом. Ватикан считает Ислам своим союзником в защите веры в Бога от материализма и атеизма.
    Многие постулаты
    Ислама, жесткая регламентация общественной и индивидуальной жизни воспринимаются новообращенными мусульманами
    Запада как вполне справедливые. Например, законы Шариата о суровом наказании за воровство и прелюбодеяние, запрещение порнографии, алкогольных напитков, наркомании, поп-музыки, секс-шопов кажутся им вполне разумными. Жесткие наказания могут способствовать защите общественного и частного имущества

    318 граждан, укреплению правопорядка. Религиозные предписания являются самыми действенными.
    Вопрос о мусульманских общинах, исламских общественных, политических и культурных центрах на Западе — важная тема современного исламове-дения. Ислам и мусульманские общины в странах Европы, США и Канады стали неотъемлемой частью западного общества; они превращаются в достаточно влиятельную общественно-политическую силу, способствуют лучшему пониманию культуры, традиций, образа жизни мусульман, налаживанию связей с мусульманским миром и, в определенной степени, используются для воздействия на их экономику и политику.
    В последние годы упрочились контакты между представителями мусульманских организаций стран Запада с религиозными кругами России. В частности, некоторые из деятелей исламских центров Парижа, Лондона, Рима, Гамбурга,
    Брюсселя, городов США, Канады и других западных стран приняли активное участие в конференциях и встречах, посвященных пятнадцатому веку хиджры, глобальным мировым проблемам, 1200-летию имама аль-Бухари, проходивших в
    Москве и в столицах других республик бывшего Советского
    Союза.
    ШАРИАТ И РАДИКАЛЬНОЕ «ИСЛАМСКОЕ»
    ДВИЖЕНИЕ
    Характерной чертой возрождения шариатских норм и мусульманских духовных ценностей в современном мире является радикализм, решительность в деле зашиты Ислама, политическая активность, участие в исламском движении широких кругов людей не только с сугубо богословским образованием, но и светским — техническим, медицинским, историческим, философским и т. д. Изданы десятки книг по
    Исламу, написанных представителями светских профессий
    (примерами могут служить книги турецкого инженера Мехмета
    Шукри Сузера «Изучение Корана с позиции знаний», иранского медика Али Парвара «Изучение религии с позиции медицинских знаний»; оба автора получили образование в Европе).

    319
    Исследователи и политические деятели называют современное мусульманское движение исламско-ша-риатским фундаментализмом. Отсюда и важность уточнения ответа на этот вопрос: существует ли в Исламе фундаментализм?
    Правомерно ли именовать радикальное мусульманское движение исламским фундаментализмом? Попытаемся по возможности на эти вопросы ответить.
    Фундаментализм — основа, фундамент религиозного учения.
    Он присущ практически всем религиозным, политическим, общественным, философским и иным идеологическим направлениям и течениям. Каждое религиозное учение имеет основу, которая определяет первичную, самую раннюю класси- ческую базу его предписаний, законов, догматов. В процессе развития религиозное учение подвергается различным толкованиям и осмыслению, но его основа, фундаментальная сущность, сохраняется.
    В первоначальном классическом учении того или иного религиозного, философского, социально-политического течения есть главное, основное, фундаментальное. В зависимости от конкретных исторических ситуаций подход к первоначальному учению может быть разным: либеральным, консервативным, рационалистическим. Социально-экономическое, культурно- историческое, политическое развитие общества непременно оказывает свое воздействие на религиозные направления, которые существуют в течение многих веков. В то же время и само общество, и люди подвергаются влиянию религиозных традиций и становятся на позиции защиты чистоты первоначального вероучения.
    Чрезмерное увлечение ревизией классических структур религиозных догматов, попытка подчинить их политической конъюнктуре или игнорирование основных догматов религии и ее вероучения способствуют возникновению крайне консервативного течения, направленного против либерального религиозного рационализма.
    Как правило, религиозный фундаментализм появляется в странах, где преобладает светский образ жизни или развита критика основ религии, в которой принимают участие государственные органы; в этом случае отделение религии от

    320 государства воспринимается как покушение на основу вероучения.
    Необходимо отметить, что критерием истины в религии является вера, а знание, наука занимают подчиненное положение.
    Поэтому приверженцы фундаментализма провозглашают неизменность догматики, требуют буквального восприятия описанных в священных книгах пророчеств и чудес, отвергают возможность рационалистического их истолкования.
    Не случайно фундаментализм возник в США, он стал выражением отрицательной реакции на рост богословского либерализма и модернизма в христианстве в начале XX в. под влиянием светского духовного развития.
    Причинами возникновения фундаментализма на Западе стали либеральный религиозный рационализм, критика Библии с позиций науки, а также учение об эволюционном происхождении человека, которое напрямую отвергало религиозные догматы о сотворении человека.
    В регионах распространения Ислама подобных ситуаций не было, поскольку Ислам не признает разделения на светское и духовное: религия и государство, духовная и светская власть являются едиными. Ислам развивается вместе с обществом и государством. В определенном смысле развитие Ислама соответствует уровню социально-экономического и культурного развития общества, так как является неотъемлемой частью культуры, экономики и политической жизни страны. На Западе же разделены религия, с одной стороны, — государство, право и политика — с другой; светское и церковное право действуют параллельно. На Востоке Шариат вплоть до начала XX в. был единым правовым институтом: Ислам в течение четырнадцати веков регулировал социально-экономические, общественно- политические, правовые и морально-этические нормы. В му- сульманских странах даже такие акты, как договоры о купле- продаже, об аренде земли и дома, о займе денег заключались через мусульманских судей. Благодаря Шариату влияние религии на общественную и частную жизнь в мусульманских странах было определяющим, в отличие от христианских стран, где государственное, уголовное и гражданское право не зависело от религии и церкви и где законы устанавливались и издавались светской властью.

    321
    В мусульманском мире, где религия, государство и общество развивались вместе как единое целое, в отличие от христианских стран, не было почвы для возникновения фундаментализма. Скорее, вся система государственного и общественного строя в странах мусульманского Востока стояла на защите исламских устоев, поскольку учение Ислама о госу- дарстве и обществе обосновывается с позиций религии.
    Конфликт между государством и Исламом отнюдь не был характерным для стран Востока явлением. Понятие «исламский фундаментализм» было привнесено в обиход политической наукой по аналогии с христианским фундаментализмом, выступающим против светской критики основ христианства; не случайно в политологии до сих пор нет четкого определения данного понятия.
    Ислам активно выступает против экономического и культурного засилья Запада в политике и международных отношениях. Именно это и воспринимается как проявление исламского фундаментализма, что наглядно видно в оценках западных политиков ситуации в Иране, Афганистане и других мусульманских странах. Стремление видеть в Исламе
    «фундаментализм» дает возможность скрывать под этим непри- язнь к Исламу вообще и политической деятельности в частности. Лозунг «Ислам и мусульмане — неплохо, а исламский фундаментализм — опасно» — это удобная ширма для западных политиков в борьбе против антизападного движения в Исламе.
    При этом отношение США и Запада в целом к исламскому фундаментализму меняется в зависимости от конкретной политической ситуации. Так, они меньше опасаются фундаментализма в Саудовской Аравии, Кувейте, чем в Иране или Алжире, где более сильны антизападные позиции.
    Что же в Исламе больше всего беспокоит и тревожит страны
    Запада? Не выяснив это, трудно понять использование самого термина «исламский фундаментализм». Под лозунгами Ислама могут выступать самые различные политические, культурно- просветительские, социально-экономические и иные движения, в том числе как умеренные, так и крайне политизированные, даже террористические группировки. Правомерно ли в их действиях обвинять Ислам?

    322
    Западных политологов прежде всего беспокоит то, что Ислам как молодая мировая религия еще не полностью реализовал свой духовный потенциал; что мусульманские организации весьма активны в политической жизни; что с их мнением, не всегда удобным Западу, приходится считаться. Фундаментальная концепция Ислама: «Мусульманин является рабом Аллаха» — в корне противоречит западному менталитету, так как «тот, кто является рабом Аллаха, не может быть рабом себе подобного».
    В Исламе человек свободен и независим от себе подобных. Эта концепция превращается в политический лозунг в национально- освободительной войне (Алжир, Афганистан и др.).
    Как уже отмечалось, в основе мусульманской доктрины лежит единство духовной и светской власти, религии и государства, поэтому светское государство подвергается критике со стороны исламистов. По учению Ислама, люди не создают законы, а исполняют законы Божественные, вследствие этого власть может быть исполнительной, но не законодательной. Все органы власти в Исламе считаются исполнителями Божественных законов. Поэтому можно говорить, что Коран — это конституция мусульманских стран.
    Библия же не является таковой для государств Запада, хотя политическое влияние христианства на законодательные органы и правительства в западных странах возможно. Особенно ярко это проявляется в последние годы в США. Свободная от религии юриспруденция также неприемлема для мусульман. Эта политико-правовая концепция Ислама, с точки зрения западных политиков, препятствует созданию светского государства и светского права, что является, по их мнению, не чем иным, как выражением религиозного фундаментализма.
    В учении Ислама утверждается, что иудаизм, христианство, доисламские монотеистические религии сыграли важную роль в укреплении веры в единого Бога. Практически все библейские пророки упомянуты в Коране, но только Ислам завершил становление монотеизма и тем самым укрепил фундамент христианства и иудаизма. Поскольку Ислам считается последним духовным убежищем человечества, а Коран — последним Небесным откровением, в Исламе нет отлучения от религии и существует запрет на изменение своей веры. На
    Западе данная концепция интерпретируется как ограничение

    323 прав человека, в то время как в мусульманстве она рассматривается как мера защиты и сохранения единства верующих.
    В Коране говорится, что нет принуждения в религии и ворота
    Ислама открыты для всех, поэтому Запад видит в Исламе опасного конкурента христианству, тем более что ежегодно множество людей в западных странах принимают Ислам. Это очень беспокоит церковные круги, во Франции в 1990 г., на- пример, вынужденно был создан Комитет по делам Ислама.
    Влияние Ислама на верующих так сильно, что мусульмане практически не ассимилируются в чужой среде, не переходят в иную веру. Например, в России нетрадиционные религии увлекли тысячи последователей, но количество мусульман среди них ничтожно мало. Стойкость мусульман в своей вере, вероятно, воспринимается со стороны как проявление фанатизма или фундаментализма.
    Негативное отношение
    Запада вызывают многие установления Шариата. Так, мусульманский семейно-брачный кодекс, с точки зрения западных идеологов, нарушает права женщин и создает неудобства для немусульман. По Исламу мужчина-мусульманин может жениться на женщине другого вероисповедания — христианке или иудейке. В то же время женщина-мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Это установление связано с тем, что родословие строится по отцовской линии. Какую бы веру ни исповедовала жена мусульманина, дети от их брака считаются мусульманами.
    Христиане часто полагают, что эти законы носят проповеднический характер, привлекают мужчин и женщин в мусульманские общины и увеличивают численность после- дователей Ислама.
    Пищевые запреты Шариата тоже часто вызывают негативную реакцию у немусульман и воспринимаются как проявления исламского фундаментализма. На самом же деле пищевые запреты и традиции в мусульманском образе жизни наносят экономический удар западным предпринимателям, для которых рынки на мусульманском Востоке остаются закрытыми именно вследствие строгости запретов
    Шариата, касающихся алкогольных напитков и продуктов, включающих в свой состав свинину. Кроме того, в исламских странах существуют запреты

    324 на ношение и продажу одежды европейского образца, на некото- рые детские игрушки, импорт которых не разрешен. Все это иногда трактуется как еще один элемент исламского фундаментализма.
    Известно, что США и западные страны фактически монополизировали информационные каналы многих развивающихся стран. В мусульманских странах они встретились с большими трудностями при реализации своей печатной, а также видео- и аудиопродукции, кинофильмов, телепрограмм и т. п., которые не соответствуют исламским традициям морали. В Иране, например, в период Исламской революции были разрушены кинотеатры, где де- монстрировались порнографические и эротические фильмы. На
    Западе подобные запреты рассматриваются как ограничение права на свободный доступ к информации.
    Одной из излюбленных тем для оппонентов Ислама являются закрепленные Шариатом меры наказания за воровство и нарушение принципов Ислама, за прелюбодеяние и т. п., которые кажутся им чрезмерно жесткими и фанатичными.
    Мусульмане с отрубленными за воровство руками встречаются крайне редко, если встречаются вообще: дело в том, что, прежде чем вынести приговор за воровство, мусульманский судья должен выяснить ответы на десятки вопросов: не заставили ли вора под угрозой совершить воровство; нормальна ли психика преступника; нуждаются ли его дети или больные члены семьи в пище, так как. Пророк Мухаммад требовал не доводить людей до отчаяния, чтобы они не совершали преступления. Чтобы наказать женщину за измену мужу, требуются четыре свидетеля, в противном случае мужчина будет наказан за клевету на мусульманку. А возможно ли найти женщину, которая изменяла бы мужу в присутствии четырех свидетелей?
    Мусульманские юристы объясняют, что в Исламе важно не наказание человека, а предупреждение преступления. Жесткие законы Шариата эффективно воздействуют на психику человека, сокращают желание совершить противоправный поступок. Тысячелетний опыт мусульманской юриспруденции доказывает высокую действенность шариатских мер наказания именно в целях профилактики преступлений, независимо от того, нравятся эти меры кому-либо или нет.

    325
    На основании Корана и изречений Пророка Мухаммада в
    Шариате сформулирован ряд принципов, чтобы сохранить единство мусульман, целостность исламских общин, чтобы не появились лжепророки в странах Ислама и чтобы никто из мусульман не примыкал к чуждым Исламу течениям, чтобы пос- тоянно увеличивалась численность мусульман. Казалось бы, в этих правозащитных средствах нет ничего опасного для немусульман, но некоторые западные идеологи и проповедники видят в этих положениях Шариата элементы фундаментализма.
    Приведем конкретные высказывания Пророка Мухаммада:
    «Мне было отдано предпочтение перед другими пророками в шести вещах: мне была дарована способность вкладывать много смысла в немногие слова, мне была оказана поддержка страхом
    (т. е. тем, что страх был внушен врагам Пророка — Г.К.), мне была дозволена военная добыча, земля была сделана для меня местом совершения молитв, я был послан ко всем людям и завершена была мною череда пророков». «В день Воскресения ни за кем из пророков не последует столько людей, сколько за мной». «Я был направлен к людям в лучший из веков их, и появился я именно в тот век, в котором живу». «Поистине, я был записан перед Аллахом как последний пророк уже в то время, когда Адам еще был глиной (лишенной духа), и я поведаю вам о начале своем. Это — мольба Ибрахима, радостная весть Исы».
    «Никому из пророков не поверило столько людей, сколько мне»
    1
    Высказывания и предвидения
    Мухаммада сбылись.
    Действительно, несмотря на относительную молодость этого вероучения, последователями Ислама стало большое количество людей, и оно постоянно увеличивается.
    Мусульмане практически не ассимилируются с после- дователями других религий, среди них очень мало прозелитов.
    И это вовсе не является результатом возведения каких-либо искусственных барьеров, препятствующих переходу мусульман в иные религии. Множество европейцев в последние годы
    1
    Здесь имеются в виду мольба Ибрахима (Авраама) о том, чтобы из его потомков была создана община, покорная Аллаху, и радостная весть Исы (Иисуса) о грядущем пришествии Мухаммада.
    Об этом говорится в Священном Коране (2:128; 61:6; 21:107). См.: Мухаммад бин Джамил.
    Достоинства Пророка. О высоких нравственных и этических нормах Ислама, М., 1999, 20-22.

    326 приняло Ислам — и в этом нет принуждения. Возникает естественный вопрос: на каких принципах основана прочность
    Ислама? Перечислим некоторые из них. Это четкие, ясные, недвусмысленные, логически обоснованные, доступные всем людям законы Шариата:
    1. В канонах Ислама говорится: Ислам — последнее духовное убежище, и Пророк Мухаммад является последним, замыкающим посланником и печатью пророков.
    2. Коран — вслед за иудейской и христианской религиями — является завершением небесных посланий и откровений.
    3. В
    Исламе отсутствует разделение светского и религиозного, государства, политики, права, образа жизни и религии, и люди удовлетворяют не только свои духовные, но и социально-экономические потребности.
    4. Многочисленные бытовые, социально-политические, экономические, пищевые и иные запреты
    Шариата способствуют сохранению единства и стабильности в обществе.
    5. В Исламе отсутствуют посредники между Богом и человеком. Индивидуальное и коллективное спасение в исламском вероучении изложено предельно ясно и понятно. В
    Исламе отсутствует и является недопустимой индульгенция — свидетельство или грамота об отпущении грехов, выдаваемая духовенством за деньги или особые заслуги.
    6. На Востоке очень прочны традиции и обычаи, связанные с
    Исламом, что способствует его укреплению.
    7. Исламская семья многодетная, мусульмане рано женят детей. Это, естественно, способствует росту мусульманского населения.
    8. По Исламу аборт запрещен, он считается умышленным убийством человека — творения Аллаха. Такой запрет есть и в христианстве, но женщины западных стран не выполняют его, ибо европейский образ жизни — это отнюдь не религиозный образ жизни.
    9. Женщина в Исламе, в отличие от Запада, более отделена от политической, социально-экономической, государственной жизни и поэтому лучше выполняет семейно-бытовые обязанности и укрепляет устои мусульманского общества.

    327 10.В Исламе отсутствует отлучение от религии.
    11.В Исламе отсутствует монашество.
    В настоящее время усиливается интерес к Шариату не только в республиках и в местностях постсоветского пространства, но и в западных странах. Это понятно, ибо Шариат — как правовой институт и неотъемлемая часть мусульманского вероучения — успешно защищает устои религии. Исторический опыт Ислама в этом отношении очень богат и может быть полезным для других религиозных систем и государств, где параллельно существует церковное и светское право. Некоторые христианские теологи находят общее между церковными правовыми институтами и законами Шариата.
    Действительно, между христианским церковным правом и
    Шариатом есть немало общего. Достаточно обратиться к вопросу об источниках первого. Вот что писали по этому поводу доктор богословия (православного толка христианства)
    Никодим, епископ Далматинский, и архимандрит Гавриил, преподаватель богословских и философских наук Императорс- кого Казанского университета в XIX в. В христианской церкви, по их мнению, первоисточником права служит воля основателя церкви. Из него исходят остальные источники, а именно церковное законодательство и церковный обычай.
    Церковное право в объективном смысле составляют не только законы, изданные самой церковью, но также и законы, изданные государственной властью, признанные и принятые церковью, имеющие целью установление правильных отношений между нею и государством. Источником церковного права считаются также гражданские законы, относящиеся к церкви. Как и Шариат, церковное право имеет основные источники (Священное Писание, святое предание, каноны), дополнительные источники (канонические постановления патриарших синодов) и вспомогательные источники (мнение авторитетных канонистов, церковные гражданские права)
    1
    . В мусульманском праве их роль соответственно исполняют Коран и хадисы, иджма, адаты. Что касается отношения церкви к государству, то церковное право признает самостоятельность церковной и государственной власти.
    1
    Архимандрит Гавриил. Понятие о церковном праве и его история. Казань, 1874, 1-6. Никодим,
    епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб, 1897, 38.

    328
    Многие вопросы, рассматриваемые христианским церковным судом, по общему содержанию совпадают с вопросами, которые рассматриваются шариатским судом. Поскольку в странах христианского мира наряду с церковным судом действовали и действуют и самостоятельные государственные светские суды, компетентность церковного суда в решении светских вопросов ограничена, тогда как шариатские суды рассматривают как религиозные вопросы, так и вопросы, регламентируемые светским правом.
    В классическом мусульманском государстве религиозная (т. е. исламская) власть и государственная власть не были отделены друг от друга, поэтому вопрос о самостоятельном их существовании в Шариате не рассматривался. В отличие от церковного суда, который для служителей культа выносит особые меры наказания, в Шариате нет исключения в отно- шении духовенства: всех судят по одним и тем же законам.
    Таким образом, духовная близость между величайшими религиями мира — христианством и Исламом, последователями которых является более половины человечества, дает возможность проведения постоянного диалога для защиты духовно-культурных ценностей Востока и Запада, в целом
    Евразийской цивилизации и укрепления взаимопонимания между народами.
    Возвращаясь к вопросу об истоках исламского фундаментализма, следует напомнить, что его возникновение связано с Саудовской Аравией, где господствует радикальное течение Ислама — ваххабизм, сочетающий в себе ханбалитский толк суннизма (основатель Ахмед ибн Ханбал) и суфийского учения Ибн Теймии (1263-1328), который боролся против новшеств, выступал за нерасторжимое единство государства и религии. По мнению Ибн Теймии, без могущественного исламского государства религия будет в опасности; его теория
    (в отличие от других суннитских концепций) отрицает принцип выборности. Ибн Теймия отдавал предпочтение принципу обоюдной клятвы главы государства и народа (ум-мы) в преданности друг другу. Он резко осуждал использование власти в корыстных целях, стремление к власти и обогащению,

    329 проповедовал аскетизм и сохранение первоначальной чистоты
    Ислама.
    В XVIII в. идеи Ибн Теймии были возрождены Мухаммадом ибн Абдулваххабом (умер в 1792 г.) и легли в основу ваххабизма, поддержанного династией Саудов, которые и ныне определяют официальную идеологию Саудовской Аравии.
    Несмотря на господство ваххабитского фундаментализма в стра- не, официальные круги
    Саудовской
    Аравии теснее сотрудничают с США и западными странами, чем с мусульманскими государствами — Ираном и Ираком. Не случайно страны Запада, прежде всего США, не обеспокоены фундаментализмом в Саудовской Аравии, который своим консерватизмом превосходит Иран, Алжир, Афганистан.
    Некоторые современные исследователи считают именно
    Иран страной, где исламский фундаментализм проявляется в своей крайней форме. До 1979 г., когда пал шахский режим,
    Иран был надежным партнером США. Страна была наводнена иностранными специалистами и советниками. Американские военные советники практически контролировали иранскую армию, самую сильную на Ближнем Востоке, оснащенную современной военной техникой. В США и Европе предприятия военно-промышленного комплекса выполняли многочисленные военные заказы Ирана. Западный образ жизни преобладал в столице государства — Тегеране и в других городах. В публичных домах страны работали сотни женщин из Италии,
    Франции,
    Испании,
    Юго-Восточной
    Азии.
    Описание разнузданной жизни в столице Ирана до Второй мировой войны, представленное в книге иранского писателя Кяземи «Страшный
    Тегеран», приводило в ужас западного читателя. Складывалось впечатление, что все пороки западного образа жизни процветали в Иране. Еще в 1930-е гг. шах Реза хан Пехлеви дал пощечину верховному шиитскому имаму, когда тот осмелился сделать замечание жене шаха, которая появилась в общественном месте с непокрытой головой. Все чиновники были обязаны носить европейскую одежду. Появилась поговорка: «Народ просит у шаха хлеба, а он надевает ему на голову американскую панаму».
    Шах поддержал политику секуляризации, проводившуюся в
    Турции Кемалем Ататюрком, совершенно не понимая различия между этими двумя странами.

    330
    Утверждалось, что название страны «Иран» происходит от понятия «Ариана» — страна арийцев, что Иран — самая древняя родина арийцев, и от них произошли чуть ли не все европейцы.
    В 1973 г. праздновалось 2500-летие иранской монархии. Шах
    Ирана присвоил себе древний титул «шахиншах ария-мехр»
    (царь царей, арийское солнце). Открыто пропагандировалась древнеиранская религия зороастризм (огнепоклонничество), что воспринималось мусульманами как оскорбление.
    Проводимый шахским режимом курс на игнорирование и даже подавление мусульманских традиций привел к появлению исламской оппозиции, которая зародилась еще в период до
    Второй мировой войны и набирала силу в течение нескольких десятилетий. Изгнание аятоллы Хомейни из Ирана в 1960-е гг. не остановило рост этой оппозиции. Исламская революция победила в стране в 1979 г. Ее победе способствовало и то, что все светские антишахские политические партии были запрещены и парализованы. Такое положение открыло путь ис- ламскому движению, которое было самым массовым и организованным в борьбе против шахского режима, и его не могли остановить массовые аресты и репрессии.
    Аятолла Хомейни таким образом объяснял свою победу: «У нас не было ни танков, ни самолетов, но мы победили. На то была воля Аллаха». Когда имама спросили о численности его солдат, Хомейни сказал, что все, кто мог выйти на улицу, были его солдатами. Даже среди сотрудников самой большой на
    Ближнем Востоке секретной службы «Савак», насчитывавшей более 3 млн платных осведомителей, более половины работали на Хомейни.
    Иран является примером, прекрасно демонстрирующим, что в стране, где пытаются подавить Ислам или игнорировать мусульманские традиции, непременно создаются условия для развития исламского фундаментализма. Еще одним примером служит ситуация в Алжире. За 130 лет колониального господства Франции в этой стране, в Алжире были практически ликвидированы арабский язык и мусульманская культура, исламский образ жизни. Единственным местом, куда не могли проникнуть французы, были мечети. Именно в них сохранялись арабский язык и мусульманские традиции, и именно там создавались очаги сопротивления и центры борьбы против

    331 колонизаторов. Исламские духовные и культурные ценности явились самым сильным фактором в сопротивлении засилью
    Запада и в борьбе против ассимиляции. Ислам оставался и мощным фактором национальной интеграции, нивелировавшим этнические различия в Алжире, где живут арабы, берберы, африканцы, мавры, турки. Запад стремился разрушить этот цементирующий элемент — исламские ценности. Алжирская революция 1954—1962 гг. развеяла иллюзии Франции в том, что эту часть арабо-мусульманского мира можно удержать в положении колонии.
    В 1990 г. в Алжире была создана партия Исламский фронт спасения (ИФС). До этого времени в самом Алжире, во Франции и вообще на Западе существовало мнение, что можно сохранить светский характер государства. Считалось, что прозападная алжирская интеллигенция, чиновничий аппарат, деловые круги, армия, часть берберов и неарабское население страны, другие социально-политические силы смогут противостоять исламизации государства. Однако ИФС набирал силу, укреплял свои связи с исламскими движениями в других мусульманских странах; росло число исламистов в армии, профсоюзах, государственном аппарате.
    В декабре 1991 г. ИФС в первом туре выборов в парламент получил 188 мест из 430. Уже не было сомнений, что во втором туре выборов исламисты будут преобладать в парламенте и, естественно, получат возможность изменить конституцию страны и создать исламское государство, возможно, иранского типа. Страх перед возможностью исламизации государственного управления заставил прозападные силы в Алжире фактически ликвидировать результаты демократических выборов, отменить второй тур, ввести чрезвычайное положение и тем самым оста- новить исламистов. ИФС был объявлен вне закона. Начались аресты исламистов, роспуск контролируемых ими муниципалитетов. Эти репрессивные меры против исламского движения в Алжире, поддерживаемые Западом и некоторыми политическими кругами в России, привели к тому, что сегодня в
    Алжире проливается кровь. Ошибочная политика по отношению к исламскому движению привела к тому, что спокойный либеральный Ислам уступил место сторонникам крайнего фундаментализма, взявшим для достижения политических целей

    332 лозунги Ислама. Запрет исламистам свободно участвовать в политической жизни страны привел к тому, что страна разде- лилась на два противоположных лагеря, и не известно, когда в ней прекратится кровопролитие.
    В Алжире идет борьба прозападных сил не против кучки фундаменталистов, а против всего исламского движения.
    Кровавые события в Алжире — предупреждение и другим мусульманским странам, а также урок для России, требующий более взвешенной политики по отношению к Исламу и более эффективного влияния на СМИ, которые часто ошибочно трактуют Ислам.
    Есть ли в России исламский фундаментализм? Если да, то каковы его особенности и каналы проникновения в страну?
    Прогноз и перспективы развития исламского фундаментализма в России — очень важная проблема.
    Следует подчеркнуть, что Россия является классическим регионом распространения Ислама. На территории России
    Ислам существует более одиннадцати веков, появился он здесь почти на сто лет раньше христианства. Естественно, в различных мусульманских регионах могут появиться группы исламских фундаменталистов. Было бы большой ошибкой пред- полагать, что исламский фундаментализм может возникнуть в
    России лишь путем проникновения из-за рубежа, хотя подобные пути, конечно, нельзя исключать. Ни в одной стране Европы мусульмане не испытали такого угнетения, насильственной христианизации, преследования и истребления, как в России.
    Российское государство создавалось в ожесточенной борьбе с
    Золотой Ордой и другими мусульманскими ханствами.
    Русско-славянское самосознание XII-XVI вв. формировалось таким образом, что освобождение от татаро- монгольского господства оказалось возможно лишь путем уничтожения мусульманских государств
    Поволжья и
    Приуралья. Длительный период преследования мусульман при царизме и тоталитаризме, физическое уничтожение духовенства и исламских активистов, разрушение и закрытие мечетей, мусульманских учебных заведений породили недоверие к
    Российскому государству, фанатизм в вере. Отсутствие четкой программы в решении этно-конфессиональных вопросов, совпадение этно-национальной и конфессиональной

    333 принадлежности (например, татарин-мусульманин, русский- христианин) делает возможным слияние национализма и исламизма. В подобной ситуации борьба против религии воспринимается как ущемление национальных прав, оскорбление национальных чувств, притеснение национальных групп как акт покушения на религиозные устои.
    Неудовлетворенность в национальных устремлениях народов
    Поволжья и Северного Кавказа непременно приводит к обострению религиозных чувств. Более того, исторический опыт показывает, что такая неудовлетворенность достаточно часто приобретает религиозную окраску, лозунги
    Ислама используются некоторыми политическими деятелями в борьбе против «неверных».
    В нынешних условиях России мусульмане не в состоянии полностью удовлетворять свои религиозные потребности: разрушены сотни мечетей, нет средств на ремонт мечетей, находящихся в аварийном состоянии, нет достаточного количества мусульманских учебных заведений, очень мало подготовленных богословов. Мусульмане не всегда могут свободно посещать мечети в пятницу, так как выходные дни установлены по христианскому календарю, приобрести дозволенные (халал) продукты питания, нет постоянных мусульманских рыночных центров, дорого обходится ритуальное обрезание в государственных медицинских учреждениях, российские газеты часто публикуют антиисламские материалы.
    В передачах телевидения, в газетных и журнальных статьях довольно часто речь идет не о духовно-нравственном потенциале Ислама, а распространяются измышления об Исламе или неверно толкуется его учение. Судьба и безопасность мира, в том числе России, во многом зависят от взаимоотношений христианства и Ислама. Национальные интересы России требуют поощрения со стороны государства диалога и сотрудничества между мусульманами и христианами. Для этого следует активнее использовать средства массовой информации, чтобы у всех народов России имелось адекватное представление об Исламе и его основах.
    Существуют проблемы в реализации свободы совести среди мусульман-военнослужащих. В воинских частях нет литературы

    334 по Исламу, не решаются вопросы, связанные с пищей солдат, мусульманскому священнослужителю порой бывает трудно посетить военнослужащих. Все это может способствовать росту недоверия к политике государства, стимулировать деятельность сторонников исламского фундаментализма.
    В годы советской власти на территории СССР проживали более 70 млн. мусульман, действовали 4 духовных управления.
    В настоящее время в России создано около 40 духовных управлений. Вместе с тем, органы власти Российской
    Федерации — администрация президента и аппарат правительства — в основном поддерживают отношения с лидерами двух духовных управлений: европейской части СНГ и
    Сибири и центрально-европейской части России. Этим же управлениям оказывается материальная помощь. Председатели других Духовных управлений ищут и находят поддержку в
    Государственной думе и политических партиях. Это ведет к разобщению российских мусульман, вносит раскол в российский мусульманский мир, может стимулировать развитие экстремизма, усиливать напряженность в стране. Поэтому необходима единая взвешенная политика государства по отношению ко всем Духовным управлениям в РФ. В настоящее время активно пропагандируется идея о том, что в России появились сторонники ваххабизма. Известно, что российские мусульмане тюркского происхождения — татары, башкиры, казахи, узбеки и др. — являются последователями умеренного либерального течения ханифитского толка суннитского направления в Исламе. Ханифиты — самое многочисленное течение в мусульманском мире. Маловероятно, что они примкнут к ваххабизму, так как они преданы основателю своего течения Абу Ха-нифе, человеку тюрского происхождения. В учении ханифитов отсутствует крайний консерватизм, ха- рактерный для ханбалитов.
    Группировки ваххабитов нашли себе почву на Северном
    Кавказе, где им противостоят представители суфийских тарикатов. Следует отметить, что в арабских странах, в том числе в Саудовской Аравии, проживает довольно много выходцев с Кавказа еще со времен Кавказской войны XIX в.
    Гробница предводителя горцев Кавказа, имама Шамиля, также

    335 находится в Саудовской Аравии, в городе Медине, там же находится могила Пророка Мухаммада.
    Неразрешенность чеченского вопроса, экономические трудности усиливают напряженность на Северном Кавказе и могут служить причиной появления в этом регионе исламского фундаментализма ваххабитского толка с примесью кавказского мюридизма. Иногда причиной возникновения настроений исламского фундаментализма могут быть этнографические и востоковедческие публикации. Они, как правило, вызывают раздражение мусульман тем, что в них проблемы религии исследуются с материалистической точки зрения.
    Отрицательное отношение мусульман вызывает и концепция
    «двух Исламов» — народного и книжного, распространенная среди этнографов. Первый — это живой, примитивный народный Ислам, второй — классический, книжный, о котором народ ничего не знает. Таким образом, формируется представление об Исламе как о религии малограмотных людей.
    Элементы исламского фундаментализма могут возникнуть и на базе предпринимательской деятельности. Предприниматели- мусульмане оказывают содействие в строительстве мечетей и медресе, реставрируют молитвенные дома, помогают неимущим, но они довольно часто имеют слабое представление об исламских нормах предпринимательства и торговли, что приводит к нарушению запретов Шариата (запрет на азартные игры, на оскорбление нравственности и др.), развитию торговли непозволительными с точки зрения Ислама товарами (винно- водочные изделия, свинина и т. п.). В мусульманской юриспруденции есть целый ряд положений, которые можно использовать в борьбе против коррупции, воровства, других правонарушений, в эффективной защите национальных традиций и обычаев мусульман.
    Таким образом, исламский фундаментализм может возникнуть не в результате влияния зарубежных исламских организаций, а скорее из-за тех проблем, которые возникают на российской почве ввиду нерешенности социально- экономических, этно-кон-фессиональных, национальных проблем, предвзятого толкования вопросов Ислама в средствах массовой информации, отсутствия выверенной политики государства в отношении Ислама.

    336
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта