Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
Скачать 2.59 Mb.
|
ПО ПОВОДУ КУЛЬТУРНОЙ АГРЕССИИ И О СЕКУЛЯРИЗМЕ. О ПРОТИВОСТОЯНИИ ИСЛАМА ГЛОБАЛЬНОМУ РЕЛИГИОЗНОМУ МОДЕРНИЗМУ Сегодняшний глобализм, как утверждают мусульманские идеологи, охватывает не только социально-экономические сферы жизни народов. США, Европа и другие развитые страны монополизировали информационные каналы, навязывают другим народам свой образ жизни и культурные ценности, чуж- дые этим народам. Мусульманских идеологов очень беспокоит проблема культурной агрессии со стороны Запада, проводимая под видом модернизации исламских ценностей, демократизации общества и путем внедрения либеральных ценностей через мис- сионерство. Все вышеприведенные проблемы стали предметом исследования Совета Исламской академии правоведения (фикха). Совет Исламской академии правоведения (фикха) в ходе своей 7-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 9-14 мая 1992 г., ознакомился с результатами поступивших в академию исследований на тему «Культурная агрессия», из которых стало очевидным, что агрессия несет в себе широ- комасштабную угрозу странам арабского и исламского мира в настоящем и будущем. Многообразная по формам, она сеет в душах людей сомнения и искушения и нацелена на раскол мусульманского сообщества (уммы) и прекращение деятельности по распространению призыва к Исламу. Исследования демонстрируют важную роль Ислама в сохранении мусульманского сообщества (уммы) и его консоли- дации перед лицом этой агрессии, описывают способы нейтрализации подобных планов и предлагают пути борьбы с агрессией и способы защиты от нее мусульманского сообщества (уммы) во всех жизненных сферах. Совет Исламской академии, проведя дискуссию по этому вопросу, рекомендовал: 1. Принять меры по претворению в жизнь прин- ципов Шариата с тем, чтобы он стал основой строи- тельства внутренних и международных отношений мусульманского сообщества (уммы). 2. Развить воспитательные и образовательные программы, очистив их от всего чуждого, и тем направить усилия на воспитание в духе современных принципов Ислама новых поколений верующих, подготовить их к праведной жизни и помочь выработать иммунитет ко всем проявлениям культурной агрессии. 3. Активизировать подготовку проповедников, проникнутых духом Ислама и стремящихся воплотить его предписания в практической жизни общества, хорошо разбирающихся в вопросах культуры и способных вести просвещенный диалог с людьми, живущими в современном мире. 4. Мечети должны в полной мере исполнять свою воспитательную миссию в жизни мусульман, противодействуя культурной агрессии и всяким ее проявлениям, быть центром религиозного просвещения верующих. 5. Используя научные методы, не прибегая к схоластической апологетике, развеивать сомнения, которые пытаются посеять враги Ислама, стремящиеся ослабить веру мусульман в самодостаточность их религии. 6. Внимательно изучать привнесенные извне, чуждые Исламу идеи и принципы, демонстрировать их недостатки, ненадежность и необъективность. 7. Принять меры по пробуждению религиозных чувств, поддержать организации, занимающиеся популяризацией Ислама и формированием полноценной мусульманской личности, призванной стать олицетворением истинных принципов Ислама, готовой проявить себя с этой стороны во всех сферах политической, общественной, культурной и эконо- мической жизни различных обществ. 8. Уделять внимание популяризации арабского языка и распространению его по всему свету, поскольку он является языком Священного Корана. Сделать арабский язык основным при обучении в школах, институтах и университетах арабских и исламских государств. 9. Вести разъяснительную работу во всем мире и на всех живых языках, показывая величие Ислама, ниспосланного на благо человека и для его счастья в жизни земной и будущей. 10.Использовать наиболее эффективные и передовые СМИ, дабы нести слово истины и добра по всему миру. 11.Вести поиск решений современных проблем в свете предписаний Ислама, реализовывать эти решения в жизни и на практике. Успешное их осуществление явится лучшим средством пропаганды Ислама. 12.Крепить единство и консолидацию мусульман в различных сферах жизни общества, преодолевать конфликты и противоречия между мусульманами путем переговоров и на основе норм Шариата, ставя тем самым заслон планам культурной агрессии, нацеленной на разобщение рядов мусульман, разжигание конфликтов и порождение разногласий между ними. 13.Крепить мощь мусульман, их экономическую и военную самостоятельность. 14.Призвать арабские и исламские страны оказывать помощь тем мусульманам, которые подвергаются преследованиям в различных концах земного шара, содействовать решению их проблем и защите их всеми возможными способами от угрозы агрессии. Кроме того, Совет рекомендовал следующее: Генеральному секретариату академии продолжать изучение важнейших вопросов по данной тематике, вернуться к их рассмотрению на предстоящих сессиях Совета и его семинарах, учитывая особую значимость изучения темы культурной агрессии и необходимость разработки полноценной стратегии борьбы с ее проявлениями и ее новыми формами. Началом этого может стать рассмотрение на будущей сессии проблемы христианского миссионерства и распространения среди населения ложных ориенталист-ских учений. Совет Исламской академии правоведения (фикха) считает, что борьба против культурной агрессии требует укрепления единства мусульман. В связи с этим Совет в ходе своей 11-й сессии, созванной в Манаме (Бахрейн) 14-19 ноября 1998 г., сообщил, что работа по сплочению мусульманского сообщества (уммы) в идейном, богословском и политическом направлениях становится основной задачей академии: в результате она приведет к едине- нию всех мусульман вокруг истинного Единобожия. Совет постановил: 1. Единение мусульман является их обязанностью, предписанной Самим Аллахом. Единение остается одной из неизменных и необходимых черт уммы — это подтверждено словами Всевышнего: «Держитесь крепко за вервь Господню и друг от друга вы не отделяйтесь!» (сура «Аль Имран», 3:103) Это требование подтверждается и Сунной Пророка (мир ему!): «Кровь у всех мусульман равноценная, мусульмане словно пальцы одной руки, сжатые в кулак, и даже самый слабый из них находится под защитой уммы». Пророк (мир ему!) на деле реализовал это единство, связав братскими узами мусульман Мекки, переселившихся в Медину (мухаджиров), и мусульман Медины, ставшими помощниками Пророка (мир ему!), (ансаров). Именно об этом говорилось в первом документе, который был составлен в Лучезарной Медине при создании исламского государства, и в нем было декларировано, что мусульмане — единая община в составе человечества. 2. Единство мусульман заключается, прежде всего, в поклонении Всемогущему Аллаху как мысленно, так и на словах и в делах, следуя предписаниям Корана и Сунны Посланника (мир ему!). Мусульмане должны беречь свою религию, которая объединяет их и обеспечивает их единение в различных сферах жизни — духовной, экономической, социальной и политической. Стоило мусульманскому сообществу (умме) отойти от принципа своего единства, как тут же стали возникать поводы для розни, усугубившиеся в дальнейшем новыми проблемами, — не в последнюю очередь благодаря усилиям колонизаторов, руководствовавшихся принципом «разделяй и властвуй». Именно они внесли раскол в единое мусульманское сообщество (умму), положив в основу этих центробежных тенденций национальные и клановые интересы и поделив все народы на арабов и остальных мусульман. Более того, усилия большинства западных востоковедов и исламоведов и их научные труды были направлены именно на то, чтобы упрочить его разделение в умах мусульман. Необходимо активизировать усилия по призыву к Исламу и популяризации его принципов среди немусульман. По рассмотрении ряда вопросов Совет дал следующие разъяснения. В современном мире сформировались блоки и союзы, которые проводят вполне определенную политику, используя лозунги глобализации, секуляризации и религиозного модернизма. Вследствие безграничной информационной открытости исламский мир стал объектом пропаганды, нацеленной на уничтожение его своеобразия, эрозию его фундаментальных принципов и разрушение духовных и идейных основ его цивилизации. Мусульманское сообщество (умму) можно оградить от этой опасности только путем его единения и ликвидации причин разобщенности, учитывая, что оно располагает необходимой для этого основой — религиозным, социальным, экономическим, законодательным и культурным единением мусульманских народов. По мнению мусульманских идеологов культурная агрессия, глобальный религиозный модернизм и се-куляризм представляют большую опасность для мусульманского сообщества (уммы). И не случайно, что в работах сессии Совета Исламской академии правоведения эти вопросы тщательно анализировали с позиций Шариата. Так, Совет Исламской академии правоведения в ходе своей 11-й сессии, созванной в Манаме (Бахрейн) 14-19 ноября 1998 г., ознакомившись с результатами поступивших в академию исследований на тему «Секуляризм», постановил: 1. Секуляризм (т. е. выведение повседневной жизни верующих из-под влияния религии) возник в Европе в качестве ответной реакции на деспотизм христианской церкви во времена Средневековья. 2. В исламских странах секуляризм начал распространяться под воздействием сил колониализма и их пособников и в результате идейного влияния западных востоковедов. Их усилия привели к расколу мусульманского сообщества (уммы) и породили сомнения в душах мусульман относительно истин- ности вероучения Ислама, исказили подлинную историю развития нашего мусульманского сообщества (уммы). Секуляризм внушает людям, что между разумом и боговдохновенными текстами существует противоречие, стремится подменить прямой путь объективистскими теориями, проповедует вседозволенность и распущенность, вызывает разрушение нравственных устоев. 3. Секуляризм явился предвестником появления большинства разрушительных идеологий и течений, которые вторглись в наши страны под различными лозунгами, проповедующими идеи расовой дискриминации, коммунизма, сионизма, масонства и пр.; все они способствовали утрате духовных богатств мусульманским сообществом (уммой), ухудшению его экономического положения, а также поддерживали оккупацию части наших территорий, в частности, Палестины, Иерусалима. Эти факты доказывают, что секуляризм наносит только вред нашей умме. 4. Секуляризм представляет собой объективистскую систему взглядов, основанную на принципах непризнания Бога (атеизм), является антагонист-ским по отношению к Исламу течением, солидаризируясь с мировым сионизмом и другими разруши- тельными и все дозволяющими течениями, которые отвергаются Аллахом, Его Посланником (мир ему!) и верующими. 5. Ислам сочетает в себе религиозное учение, основу для государственного строительства и фундамент для полноценного образа жизни, который подходит для любой эпохи и в любом месте. Ислам не призывает к отделению религии от повседневной жизни, а напротив, — делает ее обязательной для всех, стремится к тому, чтобы все жизненные поступки находились в гармонии с религиозным учением и религиозными чувствами человека, а политика, экономика, общественная жизнь, просвещение, информация и другие сферы жизни соответствовали учению Ислама. Совет рекомендовал: 1. Руководителям мусульманских стран отказаться от принципов секуляризма при осуществлении политики своих государств, оградить мусульман от его влияния. 2. Представителям мусульманской науки раскрывать истинную суть секуляризма и предостерегать верующих от его пагубного влияния. 3. Разработать всеобъемлющую исламскую образовательную программу для школ, университетов, исследовательских центров и информационных сетей, имеющую единую форму и единые воспитательные задачи. Возродить просветительскую миссию мечетей, обратить внимание на проповедническую деятельность, подготовку религиозных наставлений, профессионально, с учетом требований времени обучать соответствующих специалистов, давать отпор тем, кто сеет сомнения в душах мусульманской молодежи, беречь в ней светлые идеалы Ислама и Шариата. Совет Исламской академии правоведения в ходе своей 11-й сессии, созванной в Манаме, также рассмотрел вопрос «О противостоянии Ислама глобальному религиозному модернизму». В результате проведенной дискуссии, вызвавшей повышенное внимание к этому вопросу в связи с его огромной значимостью, раскрывшей и разъяснившей суть религиозного модернизма, который предстает в виде нового идейного течения, основанного на обожествлении разума, отвергает потусторонний мир и не признает откровения; направленного на разрушение всего человеческого наследия, связанного с верой, общечеловеческими ценностями и моралью; учитывая, что основные черты этого течения проявляются в том, что оно всецело полагается на разум и в познании ограничивается эмпирическими методами, далеко уводящими от истинного исламского вероучения, а также полностью отделяет религию от остальных культурных, социальных, экономических, политических и благотворительных институтов, в результате чего такое вероучение становится неотделимым от секуляризма, Совет постановил: 1. Под «религиозным модернизмом» в данном контексте подразумевается атеистическое течение, которое отвергается Аллахом, Его Посланником (мир ему!) и верующими, поскольку по своей сути оно является антагонистическим по отношению к Исламу течением, сколько бы оно ни рядилось в одежды рев- ностного защитника Ислама и сколько бы ни претендовало на его обновление. 2. В положениях Ислама и предписаниях Шариата заключены ценности, дающие человеку удовлетворение в любое время и в любом месте. Благодаря Исламу человек обретает истинную опору, которая позволяет ему продолжать жить, добиваясь прогресса и процветания. Используя многообразные узако- ненные и утвержденные способы иджтихада (проявление усердия), Ислам вбирает в себя все новое и полезное для людей. Совет рекомендовал: 1. Организации Исламская Конференция (ОИК) сформировать комиссию из представителей исламской научной мысли для внимательного, всестороннего и объективного изучения феномена религиозного модернизма с целью выявления отклонений и искажений, которые несет в себе это течение, во избежание его негативного влияния на молодое поколение мусульманского сообщества (уммы). 2. Органам власти мусульманских государств неустанно отвергать принципы религиозного модернизма и ограждать верующих от их пагубного влияния, прикладывая для этого все необходимые усилия. О ПОЛОЖЕНИИ ИЕРУСАЛИМА, ОБ ОСУЖДЕНИИ ЭМИГРАЦИИ СОВЕТСКИХ ЕВРЕЕВ НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ (ИЕРУСАЛИМ) Совет Исламской академии правоведения (фикха) в ходе работы своих сессий неоднократно рассматривал вопросы социально-политического содержания: о решении палестинской проблемы; о статусе Иерусалима; об освобождении захваченных Израилем арабских территорий; об эмиграции евреев из СССР (России) в Израиль; о культурной агрессии и т. д. Достаточно привести некоторые постановления Совета Исламской академии правоведения: Совет Исламской академии правоведения (фикха) в ходе своей 3-й сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского Королевства 11-16 октября 1986 г., отметил, что сессия Совета академии проходит в непосредственной близости от мечети Аль-Акса [в Иерусалиме] — первой из двух кибл, в направлении которой мусульмане обращались в своих молитвах, и третьей из благородных святынь Ислама, поэтому следует активизировать усилия по ее освобождению. Участники 12-й сессии Совета Исламской академии правоведения, созванной в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) 23-28 сентября 2000 г., возмущены агрессивными заявлениями и несправедливыми предложениями представителей израильских властей относительно статуса Иерусалима и выражают поддержку следующим положениям: 1. Город Иерусалим представляет собой часть религиозного, духовного и культурного наследия и культуру мусульман всего мира, поскольку из этого города Посланник Аллаха совершил ночное путешествие и вознесся к Господу, о чем достоверно сообщается в тексте Священного Корана 1 1 Коран (17:1) 2. Непреложность того, что Иерусалим и его Благословенная мечеть являются исламскими святынями, что подтверждается кораническим текстом; этот факт не может быть опровергнут, оспорен или изменен, по этому поводу никакие компромиссы не возможны и не допустимы. 3. Участники Сессии призывают народы арабского и исламского мира и их руководителей сберечь оккупированный Иерусалим и его Благословенную мечеть и встать на сторону его жителей, чтобы воспрепятствовать иудаизации или интернационализации Иерусалима. Ни иудаизация, ни интернационализация этого города не приемлемы ни в какой форме. 4. Благословенная Отдаленная мечеть (Аль-Акса) принадлежит только мусульманам, иудеи не имеют к ней никакого отношения. Участники Сессии предупреждают об опасности нарушения святости этой мечети и возлагают на израильские оккупационные власти ответственность за любую агрессию по отношению к Отдаленной мечети. Эта мечеть не может быть предметом для дискуссий, поскольку она выше и святее этого. 5. Справедливый мир и стабильность в регионе могут быть достигнуты путем прекращения израильской оккупации Иерусалима и его Благословенной мечети и возвращения оккупированных палестинских земель их законным хозяевам. По мнению Совета Исламской академии правоведения, эмиграция евреев из различных стран в Палестинскую землю осложняет решение конфликта в регионе. Так, еще в 1990 г. Совет Исламской академии правоведения в ходе своей 6-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 14-20 марта 1990 г., давал следующие разъяснения и рекомендации: Академия осуждает эмиграцию советских евреев на Святую землю (Иерусалим), куда Пророк (мир ему!) совершил ночной перелет и откуда вознесся на небо. Эмиграция несет с собой огромную опасность и угрожает всему мусульманскому сообществу (умме) во всех странах. Академия призывает исламские и арабские государства объединить голоса и выступить против этой новой опасности, приняв все возможные меры для спасения оккупированных территорий и освобождения святых мест, в том числе места вознесения Пророка (мир ему!) |