Главная страница
Навигация по странице:

  • ОТВЕТЫ СОВЕТА ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОВЕДЕНИЯ (ФИКХА) НА ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ (ВАШИНГТОН)

  • Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеШариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
    АнкорДословный перевод Шариата
    Дата14.02.2023
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShariat.pdf
    ТипЗакон
    #936932
    страница27 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    О БАНКОВСКИХ ПРОЦЕНТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ И
    ВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ИСЛАМСКИМИ БАНКАМИ
    С созданием в мусульманских и европейских странах, в странах СНГ и в России смешанных и мусульманских банков
    (евро-мусульманские, американо-мусульманские и т . д.), в организации банков-ско-кредитных операций — на основе шариатских законов — для европейских деловых кругов, а также и для самих мусульман возникло множество финансовых вопросов. Самым главным и сложным оказался вопрос о банковских процентных операциях и ведении операций исламскими банками.
    Совет Исламской академии правоведения (фик-ха) 22-28 декабря в ходе 2-й сессии, проходившей в Джидде (Саудовская
    Аравия), дал по этому поводу исчерпывающий ответ. В ходе плодотворной дискуссии на сессии академии выяснилось отрицательное влияние сложившейся банковской системы на мировую экономику в целом и на экономическую стабильность стран третьего мира. Глубоко проанализировав ситуацию, в которой оказалась мировая экономика вследствие ее отступления от предписаний Книги Аллаха, со всей категоричностью запрещающей получение ссудного процента
    [рыба) в различных формах и в любом размере, а также предписывающей покаяние за его использование, Совет призвал банки стремиться к возврату основной суммы кредита без его наращивания или уменьшения, будь то в малой или большой степени, и напомнил об угрозе Аллаха и Его Посланника (мир ему!) начать беспощадную войну против ростовщиков.
    Совет Исламской академии в своем постановлении отмечает, что следует считать двумя разновидностями ростовщического процента (риба), запрещенного Шариатом, любое увеличение размера кредита или введение ссудного процента по нему в обмен на продление срока выплаты в случае, когда должник не смог рассчитаться с заимодавцем в срок, а также договоренность
    об увеличении суммы, подлежащей возврату, или о введении ссудного процента в момент заключения кредитного договора.
    В качестве альтернативы Совет предлагает проводить операции, обеспечивающие денежное обращение в соответствии с нормами Шариата и отвечающие экономическим принципам
    Ислама.
    Совет призвал правительства исламских государств поддержать политику поощрения банков, строящих свою деятельность на основе норм Шариата, создавать условия для организации подобных банков в каждой мусульманской стране с целью удовлетворения потребностей верующих жить в согласии со своими убеждениями и сложившимися реалиями.
    Несколько постановлений Совета Исламской академии правоведения (фикха) были посвящены вопросам Исламского банка развития: об оплате услуг кредитования, предоставляемых
    Исламским банком развития; о лизинговых операциях; о прода- жах с рассрочкой платежа; о финансировании внешнеторговых операций; о процентах, начисляемых иностранными
    (немусульманскими — Г. К.) банками по размещенным в них авуарам Исламского банка развития.
    Говоря о банковских операциях, необходимо обратить внимание на постановление Совета Исламской академии правоведения (фикха) по одному важному вопросу — о бумажных деньгах и колебаниях курсов валют, принятое 3-й сессией академии, проходившей в Аммане, столице Хашимит- ского Иорданского Королевства 11-16 октября 1986 г. В этом постановлении говорится о том, что бумажные деньги являются законными средствами платежа и имеют полновесное стоимостное выражение; к ним применимы нормы Шариата о золоте и серебре, ростовщическом проценте (риба), закя-те,
    авансовом финансировании (салям) и прочих операциях.
    Данное постановление
    Совета
    Исламской академии правоведения может быть полезным для российских банков, производящим обмен валют и другие денежные операции.

    ОТВЕТЫ СОВЕТА ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ
    ПРАВОВЕДЕНИЯ (ФИКХА) НА ВОПРОСЫ
    МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ИСЛАМСКОЙ
    МЫСЛИ (ВАШИНГТОН)
    Нам хотелось бы особо отметить международную правовую деятельность Совета Исламской академии правоведения
    (фикха), подготовившего ответы на вопросы известного
    Международного Института исламской мысли в Вашингтоне.
    В данной работе без купюр излагаются ответы Совета
    Исламской академии правоведения. Из рассматриваемых 28 заданных вопросов принятие постановлений по вопросам
    № 1 , 2 , 7, 15, 22 было отложено в связи с необходимостью дальнейшего их изучения и уточнения.
    Ответы Исламской академии правоведения на вопросы
    Исследовательского Института носят универсальный характер.
    Они могут быть полезными для исламоведческих, политологических центров России и для мусульманских общин
    Российской Федерации.
    Ниже приводятся ответы на вопросы Международного института исламской мысли (Вашингтон), одобренные Советом
    Исламской академии правоведения (фикха):
    Вопрос № 3. Что предписывает Шариат относительно брака между мусульманкой и немусульманином, если женщина надеется, что жених обратится в Ислам после женитьбы? В настоящее время, как утверждают многие мусульманки, проживающие на Западе, в большинстве случаев они не имеют возможности выйти замуж за мусульман, вследствие чего им угрожает опасность встать на путь греха или жить в неестественных для женщин условиях.
    Ответ. Брак между мусульманкой и немусульманином запрещен Шариатом на основании текстов Священного Корана,
    Сунны и единодушного мнения мусульманского сообщества
    (уммы) (иджма). Если этот брак имеет место, то, согласно
    Шариату, он абсолютно нелегитимен и, с позиции Ислама, не будет иметь никаких законных последствий. Дети от этого брака будут считаться незаконнорожденными. Надежда на обращение мужа в Ислам не может считаться уважительной причиной.

    Вопрос № 4. Что предписывается Шариатом в случае, когда супруга принимает Ислам, но остается в браке с немусульманином? Как следует ей поступать, если супруги ранее обзавелись детьми и их судьба не безразлична матери?
    Что делать, если супруга уповает на обращение мужа в Ислам в случае продолжения их супружества? Если муж хорошо относится к своей жене, но отсутствует всякая надежда на принятие им Ислама, разрешает ли Шариат продолжение их брака? Как поступать супруге, которая опасается, что в случае развода с мужем-немусульманином она не сможет создать семью с мусульманином?
    Ответ. Если женщина принимает Ислам, а ее муж отказывается от этого, их брак утрачивает силу. Женщине не следует жить с таким человеком, но ей все же стоит выждать 3 месяца и десять дней (период идда), и если за это время супруг примет Ислам, то она может вернуться к нему без переоформления брака, в противном случае отношения между ними должны быть прекращены. Если муж обратится в Ислам после истечения периода идда и бывшие супруги захотят вновь воссоединиться, им придется заключить новый брак. Что касается так называемого
    «хорошего отношения» немусульманина к жене-мусульманке, то оно не может служить законным обоснованием для продолжения их брака.
    Вопрос № 5. Что предписывает Шариат по поводу захоронения мусульманина на немусульманском кладбище, если действующее в стране гражданское законодательство не разрешает производить захоронения вне пределов существующих кладбищ? Так, например, на территориях большинства американских штатов и европейских государств выделенные мусульманские кладбища отсутствуют.
    Ответ. Захоронение мусульманина на немусульманском кладбище в неисламских странах разрешено, поскольку погребение обязательно.
    Вопрос № 6. Как предписывает Шариат поступать в случае продажи здания мечети, если мусульмане покидают насиженное место и при этом опасаются, что мечеть будет разрушена или конфискована? Практика свидетельствует, что для открытия мечети мусульмане обычно покупают жилой дом, в случае же вынужденного переезда они оставляют мечеть без присмотра, и
    тогда зданием мечети могут завладеть посторонние люди; часто в описанной ситуации изначально существует возможность продажи покидаемых мечетей и открытие новых на вырученные средства в тех местах, где обосновались мусульмане. Что предписывает Шариат относительно продажи здания мечети и открытия новой? Если не удается открыть новую мечеть на вырученные средства, на что можно эти средства потратить?
    Ответ. Продажа здания мечети вследствие того, что она не может более использоваться в религиозных целях, или по причине наличия угрозы овладения зданием другими людьми разрешена Шариатом при условии, что деньги, вырученные от продажи мечети, будут потрачены на открытие новой мечети.
    Вопрос № 8. Некоторые женщины и девушки, будучи незамужними, отправляясь на заработки или учебу, вынуждены жить одни или совместно с немусульманками. Что говорит
    Шариат по этому поводу?
    Ответ.
    Мусульманским женщинам не разрешается проживать одним в других странах.
    Вопрос № 9. Некоторые работодатели (например, в США) запрещают мусульманкам покрывать голову во время нахождения на службе. Какие части тела женщине разрешено обнажать, находясь на рабочем месте или в учебном заведении?
    Ответ. Мусульманка должна носить хиджаб, т. е., согласно мнению большинства исламских богословов, она должна закрывать одеждой все тело, за исключением лица и кистей рук.
    Если она опасается ввести кого-либо в искушение, она вправе прикрывать лицо и кисти рук.
    Вопрос № 10 и 11. Для того чтобы покрывать расходы на учебу и проживание за рубежом, большинство студентов- мусульман вынуждены подрабатывать.
    Найти хорошо оплачиваемую работу студенты могут только в ресторанах, где продают алкогольные напитки и предлагаются блюда из свинины и других запрещенных Шариатом продуктов. Что говорит Шариат о работе мусульман в подобных заведениях?
    Ответ. В случае, когда мусульманам не удается найти достойной, с позиций Шариата, работы, им разрешается работать в ресторанах иноверцев при условии, что сами они не наливают алкогольные напитки, не разносят их, не производят и не торгуют ими. То же касается и производства, распростране-
    ния и торговли свининой и продуктами из нее, а также другими запрещенными Шариатом продуктами.
    Вопрос № 12. Существует множество спиртосодержащих лекарственных средств (от 0,1% до 25%), большинство которых используется при лечении вирусных и простудных заболеваний носоглотки. Подобные препараты составляют до 95% всех известных противопростудных лекарств, и найти их без- алкогольные аналоги бывает затруднительно. Что говорит
    Шариат о приеме спиртосодержащих препаратов?
    Ответ. Если мусульманин болен и не может найти безалкогольного лекарственного снадобья, а опытный и надежный врач, которому пациент доверяет, прописывает ему прием спиртосодержащего лекарства, то верующему разрешено принимать такие растворы в прописанных врачом дозах.
    Вопрос № 13. В пищевой промышленности находят применение ферментные препараты и желатин, в состав которых входит незначительное количество веществ, выработанных из свинины. Разрешает ли Шариат использование таких ферментных препаратов и желатина?
    Ответ. Мусульманам не разрешается употреблять в пишу продукты, содержащие ферментные препараты и желатин, изготовленные на основе веществ, выработанных из свинины.
    Имеется достаточно их аналогов на основе растительных ингредиентов и мяса животных, разрешенных мусульманам к употреблению в пишу.
    Вопрос № 14. Большинство мусульман вынуждены праздновать свадьбы своих детей в мечетях. Нередко свадьбы сопровождаются танцами, стихотворными пожеланиями и песнями. Специальные залы для торжеств у мусульман отсутствуют. Что говорит Шариат о проведении свадеб в мечетях?
    Ответ. Проведение обряда бракосочетания (никях) в мечети одобряется, но отмечать в мечети свадебное торжество не разрешается, если оно предполагает пребывание мужчин и женщин вместе друг с другом, танцы и пение, что запрещено
    Шариатом.
    Вопрос № 16. Что говорит Шариат о браке между студентами
    — мусульманкой и мусульманином на период учебы, если
    целью молодоженов не является сохранение супружеских уз в дальнейшем и после окончания учебы они намереваются разъехаться по домам, в страны постоянного проживания? Что предписывает Шариат, если заключение такого брака происходит на обычных условиях постоянного брака?
    Ответ. Основополагающим положением при заключении брака является намерение супругов сохранить его долгий срок, создать прочную семью, и исключение составляют лишь те случаи, когда брак прекращается волею внешних обстоятельств.
    Вопрос № 17. Что говорит Шариат о появлении женщины на работе или в учебном заведении с выщипанными бровями и подкрашенными ресницами?
    Ответ. Согласно Шариату, женщинам и мужчинам можно подкрашивать ресницы, но выщипывать брови не следует, за исключением тех случаев, когда они обезображивают лицо.
    Вопрос № 18. Некоторым мусульманкам во время работы или учебы приходится здороваться за руку с незнакомыми людьми.
    В таком же положении оказываются и мужчины, когда посторонняя женщина подает им руку. Отказываясь пожать протянутую женщиной руку, в глазах окружающих мужчина оказывается в двусмысленном положении, и такое его поведение вызывает всевозможные пересуды.
    Что предписывается Шариатом в подобных случаях?
    Ответ. Рукопожатие между посторонними взрослыми мужчинами и женщинами запрещено Шариатом.
    Вопрос № 19. Что говорит Шариат об аренде церквей для проведения в них пятикратных молитв, пятничной молитвы
    (джума), а также двух великих праздничных молитв (праздник жертвоприношения Ид-аль-Адха, праздник разговения Ид-аль-
    Фитр)? Самым дешевым способом аренды помещений является аренда богослужебных зданий у христиан, а некоторые университеты и благотворительные фонды предоставляют свои церкви для вышеназванных целей бесплатно, но, как известно, обычно в христианских церквях имеются статуи, иконы и другие предметы христианской атрибутики.
    Ответ. В случае необходимости аренда церквей для совместных молитв не запрещается Шариатом, но следует избегать совершения молитв, когда верующий обращается в сторону изображений (статуй или картин). Если церковные
    изображения оказываются перед взором молящихся, когда они возносят молитву в сторону Каабы (киблы), то до начала мо- литвы эти изображения следует покрыть или загородить чем- либо.
    Вопрос Ne 20. Что говорит Шариат об употреблении в пищу мяса животных, зарезанных людьми Писания (Ахлъ-алъ-Китаб), то есть иудеями и христианами, и можно ли употреблять в пишу мясные блюда в ресторанах, когда неизвестно, упоминалось ли имя Аллаха во время умерщвления животного?
    Ответ. Согласно Шариату, мясо животных, зарезанных иудеями и христианами, разрешено употреблять в пишу при условии забоя животного в соответствии с положениями
    Шариата, даже если имя Аллаха не упоминалось при этом. Тем не менее для более детального рассмотрения этой темы
    Академия считает целесообразным вернуться к ней на будущей сессии.
    Вопрос № 21. На многих общественных мероприятиях с участием мусульман предлагаются алкогольные напитки, а женщины и мужчины находятся вместе друг с другом. Отказ мусульман от участия в подобных мероприятиях ведет к изоляции наших братьев от остального общества, в результате чего они несут моральный и материальный ущерб. Что предписывает Шариат мусульманам в подобных ситуациях, если мусульмане ни при каких условиях не станут употреблять алкогольные напитки и свинину и откажутся от танцев?
    Ответ. Мусульманам и мусульманкам не разрешается участвовать в мероприятиях и вечеринках, на которых предлагаются алкогольные напитки, поскольку подобные собрания подразумевают совершение грешных и богопротивных дел.
    Вопрос № 23. В некоторых северных странах в силу местных погодных условий крайне затруднительно увидеть воочию народившуюся луну в первую ночь месяца рамадан (начало поста) или в первую ночь месяца шаввал (окончания поста и праздник разговения). В то же время ученые этих стран могут без особого труда точно вычислить время новолуния. Разрешено ли местным мусульманам полагаться на такие расчеты?
    Ответ. Прежде всего, следует исходить из того, чтобы новая луна была увидена воочию, а астрономические расчеты и
    наблюдения могут быть лишь вспомогательными средствами в соответствии с высказываниями (хадисами) Пророка (мир ему!).
    Вопрос № 24. Что говорит Шариат о мусульманах, состоящих на государственной службе в США и других немусульманских странах, в частности, в таких важных отраслях, как атомная промышленность, военно-технический комплекс и т. п.?
    Ответ.
    Мусульманину разрешается состоять на государственной службе в неисламской стране, если его деятельность не противоречит Шариату и не наносит вреда мусульманскому сообществу (умме).
    Вопрос № 25 и 26. Что предписывает Шариат мусульманину, участвующему в проектировании и возведении христианских зданий, например, церквей и иных храмов, учитывая то, что строительство является частью его профессиональных обязанностей в компании, которая наняла его на работу и откуда он может быть уволен в случае отказа выполнять распоряжения руководства? Что говорит Шариат о пожертвованиях, предоставляемых мусульманами по личной инициативе или от имени организаций, в которых они состоят на службе, христианским учебным и миссионерским заведениям или церквям?
    Ответ. Мусульманину не разрешено строить или проектировать немусульманские храмы, а также участвовать своими финансовыми или материальными ресурсами в подобных проектах.
    Вопрос № 27. Во многих мусульманских семьях мужья занимаются продажей алкогольной продукции, свинины и других запрещенных Шариатом товаров, а жены и дети мусульман выражают свою неприязнь к такой их деятельности, хотя и живут за счет доходов от нее. Должно ли описанное положение являться предметов беспокойства для них?
    Ответ. Жена и дети, не способные обеспечить себя сами, могут из насущной необходимости жить на иждивении мужа, даже если запрещена Шариатом его работа, как-то: продажа алкогольных напитков, свинины или иная запретная деятельность. При этом следует прилагать все усилия, дабы убедить главу семейства в необходимости поиска возможности получения доходов от иных видов деятельности, разрешенной
    Шариатом, и уговорить его сменить работу.

    Вопрос № 28. Каковы положения Шариата о покупке жилья, личного автомобиля или мебели посредством кредита, предоставляемого банками и иными учреждениями при условии определения в залог приобретаемых предметов или недвижимости (например, ипотека)? В описанной ситуации кредитор получает определенную прибыль за счет предо- ставления кредита. Необходимо заметить, что альтернативой кредиту может быть лизинг с ежемесячными платежами, которые, как правило, превышают ежемесячные платежи по вышеупомянутому кредиту.
    Ответ. По Шариату это не разрешено.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта