Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
Скачать 2.59 Mb.
|
Глава 7 РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ, ФИНАНСОВ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ Шариат регламентирует в мусульманском обществе всю хозяйственную жизнь. Чисто мирские хозяйственные дела — торгово-финансовые операции, охота, рыболовство, убой животных и т. д. — связываются с Исламом. 221 ПРАВИЛА ШАРИАТА О КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ Торговля — одно из самых распространенных занятий на мусульманском Востоке. Не случайно многие путешественники еще в раннем Средневековье называли восточные города большими рынками. У человека, впервые посетившего восточный город, складывается впечатление, будто весь город занят только торговлей. Характерно, что люди на Востоке с древнейших времен и до наших дней судили и судят о благополучии жителей городов по уровню изобилия и оживленности в рыночных центрах, поэтому вопросы торговли детально разработаны в своде мусульманских законов. От тех, кто занимается торговыми делами, Шариат требует: - знать правила торговли; - не выделять мусульман среди покупателей; - не проявлять суровости в отношении цен на товары; - идти навстречу человеку, с которым заключена торговая сделка в случае, если тот передумает и обратится с просьбой аннулировать эту сделку. Перед человеком, решившим заняться торговлей, Шариат ставит следующие условия: он должен быть совершеннолетним, в здравом уме и не безрассудным; богатство свое Он не должен тратить на безрассудные дела и должен иметь твердое намерение заняться торговым делом. В торговом деле нельзя шутить (например, шутя, заявить о продаже своего имущества). Шариат порицает насильственное привлечение человека к торговле. Вести торговые сделки с несовершеннолетними детьми Шариат запрещает даже в том случае, если родители этих детей дали на это свое согласие, но если несовершеннолетний окажется посредником между покупателем и продавцом (передаст деньги продавцу, от него получит товар и вручит его покупателю), против этого Шариат не возражает, но должна быть уверенность, что несо- вершеннолетний справится с этим делом, потому что в случае потери денег или товара несовершеннолетний и его родители не несут за это ответственность. Несмотря на запреты Шариата, на мусульманском Востоке в торговых делах широко используется труд несовершеннолетних детей. Торговая профессия часто передается по наследству, и 222 почти все члены отдельных семей занимаются торговлей. Не- совершеннолетние дети торгуют вразнос мелкими галантерейными и бакалейными товарами из лавок своих родителей, родственников или же доверивших и м это занятие торговцев. Таких продавцов можно встретить всюду: на улицах, на рынках, в кинотеатрах и даже в городском общественном транспорте. Справедливые мухтасибы по Шариату могут продать имущество несовершеннолетних детей, умалишенных и пропавших без вести. Но они не должны забывать, что в Коране и хадисах Мухаммада сказано: «Не присваивай имущества сирот и умалишенных». Законы Шариата о торговле допускают обмен товарами. Эту торговлю-обмен регулируют следующие пять шариатских принципов: - объем, количество, вес или мера товара должны быть известны; - передавать товар при обмене нужно непосредственно в руки покупателя (например, если обменена лошадь и она сбежала, сделка считается недействительной); - товар, который предложен в обмен на другой, должен отличаться от последнего (бессмысленно менять одинаковые товары); - товар, оставленный в качестве залога, не для замены другим товаром, без разрешения владельца продавать запрещается; - товар разрешается передавать и для покрытия долгов или для расчета при оплате различных услуг (например, квартирант может передать владельцу дома в качестве квартирной платы ковер). Шариат разрешает продавать имущество, сданное в аренду, но арендатор сохраняет право держать это имущество (мульк) до истечения срока аренды. Новый владелец может аннулировать торговую сделку, если срок аренды его не устраивает. Торговая сделка между покупателем и продавцом закрепляется чтением формулы юридического акта (сига). Продающий говорит: «Продал товар на такую-то сумму». Покупатель отвечает: «Купил товар на такую-то сумму». Купля-продажа осуществляется за деньги, или товар, или в кредит. При покупке товара в кредит необходимо указать срок 223 возврата долга. Если должник скончался до истечения срока возврата своего долга, должниками становятся наследники покойного. Если должник не в состоянии возвратить долг в назначенный срок, Шариат предлагает продлить этот срок, дать возможность должнику расплатиться. Шариат запрещает продавать товары или услуги в кредит без определения цены. Продавать товары в кредит по завышенной цене также не разрешается, но если продавец сам говорит, что продает товар по завышенной цене и при этом называет определенную цену, а покупатель соглашается купить товар на таких условиях, сделка считается законной. Продажа чужого товара без разрешения владельца считается недействительной. Совершать торговлю-обмен золота на золото, серебра на серебро допустимо, если обмениваемые товары имеют равный вес. Продажа-обмен неочищенного рудникового золота на чистое золото и неочищенного серебра на чистое серебро считается недействительной, хотя обмен неочищенного золота на чистое серебро и неочищенного серебра на чистое золото Шариат допускает. ПРАВИЛА АННУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ СДЕЛОК Торговые сделки аннулируются при наличии перечисленных ниже 11 условий: 1.Хияр алъ-маджлис — право расторжения торговой сделки сторонами, пока они не покинули место, где сделка заключалась, т. е. разрешается аннулирование сделки, пока стороны не разошлись. 2.Хияр алъ-габн — в торговой сделке обнаружен обман (габн). 3.Хияр аш-шарт — в торговой сделке имеется условие (шарт), что обе стороны (или одна) имеют право расторгнуть договор. 4.Хияр ат-тадлис — при сделке допущена фальсификация (например, продавец или покупатель отдают свои товары по завышенной цене с целью повысить их привлекательность). 224 5. Хияр ат-тахаллуф аш-шарт — при заключении торгового договора продавец или покупатель поставили какое-либо условие, без выполнения которого сделка аннулируется. 6. Хияр алъ-айб — право расторжения торговой сделки вследствие обнаружения недостатков (айб) или недоброкачественности товара. 7. Хияр аш-ширкат — право расторжения торгового договора с торговой компанией. Аннулирование торговой сделки в случае, если обнаружено, что часть проданного товара принадлежит другому лицу, не согласному со сделкой, — тогда покупатель имеет право расторгнуть договор или же получить деньги за товар. 8. Хияр ар-руятп — договор по лицезрению. Здесь речь идет о следующем виде аннулирования торговой сделки. При заключении договора продавец описывает товар, который покупатель не видит сам; позже обнаруживается, что описание не соответствует действительности. В таком случае клиент имеет право расторгнуть торговую сделку или потребовать за- мены купленного товара. 9. Хияр am-maaxup — отсрочка вручения товара. Если покупатель заключил сделку с продавцом, по которой обязался взять у него товар за наличные деньги, но не представил их в течение трех дней, продавец имеет право расторгнуть сделку, поскольку покупатель не ставил условия об отсрочке платы за товар. В случае, если имеют дело со скоропортящимися продуктами, сделка может быть расторгнута и к концу первого дня. 10. Хияр алъ-хайван — расторжение торговой сделки по истечении трех дней, если вместо опре- деленного животного продано или передано взамен другое животное. 11. Хияр ат-таазур ат-таслим — право расторжения торговой сделки вследствие невозможности вручения товара покупателю (например, если проданная лошадь сбежала). Шариат не допускает произвольного аннулирования торговой сделки — для этого должно быть основание. Причиной расторжения договора могут служить явные и скрытые дефекты товара: например, если клиент обнаружит, что купленный им чай высшего сорта смешан с чаем низшего сорта, но если 225 покупатель, заметив явный дефект товара, сразу не потребует расторжения сделки, потом он не имеет права поднимать вопрос о расторжении договора. Клиент может и не расторгать сделки, а потребовать за дефект товара определенную сумму. В четырех случаях покупатель не имеет права поднимать вопрос о расторжении торгового договора вследствие некачественности купленного товара: - если при покупке клиент знал о дефекте товара; - если покупатель заведомо согласился купить товар с дефектом; - если при покупке товара покупатель заявил, что в случае обнаружения дефекта не будет предъявлять иск и требовать сумму за дефектность; - если при продаже товара покупатель был поставлен в известность о данном дефекте. Если он обнаружит другие дефекты товара, о которых не сообщил продавец, покупатель имеет право расторгнуть сделку или потребовать сумму за де- фектность 1 В трех случаях покупатель не имеет права или не может расторгнуть сделку, но имеет право требовать сумму за дефектность товара: если товар был использован после покупки; - если клиент после заключения торгового соглашения аннулировал право возврата товара продавцу; - если дефект товара был обнаружен после истечения срока торговой сделки. Если кто-либо передал свой товар другому с тем, чтобы тот продал его по определенной цене, он может предупредить последнего, что в случае продажи товара по цене, выше указанной, тот может взять себе излишек, — это правило Шариата дает возможность обойти закон, по которому никто не имеет права присваивать каких-либо излишков от совершения торговых операций и все деньги должны принадлежать первому владельцу товара. Шариат сам подсказывает обход запрета, ибо предполагается, что никто не согласится даром продавать вещи, принадлежащие другому. Узаконение Шариатом такой практики способствовало возникновению в больших восточных городах 1 Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2142. 226 особых групп людей — перекупщиков. В основном это относится к торговле сельскохозяйственными товарами. Во всех больших и малых мусульманских городах имеются частные лав- ки, торгующие сельскохозяйственными продуктами, владельцы которых являются постоянными покупателями для окрестных производителей сельскохозяйственной продукции (т. е. перекупщиками). По правилам Шариата, мясник не имеет права продавать мясо самки, смешанное с мясом самца, что связано с обычаями и традициями в отношении приготовления мясных блюд, согласно которым предпочтение отдается мясу самца. Нарушивший это правило совершает большой грех, и покупатель имеет право возвратить купленное мясо или потребовать заменить его. В торговой системе Ислама преобладают индивидуальные и семейные торговые учреждения. Местные торговцы, которые мало занимаются ввозом и вывозом товаров из-за границы, как правило, объединяются на основе родственных связей, поэтому на мусульманском Востоке прослойка торговцев состоит в основном из родственников, а профессия торговцев носит наследственный характер. Это не означает, тем не менее, что на мусульманском Востоке отсутствуют торговые компании: такие компании существуют и называются ширкатами. Для образования ширката компаньоны смешивают свои однородные товары так, что разделить их уже не представляется возможным. При создании такой компании объединяющиеся стороны читают уже упомянутую формулу юридического акта о торговой сделке — сига. Ни один из компаньонов не имеет права ставить усло- вием присвоение себе большей прибыли, нежели остальным компаньонам, или перекладывать убытки на другого. Но Шариат не запрещает на основе обоюдного согласия освобождать одного или двух компаньонов от ведения торговых дел или передавать кому-либо большие, чем остальным, доходы, так что не все компаньоны обязаны заниматься куплей-про- дажей, и доходы делятся по договоренности: такая установка Шариата создает благоприятные возможности для более богатых и влиятельных компаньонов, которые используют свои капиталы для поддержания относительно менее богатых компаньонов. 227 Без согласия сторон ни один из компаньонов не имеет права покупать или продавать товары в кредит. За самостоятельное действие убыток несет тот, КТО взялся за это дело. Если один из компаньонов умрет или станет умалишенным, до решения вопроса о выходе его из компании никто не имеет права распоряжаться общим товаром и доходом. В законах Шариата торговля рассматривается как один из основных источников дохода государства, поэтому всегда торговля всячески поощрялась верховными властями мусульманских государств. И не случайно еще на заре Ислама, когда была создана первая мусульманская община в Медине, вопросам торговли Мухаммад уделял особое внимание. Сам Мухаммад считал торговое дело священным и выгодным, поскольку он еще в молодости занимался им, поступив на службу, а затем и женившись на богатой купчихе — вдове Хадидже. Богатство и поддержка Хадид-жы, а также выгодная торговля послужили поддержкой в начале пророческой миссии Мухаммада. Скрупулезная и детальная разработка правил торгово- финансовых операций в Шариате свидетельствует о большом хозяйственно-экономическом значении торговли для мусульманского общества. Торговое ремесло на мусульманском Востоке прошло длительный путь развития, разрывая рамки феодально-патриархальных и племенных разграничений. Финансирование деятельности торговой компании - ширката. в Исламе свидетельствует, что уже в период установления законов Шариата существовал сравнительно высокий уровень развития купеческого капитала. ШАРИАТ О ПРАВИЛАХ УБОЯ ЖИВОТНЫХ, ОБ ОХОТЕ И РЫБОЛОВСТВЕ Пищевые запреты и связанные с ними законы являются одним из главных вопросов в деле изучения специфики Ислама и бытовой жизни мусульман. В нашей исламоведческой литературе отсутствует всестороннее исследование вопросов питания мусульман и связанных с ними пищевых запретов. Между тем анализ этих проблем, касающихся способов добывания пищи, способов охоты и рыболовства, правил убоя мясных животных, этики принятия пищи, пищевых запретов, имеет очень важное значение. О правилах убоя животных. Шариат требует, чтобы диких и домашних животных и птиц, считаю- щихся съедобными, принимали в пишу лишь после убоя их по специальным правилам. Джейран, куропатка, дикая коза, одичавшие домашние животные считаются съедобными только после убоя их по правилам Шариата. По Шариату, нельзя охотиться (и мясо их считается запретным) на детенышей диких животных и птиц, которые еще не могут бегать или летать. Не считаются чистыми и не могут употребляться в пишу ползающие животные (например, змеи), у которых кровь не бьет ключом при отрезании головы, но, по утверждению Шариата, мертвая змея считается чистой*. Дикие животные, питающиеся мясом (волк, тигр), пойманные по правилам Шариата, считаются чистыми, но употреблять в пищу их мясо запрещено. Медведь, обезьяна, мышь, крыса, змея, ящерица и ряд других пресмыкающихся и теплокровных жи- вотных относятся Шариатом к числу нечистых. Требуется, чтобы при забое животного полностью разрезались как минимум три из четырех «больших жил» (трахея, пищевод, сонная артерия и яремная вена) на его шее. Если надрезать только две из них, это будет считаться нарушением правил забоя. При забое, например, по джа'фаритскому мазхабу, требуется соблюдение шести условий: 1. Убивающий животное мужчина, женщина или подросток должны быть мусульманами, не умалишенными. 2. Резать животное разрешается металлическими инструментами (ножом, топором, пилой) или, если нет металлических, чем-либо острым: стеклом, острым камнем. 3. Морда и передние ноги животного перед убо- е м должны быть повернуты в сторону Мекки. Чело- век, который режет животное, также должен стоять лицом к Мекке. Если этот пункт не соблюден по забывчивости или непреднамеренно, нельзя повернуть животное в сторону Мекки или человек не может определить, в какой стороне находится Мекка, то мясо животного будет халал. 4. Приближая нож к горлу животного, необходи- мо произнести: «Бисмиллах» — «Во имя Аллаха». Если мусульманин забудет это сказать, то мясо животного будет халал. 5. Должна вытечь вся кровь. 6. После убоя животного, пока еще двигаются его конечности и шевелятся глаза, необходимо держать животное на весу, чтобы стекла кровь. Лишь после прекращения конвульсий можно приступать к сня- тию с него кожи. Шариат устанавливает особые правила убоя верблюда. Кроме шести указанных условий здесь есть еще и дополнительные. Верблюд должен стоять или опуститься на колени — мордой в сторону Мекки. У верблюда недостаточно надрезать только четыре «большие жилы», необходимо пронзить ножом его горло, ближе к груди. В этом главное отличие убоя верблюда от убоя крупного и мелкого рогатого скота. Во время убоя мелкого рогатого скота (овец, коз) требуется связать две передние и одну заднюю ногу животного, одну ногу оставив свободной. Практикой установлено, что это способствует быстрому оттоку крови после перерезания жил на шее животного. При убое коровы, быка связываются все четыре ноги животного. У верблюда связывают только две передние ноги (снизу до колен и до подмышек). Домашних и диких птиц после отрезания у них головы отпускают, чтобы они били крыльями до полного истечения крови и прекращения дыхания. Лишь после этого приступают к ощипыванию. Прежде чем резать животное, перед ним ставят воду. Есть поверье, что во время питья воды животное успокаивается, а после убоя кровь его вытекает быстрее. Для убоя необходимо использовать как можно более острый предмет и не медлить, дабы не мучить животное или птицу. Порицается убийство животных, при котором нож проходит через затылок в шею животного. При убое не сразу отделяют голову животного от туловища. Перерезав жилы, ждут, пока прекратится дыхание, и лишь после этого полностью отделяют голову от тела, но если из-за очень острого ножа голова была отделена сразу, правила убоя не считаются нарушенными. Пока не прекратилось дыхание животного, не дозволяется снимать с него шкуру и вынимать спинной мозг. Убой животных на глазах других животных порицается. Шариат требует по возможности воздерживаться от убоя животных до полудня и вечером в пятницу. Человеку, вырастившему и кормившему животное, Шариат советует воздержаться от забоя этого животного. Правила Шариата о забое животных, с одной стороны, соотносятся с практикой и вековой традицией арабских и других народов Ближнего и Среднего Востока, с другой, как стало известно в настоящее время, обеспечивают животному наиболее быструю и безболезненную смерть. Шариат об охоте и рыболовстве. Шариат устанавливает пять условий охоты на диких животных: 1. Оружие и режущие предметы, используемые для охоты (нож, кинжал, сабля, копье, стрела), должны быть острыми. Охота сетью, с помощью палки, камня (т. е. без кровотечения) еще не делает животное чистым, и есть мясо пораженного таким образом животного дозволяется лишь после убоя его по правилам Шариата. При использовании же современных орудий охоты требуется, чтобы пуля разрывала тело животного. Если животное сдохнет отвысокого давления или высокой температуры, необходимо воздержаться от употребления в пищу его мяса. 2. Человек, который охотится за животным, должен быть мусульманином. Если охотится неверный (кяфир), добытые животные — не для мусульманина. 3. Убивать во время охоты можно лишь с предварительными намерениями. Если охотник случайно попадает в животное и убивает его, мясо такого животного не может быть съедено мусульманином. Правда, на практике это правило Шариата редко соблюдается. Животное, ставшее жертвой случайного выстрела, до его смерти быстро режут по правилам Шариата. 4. Целясь в животное или птицу, необходимо произносить имя Бога («Бисмиллах»), но если охотник случайно забывает это сделать, охота не считается неправильной. 5. Может случиться так, что животное умрет от укуса охотничьей собаки, от пули или копья, прежде чем охотник дойдет до него. Если животное будет еще живо, охотник должен 231 зарезать его по Шариату, в противном случае мусульманам запрещено употреблять его мясо в пищу. Если пуля поразила животное и оно упало в воду и там умерло, то употреблять его мясо в пищу запрещается. Если за одним животным охотились двое и при этом один произнес имя Бога, а другой нет (сознательно), охота считается недействительной. Если человек охотится с оружием и собакой, взятыми насильственно у другого, необходимо заплатить за ору- жие и использование собаки, иначе охота считается недействительной. Если во время охоты животное разрублено саблей или шашкой на две части так, что в одной части оказались голова и шея, а в другой — тело, мясо животного считается чистым и дозволенным для употребления, но если ударом разрублена и отделена часть тела животного, а оно не умерло, то необходимо отрезать этому животному голову, и только тогда его мясо будет считаться дозволенным для еды. Если животное во время охоты разорвано на две части камнем или палкой, то часть тела без головы и шеи считается несъедобной. Другая же часть (с головой и шеей), если в животном еще теплится жизнь, будет считаться дозволенной для еды после отделения головы по правилам Шариата. Если из живота убитого животного вытащили детеныша и он жив, он считается чистым, но его не употребляют в пишу. Шариат уделяет особое внимание использованию во время охоты охотничьей собаки. Поскольку собака наряду со свиньей считается по Шариату нечистым животным, ее присутствие на охоте создает немало проблем. Шариат не запрещает использовать это животное, хотя мусульманская традиция воспитывает брезгливое отношение к собаке. Так, традиционно в мусульманских семьях не принято содержать собаку внутри квартиры, какой бы породы она ни была. В основном в мусульманском мире собак используют чабаны для защиты овец от хищников и охотники. Малейшее соприкосновение с собакой требует специального омовения: если собака прикоснулась к одежде мусульманина, то в этой одежде запрещается совершать молитву. При использовании собаки на охоте Шариат требует соблюдать шесть условий: 232 1. Собака должна быть выучена только по приказу охотника приносить добычу. Она не должна иметь привычки съедать добычу или отрывать от нее куски, но если она случайно съела кусок, это допустимо. 2. Охотничья собака не должна самовольно преследовать животное или птицу, а если это произойдет, охота считается запретной. Это правило фак-тически не соблюдается: охотник скорее всего будет РАД , если собака обнаружит и поймает дичь. 3. Если охотничью собаку использует кяфир, принесенная собакой добыча для мусульманина неприемлема и употреблять ее в пишу запрещено. 4. При посылке собаки на охоту необходимо произнести «Бисмиллах». 5. Если охотник обнаружил, что дичь умерла от удушения или страха, запрещено есть ее мясо. 6. Если охотник настиг добычу, пойманную охотничьей собакой, но не зарезал ее по правилам Шариата, мясо непригодно для пищи 1 Посылать на дичь нескольких собак допустимо, но если среди этих собак окажется хотя бы одна недрессированная, добыча считается запретной. Если охотничью собаку послали за одним животным, но она поймала другое или обоих, обе добычи считаются чистыми и дозволенными, пригодными в пищу. Если несколько охотников вместе послали нескольких собак для преследования животного и среди охотников один оказался неверным, а среди собак одна — недрессированной, по правилам Шариата охота считается запретной. Но в Шариате мы находим следующую оговорку: если охота велась с помощью сокола или недрессированной собаки, но охотник успел зарезать добычу по правилам Шариата, мясо считается дозволенным 2 Это исключение Шариата фактически сводит на нет многие запреты во время охоты, ибо главное всегда — зарезать еще живое животное по правилам Шариата, а каким образом оно было поймано, фактически не имеет значения. В Шариате мы находим некоторые сведения и об охоте на саранчу. Использование саранчи в пищу — обычай доисламских 1 Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2618. 2 Там же, вопр. 2623. 233 арабов, нашедший свое отражение в законах Ислама: большинство мусульман-неарабов не употребляет саранчу в пишу. Нехватка и скудость пищи древних арабов вынудили их, особенно кочевников-бедуинов, употреблять в пишу саранчу и ящериц. Древняя арабская пословица гласит: «Можно есть все, что ползает по земле, все, что плавает в воде, все, что летает по воздуху». История помнит немало случаев, когда стаи саранчи опустошали поля, уничтожая все посевы и пастбища на огромных территориях, а тысячи людей погибали от голода, но еще в древности, чтобы не умереть от голода, люди научились есть этих жирных насекомых. Арабы кормили жареной саранчой своих коней и верблюдов, да и сами не брезговали ею. Тысячу лет назад Фирдоуси, проклиная в «Шах-наме» арабов, уничтоживших иранское государство Саса-нидов, называл их «едящими ящериц» и «пьющими верблюжье молоко». На Востоке знают два вида саранчи — «водяную» (креветку) и собственно саранчу — «воздушную». Саранча как пищевой продукт не котируется на мусульманском Востоке: если ее и употребляют в пишу, то крайне редко. Европейский исследователь Ульрих Гаспар Зеетцен, в 1810 г. проникший в Мекку под видом мусульманского паломника, нашел, что са- ранча вкусна, если зажарена в сливочном масле 1 . Следует упомянуть поверье о пустынной ящерице «саканкур». Если эту ящерицу убить, высушить, а затем растолочь в ступке и принимать в виде порошка, она будто бы дарит старикам вторую молодость. По мере распространения Ислама среди различных народов Шариат отразил обычаи и традиции народов, принимавших Ислам. Это относится и к традициям, связанным с пищевыми продуктами. Употребление в пишу саранчи, ящериц было рас- пространено среди арабов-кочевников, но оно так и не закрепилось в меню тюркских, иранских и других неарабских народов. И, наоборот, конина и конское молоко (кумыс), популярные среди тюркских и монгольских народов, не стали достоянием арабов. Те тюркские народы, которые приняли 1 Ралли А. Мекка в описаниях европейцев. Ташкент, 1913, 79. 234 Ислам еще в VIII—IX вв., давно забыли этот обычай и в настоящее время не принимают в пищу конину. Так, тюрки-сельджуки, от которых происходят османские турки современной Турции, азербайджанцы, частично туркмены и кавказские народности, традиционно исповедующие Ислам, не принимают в пищу конину и кумыс, тогда как среди татар, ка- захов, узбеков, киргизов и других народов Средней Азии конина и кумыс имеют широкое распространение. Вследствие недостатка воды бедуины нередко вынуждены были поить своих лошадей верблюжьим молоком, часто в ущерб питанию своей семьи. Арабские лошади отличаются выносливостью, резвостью и быстротой езды, но выращивание и содержание их в пустыне было для араба-бедуина очень тяжело, особенно если он был беден. Недаром у арабов сложилась поговорка: «Кто имеет жену и лошадь, тот никогда не знает покоя». В истории арабы предстают как жители пустыни — кочевники и меньше всего как земледельцы. Естественно, у кочевников питание было простым: верблюжье молоко, мясо, лепешка, а в период нехватки пищи — ящерица и саранча. Очень скудны данные о рыболовстве у арабов, хотя известно, что еще в древности арабы славились как смелые и ловкие ловцы жемчуга. Аравийский полуостров — родина арабов — окружен морями. Жители побережья, хотя и малочисленны, однако еще до Ислама среди них распространилось рыболовство. Арабы по-настоящему стали морской нацией лишь после арабских завоеваний. Они внесли большой вклад в развитие судоходства по Средиземному морю и Индийскому океану. Немало международных морских терминов и географических названий имеют арабское происхождение: адмирал (амир алъ-бахр — король морей), азимут — [ас-самт— сторона), Гибралтар (Джабал Тарик — гора Тарика — имя арабского полководца) и т. д. Но мы ограничимся здесь лишь изложением правил рыболовства, согласно джа'фаритскому маз- хабу. При рыбной ловле требуется учитывать следующие положения: рыба с чешуей, пойманная живой, считается чистой и ее разрешается употреблять в пишу. Сдохшая в воде рыба тоже считается чистой, но есть ее, согласно джа'фаритскому 235 мазхабу, запрещается (в других мазхабах такая рыба может считаться дозволенной для еды). Что касается рыбы без чешуи, то, даже пойманная живой, она непригодна для еды (в других мазхабах такая рыба может считаться дозволенной для еды). Если рыбу выбросило на сушу и ее подобрали живой, то дозволено употреблять ее в пишу. По законам Шариата рыболовством могут заниматься и немусульмане, и они не обязаны во время рыбной ловли произносить имя Бога («Бисмиллах»). Но мусульманин имеет право брать рыбу из рук немусульманина лишь при условии, что сам видел, как немусульманин ловил эту рыбу (в других мазхабах такая рыба может считаться дозволенной для еды). Это правило делает невозможным для последователей джа'фаритского мазхаба получать или покупатьрыбу у немусульман на рынке. Рыба (живая или мертвая), взятая из рук мусульманина, считается чистой и пригодной для еды. Взятая же из рук кяфира рыба, даже если тот утверждает, что поймал ее живой, для последователей джа'фаритского мазхаба запретна. Следует воздерживаться есть рыбу в сыром виде; если живая рыба разрублена на две части и одна часть шевелится, а другая нет, необходимо отказаться употреблять в пишу ту часть, которая не шевелится; если рыбу поджарили, не дождавшись ее смерти, разрезав на куски на суше, надо отказаться есть такую рыбу. Как мы видим, Шариат требует соблюдения определенных правил для тех, кто занимается охотой и рыболовством; он также ставит конкретные требования при совместной охоте мусульман с немусульманами. |