Главная страница
Навигация по странице:

  • ШАРИАТ О ВЗИМАНИИ НАЛОГОВ С ИНОВЕРЦЕВ

  • МУСУЛЬМАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ НАЛОГОВ

  • Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеШариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
    АнкорДословный перевод Шариата
    Дата14.02.2023
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShariat.pdf
    ТипЗакон
    #936932
    страница16 из 28
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   28
    Закят. Важное место в финансовой системе Шариата занимает отчисление на бедных, закят. Слово закят означает
    «очищение», то есть закят призван, с одной стороны, очистить душу дающего его от жадности и привязанности к мирским богатствам, с другой стороны — очистить имущество мусульманина от возможно, неправедно полученного имущества. Поэтому закят дается только из «излишнего» имущества,

    200 т. е. превосходящего определенный ценз, который называется
    нисаб. Например, для зерновых нисаб составляет более 900 кг.
    Обложению закятом подлежат зерновые, ягоды, драгоценности и домашние животные. Всего Шариат (в зависимости от мазхаба) различает девять конкретных предметов обложения
    закятом:
    - пшеница;
    - ячмень;
    - финики;
    - виноград и изюм;
    - золото;
    - серебро;
    - верблюды;
    - крупный рогатый скот;
    - мелкий рогатый скот
    1
    Султ (зерно, похожее на ячмень) и алас (сорт пшеницы в
    Аравии) также облагаются закятом. Закят взимается только с мусульман.
    Чтобы платить
    закят,
    мусульманин должен быть совершеннолетним, не умалишенным и свободным (раб не платит закят). Для взимания закята Шариатом разработана особая система мер, о которой будет сказано ниже.
    Закят взимается раз в год по лунному календарю. Если мусульманин становится владельцем определенного количества
    (нисаб) крупного или мелкого рогатого скота, верблюдов, золота или серебра, по истечении каждых 11 месяцев (в начале 12-го) он должен платить закят. За первый год закят взимается по истечении 12 месяцев.
    Налог с пшеницы и ячменя платится после их созревания, как правило, во время обмолота на специальной площадке (хирман).
    С винограда же закят определяется, когда виноградные ягоды еще зелены.
    Эта предосторожность Шариата связана с тем, что часть зрелого винограда владельцы могут съесть или продать до того, как заплатят налог. Чтобы этого не допустить, официальные сборщики закята определяют количество винограда, пока он
    1
    Буруджерди. Указ. соч., вопр. 1861.

    201 еще зеленый. Закят с урожая фиников определяется, когда плоды финика только становятся желто-красными.
    Если мусульманин — владелец крупного или мелкого рогатого скота, верблюдов, золота или серебра — в течение года болен психически, к уплате закята он не привлекается, но если в конце года он выздоровеет, то обязан отдать закят. В случае, когда его болезнь длится более года и не известно, когда он вылечится, шариатские судьи стремятся назначить опекуна, который присматривает за умалишенным и за уплатой закята и налогов из его богатств.
    Имущество, отнятое у кого-то насильственно, обложению закятом не подлежит. Если же взятое взаймы золото или серебро, которые по стоимости подлежат обложению закятом,
    не возвращены в течение года прежнему хозяину, то взявший их должен заплатить за них закят. Одолживший же это золото или серебро в таком случае закят не платит.
    При взимании закята с зерна или ягод сборщики закята
    пользуются специальными мерами веса.
    Если владелец умирает в период уплаты закята, он взимается из его имущества. Если же он умер ранее сбора закята, его платят его наследники, каждый из своей доли. Шариатские судьи назначают специальных сборщиков, которым дано право взимать закят другим продуктом взамен первого. Если финиковые или виноградные сады, пшеничное или ячменное поле проданы до сбора налога, закят обязан платить новый владелец. Согласно джа'фаритскому мазхабу, в случае неуплаты
    закята шариатские судьи могут аннулировать торговое соглашение.
    Закят с зерновых, винограда и фиников взимается этими продуктами в сушеном виде и один раз (независимо от числа лет хранения этих продуктов). Если для хранения этих продуктов требуется искусственное увеличение их влажности, закят
    взимается со скидкой на влажность.
    Шариат учитывает самые мельчайшие детали, касающиеся сбора закята. Например, если один участок земли орошается искусственно, а соседний участок получает от него влагу в такой степени, что отпадает нужда в его орошении, закят взимается из расчета: 1/20
    часть урожая с орошаемой земли и 1/10— с земли, получающей влагу от соседнего участка.

    202
    При взимании закята на сельскохозяйственные продукты вычитываются все расходы на их выращивание вплоть до амортизации одежды крестьянина. Учитывается и стоимость пшеницы, купленной на семена. Если финиковые и виноградные деревья куплены, при взимании закята вычитаются расходы на их покупку. Если человек в состоянии обработать свой участок без применения сельскохозяйственных животных (быка, лошади и пр.), то в случае покупки быка, например, он не должен включать его стоимость в счет расходов на приобретение орудий производства — это может сделать только тот, кто не в состоянии возделывать землю без применения сель- скохозяйственных животных и прочих средств.
    Рис и фасоль не подлежат обложению закятом, но если пшеница, ячмень, рис и фасоль посеяны на одном участке и это сделано не для того, чтобы уклониться от уплаты закята, шариатские судьи должны определить размер пшеничного и ячменного полей, с которых и взимают закят.
    Рис и фасоль не облагаются обязательным закятом, поскольку эти продукты могли быть неизвестны сподвижникам Пророка и не выращивались в Хиджазе. Тем не менее поскольку они являются одними из самых распространенных продуктов пи- тания на мусульманском Востоке, закят с них можно платить добровольно, и это является одобряемым поступком.
    Если обработанная земля сохраняет плодородие в течение нескольких лет, вычитаются расходы лишь из урожая первого года, а за остальные годы закят взимается без каких-либо скидок.
    Если на нескольких земельных участках, принадлежащих одному человеку, урожай созревает не одновременно, весь урожай по Шариату считается урожаем одного года, а закят взимается по мере сбора урожая согласно установленному мерилу. Там, где виноградники и финиковые деревья дают урожай два раза в год, следует платить за каждый сбор урожая.
    С урожая зерновых, фиников или винограда разного качества
    закят взимается из урожая высокого и низкого сорта.
    Для закята на золото установлен ценз, согласно которому
    закят платится с каждых 20 шариатских мискалей, каждый из которых состоит из 18 золотых горошин. С 20 шариатских

    203
    мискалей (соответствуют 15 обычным мискалям) взимается 1/40 часть золота, т. е. 9 золотых горошин.
    По другому шариатскому цензу, закят на золото устанавливается, начиная с 18 мискалей; при этом облагаемый вес золота определяется по формуле: 18+3+3... высчитывается также 1/40 часть.
    На серебро существуют также два вида ценза. По первому оплачиваются каждые 105 мискалей серебра (платится 1 /40 часть, т. е. по 2 мискаля или 15 горошин серебра с каждых 105
    мискалей). По второму цензу облагаемая сумма определяется по формуле 105+21... мискалей, и с нее взимается 1/40 часть.
    Излишек менее 3 мискалей в расчет не берется. Если мусульманин заказал из своего золота или серебра монеты или женские ювелирные украшения для удобства их реализации на рынке, закят за них выплачивается на общем основании. Закят
    не взимается, если в течение 11 месяцев, независимо от владельца, вес золота или серебра уменьшится. Шариатские судьи следят, чтобы владельцы специально не уменьшали вес принадлежащего им золота и серебра с целью уклонения от уплаты закята.
    Закятом облагается золото и серебро как высокой, так и низкой пробы, и размер его определяется в зависимости от последней или от процентного содержания драгоценного металла в смеси.
    Для обложения закятом домашних животных необходимы два условия: чтобы владелец в течение года хотя бы два дня использовал труд этих животных и чтобы он хотя бы два дня в течение года кормил их своим кормом или оплачивал их кормление и уход. Если животные весь год пасутся где-то сами и их не используют на хозяйственных работах, то за них закят
    платить не полагается.
    Для обложения закятом верблюдов, мелкого и крупного рогатого скота Шариат установил следующие цензы. За верблюдов:
    1. За 5 верблюдов закят — 1 баран (за количество верблюдов менее 5 закят не взимается).
    2. За 10 верблюдов — 2 барана.
    3. За 15 верблюдов — 3 барана.
    4. За 20 верблюдов — 4 барана.

    204 5. За 25 верблюдов — 5 баранов.
    6. За 26-35 верблюдов — 1 двухлетний верблюд.
    7. За 36-44 верблюда — 1 трехлетний верблюд.
    8. За 45-60 верблюдов — 1 четырехлетний верб- люд.
    9. За 61-75 верблюдов — 1 пятилетний верблюд.
    10. За 76-90 верблюдов — 2 двухлетних верблю- да.
    11.За 91-120 верблюдов — 2 четырехлетних верблюда.
    12.При количестве верблюдов более 121: за каждые 40 верблюдов по 1 трехлетнему верблюду, если же счет ведется по
    50 верблюдов, то за каждые 50 верблюдов по 1 четырехлетнему верблюду. Верблюды, выделяемые для выплаты закята,
    должны быть самками.
    В зависимости от насаба взимание закята с крупного рогатого скота бывает двух видов: за 30 коров отдают 1 двухгодовалую телку или за 40 коров — трехгодовалую телку.
    Если количество коров более 40, но не достигает 60, закят взимается из расчета за 40 голов. Если же количество коров не достигает 40, то закят взимается из расчета за 30 голов. За 60 коров закят — 2 трехгодовалые телки. Далее счет ведется по 30 или 40 голов.
    В зависимости от насаба взимание закята с мелкого рогатого скота бывает пяти видов:
    1. За 40 баранов — 1 баран (за количество овец менее 40 закят не взимается).
    2. За 121 барана — 2 барана.
    3. За 201 барана — 3 барана.
    4. За 301 барана — 4 барана.
    5. За 400 баранов и более закят взимается из рас- чета за каждых 100 баранов, за каждых 100 после
    400 закят взимается в количестве 1 барана.
    Предпочтительно отдавать закят за мелкий рогатый скот в натуре, т. е. за овцу — овцу, но не запрещается платить закят
    деньгами или товарами. В каждом отдельном случае вопрос о замене закята решает шариатский судья. Но, как правило,
    закят за мелкий рогатый скот взимается на мусульманском
    Востоке в натуре.

    205
    Баран, предназначенный для сдачи в качестве закята, по законам
    Шариата предпочтительно должен быть двухгодовалым, а коза — трехгодовалой. Шариатские сборщики
    закята. отдают предпочтение тем мусульманам, которые для выплаты закята выделяют самых хороших, жирных баранов.
    Если несколько человек содержат совместно крупный или мелкий рогатый скот и верблюдов, то каждый платит закят из своей доли по установленному Шариатом цензу. Если владелец имеет животных в разных местах, то закят устанавливается в соответствии с их общим количеством и с учетом качества.
    Передавать в качестве закята только плохой скот Шариатом запрещено, другое дело — если весь скот такой. Плата закята
    считается первейшим долгом мусульманина. Если мусульманин скончался, не выплатив закята, прежде всего из его средств платится закят, а затем уже все остальное (долги и т. п.).
    Закят алъ-фитра (милостыня в день разговения) раздается с наступлением вечера в день разговенья по случаю окончания месячного поста рамадана. Прежде чем изложить суть этого
    закята, необходимо разъяснить, чем он отличается от обычного
    закята. И закят, и закят алъ-фитра платятся состоятельными мусульманами один раз в год. Но закят отдает глава семьи, тогда как закят алъ-фитра платится за каждого взрослого члена каждой состоятельной мусульманской семьи. Закят алъ-фитра
    состоит из одного саа, что примерно составляет 3 кг пшеницы, ячменя или риса, фиников, кишмиша, кукурузы и других продуктов. Его можно давать и в виде денег. Кто не имеет дохода, достаточного, чтобы обеспечить свою семью в течение года, не платит закят алъ-фитра. Если кто-либо из членов семьи в вечер раздачи закят алъ-фитры находится в другом го- роде и нет уверенности, что он сам заплатит закят алъ-фитру,
    за него должны платить глава семьи или кто-либо из ее членов.
    В вечер, когда раздается закят алъ-фитра, милостыня платится и за гостя, прибывшего по приглашению или с дозволения хозяина дома.
    Если же гость прибыл без предупреждения, он обязан дать хозяину сумму, которую тот заплатит за него. Если гость пришел, когда закят алъ-фитру уже раздали, то нет необходимости отдавать закят алъ-фитру за него.

    Если ко времени раздачи закят алъ-фитра у сумасшедшего наступит прояснение, несовершеннолетний станет совершеннолетним, потерявший сознание придет в себя, а бедный станет богатым, они должны уплатить закят алъ-фитру.
    Если кяфир перейдет в мусульманство по окончании срока подачи милостыни, платить ее ему не обязательно
    1
    Вправилах по уплате закят алъ-фитры имеется любопытный момент: если в семье мусульманина несколько взрослых и платить за всех закят алъ-фитру обременительно для семьи, можно выплатить ее только за одного члена семьи.
    Для этого закят алъ-фитра передается друг другу членами семьи. Например, отец дает закят алъ-фитру сыну, сын переда- ет ее брату, брат — другому брату, сестре, матери и т. д., в итоге эта сумма передается какому-нибудь бедняку, так что семья выплачивает одну закят алъ-фитру. Считается при этом, что
    закят алъ-фитру уплатили все взрослые члены семьи.
    Если на обеспечение семьи используются средства и хорам
    (запретные), и халал (дозволенные), закят алъ-фитра дается из средств, приобретенных дозволенным, законным путем. Если кто-либо нанимает человека для выполнения определенной работы, то за него платится и закят алъ-фитра. За мусуль- манина, умершего до наступления времени раздачи закят алъ-
    фитры, не платят. Если же он умрет после этого срока, закят
    алъ-фитра платится за него из его средств.
    Хумс, закят, садака и закят алъ-фитра в финансовой системе Ислама занимают важное место. Кроме них существуют и такие формы налогов, как харадж (поземельный налог), ушр
    (десятина), джизъя (подушный налог), которые взимаются и с немусульман, находящихся под покровительством мусуль- манских государств.
    Для взимания поземельного налога харадж в мусульманских странах не было единой твердой системы. В раннем
    Средневековье харадж означал сбор дани с завоеванного мусульманами немусульманского населения, владевшего землями, и были времена, когда термин «харадж» употреблялся как синоним джизъи (подушная подать, взимаемая в мусульман-
    1
    Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2009
    ских странах с иноверцев). Харадж взимался также с мусульман, владевших землями. При взимании налога харадж
    Шариат требует учитывать качество земли, способ ее орошения, виды выращиваемых культур, соотношение обработанной и необработанной земли, плодородие, отдаленность от рынка и другие факторы.
    В юридических источниках Ислама харадж фиксируется как поземельный налог, что не расходится с его историческим значением. Некоторые противоречия в деле взимания налога
    харадж в различные периоды истории зафиксированы в исторических памятниках и работах мусульманских авторов. То же относится и к налогу ушр (десятая часть, натуральный десятинный налог), который ежегодно платили мусульмане,
    зиммии и неверные с продуктов земледелия, животноводства, рыбной ловли, промыслов и т. д.
    Вот что сообщает историк аль-Макризи (1364-1442) о нарушении закона о харадже (о необоснованном повышении налога): «Первым, кто в исламское время взыскал харадж с
    Египта, был Амр ибн аль-Ас. Сбор его составлял 12 млн динаров, по норме
    2 динара с каждого мужчины. После него Абдаллах ибн Са'д ибн
    Абу Сарх взыскал с Египта 14 млн динаров. Усман ибн Аффан
    (поэтому) сказал Амру ибн аль-Асу: "Абу-Абдаллах, верблюдица дает больше молока, чем до этого". Амр на это ответил: "Но вы изнуряете ее верблюжонка"
    1
    Символическая фраза историка об изнуряемом верблюжонке верно отражала положение египтян, изнуряемых тяжелыми налогами в VII—VIII вв. Мусульманские законоведы часто повторяют изречение Мухаммада о том, что недопустимо облагать народ налогами сверх его платежеспособности.
    Налог ушр взимается таким образом: с мусульман — четверть
    ушра, с зиммиев — пол-ушра, а с людей харб (из немусульманских стран) — полный ушр. «С любого предмета стоимостью 200 дирхемов и выше, пронесенного мимо сборщика ушра и предназначенного для продажи, взимается
    ушр, а предмет стоимостью менее 200 дирхемов обложению не
    1
    Алъ-Макризи. Китаб аль-маваиз ва аль-иттибар би зикр аль-хитат ва аль-асар. Каир, 1326 г.х., т.
    1, 98-99.
    подлежит. Таким же образом, когда стоимость предмета достигает 20 мискалов, с него берут ушр. Когда мимо сборщика
    ушра проносят 200 дирхемов в виде слитков и 20 мискалов в
    виде монет, то взимается с муслимов четверть ушра, а с людей
    зимма — пол-ушра, с людей харбушр»
    1
    . После этого в течение полного года по мусульманскому календарю с этих предметов никакого налога не взимается, если их приносят даже несколько раз для продажи. Исключение представляют люди
    харб.
    Как видим, мусульманское законодательство делает существенное различие между иноверцами, которые находятся в подчинении и под покровительством мусульман, т. е. являются жителями мусульманских стран, и теми иноверцами, которые прибыли из немусульманских стран — из стран харб: с них взимают налог в три раза больший, чем с первых, и в четыре раза больше, чем с мусульман.
    Ушр — налог, взимаемый, таким образом, со всех: мусульман, зиммиев, кяфиров; им облагаются продукты земледелия, животноводства, рыбной ловли и другие продукты, предназначенные для продажи, стоимость которых 200 дирхемов. Налог ушр по форме похож на рыночные сборы и составляет значительную долю государственного дохода, взимаемого в виде налога со всех подданных и приезжих купцов и торговых предприятий.
    ШАРИАТ О ВЗИМАНИИ НАЛОГОВ С
    ИНОВЕРЦЕВ
    Мусульманское право гарантирует защиту жизни, имущества, права, исповедания веры людей зим-ми — иноверцев, живущих в мусульманской стране и находящихся под защитой и покровительством государства. Арабский историк IX в. Йахья ибн Адам пишет по этому поводу: «Один из мусульман убил человека из народа Священного Писания. Дело для судебного разбирательства было передано Пророку. Посланник Аллаха сказал: «Я имею преимущественное право выполнить
    1
    Хрестоматия по истории халифата, 63-64.
    обязательство защиты зим-ма— убитого». Потом по его приказу убийца был предан смерти»
    1
    По мнению мусульманских законоведов, если «кто имеет ахд
    — договор или зимма покровительство, то выкуп за его убийство (равен) выкупу за убийство мусульманина»
    2
    Как уже говорилось, шариатские законы, ссылаясь на Коран и
    Сунну, относят христиан и иудеев к категории людей ахлъ алъ-
    Китаб— «людей Священного Писания» и последователей единого Бога. Иноверец и неверный по Шариату не синонимы.
    Коран признает истинность библейских пророков от Авраама,
    Моисея, Давида, включая христианского мессию Иисуса. На этом основании Шариат считает последователей христианской и иудейской религий стоящими ближе к истинной вере, чем язычники и огнепоклонники, но на ступень ниже по сравнению с мусульманами, также и их пророков — на ступень ниже мусульманских, а мусульманский Пророк именуется венцом и печатью пророков [хотим алъ-анбийя).
    Поскольку Ислам и последователи этой религии чаще всего сталкивались с последователями иудаизма и христианства, чаще всего торговали, сотрудничали и враждовали с ними, в законах
    Ислама, естественно, уделено больше внимания христианам и иудеям.
    Представители разных вероисповеданий, живущие под покровительством мусульманского закона, оставались иноверцами в мусульманском государстве, законы Шариата не допускали их объединения между собой. «Так, иудей не имел права стать христианином и, наоборот, перейти можно было только в Ислам. Ни один христианин не мог быть наследником иудея, и наоборот, ни один христианин или иудей не мог наследовать имущества мусульманина», ибо хадис гласит:
    «Между последователями разных вер не может быть наследования»
    3
    Шариат допускает, чтобы имущество христиан ииудеев переходило в распоряжение мусульман или мусульманского
    1
    Йахья ибн Адам. Указ. соч., 55-56.
    2
    Хрестоматия по истории халифата, 132.
    3
    Меи, А. Указ. соч., 39.
    духовенства по завещанию, а иногда и без завещания. Если у христианина или у иудея не было наследников, то их имущество переходило в казну (байт алъ-мал) — в пользу мусульман.
    Взиманию налога с мусульман и немусульман в законах
    Шариата придается особое внимание. Прежде всего, Шариат уточняет деление иноверцев. Это уже известные нам зимми и люди харб. В каноническом Шариате под названием «зимми»
    подразумевались иудеи, христиане, маги — огнепоклонники, сабей-цы, самаритяне. Характерно, что Ислам и Шариат в понятие
    «зимми»
    не вкладывают никакого признака национальной принадлежности.
    Люди харб (харби) не являются подданными мусульманских стран, и законы Ислама на них не распространяются. Люди харб
    могут находиться в мусульманских странах в качестве торговцев или в составе миссий иностранных государств. Харби могут быть христиане, иудеи, маги и другие — все, кроме мусульман.
    Если они не относятся к иностранным миссиям, то не имеют права жить в мусульманской стране более года. В противном случае они должны или перейти в Ислам, или стать зиммиями — подданными мусульманского государства, причем в последнем случае их не принуждают к отречению от своего вероисповедания.
    С иноверцев по Шариату взимаются следующие виды налогов: джизъя, харадж, хумс и ушр. Закят взимается только с мусульман, а джизъя — только с иноверцев. Остальные виды налогов взимаются как с мусульман, так и с иноверцев, но в разных размерах, о чем уже говорилось. Харби, привозящие что- либо для продажи в мусульманскую страну, в случае, если им не удастся реализовать свой товар, при no-вторном приезде в ту же страну с тем же товаром платят налог ушр вторично.
    В деле взимания налога с иноверцев в Шариате есть одна любопытная деталь. Если кто-либо из «людей Священного
    Писания» становится зиммием —
    подданным мусульманского государства, — имея под своим покровительством кого-то — тоже из «людей Священного
    Писания», то перед законом Шариата они уравниваются и с обоих взимается джизъя — подушный налог. В таких случаях,
    как правило, господин платит налог и за себя, и за своего раба, тогда как мусульманин за раба налог не платит.
    Шариат не скрывает, что, облагая налогами мусульман, иноверцев и кяфиров, преследует цель привлечения иноверцев к
    Исламу: налоговая система Ислама выполняет и функцию призыва к религии. Именно этот аспект мусульманского законодательства о налогах служил одной из главных причин массового перехода в Ислам христиан, иудеев и язычников в раннем Средневековье.
    Массовый переход христиан в Ислам наблюдался в Египте,
    Сирии и других восточных колониях Византийской империи, подпавших под власть арабов в период арабского завоевания. В период распространения Ислама в раннем Средневековье нало- говая система Ислама служила средством для привлечения в
    Ислам иноверцев. Известный арабский историк аль-Балазури писал в IX в., что, когда арабы окружили Казвин (Иран), его жители выбрали мирный договор и, боясь налога джизъя,
    приняли Ислам. Тот же аль-Балазури сообщает, что, когда арабский полководец Хабиб ибн Маслама аль-Фахри прибыл в
    Тифлис и заключил с его жителями договор, он обратился к ним со словами: «Если вы обратитесь в Ислам и будете соблюдать молитву, вы будете братьями нашими по вере, а если нет, — на вас джизъя»
    1
    .
    История знает и случаи, когда мусульманские правители, испытывая экономические затруднения, препятствовали переходу в Ислам иноверцев, дабы не уменьшались доходы правительственной казны, несмотря на слова халифа Умара ибн
    Абдулазиза о том, что «Аллах послал Мухаммада проповедником Ислама, а не сборщиком налога»
    2
    Таким образом, законы Ислама о взимании налогов с подданных делают существенное различие между мусульманами и иноверцами. Вместе с тем, когда дело касается бедняков, иноверцы приравниваются к бедным мусульманам, и с них, как и с мусульман, налог не взимается. Известный мусульманский законовед Абу Йусуф писал в VIII в.: «Джизью
    1
    Алъ-Балазури. Указ. соч., 201-202.
    2
    Абу Йусуф. Указ. соч., 131-132.
    не взимают с бедных, получающих милостыню, со слепых, с не имеющих ни профессии, ни работы, с парализованных и больных хроническими болезнями, но если они состоятельны, с них взимают так же, как с (состоятельного) слепого»
    1
    . В таком же положении были монахи и отшельники: если они были состоятельны, с них джизью взимали, если бедные и получали милостыню от богатых — нет.
    По мусульманскому законодательству, право, жизнь, имущество подданных-немусульман гарантируется законом.
    Тем не менее местные власти далеко не всегда имели ясное представление о налоговой системе. До возникновения юридических школ существовал разнобой во взимании налогов.
    Но и после канонизации юридических школ в X-XI вв. нередко имело место нарушение законов Шариата.
    МУСУЛЬМАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О
    СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ НАЛОГОВ
    Система налогов и сборов занимает важное место в социальной доктрине Ислама она — в центре внимания мусульманского законодательства. Прежде чем найти свое стабильное выражение в Шариате, налоговая система Ислама прошла длительный путь. На нее оказали влияние социально- экономическое положение, географические и климатические условия, плодородие земель, население и его вероисповедание, уровень жизни и традиции.
    Система налогов и сборов рассматривается мусульманскими богословами как мера справедливого регулирования, как способ распределения материальных благ между членами мусульманской общины. Основные мусульманские отчисления
    хумс, закят, закят алъ-фитра, садака — толкуются ими как милостыня, взимаемая с имущих в пользу бедных.
    Шариат заостряет внимание верующих на обязанности имущих делиться своими богатствами с братьями по вере (как веление Аллаха), а неимущие верующие должны быть благодарны за внимание к ним имущих.
    1
    Абу Йусуф. Указ. соч., 131-132.

    Собранный с мусульман и иноверцев
    хумс
    по джа'фаритскому мазхабу делится на две части. Одна часть предназначена для передачи бедным сеидам, сеидам-сиротам и сеидам, оказавшимся в нужде во время путешествия. Другая часть предназначена для духовенства. Ученые джа'фаритского мазхаба считают, что вторая часть хумса принадлежит вер- ховному имаму Али и его потомкам, то есть имаму Махди, от имени которого собранным хумсом распоряжается главный муджтахид: он расходует хумс на нужды просвещения, религиозного призыва, облагораживания территории мусульманских святынь.
    Интересно отметить, что при жизни Мухаммада назначение
    хумса было совершенно иным. Известный арабский историк социально-экономических проблем раннего халифата Йахья ибн
    Адам в книге «Китаб аль-харадж» писал, что «при жизни посланника Аллаха... (хумс. — Г. К.) делили на пять частей: одна доля — Аллаху и Его посланнику, одна доля — родственникам, три доли — бедным, сиротам, путникам»
    1
    После смерти Мухаммада и его ближайших родственников
    хумс стали делить между тремя последними категориями. Ввиду того, что законодательство Ислама было систематизировано лишь через два столетия после возникновения Ислама, в Шари- ате доля посланника Аллаха и его родственников не фигурирует.
    Как правило, часть хумса. передается бедным сеидам, однако
    хумс может быть передан и богатому сеиду, испытывающему материальные затруднения в чужом городе.
    Тот же закон Шариата создал благоприятные условия и для сеидов-дервишей, которые наводняют города стран Ближнего и
    Среднего Востока. Их можно встретить на рыночных площадях и в мечетях, на кладбищах и на улицах, собирающих милосты- ню. Еще в раннем Средневековье надзиратели шариатских судов
    мухтасибы отмечали, что часто дервиши-шарлатаны выдают себя за сеидов, чтобы получить милостыню хумс. Поэтому
    Шариат требует, чтобы два благочестивых мусульманина подтвердили, что человек, который берет милостыню хумс,
    действительно является сеидом. Но поскольку эта задача весьма трудна, особенно в сегодняшних условиях, Шариат допускает
    1
    Йахья ибн Адам. Указ. соч., 15.
    передачу милостыни хумс человеку, которого называют сеидом за его благочес-тивость.
    Если женщина-сеида замужем, ей не положена милостыня
    хумс, но если она нуждается в средствах для покрытия расходов на благотворительные дела и не в состоянии осуществить это за счет своего бюджета, Шариат разрешает дать ей милостыню.
    Шариат также допускает передавать хумс — милостыню не сеиду, если тот содержит сеида.
    После сбора хумса нередко возникает такая ситуация. В местности, где собран хумс, нет сеидов, которым должна быть передана эта милостыня. В таких случаях шариатские судьи разрешают отвезти собранный налог в другой город, где есть сеиды. С этой целью шариатские судьи назначают специального человека-поручителя, как правило, из духовенства. В случае утраты данного хумса он никем не компенсируется.
    Закят, взимаемый только с мусульман, по Шариату распределяется следующим образом:
    1.Для обеспечения нужд бедных мусульман.
    2.Нищим.
    3.Сборщикам налога, хранителям его и ведущим ему счет.
    4.Кяфирам, благосклонным к Исламу или помогавшим мусульманам в войне.
    5. Для выкупа рабов и освобождения мусульман (а в исключительных случаях — и немусульман); в Шариате специально отмечается, что одним из видов искупления грехов является освобождение мусульманина от рабства, и при этом делается ссылка на следующий хадис: «Все мусульмане — братья, мусульманин является рабом только Аллаха».
    6. Должникам (если мусульманин не в состоянии выплатить своих долгов, по разрешению шариатского суда ему дают часть милостыни закят для их погашения)
    7. Фи сабили-ллах — на сугубо религиозные дела
    (строительство мечетей, медресе и т. п.).

    8. Путешественникам, оказавшимся в затруднительном материальном положении
    1
    Шариат дает наставления бедным и нищим не злоупотреблять поданной им милостыней — закятом. Они должны брать эту милостыню лишь в том количестве, без которого не могут обойтись, чтобы обеспечить содержание семьи. Тот, кто потратил средства, предназначенные на расходы своей семьи, на что-то другое, не имеет права принять милостыню закят. Если доходы представителей разных профес- сий, мелких собственников, купцов не покрывают годовых расходов их семей, то они могут получить закят в том количестве, которое восполнит недостаток их годового расхода.
    Не имеющий средств на расходы семьи на целый год и не владеющий к тому же собственным доходом и ездовыми животными (а в наше время — машиной, мотоциклом и пр.) имеет право брать закят. Бедный человек может брать закят в период обучения какой-либо профессии.
    В раннем
    Средневековье этим правом широко пользовались студенты, проживавшие в больших городах вдали от дома и семьи.
    Шариатские законы допускают подачу милостыни закят
    непосредственно бедному мусульманину, минуя официальных сборщиков, но об этом должны быть поставлены в известность сборщики и шариатские судьи. Например, если состоятельный человек одолжил бедному определенную сумму денег, то в ка- честве милостыни он может не брать обратно одолженной суммы. Милостыней может считаться и сумма, не возвращенная кредитору вследствие смерти должника, но если покойный оставил наследство и его наследники по каким-либо причинам отказываются погасить его долг, кредитор покойного не имеет права засчитать данное в долг за закят.
    Милостыня закят имеет этическое и психологическое значение. Это в определенным смысле признается и самим
    Шариатом, в котором говорится, чтобогатый человек, подающий милостыню бедному, не должен напоминать об этом последнему, дабы тот не стеснялся. Человек, подающий закят
    1
    Буруджерди. Указ. соч., вопр. 1933

    — милостыню, должен говорить, что делает бахшиш-пешкеш
    (подарок).
    Если кто-то по ошибке дал закят не бедняку, а позже узнал об этом, он должен вернуть закят (если он не потрачен) и передать его действительно бедному человеку.
    Закят, предназначенный для несовершеннолетних и умалишенных, передается опекунам, а если нет опекунов, расходуется через доверенных лиц. Нельзя подать милостыню
    закят людям, которые находятся на содержании подающего, но допускается, чтобы отец подавал закят своему сыну для со- держания его жены и прислуги. Другой пункт Шариата позволяет отцу дать закят сыну на покупку религиозных книг.
    Отец сыну и сын отцу могут дать закят на женитьбу.
    Как правило, замужним женщинам закят не подают, т. к по мусульманскому закону о семье и браке муж обязан содержать жену. Замужняя женщина может дать закят своему мужу, если он беден.
    Как уже говорилось, сеиды получают специальную милостыню из средства хумса и поэтому им не положена милостыня из закята. Но если хумс не обеспечивает все расходы сеида, то он может взять и закят. По Шариату сеид может получить закят только от сеида, но в порядке исключения он может получить закят и не от сеида.
    Шариат разрешает давать закят по поручительству, однако доверить такое поручение можно далеко не каждому. Лицо, которому доверено отдать закят из состояния другого, должно быть справедливым и благочестивым с точки зрения Шариата.
    При отдаче закята особое внимание уделяется понятию «наме- рения» (нийят). Если мусульманин объявил о своем намерении и выделил для закята определенный скот или продукты, он не может их использовать для других целей или заменить другими.
    Шариат требует не задерживать передачу закята, пока не изменилось намерение плательщика.
    В связи с этим вопрос о передаче закята разработан в
    Шариате до мельчайших подробностей. Если, например, богатый человек выделил овцу для передачи бедному в качестве
    закята, но по какой-то причине передача была задержана, а в это время у овцы появился ягненок, владелец не имеет права забрать себе ягненка, и овца вместе с ягненком передается
    бедному. Если кто-либо средства, выделенные на закят, без со- гласия шариатского судьи пустил в товарооборот и дело оказалось убыточным, владелец их не имеет права уменьшить
    закят. Если же он получил прибыль, то не имеет права присваивать ее себе — она принадлежит бедняку, которому предназначается закят.
    Шариат допускает передачу закята бедному до наступления срока сбора закята, но если этот бедный ко времени наступления периода сбора закята не разбогател, он обязан сообщить об этом человеку, от которого он получил закят. Это предостережение Шариата связано с тем, что, получив милос- тыню преждевременно, в период наступления официальной раздачи милостыни закят бедный может стать состоятельным.
    При раздаче милостыни закят наблюдается неодинаковый подход к бедным. Так, закят в виде продуктов выдается всем беднякам без исключения. Что же касается мелкого рогатого скота, коров или верблюдов, то Шариат советует передавать их в качестве закята благочестивым, почитаемым людям, представителям науки и знания, причем обязательно следует давать закят открыто, а милостыню садака тайно, чтобы не смущать бедных.
    Если богатый назначает какого-либо бедняка споим доверенным лицом по выплате закята и тот поймет, что это сделано для того, чтобы он мог взять данный закят себе, он имеет право это сделать.
    Если в каком-либо городе нет бедных, достойных закята,
    Шариат допускает отправку его в другой город. Все расходы, связанные с перевозкой, как и другие, оплачиваются из собранного закята. Если при перевозке закят исчезнет, за это никого не привлекают к ответственности.
    В законах Шариата обращается внимание и на то, как тратится полученный в качестве милостыни закят. Бедные, получившие закят, не имеют права тратить его безрассудно, по своему усмотрению. Закят можно потратить на приобретение
    Корана и других религиозных книг, на чтение молитвы и другие религиозные дела, но на него нельзя приобретать имущество.
    Бедный может взять закят и с целью совершить паломничество в Мекку.

    Мусульманское духовенство не порицает бедность.
    Богословы часто цитируют изречения Мухаммада: «Бедность — моя гордость», «Бедные войдут в рай раньше богатых на пятьсот лет». Богословы считают, что склонность к богатству ослабляет любовь к Богу и к загробному миру. Исламское учение указывает, что в определенных случаях бедность является вер- ным средством для обуздания страстей и предотвращения греховных и преступных дел.
    Назначение закят алъ-фитры сходно с назначением закята.
    Приведенные выше 8 целей, на которые тратится закят,
    относятся и к закят алъ-фитре. Только при раздаче закят алъ-
    фитры
    порой требуется, чтобы было установлено, действительно ли беден человек, которому дается закят. Но и бедному, если он не чужд греховных дел, употребляет алкогольные напитки и т. д., подавать закят алъ-фитру запре- щено. Размер закят алъ-фитры одному бедному должен быть не меньше одного саа — 3 кг пшеницы, ячменя, фиников или риса.
    В правилах Шариата о раздаче закят алъ-фитры есть любопытная деталь.
    Шариат советует состоятельным мусульманам давать закят алъ-фитру своим бедным соседям, а затем уже бедным, живущим в отдалении. Таким образом, в традиционных мусульманских провинциальных городах и населенных пунктах, где почти все знают друг друга, у богатых образуются как бы свои постоянные клиенты, которым они подают милостыню садака и закят алъ-фитру.
    Шариат требует, чтобы продукты, фрукты, выделенные для раздачи в качестве закят алъ-фитры, были свежими.
    Состоятельные мусульмане, особенно купцы и торговцы, имеющие большое количество скоропортящихся продуктов и фруктов, которые они не всегда могут реализовать, отдают их бедным в качестве милостыни садака и закят алъ-фитры.
    Излишки продуктов питания часто используются богатыми и для погашения заработной платы временным и сезонным рабочим. Очень часто на рынках больших мусульманских городов можно наблюдать такую картину: голодный безработный нанимается для выполнения каких-то работ, и хозяин в качестве оплаты прежде всего проявляет заботу о нем и благочестиво кормит его.

    На финансовую систему современных стран мусульманского
    Востока оказывают сильное влияние усиление государственного сектора, возникновение рабочего класса, изменение характера труда, заработка и т. д. Характерной чертой налоговой системы современных мусульманских стран является преобладание косвенных светских налогов, которые составляют большую долю поступлений в государственную казну. Число различных акцизов, пошлин, сборов, взимаемых государственными властями в различных мусульманских странах, колеблется от 20 до 30.
    Во многих мусульманских государствах существуют теперь такие виды налогов, которые не были известны классическим налоговым системам мусульманского Востока. Как уже говорилось, канонический Шариат запрещает мусульманам производить и продавать запретную пишу и напитки; запрещено использовать и прибыль от торговли такими товарами. Тем не менее в некоторых мусульманских городах есть магазины, торгующие спиртными напитками. И, естественно, государство получает налоги от этой торговли запретным товаром.
    Закят, хумс и другие виды мусульманских налогов и сборов продолжают взиматься относительно регулярно в мусульманских странах, где Шариат является основой государственной системы. В нашей стране сохранились мусульманские милостыни — садака и закят алъ-фитра. Сфера влияния этих милостыней в наших условиях резко сузилась, и они претерпели некоторые изменения.
    Теперь даже верующие, которые посещают мечети, считают для себя, за исключением отдельных лиц, унизительным получать от кого-то милостыню. От милостыни зависят теперь исключительно религиозные организации, объединения, мечети, которые лишены ныне финансовой помощи государства и существуют лишь на жертвования верующих. Все официальные служители культа получают жалованье от духовных управлений и их местных организаций (казиятов) и за счет доходов мечетей. А доходы мечетей, как известно, состоят из пожертвований — милостыни верующих мусульман.
    Существует еще одна «новая» форма милостыни садака. Ее вносят в мечети верующие мусульмане за отправление некоторых религиозных обрядов (омовение покойников,
    оформление религиозных брачных договоров и т. д., чтение
    Корана по особым случаям): это скорее добровольная плата за об служивание, но она приравнивается к милостыне садака.
    Что касается вопросов предпринимательства и му- сульманских налогов в России, следует отметить следующее.
    Поскольку Россия — светское государство, говорить о взимании мусульманских налогов в России не приходится. Тем не менее следует отметить: в России проживает более 25 миллионов мусульман. В стране появились мусульманские бизнесмены и предприниматели. В России также работают иностранные предприниматели, в том числе из государств мусульманского
    Востока.
    Естественно, российские предприниматели, сотрудничая с иностранными мусульманскими бизнесменами, учитывают исламский фактор в бизнесе. Поскольку мусульмане- предприниматели платят налог светским налоговым органи- зациям государства, сугубо мусульманские налоги и милостыня носят добровольный характер.
    В
    России создаются добровольные фонды закята, индивидуальные и коллективные благотворительные структуры, строятся мечети, медресе, издается религиозная литература, оказывается материальная помощь нуждающимся. Успехи мусульманских предпринимате- лей в России и других республиках СНГ во многом зависят от налоговой практики страны, только умеренные налоги создают благоприятные условия для развития малого и крупного предпринимательства в странах СНГ в целом, в том числе для мусульманских бизнесменов.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   28


    написать администратору сайта