Главная страница
Навигация по странице:

  • НАЛОГИ И МИЛОСТЫНЯ СОГЛАСНО ШАРИАТУ

  • ХУМС, ЗАКЯТ, ЗАКЯТ АЛЬ-ФИТРА, САДАКА, УШР

  • Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеШариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
    АнкорДословный перевод Шариата
    Дата14.02.2023
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShariat.pdf
    ТипЗакон
    #936932
    страница15 из 28
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   28
    МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАВОВЕДЫ
    О КАТЕГОРИЯХ ЗЕМЛИ
    Арабские завоевания поставили под власть арабов огромную территорию с самыми разнообразными, с точки зрения плодородия и географических условий, землями. Для регулирования отношений, связанных с орошением земли, арендой, взиманием налогов и т. п., необходимо было определить категории земель. Еще при жизни Мухаммада и праведных халифов (мусульманская историография именует праведными халифами Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Ус- мана ибн Аффана и двоюродного брата и зятя Пророка Али ибн
    Абу Талиба), правивших после смерти Мухаммада с 632 по 661 гг., земли разделили на четыре категории.
    К первой категории отнесли земли, оживленные мусульманами (земли ушра, не облагаемые хараджем).
    Ко второй категории стали относиться земли, ради сохранения которых (получения на них преимущественного права) их владельцы приняли Ислам. Эти земли приравнивались к ушра и также не подлежали хараджу. Но мусульманский законовед Абу Ханифа утверждает: «Имам может по собственному выбору наложить на них харадж или ушр»
    2
    .
    Третья категория — это земли, завоеванные у неверных в бою. Они, по мнению аш-Шафии, подлежат — как добыча — разделу между захватившими их, и они — ушра (т. е. их не
    1
    Абу Йусуф. Китаб аль-харадж. Каир, 1352 г.х., 102.
    2
    Хрестоматия по истории халифата, 196.

    186 дозволено облагать налогом харадж). Мусульманский законовед Малик ибн Анас считает эти земли вакфом, а Абу
    Ханифа говорит, что имам может выбрать, сделать ли их вак-
    фом или разделить.
    Четвертая категория земель включает в себя земли, облагаемые налогом харадж. Они подразделяются на два вида: земли, брошенные их владельцами и таким образом доставшиеся мусульманам без боя (как вакф в пользу всех мусульман, и из-за распространения на них статуса вакфа их не дозволено продавать), и земли, владельцы которых остались на них, заключив с мусульманами договор о выплате в их пользу
    хараджа.
    Второй вид земель четвертой категории подразделяется на два подвида. Первый подвид — земли, владельцы которых отказались от права собственности на них в пользу мусульман. Эти земли — вакф мусульман, подобно землям, брошенным их владельцами. Налагаемый на них
    харадж представляет собой арендную плату, которая со- храняется и после принятия их владельцами Ислама.
    Пользующиеся этими землями сохраняют на них преимущественное право, пока соблюдают договор, независимо от того, останутся ли они неверными или примут Ислам. У них нельзя отобрать эти земли так же, как нельзя отобрать арендованные земли у арендаторов. Уплата хараджа не освобождает их от подушного налога — джизъи, если они становятся зиммиями (иноверцами — подданными мусульман- ского государства) и избирают новое место жительства. Если же они не принимают покровительства (зимма), а сохраняют договор, но не платят джизъю, то не дозволено оставлять их в таком положении в течение более года. Второй подвид — это земли, владельцы которых сохранили право собственности на них при условии уплаты хараджа в пользу мусульман. Этот
    харадж — джизъя взимается с них, пока они остаются неверующими, но снимается, как только они принимают Ислам.
    Разрешено не брать с них подушный налог. Им же разрешено продавать свои земли, кому они пожелают: своим, мусульманам,
    зиммиям. Причем, если земля продается своим, сохраняется обложение ее хараджем, если же — мусульманам, то харадж с нее снимается.

    187
    Говоря о категориях земель, необходимо остановиться на проблеме так называемых мертвых земель, которые во время арабских завоеваний и других войн делили между собой победители-мусульмане. «Мертвые земли» были двух видов:
    «первый вид — земля, которая не переставала быть мертвой с давних времен, не подвергалась обработке и не была чьей-либо собственностью. Второй вид — земля, которая (в прошлом) обрабатывалась, а потом пришла в негодность и стала мертвой, бесплодной»
    1
    Известный мусульманский правовед Абу Юсуф (умер в 798 г.) более подробно описывает «мертвые земли»: «Если на таких землях отсутствуют следы строений и посевов, если они не составляют фая населения деревни, его выгона, кладбища, места заготовки топлива, пастбища для верховых животных и мелкого рогатого скота, мулъка кого-либо, владения кого-либо, то они — мертвые земли»
    2
    Абу Ханифа утверждает, ссылаясь на Пророка Мухаммада, что «мертвая земля» принадлежит «тому, кто ее оживит, если это сделано с разрешения имама, а если кто оживит ее без разрешения имама, тому она не принадлежит и имам имеет право отобрать ее и поступить с ней по своему усмотрению: отдать в аренду, в икта или поступить каким-либо другим образом»
    3
    По мнению Абу Ханифы, «мертвые земли», хотя они никому и не принадлежат, без разрешения имама не могут никем ни орошаться, ни застраиваться.
    Самовольный захват «мертвых земель» может привести к кровопролитию между мусульманами, ибо каждый захочет первым овладеть этими землями. С этим мнением Абу Ханифы соглашались все последующие законоведы в течение более тысячи лет после его смерти. Мусульманские правители, ссыла- ясь на Коран и хадисы («Земля принадлежит Аллаху: Он дает ее в наследие кому пожелает из Своих рабов» (7:125), устанавливали свой контроль над «мертвыми землями» и отдавали их в собственность тем лицам, которые были им наиболее близки и послушны.
    1
    Хрестоматия по истории Халифата, 198.
    2
    Там же, 134.
    3
    Там же, 134.

    188
    Как известно, земель, пригодных для орошения, в Аравии чрезвычайно мало. В связи с этим мусульманское право осуждает собственников, которые по любым причинам не орошают и не возделывают свои земли и в то же время никому их не уступают. Неприкосновенность частной собственности нередко приводила к тому, что обширные земли, пригодные для возделывания, становились «мертвыми» из-за того, что их владельцы сами не могли их обрабатывать и не передавали другим. В истории мусульманских государств известны случаи, когда правители насильственно отнимали такие участки земли у их владельцев, хотя формально мусульманское право и не разрешало этого.
    В книге о харадже средневекового мусульманского историка
    Йахья ибн Адам (умер в 818 г.) пишет следующее: «Когда халифом стал Умар, он сказал Би-лалу (сподвижнику
    Мухаммада): "Билал, ты просил посланника Аллаха, чтобы он тебе пожаловал длинную и широкую полосу земли. Он пожаловал ее тебе, ибо посланник Аллаха никому не отказывал в том, о чем его просили, а ты не можешь осилить то, что в твоих руках". Он ответил: "Да, это так". Умар сказал: "Посмотри и то, что ты можешь и не можешь осилить, отдай его нам, с тем, чтобы мы разделили между мусульманами". Билал ответил:
    "Клянусь Аллахом, я этого не сделаю, эту землю мне пожаловал посланник Аллаха". Умар ответил: "Клянусь Аллахом, ты это наверняка сделаешь". И он взял у него то, что он не мог обработать и разделил между мусульманами»
    1
    . Однако по сведениям аль-Балазури, эти земли оставались в собственности сыновей Билала и во времена правления Умара ибн Абд ал-
    Азиза (717-720).
    Земельное право в мусульманской юриспруденции всегда имело двойственный характер. С одной стороны, земельный участок как собственность неприкосновенен, с другой стороны, в вопросе орошения земли владельцы участков могут зависеть друг от друга. Сталкиваются интересы собственников. Так, если какому-то собственнику необходимо провести воду на свой участок через земельный участок другого, то последний не имеет права препятствовать этому, иначе это будет расценено как попрание права и свободы другого. Этот двойственный
    1
    Хрестоматия по истории Халифата, 156.

    189 характер мусульманского законодательства нередко приводил к столкновению собственников земельных участков. Да и
    «попрание права» другого, запрещенное Шариатом, также происходило достаточно часто. Нередко землевладельцы отнимали друг у друга земельные участки, прибегая к юридической казуистике. Вот пример, который приводит арабский историк аль-Балазури. На заре Ислама некий Хилал ибн Ахваз аль-Мазини из племени тамим имел земельный учас- ток в Хорасане, поблизости от реки Мургаб. Башир ибн
    Убайдаллах, сын наместника Сиджистана, прорыл канал с рукавами и поперечными линиями через участок Хилала ибн
    Ахваза с целью захватить его землю. И в результате судебного разбирательства тот действительно потерял ее
    1
    Следует отметить, что стремление к захвату «мертвых земель» было особенно сильно на заре Ислама. Известный мусульманский правовед Абуль Хасан аль-Маварди (умер в
    1058 г.) пишет по этому поводу: «Посланник Аллаха обещал пожаловать Зубайру ибн Авваму земли из мертвой земли ан-
    Наки столько, сколько он покрыл бы галопом своего коня.
    Зубайр припустил коня, а затем, желая еще увеличить надел, перебросил свой кнут через коня. И посланник Аллаха сказал:
    Дайте ему землю до места падения его кнута»
    2
    Мусульманские законоведы пишут и о земельных участках, занятых лугами, и о правилах пользования ими.
    Земельный участок луга может быть собственностью как отдельного лица, так и целой деревни, но в обоих случаях использование его носит общественный характер. Как утверждает мусульманский правовед Абу Йусуф, «пока земля остается лугом, ее собственник и несобственник в отношении ее равноправны: они соучастники в его травах и источниках воды»
    3
    . Посторонние могут пасти на лугах своих овец, пользоваться водными источниками, заготавливать на них для себя топливо и т. п.
    1
    Аль-Балазури. Китаб футух аль-булдан. Лейден, 1876, 364-365.
    2
    Аль-Маварди. Аль-Ахкам ас-Султанийа. Каир, 1909, 330-336.
    3
    Абу Йусуф. Указ. соч., 102.

    190
    Еще один вид земельной собственности — аджа-ма,
    заросшая, заболоченная земля. В отличие от вышеописанного случая с земельным участком луга, посторонние не могут без разрешения владельца ад-жама вступать на его участок, заготавливать на нем топливо и т. п. Тем не менее, если на этом участке есть речка или пруд, где водится рыба, или если там кормятся дикие птицы и животные, то они не принадлежат собственнику участка, так что если посторонний проник на этот участок и поймал там рыбу или охотился на диких животных, мусульманское право по этому поводу выдвигает такое суждение: «человек, который проник на участок аджама без со- гласия его владельца, нарушил закон, но пойманная им рыба или другая добыча принадлежит ему (нарушителю) на том основании, что рыба и дикие животные не являются собственностью владельца земли аджама, хотя и питаются на его земле».
    Любопытно, что если небольшой пруд на земле аджама
    огорожен, так что рыбу можно ловить в нем голыми руками, то в таком месте посторонний не имеет права ловить ее, поскольку она уже считается собственностью владельца участка.
    Огороженный небольшой пруд как бы приравнивается к сосуду, а в наши дни — к аквариуму, и рыба в нем, как животные в клетке, уже не считается дикой.
    Противоречивость суждений о земле аджама нередко вела к кровопролитию, поскольку собственник мог наказать человека, проникшего на его землю, но не мог отнять у него добычу.
    Склонность к овладению большими земельными участками и к превращению их в феодальную собственность была характерна для Востока. Так, идеалом султана Махмуда
    Газневида (X в.) было превращение всех подвластных ему земель в личную собственность султана, в поместья, управляемые чиновниками, получающими жалованье из казны.
    Искусственное орошение (главное условие земледелия на
    Востоке) осуществляется усилиями общины и л и государства, а общественный характер земледел и я на Востоке делает невозможным превращение земель в окончательную и постоянную собственность. И в Исламе появляется ряд положений, которые трактуются исламскими идеологами как общественное право на землю.
    Египетский идеолог

    191 мусульманства Камал Рифат разъясняет известный хадис о том, что
    «земля и небо принадлежат Богу» как утверждение коллективной собственности на землю. То же и о другом хадисе, в котором говорится, что «пастбища, источники, огонь и соль» не могут быть частной собственностью, но принадлежат всем.
    Таким образом, законы Шариата, с одной стороны, закрепляют частную собственность на землю, а с другой — фиксируют незаконченность процесса установления частной собственности и сохранение верховной собственности государства на землю. Отсутствие в Шариате положений о частной собственности на землю в ее классическом понимании истолковывается некоторыми современными мусульманскими идеологами как наличие в исламском учении и Шариате идей социализма («исламского социализма»).
    Незаконченность учения и законов Шариата о земельной собственности позволяет современным мусульманским идеологам говорить, ссылаясь на Ислам, о правомерности национализации земли, с одной стороны, и о сохранении частной собственности на землю — с другой. Идеологи, которые утверждают, что земля принадлежит всем мусульманам, опираются на исламский лозунг «земля и небо принадлежат Богу», а их противники ссылаются на законы Ша- риата о неприкосновенности и священности частной собственности.
    НАЛОГИ И МИЛОСТЫНЯ СОГЛАСНО
    ШАРИАТУ
    Поскольку Ислам ни в одной области жизни не имеет принципиального разделения светских и духовных функций и повсеместно способствует неразделимости духовной и светской власти, регулирование социально-экономических отношений и налоговая система занимают важное место в изучении этой религии, а предпринимательству и бизнесу отводится особое место.
    Прежде чем найти свое стабильное выражение в Шариате, налоговая система Ислама прошла длительный путь. На нее оказали влияние социально-экономическое положение,

    192 географические и климатические условия. Плодородие земель, население и его вероисповедание, уровень жизни и традиции, степень сопротивляемости или добровольное подчинение покоренных народов и т. д.
    В налоговой системе Шариата обобщено законодательство
    Ислама о формах, методах и размерах взимания налогов как с мусульман, так и с немусульман. Естественно, что при сопоставлении юридических установлений
    Шариата с историческим и географическим материалом закономерны некоторые противоречия. В Шариате в основном обобщен исторический опыт налоговой системы халифата.
    Изучение налоговой системы Шариата необходимо и для того, чтобы разобраться в налоговой системе отдельных мусульманских стран на современном этапе (там, где Шариат является основой законодательства).
    Шариат предусматривает различные формы финансовых отчислений, которые можно условно разделить на два типа — милостыня (отчисления в пользу нуждающихся) и налог
    (отчисления в пользу всей общины или государства).
    В Шариате указываются следующие виды милостыни:
    закят (обязательная очистительная милостыня с излишнего имущества, от 1/40 до 1/10 с излишнего имущества);
    ушр (дословно «одна десятая»; закят с сельскохозяйственных продуктов);
    закят аль-фитр (милостыня по случаю разговения);
    садака (добровольная милостыня);
    хумс (дословно «одна пятая»; отчисление с излишнего имущества или военных трофеев в пользу
    Пророка и его семейства, по джа'фаритскому мазхабу является обязательным). Основные виды налогов:
    харадж (земельный налог);
    джизья (налог, который выплачивают зиммии, т. е. немусульмане);
    ушр (дословно «одна десятая»; налог с сельскохозяйственных продуктов, который выплачивают немусульмане и мусульмане).
    Указанные виды выплат взимаются: одни с мусульман, другие с иноверцев или с тех и других, но в различном объеме.
    Различие между двумя видами милостыни закят и садака
    заключается в том, что первый вид конкретно определяется

    193
    Шариатом (размер, время выплаты), тогда как второй вид милостыни разрешается давать в любое время, в любом размере и чем угодно.
    ХУМС, ЗАКЯТ, ЗАКЯТ АЛЬ-ФИТРА, САДАКА, УШР
    (РАЗНОВИДНОСТИ НАЛОГОВ И
    МИЛОСТЫНИ)
    Хумс (дословно «одна пятая») — это вид пожертвования
    (милостыни) пятой части излишнего имущества в пользу
    Пророка и его семейства (потомков). Он считается обязательным для любого имущества согласно джа'фаритскому мазхабу, другие юридические школы Ислама признают его обязательность лишь для военных трофеев.
    Ниже приводятся положения джа'фаритского мазхаба относительно хумса. Хумс взимается в виде натуральной платы, а также денег с семи видов собственности и прибыли:
    - с заработной платы;
    - с рудников;
    - с кладов;
    - с имущества, приобретенного законным путем;
    - с драгоценностей, добываемых со дна морей (например, жемчужин);
    - с военных трофеев;
    - с земли, покупаемой кяфиром или зиммием у мусульманина.
    Приобретая имущество, превышающее своей стоимостью его годовой расход, мусульманин обязан платить хумс. Но хумсом
    не облагаются унаследованное имущество и махр (приданое).
    Годовой расход семьи зависит и от ее социального положения, количества членов, заработка и т. д. Как правило, шариатские судьи на местах хорошо знают степень состоятельности людей в своих населенных пунктах и городских кварталах, и они стараются, чтобы подданные — как мусульмане, так и зиммим — не уклонялись от уплаты налогов.
    В основн о м судьи надеются, что сами мусульмане не будут уклоняться от уплаты хумса. Если же возникнет подозрение, что кто-то скрывает свои доходы, чтобы н е платить хумс,
    шариатский судья правомочен opганизовать проверку.

    194
    Выше говорилось, что хумсом не облагается унаследованное имущество, но здесь есть исключен и я . Наследник должен заплатить хумс, если он является дальним родственником завещателя (конечн о , при условии, что наследство превышает годовой расход наследника). Наследники обязаны уплатить хумс и в том случае, если прежний владелец имущества не успел это сделать. В случае передачи владения садоводческого или земледельческого хозяйства, доход с которого превышает годовой расход наследник и ) определенному лицу или организации в качестве вакфа, например, или в аренду, или своим детям хумс также уплачивается.
    Если бедный мусульманин получает имущество ввиде милостыни, из нее он не платит хумс, пусть даже полученное им богатство значительно превышает его годовой расход. Но если данный бедняк реализует полученную им милостыню и от этого приобретает дополнительный доход, из этого дохода он должен уплатить хумс.
    Если с определенной денежной суммы не уплачен хумс, а на нее приобретается какое-то имущество, мусульманский судья удерживает 1/5 часть из приобретенных вещей. Если же он запрещает такую сделку между покупателем и продавцом, он и в этом случае получает
    хумс
    из денежных средств, предназначенных для покупки. В случае если хумс не уплачен с подаренного имущества, 1/5 часть его не является имуществом того, кто получил подарок. С имущества, полученного мусульманином от неверного или от лица, которому он не доверяет в вопросах хумса, хумс платить не обязательно.
    Шариатские судьи внимательно следят, чтобы никто не уклонился от уплаты хумса. Купцы, ремесленники, специалисты разных профессий — все, занятые каким бы то ни было делом, если их доход превышает годовой расход, платят хумс. Хумс
    взимается также с имущества, приобретенного случайно.
    Предусматриваются случаи, когда имущество и доходы не облагаются хумсом. Например, когда в середине года возникает необходимость в дополнительных расходах (на продукты, одежду, квартиру, на имущество для женитьбы, на приобретение приданого для дочери, на паломничество и т. п.), конечно, если эти расходы не связаны с расточительством, с доходов хумс не взыскивается.

    195
    Если мусульманин часть своих средств тратит или передает другому лицу в качестве вознаграждения (мукафат) во исполнение религиозного обета или искупления вины, причем эти действия не преследуют эгоистических целей, то он может включить эти средства в свой годовой расход и не платить с этой суммы хумс.
    Как уже упоминалось, хумс не взимается со средств, предназначенных на приданое для дочери, однако мусульманские судьи зорко следят, чтобы это положение не использовалось для уклонения от уплаты хумса. Так, если человек постепенно покупает приданое для дочери, предназначив на это часть годового бюджета, он, как правило,
    хумс не платит, но если он включает издержки, связанные с приобретением приданого, в счет расходов будущего года, то
    хумс он уплатить обязан. Не подлежат обложению хумсом
    средства, предназначенные для совершения паломничества в
    Мекку (а у шиитов — также в Кербелу, где находится гробница имама Хусейна, и в Мешхед к гробнице имама Резы). Это исключение преследует цель поддержать мусульман в исполне- нии ими обрядов Ислама.
    Если мусульманин сделал закупку продуктов на целый год, а в конце года оказался излишек продуктов, он обязан уплатить за него хумс в натуре или деньгами. При этом учитывается стоимость продуктов в то время, когда платится хумс. В виде исключения допускается приобретение домашней утвари и жен- ских украшений на средства или прибыль, с которых не уплачен
    хумс, но он не допускает покрытия убытков текущего года за счет прибыли будущего года. Тем не менее, если в начале года не было доходов и были израсходованы сбережения, а в конце года появились доходы, допускается покрытие ими убытков, т. е. суммы, истраченной из сбережений без уплаты хумса.
    Если мусульманин занял в начале года определенную сумму или вещи, а в конце года, после возврата долга, остался излишек, этот излишек считается прибылью и подлежит обложению хумсом. Не рекомендуется брать в долг с целью увеличить богатство или купить имение (мульк) или земельный участок, в котором у него нет нужды, а затем покрывать долг за счет годового дохода, поскольку это ведет к уменьшению доходов, облагаемых хумсом.

    196
    Закон об уплате хумса трактуется современными богословами как препятствие концентрации капитала в целях эксплуатации человека человеком. В раннем Исламе эти законы отразили стремление затормозить имущественное расслоение внутри му- сульманской общины.
    В деле уплаты хумса закреплена круговая порука. Так, если один из компаньонов уплатил хумс из своей доли прибыли, а другие не сделали этого, то в будущем году никто из компаньонов не имеет права распоряжаться средствами компании (ширката) до тех пор, пока хумс не будет заплачен всеми.
    Становясь владельцем рудника, где добывается золото, серебро, железо, каменный уголь, бирюза, агат, соль и т.п., человек также обязан платить хумс. Ценз на рудниковые ископаемые определяется следующим образом: если за вычетом расходов владельцу остается 105 мискалей [мискалъ — мера веса, равная примерно 5 г) серебра или 15 мискалей золота, он обязан платить хумс, если меньше — хумс не платится, причем
    хумс (при указанном доходе) платится лишь в том случае, если владелец рудника — одинокий человек. Известь, алебастр, глина, красная охра и т. п. не считаются рудниковыми ископаемыми и не подлежат обложению хумсом, но если владе- лец подобных ископаемых получает от них прибыль (например, торгует известью или алебастром), которая превышает его годовой расход, он обязан платить хумс.
    Хумс платится с прибылей, получаемых от рудниковых ископаемых, независимо от того, где находятся рудники — на поверхности земли или под землей, на земельном участке владельца рудника или на каком-либо другом. Если рудник эксплуатируется несколькими компаньонами и доля каждого составляет чуть меньше 15 мискалей золота или 105 мискалей
    серебра, рекомендуется платить хумс. Все, что добывается из рудника, принадлежит тому, кто является владельцем рудникового участка. Если владелец эксплуатирует рудник без затраты своих средств, хумсом облагаются все добываемые ископаемые.
    Хумсом облагаются также сокровища. Понятие «сокровище»
    Шариат определяет следующим образом. Сокровищем являются ценности, спрятанные в земле, в деревьях, в горах и на стенах.

    197
    Человек, нашедший клад на земельном участке, который не имеет владельца, становится его собственником и обязан заплатить хумс. Для взимания хумса стоимость найденного клада определяется из расчета стоимости 15 мискалей золота или 105 мискалей серебра. Если клад найден на земельном участке, принадлежавшем некогда нескольким владельцам, тре- буется сообщить бывшим владельцам о найденном кладе, и только когда те подтвердят, что участок уже не принадлежит им, нашедший клад становится его владельцем и должен заплатить
    хумс.
    Найденные на одном месте ценности на общую сумму не менее стоимости 105 мискалей серебра или 15 мискалей золота подлежат обложению хумсом. Требуется уплата хумса и в том случае, когда клад, ценность которого превышает или приравнивается к стоимости 105 мискалей серебра или 15
    мискалей золота, нашли двое. В таком случае не допускается деления клада, пока оба нашедших его не уплатят хумс.
    Если человек купил какое-то животное на убой и в желудке его нашел драгоценность, он обязан сообщить об этом прежнему владельцу. И только когда выяснится, что тот не является ее владельцем, драгоценность становится собственностью нашед- шего ее и он обязан заплатить хумс.
    Специальное внимание уделяется хумсу, взимаемому с имущества, часть которого приобретена неправедным путем.
    Если владелец такого имущества не может определить, какая часть его дозволенная (халал) и какая запретная (харам), то он обязан платить хумс со всего имущества и только после этого может распоряжаться им. В отличие от этого, закят с неправедного имущества ни в коем случае не дается. В принципе, неправедно приобретенное имущество должно быть или возвращено законному владельцу, либо отдано бедным, нуждающимся и неимущим, причем этот поступок не будет считаться милостыней или благодеянием.
    Особо оговариваются правила взимания хумса с жемчужин, добытых со дна моря, — и это не случайно: с древних времен арабы были ловкими ныряльщиками, и эта опасная, рискованная профессия служила средством существования для многих арабов, живущих на прибрежных землях Аравийского по- луострова. И до сих пор, хотя благодаря искусственному

    198 выращиванию жемчужин (в Японии и других местах) отчасти снизилось число покупателей природного жемчуга, он все еще остается в цене. Указывается, что если жемчужины, кораллы или другие драгоценности добыты со дна моря, то после по- крытия расходов на их добычу при стоимости их не менее стоимости 17 горошин золота (одна горошина равна 1/24 золотника) необходимо платить хумс. Если драгоценность найдена на берегу моря, после учета годового расхода с оставшейся доли платят хумс. Таким же путем поступают, если ныряльщик или рыбак выловили из моря рыбу или раковину, внутри которой обнаружена жемчужина, цена которой приравнивается к 16 горошинам золота. Если со дна больших рек, подобных Тигру и Евфрату, добыта жемчужина и есть уверенность, что на дне реки есть другие драгоценности (т. е. жемчужина попала туда не случайно — Г. К.), хумс необходим.
    Амбра, обнаруженная на дне и на поверхности моря или на берегу (если цена ее достигает стоимости 18 горошин золота), подлежит обязательному обложению хумсом.
    Согласно джа'фаритскому мазхабу, дети не относятся к числу плательщиков хумса, но если они являются ныряльщиками, или добывают драгоценности из рудников, или нашли клад, то требуется, чтобы хумс платили их родители и опекуны.
    Хумс уплачивается и с недвижимого имущества. Допускается покупка кяфиром у мусульманина земли и недвижимого имущества при условии, что он является зиммием, т. е. живет в мусульманской стране и находится под защитой мусульманского закона. Кяфир имеет право купить дом, магазин и платить хумс. Если он покупает землю у мусульманина и тут же продает ее тоже мусульманину, в обоих случаях платится
    хумс. При покупке зиммием дома или магазина у мусульманина сделку оформляет мусульманский судья, который, получая хумс
    от кяфира, не делает благосклонного вида, поскольку мусульманский судья не может одобрять переход имущества мусульманина в руки неверного. Если мусульманин по наследству получает землю кяфира, он должен уплатить хумс.
    Если кяфир, совершая торговую сделку с мусульманином, отказывается от посредничества мусульманского судьи и отказывается платить хумс, такая сделка считается незаконной,

    199 но если кяфир через мусульманина передаст хумс мусуль- манскому судье, такая сделка считается действительной.
    Если мусульманин часть своей земли передал кяфиру без совершения купчей сделки, он получил взамен какие-то вещи
    (возможно, подарки), и кяфир обязан уплатить хумс. Платится
    хумс и в том случае, когда опекун покупает землю для несо- вершеннолетнего кяфира. Одобряется и поощряется захват мусульманином трофеев в борьбе с неверными, но после вычета расходов на хранение этих трофеев и транспортировку мусульманин обязан платить с них хумс. Представители четырех мазха-бов, кроме джа'фаритского, отдают хумс только из военных трофеев.
    В настоящее время некоторые мусульманские ученые допускают хранение денежных средств и драгоценностей в банках и соответственное получение за них процентов, что классическим Исламом запрещено. Согласно принятым положениям, если капитал, приносящий прибыль, принадлежит несовершеннолетнему, с него не взимается налог до достижения совершеннолетия. Другие ученые указывают, что все деньги, полученные в виде процентов, являются «неправедно нажитым имуществом», поэтому подлежат полной раздаче бедным и неимущим.
    Хумс взимается с тех, кто может платить, и, подобно закяту,
    частично тратится на нужды неимущих. Первоначально часть
    хумса предназначалась и на нужды Пророка и его родственников. Поскольку с течением времени доля Пророка отпала, значительная часть собранного хумса расходовалась на нужды мусульман. Мусульманские богословы рассматривают
    хумс именно как меру предупреждения концентрации богатств в руках меньшинства.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   28


    написать администратору сайта