Дословный перевод Шариата. Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с
Скачать 2.59 Mb.
|
Глава 2 МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ В Исламе существует очень простая и доступная обрядность, связанная с религиозными отправлениями и праздниками. Обряды и праздники составляют неотделимую часть и один из главных атрибутов Ислама, без которых нельзя себе представить эту религию. Обряды и праздники Ислама соблюдаются по особому мусульманскому календарю. В Шариате до мельчайших подробностей разработаны правила и ритуал совершения молитвы, поста, погребения, паломничества. Шариат узаконил и обряд обрезания, несмотря на то, что об этом ритуале ничего не говорится в Коране, поскольку он является авраамической традицией. Знание мусульманских обрядов и праздников дает ключ к пониманию многих обычаев и традиций народов, исповедующих Ислам, к пониманию психологии верующих мусульман. Обряды Ислама являются неотъемлемой и очень важной частью быта и сознания верующих. ШАРИАТ ОБ ИСЛАМСКИХ МОЛИТВАХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОБРЯДАХ Признание Аллаха и его посланника Пророка Мухаммада — самые первые, основные положения Шариата. В тесной связи с ними находятся четыре практических требования, которые должны выполняться мусульманами неукоснительно: намаз, салат (молитва); ураза, саум (пост), закят (милостыня, имущественные отчисления на бедных и неимущих) и хаджж (паломничество в Мекку). Далее речь пойдет о молитве и связанных с ней ритуалах. Известная ко- раническая формула «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» внедряется в сердца и души мусульман исполнением различных молитвенных обрядов и ритуалов. Самое важное место в практической жизни мусульманина занимает намаз (молитва). «Молитва — опора веры, — говорил Пророк Мухаммад, — и, клянусь Аллахом, не достигнет мое благословение того человека, который считает молитву бесполезной и отклоняется от ее выполнения... Кто выполняет ее, есть защитник веры, а кто не выполняет, есть разрушитель веры» 1 Перед ежедневной пятикратной молитвой обязателен азан — призыв к молитве. Каждый день пять раз он напоминает верующим об их долге перед Богом. Ни один обряд Ислама не укрепляет на практике так сильно веру в Аллаха, как намаз. Мусульманские богословы утверждают, что соблюдение отправления мусульманских молитв охраняет и оберегает верующего от злости, бесстыдства, приобщает его к доброте и справедливости. «Читай им то, что открыто тебе из Писания, и выстаивай молитву: ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико, и Аллах знает то, что вы творите», — говорится в Коране (29:44). В другой суре Корана указывается на количество молитв, которые должны совершать верующие в течение суток: «Выстаивай молитву в обоих концах дня и в (близких) часах ночи. Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это — напоминание для помнящих» (11:116). Перевод смыслов Корана, цитируемый нами, принадлежит академику И. Крачковскому. Следует отметить, однако, что и сам текст, и комментарии к нему оставляют открытым вопрос о количестве молитв в течение суток. Вместе с тем, у западных исламоведов существует сомнение по поводу пятикратной молитвы. Попытаемся прояснить этот вопрос. 1 Mahirlz. Din ve cemiet. Istanbul. 1982. S. 42. Известный индийский мусульманский богослов Хасан Девбенди, делавший смысловой перевод Корана на персидский язык и сопровождавший его комментарием для афганского короля Мухаммеда Захир-шаха, считал, что коранические слова «та-рафи ан-нахар» и «зулфан жин алъ-лейлы» («в обоих концах дня и часть ночных») подразумевают в раннем Исламе трехкратную молитву, ставшую впоследствии пятикратной 1 Как отмечают комментаторы Корана, молитвы распределены в течение суток следующим образом: три из них совершаются до восхода солнца и после заката, две — полуденная и послеполуденная — выполняются в светлое дневное время. По утверждению мусульманских богословов и медиков, мусульманские молитвы, кроме несомненной духовной пользы, имеют еще и оздоровительное, и дисциплинирующее значение. Привычка вставать в определенное время, совершать ритуальное омовение и пятикратную в течение суток молитву, которая предполагает различные телодвижения, помогает му- сульманам сохранять бодрость. Строгим соблюдением шариатских норм молитвы верующий воспитывает в себе дисциплинированность и чистоплотность. Время, посвященное молитве, — это часы, минуты, отдаляющие и уводящие человека от проявления дурных наклонностей, от алкоголизма, азартных игр; молитва напоминает человеку о Боге, помогает сохранению нравственной чистоты и укреплению семьи. Вера в Бога, исполнение молитвы способствуют законопослушанию, вера несовместима с жестокостью, падением нравов, многими другими негативными явлениями в обществе. Мусульманские источники указывают, что Пророк Мухаммад лично показывал положительные примеры, стремился участвовать в общественной молитве, в качестве имама (предстоятеля) возглавлял церемонию обряда молитвы. Когда случалось, что он бывал болен, он поручал это своим сподвижникам. Рассказывают, что однажды он попросил бли- жайшего сподвижника Абу Бакра, отца своей жены Айши, 1 Коран / Пер. с араб, на перс, и комментарии мовлана шейха Хасана Дивбенди (Деобанди). 1345 г. х. Т. III. С. 188 (пер. с перс, на рус. автора). возглавить молитвенный обряд в мечети, но, почувствовав себя чуть лучше, отправился в мечеть и вместе с другими молящимися провел намаз 1 Пророк Мухаммад говорил, имея в виду молитву, что «помощь Аллаха достигает общество, которое собралось к доброму делу». Мусульмане, которые совершают молитвы, выполняют свой долг перед Аллахом. Шариат требует, чтобы верующие аккуратно выполняли не только обязательные молитвы, но и дополнительные, ибо любая молитва в Исламе — это служение Богу и его посланнику. Мухаммад передал слова Аллаха: «Мой самый любимый раб (мусульманин) приблизится ко мне через нафиле-намаз» 2 , т. е. дополнительный намаз. Дополнительные молитвы в Исламе нередко способствуют выполнению социальных функций в обществе. Так, например, если состоятельный человек не имеет возможности исполнять дополнительные молитвы из-за болезни, занятости или по иным уважительным причинам, он может оказать материальную помощь бедному, голодному, бездомному, другим нуждающимся, и каждый такой его поступок будет оцениваться Шариатом выше дополнительных молитв. Кроме обязательного ежедневного пятикратного намаза есть и другие обязательные молитвы. В зависимости от мазхаба, мусульманские ученые указывают следующие виды обязательных молитв: - повседневная пятикратная (утренняя, полуденная, вечерняя, предвечерняя, после захода солнца); - молитва по покойнику; - молитва ритуального обхода вокруг Каабы во время великого и малого хаджжа в Мекку; - молитва аят (по случаю затмения Солнца, Луны, а также землетрясения и других природных бедствий); - молитвы када (пропущенные ежедневные намазы), которые должны быть восполнены либо самим человеком, либо его детьми; 1 Mahirlz. Указ. соч. С. 46. 2 Там же. С. 108. - молитвы по найму, по клятве и по обету 1 . Указываются еще две обязательные молитвы: джума-намаз — молитва по пятницам в соборных мечетях и праздничные молитвы (по случаю Курбан-байрама — жертвоприношения и Ураза-байрама — разговения по случаю окончания мусульманского поста в месяц рамадан) 2 Когда была установлена обязательность пятикратного намаза? Источники свидетельствуют, что обязательность пятикратного намаза был установлена по велению Бога за полтора года до хиджры (т. е. до 622 г. — переселения Пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину), в ночь Ми'раджа (вознесение Пророка Мухаммада на небо) и через 11 лет после начала его пророческой миссии 3 По Шариату, три условия обязывают человека совершать молитву: он должен быть мусульманином, взрослым, находиться в здравом уме. Источниками, обязывающими совершать молитву, являются: книга Аллаха — Коран; Сунна Пророка Мухаммада; иджма (согласованное мнение авторитетных богословов) . Шариат установил две формы молитвы для мусульман: фуради (одиночная молитва) и джама'ат (общественная молитва). Как правило, молитва фуради совершается в уединенном месте. Подавляющее большинство женщин не посещают мечеть и совершают одиночную молитву. Шариат отдает предпочтение общественной молитве. Он требует, например, чтобы человек, совершающий одиночную молитву, если началась общественная молитва, прервал бы первую и подключился ко второй. 1 Буруджерди Хусейн Табатабаи. Рисала тавзих аль-Масаил. Тегеран, [б. г.]. 4-е изд. Вопрос № 951 (пер. с перс, автора). 2 Ширвани М. М. Шариат китабы. Баку, 1992. С. 7 (пер. с азерб. автора). 3 Akseki A. Hamdi. Islam dini-itikad, ibadet ve ahlak. Ankara, 1980. Исламская молитва разделяется на два вида. Первый не имеет элементов поясного поклона и падения ниц, второй включает в себя эти элементы. Бывают случаи, когда какая-либо часть отсутствует: так, например, погребальный намаз джаназа не имеет поясных и земных поклонов. Ритуальная чистота и омовение В книгах по Шариату описанию обряда мусульманской молитвы обычно предшествует описание ритуального омовения, поскольку без ритуальной чистоты молитва считается недействительной. При отсутствии ритуальной чистоты малое омовение (вуду) требуется совершить в следующих случаях: - в связи с молитвой; - во время паломничества (обход вокруг Каабы); - если человек дал клятву совершить омовение; - в случае обета телом коснуться Корана и - (в джа'фаритском мазхабе) ритуальное омовение совершается (над ними), если Коран, или лист из Корана, или бумага, на которой написаны имя Бога, или Пророка Мухаммада, или двенадцати имамов, упали в грязное место. Если Коран переведен с арабского на другой язык и напечатан не арабской графикой, Шариат допускает прикосновение к такому Корану без совершения обряда омовения. Это доказывает, что Священным является лишь Коран на арабском языке, в арабской графике. Полное омовение (гусль) Шариат установил в следующих случаях: - после полового сношения; - после менструации; - после родов. После совершения полного омовения человек считается находящимся в состоянии ритуальной чистоты, и дополнительного малого омовения для молитвы или т. п. ему совершать не нужно. В джа'фаритском мазхабе омовение требуется еще в следующих случаях: - прикосновения к трупу; - омовение трупа; - омовение при даче клятвы и обета. Шариат требует от верующих строгого соблюдения правил ритуального омовения. Оно осуществляется двумя способами: водой и песком. Омовение водой бывает двух основных видов: - полное омовение гуслъ, при котором следует смочить все тело; - малое омовение вуду, при котором в определенной последовательности омываются некоторые части тела. Условия ритуального омовения водой по Шариату следующие. Вода, которая предназначена для омовения, должна быть чистой и неукраденной. Запрещается использовать для омовения воду, которая содержится в золотой или серебряной посуде. Прежде чем приступить к омовению, Шариат требует совершить туалет, если в этом есть нужда. Если человек после омовения помочился, то он может совершать молитву только после вторичного омовения. Если у верующего во время молитвы возникло сомнение в том, правильно ли он совершил омовение, молитва его считается недействительной и он должен прервать ее. С другой стороны, если после совершения омове- ния у человека появились сомнения, нарушилось его омовение или нет, следует считать, что его омовение не нарушилось. Шариат установил строгий порядок совершения омовения, нарушение которого делает этот ритуал недействительным. Порядок полного омовения (гуслъ) таков: сначала моют интимные части тела, затем голову и шею, затем правый и левый бока тела и т. д. При малом омовении (вуду) сначала моют руки, затем лицо, затем предплечья до локтя, затем смачивают лоб и ноги (поглаживают их мокрой рукой), причем лицо смачивают ото лба вниз, к подбородку; что касается ног — сначала поглаживают пальцы, а затем всю ступню (согласно четырем суннитским мазхабам, ноги следует не смочить, а вымыть). Омо- вение ног без снятия обуви и чулок недействительно, но возможно в случае сильного мороза или опасения, что могут украсть обувь или насекомые могут ужалить открытую ногу. Ритуальное омовение можно сопровождать чтением определенных молитв, различных для каждой части тела, что одухотворяет исполнение обряда и требует от верующего знания всех этих молитв. Так, перед началом омовения человек, обратив свой взор в воду, может сказать: «Во имя Бога, клянусь Богу, слава Богу, который сделал воду чистой и не сделал грязной»; затем, прежде чем начать мыть руки: «О Бог, прими меня в число кающихся и в число очищенных»; когда полощет рот: «О Бог, будь моим свидетелем в день встречи с Тобой. Приучи мой язык к поминанию Тебя»; когда очищает ноздри: «О Бог, не запрещай мне райский ветер, прими меня в число тех, кто чувствует запах райского ветра, его дух и красоту»; когда моет лицо: «О Бог, сделай мое лицо светлым»; когда моет правую руку: «О Бог, представь мне Книгу мою справа и вечность в раю слева»; при мытье левой руки: «Бог мой, не передавай мне Книгу мою с левой стороны или из-за спины и не сделай ее связанной с моей шеей. Прибегаю к Тебе от огня (ада)»; когда мокрой рукой поглаживает голову: «О Бог, не откажи мне в Твоей милости, благословении, прими мое покаяние», а когда моет ноги: «О Бог, укрепи мои ноги, когда путь становится скользким, сделай мое стремление угодным Тебе, О обладатель богатства и щедрости!» 1 Шариат требует вовремя начинать омовение, чтобы успеть к молитве. Омовение считается недействительным, если омытые лицо и руки успевают высохнуть до омовения ног. Части тела, которые подлежат омовению, следует мыть по порядку так, чтобы они все были мокрыми. Шариат устанавливает особые правила ритуального омовения для людей, имеющих телесные повреждения и раны. Такое омовение называется джабрийа (вынужденное). Так, если человек имеет на руке рану, которой во время омовения может повредить вода, он должен снять повязку и помыть место вокруг раны. Если и этого еще делать нельзя, Шариат требует, чтобы повязка была заменена, после чего мокрой рукой надо поглаживать ее поверхность; если и это противопоказано, следует совершить омовение песком. Ритуальное омовение песком — очень древняя традиция жителей пустыни, где не всегда можно достать воду. Омовение песком называется тайаммум. Здесь мы имеем дело также с древней народной медициной. Накаленный горячий песок имеет 1 Буруджерди. Указ. соч., вопр. 270. свойство убивать микробы, он очень удобен для удаления пятен с одежды и всякой грязи. Для такого омовения используют песок, землю, глину и т. д. В джа'фаритском мазхабе допускает также омовение алебастром и известью, но только некалеными. Ритуальное омовение делают недействительными следующие обстоятельства: - мочеиспускание; - выход воздуха из кишечника; - сон; - испражнение; - состояние невменяемости (сумасшествие, опьянение, склероз); - менструация; - половое сношение 1 Требования и условия молитвы Шариат требует строгого соблюдения условий молитвы: начинать ее следует лишь после соответствующей подготовки. Необходимо соблюдать следующие условия: - быть в состоянии ритуальной чистоты — тахарат; - одежда молящегося и место, где совершается молитва, должны быть чистыми; - при выборе места, где будет совершена молитва, необходимо удостовериться, что не возникнет никаких препятствий для выполнения ритуала; - молящийся должен тщательно прикрывать срамные части тела; - молящийся должен стоять лицом в сторону Мекки — к кибле; - молящийся должен твердо знать время наступления молитвы; - молящийся должен иметь убеждение, что молитва совершается во имя Аллаха; - молящийся должен знать, что молитва содержит элементы поясного поклона и падения ниц; - молящийся должен направить свои колени в сторону Мекки; 1 Буруджерди. Указ. соч., вопр. 389. - молящийся должен помнить, что падению ниц предшествует поясной поклон; - после первого земного поклона следует сесть и затем вновь совершить земной поклон; - в конце молитвы молящийся должен привести себя в сидячее положение; - молящийся должен помнить количество рак'атов (циклов поясных и земных поклонов); - человек, который имеет намерение совершить молитву вместе с другими в доме Аллаха — мечети, минимум за два часа должен отказаться от чеснока, лука и иных продуктов, создающих неприятный запах, который может причинить неудобство молящимся 1 Молитва — одна из пяти главных обязанностей мусульманина. Каноны Ислама уделяют большое внимание выполнению молитвы. Есть хадис, примерный смысл которого: «Насколько тело человека, который в течение суток пять раз будет купаться, будет чистым от грязи, и настолько сам человек, совершающий пятикратный намаз, будет чист от грехов». Законы Шариата требуют, чтобы верующие не допускали оплошностей при выполнении молитвенных обрядов. Когда человек встает на молитву, он должен сознавать, что находится перед Богом, ощущать себя перед Ним покорным и смиренным. Ничто не должно отвлекать его от молитвы. Мусульманская традиция гласит, что однажды во время молитвы у халифа Али из ноги вытащили стрелу и он даже не обратил на это внимания, продолжая молитву. Шариат требует от мусульманина перед началом молитвы отключиться от всего. Он должен приступить к молитве, отбросив эгоизм, зависть, сплетни, должен остерегаться запретной пищи и питья, воздерживаться от греховных поступков. О повседневной пятикратной молитве у исследователей- востоковедов существуют различные мнения. Некоторые предполагают, что сначала она была только трехкратной, но это суждение не подкреплено какими-либо источниками. Шариат 1 О запретах Шариата см.: Диспут. 1992. № 2. С. 204-212. (все пять мазхабов) признает только пятикратную молитву. Это подтверждается также хадисами. В одном из хадисов рассказывается, что архангел Джабраил (Гавриил) спускался на землю пять раз в один день, чтобы сотворить обрядовую молитву в присутствии Мухаммада, который следовал его примеру. Шариат предписывает мусульманам приносить в промежутке между пятикратной молитвой еще дополнительные, так называемые желательные, одобряемые молитвы — нафила и гафила. Эти молитвы не входят в число обязательных. Шариат советует: если вы свободны, займитесь молитвой. Шариат установил строгий порядок совершения молитвы. Мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей. Это: 1. Нийят— намерение молитвы. 2. Стояние. 3. Такбир— произнесение фразы «Аллах велик!» 4. Руку — поясной поклон. 5. Суджуд — земные поклоны. 6. Кираат — чтение Корана. 7. Зикр — упоминание и повторение имени Бога. 8. Свидетельство веры — произнесение формулы «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — послан- ник Аллаха». 9. Салам — приветствие. 10. Тартиб — порядок (молитвы). 11. Мувалат — непрерывность частей молитвы. Первый раздел молитвы — нийят — состоит в том, что молящийся обязательно должен определить свое намерение совершить молитву во имя единого Бога. Мусульманское право требует при совершении обязательных молитв определить рукны (столпы, основы молитвы), т. е. те части молитвы, которые нельзя изменить, сократить или удлинить. Рукнов пять: 1. Нийят— намерение. 2. Слова «Аллах велик!», которые произносятся стоя. 3.Стояние перед коленопреклонением. 4. Поясной поклон. 5. Двойной земной поклон. Все молитвы в Исламе начинаются с такбира — произнесения слов «Аллах акбар» (Аллах велик!). Верующий должен произносить их четко, негромко и только на арабском языке. В случае если молящийся — глухонемой, Шариат требует от него особого знака, означающего, что он произносит эти слова; желательно также, чтобы язык его при этом шеве- лился. Громко читать молитву запрещается. Шариат рекомендует женщинам читать молитву шепотом, так, чтобы посторонние мужчины не слышали их голос. Шариат требует также знания верующими наизусть определенных молитв. Разрешается читать молитву по книге и по бумаге лишь отдельным лицам, которые не могут вспомнить наизусть суры Корана. Верующие не должны забывать во время молитвы благословлять Мухаммада и его семейство и просить Бога о благословении его. |