Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.1. Уроки русского языка и литературы с использованием цифровых ресурсов

  • Проектируем урок

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ_ПОСОБИЕ_РЯ_и_ЛИТ. Школьного образования


    Скачать 2.06 Mb.
    НазваниеШкольного образования
    Дата25.10.2022
    Размер2.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМЕТОДИЧЕСКОЕ_ПОСОБИЕ_РЯ_и_ЛИТ.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #753477
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    РАЗДЕЛ 4.
    ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО
    ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
    При всех существующих и вновь появляющихся рисках, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий, факт их доминирования в современном мире и процессы расширения и быстрого развития необратимы.
    С. В. Иванова, О. Б. Иванов
    4.1. Уроки русского языка и литературы с использованием цифровых
    ресурсов
    Современная государственная политика в области образования поддерживает расширение использования в практике преподавания цифровых технологий и электронных средств обучения.
    Выявлено, что
    «цифровые образовательные ресурсы могут способствовать доступу учителей- словесников к необходимой информации, повышению их профессионального уровня, качества уроков русского языка и литературы в соответствии с современными требованиями обучения школьников»
    37
    . Возникли новые цифровые технологии, изменились среда и средства обучения, появились новые возможности, с помощью которых можно и нужно стимулировать интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы.
    37
    Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Шамчикова В. М. Научно-методическое сопровождение концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов //
    Отечественная и зарубежная педагогика, 2020. Т. 1. № 1 (65). С. 84–98.

    Цифровые ресурсы и технологии в контексте современного образовательного процесса.

    Практика использования ресурсов информационно-образовательной среды в практике учителя русского языка и литературы.
     Цифровые ресурсы и технологии в помощь учителю русского языка и литературы.
    В «Концепции преподавания русского языка и литературы РФ» отмечается необходимость «развивать электронные образовательные среды, позволяющие: обучающимся
    — получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и
    (или) с помощью учителя осваивать часть образовательной программы; педагогам — систематически повышать свой профессиональный уровень».

    139
    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования акцентирует внимание на необходимости обновления информационно-образовательной среды в школах. Оно должно идти по пути включения комплекса «информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное
    ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».
    Федеральный государственный образовательный стандарт
    основного общего образования
    (Утв. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №287)
    В рамках национального проекта «Образование» реализуется во всех регионах России федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который включает поддержку учителей и школьников на основе «открытых онлайн-уроков», «сети центров цифрового образования детей "IT-куб"», онлайн-олимпиад, образовательных платформ и многочисленных интернет- ресурсов.
    Сегодня в общеобразовательных школах России цифровые технологии используются в разных аспектах: учителями русского языка и литературы — для повышения уровня профессиональной квалификации и фрагментарно на уроках, учащимися — в основном при выполнении домашней работы.
    С одной стороны, школьники активно пользуются всеми возможностями интернета: общаются в соцсетях, ведут блоги, пишут собственные тексты и размещают их на сайтах, смотрят фильмы, слушают музыку и аудиокниги, посещают электронные библиотеки, музеи, выставки, театры, читают электронные книги, учатся по электронным учебникам. С другой стороны, как показывают исследования
    38
    , после введения временного дистанционного обучения в период пандемии коронавируса, когда вынужденно образовательный процесс был построен удаленно на основе цифровых технологий, учащиеся стали относиться к ним с меньшим интересом. Поэтому сегодня существует необходимость поиска так называемой «золотой середины»
    38
    Ускова И. В. Результаты исследования домашней учебной работы в общеобразовательных организациях
    Российской Федерации. [Электронный ресурс]. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
    Российской академии образования», 2020. 81 с. № гос. Регистрации АААА-Г20-620120190048-7 от 01.12.2020.
    URL: http://www.instrao.ru/images/Izdaniya/Uskova_RID_Anketirovaniye_DR.pdf
    (дата обращения: 15.08.2021).

    140 в применении цифровых технологий и использования интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы и при организации домашней учебной работы школьников.
    Информационно-образовательная среда полезна тогда, когда учитель направляет учеников к ее ресурсам с целью обращения к цифровым носителям информации для получения материалов, необходимых для выяснения конкретного содержания, смысловой направленности текста. Кроме того, ресурсы информационно- образовательной среды позволяют учителю создавать индивидуализированные мини-среды, адаптированные с учетом индивидуальных особенностей учеников, вовлекать их в индивидуальную или групповую работу. Поэтому ресурсы информационно-образовательной среды могут быть использованы для:
    — организации коллективной и проектной работы класса на уроке;
    — вовлечения каждого ученика в работу на уроке;
    — смещения акцентов с монологичной модели построения урока на модель соразмышления и сопереживания, работу мысли самих учащихся;
    — обращения к личному опыту учащихся;
    — поддержки мотивации и удержания внимания класса и каждого обучающегося, в том числе за счет смены видов деятельности и типов восприятия;
    — обеспечения личного вклада каждого в общий результат, отсутствия неучаствующих и сглаживания конкурентной борьбы за внимание учителя;
    — создания и хранения проектов и результатов коллективного и индивидуального творчества.
    Особенностью информационно-образовательной среды является и то обстоятельство, что из нее ничего никуда не исчезает. Давно известна практика составления кратких резюме урока в помощь ученикам для последующего повторения и подготовки к контрольным работам и экзаменам. Эта полезная практика может быть перенесена на создание информационно-образовательной среды отдельного класса (или отдельной школы), которая может быть
    «Информационно-образовательная
    среда
    —системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанного с человеком как субъектом образования».
    Иванова Е. О., Осмоловская И. М.
    Теория обучения в информационном обществе. М.:
    Просвещение, 2014. 190 с.

    141 наполнена конкретными созданными учениками на уроке «цифровыми» продуктами. По своей сути, такая среда будет не просто хранилищем, а настоящим портфолио результатов личной и совместной умственной работы учеников и учителя.
    Анализ практики преподавания русского языка и литературы позволил сделать выводы об основных тенденциях применения цифровых технологий в
    5–9 классах общеобразовательных школ. Помощниками учителю в преподавании русского языка и литературы можно считать презентации Power
    Point; интернет-сайты, поддерживающие изучение русского языка и литературы; образовательные системы нового поколения; электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки; видеоконтент сети интернет.
    1. Презентации Power Point. С помощью презентации учителя объясняют новые темы по русскому языку и литературе, проводят лингвистические игры, знакомят учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, размещая на слайдах портреты, фотографии, рисунки, фрагменты художественных текстов, иллюстрации к ним. В настоящее время в интернете можно найти готовые презентации для проведения урока по определенной теме, курсу.
    2. Интернет-сайты, поддерживающие изучение русского языка и
    литературы.

    142
    Школьные преподаватели могут использовать тематические сайты, созданные для поддержки изучения русского языка и литературы разными группами пользователей, в том числе самими словесниками (например
    39
    , сайт сообщества учителей русского языка и литературы
    «Про школу»
    ; методический портал учителя
    «Методсовет»
    , справочно-информационный портал
    «Грамота.ру»
    ; образовательный журнал
    «Текстология»
    , где собраны сведения по русскому языку и литературе, публикуются новости из области культуры и образования, размещены разные виды словарей; сайт
    «Best-language»
    , где кратко представлены правила русского языка и задания к ним, позволяющие быстро получить правильный ответ; сетевую версию газеты
    «Литература»
    , конспекты уроков из приложения
    «Открытый урок»
    Цифровую поддержку учителям-филологам оказывает
    «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
    , информационные ресурсы для уроков литературы представлены на сайте
    «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
    Целесообразно пользоваться ресурсами интернета, которые содержат актуальные материалы для уроков литературы. Например, телеканал «Знание»
    предлагает видеоуроки по творчеству некоторых писателей и поэтов ХХ века.
    3. Образовательные системы нового поколения. Для организации урока и самостоятельной работы учащихся учителя русского языка и литературы могут использовать разнообразные образовательные системы, которые позволяют организовать уроки по-новому.
    Самыми популярными из них являются
    «Российская электронная школа»
    и
    «Московская электронная школа»
    Обращение к этим образовательным системам помогут учителю с объяснением изучаемого материала,
    39
    Все приведенные ссылки предоставляют возможность перехода на интернет-ресурс.

    143 организацией домашней работы на основе предложенных заданий, проектирования индивидуальной работы как со слабоуспевающими детьми, так и со школьниками, желающими изучать русский язык и литературу на более высоком уровне. Наравне с этими образовательными платформами действуют и другие коммерческие ресурсы, которые используются учителями.
    4.Электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки.
    С целью организации уроков русского языка и литературы педагоги могут использовать виртуальные библиотеки, на которых размещены разные виды лингвистических словарей. Задачей урока становится не только знакомство с содержанием такой библиотеки (например,
    «Академик»
    ), но и обучение школьников использованию ее контента в повседневной жизни.
    Почитать художественные книги, послушать их в аудиозаписи преподаватели и обучающиеся могут в электронных библиотеках (например, в библиотеке русской литературы на сайте https://klassika.ru/
    , звуковые записи к лассической русской литературы — на сайте http://www.ayguo.com
    ). Достаточно редко на уроках литературы используются электронные версии произведений, виртуальные посещения литературных музеев
    40
    (например,
    на сайте
    «Виртуальный музей литературных героев»
    можно совершить виртуальную экскурсию в музей-заповедник «Константиново» и т.д.), визуальные материалы
    (фотографии, рисунки), которые способствуют более глубокому проникновению в эпоху, жизнь и творчество писателя (например, на сайте http://www.sesenin.ru/ в разделе «Автобиография» можно прочитать, как рассказывает о своем детстве С. Есенин, посмотреть фотографии поэта), материалы c литературных интернет-ресурсов (например, русская и зарубежная литература для школьников http://window.edu.ru/resource/180/15180
    ); http://deti- online.com/audioskazki/skazki-saltykova-schedrina-mp3
    / — сайт, на котором можно послушать сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).
    Проектируем урок
    Онлайн-посещение музея на уроке литературы
    На завершающем этапе работы с текстом художественного произведения продуктивным приемом работы с текстом выступает онлайн-посещение музея
    или выставочного зала, экспозиция которых тематически и идейно близка смысловой канве проанализированного текста художественного произведения.
    Например, если ученики прочитали и проанализировали рассказ «Судьба человека» или главы из поэмы «Василий Теркин», ребят можно «пригласить»
    40
    С аннотированным перечнем литературных музеев можно ознакомиться в параграфе 4.3.

    144 на онлайн-экскурсию в
    Музей Победы
    — Центральный музей Великой
    Отечественной войны.
    Современные 3D-технологии создают эффект полного погружения в музейное пространство, позволяют двигаться по музею в любом направлении, разглядывать детали или, наоборот, обозревать перспективу. Список онлайн- ресурсов ведущих музеев России и мира размещен, например, здесь
    При этом онлайн-посещение музея не должно быть долгим. Для достижения «подытоживающего» эффекта достаточно пребывание в таком музее не более 3–5 минут. Если время «посещения» будет увеличено, это событие «перетянет» на себя внимание учеников и нивелирует возможности урока литературы, и он превратится в сеанс просмотров музейных экспонатов.
    5. Видеоконтент сети интернет. На уроках литературы целесообразно применять экранизации изучаемых художественных произведений, так как просмотр фрагментов фильмов, буктрейлеров усиливает восприятие литературы современными школьниками, стимулирует их чтение. Например, можно обратиться к сайтам, предоставляющим для бесплатного просмотра экранизации произведений из школьной программы без спама и рекламы, таким является сайт
    Культура.рф
    , который содержит более 100 фильмов для школьников.
    Этот список будет продолжен: возможно, найдут свое место на уроках русского языка и литературы геймификация, сторителлинг, цифровая гуманитаристика, сторис, медиапроектирование и т.д.
    Обучение школьников русскому языку и литературе будет приносить должный результат, если производить отбор цифровых образовательных технологий для работы с классом (учащимся) на основе поставленных на государственном уровне учебных задач, с учетом поддержки индивидуальной траектории обучения школьников, запросов окружающего социума и современным уровнем развития информационно-образовательной среды.
    Для продуктивного использования на уроках филологического цикла цифровых технологий важно, чтобы учитель был достаточно информирован, подготовлен, знал, как применять существующие цифровые ресурсы в зависимости от учебных целей.

    145
    Представим некоторые «информационно-образовательные» приемы, которые помогают ученикам понять смыслы, содержащиеся в тексте художественного произведения. Эти приемы применяются на уроках литературы при анализе художественного произведения. Однако они могут быть адаптированы для аналитической работы с текстами и на других школьных уроках.
    Традиционно на уроках литературы серьезные затруднения вызывает понимание учениками и даже учителями смыслов, содержащихся в лирических произведениях. По этой причине остановимся на анализе лирического произведения, который направлен на понимание содержащихся в нем смыслов, и покажем наиболее продуктивные ИКТ-приемы, которые обеспечивают понимание этих смыслов.
    Проектируем урок
    Использование информационно-коммуникационных технологий
    на уроках литературы
    41
    Одним из лирических произведений, которое ученики читают на уроках литературы в 9 классе, является стихотворение В. А. Жуковского
    «Невыразимое». https://detlit.ru/stihotvoreniya-i-ballady-ru-2/
    Обычно учителя литературы в начале урока предлагают прочитать стихотворение вслух выразительно читающему ученику или читают его сами.
    Далее начинается анализ лирического произведения с вопроса: «О чем говорится в стихотворении?» Обычно таким образом начинается аналитическая работа с лирическим произведением, но это нежелательно. Во-первых, потому что в стихотворении ни «о чем не говорится», а передается чувство, которое
    41
    Материалы подготовлены при участии старшего научного сотрудника лаборатории теоретической педагогики и философии образования, кандидата педагогических наук Института стратегии развития образования
    Российской академии образования А. А. Мамченко.

    146 переживает лирический герой. «О чем говорится?», — такой вопрос задают с целью обращения к сюжету в ходе анализа эпического произведения. Во- вторых, и, пожалуй, это самое главное — анализ текста художественного произведения, будь то эпического, лирического или драматического, должен начинаться с анализа поэтики названия этого произведения, потому что в названии содержится основной смысл. Если эта работа не проведена, учениками не будет понят этот смысл. «Война и мир», «Преступление и наказание», «Мертвые души», «Капитанская дочка» — в этих и в названиях любых других произведений заключен тот смысл, который собственно и раскрывает само произведение. Именно поэтому осмысленное чтение учениками названия текста художественного произведения — ключ к пониманию всего произведения.
    Осмысленному чтению названия произведения способствует прием
    «Карта значений слов». Карта значений слов представляет собой таблицу, отображающую совокупность предназначенных для заполнения учениками столбцов, служащих для фиксации прямых и переносных значений слов, из которых составлено название произведения, и их синонимов. Выполнение учениками этой работы обеспечивает понимание смысла или смыслов, которые и составляют так называемую поэтику названия произведения. Прямые и переносные значения слов, из которых составлено название произведения,
    «наталкивают» учеников на понимание главного, о чем хотел сказать автор произведения, «настраивают» их на основную тему произведения. Наблюдение за синонимами позволяет обратить учеников не столько ко всем возможным оттенкам значений, которые передаются исходным словом, сколько к имеющемуся у ребят жизненному опыту, прежде всего к языковому, потому что в том ряду синонимов могут быть обнаружены слова, которые уже встречались им в других произведениях, или слова, которые они применяли в своей языковой практике.
    Карта значений слов
    Лексическое значение
    Синонимы
    Ресурсы информационно-образовательной среды, доступные на уроке, позволяют обратиться к электронному словарю «Викисловарь». Заполнение карты слов значений целесообразно проводить с применением этого словаря.
    Прежде чем ученикам предложить обратиться к «Викисловарю», чтобы заполнить карту значений, им необходимо дать задание с ярко выраженным инструктажем примерно в такой формулировке: «Ребята, вам нужно заполнить

    147 карту значений слов, из которых составлено название произведения. Для этого обратитесь к электронному словарю «Викисловарь». Введите в строке «Поиск» слово, которое «участвует» в названии произведения. Найдите нужную для заполнения карты значений информацию. Заполните карту».
    Применение этого приема на уроке литературы в 9 классе, посвященному чтению и анализу стихотворения В. А. Жуковского «Невыразимое», позволит получить примерно вот такой результат:
    Карта значений слов
    Лексическое значение
    1. такой, который трудно высказать, передать словами; неизъяснимый
    2. перен. Очень сильный; чрезвычайный.
    Синонимы неизъяснимый, неописуемый, непередаваемый, несказанный, неизреченный
    Для закрепления материала и проведения самостоятельной работы целесообразно предложить ученикам совместно подготовить презентацию карты значений слов. Для этого им необходимо дать задание оформить таблицу в виде облака слов или диаграммы, воспользовавшись сервисом цифровой среды по их выбору.
    Чтобы приблизить обучающихся к глубинным смыслам, содержащимся в тексте художественного произведения, целесообразно им предложить сделать подборку афоризмов, данных великими людьми и имеющих отношение к смыслам и значениям, которые передает название произведения. Выполнение этого задания обеспечит понимание учениками мысли о том, что смыслы, которые составляют поэтику названия произведения, волновали умы и сердца людей с давних времен. Понимание учеником этой ценной мысли чрезвычайно необходимо, поскольку она оказывает позитивное влияние на интенсивное в
    13–15-летнем возрасте формирование опыта духовного и практического постижения мира, который воплощается в мировоззренческих взглядах и установках подростка. Именно в этом и заключается ценность и полезность уроков литературы в деле приближения детей и молодежи в их исканиях
    (традиционно называемых духовными) к ответам на вопросы: кто я? Каков мир вокруг меня? Что я хочу/могу/должен в этом мире делать? На что надеяться?
    Для выполнения этого задания целесообразно применение приема
    «Коллекция афоризмов великих людей» с использованием ресурсов информационно-образовательной среды. Рекомендуется применять этот прием с обращением к сайту
    «Афоризм.ру»
    . Этот сайт содержит широкую коллекцию афоризмов и цитат из источников известных авторов с глубокой древности и до наших дней на различные темы. Применение этого приема способствует

    148 пониманию учениками авторского замысла. Ученикам необходимо дать задание примерно в такой формулировке: «Ребята, вам нужно создать коллекцию афоризмов великих людей. Афоризмы должны иметь отношение к смыслам и значениям, которые передает название произведения. Обратитесь к сайту: https://aforisimo.ru/
    . Осуществите поиск тех афоризмов, которые, по вашему мнению, наиболее полно и точно передают авторский замысел анализируемого нами произведения. Скопируйте эти афоризмы в электронный файл Word. Назовите этот файл “Коллекция афоризмов”».
    Прием создания коллекции афоризмов великих людей обеспечивает у ребят глубину осмысления, радость открытия глубинных смыслов и неподдельный интерес к урокам литературы и подлинное духовное развитие.
    Продуктивным приемом, который обеспечивает понимание учениками смыслов, содержащихся в тексте художественного произведения, выступает прием «Картинная галерея». Применение этого приема позволяет «перевести» словесные образы в визуальные образы, обладающие информацией, из которой ученик извлекает опыт, позволяющий ему обнаруживать смысловые ключи к пониманию словесных образов. «Зимняя дорога», «зимний вечер», «зимнее утро», «парус», «тучки» — это те словесные образы, к которым могут быть подобраны уже существующие визуальные образы, запечатленные на картинах и художественных фотографиях. Для этого ученикам предлагается создать галерею картин и художественных фотографий.
    Прием создания картинной галереи позволяет каждому ученику подобрать свой личный ряд образов, соответствующий особенностям его восприятия и личного опыта. Собранные вместе, эти визуальные ряды послужат началом включенной коллективной работы по осмыслению произведения.
    Доступные в современной школе ресурсы интернета позволяют создать картинную галерею с применением какой-либо электронной поисковой системы (например, «Google», «Яндекс» и др.). Прежде чем отсылать учеников к этой системе, им необходимо дать задание примерно в такой формулировке:
    «Ребята, вам нужно создать картинную галерею, которая будет состоять из картин — произведений изобразительного искусства — и художественных фотографий. Для этого обратитесь к электронной поисковой системе. Введите в окне «Поиск» словесное название анализируемого образа (в этой части задания учителю нужно озвучить конкретное название) и допишите запрашиваемое задание для поиска словом «картинки». Из предложенных поисковой системой
    «картинок» выберете те, которые, по вашему мнению, наиболее полно и точно передают тот словесный образ, который содержится в тексте лирического

    149 произведения. Скопируйте эти «картинки» в отдельную электронную папку.
    Назовите эту папку «картинная галерея».
    Примеры создания картинной галереи. https://www.pinterest.ru/pin/492792384224069201/ http://mix-pix.ru/hudozhnik-igor-aleksandrovich-hajkov-zima/
    Это самый простой вариант создания картинной галереи. Однако ученики могут воспользоваться специальными сервисами для создания галерей изображений, позволяющими быстро подготовить и описать выбранные

    150 изображения к совместному показу. Если доступа к таким сервисам нет, предложите подготовить презентацию в PowerPoint или любом другом доступном сервисе презентаций.
    Положительной стороной текстов художественных произведений, которые ученики читают на уроках литературы, является изображение тесной связи человека с природой. Одна из функций описания природы в художественном произведении состоит в раскрытии состояния внутреннего мира героя. В литературоведении этот прием называется эпическим параллелизмом. Классическим примером эпического параллелизма, с которым ученикам основной школы предстоит встретиться в старших классах, является описание природы, сопровождающее изображение внутреннего состояния героя, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова. А вот в «Слове о полку Игореве» с этим приемом ученики встречаются в 9 классе. В тексте «Слова о полку
    Игореве» описания природы предваряют изображения событий в жизни героев, тем самым настраивают на понимание того состояния героя, которое созвучно природе.
    Иначе обстоят дела с изображением связи человека с природой в лирическом произведении. В таких произведениях, как правило, человеческое представлено в единении с природным; человек показан в тесной связи с природой, в гармонии с ней. Строками
    «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя...» передается не просто состояние природы
    — в этих строках скрыт глубокий философский смысл, напрямую связанный с состоянием внутреннего мира лирического героя.
    Для обеспечения понимания этого смысла можно также воспользоваться доступными на уроке ресурсами информационно-образовательной среды.
    Прием создания презентации изображения природного и человеческого в слиянии единого целого поможет обеспечить у учеников понимание философских смыслов гармоничного целого человеческого и природного.
    Чтобы применить этот прием, учителю нужно предварительно подготовиться: подобрать высказывания, касающиеся выразительных средств, доступных человеку и доступных природе. Причем эти высказывания тематически и идейно должны соответствовать тому стихотворению, с текстом которого планируется работа на уроке.

    151
    К стихотворению «Невыразимое» В. А. Жуковского, могут быть подобраны, например, такие высказывания
    42
    :
    «В глубине человека заложена творческая сила, которая способна
    создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы
    не выразим это вне нас тем или иным способом». (И. Гете)
    «Природа! Она совершенна и вечно творит новое. Она неиссякаемый
    источник всего живого и реального. Все в ней, она полнота бытия» (Б.
    Спиноза)
    Суть задания заключается в том, чтобы ученики, читая эти высказывания, разделили их на две категории, а затем сравнили их (выразительные средства) и сделали вывод о неравных творческих возможностях человека и природы, что ведет к пониманию сути творческого процесса человека — трудного, сопровождающегося усилиями и сомнениями.
    В простейшем варианте работы можно предложить ученикам создать таблицу, состоящую из двух колонок: в первую колонку поместить высказывания о средствах, доступных человеку, а во вторую высказывания о средствах, доступных природе. Однако лучше подготовить такое задание в каком-либо сервисе подготовки заданий, например, воспользовавшись сервисом
    «Классификации» портала learningapps.org
    (
    https://learningapps.org/createApp.php
    ).
    Во время работы с текстом стихотворения на уроке ученикам нужно дать задание примерно в такой формулировке: «Ребята, вам нужно выполнить тест и разделить высказывания на две группы». Этот тест можно предложить выполнить ученикам как на уроке (совместно или индивидуально), так и за его пределами (на внеклассных, внешкольных, домашних и так далее работах) в качестве закрепления материала.
    42
    Материалы подготовлены при участии старшего научного сотрудника лаборатории теоретической педагогики и философии образования, кандидата педагогических наук Института стратегии развития образования
    Российской академии образования А. А. Мамченко.

    152
    Применение этого приема обеспечит понимание учениками того, что переживает лирический герой, что он чувствует, что его волнует, не дает ему покоя. Этот прием способствует и пробуждению отклика в душе ученика, тому, что «…слово наше отзовется…» в душах взрослеющих ребят, найдет подтверждение в их собственном опыте.
    Впрочем, требование к работам с текстом, выполняемым с применением ресурсов информационно-образовательной среды, одно для всех — эти работы не должны быть целью урока, они не должны «затмевать» смысловое чтение текста. Эти работы являются не более чем «помощниками», которые помогают ученикам понять смыслы, содержащиеся в тексте художественного произведения. В противном случае урок литературы может стать обычным для современных подростков времяпрепровождением с использованием гаджетов – просматриванием цифрового контента и ярких картинок, чтением цифровых текстов и так далее.
    При отборе цифровых технологий в целях преподавания русского языка и литературы необходимо идти от количества к качеству. Специфика предметов заставляет задуматься о главенствующей роли формирования навыков письменной речи, которая не может полностью происходить в цифровой среде.
    Учителю-филологу важно разумно пользоваться цифровыми технологиями, в соответствии с учебными целями применять традиционные и информационно- коммуникационные технологии, уметь планировать уроки русского языка и литературы так, чтобы современные школьники могли пользоваться всеми возможностями информационно-образовательной среды, изучая в школе русский язык и литературу. Только в этом случае будет создана мотивация обучающихся к изучению предметов, произойдет приобщение к чтению художественных произведений, что повысит качество их филологического образования, активизирует работу на уроках.
    ____________________________________________________________________
    1. Александрова О. М., Гостева Ю. Н. Особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий при обучении родному языку // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сборник научных трудов Международной научно- практической конференции 6–7 июня 2016 г. М.: «ФБГНУ
    Институт стратегии развития образования РАО», 2016. 694 с. С. 446–452.
    2.
    Актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников
    /
    М. А. Аристова [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 20.
    Педагогическое образование, 2018. №3. С. 85–95.
    3. Аристова М. А., Критарова Ж. Н. Цифровые технологии как актуальное направление в повышении квалификации учителей-филологов // Перспективы и приоритеты

    153 педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный
    Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. II.
    Казань: Издательство Казанского университета. 2020. С. 27–34.
    4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот.
    Г. С. Бернштейн, Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство,
    1979. 423 с. (Из истории советской эстетики и теории искусства).
    5. Беляева Н. В.
    Информатизация школьного литературного образования [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования Российской академии образования.

    Режим доступа: http://www.instrao.ru/images/Izdaniya/Беляева_Н.В._Монография_Информатизация_школьног о_литературного_образования.pdf (дата обращения: 08.08.2021).
    6. Гостева Ю. Н.,
    Добротина И. Н.,
    Шамчикова В. М.
    Научно-методическое сопровождение концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов //
    Отечественная и зарубежная педагогика
    , 2020. Т. 1.
    № 1 (65). С. 84–98.
    7. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе.
    2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 190 с.
    8. Миронова Н. А. Цифровые технологии обучения в контексте непрерывного литературного образования: монография. М.: Экон–Информ, 2020. 147 с.
    9. Ускова И. В. Интернет-ресурсы на уроках русского языка // Русская словесность.
    №2. 2016. С. 103–104.
    10. Шамчикова В. М. Актуальные пути приобщения школьников к чтению в условиях информационно-образовательной среды // Методическое наследие В. В. Голубкова и перспективы развития литературного образования. XXVIII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 1–2 октября 2020 г. / отв. ред. В. Ф.
    Чертов. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2021. С 57–62.
    _______________________________________________________________________________

    154
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта