Главная страница
Навигация по странице:

  • Проектируем урок

  • СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ

  • Информационная карточка книги Автор… Название… Выходные данные… Жанр… О чем... Для кого написана...

  • Информационная карточка книги Автор… Название… Мое мнение… Обратить внимание…

  • 3.2. Формирование планируемых результатов обучения литературе в единстве и взаимосвязи

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ_ПОСОБИЕ_РЯ_и_ЛИТ. Школьного образования


    Скачать 2.06 Mb.
    НазваниеШкольного образования
    Дата25.10.2022
    Размер2.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМЕТОДИЧЕСКОЕ_ПОСОБИЕ_РЯ_и_ЛИТ.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #753477
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15
    РАЗДЕЛ 3.
    ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
    В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
    3.1. Воспитание школьников как читателей

    Современное состояния проблемы чтения школьников.

    Обновление системы внеклассного чтения.

    Применение стратегий чтения на уроках литературы.
     Пути приобщения школьников к чтению.
    3.1.1. Современное состояния проблемы чтения школьников
    Сегодня «воевать» за русский язык — значит воевать за литературу, на нем написанную.
    Инна Кабыш
    Какое место занимает чтение в жизни современных школьников? Как показывают социологические исследования — далеко не первое и даже не второе, но в десятку досуговых предпочтений входит: чтение обошли компьютерные игры, общение в соцсетях и даже телепередачи. Подростки не хотят тратить свое свободное время на чтение художественных книг.
    Основными причинами кризисной ситуации с чтением школьников социологи называют не только приверженность подростков к информационно- коммуникационным технологиям, но и изменение их отношения к книге, от которой они ждут исключительно легкой информации развлекательного характера. Кроме того, современные дети предпочитают короткие тексты, объемные произведения им тяжело читать и воспринимать, особенно это относится к литературе из школьной программы, которую они обязаны знать.
    «…Чтение
    — важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством».
    Из «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения
    в Российской Федерации»

    115
    Только поэтому классические произведения находятся на первом месте у школьников в списке прочитанных книг.
    Показательны результаты исследования, которое провели сотрудники
    Российской государственной детской библиотеки. Оказалось, что «чтение подрастающего поколения все больше трансформируется, перемещается из оффлайна в онлайн (из физической среды в электронную); визуальная культура оказывает на детское чтение все большее влияние; меняются привычки и способы действий детей и подростков при их взаимодействии с информацией, в том числе, с текстами в разных форматах; изменяется характер чтения, оно становится все более фрагментарным, клиповым; все больше детей и подростков читают литературу онлайн; усиливаются гендерные различия; увеличивается разница между чтением девочек и чтением мальчиков; родители, педагоги и библиотекари полагают, что для детей наилучшими являются именно бумажные книги и журналы, тогда как для подростков сейчас уже более характерен электронный вариант чтения, особенно, из интернета; многие подростки используют интернет для того, чтобы получить больше информации, в том числе, и о литературе, конкретных авторах и книгах; культурные
    «матрицы» родителей, педагогов и подростков стали очень разными, поскольку подростки ориентированы на чтение современной литературы, а родители и педагоги — на литературную классику советских времен. Специалисты библиотек отмечают, что в системе ценностей современного общества чтение и книга занимают далеко не самое первое место. Уже в школе чтение перестает быть культурной потребностью и не воспринимается как источник личностного роста, эстетического и духовного развития.
    «Если подросток 70-х читал около 40 книг в год, то сегодня он читает около 9. Это другой читательский опыт. Сегодняшний подросток — это другой читатель, с другим набором ценностных ориентаций. То, что он читает, в основном — это школьная программа. За рамками школьной программы мало что читают. То, что не формируется мотивация к чтению, — это беда! Интерес к чтению, культура чтения, понимание письменных текстов, которые понимаются только на уровне сюжетно-событийной канвы.
    Это серьезные социокультурные проблемы».
    Из интервью с академиком РАО В. С. Собкиным
    *
    Собкин В. «Если подросток 70-х читал около 40 книг в год, то сегодня он читает около 9». [Электронный ресурс.] URL: http://society.lb.ua/science/2011/07/28/107961_vladimir_sobkin_sovremennie_po.html (Дата обращения: 12.08.2021 г.)

    116
    Чтение выступает в качестве дополнения к учебе и становится фрагментарным, отрывочным. При этом ценность книги начинает определяться тем количеством информации, которое из нее можно извлечь. В этом случае книга утрачивает важнейшие функции: художественно-эстетическую, нравственно-философскую, мировоззренческую, и начинает восприниматься как обезличенный источник информации (как сайт или гиперссылка).
    Школьники, таким образом, становятся более прагматичными, и в отношении книги и чтения они часто выступают как потребители.
    Чтение для детей и подростков вне учебы и других занятий сохраняет рекреационный, развлекательный характер. К восприятию «серьезной» литературы, требующей больших духовных, интеллектуальных и эмоциональных затрат, современные подростки просто оказываются не готовы.
    Не удивительно, что наиболее востребованными среди большинства подростков оказываются жанры фантастической и остросюжетной литературы
    (фэнтези, ужасы, детективы, комиксы и т.д.). В последнее десятилетие чтение подростков во многом носит довольно случайный характер и часто определяется модой у сверстников и молодежи»
    23
    Вместе с тем исследования показали, что молодое поколение читает, но не привычные старшему поколению книги, а тексты других форматов, слушает аудиокниги, и, главное, хочет поделиться своим мнением о прочитанном, и делает это, читает и оставляет свои отзывы не в читательских дневниках, а на сайтах электронных библиотек и книжных магазинов, на сайтах детских издательств, где участвует в конкурсах на лучшую изданную книгу.
    Одной из важных задач современной школы является воспитание читателей, и это главная цель уроков литературы.
    Чтение художественных произведений, сопровождаемое знакомством с жизнью и творчеством их авторов, с необходимыми теоретическими понятиями, анализ текстов, творческие работы, связанные с прочитанным, и многое другое, чем занимаются обучающиеся на уроках литературы, безусловно, способствует становлению читателя.
    Внеурочная деятельность, направленная на приобщение к чтению, — традиционные библиотечные уроки, литературные конкурсы, олимпиады, декады литературы, одновременно охватывающие обучающихся всех классов,
    — помогает воспитывать юных читателей.
    Но достаточно ли этого? Ведь ситуация с чтением в последние годы не изменилась: по-прежнему у школьников отсутствует мотивация к чтению, от
    23
    Чудинова В. П.Чтение, жанры и книги, популярные у подростков // Сборник трудов по материалам
    VI Всероссийской научно-методической конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество». М., 2014.

    117 которого они ждут развлекательности, многие подростки считают, что их принуждают читать, некоторые не любят читать и не читают вовсе
    24
    Что бы ни писали о кризисе чтения, практика показывает, что школьникам хочется узнавать о новинках детской литературы. Они с удовольствием слушают занимательную информацию о книге, остросюжетные фрагменты художественного текста привлекают их внимание, отзывы одноклассников вызывают желание читать. Они хотят обсуждать самостоятельно прочитанную книжку со сверстниками и учителем, высказывать собственное мнение о событиях и героях, задавать свои вопросы и т.д. Школа должна предоставлять им такую возможность, иначе в результате книга не только не приобретет новых читателей, но и потеряет прежних.
    3.1.2. Обновление системы внеклассного чтения
    Приобщение к чтению, расширение читательского кругозора через дополнительное чтение, наработка читательского опыта — первостепенная задача уроков внеклассного чтения. Уроки литературы, на которых обязательным являются чтение и изучение определяемых программой художественных произведений, выполняют, прежде всего, учебную задачу по повышению квалификации школьника-читателя, а специальные уроки должны приобщать к чтению, мотивировать интерес к книге, прививать любовь к чтению, чтобы ребенок пронес ее через всю жизнь.
    Обратная связь с учителями показывает, что устарела школьная система внеклассного чтения, ее надо менять. Требуют обновления цели, содержание, методика проведения уроков внеклассного, а может быть, досугового, или точнее, самостоятельного чтения, ведь книги для этих уроков выбирают и читают подростки самостоятельно, а не по принуждению учителя литературы.
    Это не обязательное, а свободное чтение.
    Нетрадиционные формы уроков самостоятельного чтения представлены в
    «Методических материалах для проведения неформальных уроков литературы в 5–11 классах»
    25
    «К уроку-обсуждению школьники и учитель заранее совместно определят, какие произведения вызывают интерес, в какой форме будет представлена книга, нужно предложить прочитать ее остальным обучающимся,
    24
    Березина А. В. Чтение подростков: по материалам исследований РГДБ [Электронный ресурс]. URL: https://www.calameo.com/books/001280108b530065e1dcc (дата обращения: 12.08.2021)
    25
    Методические материалы для проведения неформальных уроков литературы в 5–11 классах [Электронный ресурс]. М., 2020. URL: https://nra-russia.ru/pic/projects/2020/11/26/01/metodmaterialeh_neform_uroki.pdf
    (дата обращения: 12.08.2021)

    118 чтобы обсуждение прошло продуктивно. Не стоит пугаться, что обучающиеся могут предложить для чтения книгу недостаточно высокого художественного уровня. Подготовка к уроку и обсуждение такого произведения позволят увидеть его литературное несовершенство. Пусть ребята поспорят, отстаивая свое мнение, применят знания и навыки, полученные на уроках литературы в процессе изучения классических образцов. Со временем уровень их читательской квалификации будет расти, качественно улучшится самостоятельный выбор книг для чтения.
    Урок-обзор «Книжные новинки» может подготовить как учитель, так и ученики. Задачей таких уроков будет знакомство ребят с новыми авторами и произведениями. В настоящее время достаточно сложно ориентироваться в огромном потоке выпускаемой книжной продукции. Навигатором могут служить литературные премии, конкурсы на лучшую книгу для детей, книжные выставки и ярмарки, информация о которых широко представлена в Интернете.
    Такие уроки целесообразно проводить хотя бы один раз в год.
    На уроке-рекламе обучающиеся представляют прочитанную ими книгу, возможно, в виде яркой тематической презентации, небольшой инсценировки или выразительного чтения фрагмента, иллюстрирования произведения с комментариями.
    В центре внимания урока-портрета будет литературный герой, как положительный, так и отрицательный. Школьники активно создают словесный портрет героя самостоятельно прочитанного произведения, выявляют и оценивают качества его характера, выражая собственное отношение к его поступкам. Здесь ребята обнаруживают свое умение анализировать художественный текст, обобщать и делать выводы. Кроме того, такие уроки имеют большое воспитательное значение.
    Урок-конкурс на самую лучшую книгу. Особенно интенсивно школьники проявят умение формулировать собственное мнение, обосновывать его, ведь нужно быть очень убедительным, чтобы доказать, что выбранная книга самая интересная, она достойна того, чтобы ее прочитали другие».
    Проектируем урок
    Виды уроков внеклассного/самостоятельного чтения:
    — урок-обсуждение книг, например, «Книги – наши друзья»;
    — урок-обзор «Книжные новинки»;
    — урок-реклама прочитанной книги, например, «Предлагаю прочитать!»;
    — урок-портрет литературного героя, например, «Мой герой»;
    — урок-конкурс, например, «Лучшая книга» и другие.

    119
    На уроках самостоятельного чтения изменится роль учителя: он будет консультировать в выборе книг, участвовать в обсуждении прочитанного, когда юные читатели захотят рассказать о понравившихся им произведениях, поделиться своими впечатлениями
    26
    . Хорошо, если ребята будут представлять на уроках самостоятельно прочитанные книги современных авторов, а результатом таких обсуждений может стать коллективный проект «Навигатор в мире современной детской литературы» с перечнем и аннотациями прочитанных книг или рекомендательный список литературы, составленный школьниками индивидуально или группами.
    Таким образом, подростки будут читать книги, которые интересны им и их сверстникам, не по принуждению, а по собственному выбору, для представления книг они смогут использовать цифровые технологии, что тоже будет способствует приобщению школьников к чтению.
    Науроках самостоятельного чтения происходит расширение читательского кругозора обучающихся, развиваются их литературный вкус и творческие способности, что благотворно скажется на литературном образовании школьников в целом.
    3.1.3. Применение стратегий чтения на уроках литературы
    Стратегиальный подход к чтению школьников можно считать достаточно результативным. Использовать его целесообразно на уроках литературы, уроках внеклассного чтения, во внеурочной деятельности школьников.
    Принято считать, что стратегии — «это план-программа совместной деятельности, где очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя», который «сначала показывает ему, как это нужно выполнить, потом они делают это вместе с учителем, потом вместе в парах, вместе с учащимися, а потом ученик может работать самостоятельно дома или в любом месте»
    27 26
    Шамчикова В. М. Место самостоятельного чтения в структуре литературного образования современных школьников // Литературное образование в современном мире: проблемы и решения. ХX Голубковские чтения:
    Материалы международной научно-практической конференции, 15–16 марта, 2012 г./отв. Ред. В.Ф. Чертов. –
    М.: Экон-информ, 2013. С. 92–96.
    27
    Романичева Е. С., Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе: учеб. пособие. М.: Флинта:
    Наука, 2012. 208 с. С. 12.

    120
    Актуален в современной школе «стратегиальный подход к обучению чтения» (технология Н. Н. Сметанниковой).
    Первоочередная задача учителя — отобрать те стратегии, которые целесообразно использовать в работе с художественными текстами в соответствии с учебной задачей: у школьников необходимо сформировать не только навык самостоятельного чтения, но и понимания содержания литературного произведения, умения извлекать из него нужную информацию, интерпретировать ее, давать критическую оценку.
    В арсенале учителя литературы могут быть самые разные стратегии чтения. Приведем примеры некоторых, определим их цели и место в изучении художественных произведений. Ниже представлены стратегии чтения из пособия для учителя Н. Н. Сметанниковой (см. Рисунок 8).
    28
    Рисунок 8
    СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ
    28
    Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя.
    М.: БАЛЛАС, 2013. 128 с.
    Предтекстовые стратегии
    Текстовые стратегии
    Послетекстовые стратегии
    Стратегия чтения — это «план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включает в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие “чтец-текст”».
    Сметанникова Н. Н. Стратегия воспитания читателя в культуросозидающей модели
    образования // Homo legens-3. Сб. статей. М.: Школьная библиотека, 2006. С. 258–277.

    121
    Предтекстовые стратегии определяют задачи чтения, актуализируют знания школьников, знакомят с ключевыми словами, необходимыми понятиями, обучают умению прогнозировать содержание, мотивируют на чтение. Предтекстовые стратегии применяются до прочтения художественных произведений.
    1. «Рассечение вопроса»
    Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
    Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
    2. «Соревнуемся с писателем»
    Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов предугадывания содержания произведения.
    Ученикам дается установка, например: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации». Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
    Текстовые стратегииобучают тому, как выдвигать гипотезу о содержании, подтверждать или опровергать ее, помогают осмыслить прочитанное, развивают рефлексию, по сути, помогают восприятию художественных произведений, обучают их анализу. Текстовые стратегии применяются во время или после чтения.
    По отзывам учителей литературы они иногда применяют на уроках стратегии «Дерево вопросов», «Мозговой штурм», «Спросите автора».
    Представляют интерес стратегии работы с текстами средних и больших жанров (повесть, роман): «Обзор» в модификации «Экскурсия по главе книги»,
    «Следуйте за персонажем» (с составлением граф-схем), «Цитаты действующих лиц». Также найдут свое мести на уроке стратегии работы с текстами малого жанра (анекдот, сказка, рассказ, новелла): «Рассказ» с использованием граф- схемы, «Поставь проблему — предложи ее решение».
    Представим некоторые текстовые стратегии подробнее.
    1. «Чтение про себя с вопросами»
    Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
    Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
    2. «Чтение с остановками»
    Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
    Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы.

    122
    Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка».
    3. «Дневник двойных записей»
    Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
    1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
    2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой — написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
    Послетекстовые стратегии обучают интерпретировать художественные произведения и корректировать собственную интерпретацию в соответствии с пониманием авторского замысла, обращать внимание на детали, ключевые слова, идеи, обобщать содержание, составлять свое мнение и аргументировать его. Послетекстовые стратегии применяются во время или после чтения произведений.
    1. «Черты характера».
    Цель: обучение интерпретации текста.
    Представлен список общих черт характера. Нужно отметить черты характера, которыми обладает герой книги и подтвердить свое мнение эпизодом из книги.
    2. «Список тем книги».
    Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем.
    1. Сначала выбираются близкие к личной интерпретации темы из готового списка.
    2. К ним добавляются свои темы и объясняется выбор.
    3. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения, представляет ее, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаясь или нет с его точкой зрения.
    Таким образом, учащийся берет на себя ответственность за подготовку темы, отбирает примеры из текста, готовит аргументы в пользу своей интерпретации прочитанного текста, учится защищать свое понимание произведения.
    Отдельно выделим стратегии продвижения книг, которые обучают выбирать и презентовать прочитанные произведения, их можно применять на уроках самостоятельного чтения

    123
    1. «Выбор книги».
    Суть сводится к тому, что, считав с обложки книги графическую и текстовую информацию, познакомившись с аннотацией, сделав прогноз о возможном содержании книги, школьник принимает решение, будет ли он ее читать.
    Учитель и/или подготовленные учащиеся приносят несколько книг и по очереди выступают, задавая вопросы, обязательно должен прозвучать небольшой фрагмент, чтобы в результате участвующие в выборе могли сделать подборку книг для чтения.
    2. «Информационная карточка книги» (ИКК).
    Одна из самых удобных и подвижных стратегий продвижения книг. ИКК меняется в зависимости от целеполагания.
    Если ее задача напомнить, о чем книга и кому ее можно порекомендовать для чтения, то она выглядит так:
    №1
    Если цель ИКК привлечь внимание к книге и порекомендовать ее другим, то она будет выглядеть в виде закладки, которая останется в книге.
    №2
    Информационная
    карточка книги
    Автор…
    Название…
    Выходные данные…
    Жанр…
    О чем?...
    Для кого написана?...
    Мнение о ней…
    Информационная
    карточка книги
    Автор…
    Название…
    Мое мнение…
    Читатель №1…
    Читатель №2…
    Читатель №3…

    124
    Возможно, читатель захочет обратить внимание на определенный эпизод, тогда закладка будет выглядеть так:
    №3
    Такие закладки можно использовать в школьном буккроссинге, помещая их в прочитанной книге.
    3.1.4. Пути приобщения школьников к чтению
    Какие еще подходы можно использовать, чтобы приобщить школьников к чтению?
    Учитывая недостаточное количество учебных часов на предмет
    «Литература», довольно объемные программы по литературе, которые должны изучить и усвоить обучающиеся, на самостоятельное чтение у них остается все меньше свободного времени, а увлечение ИКТ, отсутствие мотивации отодвигают чтение все дальше в досуговых приоритетах школьников.
    Информационная
    карточка книги
    Автор…
    Название…
    Мое мнение…
    Обратить
    внимание…
    Простейший способ вырастить грамотных детей — научить их читать и показать, что чтение может приносить удовольствие. А это значит, как минимум, найти книги, которые им нравятся, обеспечить им доступ к этим книгам и дать им возможность читать.
    Из лекции Нила Геймана о пользе чтения
    Neil Gaiman: Why our future depends on libraries, reading and daydreaming . [Электронный ресурс.] URL: https://www.theguardian.com/books/2013/oct/15/neil-gaiman-future-libraries-reading-daydreaming
    (дата обращения: 26. 07. 2021).

    125
    В такой ситуации целесообразно ввести в школе урок свободного чтения
    29
    . На этом уроке школьники будут читать именно художественные книги. Не должно быть обсуждения прочитанного, анализа произведения и прочей деятельности, которая характерна для уроков литературы и уроков внеклассного чтения.
    На уроке свободного чтения учитель становится консультантом, который в индивидуальном порядке отвечает на вопросы читающих школьников, возможно, это будут комментарии (историко-культурный, бытовой, лексический и др.). Такой урок может быть включен в расписание или присутствовать в сфере внеурочной деятельности школьников. Заменить учителя литературы может библиотекарь или подготовленный классный руководитель.
    На уроке свободного чтения дети будут читать произведения по собственному выбору, приносить книгу на урок и читать, так как именно на чтение им не хватает времени. Обучающиеся, особенно в 5–8 классах, с нетерпением ждут этого урока, с удовольствием читают художественную литературу. Учителя отмечают, что во второй половине занятий после урока свободного чтения учебная деятельность школьников активизируется, они лучше воспринимают и усваивают новый материал, активнее работают на уроках.
    Если ребенок забыл книгу дома, нужно дать ему возможность получить другую. Например, он может взять ее с «Мобильной книжной полки» в кабинете литературы, которую охотно пополняют сами ребята, используя принцип буккроссинга
    30
    — «безопасное место». Прочитав книгу, школьник по собственному желанию оставляет ее на полке.
    Над полкой уместным будет девиз буккроссинга: «Прочитал книгу — отдай другому!».
    «Мобильная книжная полка», как безопасное место, и уроки свободного чтения будут способствовать привлечению школьников к чтению.
    Вместе с книгами на полке могут находиться специальный журнал, в который одни ребята вносят записи об оставленной книге, другие отмечают, что взяли ее почитать, «Книга отзывов», куда читатели записывают свои впечатления о прочитанной книге.
    29
    Шамчикова В. М. Оптимизация процесса воспитания школьника как читателя // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. ХХII Голубковские чтения:
    Материалы международной научно-методической конференции, 20–21 марта 2014 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов.
    М.: Экон-информ, 2015. С. 67–69.
    30
    Буккроссинг. [Электронный ресурс.] URL: http://www.bookcrossing.ru/
    (дата обращения: 26.07.2021).

    126
    Такая несложная работа, не требующая много времени, будет способствовать литературному развитию школьников, учитель сможет наблюдать за расширением читательского кругозора своих учеников, учитывать их читательские предпочтения для организации уроков внеклассного чтения, индивидуально привлекать к их подготовке обучающихся.
    Целесообразно активнее использовать внеурочную деятельность учащихся: организовывать читательские и дискуссионные клубы, конференции, литературные экскурсии и другие известные традиционные мероприятия, которые не потеряли своей актуальности в деле приобщения школьников к литературе, к чтению.
    Если школьникам интереснее подбирать и читать книги в электронной библиотеке, пользоваться электронной книгой, интернет-ресурсами, слушать аудиокниги, то надо научить их, как это делать правильно, ведь главное — сформировать привычку к чтению, развить художественный вкус, способствующий выбору высокохудожественных произведений, а это воспитывается на уроках литературы.
    Есть еще одна проблема — недостаток навигации в море книжной продукции.
    Как помочь школьнику, да и учителю ориентироваться в новых книгах?
    Таким навигатором могут стать международные и российские литературные премии и конкурсы на лучшую детскую книгу, например: международная литературная премия имени Х.-К. Андерсена, мемориальная премия Астрид
    Линдгрен, литературный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, международная детская литературная премия имени В. Крапивина, международная литературная премия имени П. П. Ершова, литературная премия «Алиса» и другие.

    127
    Полезными могут быть детские литературные журналы, в том числе интернет-журналы, которые публикуют обзоры детских книг, например, журнал
    «Читайка»
    , выпускаемый «Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира»,
    «Папмамбук»
    , предлагающий книги для чтения «по возрастам», дающий рекомендации «что и как читать», детский сказочный журнал
    «Почитай-ка»
    и другие.
    Участвовать в привлечении детей к чтению может не только учитель, чьи профессиональные задачи гораздо шире — обучать школьников литературе.
    Воспитание читателя — основная часть этой задачи.
    Приобщать школьников к чтению с помощью стратегиальных подходов могут родители, которым важно наблюдать, как развиваются читательские потребности их ребенка. Дома это может быть ежедневный час чтения «Читаем вместе», когда дети и родители читают каждый свою книгу, впоследствии обмениваются впечатлениями о прочитанном.

    128
    Совместное чтение может стать первым шагом к налаживанию отношений, к взаимопониманию детей и родителей
    31
    Таким образом будут достигаться не только предметные, личностные и метапредметные результаты изучения литературы в школе, требуемые ФГОС, но и возрастет мотивация к чтению.
    Обновление системы внеклассного чтения, применение стратегиальных подходов к чтению, использование цифровых образовательных технологий, систематическое чтение обучающихся в школе и дома, в том числе вместе с родителями, будут способствовать воспитанию школьников как современных читателей, способных самостоятельно выбрать книгу для чтения, осмыслить прочитанное, сформировать свое мнение о нем и дать ему собственную оценку, что поможет в государственном деле преодоления системного кризиса читательской культуры.
    ____________________________________________________________________
    1.
    Влияние художественной литературы на воспитание современных школьников
    / Н. В. Беляева, Л. Р. Бердышева, Ж. Н. Критарова, В. М. Шамчикова //
    Педагогический журнал. Том 7, № 1A, 2018, С. 93–103.
    2. Информационные технологии как средство мотивации читательской активности современного школьника / М. А. Аристова [и др.] // Образовательное пространство в информационную эпоху–2019: сб. науч. тр. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
    РАО», 2019. С. 1134–1146.
    3. Методические материалы для проведения неформальных уроков литературы в 5–11 классах
    [Электронный ресурс].
    М.,
    2020.
    URL: https://nra- russia.ru/pic/projects/2020/11/26/01/metodmaterialeh_neform_uroki.pdf
    (дата обращения:
    12.08.2021)
    4. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. М.: Форум, 2013. 368 с.
    5. Романичева Е. С., Сосновская И. В.
    Введение в методику обучения литературе
    : учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2012.
    6. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению профессионально- специализированному чтению [Электронный ресурс] // Высшее образование сегодня. 2018.
    №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategialnyy-podhod-k-obucheniyu-professionalno- spetsializirovannomu-chteniyu (дата обращения: 08.08.2021).
    7. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать
    ФГОС: пособие для учителя. М.: БАЛЛАС, 2013, 128 с.
    31
    Шамчикова В. М. Оптимизация процесса воспитания школьника как читателя // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. ХХII Голубковские чтения:
    Материалы международной научно-методической конференции, 20–21 марта 2014 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов.
    М.: Экон-информ, 2015. С. 67–69.

    129 8. Шамчикова В. М. Актуальные пути приобщения школьников к чтению в условиях информационно-образовательной среды //Методическое наследие В. В. Голубкова и перспективы развития литературного образования. XXVIII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 1–2 октября 2020 г. / отв. ред. В. Ф.
    Чертов. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2021, С 57–62.
    9. Шамчикова В. М. Оптимизация процесса воспитания школьника как читателя //
    Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. ХХII Голубковские чтения: Материалы международной научно-методической конференции, 20–21 марта 2014 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-информ, 2015. С. 67–69.
    ________________________________________________________________________________

    130
    3.2. Формирование планируемых результатов обучения литературе в
    единстве и взаимосвязи
    Как надо работать над достижением школьниками предметных результатов учителя знают, а с личностными и метапредметными испытывают затруднения.
    Художественная литература учит мыслить образами, ставить себя на место литературного героя, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к другому человеку, что способствует достижению обучающимися личностных результатов.
    Приведем примеры вопросов, нацеленных на достижение личностных результатов. Это задания воспитательного характера.
    1. Какое качество объединяет героев стихотворения М. Ю. Лермонтова
    «Бородино»?
    2. Как бы вы себя вели на месте Тома Сойера в пещере, с тетей Полли, на острове пиратов с друзьями? Какие черты его характера вы бы хотели воспитать в себе, а какие нет? Свой ответ поясните.
    3. Какие чувства вы испытывали, читая стихотворение С. Есенина? Как изображена в нем природа?
    4. Как жил Маленький принц на своей планете, чем он занимался? Как вы понимаете слова героя: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»?
    5. Почему одного из героев рассказа А. И. Куприна называли «чудесный доктор»? Вы согласны, что доктор совершил чудо? Свою точку зрения обоснуйте.
    К метапредметным результатам относится овладение школьниками универсальными познавательными действиями
    (логическими, исследовательскими, работой с информацией), универсальными коммуникативными действиями
    (общение, совместная деятельность), универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизация, самоконтроль (рефлексия), принятие себя и других и пр.).
    Задания, способствующие достижению метапредметных результатов, должны быть составлены таким образом, чтобы школьники учились самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, ставить и
     Специфика работы учителя литературы по достижению школьниками планируемых результатов.
     Учебные задания по литературе, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

    131 формулировать задачи, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль, «осознанно относиться к другому человеку, его мнению»,
    «признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая»; «уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности»
    32
    и т.д.
    Выделим в группы задания, нацеленные на достижение метапредметных результатов.
    Первая группа заданий (логические действия) способствует выработке умений характеризовать, определять признаки, классифицировать, обобщать, делать выводы, формулировать вопросы, работать с информацией и пр.
    Приведем примеры.
    1. Прочитайте описание природы, выберите эпитеты, определите их функцию в пейзаже. По каким признакам вы определяли эпитеты?
    2. Соберите материалы для характеристики героя. Обобщите данные и сделайте вывод о его характере.
    3. Распределите героев по группам. Какие общие признаки помогли вам это сделать?
    4. Подготовьте интерактивный список (гиперссылки) произведений современного автора детской литературы с аннотациями. Воспользуйтесь ресурсами Интернета.
    Вторая группа заданий способствует овладению коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность и пр.).
    Приведем примеры.
    1. Подготовьте викторину по творчеству
    А. С. Пушкина.
    На заключительном уроке по творчеству великого поэта организуйте ее проведение, привлеките к работе своих одноклассников. Подумайте о том, какие задания в подготовке викторины вы им поручите, как они будут участвовать в проведении мероприятия.
    2. Поучаствуйте в подготовке и проведении урока внеклассного чтения вместе учителем и одноклассниками. Предложите для обсуждения понравившуюся вам книгу, продумайте, как вы будете ее презентовать, придумайте вопросы для обсуждения книги. Посоветуйтесь с учителем. Если
    32
    Примерная рабочая программа основного общего образования. Литература. 5–9 классы. Раздел
    «Планируемые результаты освоения предмета «Литература» в основной школе». М., 2021.

    132 эту книгу прочитал еще кто-то из одноклассников — пригласите его в свой проект.
    3. Подготовьте вместе с одноклассниками выразительное чтение по ролям фрагмента юмористического рассказа. Подумайте, как надо читать, чтобы сохранить юмористический характер произведения.
    Третья группа заданий способствует овладению регулятивными действиями (самоорганизации, самоконтроля, принятию себя и других и т.д.).
    Приведем примеры.
    1. Представьте, что вы оказались на острове пиратов вместе с Томом
    Сойером и его товарищами. Что бы вы изменили в их образе жизни, о чем предупредили бы, в чем постарались бы убедить?
    2. Вы прочитали рассказ Л. Андреева «Кусака». Как вы считаете, правы были хозяева дачи, оставив собаку в одиночестве, или, на ваш взгляд, нужно было повести себя иначе. Поразмышляйте, что можно было сделать, чтобы поверившая людям Кусака не испытала уже второе предательство.
    3. Организуйте обсуждение литературного героя (например, Евгения
    Онегина, Митрофанушки, Башмачкина и т.д.). Подготовьте вопросы, составьте собственную характеристику героя. Проведите обсуждение в классе. Как вы отнесетесь к тому, что мнения о герое не будут совпадать с вашим?
    Обратим внимание, что, выполняя задания, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов, школьники одновременно учатся анализировать произведения, давать собственную оценку событиям и поступкам героев, что можно отнести к предметным результатам.
    Обучающиеся овладевают ключевыми понятиями, становятся внимательными к слову.
    Очень важно, чтобы школьники учились коллективно обсуждать темы, характеризовать литературных героев, уметь формулировать и аргументировать свое мнение, давать собственную оценку прочитанному. Эти умения — вести диалог, давать характеристики, формировать и высказывать свое мнение, обобщать, делать выводы и т.д. — относятся к метапредметным. Характеризуя описанную в произведении ситуацию или размышляя над поставленной автором проблемой, или оценивая поступки героя и аргументируя свое мнение, школьники работают над достижением не только предметных результатов, но и личностных.
    Подобные многоцелевые задания, работающие на достижение школьниками одновременно предметных и метапредметных, предметных и

    133 личностных результатов, предметных, метапредметных и личностных результатов можно считать комбинированными
    33
    Проектируем урок
    Примеры комбинированных заданий, нацеливающих на
    достижение планируемых результатов:
    — Как жил Маленький принц на своей планете, чем он занимался? Как вы понимаете слова героя: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок
    — и сразу же приведи в порядок свою планету»? Поразмышляйте об этом, а свои размышления запишите в виде эссе в тетрадь по литературе.
    — Как бы вы себя вели на месте Тома Сойера в пещере, с тетей Полли, на острове пиратов с друзьями? Какие черты его характера вы бы хотели воспитать в себе, а какие нет? Запишите их в таблицу.
    — Соберите материалы для характеристики героя. Обобщите данные и сделайте вывод о его характере. Вы бы хотели быть на него похожим? Свой ответ обоснуйте.
    — Распределите героев по группам. Какие общие признаки помогли вам это сделать? С какими героями вы хотели бы подружиться? Что вас в них привлекает?
    — Поучаствуйте в подготовке и проведении урока внеклассного чтения вместе учителем и одноклассниками. Предложите для обсуждения понравившуюся вам книгу.
    Напишите, чем она вас привлекла, возможно, чему-то научила? Продумайте, как вы будете ее представлять (мультимедийная презентация, буктрейлер и т.д.), придумайте вопросы для обсуждения книги. Посоветуйтесь с учителем. Если эту книгу прочитал еще кто-то из одноклассников — пригласите его в свой проект.
    Таким образом, нет необходимости специально составлять отдельные задания, рассчитанные на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Планируемые результаты, достигаемые школьниками в процессе литературного образования взаимосвязаны: выполняя задания, казалось бы, предметного характера, вместе с тем, обучающиеся достигают личностных и метапредметных результатов. Учитель может контролировать ситуацию, менять формулировки заданий, чтобы они имели необходимый комбинированный характер.
    33
    Шамчикова В. М. Учебно-методический комплекс по литературе как средство формирования предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы // Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе: материалы Всероссийской научно-практическая конференция с международным участием (18–19 октября 2017 г.) Национального педагогического симпозиума
    «Образование и национальная безопасность» (18–20 октября 2017 г.). Ч. 1 / под ред. Е. Н. Пузанковой, А. И.
    Умана, Л. В. Алешиной, М. А. Федоровой. Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ им. Тургенева», 2017. С. 245–252.

    134
    Эффективен на уроках литературы скрайбинг
    34
    Преимущества скрайбинга: доступность приема для всех учащихся; обязательное использование цитат, что предполагает индивидуальную и групповую работу с текстом, чтение произведения; лучшее усвоение информации. Техника скрайбинга предполагает структурирование и упорядочение информации, использование «визуальных метафор», позволяет
    «визуальному и вербальному мышлению активно работать вместе». При этом процесс визуализации совпадает с процессом обсуждения.
    Оригинальность скрайбинга в сотворчестве, в рождении визуального конспекта в реальном времени — в отличие от презентации Power Point.
    На уроке литературы, построенном на использовании такого приема, ученикам понадобится лист бумаги А4, который потом можно вклеить в тетрадь по литературе, либо специальный скетч-бук, который пригодится им в течение нескольких лет; маркеры для рисования, текст художественного произведения.
    Учителю также потребуются маркеры, флипчарт
    35
    или доска для рисования, заранее созданные наброски собственного визуального конспекта, на который можно будет ориентироваться.
    Для скрайбинга подойдут простые фигуры и минимум цветов
    (оптимально — четыре). Цвет тоже будет нести определенную смысловую нагрузку. Важными являются также контейнеры
    36
    (рамки), в которых записывается информация.
    Визуальный конспект предполагает осознанную композицию элементов
    — все записи и рисунки располагаются в определенном месте листа, обозначая таким образом противопоставление или взаимовлияние образов, позволяя выявить особенности композиции произведения. При этом каждый конспект получается индивидуальным, он ориентирован не только на логические, но и на
    34
    Устинова Л. Ю. Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта //
    Ценности и смыслы
    ,
    2018. №5 (57). С. 206–220.
    35
    Флипчарт — офисный мольберт, магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота.
    36
    Контейнер — термин скрайбинга, который обозначает рамку, куда вносится информация.
    «Скрайбинг — процесс создания визуального конспекта, донесение сложного смысла в виде простых образов, с помощью визуальных метафор».
    Из статьи Устиновой Л. Ю.
    «Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта»

    135 эмоциональные, ассоциативные связи — учащийся создает его так, как считает нужным, то есть, «визуальные средства обеспечивают контекст».
    При создании визуального конспекта по литературе в него обязательно вносятся цитаты, что предполагает индивидуальную или групповую работу с текстом, чтение фрагментов произведения на уроке, возвращая нас к основной цели литературного образования в школе. При использовании скрайбинга создается иллюзия импровизации со стороны учителя, однако его конспект должен быть выверен — он направляет работу учеников по созданию собственных конспектов в течение урока.
    Когда скрайбинг уже освоен школьниками, можно предложить им самим решить, какие контейнеры и символы использовать, какой подбирать цвет.
    Конечно, это обсуждается коллективно. Подобный подход, процесс совместного творчества вызывает интерес у учащихся, развивает их воображение, логическое и ассоциативное мышление.
    Скрайбинг способствует лучшему усвоению информации. К примеру, школьники не просто составляют сравнительную характеристику — подобный вид работы в форме таблицы традиционен для уроков литературы — они подбирают ассоциации, узнаваемые символы, располагают их в определенном порядке, запоминают, потому что не только записывают, но и зарисовывают информацию и делают это осознанно.
    Проектируем урок
    Как использовать скрайбинг на уроках литературы для
    достижения школьниками планируемых результатов?
    Рассмотрим использование техники скрайбинга на уроке, посвященном образу Тараса Бульбы.
    Учитель или специально подготовленный ученик делает сообщение об истории создания повести «Тарас Бульба» — фамилия и имя заглавного героя записываются в середине флипчарта и в центре ученических листков без кавычек. Предположение, что будем говорить не обо всем произведении, а о заглавном герое — и только на материале первой главы — подтверждается изображением персонажа в конспекте. В учительском варианте это распечатанный цветной портрет, ученики могут либо нарисовать силуэт, либо ограничиться помещением имени в контейнер.
    Ученики вспоминают определение литературного героя, делятся первичными впечатлениями, рассказывают, что показалось непонятным в герое, что удивило и заставило задуматься. В углу конспекта под знаком

    136 вопроса учитель коротко записывает то, что ребята не принимают или не понимают в герое: это его увлеченность войной, равнодушное отношение к жене, упрямство и своеволие, строгость по отношению к детям и его взгляды на воспитание. Знак вопроса помещаем в контейнер, чтобы вернуться к этой информации в конце урока; наша задача — проанализировать образ и понять героя.
    С помощью фронтального опроса выясняем, какие средства и приемы использует автор для создания образа: соответствующие записи делаются в конспекте. Слова «портрет», «интерьер», «речевая характеристика»,
    «авторская характеристика», «действия героя» помещаются в контейнеры в виде знамен и располагаются вокруг портрета. Основные контейнеры могут быть приготовлены заранее и прикрепляться к флипчарту, как аппликация.
    Проверяем, насколько дети внимательно читали текст, когда предлагаем им найти портретные детали, с помощью которых автор изображает Тараса. К контейнеру «портрет» — дописываем, что Бульба был
    «чрезвычайно тяжел и толст».
    Над подбором материалов к остальным контейнерам семиклассники работают в малых группах. Выявление авторской характеристики лучше поручить сильным учащимся, более простое задание, связанное с интерьером, целесообразно адресовать менее подготовленным ученикам. Действия героя могут быть выявлены в ходе коллективной работы. Задача школьников - найти в тексте нужный фрагмент и выразительно прочитать его, определить, что стоит записать в конспект, проанализировать роль действия, фразы, детали авторского высказывания в создании образа героя.
    Семиклассники выразительно зачитывают фразы, говорящие о грубости и прямоте характера Бульбы, о его вспыльчивости, ироничности и уме.
    Выводы записываются в конспект.
    После того как конспект почти закончен, учащиеся по цепочке рассказывают его, пользуясь собственными записями, подводя таким образом итоги урока. Возвращаемся к самой первой записи, сделанной в конспекте. На заключительном этапе урока возможны вопросы:
    — Изменилось ли ваше отношение к герою?
    — Что стало понятнее?
    — Если бы Тарас был вашим современником — как бы вы его оценили?
    Ребята зачеркивают в конспектах знак вопроса и ставят значок "плюс" или «минус» возле того факта, который был им неясен и непонятен.
    Практически все меняют отношение к герою и приходят к выводу, что Тарас
    Бульба — человек своей эпохи, «трудного бранного времени», чем и

    137 объясняется своеобразие его характера.
    В результате вместо традиционной таблицы в тетради получается яркий визуальный конспект, который создавался в процессе коллективной работы с текстом.
    Визуальный конспект «Образ Тараса Бульбы», выполненный обучающимся 7 класса
    Таким образом, скрайбинг оживляет восприятие произведения, развивает интерес к изучению литературы, воображение, ассоциативное и логическое мышление школьников. При создании визуального контекста актуализируются навыки чтения и анализа художественного произведения.
    Школьники работают индивидуально и в группах, самостоятельно и в сотворчестве с учителем, находят необходимую информацию, обобщают ее и вносят в конспект, по деталям собирают характеристику героя, дают оценку его поступкам, высказывают собственное мнение, подбирая аргументы и т.д.
    Очевидно, что скрайбинг способствует достижению обучающимися планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
    Использованы материалы из статьи кандидата филологических наук,
    учителя русского языка и литературы Устиновой Л. Ю.
    «Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта»
    ____________________________________________________________________
    1. Урок литературы: векторы обновления: пособие для учителя / М. А. Аристова,
    Л. Р. Бердышева, Ж. И. Стрижекурова, В. М. Шамчикова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.
    2. Устинова Л. Ю. Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта//
    Ценности и смыслы
    , 2018. №5 (57). С. 206–220.
    _______________________________________________________________________________

    138
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта