Главная страница

Выпускная квалификационная работа Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста студентка 4 курса


Скачать 93.4 Kb.
НазваниеСказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста студентка 4 курса
АнкорВыпускная квалификационная работа Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста
Дата27.05.2022
Размер93.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKopia_Obryadova-diplom_na_.docx
ТипСказка
#552122
страница4 из 5
1   2   3   4   5

2.3 Описание исследовательской работы по развитию творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста

Анализ литературы по избранной теме показал, что проблеме развития словесного творчества уделяется большое внимание, но методик, направленных на обучение детей, не так много, поэтому проблема организации работы по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной.

Исследовательская работа содержала в себе три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Новониколаевский детский сад «Радуга».

Всего исследованием было охвачено 14 детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий этап состоял из двух частей.

В ходе первой части исследования решалась следующая задача:

определение степени осведомленности педагогов и родителей по проблеме детского творческого рассказывания;

С целью решения данной задачи проводилось анкетирование среди воспитателей (Приложение 2), осуществлялся анализ педагогической документации, велось регулярное наблюдение за работой воспитателей.

Исследование показало, что воспитатели заботятся о формировании речи детей, учат оперировать понятиями, обогащают словарь. Для правильного развития детской речи педагоги используют комплексное обучение дошкольников, одним из путей ее гармоничного развития выступает совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

Развитие речевого общения в данном дошкольном учреждении происходит не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности.

Также воспитатели руководствуются процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, регулярно проводят артикуляционную гимнастику, целью которой является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Анализ просмотренных занятий по развитию речи показал наличие таких видов деятельности детей, как слушание и запоминание сказок; пересказ текста одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей; рисование сказок, проведение дидактических игр на основе сказочных образов и сюжетов. В деятельности воспитателей недостаточное внимание уделяется стимуляции речевого творчества детей.

В ходе первой части исследования нами была разработана комплексная анкета, направленная на выявление степени осведомленности родителей по изучаемой проблеме (Приложение 3).

Исследованием были охвачены родителей детей из старшей группы.

Анализ анкет показало, что большинство родителей понимают значимость сказок в развитии личности дошкольников. Однако при выборе книги они чаще предпочитают известные сказки, не обращая внимания на авторство («Кот в сапогах», «Золушка» и др.), существенной разницы между классическими и современными писателями не видят. Покупая ребенку книгу, родители не всегда уделяют должное внимание содержанию, обращая внимание на красочность оформления и цену. Не все родители проводят беседы с детьми после чтения сказок. Методы стимуляции творческого рассказывания детей большинству родителей неизвестны. Инсценировкой сказок родители не занимаются из-за отсутствия времени (и необходимых навыков). Некоторых родителей беспокоит то, что их ребенок неправильно произносит слова, не понимает значений ряда слов, допускает много грамматических ошибок, не может четко и внятно отвечать на вопросы.

В целом анкетирование показало, что, понимая важность проблемы речевого развития детей, родители предпочитают оставлять ее решение за дошкольными учреждениями образования.

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию литературных сказок со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

В ходе второй части исследования решались задачи диагностического характера: были выявлены особенности и уровни развития творческого рассказывания у старших дошкольников.

Во время диагностики уровня развития творческого рассказывания детей мы использовали показатели, разработанные Л.В. Ворошниной.

Анализ образцов творческого рассказывания детей (Приложение 6) осуществлялся по следующим показателям:

композиционная целостность;

выразительность речи;

самостоятельность.

вариативность.

Для выявления уровней творческого рассказывания использовались критерии, предложенные Л.В. Ворошниной:

-умения представлять события в последовательности их развития от возникновения действия до его окончания, умение выявить героя, его взаимоотношения с другими действующими лицами, выражать зависимость между отдельными событиями и поступками героев;

-умение детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов;

-понимание использования в речи образных средств языка (эпитеты, сравнения, повторы);

-умение творчески использовать имеющийся опыт при поиске образов, развитии сюжета, при выборе героев;

-владение связной монологической речью: умение и стремление связно, понятно, точно передавать свои мысли в устной речи.

-эмоциональное отношение к процессу творческого рассказывания и эмоциональная отзывчивость на произведения художественной литературы.

На основании этих критерий были определены уровни развития умений придумывать творческие монологи.

Характеристика уровней сформированности творческого рассказывания подробно описана в приложении 4.

На основе качественного описания уровней по методике Ворошниной Любовь Владимировны (приложение 9,10) были выявлены уровни сформированности творческого рассказывания воспитанников. Нами были получены следующие данные (таблица 1, 2):

Таблица 1

№ п/п

Воспитанники

Уровень творческого рассказывания

1

Вероника Ф.

низкий уровень

2

Фердавс А.

низкий уровень

3

Денис Ч.

средний уровень

4

Катя С.

высокий уровень

5

Денис М.

низкий уровень

6

Матвей К.

средний уровень

7

Денис Г.

низкий уровень

8

Настя Д.

средний уровень

9

Юля Х.

средний уровень

10

Карина К.

высокий уровень

11

Музалифа Т.

низкий уровень

12

Ира Л.

низкий уровень

13

Алена В.

средний уровень

14

Саша М.

низкий уровень


Таблица 2

Уровни творческого рассказывания

Уровень

Количество воспитанников


высокий

14% (2 чел.)

средний

36% (5 чел.)

низкий

50% (7 чел.)



Диаграмма 1.


50 % воспитанников имеют низкий уровень сформированности творческого рассказывания т. к. эти воспитанники с самого начала не проявили интереса не к теме, предложенной воспитателем, не к процессу творческого рассказывания. В своей речи дошкольники неправильно используют грамматические формы. С трудностью строят синтаксические конструкции, в тексте используют только простые предложения. При рассказывании не используют образные средства языка.

36 % воспитанников имеют средний уровень сформированности творческого рассказывания, т. к. дети проявили интерес к рассказыванию, но были невнимательными и не проявили желания говорить правильно, а также неправильно группируют слова. Неправильно употребляют грамматические формы. При рассказывании воспитанники придерживаются основной темы рассказа и соблюдали композиционную целостность.

14 % воспитанников имеют высокий уровень сформированности творческого рассказывания, т. к. воспитанники удачно дали характеристику герою: детально описали его образ жизни и поведение, причем сюжет повествования не был заимствован из образца воспитателя или сочинения товарищей. От темы рассказа они не отступали. Дети передали основное содержание темы и удачно использовали выразительные средства раскрытия образа. Повествование было последовательным и четким, без пауз и отступлений.

Для детей оказалось очень сложным задание, где предлагалось самостоятельно придумать сказку, которое было выполнено на низком уровне.

Дети знают много сказок, предлагают свои варианты концовок, но сочинить свой рассказ им сложно.

На протяжении формирующего этапа проводилось чтение и обсуждение литературных сказок современных писателей (произведений Джанни Родари, Пьера Гриппари, Жака Превера) во второй половине дня.

Старшим дошкольникам читались следующие сказки:

Д.Родари:

«Большая морковка», «Дудочник и автомобили», «Волшебный барабан», «Хитрый Буратино», «Дерево на котором растут туфли», «Страна без ошибок», «Дети и куклы»;

Жак Превер:

«Страус», «Морской слон», «Недовольный Дромадер».

Пьер Гриппари «История пары туфель»

С помощью чтения отобранных сказок мы стремились разрушить у дошкольников стандарт восприятия сказочного произведения, разнообразить сюжеты детских сочинений, уделяли внимание работе над смысловой стороной слова, формировали умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, формировали навыки пересказа (понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.).

Так, при ознакомлении со сказкой Д.Родари «Большая морковка» мы учили дошкольников осмыслять идею произведения, понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях похожих сказок (было предложено сравнить сказку Д.Родари «Большая морковка» с русской народной сказкой «Репка»). Внимание детей было направлено на выявление выразительных средств в сказке, понимание целесообразности их использования. Одним из важных этапов работы со сказкой стало задание придумать разные варианты ее окончания.

Также нами были использованы развивающие игры:

Игра «Вопросы и ответы»

Задачи: учить детей выявлять из нескольких сказочных предметов нужный предмет герою той или иной сказки, уметь доказывать правоту своего выбора; развивать память, мышление.

Материалы: письмо от «волшебницы» из «Сказочного города».

Ход игры

Воспитатель. Ребята, любите ли сказки? Что происходит с героями в сказках? Если происходит беда с героями, кто им помогает?

(Ответы детей.)

- В Сказочной стране произошел переполох, многие герои попали в беду, и никто им не в состоянии помочь. Мне сегодня пришло письмо от волшебницы Раззиты из этой страны. Она просит о помощи, героям, попавшим в беду, нужно срочно помочь. В чём заключается эта помощь, вам помогут узнать мои задания - подсказки.

1.Вспомните название сказки.

2.Назовите волшебство, которое происходит в этой сказке, какие волшебные предметы помогают главным героям.

3.Подумайте, подходят ли предложенные предметы в данном случае.

4.Подумайте и решите, может вам необходимо обратиться за помощью к другому сказочному волшебнику.

5.Расскажите о своем предложении.

Детям предлагали рассмотреть разнообразные проблемные и неожиданные ситуации, в которые попадают сказочные герои. Чтобы помочь сказочному герою, дошкольники должны выбрать для этого героя эффективное средство – волшебный предмет.

Например, Иван Царевич победил Кощея Бессмертного и освободил Василису Премудрую, но когда стал победителем, не заметил, что замок Кощея разрушился и дорогу назад из замка завалил огромный камень.

Вопрос к детям: «Как Иван Царевич и Василиса Премудрая смогут выбраться из разрушенного замка?»

Подсказка: лампа Алладина, ковер – самолет, волшебное умение Василисы и т.д.

Дети выбирают сказочные предмет и рассказывают, как будет этот предмет использоваться. Можно придумать свой вариант выхода из проблемной ситуации.

Другой вариант проблемной ситуации: «Рассказала Коровушка Хаврошечке, что хочет ее хозяйка зарезать за то, что помогала она ей. Заплакала девушка, жалко ей стало любимую коровушку – матушку, ведь она так много помогала Хаврошечке. Плакала, плакала девушка и уснула, и снится ей сон, как спасает она Коровушку».

Вопрос к детям: «Какой сон приснился Хаврошечке?»

Подсказка: цветик – семицветик, волшебная палочка.

Игра «Отгадай, кто мы?»

Задачи: продолжать развивать у детей мыслительную деятельность, память, сообразительность; вызвать интерес к такому виду литературного жанра, как загадка; продолжать учить детей узнавать по характерным признакам задуманного в загадке сказочного героя; учить самостоятельно, развивать свою мысль, используя в ответах распространенные предложения.

Ход игры

Воспитатель. Сегодня с вами хотят состязаться в смекалке, в знании сказок сказочные герои и даже волшебные предметы! Они прислали к нам в детский сад картинки со своим изображением, и оставят их у нас в том случае, если вы отгадаете загадки, которые герои придумали каждый про себя.
Загадки сказочных героев.

- Ну, я же говорил, что быть, по-моему, не быть Василисе с Иваном Царевичем. Опять она со мной, стоит вся из золота. Никому я ее не отдам, а придет Ванька сюда, так сожгу его, испепелю, не сгорит, так утонет.

(Кощей Бессмертный из сказки «Царевна лягушка»)

- Какое чувство вызывает у вас этот герой и почему?
- Ну и столяр, ну и мастер! Как он меня хорошо сделал: я как настоящий самолет, только весь из дерева, но не беда. Вон Иван - царский сын в другое царство - государство улетел, да еще и невесту себе нашел, а то так бы до сих без жены ходил, а я ему помог. А ведь все говорили: « Да ну он же деревянный, далеко не улетит»?

(Деревянный орел из одноименной сказки).

- Какое чувство испытывает орел к своему создателю?
- Вы думаете приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда в том, что у меня нет родных и близких, я всегда выполняю то, что она прикажет, а ей все мало и мало, одна коровушка меня понимает. За это я ее люблю больше всех.

(Крошечка-Хаврошечка из одноименной сказки)

- Как можно помочь Хаврошечке?

- Я – такая выдумщица. Всю жизнь прожила в своем болоте. А тут вдруг захотелось отправиться в путешествие, мир посмотреть и себя показать. Жаль, что очень люблю болтать, вот поэтому до теплых стран не долетела, а снова оказалась в болоте, только оно меньше моего. Зато соседки теперь новые, можно им рассказать чудную историю о моих несостоявшихся приключениях.

(Лягушка – путешественница из одноименной сказки В. Гаршина)

- Какая по характеру лягушка? Почему она не долетела до теплых стран?

- Теперь я понял, что это из-за меня все поссорились. Ведь каждый делал свою работу: блин – борщи варил, мышонок дрова рубил, а я на охоту летал. Но я подумал, что моя работа самая трудная. Если бы я знал, что так все получится и все пострадают. Надо доверять своим друзьям, и каждый должен выполнять ту работу, которую хорошо умеет делать.

(Воробей из русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».).

- Почему с друзьями приключилась беда? Какими должны быть настоящие друзья?

- Рос я спокойно у одной старушки в саду, ухаживала она за мной. Зачем она этой девочке меня отдала? Почти все мои лепестки она зря использовала. Хорошо хоть последний лепесток пригодился для доброго и нужного дела. Я так был рад за мальчика Витю. Надо сначала хорошо подумать, а потом загадывать желание.

(Цветик – семицветик из одноименной сказки В. Катаева)

-Почему Женя так необдуманно тратила лепестки? На какое желание она использовала последний лепесток?

Игра «Придумай новое название к знакомой сказке»

Задачи: учить детей находить ключевые слова, помогающие изменить название сказки, не потеряв ее смысл; развивать память, мыслительную деятельность во время придумывания новых названий к знакомым сказкам.

Материалы: выставка книг со сказками в Книжном уголке.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, а вы можете, как самые настоящие сказочники, придумать свои названия к знакомым сказкам? (Ответы детей). У нас в группе много сказочников! Я вам предлагаю поделиться на две команды и устроить соревнования: «Кто больше придумает новых названий». (Дети соревнуются в командах).

Примеры новых названий к знакомым сказкам

1) Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

- «Волшебница-лягушка»

- «Заколдованная царевна»

- «Иван Царевич и стрела»

- «Чудеса в тридесятом царстве»»

2) Русская народная сказка «По щучьему велению»

- «Три желания Емели»

- «Говорящая щука»

- «Емеля и щука»

- «Волшебная рыба»

- «Чудеса сбываются»

- «Царевна, Емеля и щука»

3) Русская народная сказка «Репка»

- «Дедушкины приключения»

- «Веселые помощники»

- «Сильная мышка»

- «Хорошая удача»

- «Дедка и репка»

- «Семья на огороде»

- «Тяжелая репка»

- «С маленького зернышка до большой репки»

4) Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

- «Чудеса во дворце»

- «Доброта и злоба»

- «Заколдованный принц»

- «Настенька и чудовище»

В конце игры воспитатель подводит итог и объявляет победителей.

Нами были проведены 5 занятий: «Дудочник и автомобили» «Большая морковка», «Волшебный барабан», «Джованни - Бездельник», «Дети и куклы», на которых дети учились самостоятельно сочинять сказки, волшебные истории, т.е. создавать тексты, отличающиеся содержанием построения речи.

На первом занятии детям была предложена сказка Д.Родари «Дудочник и автомобили». Посредством анализа творческого авторского текста дети учились понимать характеры сказочных героев, ситуаций, развивали умение придумывать сказки и активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.

На последнем занятии по изучению сказки Джанни Родари «Дети и куклы» дошкольникам было предложено ознакомиться с новым видом сказки и ее особенностями. На занятии решались следующие задачи:

научить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки-стихотворения;

научить понимать и сопереживать главным героям сказки;

развить воображение и речь, учить отличать сказку-стихотворение от обычной сказки.

На заключительном этапе исследования был проведен контрольный срез: выявлялись изменения в уровне творческого рассказывания старших дошкольников. Нами были получены следующие результаты (Приложение 11)

(Таблица 3, 4)

Таблица 3

№ п/п

Воспитанники

Уровень творческого рассказывания

Констатирующий этап

Контрольный этап

1

Вероника Ф.

низкий уровень

средний уровень

2

Фердавс А.

низкий уровень

средний уровень

3

Денис Ч.

средний уровень

высокий уровень

4

Катя С.

высокий уровень

высокий уровень

5

Денис М.

низкий уровень

низкий уровень

6

Матвей К.

средний уровень

высокий уровень

7

Денис Г.

низкий уровень

низкий уровень

8

Настя Д.

средний уровень

высокий уровень

9

Юля Х.

средний уровень

высокий уровень

10

Карина К.

высокий уровень

высокий уровень

11

Музалифа Т.

низкий уровень

низкий уровень

12

Ира Л.

низкий уровень

средний уровень

13

Алена В.

средний уровень

высокий уровень

14

Саша М.

низкий уровень

средний уровень


Таблица 4

Уровни творческого рассказывания

Уровень



Констатирующий этап


Контрольный

этап

высокий

14% (2 чел.)

50% (7 чел.)

средний

36% (5 чел.)

28% (4 чел.)

низкий

50% (7 чел.)

22% (3 чел.)


Диаграмма 2


22 % воспитанников имеют низкий уровень сформированности творческого рассказывания т. к. эти воспитанники с самого начала не проявили интереса не к теме, предложенной воспитателем, не к процессу творческого рассказывания. В своей речи дошкольники неправильно используют грамматические формы. С трудностью строят синтаксические конструкции, в тексте используют только простые предложения. При рассказывании не используют образные средства языка.

28 % воспитанников имеют средний уровень сформированности творческого рассказывания, т. к. дети проявили интерес к рассказыванию, но были невнимательными и не проявили желания говорить правильно, а также неправильно группируют слова. Неправильно употребляют грамматические формы. При рассказывании воспитанники придерживаются основной темы рассказа и соблюдали композиционную целостность.

50 % воспитанников имеют высокий уровень сформированности творческого рассказывания, т. к. воспитанники удачно дали характеристику герою: детально описали его образ жизни и поведение, причем сюжет повествования не был заимствован из образца воспитателя или сочинения товарищей. От темы рассказа он не отступали. Дети передали основное содержание темы и удачно использовали выразительные средства раскрытия образа. Повествование было последовательным и четким, без пауз и отступлений.

Анализ результатов старшей группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной нами обучающей методики.

Старшая группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 28 процентов (Диаграмма 2). Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

Качественный анализ изменений в творческом рассказывании старших дошкольников свидетельствует о том, что:

- у детей повысился интерес к современным литературным сказкам (в особенности, к творчестве Джанни Родари), они просят читать новые книги в свободное время, интересуются изменениями в книжном уголке;

- дошкольники охотно отзываются на предложение воспитателя сочинить сказку или рассказ, могут сочинить собственное произведение по началу, по опорным словам, с несколькими концами;

- дети используют в своей речи образные средства языка.

Исходя из полученных нами результатов, можно сделать вывод, что специально организованная поэтапная работа, проводимая в разных аспектах, способствует развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Данные контрольного среза это подтверждают, так как увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития словесного творчества.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта