Выпускная квалификационная работа Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста студентка 4 курса
Скачать 93.4 Kb.
|
2. Использование сказки в процессе развития творческого рассказывания старших дошкольников 2.1 Содержание и методика использования сказки в развитии творческого рассказывания детей Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Связность речи – это связность мысли. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача как составная входит в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Еще Тихеева Е.И. писала: «Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления». Эльконин Д.Б. отмечал, что «постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности». Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи. Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко-словопроизношения, иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонетическую. В старшей группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы. Эмоционально передавать переживание действующих лиц. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию, является вопрос о выборе сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности. Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера: «Медведица учит медвежонка говорить», «Приключения в магазине игрушек», «Новогодние приключения деда Мороза», «Моя любимая игрушка», «Дюймовочка в гостях у кукол», «Как медвежонок потерял сапожки» и т.д. Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей. Доказано наукой и практикой, что у дошкольника знания и представления формируются несколько раньше и лучше, чем связная речь, хотя это очень взаимосвязано. Зачастую малыш во время рассказа стремится что-то объяснить, он останавливает рассказ, замолкает, начинает вспоминать, пытается подобрать нужные слова, при этом возникают ненужные паузы. Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь, т.е. тот, которым он постоянно пользуется. Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью проводятся различные игры, игровые задания, логические задачки: – игры на усвоение категорий рода, числа, вида времени и наклонения глаголов; – игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова; – игры на формирование образной речи; – игры на расширение простого предложения словами-определениями, словами-действиями, местоимениями и т.д.; – игры на развитие нравственных качеств личности; – игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей; – игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы; – игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др. Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности. Существует много методик и технологий по развитию речевого творчества дошкольника: А.Г. Арушановой, психолога М.И. Лисиной, Л.В. Ворошниной, О.С. Ушаковой и др. В качестве основной формы организации совместной творческой речевой деятельности детей мы использовали творческую мастерскую (приложение № 1), разработанную Ельцовой О.М. (преподавателем НИПКиПРО и автором многих книг). Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка. Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях, творческая мастерская организуется и проводится два раза в месяц во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста. Важным методическим моментом является речевая активность самих педагогов и организация развивающей речевой среды. Поэтому в группах должны быть разнообразные виды театров; подобрана необходимая (познавательная) литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудио и видеотека, картотека художественного слова. Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно: - излагать последовательность событий в сказке; - сочинять сказки-загадки; - пересказывать сказку по сюжетным картинкам; - придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки); - моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели; - сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину; - анализировать поступки героев; - придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту; - воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц; - сочинять сказки по трем опорным словам; - оживлять предметы и рассказывать о них разные истории. Можно использовать следующие игры на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета. Игра «Яблонька, наклонись» Задачи: продолжать развивать умение выслушивать друг друга; давать оценку качествам характера сказочных персонажей; учить выделять положительных и отрицательных героев, изображенных на картинках. Материалы: картинки, с изображением сказочных героев (по количеству детей); половина картинок с положительными героями, а половина с отрицательными; плоскостное изображение яблоньки. Ход игры Дети встают в круг, у каждого ребенка в руках картинка с изображением отрицательного или положительного сказочного персонажа. Играющие выбирают водящего - ребенка, который с плоскостным изображением яблоньки, должен идти по кругу и выбрать по картинкам в руках детей доброго героя. Дети, стоящие в кругу, в это время произносят такие слова: Яблонька, яблонька, Наклонись, наклонись. К доброму, хорошему Повернись, повернись. А от злого, плохого Отвернись, отвернись. Как только текст заканчивается, ребёнок - водящий останавливается и выбирает картинку с изображением положительного героя, при этом отвечает на вопросы: - Почему выбрал этого героя? - За какие качества его выбрал и почему? Игра повторяется несколько раз. Игра «Вопросы и ответы» Задачи: учить детей выявлять из нескольких сказочных предметов нужный предмет герою той или иной сказки, уметь доказывать правоту своего выбора; развивать память, мышление. Материалы: письмо от «волшебницы» из «Сказочного города». Ход игры Воспитатель. Ребята, любите ли сказки? Что происходит с героями в сказках? Если происходит беда с героями, кто им помогает? (Ответы детей.) - В Сказочной стране произошел переполох, многие герои попали в беду, и никто им не в состоянии помочь. Мне сегодня пришло письмо от волшебницы Раззиты из этой страны. Она просит о помощи, героям, попавшим в беду, нужно срочно помочь. В чём заключается эта помощь, вам помогут узнать мои задания - подсказки. 1.Вспомните название сказки. 2.Назовите волшебство, которое происходит в этой сказке, какие волшебные предметы помогают главным героям. 3.Подумайте, подходят ли предложенные предметы в данном случае. 4.Подумайте и решите, может вам необходимо обратиться за помощью к другому сказочному волшебнику. 5.Расскажите о своем предложении. Детям предлагают рассмотреть разнообразные проблемные и неожиданные ситуации, в которые попадают сказочные герои. Чтобы помочь сказочному герою, дошкольники должны выбрать для этого героя эффективное средство – волшебный предмет. Примеры проблемных ситуаций: Иван Царевич победил Кощея Бессмертного и освободил Василису Премудрую, но когда стал победителем, не заметил, что замок Кощея разрушился и дорогу назад из замка завалил огромный камень. Вопрос к детям. Как Иван Царевич и Василиса Премудрая смогут выбраться из разрушенного замка? Подсказка: лампа Алладина, ковер – самолет, волшебное умение Василисы и т.д. Дети выбирают сказочные предмет и рассказывают, как будет этот предмет использоваться. Можно придумать свой вариант выхода из проблемной ситуации. Рассказала Коровушка Хаврошечке, что хочет ее хозяйка зарезать за то, что помогала она ей. Заплакала девушка, жалко ей стало любимую коровушку – матушку, ведь она так много помогала Хаврошечке. Плакала, плакала девушка и уснула, и снится ей сон, как спасает она Коровушку. Вопрос к детям: Какой сон приснился Хаврошечке? Подсказка: цветик – семицветик, волшебная палочка. Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми: 1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности. 2. Импровизационный характер деятельности. 3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога. 4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка. 5. Атмосфера эмоционального подъёма. 6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы. 7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал. 8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка. 9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда. 10. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу. Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», дети «трансформируют» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и само реализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность. 2.2 Фрагменты занятий, способствующие развитию творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста В основе творческого рассказывания лежит «процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии»[5]. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии. В основе словесного творчества, как отмечает О. С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество исследователь рассматривает как «деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов»[31]. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие [1]. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Фрагменты занятий в старшей группе «Сочинение сказки» (на основе ознакомления со сказкой Д. Родари «Большая морковка»). Цель: воспитывать эмоционально-образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; учить детей понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях похожих сказок (сравнить с русской народной сказкой «Репка»); замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказок. Дети послушайте сказку итальянского писателя Джанни Родари «Большая морковка», и вспомните русскую сказку очень похожую на нее. Сказка читается без окончания. После чтения сказки проводим беседу. - Какая же русская сказка является «сестрой» сказки «Большая морковка»? - Что общего в этих сказках? - Чем они отличаются? - Кто является главными героями в сказке «Большая морковка»? - А теперь давайте вспомним, кто посадил репку? - Окончание сказки вы не услышали. Джанни Родари придумал целых три окончания к этой сказке, потому что он очень хотел, чтобы вы смогли поиграть с ними. Давайте пофантазируем. (Два-три ребенка предлагают свои варианты) - Сейчас послушайте три окончания, которые придумал автор и выберете, какое вам понравится. Зачитывается три конца сказки и обсуждаются. - Какой конец понравился больше? Почему? -Какое окончание сказки самое веселое? Почему? -Какое окончание вам показалось самым печальным? Самым неудачным? -Какое окончание вам хочется изменить по-своему? Как вы его измените? Творческое прочтение сказки Джанни Родари «Дудочник и автомобили». Цель занятия: учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуаций; развивать умение придумывать разные варианты окончаний сказки; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях. Вы уже знакомы со сказками Джанни Родари, которые вам очень нравятся. Сегодня мы поиграем с его сказкой «Дудочник и автомобили». Мы не только прочитаем её, но и придумаем окончание. Читается сказка без окончания. - Расскажите о том, как машины захватили город. - Кто пообещал освободить город от автомобилей? Как это случилось? - Какое волшебство совершил мальчик-дудочник? Было ли добрым это волшебство? - Придумайте, куда могли исчезнуть машины, которые должны помогать людям. Что еще мог придумать дудочник? Заслушиваются 2-3 варианта окончания, придуманные детьми. Проводится их анализ. - Сейчас послушайте три окончания, придуманные автором. Назовите конец, который вам понравился. Зачитывается три конца сказки и обсуждаются. - Какой конец вам показался самым грустным? - Какой самым смешным? -Какое окончание, на ваш взгляд, самое интересное? -Давайте придумаем другие концовки сказки и лучшие из них разместим в книжки-малышки. - А теперь придумайте сказку, в которой будут следующие герои: мальчик-дудочник, мэр и машины. Рассказывание детям русской народной сказки «Снегурочка» Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – Снегурочку) и сравнить их с персонажами других сказок. Предварительная работа: воспитатель помещает в уголок книги иллюстративные издания русской народной сказки «Снегурочка», рассматривание иллюстрации (дополнительно можно дать рисунки из авторских альбомов иллюстраций к русским народным сказкам). Ход Воспитатель предлагает детям сначала перечислить известные им русские народные сказки, затем назвать самые любимые из них. - Дети, а вы слышали когда-нибудь сказку «Снегурочка»? Воспитатель выслушивает суждения детей и рассказывает (читает) сказку. Спрашивает, все ли понятно, не нужно ли что-нибудь объяснить. Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2-3 отрывка. Затем дети по предложению педагога дают характеристики Снегурочке, бабушке и дедушке. Отвечают на вопрос, на какую другую героиню русских народных сказок похожа героиня сегодняшней сказки (на падчерицу). Воспитатель предлагает детям драматизировать концовку сказки. Следит, чтобы они с правильной интонацией произносили фразу «Так, милая, так!». Драматизация повторяется 2-3 раза. Если есть иллюстрированное издание сказки, педагог показывает детям рисунки. Если имеется грамзапись, дает прослушать концовку. |