Выпускная квалификационная работа Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста студентка 4 курса
Скачать 93.4 Kb.
|
1.2 Творческое рассказывание дошкольников как педагогическая проблема Творческий процесс — особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. По мнению Н.Н. Поддькова, «чем разнообразнее, вариативные действия детей, чем гибче, оригинальная поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат»[22]. В творческом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе которого будут затем строиться оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т. д. В связи с этим одна из основных линий разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятельности детей: условий ее усложнения и развития, становления и смены ее основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм. Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что «творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству оно обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников»[22]. Несмотря на многообразие характеристик творчества, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты креативности - универсальной способности к творчеству. Следовательно, развитие творческого мышления должно составлять основное содержание педагогической работы по развитию творческих способностей детей. Под словесным (вербальным) творчеством понимается сложный процесс, в котором существует прямая зависимость между развитием речи детей и различными проявлениями творческой импровизации. Вербальное творчество, по мнению О. С. Ушаковой, представляет собой «продуктивный вид детской деятельности, возникающий под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни. Выражается данный вид творчества в создании различных сочинений — сказок, рассказов, стихов» [31]. В основе творческого рассказывания лежит «процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии»[5]. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии. По мнению М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. «Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел»[1]. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. В основе словесного творчества, как отмечает О. С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество исследователь рассматривает как «деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов»[31]. Исследователем отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. Словесное творчество детей, по мнению Н. А. Ветлугиной, выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований) [8]. Оно развивается тогда, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который становится содержанием словесного творчества, дошкольники овладевают сложными формами связной речи, обогащается их словарь. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое [4]. Как отмечают авторы монографии «Вербальное творчество» Е.А. Кац, Л.С. Ковалевская, по вопросу возможностей обучения детей творческому рассказыванию существуют различные точки зрения. Так, Н.А. Орланова, Н.П. Короткова считают, что творческое рассказывание появляется у дошкольников к моменту сформированности связной речи. По мнению исследователей, словесное (вербальное) творчество — результат работы воспитателя с детьми в области связной речи, словарной работы, грамматического оформления речи и ознакомления с художественной литературой, поэтому всю работу нужно рассматривают в комплексе как предварительную часть процесса составления детьми творческих рассказов. Таким образом, словотворчество возникает лишь к концу старшего дошкольного возраста. Исследователь О.М.Дьяченко считает, что формирование творческого рассказывания должно происходить одновременно с этапами развития связной речи и другими компонентами творческого процесса. К 3-4 годам дети способны овладеть элементарным опытом творческой работы и понимают задания типа «Придумай». Появляется активность и заинтересованность процессом составления творческих рассказов. О.М.Дьяченко указывает на эволюцию развития Рече творчества у детей дошкольного возраста: В 4 года дети могут составлять творческие рассказы по плану (3-4 вопроса), ограничиваясь одной темой, и дают развернутую, подробную характеристику объекта; овладевают структурой связного рассказа (начало, середина, конец рассказа). В рассказах используется прямая речь. На 5-м году жизни при систематическом обучении творческие умения детей совершенствуются. Дети могут предварительно продумать основную фабулу своего рассказа, увеличивается количество и появляется разнообразие образов. Выражают свое отношение к ним. Сознательно продумывают юмористические ситуации. На 6-м году жизни наблюдаются наивысшие способности творческого воображения. Речь детей при составлении рассказов приобретает определенный колорит в зависимости от характера темы. Если это придумывание сказки, то они пользуются оборотами, характерными для сказок и т. д. Обобщают содержание рассказа в коротком названии, планируют сюжет. Исходя из особенностей, выделяются компоненты творческого акта (воображения) у детей старшего дошкольного возраста. Е.А. Кац, Л.С. Ковалевская, к примеру, предлагают следующую характеристику: - сформированность механизма фантазирования; - наличие у детей связной речи; - приобретение детьми опыта сочинительства; - наличие творческих качеств личности (самостоятельности, смелости мышления); - наличие ассоциативно-образного мышления [7]. По мнению ученых, при последовательном обучении, опираясь на компоненты творческого акта, дошкольники с 3-4 лет могут оставлять творческие рассказы: «совершенствование творческих умений детей проявляется в постепенном расширении объема творческого воображения, в формировании элементарных умений управлять работой своего воображения, сопоставлять результат творчества с требованиями воспитателя, с реальной действительностью»[7]. В исследованиях О.С. Ушаковой подчеркивается, что развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей: «обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.)[31]. Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т. е. остается подлинно эстетическим восприятием. Речь ребенка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у него воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. По мнению специалистов в области развития речи дошкольников, проблема формирования словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — фонетическую, лексическую, грамматическую. Согласно концепции О.С. Ушаковой, фонетическая сторона «включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция) - это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей»[31]. Лексическая сторона речи — «это составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания». Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества, в развитии которого важная роль принадлежит взрослому, педагогу, Н.А. Ветлугина выделяла три этапа: На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве. Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания. На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса [8]. Анализ современных психолого-педагогический исследований по проблеме детского речевого творчества позволяет сделать следующие выводы: - под детским словесным творчеством понимается сложный процесс, представляющий собой продуктивный вид деятельности, возникающий под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающийся в создании различных сочинений — сказок, рассказов, стихов; - показателями сформированности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста являются сформированность механизма фантазирования, наличие у детей связной речи, приобретение детьми опыта сочинительства, наличие творческих качеств личности (самостоятельности, смелости мышления), а также наличие ассоциативно-образного мышления; - особенности творческого рассказывания детей дошкольного возраста заключаются в самостоятельном придумывании содержания связного повествования (его сюжета, воображаемых действующих лиц) с опорой на заданную тему и свой собственный опыт, умении придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку, облечь рассказ в выразительную и занимательную форму; - проблема развития творческого рассказывания включает в себя все направления работы над словом — фонетическую, лексическую, грамматическую. 1.3 Методические аспекты проблемы развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста Методические аспекты развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста отражены в работах современных ученых М.М.Алексеевой, А.М. Бородич, Д.Н. Дубининой, Э.П. Коротковой, Н.А. Седых, Н.С. Старжинской, И.Т.Тихеевой, А.Е. Шибицкой, Б.И.Яшиной и других исследователей. Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Так, еще Е. И. Тихеева писала, что «живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию»[30]. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение их опыта впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат богатство художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря ребенка. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений, слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. Как пишет А.М. Бородич, дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть «единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами» [6]. Однако, как справедливо отмечает Н.А. Седых, «умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь» [25]. Организованная работа по формированию у старших дошкольников выразительной и образной речи, по мнению Н.С.Старжинской, требует решения следующих задач: -воспитания чувственной основы восприятия детьми художественного слова произведений литературы и фольклора и тем самым создания условий для овладения дошкольниками особым даром — «даром слова»; -акцентирования внимания на овладении детьми лексическими средствами речевой выразительности [27]. Знакомство дошкольников со стилистическими средствами художественной выразительности может осуществляться с помощью следующих упражнений и заданий: назови слово, которое делает художественное произведение красивым; назови слова, которые встречаются только в сказках; найди в сказке красивые сказочные выражения, пословицы; подбери красивые слова к тому или другому предмету (явлению); найди, какого красивого слова не хватает; найди слова, которые делают произведение нежным, напевным; найди предметы, которые сравниваются; найди красивое сравнение; найди необычное сравнение и др. [27]. В процессе работы с художественным текстом дети могут выполнять задания по подбору синонимов, антонимов, фразеологизмов. Для этого с воспитанниками проводится игры «Кто скажет иначе», «Какие слова вы услышали?». Когда в произведениях устного народного творчества встречаются фразеологизмы, то знакомство с ними осуществляется не только в связи с пониманием содержания этих художественных средств выразительности детьми, но и объяснением их смысла словами, похожими по значению (игра «Как сказать иначе»). Рифмованное построение поэтических произведений литературы и фольклора дает возможность с наибольшей эффективностью проводить с детьми упражнения, требующие подобрать и вставить в текст слова, которые подходят по смыслу (варианты слов одного синонимического ряда предлагаются педагогом). Например, игра «Подбери наиболее подходящее слово». В этом случае рифма подсказывает детям наиболее подходящее слово из определенного синонимического ряда, она также подчеркивает значительность его выбора для красивой звуковой окраски стихотворения. Композиционные средства выразительности художественных произведений дошкольники могут усвоить с помощью таких заданий, как «Начни, продолжи, закончи», «Определи начало произведения», «Найди повторы», «Подбери слово, похожее но звучанию», «Закончи фразу», «Найди одинаковые хвостики в словах» [27]. Одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с художественной литературой, по мнению А.М. Бородич, является инсценировка литературных произведений (как средство вторичного ознакомления с художественным текстом). Инсценирование фольклорного или литературного произведения возможно только при условии хорошего знания детьми его содержания и выразительных средств. Существует достаточно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями [6]. Инсценированный сюжет в значительной мере облегчает решение творческой задачи, поэтому с придумыванием сказок по таким сюжетам справляются не только шестилетние дети, но и дети четырех-пяти лет. Как пишет Э.Г. Короткова, в детских садах сказки об игрушках обычно и сводятся к сказкам, придумываемым на инсценированный сюжет. Однако необоснованно сводить сказки детей к одному этому типу сказок, нежелательно к тому же делать шаблонным и однообразным использование игрушек на занятиях по творческому рассказыванию: «Внесение новых элементов в показ-демонстрацию игрушек оказывает на детей активизирующее воздействие, например, знакомство детей с игрушкой как с персонажем сказки (без инсценирования сюжета). Так, воспитатель, представляя детям игрушку как сказочный персонаж, помогает подметить особенности внешнего вида, движений и, что наиболее важно, черты характера персонажа (проворная, шустрая, веселая белочка, трусливый заяц, неуклюжий забавный любопытный медвежонок и т. д.), учит детей придумывать, передавать в сказке воображаемые эпизоды, в которых проявились бы черты характера персонажей» [16]. Встреча детей с игрушкой, выполняющей роль сказочного персонажа, должна быть обязательно эмоционально насыщенной. Использование игр-драматизаций имеет большое значение и потому, что именно в этой игре с репродуктивной речью (употребление речевых образцов литературного текста) сочетается продуктивная. Кроме того, во время их проведения с наибольшей точностью проявляется потенциал восприятия детьми художественного произведения, который потом при воспроизведении раскрывается с помощью приемов литературной техники и средств выразительности. При этом необходимо учитывать, что вариативность речевого поведения детей в игре-драматизации зависит от индивидуальных возможностей, тем более, что те роли, которые выполняют маленькие участники игры, потребуют от них определенной выразительности и образности речи. С точки зрения Е.А. Кац, Л.С. Ковалевской, при обучении творческому рассказыванию старших дошкольников следует использовать следующие приемы: Образец рассказа воспитателя. План рассказа, предложенный воспитателем. Предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета. Коллективное составление творческого рассказа. Составление творческих рассказов подгруппами детей. Указание воспитателя. Составление рассказов по опорным моделям. В старшей группе целесообразно использование готовых схем-моделей, структурного изображения сказок, рассказов. М.М. Алексеева и В.И. Яшина рекомендуют в подготовительной к школе группе усложнять задачи обучения творческому рассказыванию (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста), используя все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением. Работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов [5]. Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предложила серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа и др. [16]. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Создание рассказа этого типа возможно при наличии у детей знаний о структуре повествования, средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Особую роль в обучении данному типу творческого рассказывания играет педагог, который советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Воспитатель предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план: «Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко расскажи, о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого рассказывай все». Развитие словесного творчества детей под влиянием сказки, как считает А.Е. Шибицкая А. Е., происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей [32]. В исследовании Дж. Родари «Грамматика фантазии» приводятся примеры «Игры в рассказчика»: «Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком»[24]. Таким образом, организованная работа по формированию у старших дошкольников творческого рассказывания строится с учетом следующих моментов: - воспитания у детей чувственной основы восприятия художественного слова произведений литературы и фольклор, что является базой для овладения дошкольниками особым даром — «даром слова»; - акцентирования внимания на овладении детьми лексическими средствами речевой выразительности, обогащении и активизации словаря дошкольников; - использования системы специальных упражнений и заданий на выделение лексических единиц, их сравнение, подбор синонимов, отбор устойчивых выражения, подбор рифм; - реализации творческих возможностей инсценирования; - использования многообразия методических приемов (образец рассказа воспитателя, план рассказа, предложенный воспитателем, предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета, коллективное составление творческого рассказа, составление творческих рассказов подгруппами детей, указание воспитателя, составление рассказов по опорным моделям и др.). Таким образом, можно сказать, что развитие творческого рассказывания у детей данной возрастной группы является одной из важных проблем воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. |