Выпускная квалификационная работа Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста студентка 4 курса
Скачать 93.4 Kb.
|
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рубцовский педагогический колледж» Выпускная квалификационная работа Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста Выполнила: студентка 4 курса Специальность: 050144 Дошкольное образование Обрядова Н. Б. Руководитель: Александрова Надежда Николаевна Оценка ________________ «______» _____________2016 г. Председатель ГАК: _________________________ Рубцовск, 2016 Содержание
Введение Идущий процесс духовного возрождения общества представляет собой длительный эволюционный путь, затрагивающий каждого человека, в котором, по образному выражению Л.С. Выготского, должна «культивироваться самоценность личности, ее уникальность и неповторимость» [10]. Развитие творческого потенциала личности осознается сегодня как одна из важнейших задач, стоящих перед всеми государственными и общественными учреждениями. Творчество – не новый предмет исследования, творческие проявления во всех сферах деятельности людей всегда привлекали внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) является одной из самых спорных и не до конца разработанных проблем. Различные аспекты творческого развития личности освещены в работах Б.В. Асафьева, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, В.В. Медушевского, Б.М. Теплова, и других ученых. В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним. Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений. Проблема художественно-творческой деятельности дошкольников, получила многостороннее освещение в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Левина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других. Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли педагоги Н.А. Ветлугина, М.М. Конина, Н.П. Сейсулина, В.А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через нее детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир, и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея. Сказка обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Она воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает сказка. Данное исследование посвящено проблеме влияния сказки на словесное творчество старших дошкольников, путем систематического проведения занятий по словесному творчеству, чтения сказок с детьми в процессе воспитания в детском саду и семье. Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является благоприятным для его формирования. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества. Старший дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период для развития творческой активности личности, поскольку, как отмечается в исследованиях современных ученых, для этого возрастного этапа характерны интенсивные процессы перестройки и развития мотивационной и эмоциональной сфер ребенка, формирование его активной жизненной позиции [21]. Одним из малоисследованных направлений можно считать речевое воспитание старших дошкольников на основе произведений народного и литературного сказочного эпоса. «Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм произведений устного народного творчества близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир, выражать отношение к явлениям и событиям»[10]. Особое значение приобретает проблема использования фольклорных и литературных сказочных произведений для развития речи дошкольников: обогащения и активизации словаря, овладения грамматическим строем, осознанного употребления образных слов и выражений, формирования словесного творчества. Как подчеркивают исследователи сказочного жанра (работы В.П. Аникина, Т.В. Зуевой, К.П. Кабашникова, Н.И. Кравцова, К.М. Нартова, Э.В. Померанцевой, М-Л. Франца), в течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. «Едва начав осознавать самого себя и отличать «Я» от «Не-Я», ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку» [1]. Современные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов и др.) рекомендуют использовать сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром, для психологической коррекции и развития личности ребенка. Таким образом, актуальность исследования определила постановку темы, разработку методологии и планирование исследовательской работы. Объектом исследования является процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - становление творческого рассказывания старших дошкольников на основе ознакомления со сказкой. Цель исследования состоит в выявлении педагогического потенциала сказки и возможностей ее использования в работе по развитию творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. Данная цель исследования определила постановку следующих задач: - изучение научно-методической литературы по проблеме творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста; - диагностика и развитие уровня творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста; - подготовка методических рекомендаций для работников дошкольного учреждения. Гипотеза исследования: целенаправленное использование сказки, включающей приемы активного восприятия, способствует развитию творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: теоретические: изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение; эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью воспитанников в учебном процессе, беседа, анкетирование. Практическая значимость работы определяется подбором, разработкой конспектов и фрагментов занятий с использованием сказки на занятиях речевого развития, а также возможностью использования материала в дальнейшей педагогической деятельности. 1. Теоретические и методические аспекты проблемы развития творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Особенности содержания и художественной формы сказки Впервые ребенок сталкивается со сказкой в возрасте от 1 до 1, 5 лет, именно в это время каждый взрослый в семье становиться сказителем. При этом взрослые не просто рассказывают сказки, а вспоминают сказки из своего детства, которые в свою очередь им рассказывали родители. Таким образом, можно проследить связь поколений, которая не прервется в будущем с появлением огромного количества современной техники. Первая книга, которая появляется в жизни человека в возрасте около 3-х лет - это сказка, сказка, которую можно теперь не только услышать от взрослых, но и увидеть ее персонажей на картинках. Как правило, детские книги очень хорошо и красочно иллюстрируются. Именно с таких книг ребенок начинает делать свои первые шаги в огромный мир литературы. И задача взрослых заинтересовать в увеличении этих шагов и помогать ребенку, продвигаться дальше в знакомстве с литературой всего мира [2]. Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Слушая сказки, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. Сказка вид фольклорной прозы, известный у всех народов. Если провести на улице опрос среди взрослых и детей, "Какие сказки вы знаете, помните и можете рассказать, не задумываясь", то в большинстве своем - это будут "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба". Но если попросить уточнить к какому виду народных сказок они относятся, то мало кто сможет ответить на этот вопрос. На первый взгляд может показаться, что знание видов сказок не столь важно. Но именно вид сказки предполагает события, персонажей и сюжет произведения. В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные, волшебные и другие сказки. Помимо этого авторские сказки могут быть дидактическими и психокоррекционными [3, 5]. Сказки о животных - широко распространенный жанр. Говорится в них о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь. "Жили-были дед да баба и была у них курочка Ряба..." замечательная сказка! Ловко сложена - нетрудно запомнить, именно поэтому ее помнят все еще с детства. Коротенькая, ни чего лишнего. А как много в ней действия, героев - дед, бабка, курочка, мышка. Такой же живой и интересной является сказочка про репку. Конечно, подобные произведения рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию - надо ведь увидеть, представить всех этих бегающих и играющих зверюшек. При этом кольцевое построение сказки помогает быстрому ее запоминанию. Эти сказки очень удобны для постановки спектаклей, поэтому очень часто используются для спектаклей, в которых актерами являются сами дети. Сказки с животными кратки и просты по композиции. Часто один эпизод повторяется несколько раз. Так, например, лиса три раза приходит под окошко избы кота и петуха, много раз пытаются животные выгнать лису из домика зайца и др. В русских сказках фигурируют обитатели лесов, полей, степей. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, тетерев, сова, дятел. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук [4, 6, 7]. Другая группа сюжетов - домашние животные и птицы. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их сказок вол, баран, лошадь, собака, кот, петух, гусь, утка. Сказки способствуют передачи знаний и жизненного опыта от взрослых к детям, имеют педагогическую направленность, чему служат простота их художественной формы, а также игровая манера исполнения: использование песенок, диалогов, звукозаписи, ритма, рифмы [21]. Особенно полезны так называемые цепевидные сказки, где надо очень внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой. Ярким примером такой сказки является сказка про то, как козел козу за орехами послал. Вся сказка состоит из длиной рифмованной песенки козла, слова из которой: "Нет козы с орехами, нет козы с калеными!" - известны практически всем. Бытовые сказки. Данный вид сказок рассказывает о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых, упрямых жен. Эти сказки точно передают быт, обстоятельства народной жизни. Но это не означает, что она прямо как в зеркале отражает действительность. Правда соседствует здесь, как и должно быть в сказке, с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Так например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника; мужик, который нечаянно убил собаку барина, по приговору суда сам обязан лаять по ночам и сторожить имение. В бытовой сказке только один мир, в котором живут все герои событий. Здесь все обыкновенно, все происходит в реальной жизни [3]. Характеристика героев этих сказок всегда одна и та же: помещик, барин - жадный, глупый, жестокий, заносчивый, часто грубый. К царю же отношение двойственное. Если рядом с ним действуют бояре, придворные, то царь обязательно на стороне мужика. Но если мужик и царь встречаются один на один, то тогда и царь против мужика. Священник тоже нередко жаден, не прочь выпить, порой лицемерен. Но он ни когда не бывает грубым, жестоким. Он всегда ласков. Его любимое слово "свет": "Свет ты мой Ванюша!" Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам [11]. В бытовой сказке никогда не обходится без обмана, вполне допустима кража. Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого - сопереживание или смех. В этих сказках иногда фигурируют фантастические персонажи: черт, Горе-Злосчастье, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить жизненный конфликт, который лежит в основе сказочного сюжета. Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными проблемами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще он помогает себе сам - смекалкой, изворотливостью, даже плутовством [1]. Страшные сказки. Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской литературе различают также сказки - страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало "испорчены" прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем. Содержание страшных рассказов очень зависит от культурных и социальных традиций окружения, в котором растет и воспитывается ребенок. Эти истории у детей разных стран имеют несомненные черты сходства в сюжетах, поэтических особенностях, манере исполнения. Сходство заложено как в общих фольклорных сказочных корнях страшных рассказов, так и в психологии маленьких рассказчиков и слушателей, в коллективной жизни которых страшилкам принадлежит особое место и значение. Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих - это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик. Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в сказке, они монтируются из традиционных смысловых кирпичиков - мотивов, ситуаций. Практически все они ясно несут на себе печать психологических проблем детства [8]. Волшебные сказки В отличие от других видов сказок, волшебная имеет в своей основе вполне четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных "формул", по которым ее легко узнать и отличить. Это и стандартное начало - "Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…", или финал "И я там был, мед-пиво пил…", и стандартные формулы вопросов-ответов "куда путь держишь?", "Дело пытаешь или от дела лытаешь", и другие. Они помогают и запомнить, и рассказать сказку, и украшают ее. Главный герой сказки всегда молод. По преданиям первобытного человека, мудрость можно получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Отсюда все эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный и подводный мир, в далекое тридевятое царство - тридесятое государство. Именно поэтому главный герой уходит из родного дома, а затем из обычного мира. Поиски, сражения - все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в другом странном мире [12]. В волшебной сказке герой общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики. Тут и невиданные звери: Олень - Золотые рога, Свинка - Золотая щетинка, Жар - Птица. Нередко в руги героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой. Женские образы волшебной сказки, ее героини более разнообразны, чем мужские. Тут и мудрые девы, владеющие чудесной колдовской силой, красавицы, нежные, поэтические верные возлюбленные, которые ради любимых могут истоптать три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три каменных просвиры [9]. Рядом с основными героями всегда стоят их чудесные помощники, различные по своему характеру, происхождению, они едины в своей роли - дополняют и довершают действия основных героев, помогают им в их борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты. Положительные герои и героини, их помощники и удивительные предметы создают безупречный, светлый радостный мир. Мир этот противостоит злу жизни, темным силам. Авторские сказки: они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку. Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий, но он складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят (т.е., было доминирующее чувство, которое повлекло за собой выбор определенного момента) Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки. Такой вид авторских сказок, как дидактические сказки создаются педагогами для "упаковки" учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок "подаются" учебные задания. Дидактические сказки создаются педагогами для "упаковки" учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок "подаются" учебные задания [15]. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Здесь рассказывается о многих проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки сочиненные самим ребенка и сказки сложенные совместно с ребенком. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы [18]. Литературная сказка - целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники. Подобно тому, как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературным сказкам романтиков свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современной действительностью [22, 23]. |