Главная страница

тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях


Скачать 6.9 Mb.
НазваниеСказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Анкортимсчявапролдждлормсчя
Дата20.01.2023
Размер6.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSvyaschennaya_Kniga_Tota.pdf
ТипСказка
#896631
страница11 из 61
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   61
§ 3. О Мировом Активном Начале
Мировая Первопричина или Божество воспринимается сознанием человека прежде
всего
как
высочайшее
развитие
принципа
самодовлеющей
силы.
Субстанциональность, т. е. независимость от внешнего и самобытность как каждого
данного проявления, так и самого принципа всякого проявления вообще, и составляет
важнейший атрибут понятия о Божественности. Всякое конкретное проявление
Субстанции по своей природе лежит ниже понятия о субстанции как таковой.
«Субстанция по природе первее своих состояний».
Спиноза.
1
Как проявление само по себе, так и результаты этого проявления суть атрибуты
Субстанции; возникая к бытию, они тем самым координируют в Субстанции
соответствующий им аспект; этот аспект, осуществляя проявление, эманирует во вне
силой своей собственной мощи часть своей сущности, бывшей дотоле в состоянии
потенциальном, переводя ее тем в состояние объектированного бытия.
Активностью я называю то Начало, которое управляет субстанциональным
проявлением, т. е. проявлением независимым, осуществляемым силой и ресурсами
проявляющейся сущности. По отношению ко всему космосу это Начало претворяется в
мировое Активное Начало, являющееся в нашем сознании естественным прообразом
Творящего Божества; оно именно осуществляет как мировое творчество, так и все
течение последующей жизни мироздания. Всемирное Активное Начало, как сущность
Божественного Тернера, лежащее в основе всего Мира Проявленного, может быть
познаваемо лишь по его атрибутам, классифицированным в строгую и определенную
систему. Через эти атрибуты свои Активное Начало входит в существо всех отдельных
проблем и задач, лежащих пред человеком, а потому, отойдя от недоступного его
целого, мы должны перейти к постижению его отдельных проявлений, о котором
гласит вся система Великих Арканов.
§ 4. О Воле и Вере
Дилемма пралайи и Проявления определяет собой конечный предел воспарениям
разума, ибо он здесь доходит до утверждения состояний самой трансцендентальной
природы духа. Состояния духа и модусы его самосознания зиждутся на продлении;
будучи нуменальными потенциями духа, пралайя и Проявление сами по себе имеют
нуменальную природу, являются недвижными и совершенными прообразами всего
комплекса дальнейших категорий, нисходящих по порядку синтеза, и соответствующих
им реализующих факторов. Этим основным нуменальным модусам духовного
самосознания соответствуют в феноменальной природе два модуса самоутверждения
духа, могущие иметь различную степень совершенства (синтетичности), но во всей
совокупности конкретных манифестаций по законам среды представляющие собой
совершенные аналоги модусам нуменальным; эти два вида самоутверждения суть Воля
и Вера.
Вера есть стремление человеческого духа замкнуться в себе самом через
игнорирование, отрицание, пренебрежение всякой утвержденностью вообще; экстаз
веры есть высшая степень отчужденности от феноменального мира, забвение опыта,
1
Этика. Ч. I. На русском языке см. Бенедикт Спиноза. Этика, доказанная в геометрическом
порядке... Перевод с латинского Н. А. Иванцо-ва. Москва, 1892. Стр 3.
LXIII

забвение всех средств феноменальных чувствований и утверждений, забвение
собственной личности; человек целиком погружается в неизведанные глубины и
тайники своего духа, он входит в живущую в нем тайну и застывает в трепете сознания
«аз семь». Велик и сладостен этот "миг! Немногим его суждено пережить, а те, кто
проник в этот Свет Незримый — не находит средств, чтоб передать другим людям все
упоение беззвучного созерцания.
Чистый дух есть все, но выразить его ничто не может; «он есть», и в этом бытии
есть все; в нем нет вопросов, нет сомнений, нет жажды, нет исканий, нет смен; «он
есть», и в этом его сознании есть все; он ощущает себя, он проникает себя, он живет в
себе, он исполняется собой и в величественном ритме вибраций своего светоносного
«семь» он опьяняется ароматом своего бытия. Вера есть предвосхищение Небесного
Эдема, есть сознание Божественности своей природы, непоколебимая убежденность,
что таящаяся искра духа воспрянет и развернет свои возможности. Вера не требует
ничего для своего укрепления и рождается вне зависимости от эмпирического опыта;
она есть чувство истинного самосознания, а потому зависит лишь от степени
бодрствования человека; воздействия извне могут дать толчок к возникновению в
сознании чувства веры лишь подобно камню, упавшему на голову спящего человека и
заставившему его невольно открыть глаза и увидеть то, что пред ним давно
непосредственно находится. Вера есть внутреннее самосознание духа; человек
постольку верит, поскольку он чувствует собственный дух; совершенное духовное
сознание есть полная вера, а потому достижение полноты веры есть достижение
полного духовного сознания.
«Вера есть чувство бесконечного, благородное сознание себя самого».
Элифас Леви.
1
Воля есть стремление человеческого духа разобраться в себе через выявление,
разграничение и утверждение отдельных своих возможностей, бывших дотоле
заключенными в потенциальном виде; экстаз воли есть высшая степень
погруженности в феноменальный мир, забвение созерцания, забвение всей
многокрасочности и глубины колоритов его величавого течения, забвение сознания
своего «Я». Человек целиком погружается в перспективную картину мира, в нем
рождается способность частичного забвения, он начинает упиваться красотой форм,
наивностью цветка и бешенством бури. Человек начинает жить во вне себя, он
роднится с миром, целиком входит в него, живет его жизнью, вполне отождествляется с
ним; такова пассивная воля Живя жизнью мира, человек другой стороной своего
существа объектирует опытом свою личность и утверждает свое «Я». Входя в
конкретную форму жизни, он с одной стороны живет в ней, как части мира, а с другой
созерцает ее, как часть своего «Я»; первой стороной он отрицает себя, а второй он себя
творит. В этом творчестве человек доходит до высшего напряжения воли, все существо
его томится сладкой негой смерти и возрождения, оно наполняется могучим
вибрированием, он разрывается на части и сковывает себя могучей рукой. Экстаз
творчества, истинная магия духа, есть мгновение предельной красоты, блаженства
почти нестерпимого, счастья конечного... Например, человек впервые видит море и он
отдается ему... его дух наполняется его могучим раздольем, он чувствует, еще немного,
и он вознесется над ширью средь синевы вод и неба, но какая-то другая сила щемит его
грудь, приковывает к земле, шепчет о его ничтожестве; мгновение он чувствовал себя
исполином и вдруг увидел себя пигмеем... Таково всякое творчество! Тот, кто испытал
его, кто во всеоружии Высшего Знания приобщался к нему, кто испытал восторг
реализации, знает также и его страдностъ Эти могучие переживания передать нельзя,
и тот, кто сам не знает, не поймет меня!..
В творчестве дух исполняется самосознанием, он начинает чувствовать, ощущать
свою реальность, в нем не рождается жажды дальнейшего самоопределения, не
1
Éliphas Lévi Dogme Стр 196.
LXIV

возникают вопросы, не появляются сомнения, он целиком уходит в упоение своей
властью, своим достоинством, своими возможностями. Ощущая свое творчество, входя
в свою реализирующуюся волю, дух живет в своем творении, исполняется чувством
самоутверждения, всецело увлекается инволирующим ритмом своих вибраций. Воля
есть реализация Божественности достоинства человеческого духа, она есть
нуменальный аспект духа, а потому ни от чего не зависит и ничем не обусловливается.
Будучи природным свойством духа, воля не зависит от эмпирического опыта;
соответствуя в своем высшем развитии совершенному духовному самосознанию,
начало воли проявляется в человеке постольку, поскольку он может его воспринять в
зависимости от своего развития; таким образом, человек не создает волю путем опыта,
а лишь реализирует ее, выявляя возможность ее активному проявлению. Воля есть
внешнее самосознание духа, человек постольку обладает волей, поскольку он сознает
свой собственный дух; совершенное духовное сознание обладает совершенной волей, а
потому достижение полноты власти над волей есть достижение полного духовного
сознания.
«Вся жизнь, во всех своих проявлениях и формах, создана Божественной Волей.
Человек, как существо, созданное по образу и подобию своего Творца, заключает в себе
великие задатки творческой силы и, в том случае, если его воля не противоречит
Божественной Воле и гармонирует с Ней, он может развить ее до громадных размеров.
В таких условиях человек может создавать формы жизни. Истинный адепт обладает
такой волей, которая способна создания воображения наделить объективной,
действительной жизнью — насколько действительна жизнь всяких видимых форм в
области материи...»
Всеволод Соловьев.
1
Воля и вера, одинаково присущие чистому духу, неразрывно связаны между собой
по самой своей трансцендентальной природе: воля есть активная, кинетическая,
утверждаемая во вне вера; вера есть пассивная, потенциальная, утверждаемая внутри
воля. Будучи связаны между собой в своем высшем развитии единством
субстанционального духа, воля и вера остаются неразрывными во всех феноменальных
проявлениях. Вся человеческая жизнь, вся деятельность обуславливается веянием его
духа, неизменно выливающимся в одну из этих его основных категорий. Постольку,
поскольку человек живет внутри себя, поскольку он разбирается в своих единичных
способностях, свойствах и качествах, поскольку он отдает себя внутренней
переориентировке своих элементов и их анализу, постольку человек живет
преимущественно верой. Поскольку человек проявляется в окружающей его среде,
поскольку oн утверждает себя в ней, поскольку он черпает из нее и объектирует свой
дух в конкретных аспектах, постольку он живет преимущественно волей Как в том, так
и в другом случае, одинаково, во всяком отдельном своем действии человеческий дух
обнаруживает свое субстанциональное достоинство в обоих этих аспектах. Никакое
волевое действие невозможно без наличия веры, и, наоборот, вера неизменно
сопутствует всякому волевому действию. Первичные простейшие восприятия даются
верой; воля их утверждает. Утвержденные простейшие элементы кладут основание
зданию веры, побуждающей волю к дальнейшим восприятиям и объектированиям.
Всякое сложное восприятие является следствием предшествующих волевых
построений, утверждаемых и утверждающих веру в долженствующее быть восприятия;
в силу этого самое осуществление восприятия есть реализация как воли, так и веры.
Переходя от внешних восприятий к внутренним, на место восприятия из среды
становится вывод или восприятие интуицией, но самая техника остается неизменной.
Человек способен осуществить действие только тогда, когда он верит а свое дело, вера
всегда есть следствие волевых усилий, устраняющих сомнения.
1
Великий розенкрейцер, стр. 32.
LXV

«Все чудеса обещаны вере, но что такое вера, как не смелость воли, которая не
колеблется во мраке и идет к свету чрез все испытания, преодолевая все препятствия?»
Элифас Леви.
1
Воля и вера, связанные единством источника, остаются, таким образом,
действительно неразрывными между собой во всех видах проявлений.
§ 5. О Человеке совершенном и иероглифе Аркана I
«От солнца я веду свой древний род».
Мирра Лохвицкая.
Проявление Божества есть изменение Его Самосозерцания, есть рождение в
Едином множественности, есть утверждения бытия субстанциональных частностей,
отдельных аспектов Единого, одинаково Ему подобных, но расчлененных
разнствованием индивидуальностей — форм духа. Божественное Проявление
протекает и ограничивается сферой чистого духа; его конечный этап — это рождение
индивидуальной монады, тоже единой и бесконечной, но только по отношению к
своему частному миру, аспекту мира вселенского. Дух отдельного человека, будучи
аналогом и подобием Целого, вместе с тем выражает все мироздание в своем
собственном, ему одному присущем освещении; на этом и основывается как
многообразность, так и гармония всех творений.
«Каждая субстанция (монада) выражает всю вселенную, но одна отчетливее, чем
другая, вообще каждая относительно и в зависимости от ее особенной точки зрения».
Лейбниц.
2
«Вечная индивидуальность человека, данная ему от Творца, основа его характера и
расположения не может достигнуть высшего совершенства, как то, которое заложено в
возможностях (потенциях) его существа, хотя все люди как в отношении воли, так и
возможности предназначены к богоподобному и, следовательно, тому же самому
совершенству».
Г. Мартенсен.
3
Единичный аспект Божества, определенная Совокупность Его потенций,
объектированная видом тональностей, представляет собой элемент космической
системы возможностей. В своей истинной природе он есть часть Нераздельного
Целого и имеет лишь чисто абстрактное существование, возникающее из ничто
одновременно с рождением в Божественном Сознании возможности ограниченного
бытия в соответствующих пределах. Первичное Божественное Творчество и состоит в
выявлении индивидуальных единичных сознаний, модусов Сознания Космического,
утверждающих бытие монад в виде quasi-независимых субстанций второго рода.
Дальнейший ход Самоутверждения Реальности осуществляется уже через посредство
вселенской семьи монад и их сознаний; каждая из них, утверждая себя как таковую,
вместе с тем, утверждает и все Божественное Целое.
«Я был на высокой горе и узрел Великого Человека и рядом маленького. И услыхал
громовой голос и приблизился, чтобы расслышать глаголемое. И он изрек: «Я — ты, и
ты — Я, и где ты, там и Я; и Я во всем и где бы ты ни пожелал, собираешь ты Меня, и
собирая Меня, собираешь и себя».
Евангелие Евы.
4
1
Éliphas Lévi Dogme Стр 96—97.
2
«Que chaque substance exprime l’univers tout entier, mais Tune plus dictinctement que l’autre, surtout
chacune à l’égard de certaines choses et selon son point de vue». — Lettre à Mr. Arnauld. Op. phil. Стр. 107.
3
Христианское учение о нравственности. Перевод А. П. Лопухина. СПб., 1890, том I, стр. 93.
4
Отрывок из апокрифа, сохраненный Епифанием. — Haeres XXVI, §3.
LXVI

Конечная цель человека есть достижение сознания своего достоинства
первородного, обратное возвращение в Область Безначального Света как по праву
своей природы, так и в силу достижения полноты самосознания духа. Аркан I как
учение о первичном бытии монады в виде аспекта Божества, имеющей вначале лишь
абстрактное существование, а затем утверждаемой в реальность работой активного
сознания Мира Бытия, в своем начертании и выражает вневременного человека в виде
конечного синтеза всех его кармических деяний. На этом иероглифе пред нами стоит
Победитель, разорвавший оковы времени и меры относительного мира; прошедшее и
будущее здесь слились с настоящим в едином вечном мгновении. Все отдельные
состояния, все конкретные стремления, успехи и неуспехи с устранением протяжения
по времени синтезируются в конечном апофеозе всех исканий, а отдельные этапы
путей к нему нисходят на уровень единичных возможных следствий.
Бодрость духа есть основа силы, основа надежды, залог достижения. Человек
должен быть вечно бодр, должен не допускать развиваться сомнению в себе самом. Он
должен помнить, что он сын Божий, цезарь мира сего, его призванный повелитель. Он
должен добиться того, чтобы даже в минуту скорби, тоски и отчаяния, в тягостный час
разрыва с Целым, в минуту падения своего — вечно памятовать: ты сын Божий, — и
горе оставит его. Он должен быть вечно на страже, быть полон решимости и сознания
силы своей, как Маг в иероглифе Аркана, быть вечно готовым ступить в борьбу, как
застыл в своем движении Повелитель, наклоненный вперед и выдвинувший правую
ногу Но, вместе с тем, человек не должен давать яду гордости проникнуть в душу; он
должен соразмерять силу свою, брать вещь такой, как она есть, не преуменьшая, но и
отнюдь не преувеличивая ее значения. Он должен постичь искусство, в минуты самой
ожесточенной борьбы не отдавать никогда на борьбу все силы свои, все свои знания,
всю свою мысль, памятуя, что в борьбе побеждает тот, кто сумеет сохранить до конца
неиспользованной хотя бы часть своего оружия. Эта мысль запечатлена на иероглифе
Аркана I тем, что левая рука Мага согнута в локте: это выражает готовность в любой
момент реализировать скрытые в нем до поры до времени силы.
Цвет одежд Мага — эта цвет юности. Человек должен стремиться к тому, чтоб
сердце его вечно оставалось юным; при всякой встрече в жизни, надо видеть в ней
прежде всего хорошие стороны, так как если потом и наступит разочарование, оно
никогда не в силах будет погубить уже полученное благо. Великий Маг — это наш
старший брат. Было время, когда рожденная из Непорочного Света Божественная
искра его лишена была пороков, но лишена была и мудрости, и его чистые одежды
блистали как снег. Веками скорби, в годину печали, они поблекли, мрак окутал его,
вся чистота и непорочность ушли в самую глубь его существа, жизнь же еще не
научила мудрости, — и был он черным. Но потеряв все, растратив все свои богатства,
он начал получать извне, начал воспринимать иные вибрации, начал поглощать их и
претворять их в свое существо. И мрак стал просветляться, он насытился светом и
стал вновь лучезарным, но свет этот стал уже не холодным, спокойным и белым;
тысячелетия страданий своих и лицезрение страданий миллионов других существ
согрели его сердце; свет стал теплым, одежды Мага стали розовыми и вновь
совершенными, как золото, мерцающее в их складках.
Человек должен твердо памятовать, кем бы он ни был, великую заповедь: «не
теряй почвы под собой!». Сколь безмерно высока ни была бы высь, в которую
возносится его дух, как ни велико было бы искушение забыть про мир земли, мир
скорби и вечного плача, — он не должен давать этому обманчивому голосу ввести себя
в заблуждение. Самое сильное высокое дерево глубоко уходит корнями в землю; как
бы могуче оно ни было, если нет крепкой связи с землей, порывы ветра свалят его.
Как бы силен он ни был, есть силы сильнее его, и в миг, когда он перестанет (как
Антей) черпать силу земли, он уже будет осужден на неотвратимую гибель Человек —
это целый мир, и его высшая цель, его высшее назначение — это быть посредником
между Небом и Землей; он должен связывать их в Единое Целое, должен давать им
LXVII

возможность черпать силу взаимно друг в друге, — вот что выражает поза Мага,
указывающего правой рукой на небеса, а левой на землю Человек должен помнить
всегда, как безмерно велика награда, ждущая его, как бесконечно высока цель, к
которой он стремится, тогда он поймет, почему путь так долг, так труден и так
непонятен времени. Мир был бы слишком несовершенен, жизнь была бы слишком
скучна и однообразна, слишком непривлекательна была бы победа, если бы путь к ней
был бы прост, ясен всегда и не имел бы препятствий. Из непостижимого многообразия
путей человек прежде всего черпает своей душой понятие о бесконечности
Препятствия, встречаемые человеком, никогда не преграждают ему путь; если он и
отступает временно перед ними, то это показывает только, что еще не пришла пора их
победить. Чем выше идет человек, тем препятствия менее влияют на него. В начале
его эволюции непробудившийся дух еще не сознал себя, не нашел в себе Божества, не
познал путей, не познал и цели, а потому сама жизнь его устраняет возможность
гибельного шага; она как бы создает вокруг него стену с более слабым
сопротивлением с той стороны, куда он должен идти, и тем задерживает его при
всяком неосторожном шаге. При достижении высших ступеней человек находит,
наконец, себе опору в себе самом, ибо тысячелетия опыта и громадность познаний
сообщают ему столь колоссальную инерцию, что факторы извне уже неспособны
пагубно повлиять на него. На Маге одет кожаный пояс — это остаток былых оков; они
уже не сдерживают его более, они не только не мешают ему, но сами служат ему
орудием, дают его высшей стороне сдерживающую власть над низшей. «Нет такого
таинства в натуре, которое бы вовсе было неизъяснимо; все закрыто от нас для того,
чтобы возбудить волю нашу к стремлению за Истиной, и чтобы известь нас из того
состояния, в которое мы ниспали».
Эккартсгаузен.
1
На челе Мага видна золотая змея, кусающая свой хвост, — это символ
законченности и совершенства как в великом, так и в малом. Человек тогда могуч
непреодолимо, когда он замкнут, высшая степень замкнутости — это слияние с
мирозданием Знак бесконечности над головой — свидетельствует о величии
исполненной задачи, о законченности и совершенстве Победителя.
Вдумываясь в иероглиф Аркана I, вглядываясь и тщательно анализируя
отдельные его детали и их взаимные между собой соотношения, мы можем трактовать
этот символ в различных его сечениях; вместе с тем, мы можем убедиться что весь этот
иероглиф в своем целом проводит одну доминирующую идею, в то время как
отдельные частности символической картины показывают лишь единичные аспекты
этой идеи или выявляют путь их реализации. Основная идея Аркана I выражается
всей позой Мага. — В Мире Божественном Аркан I гласит о Божестве,
осуществляющем Акт Мирового Творчества порождением из Своего Существа
дилеммы Неба и Земли; по отношению к целостному совершенному человеку, Адаму-
Кадмону, Аркан I гласит об осуществлении Мирового Творчества, как восприятии
человеком мощи, изливаемой на него из Мира Божественного и передаче ее и
претворении в Мир Земли. В мире человеческом Аркан I гласит о Первоверховном
Маге, как последнем и высшем этапе развития человека, когда он, в силу своего
совершенства, действительно становится посредником между Небом и Землей.
Наконец, по отношению к обыденному человеку, Аркан 1 гласит о его призвании быть
посредствующим связующим звеном, свободным и разумным меж Горним Миром, его
законами и принципами и миром природы, который он своим действием и призывает к
жизни. Все это вместе и выявляет доктрину Аркана 1: «Всякая субстанциональная сила
мира Проявленного, т.е. всякий дух, эмалированный от Божественной Сущности,
является связующим звеном между Абсолютом и миром майи, и именно чрез
посредство этих субстанций второго рода и осуществляется Творчество».
1
Ночи или беседы мудрого с другом, стр 130.
LXVIII

На столе пред Магом стоит чаша, лежат меч и сикл, а в своей поднятой правой руке
он держит жезл; эти четыре атрибута Мага гласят о внешних проявлениях его власти и
достоинства, в то время как фигура его самого выражает идею самой субстанции.
Всякое проявление самодовлеющей силы в нашем сознании познается в четырех
аспектах, принципы которых составляют кватернер, издревле именуемый кватерне-
ром четырех стихий Атрибуты Мага лежат на столе, кроме жезла, который он держит
в руке; они не составляют его сущности, а потому они лежат вне его, лишь жезл, как
символ его власти и достоинства Божественного, с ним неразделен.
Аркан II
I. Традиционные наименования:
Изида, Gnosis, Врата Святилища, Папесса
II. Буква еврейского алфавита:
ב (Бет)
III. Числовое обозначение:
Два.
IV. Символическое начертание:
Пред массивным каменным пилоном — входом в храм, на гладком полированном кубическом
камне сидит Женщина; ее обнаженное тело невольно поражает своим восковым, янтарным,
полупрозрачным цветом; его линии очень остры и рельефны. Ноги плотно сжаты между собой, и ее
застывшая поза с совершенно вертикальной спиной кажется несколько неестественной, на ногах одеты
золотые сандалии, на шее узорчатое золотое кружево, слегка прикрывающее верхнюю часть спины и
груди. В правой руке, прижатой к сердцу, она держит свиток папируса, лежащий частью складками на
коленях и ниспадающий до ступеней ног. В левой руке она держит цветок лотоса, кисть ее сильно сжата
и крепко охватывает стебель На голову наброшено дымчатого цвета чуть прозрачное покрывало,
1
закрывающее колени и часть папируса, почти совсем скрывая их от глаз. На голове надето нечто вроде
металлического шлема; на нем укреплены два рога, поддерживающие шар. Непосредственно сзади
Женщины на фоне пилона ясно вырисовываются две могучие колонны, поддерживающие портал.
2
§ 1. О Великой Матери всего существующего, о Изиде
Божественной
«Как трепещут они в необъятной вселенной, как они вьются и ищут друг друга, эта
бесчисленные души, которые исходят из Единой Великой Души мира! Они падают с
планеты на планету и оплакивают в бездне забытую отчизну!.. Это — Твои слезы
Дионис, о Великий Дух, о Божественный Освободитель, прими обратно Твоих дочерей
в Твое Лоно Неизреченного Света!»
Орфический отрывок.
3
Абсолютная Мировая Первопричина, Триединый Вселенский Дух, в Своей
Трансцендентальной
Природе
Непостижимый
и
Невыразимый,
познается
приближением через тернер первых трех Арканов. В Своей первой Ипостаси Он
выливается в Космическое Трансцендентальное Бытие и его первый атрибут — Волю,
во второй Ипостаси Он проектируется в разум, как Космическое Трансцендентальное
Сознание. Обе эти Ипостаси неразрывны между собой, взаимно друг друга
1
«Я семь все, что было, все что есть, все что будет, ни один смертный не приподнял еще покрывала,
меня скрывающего», — такова была надпись на статуе Нут в Саисе по словам Плутарха — «О Озирисе и
Изиде», § 9.
2
Эти две колонны, символизирующие собой принцип бинера, лежащий в основании теории
познания и всякой метафизики, в той или иной форме входят во все мифологии. Так, например, они
существовали и в храме Соломона (1 Цар., 7, 21) в его преддверии. Весьма любопытные мысли о
значения надписей (זע לעב ןכי) на них см.: М. В. Никольский. «Jakhin и Bo’az». Основательное
исследование текста всего сказания находится в статье В. Stade. «Der Text des Berichtes uber Solomo's
Bauten». I Кö., 5—7, в «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft». 1883, S. 129—177.
3
Взято из соч.: «Les Grands Initiés. Esquisse de 1’histoire secrète des religions» par Édouard Schuré.
Paris, Perrin et C°, libraires — editeurs. 1905. Стр.217.
LXIX

обусловливают, и человеческий разум, лишенный мощи расчленить верховную
дилемму Бытия и Сознания, может лишь подвести к ее созерцанию сознание
человеческого духа путем своих априорных построений.
«Dei Intellectum, resque ab ipso intellectas, unum et idem esse».
Spinosa.
1
«Первые три Сефиры: Корона, Мудрость и Разум должны быть понимаемы как
Одно и Единое Нечто. Первая представляет знание или науку, вторая того, кто знает, и
третья то, что знается. Для того чтобы объяснить себе эту идентичность, надо знать,
что Знание Творца не таково, как знание творений, ибо у этих последних знание, как
таковое, отлично от обладающего им и зависит от своих объектов, которые, в свою
очередь, отличны от знающего. Это есть именно то, что разъясняется тремя
терминами: мысль, тот кто мыслит и то, что мыслится־כשומ ־יכשמ ־כש). Наоборот;
Творец есть Сам по Себе одновременно: Ведение, и Тот, Кто ведает, и То Что ведается.
2
Одним словом, вид Его Ведения не состоит в том, чтобы прилагать Свою Мысль к
вещам, которые суть вне Его; в Себе познавая, в Себе Самом Себя зная, Он ведает и
зрит все, что есть. Ничего не существует, что бы не было бы соединено с Ним, и чего бы
Он не находил в Своей Собственной Сущности. Он есть Прообраз всего
существующего, и все вещи существуют в Нем в своих наиболее чистых и
исчерпывающе завершенных формах; таким образом, творения обладают
совершенством именно в этом существовании, через которое они делаются
объединенными с Источником их бытия, и по мере того как они удаляются от Него они
теряют это состояние, столь совершенное и столь возвышенное».
Моисей Кордуеро.
2
Трансцендентальное Бытие, будучи первой Категорией Космического Духа Сущего,
выражает лишь доктрину Продления в наивысшей абстрактности; Продление как
таковое есть лишь символ, вытекающий из долженствования, оно намечает лишь
метафизическое направление, возможность Реальности, — но не самую Реальность.
Всякая, даже относительная реальность должна быть замкнута, т.е. совокупно с
системой своих категорий и атрибутов должна представлять собой законченное и
завершенное целое, для чего необходимо и достаточно, чтобы все следствия, их
взаимные соотношения и переориентировки, уже implicite заключались бы в синтезе,
соответствующем Реальности, — как возможности. Реальность только тогда
замкнута, когда вся совокупность системы ее возможностей, как в целом, так и в
любых частях, может быть объектирована независимо от вне лежащего мира. Это
определение
эквивалентно
другому:
«Реальное
обладает
самодовлеющей
жизненностью». Ясно, что категория Продления не отвечает этому требованию, оно не
наделено даром самобытного порождения атрибутов; оно не есть Реальность, а лишь ее
первичная, но все же феноменальная категория. Ограничение определения Реальности
одной категорией Продления приводит логически к самоотрицанию, к замене Бытия —
нирваной, как ее узко понимают буддийские сектанты. Такова ирония, тяготеющая над
ними: высшая форма существования, Истинное и Абсолютное Бытие в Своей
Собственной Сущности, каковым является Дух в пралайе, может при неполноте
освещения восприниматься в виде отсутствия существования, в виде небытия! Таким
образом, очевидно, что кроме метафизического направления Продления должно
существовать другое направление, которые своим взаимным пересечением в
бесконечности и определяют Реальность. Этим вторым метафизическим
направлением является Трансцендентальное Сознание — Премудрость, учение о Ней и
составляет доктрину Аркана II. Бытие и Премудрость, утверждая друг друга,
1
«Разум Бога и объекты его, на которые он простирается, суть едины и тождественны». Spinosa. Eth.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   61


написать администратору сайта