Главная страница

тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях


Скачать 6.9 Mb.
НазваниеСказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Анкортимсчявапролдждлормсчя
Дата20.01.2023
Размер6.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSvyaschennaya_Kniga_Tota.pdf
ТипСказка
#896631
страница10 из 61
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   61
§ 1. О Божестве Абсолютном
«В начале был только Абсолют, Единый Абсолют, другого не было».
Чхапдогъя упапишада.
Аркан I Священной Книги Тота возвышается над всеми другими Арканами, ибо он
гласит о Первопричине всего существующего, о переходе Абсолюта из пралайи и
выявлении Им Активного Триединого Божества, и потому он заключает в себе все
принципы мира Проявленного. В этой чистой Природе своей он недоступен познанию,
и мы должны спуститься с этих высот и рассматривать этот Аркан в его более низком
сечении, когда он является членом primus inter pares системы Арканов.
«Абсолют есть Разум, Разум в Его Собственной Сущности; Он есть потому, что Он
есть, но не потому, что Его предполагают; Он есть или ничто не существует».
Элифас Леви.
1
«Ни одна из наших мыслей не в состоянии понять Бога и никакой язык не в
состоянии определить Его. То, что бестелесно, невидимо и не имеет формы, не может
быть воспринято нашими чувствами; то, что вечно, не может быть измерено короткой
мерой времени; следовательно, Бог невыразим. Правда, Бог может сообщить
нескольким избранным способность подниматься поверх естественных вещей, дабы
приобщиться к сиянию Его духовного совершенства, но эти избранные не находят
слов, которые могли бы перевести на обыденный язык Бесплотное Видение,
повергнувшее их в трепет. Они могут объяснить человечеству второстепенные
причины Творчества, которые проходят перед их глазами как образы космической
жизни, но Первопричина остается нераскрытой и постигнуть Ее можно лишь по ту
сторону смерти».
Так говорил Гермес Трисмегист, Учитель Египта, своему ученику Асклепию
тысячи лет тому назад. Всеобщая Мировая! Первопричина, Бесконечный и
Недосягаемый Абсолют, Вседержитель, «Кого никто же виде нигде же», Эйн Соф, Не
1
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 367.
LIII

изреченный Неведомый Бог Эллады, Истинное Бытие, Единая Реальность — Sat
индусов, Zervane-Akéréne («Бесконечный», «Круг времен») Зенд-Авесты, Тот, Кто есть,
Кто был, Кто будет —ό έστως, στησόµενος — гностиков,
1
Божественная Сущность,
нашим сознанием воспринимается в виде абсо-лютного отрицания всякого определения.
Абсолют объясняют кзк «Не Это», «Не То» и т. д. только посредством отрицания. —
Бог есть Сущий, не могущий иметь Имени — ‘Εστε γάρ δ ών άνώνοµος, ибо — Он есть
Абстрактное Бытие.
2
«Его Слава слишком возвышенна, Его Свет слишком блистателен, чтобы
человеческий разум мог Его понять, чтобы смертное око могло Его узреть».
Зенд-Авеста.
«Бог Един; То, что Едино, не имеет надобности в определенном имени».
Lactance.
3
«Не может, вообще, человек познать, что есть Бог. Одно знает он хорошо: что не
есть Бог: и тогда разумный человек это отбрасывает!».
Мейстер Экхарт.
4
«Все вещи до рождения сокрыты В Едином и Великом Бытии;
Откуда при рождения исходят, В Него по смерти снова
погружаясь».
Бхагавадгита, II, 28.
ךממ אלפןמש חמ טדדת אל
Талмуд.
5
Оно есть «Не То» (neti, neti), заповедали нам великие учителя Индии, и мы вслед за
ними на всякое слово дерзнувшему что-либо сказать о Нем должны ответствовать
лишь это вечное «Не То», ибо — «Он скрывает Свое Имя» Он ненавидит чтобы
произносили Его Имя», — как говорили древние египтяне,
6
и эта заповедь их
хранилась нерушимо на пути веков, неизменно подтверждаемая всеми мыслителями,
невзирая на различие условий и времени их жизни.
«Не произноси Имени Господа твоего!».
Исход, 20:7.
«Определять Бога — это отрицать Его!».
Спиноза.
«Всякое понятие Бога есть отрицание Его, и самые попытки определения есть
оскорбление Божества».
Фихте.
Вот почему, по учению гностиков валентиниан — Эон Христос научил
довольствоваться понятием о непознаваемости Божества-Первопричины, и не дерзать
искать проникновения в эту тайну.
7
1
По учению Симона Мага. См. «Φιλοσοφούµενα».
2
Гермес Трисмегист.
3
De falsa religione.
4
Проповеди и рассуждения. Перевод со средне-верхне-немецкого и вступительная статья М. В.
Сабашниковой. Издательство «Мусагет» МСМХП, стр. 84—85.
5
Мишна, трактат Haguiga: «Что выше тебя — не старайся познать».
6
См. М. P. Pierret. Essai sur la mythologie égyptienne. Стр. 8—11.
7
См. Ириией. Adv. haer. I, II, 5; Епифаний. К. Haeres. XXXI, XIII (t. I, II).
LIV

§ 2. О Божестве Творящем, Его Триединстве и Божественном
Тернере
«Как из пылающего огня тысячами вылетают искры, все подобные огню, так, о
друг, из Вечного возникают разнообразные существа и снова возвращаются к Нему».
«Как паук выпускает свои нити и снова втягивает в себя, как на земле растут
травы, как на голове живого человека возникают волосы, так возникает все из
Вечного».
Брахмана ста тропинок.
Когда человек встречается с какой-либо идеей, возможно два случая. Если идее
конечна, он может, смотря по степени своего развития, подняться или опуститься до
нее; почувствовав ее своим духом, он может разумом обнять эту идею так, к футляр
1
охватывает заключенный в него предмет. Если идея бесконечна, а таковая идея только
одна — идея о Сущем, то как бы человек высоко ни стоял, подняться до нее он не в
силах. Но человек сам Божественен, так как Атман его есть луч Божества; через эту
эманацию Сущего человек может проникать в сферы, навсегда закрытые его разуму, и
все усилия его должны быть направляемы лишь к тому, чтобы откровения духа
переводить в сознание разума. Так, Великие Учителя человечества, постигнув сами,
претворяли свои небесные откровения в язык земной, и как луч маяка указывает
дорогу страждущему кораблю, так свет этих Исполинов духа и разума раскрывает путь
всякому, алчущему и жаждущему Правды.
«Индра, Митра, Варуна, Агни, — так именуют Его, а Он златоперистый Гарутман.
Мудрые говорят о Едином как о многих; они называют Его Агни, Яма, Матаришва».
Ригведа, I, XIV, 46.
«Вознесемся духом к Сущему, из Которого истекает творение, продление и
разрушение этой вселенной, потому что Он объемлет все вещи и вместе с тем остается
Нераздельным».
Бхагавата пурана.
Символ, изображенный в
трапезной Троице-Сергиевской
Л
«Трудно найти Создателя и Отца этой вселенной,
но и найдя Его, невозможно выразиться о Нем
языком, понятным для всех».
Платон.
Высшая истина, которая в первоверховном достоинствесвоем лежит в основе всех
Посвящений, есть учение о Триединстве Духа и Троичностивсех Его проявлений; об
этой Троице, Единосущной и Нераздельной, и гласит первый тернер Великих
Арканов.Триединство Духа определяетЕго Субстанциональную Природу, Абсолютную
и Совершенную как Самый Дух, с Которым Она по принципуидентична.
Внутренняя, сокровенная Природа Духа есть синтез Его субстанциональных
категорий, определяющии облик Духа в разуме на
конечных ступенях его развития. Разум не есть конечная цель и первичный
источник, коему дан великий дар быть зерцалом Бытия Абсолютного и Его
Безначальной Истины. Разум, не может проникнуть в сокровеннейшие недра Духа, но
он может проникнуться Им, насытиться Его Светозарной Природой и потому может
сам стать светоносцем. Такова верховная цель разума; он не может изъяснить Дух, но с
совершенством великолепия Его отблеска, разум превращается в скрижаль
Верховного Завета, и вещие словеса на ней начертанного Глагола жгут сердца людей и
вызывают в них ответное пламя.
1
Выражение Каббалы.
LV

«Древний, да будет благословенно Его Имя, обладает тремя Главами, которые
образуют лишь одну Главу; это есть то, что есть наиболее возвышенного между
возвышенным. И так как Древний, да будет благословенно Его Имя, представляется
числом три (תלתב םישרתא אשירק אקיתעדויגב), то все другие светочи, которые освещают нас
своими лучами (другие Сефироты), одинаково заключаются в числе три».
Idra Souta.
1
«Божественная Троица образуется из: םיהלא הולא ןב שרקה חור — Бога, Сына Божия и
Святого Духа».
2
Таким образом, Бог имеет Единое Имя, показывающее Единство Его
Сущности, но в то же время Он Троичен, и эта Тройственность Едина. Как это тебе не
кажется странным, уже эти Имена объясняют тебе это... Эти Имена, которые суть три и
которые все три обозначают Единую Субстанцию, тождественную в Себе Самой как
тройной призыв: Святой, Святой, Святой... и с другой стороны содержат Троицу:
Мудрость, Разум и Науку».
3
Абулафия.
4
Сефер Иецира объясняет существование Единого Бога, показывая нам в области
многоразличия и множественности присутствие
единства и гармонии; ибо таковая целостность не
может произойти иначе как от одного Повелителя».
lehouda Hallevi.
5
Триединство Духа есть доктрина о Его Существе в
Себе Самом. Первичная Субстанция не может не быть
Единой, ибо, в противном случае, Она была бы
ограничена;
6
самое основное определение Ее состоит в
том, что Она Всеобъемлюща, т. е. что Она есть
исчерпывающее
средоточие
всей
совокупности
мировых атрибутов. Понятие о единстве возможно
лишь при совместном существовании понятия о
множественности; как то, так и другое одинаково
имеют реальное бытие лишь в мире феноменальной природы; в Мире Божественном
они претворяются в априорные потенции, и притом первичные. Единство имеет своим
высшим прообразом Бытие, множественность — Сознание; поэтому Дух есть Бытие и
Сознание; это Сознание имеет две потенции: быть единым по природе, или же
заключать в себе множественность; эти две потенции Сознания соответственно
1
Zohar. Part. HI, fol. 288, verso.
2
Столь поразительная близость учения знаменитого каббалиста с догмой Триединства в
христианстве нас не должна удивлять, ибо, вообще говоря, Каббала, как синтез, объединяет в себе догмы
обеих ветвей семитического откровения: иудаизма и христианства. Именно этому обстоятельству мы
обязаны широким развитием учений Каббалы в средние века, ибо в близости ее с христианством
тогдашние богословы видели одно из наиболее ярких доказательств абсолютной истинности
христианства. Родство Каббалы и христианства чрезвычайно ярко выражена Пика Мирандолой в его
книге: «De hominis dignitate». — «Hos ego libros non mediocri impensa mihi cum comparassem, summa
diligentia, inde-fessis laboribus cum perlegissem, vidi in illis, testis est Deus, religionem non tarn Mosaicam
quam Christianam: ibi Trinitatis mysterium, ibi Verbi incarna-tio, ibi Messiae divinitas, ibi de peccato originali,
de illius per Christum ex-piatione, de coelesti Hierusalem, de casu daemonum, de ordinibus Angelo-rum, de
Purgatoriis, de Internorum poenis. Eadem legi quae apud Paulum et Dionysium, apud Hieronymum et
Augustinum quotidie legimus. In plenum nulla est ferme de re nobis cum Hebraeis controversia, de qua ex libris
Ca-balistarum ita redargui, convincique non possint, ut ne angulus quidem reliquus sit, in quern se condant».
3
׳כ׳ג אוהא רחא םצע לע הרומ רחוימ םש ךרבתי ול שי כ׳א הלגתי הזו ךניעב הז השקיש יואר ויא דוחי אוה גוהה שולשהו שלושמ
רחא סצע רע סירומ דחי סתשלשו השלש סח… ויתומש דוסמ ךל שפכה תבשחמ יפל ללמ דוס… שודק שודק שודק ו… דחוימ
תעדהו חניבה המכחה
4
Книга Единства.
5
Cuzary. Disc. 4, 8, 25. Испанский текст в переводе Jacob Abenanda гласит так: «Ensena la deydad у la
unidad por cosas que son varias у multiplicadas por una parte, pero per otra parte, sou unidas, у concordantes, у
su union procede del uno que los ordena».
6
См. Спиноза. Этика. Ч. I.
LVI

утверждают две потенции Бытия: Единого Однородного и Единого, как Синтез
частностей; множественное Сознание о Своем Бытии, объектируя Себя как таковое,
утверждает третью потенцию Бытия и Сознания. Эти три потенции в своей истинной
природе при соединении Бытия с Сознанием претворяются в три Ипостаси Духа,
Единосущные и Нераздельные. Первый тернер Великих Арканов в своем высшем
аспекте есть учение о Триединстве Чистого Духа, и, в силу этого, он в своем целом
доминирует и возвышается над всеми другими Арканами и выявляет высочайшую
доктрину, до сознания которой человек может подняться. Эта доктрина в своих трех
Ипостасях выражается так:
Аркан I есть учение о Едином Однородном Космическом Бытии (Sat) — о
Первичном Вселенском Сознании, как Единой Реальности.
Аркан II есть учение, о Едином Всеобъемлющем Бытии — о Субстанциональном
потому содержащем потенции атрибутов) Космическом Сознании, как Единой
Реальности.
Аркан III есть учение о Едином по сущности, но Тварном по природе Бытии — о
Синтетичном
(как
интегральная
совокупность
атрибутов,
отдельных
дифференциальных аспектов) Интегральном Космическом Сознании Единой
Реальности.
«Das reine Seyn macht den Anfang, well es sowohl reiner Gedanke, als das unbestimmte
einfache Unmittelbare ist, der erste Anfang aber nichts Vermitteltes und weiter Bestimmtes
seyn kann. Dieses reine Seyn ist nun die reine Abstraction, damit das Absolut-negative,
welches, gleichfalls unmittelbar genommen, das Nichts ist».
Hegel.
1
«Близость святилища дает услышать раздающиеся вместо привета Божественные
Слова: «Познай самого себя», и человек отвечает всем своим существом: «Эл, — Ты
ecu». Ибо единое наименование, единое определение Божества заключается в
утверждении, что Оно есть».
Плутарх.
Бог есть Чистое Бытие — необходимо существующее (Вайибул-вууд)».
Учение суфиев.
2
«Имя, которое обозначает «Я семь» היהא,
нам показывает объединение всего того,
что есть, состояние, в котором все пути мудрости еще сокрыты и соединены вместе без
возможности разделить одни от других. Но тогда Он намечает линию разделения, когда
хотят выделить Мать, несущую в Своем Лоне все вещи и явить их к существованию,
чтобы раскрыть Верховное Имя, то Бог говорит, говоря от Себя: «Я Кто есть» היהא
רשא.
3
Наконец, когда все уже облечено формой и вышло из Материнского Лона, когда
каждая вещь имеет свое место, и когда хотят определить сразу Качествование и Бытие,
Бог именуется Иегова или «Я есмь Тот, Кто есть» היהא רשא היהא. Таковы суть тайны
Святого Имени, открытые Моисею, и знание которых ни один человек не разделил с
ним».
Зогар.
4
1
«Все начинается из Чистого Бытия, которое есть лишь совершенно неопределимая мысль, простая
и неизмеичивая, ибо истинное Начало не может быть ничем иным... Но это чистое Бытие есть лишь
высшая степень абстракции, это есть абсолютно отвлеченное понятие, которое может быть, если его
мыслить как таковое, названо Не-Бытием». — Гегель
2
По история и литературе суфизма см.: Malkolm. Ilistoire de la Perse. Paris, 1821, trad, de l’anglais;
Gobincau. Les religions et Ics philosophies dans 1’Asie centrale. Paris, 1866; John P. Broun. The dervischcs, or
oriental spiritualism. У Поздиева, в компиляции: «Дервиши в мусульманском мире». Оренбург, 1886,
сделана сводка почти всей европейской литературы о суфизме.
3
האלע אמיא והיאד ארהנ אוהה קימא רתבל אלכד אללכ אד היהא הירתאב דחו דח לכ ןקתתאו אלכ קיפנד רתב היהא רשא דמא
חרבעתאו
הוהי רמא
4
Zohar. Ill part., fol. 65, verso, sect. תומ ירחא
LVII

Первичность понятия о Трансцендентальном Бытии проходит красной нитью через
большинство религий, учений и философских систем. Древнейшая формула этой
доктрины была дана древним Египтом:
«Я есмь Тот, Кто есть»!
1
Это есть высочайшая степень выражения Бытия через тройственное его
утверждение, ибо в понятиях «Я», «есмь», и «есть» одинаково заключается Бытие, а
потому эта формула в сущности гласит: «Бытие — Бытие Бытия». В полной гармонии
с египетской формулой гласит философия Вавилона. В египетско-ассирийском отделе
Британского музея находятся три небольшие потрескавшиеся таблички из глины,
относящиеся к царствованию Син-Мубалита и его сына Хамурапи; они равно
содержат формулу:
т. e. Jahve есть Бог». А так как «Jahve» значит
2
— «Сущий», «Постоянный, «не
Подверженный изменению», «Существующий вне времени и проявляющий Себя в
подчиненной вечным законам вселенной», то мы убеждаемся в полном тождестве
вавилонской формулы с египетской. Через автора Пятикнижия эта формула целиком
перешла в Тору —
«Бог сказал Моисею — Я есмь Сущий».
Исход, 3:14.
Зародившись в Египте, эта формула с одной стороны через Тору вошла в Каббалу,
а с другой была воспринята философами Греции. Знаменитый средневековый мистик
и каббалист Рейхлин в своем труде «О Слове Чудесном»
3
сопоставляет воззрения
Платона и Каббалы, устанавливая полное тождество в выражении ими этой доктрины.
היהא רשא היהא — «Ego sum qui sum».
Каббала.
«τό όυτως ών»,
Платон.
Учение иерофантов Египта, частью в прямой преемственности, частью через
посредство каббалистических течений евреев, совместно с философией Эллады
вылилось в неоплатонизм и гностицизм. При этой передаче доктрина о Бытии как
Высшей Первичной Трансцендентальной Категории Божества была воспринята в
полной чистоте.
1
H. Brugsch. Die aegyptische Gräberwelt. Стр. 38.
2
См. Фридрих Делич. Библия и Вавилон. Пер. бар. А. А. Нольде. СПб., 1906. Стр. 39.
3
Reuchlin. De Verbo Mirifico. Базель, 1494, in—f°.
LVIII

«Бог есть Совокупность и Первоисточник потенций Бытия».
Симон Маг.
1
«Она была, когда ничего не было, только это ничего не относится к чему-нибудь из
сущего (т. е. к реальному миру), но, говоря просто и ясно, без всяких софизмов, Она
была до небытия. И когда я говорю — была, я не хочу сказать, что Она была, но лишь
обозначаю свою мысль, говоря, что было Преждесущее Ничто. И Это не было То, Что
называется Неизреченным, ибо Неизреченным обозначается Нечто, а Это даже не
Неизреченное, ибо Оно превыше всякого слова или обозначения».
Василид (гностик).
2
Отзвук этого учения дошел и до наших дней, запечатлевшись в философии и
мистицизме новейшей истории Европы.
«In conceptu entis summe perfecti existentia necessaria continetur».
Декарт.
3
Эти взгляды разделяет также и Сен-Мартен, знаменитый «неизвестный философ»
— апостол мартинизма.
«Несовершенство, присущее временным вещам, показывает, что они ни равны, ни
со-вечны с Богом и раскрывает в то же время, что они не могут быть перманентными
как Он, ибо их несовершенная природа, не содержа совершенно Сущности Божества,
Которой Единой присуще совершенство жизни, должна мочь терять жизнь или
движение, которые она могла получить; Истинная же Природа Бога есть Непреложное
Бытие, т. е. Бытие Безначальное».
Сен-Мартен.
4
«Бог вечен и вечно непременен; Он есть Тот, Кто есть, наше же бытие заемное;
горделиво мы скажем, если назовем оное каплей Его Сущности. Пусть светила
померкнут, и миры, в которых мы столько удивляемся порядку, согласию, красоте и
великолепию, распадутся; мы же, ползающие муравьи, пусть обратимся в прах, а духи
со всеми тварями в ничто, — но и тогда останется еще Бесконечное, Беспредельное
Существо, Неизмеримое Бытие Того, Который Один только сказать может: «Я есмь
Тот, Кто есть».
5
«Он есть Тот, Кто был, и будет Тот, Кто есть, и есть Тот, Кто будет.
6
Он Бытием
Своим превосходит всех тварей — Он Начало и Источник, из Которого всякое
конечное бытие, одно после другого, истекает, однако ж так, что сие не переменяет и не
истощает Его Существа».
Эккартсгаузен.
7
Творчество есть Проявление Субстанциональной Сущности, есть выход Ее из
состояния Нераздельного Единства, есть перенос Сознания во вне этого Единства через
изменение вида Самосозерцания. Единичность Бытия есть синоним отсутствия
критерия, стремление к каковому определяет сущностъ Сознательного Бытия;
нераздельность. Единство есть поэтому отсутствие Самосознания; это есть
продление, но не жизнь, это есть бытие и небытие. Пралайя, т. е. Непроявленная
Субстанция, не только непостижима в силу ограниченности познающих начал
человека, но и более того, — это есть maximum maximorum возможных противоречий.
1
«Philosophumena». Эта доктрина лежала, по-видимому, в основании всего учения Симона Мага,
изложенного им в его «’Απόφασις µεγάλη».
2
Philosophumena. VII, 20.
3
«В понятии самого совершенного Существа необходимо содержится существование».
4
Tableau Naturel des rapports, qui existent entre Dieu, l’Homme et l'Univers. Стр. 13—14.
5
Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 52—53.
6
Эта формула была дана Симоном Магом — «ό έστως, στάς, στηςόµεος».
7
Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 55—56.
LIX

Пралайя есть только метафизическая идея, это есть лишь постулат, начало всякого
миропонимания, имеющий свой raison d’être в том, что оно определяет абсолютным
образом начало всех относительных построений. Проявление Субстанции есть не
свойство Ее, могущее быть и могущее не быть, а самое Ее Существо, так как лишь с
проявлением Субстанция Себя утверждает. Мировое Творчество как таковое есть
утверждение Божества в Себе Самом.
«Энергия Бога есть Его Воля; Его Сущность есть Желание, чтобы Вселенная была,
ибо Бог, Отец и Добро, суть не что иное, как Бытие того, что еще не существует».
Гермес Трисмегист.
Субстанциональное Творчество есть расчленение Самосознания Сущности, это есть
выявление потенциальной возможности бытия Ее отдельных аспектов, как
самостоятельных субстанций второго рода, аналогичных Субстанции Основной.
Дальнейшее изменение Целостного Самосознания осуществляется Основной
Субстанцией уже через посредство этих отдельных аспектов. Отсюда следует, что
Субстанциональное Творчество первично по Природе и не может иметь продления,
Оно заканчивается в момент порождения идеи творчества как таковой и ею
исчерпывается. Таким образом, акт мирового Творчества есть акт выявления идеи о
нем Божественной Сущностью, как следствие противопоставления ей Мирового
Инертного Начала, Абсолютного Ничто.
«Праджапати, Господь всего создания, возжелал: «О если бы Я был не Один, если
бы Я умножился!»... и прежде всего Он создал Брахму».
Сатапатха брахмана
Мысль есть внешнее проявление воли, идея мысли есть самое существо этой воли.
В процессе мышления до его выявления в конкретную форму выявляются все те
атрибуты, по которым только мы и познаем силу самодовлеющую. Мышление
конкретное есть реализация во вне волевых импульсов; мысль сама по себе есть
источник силы и только в человеческом мире она как таковая отделена еще от ее
реализации; в Мире Божественном этого разнствования нет и мышление есть
осуществление воли. Вот почему Мировое Творчество, порождение Абсолютом Идеи
Творения, есть выявление Им Творящего Божества, Которое является синонимом
эманированной во вне Воли Эйн Софа.
По отношению к Триединому Творящему Божеству Аркан I гласит о Его Существе
как о Воле Абсолюта, эманированной во вне, для осуществления реализации
принципов Бытия и Небытия в мире природы.
«В начале Бог сотворил небо и землю. Земля же была безвидна и пуста и Дух Божий
носился над бездной». — Так Бытие раскрывает тайну, что Творчество Абсолюта
выливается лишь в создание идеи творения, чрез утверждение дилеммы Неба и Земли;
дальнейшее Творчество осуществляется уже Его эманацией, Идеей Творения, которая
есть Дыхание Бога. Фабр д’Оливе
1
так передает точный текст начала Книги Бытия:
1. «В начале Элоим, Существо Существ, сотворил в принципе (берешит) то, что
составляет существование Небес (Шамаим) и Земли (Аретц).
2. Но земля была только потенциальное пространство в метафизическом
абстрактном пространстве (тоху во боху). Темнота (Хошек), сила вяжущая и
сжимающая, обнимала бездну (Тгом), бесконечный источник потенциального
существования и Дух Божий (Руах-Элоим), Дыхание расширяющее и оживляющее
(приготовляющее пространство к свету), проявляло силу своего порождающего
действия, проникая Воды (Маим), состояние универсальной пассивности вещей».
1
Fabre d'Olivet. La langue hebraique restituée et le véritable sens dc mots hebreux rétabli et prouvé par
leur analyse radicale. Pans, Librainc generate des sciences occultes, biblithèque, Chacornac, 1905, pp. 25 et 27.
По сокращен, русск. пер.: Фабр д’Оливе. Космогония Моисея. Перевод В. Н. Запрягаева. Вязьма, "1911.
Стр. 1.
LX

Идея Мирового Творчества есть Аспект Самосознания Божества, а потому Она
также является Аспектом Самого Божества; этот творческий Аналог Абсолюта есть
Божество Творящее. Через посредство этого деятельного Аналога Своего
Непостижимая Первопричина утверждает Себя в комплексе Своих расчлененных
аспектов. Каждый отдельный аспект рождается из Божества, а потому он есть Его
эманация; выявляя аспект и утверждая его в относительном мире, Божество в нем
отражается; поэтому Творчество есть одновременно Эманирование, Выявление и
Отражение. Идея мысли есть связующее звено между эманирующим центром и самой
мыслью как таковой. Это и приводит нас к Доктрине Аркана I: Творящее Божество
связывает меж собой Абсолют и Мир Проявленный. Отходя от Непознаваемой
Первопричины, человек обращается к постижению Творящего Божества в
совокупности принципов творчества и последовательной цепи законов, по которым
оно протекает; поэтому Божество Творящее есть Абсолютный Источник всякого
познания вообще и его Конечная Цель.
«Бог есть Абсолютный и Вечный Брахман, точно так же, как и Отец вселенной.
Неделимый Брахман подобен безграничному, безбрежному океану, в котором я могу
только биться и утопать, но когда я приближаюсь к вечно деятельному Божеству, я
обретаю мир как утопающий человек, который приближается к берегу».
Шри Рамакришна Парамахамса.
1
Аркан I раскрывает испытующему духу нашему основную доктрину, что
возникновение мира есть следствие Проявления Божественной Сущности, захотевшей
познать Себя в Своем творении. Она отразилась в Ей же порожденной Мировой
Пассивности и перешла в этом отблеске Своем в состояние динамическое,
воспринимаемое человеком в виде Триединого Творящего Божества. Его Троичность
является аспектом Троичности Абсолютной и познается в Динамическом Тернере,
составляющем второе, низшее сечение Триады первых трех Великих Арканов.
Аркан I гласит о Мировом Творчестве как переходе Абсолюта из состояния
прапайи в состояние динамического отражения выявленного Им Триединого
Творящего Божества в выявленной Им же Самим Мировой Пассивности (Космической
Среде, Высшем Астрале Аркана XXII).
Аркан II гласит о Мировом Творчестве как следствии выявления Божественной
Сущностью Мировой Пассивности, отражаясь в которой Триединое Божество
выявляло из Себя Свои образы, и обволакиваясь которыми Оно и породило принцип
Майи — Мировой иллюзии.
Аркан III гласит о Жизни Мироздания как отблеске в волнах иллюзии Истинного
Бытия Сущего в Его пралайе.
«Тот, Кто создает безостановочно миры — Троичен. Он есть Брахма-Отец, Он есть
майя — Мать, Он есть Вишну — Сын, — Сущность, Субстанция и Жизнь. Каждый
заключает в себе двух Остальных и все Три составляют Одно в Неизреченном».
Упанишады.
Триединое Творящее Божество, как Эманация Абсолюта, в Существе Своем в
принципе Непостижимо; но человек может стремиться к Нему и постигать
приближением; при этом в его сознании Оно претворяется в систему трех принципов,
которые и составляют внешний аналог Божественной Триады, именуемый Первым или
Божественным Тернером. Человеческий разум, стремясь к синтезу, выявляет из
множественности дифференциальных частностей общие принципы, из которых эти
частности вытекают как следствия. Таким путем человек постепенно создает в своем
сознании метафизические концепции, которые существуют лишь абстрактно и как
таковые непосредственно не наблюдаются. Выявление каждого общего принципа есть
1
Проф. Макс Мюллер. Шри Рамакришна Парамахамса, его жизнь и учение. Перевод с английского
И. Ф. Наживина. Москва, 1913.
LXI

сознательное и искусственное разрывание его связей со всем тем, к чему он тяготеет.
Чем выше принцип, т.е. чем совершеннее был произведен синтез, тем более сильно его
тяготение ко всему, что с ним связано. Всякий синтез человека есть постепенное
накопление в выявляемых им в своем сознании принципах огромной потенциальной
мощи. Продолжая свои синтезирующие построения до абсолютного максимума,
человек и приходит к постижению Первого Божественного Тернера. Если теперь
человек устранит все ограничения, то этот Божественный Тернер, в силу взаимного
тяготения своих членов, превратится в Единую Нераздельную Троичность, которая и
есть Творящее Божество. Сделать это человек не может, ибо с этого момента его Тернер
ускользает из его сознания и претворяется в Божество и в Его отражение — в мир, из
которых Первое непостижимо вследствие Своей сверхчеловеческой Божественной
Синтетичности, а во второй — вследствие своей дифференциальной раздробленности.
Итак, Божественный Тернер представляет из себя последнюю грань, которую человек
в принципе может достигнуть. Это есть построение искусственное, он должен это всегда
твердо памятовать, но, вместе с тем, это есть единственный путь, в абсолютном
значении этого слова, по которому он может вечно познавать приближением.
«Не может быть разобщенности в этом неподверженном превращению, не имеющем
формы, неуловимом Абсолютном Бытии, Которое выше отношений субъекта, объекта,
орудия, Которое всегда полно, как вода, затопляющая все во время великого потопа. В
нем тонет причина иллюзий, как мрак в лучах света; по истине, не может быть
разобщенности в Нем, в Высшей Сущности, не имеющей отличительных признаков,
вечно Единой, второй подобной Которой не существует».
«Вивека Чудамани».
1
Первый Божественный Тернер лежит в основе всех религий земли. В своем
существе он представляется целостным и вполне определенным понятием, но во
внешних своих проявлениях он запечатлен в них в различных формах, которые,
однако, могут быть сведены в три группы:
Первая: Как воды фонтана с силой устремляются вверх, поднимаются на высоту,
гордясь своим мощным полетом, возвышаются и затем снова падают, чем дальше, тем
все быстрее, чтобы вернуться в среду, из которой они были рождены впервые, — так и
мир, как в великом, так и в малом, всегда и неизменно рождается, блещет, сияет и
радуется в кульминации своего развития и вновь нисходит, чтобы раствориться в
пучинах неведомого. Таково представление о Божественном Тернере в виде закона
последовательности, сюда относятся: культ Брахмы, Вишну и Шивы, учения, легенды
и мифы о трех Парках, трех Норнах,
2
о суточном пути Озириса, Аполлона и Феба.
Вторая: Отец, Мать и Сын, Начало Активное, Начало Пассивное и Начало их
взаимодействия. Такое выражение Божественного Тернера было наиболее
распространено: Молох и Ашера, Ваал и Танита, Зевс и Афродита, Озирис и Изида,
Мардук и Бэллита, Бэлл и Эа, Брахма и Майя, Тримурти Индии, Трехликий Янус и
вообще все фаллические культы.
Третья: Дух, Разум и Сила, т. е. учение о Демиурге по Каббале и гностикам, учение
Аверроэса
3
о Мировой Душе, тернер Индии: Ар, Ари и Виради.
4
Все эти учения
сводятся к идее о самодовлеющей силе, порождающей себе противопоставление в виде
Пассивного Начала, отражающейся в нем и порождающей, таким образом, мир из
небытия.
1
Сокровище Премудрости. — Шри Шанкарачарья.
2
По древиегерманской мифологии; см. Вагнер. Кольцо Пибелупгов.
3
См. Ernest Renan. Averoès et l’Averoisme. Paris, Caiman Lévy, éditeur, 1882.
4
Bernard Picart. Ceremonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde. Amsterdam, cher
Bernard, MDCCXXII; «Виради» — есть «первичная материя». — см. Marius Fontane. Histoire universelle
Inde Védique Paris, Alphonse Lemerre, éditeur, MDCCCLXXXI, стр. 363.
LXII

Аркан I, гласящий о Целостном, Божественном Тернере, в следующем низшем
сечении своем гласит о Мировом Активном Начале и здесь впервые становится
равноправным членом со II и III Арканами Священной Книги Тота.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   61


написать администратору сайта