Главная страница

тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях


Скачать 6.9 Mb.
НазваниеСказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Анкортимсчявапролдждлормсчя
Дата20.01.2023
Размер6.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSvyaschennaya_Kniga_Tota.pdf
ТипСказка
#896631
страница16 из 61
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   61
§ 4. О природе движения. О траектории и элементах
простейшего абсолютного движения
Привыкнув с ранних лет воспринимать явления мира в формах раз навсегда
установленных, человек, тем самым, лишается возможности критически относиться к
тем постулатам, на которых зиждутся самые основные формы восприятия. Целый ряд
положений человек с детства привыкает считать раз навсегда и абсолютно
доказанными, а между тем в действительности они чисто условны и не имеют под
собой никакого положительного и реального основания. Нет ничего более ошибочного
в мире, чем так называемая «очевидная истина»; именно вследствие этой кажущейся
очевидности человек и не дает себе труда заглянуть в ее глубь и ее проанализировать.
XCIX

Большинство великих открытий в области техники
1
прививались так трудно именно
потому, что они шли вразрез с принятыми тогда «очевидными истинами». Вот почему
так трудно говорить об основных элементах восприятия, вот почему потребна столь
громадная воля, чтобы неослабно следить за своим сознанием во время логических
построений, когда человек обращается к анализу первооснов самого сознания. Мы
можем непосредственно наблюдать в мироздании явления и движения отдельных
факторов лишь как результирующее следствие действия всей массы заинтересованных
причин. Явления мира бесконечно сложны по своей наблюдаемой внешности, хотя в
действительности они проистекают из весьма простых и общих законов. Следуя
общему методу познавания, мы и в данном случае должны прибегнуть к строгой
классификации, твердо памятуя, что такой путь есть единственный, нам доступный.
Ясное дознание в разуме соотношения между истинной природой явления и его
наблюдаемой внешностью может быть достигнуто лишь путем отчетливого
расчленения действующих причин от их феноменальных результатов. Каждое
наблюдаемое непосредственно явление в мироздании есть результирующий комплекс
ряда частных, которые являются элементами его составляющими. Каждый элемент
есть атрибут и непосредственное частное следствие некоторого общего принципа,
представляющегося истинной первоосновой явления. Обращаясь к проблеме о природе
движения, мы можем сказать a priori, что наше познавание должно коснуться трех
видов его: первоисточник движения, априорные элементы движения и, наконец,
простейший вид движения, могущий быть наблюдаемым непосредственно.
Пульсацией я называю первоисточник всякого движения. Она есть субстанция,
познаваемая по своим атрибутам
Элементом движения я называю атрибут пульсации; совокупность абстрактных и
не могущих быть воспроизведенными в отдельности элементов создает наблюдаемые в
действительности движения.
Простейшей формой или траекторий движения я называю такую, которая
получается при действии независимого нумена, при устранении от влияния всех других
факторов мироздания.
«Первый из основных законов мирового проявления есть всемирный закон смены,
чередования. Ничто во вселенной не развивается по непрерывной прямой линии.
Каждая вещь двигается до известной точки, потом отступает назад; новое движение
вперед подвигает ее дальше чем предшествовавшее и т. д. (по извилистой кривой,
геликоиде)».
Браман Чаттерджи.
2
Человек воспринимает мир как движение, ибо его разум способен воспринимать
лишь разности состояний или явлений. Мир соткан из различных модификаций
единой космической энергии; в своем потенциальном состоянии она создает иллюзию
материи,
3
а в кинетическом она осуществляет жизнь мира; все выше и выше
синтезируясь, она переходит в пределе в энергетивную природу чистого духа. Учение
об энергии и движении, как анализ первоосновы сознаваемого мира, представляет
собой в своем высшем развитии учение о технике самоутверждения духа. Понятие о
1
Прекрасным примером к сказанному может послужить хотя бы следующий исторический факт.
После открытия Уаттом паровой машины целому ряду изобретателей приходила мысль о возможности
использования паровой силы для движения по рельсам. Тем не менее, до открытия паровоза прошло
много десятков лет, ибо все считали трения между рельсами и бандажами колес недостаточным, и все
усилия изобретателей направлялись исключительно на выдумывание зубчатых колес и зубчатых
рельсов. Когда Стефенсон понял ненужность всех этих приспособлений, — его стали считать
сумасшедшим, говорили, что его «Ракета» должна будет бесплодно вертеть колеса, стоя на месте, и
удивлялись его нежеланию понять столь очевидную истину.
2
Браман Чаттерджи (Brâhmachârin Bodhabhikshu). Сокровенная религиозная философия Индии.
Перевод Е. П. Калуга, 1911. Стр. 29.
3
См. учение о дематериализации материи.
C

движении представляет собой нуменальный принцип, и в силу этого оно может быть
познано с наибольшей глубиной в применении его к высшим метафизическим
факторам. Мы будем изучать движение в метафизическом пространстве, оставляя за
собой свободу переносить полученные нами сведения по законам аналогии в мир
движения физического.
Прямолинейное движение совершенно ошибочно почитается за основной вид
движения, в этом случае особенно рельефно обрисовывается вся нелепость так
называемой «очевидной истины». Прямолинейное движение не может быть основным
элементом движения, потому что оно требует для своего наличия существования
целого ряда добавочных факторов. Во-первых, потребна действующая сила, а она
может возникнуть лишь при наличии некоторой вне лежащей и находившейся в
контакте массы, в свою очередь приведенной в Движение; во вторых, оно требует для
своего существования инерции, т.е. массы движущего тела. Отсюда следует, что масса
первее движения прямолинейного, т.е. такое движение возможно лишь в мире уже
существующих масс, иначе говоря, это движение по самому существу своему имеет
феноменальный характер и не может иметь места в мире нуменальном. Масса есть
основное качество материи, наличием которого определяется самое ее присутствие.
Элемент материи, атом есть, согласно новейшим данным науки, вихрь корпускул,
который суть не что иное, как единицы электричества, т. е. энергии. Таким образом, в
действительности оказывается, что не масса, порождает энергию, а наоборот, что она
сама есть порождение энергии. Отсюда окончательно выводим, что простейшая форма
движения, т. е. непосредственно порождаемая нуменальным энергетическим
источником при наличии независимости действия, должна иметь некоторый другой
вид.
Нашему познанию доступны два случая независимого простейшего движения,
соответствующего истинной потенциальной модификации энергии (см. Аркан XI):
атом и космическая туманность. Как в том, так и в другом случае, наличие
энергетического источника, непостижимого в своей собственной природе, сказывается
в замкнутом вихревом движении. Отсюда чисто эмпирически мы уже имеем
возможность сделать вывод, что элементарной формой движения является вихрь. В
дальнейшем изложении мы не раз будем иметь возможность показать, что это является
следствием поп solum rationae imperii, sed etiam imperio rationis.
1
Вихревое движение неотъемлемо заключает в себе элемент времени или, вернее,
продления, т.е. наличие измерения по координате времени. В силу этого, вихревое
движение по самому существу своему лежит в четырехмерном пространстве и может
восприниматься человеком лишь в проекции на плоскость восприятия, лежащую в
метафизическом пространстве, перпендикулярно координате времени.
2
При этом
проектировании вихрь переходит в траекторию движения, имеющую следующий вид:
Самый общий вид движения в трехмерном пространстве есть спираль, навитая на
эллиптический конус, дающая в проекции на горизонтальную плоскость Архимедову
спираль, имеющую больший или меньший эксцентриситет с центром кругового
сечения, на вертикальную же плоскость — затухающую синусоидальную кривую..
В природе в действительности имеет место лишь истинное вихревое движение, но
так как мы воспринимаем пространство методом координатных проекций, то мы в
каждой из них получаем не составляющую движения согласно метафизическому
разделению, — его элемент, но проекцию целого в искаженном виде. Отсюда становится
1
He только разумом власти, но и властью разума.
2
Эти идеи весьма подробно разработаны в современной литературе. Кроме теории М. Аксенова и
Германа Минковского можно указать на труды: Хинтона — «The Fourth Dimension» и «A New Era of
Thought», П. Д. Успенского — «Четвертое измерение» и «Tertium organum». Яркое выражение
сказанного мы видим в книге проф. Джемса «A Pluralistic Univers», — он цитирует замечание проф.
Бергсона: «наука изучает всегда только t вселенной, т. е. не вселенную в целом, а только момент,
временной разрез вселенной».
CI

понятна причина, почему истинная природа движения ускользает от исследования
путем применения, вообще говоря, условных законов механики, приноровленных к
трехмерному пространству.
1
Но зная истинный вид траектории движения, мы можем
разложить его на его составные части, на его элементы: Iпоступательное,
прямолинейное движение, II— вращательное движение, III— движение расширения, IV
— движение сжатия. Все эти четыре элемента неразрывно связаны между собой и
друг друга обусловливают, причем первый из них вызывается непосредственно
нуменальным действием духа, а другие три являются его следствием и по природе
своей возникают из среды В своей совокупности эти три элемента выявляют природу
флюида — прототипа всякого феноменального движения вообще.
«В нашей книге «Au Seuil du Mystère» мы осветили, согласно постоянному
преданию учителей мудрости, тройную природу универсального флюида,
рассматриваемого или в его движении расширения — Аод דוא, или в его движении
ограничения — Аоб בוא, или же в интегральном круге его двойного движения
восходящего и нисходящего — Аор רוא.
Станислав де Гуайта.
2
Прямолинейное движение, таким образом, имеет место лишь в области духа, как
следствие его субстанциональности.
§ 5. О иероглифе Аркана III
В левой руке Женщина иероглифа Аркана III держит скипетр, жезл Венеры —
великий символ жизни. Шар, укрепленный наверху — это символ Божественной
Сущности, одновременно содержащей в Себе всю вселенную, все ее проявления, краски
и гармонии: он есть естественное изображение законченности, совершенства и
полноты. Как шарообразная форма не имеет ни начала, ни конца, так как в любом
месте ее может быть назначено как то, так и другое, так и понятие о Божественной
Сущности исключает представления о каких бы то ни было пределах, о каких бы то ни
было условных ограничениях. Она есть все и ничто, Она есть Источник всякой жизни,
всякого движения, но, обнимая все в мире и будучи совершенной, Она недвижима.
Человеческий дух — это луч Божества, пронизывающий все миры, и все
наполняющий, ибо — он сам по себе есть источник всякой силы; таков символизм
жезла Женщины. Диск, укрепленный на жезле, есть символ Мирового Пассивного
Начала. Оно не имеет собственного света, но Оно способно светить всеми цветами,
отражая все цвета, формы и гармонии Мировой Активности. Как диск попеременно
меняет цвета свои, так и Пассивное Начало не способно задерживать свой отраженный
свет, и как только видоизменяется активность, тотчас же соответственно изменяется и
отраженный свет Начала Пассивного. Диск и жезл проектируются в крест, символ
жизни. Пятьдесят тысяч лет тому назад созвездие Большой Медведицы имело вид
правильного креста, и этот начертанный в мировом пространстве символ был
воспринят людьми и положен в основание всех мировых религий.
3
Женщина держит
Жезл левой рукой так, что ее кисть образует отверстие, символизирующее ктеис, ибо в
мире физическом естественным символом Активного и Пассивного Начал являются
перекрещенные фаллос и ктеис.
«Привет тебе, крест; но не ты со мной радуешься. Ибо я знаю твою тайну, тайну
воздвижения твоего! Ты укреплен в мире, для укрепления стоящих, ты простираешься
до неба и вещаешь о Высшем Слове. Ты распространяешься вправо и влево и
1
См. труды: Пуанкаре, Карпентера, Лебоиа, Беккереля, Л а Роза, Хвольсона, Джевонса, Беббиджа и
др.
2
La Clef de la Magie Noire.
3
См. «Le signe de la croix avant le christianisme» par Gabriel de Mortillet Paris, C. Reinwald, libraire —
éditeur, 1866.
CII

изгоняешь темные силы и собираешь рассеянное. В земле укреплен ты и соединяешь
земное с небесным... О крест, в земле посаженный и приносящий плоды в небесах»!
Обращение an. Андрея перед мученичеством своим ко кресту.
1
Луч Божественной Сущности, символизируемый древком жезла, не прерывается на
месте встречи с пассивным сопротивлением; это и указывает на то, что энергия
человеческого духа равномерно задерживается всеми планами проявленного мира, так
сказать, всей его толщей. Этим человеческий дух получает возможность не только
проникнуть до самого дна мира бытия, до самых низин физического мира, не только
одновременно жить, мыслить и чувствовать во всех планах и во всех мирах, но и
одновременно с тем он получает возможность стремиться, работать и познавать всем
своим протяжением, т.е. одновременно эволюционировать во всех планах космоса,
воспринимать и создавать все вибрации во всем великом многообразии вселенной.
2
Позади Женщины видны два крыла, постепенно становящиеся все менее и менее
материальными и переходящими наконец в два светлых луча, теряющиеся в выси
эфира. Этот символ указывает на то, что жизнь мира есть следствие возникновения в
Божественной Сущности двух Великих Мировых Начал — Начала Активного и
Начала Пассивного. Это и есть Первый Божественный Тернер. Жизнь — это движение;
живет только то, что изменяется, остановка есть смерть, но всякое движение может
одинаково стремиться к максимуму или к минимуму. Вот почему самое положение
Женщины, в правой руке держащей щит, а в левой жезл, указывает на то, что жизнь
есть рождение второго Божественного Бинера, рождение двух великих мировых Начал
Инволюции и Эволюции. Мировая жизнь есть следствие одновременного стремления
отдельных частей космоса, одних к эволюции, других к инволюции, Мир и
Божественная Сущность составляют вместе Великое Целое, составляют космический
замкнутый круг.
Кубический камень, покоящийся на сфере и служащий седалищем Женщины, есть
символ того, что эволюция человека зиждется на восприятиях ментального мира.
Масса полупрозрачна — это изображает идею, что эти восприятия способны осветить
мир лишь до известной степени, после этого человек уже должен пользоваться
восприятиями лишь мира духовного. Кубическая форма символизирует, что мир
материи с присущими ему силами зиждется на принципах четырех стихий. Женщина
попирает левой ногой уменьшающийся лунный серп; это указывает, что человек
должен сделать пассивное начало своим помощником; постольку, поскольку оно
олицетворяет мир материи и принцип неподвижности, он должен восторжествовать
над ним. Человек должен достигнуть того, чтобы смена времен и все внешние
видоизменения уже не оказывали бы на него никакого действия. Время должно
перестать существовать для него из сознания, что его в действительности не
существует вовсе. В своей правой руке Женщина держит щит параболической формы с
изображенным на нем орлом, у которого одно крыло вертикально опущено, другое
горизонтально, а на шее висит ключ жизни. Гордый и могучий, свободный
царственный орел, легко парящий высоко над землей, есть естественный прообраз
духа человеческого; вместе с тем, символ орла раскрывает нам причину прерывности
манифестаций феноменов в мироздании. Всякое движение идет по зигзагу, но в
большинстве случаев мы воспринимаем лишь одни составляющие этой линии, так как
другие лежат в высшем недоступном для нас измерении. Иначе говоря, эта истинная
зигзагообразная траектория движения проектируется в наше трехмерное сознание в
виде пунктирной линии. Сказанное резюмируется так называемым «законом орла»:
«Всякий интеграл, выявляющей бинеры, никогда и ли при каких условиях не может
одновременно активно работать или пассивно воспринимать сразу в обеих
1
По апокрифу.
2
Сюда именно и относится завет Аполлония Тианского — «Ты трехпланен — учись трехпланно!»
CIII

полярностях, наоборот, всегда в одновременной работе, совершаемой членами бинера,
деятельность одного полярно работе другого, т.е. когда некоторый аспект члена
бинера активен, в другом член бинера этот аспект пассивен и обратно. На груди у орла
висит «ключ жизни», причем его направление совпадает с равнодействующей сил,
изображаемых крыльями; этот символ и выражает всю идею зигзага. Как бы ни
различен был, казалось, иногда путь человеческой эволюции, как ни сильно
разнствование работ человека во время отдельных звеньев, отдельных этапов всего
пути, он продолжает идти к своей цели, вечно к ней приближаясь, и идти при этом по
пути кратчайшему. Как ни различны эмоции, переживания, чувствования и желания
отдельных сторон его существа, как ни противоречивы с первого взгляда требования и
стремления полярных членов его бесчисленных бинеров, как ни сложен и извилист его
путь с первого взгляда, одинаково, в действительности, все стороны его существа
тяготеют к единой цели.
Аркан IV
I. Традиционные наименования:
Йод-Хе-Вау-Хе, Forma, Auctorifas, Adaptatio, Император.
II. Буква еврейского алфавита:
ד (Далет)
III. Численное обозначение:
Четыре.
IV. Символическое начертание:
Наступает утро; воздух чист, прозрачен и звонок; он весь наполнен чарующей нежностью и
благоуханием, и моя грудь широко раскрывается, стремясь захватить его возможно больше. Могучие
горы сходятся на горизонте и круто обрываются, давая место пройти великой реке; лучи восходящего
солнца заливают ее блистающим светом, превращая ее в сверкающее жидкое серебро. Река впадает в
море, виднеющееся далеко влево; там небо еще темно и видны догорающие звезды; серп луны,
горизонтально лежачий и напоминающий ладью Изиды, опускается и его нижняя часть только что
коснулась водной поверхности.
Я обернулся назад, и средь столпившихся гор увидел на мгновение Великий Облик. Могучий Муж,
увенчанный тройной короной фараонов страны Кеми, нижней красно-фиолетовой, средней золотисто-
зеленой и верхней голубой, в правой руке держит жезл Венеры, левой же рукой, у которой три пальца
соединены вместе, а четвертый отогнут в сторону, указывает на положение ног. Его правая нога
заложена за левую и они образуют Крест. Сзади Него я увидел камень кубической формы, на нем
изображен орел, у которого одно крыло опущено, а другое горизонтально, а по биссектрисе угла висит
символ, известный под именем «ключа великого иерофанта». Нижняя перекладина кровавого цвета,
вторая зеленого, третья оранжевого; петля и вертикальная часть белого цвета; внизу видна черная
точка. Одеяния Повелителя сверкали белизной, вокруг шеи виднелась серебротканная пелерина, ноги
были босы.
И как только солнечный диск показался краем своим из-за горных цепей, неведомо откуда, из
безоблачного неба ударила ослепительная молния в жезл Царя, и весь Его Облик сразу окутался белым
дымом и светом. От блеска молний я зажмурил глаза, и когда открыл их вновь, там, где стоял
Повелитель, виднелись лишь остроконечные очертания бесчисленных скал, виднелась лишь груда
камней, смешавшихся в могучем хаосе.
CIV

§ 1. О Первичном Мировом Творчестве через Логос — Слово
Творения
«Все было сотворено посредством Вака;
1
точно также все, что было сотворено,
было также Вак».
Панкавимса брахмана
Безначальный Свет, Вселенский Божественный Дух, Единый и Всеобъемлющий,
Однородный, но в то же время и Источник всякой многообразности, пребывает в
Бытии, сознает его и в нем отражается в вековечном Продлении. Испытующий дух
человека зрит Божество в первой Ипостаси в безначальности Продления, во второй в
безбрежности Сознания, в третьей во всеобъемлемости Пресуществления. Единый,
утверждая Самосознание в Творчестве, родил в Себе возможность множественности,
многогранности Бытия, Сознания, Пресуществления. Первая Ипостась претворилась в
Бытие утверждающееся, вторая — в идею множественного Единства, третья — в
Созерцание Единства во множественности. Это претворение выявило Самосознание
Безначального Духа в Божестве Творящем, как множественном Единстве; Оно
претворилось в совокупность граней, ему присущих и его утверждающих. Каждая
отдельность в первой Ипостаси по принципу, во второй как возможность, в третьей
как Первообраз, аспект Божественной Природы, претворилась в состояние готовности
независимого утверждения; осуществление этого Первичного Творчества и
представляет собой доктрину Аркана IV. Целостное Самосознание Божественной
Сущности в совокупности безначальной возможностей Своих, Божественная Природа,
претворилась в Божественный Первообраз феноменального бытия и тем утвердило
Себя по отношению к нему как Источник Произрождения. В этом Космическом Акте,
заре Творчества Первичного, Совокупное Самосознание Божества как бы образовало в
метафизическом
пространстве
внешний
Облик
Непознаваемого
Единства
Нерасчлененного. Этот Облик стал на грани Мира Единства Нерасчлененного и
Утвержденного во множественности и мира утвержденной множественности и
утвержденных отдельностей. В этом противопоставлении и родился Космический
Логос, как Деятельное Космическое Сознание, — Внешний Аналог Божественной
Природы.
«Своим Словом создаешь Ты вселенную, и, сотворив ее, Ты проникаешь ее».
Вар— Ману, Гуру V.
«Ангел Творческого Огня есть Слово Бога. Слово Бога породило землю и жизнь на
ней, а также жар, который ее убивает. Слово Творца есть Само по Себе Творец и есть в
то же время Его Единственный Сын».
Oupnek 'hat.
2
Логос, как осуществитель Воли Бога, является орудием Его творчества, по
выражению Филона κατα´περ ο´ρυανω προσχρησα´µενος ε´κοσµοιτοι´ει.
3
«Бог воспользовался Логосом как орудием, чтобы сотворить мир».
Филон.
4
Логос есть принцип формы; его рождение есть осуществление Акта Первичного
Творчества. Рождение формы есть утверждение расчлененного Вселенского Целого,
начало относительного бытия, рождение единичных космических деятелей
нуменального мира, рождение феноменальной природы. Форма — это утверждение
3
Legis Alleg. I, 1106.
4
De Cherubin. I, 62.
1
Вак — Слово, Логос Древнейшее учение о нем см Ригведа 149, 150, 593, 606
2
Книга оккультного ритуала Индии, переведена на французский язык d'Anquetil-Duperron.
CV

отдельности, и если в феноменальном мире всякое проявление неразрывно с формой,
его утверждающей, то в мире духа форма есть самая сущность единичного бытия,
субстанции второго рода.
«Души при самом выходе из Эдема уже имеют определенную форму, которая
отражается в лице».
Зогар.
1
Аркан III, как учение о третьей Ипостаси Вселенского Духа, выявляет доктрину о
Божественной Природе как Самосознании Божества в совокупности Своих аспектов.
Самосознание Божества в Его Божественной Природы по самому существу Своему
Едино, Однородно и Нерасчлепенно. Божественная Природа, как космическая
совокупность Первообразов, представляет собой лишь как бы духовное поле, по
которому скользит Единое Однородное Сознание. Каждый Первообраз является как
бы ячейкой, но все эти ячейки наполнены выше краев Божественным Космическим
Сознанием, свободно переливающимся непрестанно из одних ячеек в другие. Будучи
Едино и Однородно, Сознание одинаково чувствует Себя в каждой ячейке, в каждом
Первообразе, а также во всей множественности всех a priori возможных сочетаний. В
этом вечном круговороте, в вечном взаимном отражении частей своих, Божественное
Сознание ткет величественный узор Своей Вековечной Жизни. Мировое Творчество
есть эманация Вселенским Духом Своего Сознания во вне Его Нерасчлененного
Единства. Божественное Сознание подходит к Своему предельному уровню, когда Оно
совпадает с верхними гранями всех ячеек; это и есть миг Первичного Мирового
Творчества, Акт рождения Логоса. Дойдя до этой последней возможной грани,
Божественное Сознание, Целостное и Однородное, претворяется в Источник
Произрождения. Своей высшей стороной, обращенной к Божеству, это Сознание
является Его Природой Божественной, ибо Оно есть Его Духовное Тело, отражающее
как всю совокупность его атрибутов, так и каждого из них в отдельности, совместно со
всей многообразностью их взаимоотношений. Своей нижней стороной, обращенной к
ячейкам, к расчлененному отображению Верховного Синтеза, Божественное Сознание
является Источником Произрождения, ибо все, что ниже Его — лишь из Него
вытекает. В этот последний критический миг Сознание Божественное продолжает
скользить
по
ячейкам;
каждый
Первообраз
остается
растворенным
во
множественности других, в каждом Первообразе живет вся их совокупность;
Божественное Сознание проникает все аспекты Свои, проходит все извилистые нити
тяготений взаимных, оставаясь Единым и Однородным, будучи одновременно и
Ведающим и Ведением и Ведаемым. Но вот, повинуясь космической пульсации,
Сознание отходит, эманируясь от Высшего Синтеза, и в первый дифференциально
малый этап этого движения грани ячеек как бы врезываются в Сознание, бывшее
дотоле Единым и Однородным, и расчленяют Его на космическую совокупность
отдельных реальностей, каждая из которых обретает свое собственное независимое
бытие, в принципе теряющее возможность общения с другими подобными. Каждый
Первообраз, бывший дотоле потенциальной возможностью Единого Сознания,
претворяется в реальное единичное сознание, начинает утверждать себя силой своей
собственной мощи и этим впервые становится монадой. Космическая совокупность
ячеек есть Тварность Космического Божественного Самосознания; в первых трех
Арканах, в Целостном Самосознании Божественном, эта Тварность имеет лишь
потенциальное бытие; в Аркане IV эта Тварность впервые делается реальностью, и
именно этот Аркан и есть рождение Космического Логоса, который есть
Утвержденная Тварность.
1
См. Э. Трубич. «Очерки Каббалы», напечатанные в журнале «Ребус» за 1912 г., № от 5 февраля, стр.
7.
CVI

«Истина Сама Себя сознающая есть Жизненная Мысль. Истина есть Мысль в Себе
Самой; Мысль выраженная есть Слово. Когда Вечная Мысль желает иметь облик,
форму. Она гласит: «Да будет Свет!»
ЭлифасЛеви.
1
Дух человека — это искра Божественной Сущности, эманировавшая от Целого; он
совершенен и бесконечен, как аспект Совершенного и Бесконечного Целого. Все
проходит, все разрушается, все тонет в пучинах бесконечности и времени, чтобы вновь
возникнуть ко временному бытию и вновь погибнуть, одни только искры
Божественной Сущности продолжают жить вечной и неизменной жизнью. Эта великая
сила духа человеческого, не только наделяющая его самого бессмертием и
несокрушимостью, но дающая ему дар самому по себе быть источником бесконечной
силы, изливаемой на все окружающее, есть лишь следствие его истинной природы.
Каждая монада, как бы далеко ни отходила в своем сознании от эманировавшей ее
Божественной Сущности, в действительности всегда остается неразрывно с Ней
связанной в силу божественности своей природы. Учение Лейбница
2
о полной
независимости и расчлененности монад друг от друга представляется относительным,
ибо оно верно лишь в феноменальном мире; в самом же существе, в области чистого
духа, оно является противным истине. Действительно, монада как таковая есть
бесконечность, есть субстанция, что утверждает сам Лейбниц. Между тем Спиноза в
«Этике» доказывает с исчерпывающей полнотой, что существование двух субстанций
бесконечных, а Субстанция не может быть иной, как бесконечной, — невозможно.
Множественность субстанций возможна лишь тогда, когда каждая из них выражает
собой конкретный аспект Единой Субстанции. В этом случае, эта частная субстанция
или монада представляет собой относительную бесконечность, в то время как
Божество является Бесконечностью Абсолютной. Понятие о существовании ряда
относительных бесконечностей заключает само по себе постулат о существовании
различных точек зрения на ту же самую сущность; относительное, хотя и может быть
мыслимо самостоятельно, но оно не имеет самодовлеющего существования и является
по самой природе своей аспективным изображением Абсолютного. Отсюда следует, что
все относительные бесконечности наложены одна на другую и соединены неразрывным
образом, причем эта доктрина является не следствием умозаключительных
построений, а непосредствето вытекает из самого факта существования в пашем
сознании дилеммы относительного и Абсолютного. Таким образом, рождение монад
есть не расчленение Божественного Единства, в принципе Нерасчленимого, но
объектирование Его в совокупности отдельных аспектов, претворяющихся
независимые реальности в их собственных сознаниях, отдельных аспектах Единого
Божественного Сознания, чрез утверждение принципа индивидуальности.
«Душа (The Self), говорит философ веданты, не может быть отлична от Брахмы,
потому что Брахма содержит всю реальность, и ничто, что реально существует, не
может быть отлично от Брахмы. И затем, индивидуальная душа не может быть
рассматриваема как видоизменение Брахмы, потому что Брахма не может меняться ни
в Себе, потому что Он Един и Совершенен, j ни вне Себя, потому что вне Его ничего не
существует».
Макс Мюллер.
3
Эти идеи, впервые зародившись в древней Индии, затем проникли в Грецию и
вылились в элеатическую школу философов «Эти элеатические идеи», — говорит тот
же автор, — «что есть и может быть только одно Единое и Абсолютное Существо,
Бесконечное, Неизменное, не имеющее Себе подобного, не имеющее частей — это те же
1
Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 9.
2
«Monadologie», «De primae philosophiae emendatione et de notione substantiae», «Eclaircissement du
nouveau systeme etc.», «Disp metaph de princ. indiv.», «Systeme nouveau de la nature et de la communication
des substances» и т. д.
3
Theosophy or Psychological Religion.
CVII

самые идеи, которые лежат в основе Упанишад и полностью разработаны в «веданта
сутрах». Сохранившись в чистоте на пути ряда веков, эта доктрина проникла и в
новейшую европейскую философию, где и получила почетное место.
«Поэтому в Боге есть идея человеческого духа, поскольку Бог образует существо
человеческого духа. Следовательно, в человеческом духе должна существовать idea
mentis, т.е. идея его самого; это следует из природы человеческого духа, как модуса
Божественного Мышления».
Спиноза.
1
Истинное Бытие присуще только этой Верховной Первопричине, Единому
Вселенскому Духу. Все, что лежит не в самом Существе этой Сущности, есть лишь
атрибут Последней, а потому от Нее зависит и Ею порождается.
«Весь мир Дух, в действительности больше ничего не существует; усвой этот взгляд
на вещи и пребудь в мире, познавая этим путем истинное «Я».
Йогавасишта.
«Ты еси Абсолютное Бытие, все остальное призрак».
Джами.
Мировое Творчество есть Проявление во вне этого Духа, Его отражение в Им же
порождаемой Пассивности. Субстанциональность Проявления есть непосредственное
следствие
Субстанциональности
Самой
Божественной
Сущности;
именно
Субстанциональностью Проявления утверждается Субстанциональность Самой
Первопричины. Итак, Субстанциональность Проявления есть Первый и Высший
Атрибут Божества; Субстанциональность Проявления выражается в жизненности
проявленного,
и
обратно,
жизненность
Проявленного
утверждает
его
Субстанциональность, а следовательно и Субстанциональность Самой Первопричины.
«Сила Божественного Духа утаивается Его Собственными качествами».
Ведантасара Садананда.
2
Именно самопроявление, самовыказывание мощностью своей собственной
сущности и определяет понятие о жизненности, как самодовлеющем существовании
данного фактора.
«Где есть самовыказывание, там есть жизнь или жизненность».
Учение Лейбница по Куно Фишеру.
3
Таким образом, Первичная Субстанция утверждает Свое Бытие, сознает Себя и
живет в Себе вне всякой зависимости не только от конкретных проявлений, но и от
самого Принципа Проявления. Эта Ее категория определяет в нашем сознании самую Ее
Трансцендентальную Природу, ибо все иные формы бытия во вселенной претворяются
в реальность лишь с момента возникновения соотношений с другими подобными или с
утверждением манифестированных ими атрибутов. В силу этого, Первичная
Субстанция лежит вне и над миром, хотя он в своем целом и представляет собой Ее
совершенное подобие и отражение. Содержа в Себе мир как потенцию, Божество
претворяет его в утвержденную реальность, или, обратно, сводит его в Свою
абстрактную возможность исключительно мощью Своей Собственной Воли чрез
изменение вида Самосозерцания. Проявления мира и обратные его исчезновения в
пралайе и суть те великие эры космоса, которым индусы дали названия Дней и Ночей
Брахмы.
«Мир из Моей Природы распустился,
И в нем незримо, тайно Я живу.
Все существа лишь от Меня зависят,
1
См Куно Фишер. История новой философии. Т. II, «Спиноза», стр 491.
2
Çvel. Сер. I, 3.
3
История новой философии. Том III, «Лейбниц», стр 345.
CVIII

Но от творений не завишу Я:
Их нет в Моей Божественной Природе
(Постигни сам глубокую ты тайну).
Творящий Дух Мой все в Себе содержит,
Но от всего свободен Я навеки.
Как движется и пространстве бесконечном
Могущественный воздух, не колебля
Пространство необъятное вселенной» —
Так и в Моей Природе Совершенной
Миры живут, сменялся другими,
Но неподвижен Я и неизменен
Когда кончается период Кальпы,
Все существа к Источнику творенья,
К Моей Единой Сущности приходят;
И снова возвращаю Я их к жизни
Могущественным Словом созиданья,
И Творческою Силою Моею
Даю Пракрити новое движенье,
И волею Всесильного Я снова
Развертываю формы и явленья.
Не связан Я твореньями Своими,
Ни волею, ни жаждой созиданья;
Мой Дух творит, но не мешает это
В Самом Себе покоиться Мне вечно.
Мой Дух закон, и силою закона
Все вещи возникают и во мраке
Небытия скрываются на время.
Он есть Источник вечного движенья».
Бхагавадгита.
Вселенский Космический Дух, вызывая к бытию грезу о множественности Своего
Естества, как бы распыляясь на части, на отдельные самодовлеющие субстанции, тем
и утверждает мировую жизнь, проявляясь в каждой из них, сообразно ее
индивидуальным свойствам.
«Он захотел: да буду Я множественным, да буду Я рожденным».
Ригведа, I, CXIX, 26.
Разделение Единого Вселенского Духа в Своих Собственных Недрах на
бесконечное число волевых центров — есть генезис Мирового Творчества. Каждая
отдельная монада получила как бы некоторый ограничивающий контур, благодаря
чему Бог — Бесконечность Абсолютная, разделилась на бесконечное множество
бесконечностей относительных.
«Каждое существо исходит от Бога и будет обратно привлечено к Нему».
Коран.
1
«Я есть лучезарное проявление Верховного Брахмы».
Веданта.
Каждая относительная бесконечность, монада, есть конкретный аспект
Космического Божественного Духа; таким образом, ее бытие, сознание и жизнь по
своей истинной природе идентичны с соответствующими Ипостасями Первичной
1
Der Koran. Aus dem Arabischen wortgetreu neu übersetst, und mit erläuternden Unmerkungen fersehen
von Dr. L. Allmann. Bielefeld und Leipzig, 1881.
CIX

Субстанции; с другой же стороны, они отличны друг от друга, ибо категории монады
обладают бесконечностью степенью ниже чем Бесконечность Божества. Каждая
монада в Лоне Целого ограничивается пределами своей индивидуальности, т.е.
тональностями своего бытия, сознания и жизни. Рождение множественности во Едином
есть объектирование в Его Целом безграничной совокупности модусов, триединых в
своей сущности и выливающихся в ипостаси бытия, сознания и жизни. Каждая монада
есть
триединый
модус
Самосозерцания
Божества.
Ее
самобытность,
индивидуальность, отличающая ее от других ей подобных, таким образом не только
определяет ее место в Целом, но и является ее истинным modus vevendi; отсюда И
вытекает основной закон бытия монады: Индивидуальность (הדיחי) рождается вместе
с абсолютным рождением человека из Единого Целого и умирает лишь вместе со
смертью целостного человека, как сознательной части Целого.
«В момент, когда души уже собираются покинуть свое небесное отечество, каждая
душа предстает пред Верховным Царем облеченная в возвышенную форму, на которой
начертаны те качества, в которых она должна появляться здесь, внизу».
Зогар.
1
Весь ход вселенской жизни, бесконечность многообразности ее отдельных
проявлений и строгость их гармонии в общем синтезе проистекают из существа самого
бытия мира, как результата самопроявлений отдельных искр Божественной Сущности,
свободных каждая по отношению к себе самой, но, вместе с тем, связанных общностью
цели и тождественностью принципов.
«Каждая отдельная субстанция, все равно, какую бы ступень ни занимала она в
миропорядке, имеет способность выказывать себя как индивидуум, как этот, отличный
от всех других индивидуум».
Учение Лейбница по Куно Фишеру.
2
«Только дух индивидуален, потому что только он бесконечен. Бесконечное не может
быть разделено, не может быть раздроблено на части. Он остается вечно тем же
неделимым индивидуальным человеком, действительным человеком. Кажущийся
человек — только стремление выразить, проявить индивидуальность, которая выше
его, и развитие человека не касается его духа».
Рабиндранат Тагор.
3
Космический Логос, Мировой Принцип Формы, Начало утверждения отдельности
в самостоятельную независимую субстанцию второго рода, осуществляет Акт
Первичного Творчества в трех ипостасях: в первой он утверждает отдельность чрез
утверждение формы конкретного единичного бытия как такового, во второй через
утверждение формы сознания, в третьей через утверждение формы совокупности
аспектов единичной субстанции, каковая является ее утвержденным Первообразом.
Учение об этих трех видах форм и является доктриной второго Тернера Великих
Арканов. Аркан IV есть учение о законе Йод-Хе-Вау-Хе", как процессе претворения
Бытия Вселенской Субстанции в совокупность индивидуальных субстанций второго
рода. Аркан V есть учение о Второй Пассивности — Начале индивидуальности,
утверждающим бытие конкретной монады. Аркан VI есть учение о потенциальной
конституции утвержденной монады.
1
Zohar. Part. Ill, f°, 107, recto et verso, отд. דומא.
2
История новой философии. Том III, «Лейбниц», стр. 345.
3
Садхана. Творчество Жизни. Пер. Тимофеевского. Москва, 1914.
CX

§ 2. Начала учения об Имени Божественном — הזהי —
Тетраграмматоне
Всякая система метафизических построений остается всегда лишь абстрактным
комплексом классифицированных в некотором мире нуменов или феноменов, если она не
связана непосредственно с Высшим Синтезом — Субстанцией, или же не основывается
непосредственно па ее элементарных дифференциальных аспектах. Абстрактная
истина есть предчувствуемая реальность, но реальность несознанная и
неутвержденная; это есть нумен, не имеющий еще объективного выражения.
Неутвержденная истина, существующая лишь в себе самой, не только не доступна
сознанию, но и самое представление о ней есть понятие абстрактное. В
действительности, все истины — истины утвержденные, но самый модус этого
утверждения порой возвышается над возможностями разума человеческого, а потому
такая истина проектируется в него в абстрактной форме, т.е. лишь в самом понятии о
своем бытии, без каких-либо категорий проявления. Несмотря на непостижимость
истины в себе, т. е. истины непроявленной, мы, тем не менее, можем в нашем разуме
ясно выявить дилемму абстрактной истины и истины реальной и утвердить их
различие между собой.
Триада есть внутренняя конституция духа, а потому все учение о Мировом
Творчестве, об утверждении Первоверховной Субстанции, сводится к учению о
претворении Триединого Духа в Первый Божественный Тернер. Учение об
утверждении Божества в Творчестве и составляет верховную доктрину Каббалы,
учения о Боге, Человеке и Вселенной в аспекте семитического Откровения. Каббала
Творческому Божеству дает имя Яхве הזהי совокупность этих четырех букв —
Тетраграмматон — и выражает собой Закон Самоутверждения Субстанции в
Творчестве. Йод — это эмблема Самодовлеющего Бытия, Хе — это Внутреннее
Самосознание Единого Бытия, Bay — это порождение Йода и Хе — Общий Андрогин —
Самосознание Божества в Своей Божественной Природе, Хе" — это Внешнее
Самосознание Субстанции — Оно пассивно по отношению к Бытию как таковому и,
вместе с тем, Оно есть внешнее отображение внутреннего Самосознания, есть
Пассивность присущая всему Тернеру. Хе" есть символ реализации Тернера,
показатель его бесконечности, способности его проявления; в то же время оно является
эмблемой самой арены проявления. Йод-Хе-Вау-Хе" — как утвержденный Верховный
Тернер, есть общий закон всякого проявления и реализации.
Обращаясь к анализу частного тернера, мы видим, что бинер с момента своего
утверждения, совокупностью влияний и взаимоотношений своих членов, тотчас же
порождает всю многообразность частных и относительных андрогинов; эти последние
существуют, однако, лишь как потенциальные возможности. В метафизическом
пространстве порождение цепи андрогинов бинером может быть представлено
следующим примером. Два прожектора со светом различного цвета направлены друг
на друга так, что сноп лучей одного проходит как раз под объективом другого,
вследствие чего на всем пространстве между обоими аппаратами лучи пересекаются и
дают сложную окраску. Экран, помещенный у одного из прожекторов, будет освещен
только одним цветом; по отдалении от него появляется цвет и другого прожектора;
посредине меж ними цвета уравновешиваются и, наконец, у другого прожектора экран
воспринимает лишь второй цвет. Лучи прожекторов — это члены бинера; в каждой
точке меж ними они дают андрогинный цвет; как только прожекторы зажжены, тотчас
же возникают и все промежуточные окраски — весь цикл андрогинов. Отсюда
непосредственно явствует, что для утверждения отдельного андрогина в виде
самостоятельной независимой реальности необходимо наличие нового фактора —
пассивного восприемника; это последнее и выражается законом: всякий андрогин
всякого тернера представляется лишь абстрактной системой сочетаний и для своего
CXI

выявления и запечатления требует наличия четвертого воспринимающего фактора.
Эта идея легла в основание всего учения Каббалы. Всякий тернер Йод-Хе-Вау для своей
реализации, т. е. перехода из мира возможностей для данного плана в мир реальностей,
требует наличия скрытой пассивности, как потенциально существующего простора
для своего проявления Эта скрытая пассивность и обозначается в Каббале Хе"; она и
есть тот экран, который воспринимает андрогин, делает его реальностью и тем
переводит члены бинера из абстрактных принципов в принципы деятельные. Принцип
Хе" есть, вместе с тем, учение о планах вселенной, как формах, семействах конкретных
факторов. Хе" в зависимости от свойственных ему потенциальных качеств, силой
своей собственной мощи, утверждает совокупность тональностей, проявляющихся в
нем андрогинов. Хе" представляет собой как бы сосуд, который наполняется
эманацией Реальности, оно утверждает форму конкретного бытия и этим именно и
переводит соответствующий аспект Субстанции из абстрактного бытия в состояние
утвержденной реальности. Эта доктрина о Хе" и есть закон Динамического
Кватернера: всякий тернер может получить объективное существование только
тогда, когда его андрогинный член будет воспринят пассивностью, лежащей в низшем
план, и тем перейдет сам и переведет члены бинера из мира возможностей в мир
реальностей.
§ 3. О коллективизме индивидуальностей
Фауст. «Ты целый мир обширный обнимаешь: О, деятельный дух, как
близок я тебе».
Дух. «Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь, — Не мне».
«Фауст» Гете.
1
Во всякой системе факторов мироздания существует два элемента: личный состав
членов как таковых и их система взаимоотношений и связей. Эти два элемента могут
иметь лишь совместное существование; будучи разъединены между собой, каждый из
факторов теряет нечто, что связывало его со всеми другими, и превращается в
единичного самостоятельного деятеля; наоборот, при встрече или соединении
нескольких факторов в каждом из них всегда происходит процесс некоторого
внутреннего перерождения. Понятие о физической смеси чисто условно и
действительности не соответствует. Она возможна лишь в том случае, когда
встречаются факторы или точно тождественные между собой, а потому ни один из них
не может чего-либо нового от других заимствовать, или когда у них нет никаких точек
соприкосновения, т.е. никакие взаимоотношения вообще невозможны. Ни тот, ни
другой случай в действительности не существуют, ибо в мире нет ни тождественных
факторов, как нет и таких, которые между собой абсолютно ничего общего бы не
имели. Всякий фактор в мире индивидуален или сам по себе, или вследствие того, что
он проистекает из какой-либо индивидуальности; в силу этого мы в праве сказать, что
общая проблема о взаимоотношениях факторов мироздания есть проблема о
взаимоотношениях индивидуальностей.
Каждый нумен или феномен мироздания имеет два аспекта: в одном он является
самостоятельной реальностью в присущем ему сознании, а в другом он сознает себя
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   61


написать администратору сайта