Главная страница

тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях


Скачать 6.9 Mb.
НазваниеСказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Анкортимсчявапролдждлормсчя
Дата20.01.2023
Размер6.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSvyaschennaya_Kniga_Tota.pdf
ТипСказка
#896631
страница15 из 61
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   61
часть всегда происходит из целого, и есть в одно и то же время и часть и целое. Потому
что она действительно является как часть, но тот, у кого острое зрение, увидит ее как
целое»...
Плотин.
2
«Предметы и слова суть тени Бессмертных Творческих Идей, исходящих от
Божественного Разума».
Джордано Бруно.
3
«Каждый элемент имеет свой источник в высшем элементе и все они имеют своим
общим первоисточником Слово или Святой Дух».
Сефер Иецира.
«Нужно, чтобы ты знал, что между миром телесным и Тем, о Котором мы будем
говорить (Мир Горний, Духовный), имеется такое же соотношение, как между нашей
тенью и нашим телом».
Al Gazali.
4
Учение об этом Горнем Мире и являет собой доктрину Аркана III.
§ 3. О тернере, о познавании его законов и соотношений между
членами
I. Генезис принципа тернера в области Духа
Всякое человеческое представление, понятие или идея возникают или из
сравнивания между собой членов бинерного представления, или же сами по себе
представляются бинерной системой. Эти два случая проистекают исключительно из
форм мышления, плоскости сознания, но не из существа вопроса. Всякое представление
необходимо имеет бинерный характер, но эта бинерностъ, будучи иногда не освещена
1
La Clef de la Magie Noire.
2
Сокращенный перевод (П. Д. Успенского) из: «Select Works of Plotinus». Translated by Thomas
Taytor. «Bonn's Library».
3
De Umbris Idearum.
4
«Jam vero mundi corporal is ad cum mundum de quo modò diximus, rationes talem, quails umbrae ad
corpus hominis, esse scito». Взято из соч. Tholuck. De Ortu Cabbalae. Hamb., 1837. Стр. 17. О личности и
работах Al Gazali см.: Claud Field. Confessions of Al-Ghazali.
XCI

сознанием, может поэтому находиться в скрытом виде. В этом случае, вытекая из
некоторого бинера, данное представление является его единичным феноменальным
следствием, определенной совокупностью взаимоотношений некоторых факторов, ибо,
как только это представление в себе самом получит поступательное движение, начнет
развиваться, то тотчас же оно автоматически начинает выявлять в сознании человека
бинерность своего строения. Идея отличается от представления своей динамичностью,
каковое обстоятельство есть синоним проявленности бинерного строения; обладая
динамичностью, идея, тем самым, обладает жизненностью, наделена собственным,
независимым бытием. В силу этого, каждая идея в своей внутренней сущности есть
нумен, аспект Общемирового Синтеза; она проектируется в разум как единичный
вихрь, проходящий через все возможные состояния сознания от Космически
Божественного до самого конкретного. Идея, по отношению к совокупности своих
внешних проявлений, является независимой субстанцией; в целостном ей присущем
сознании она противопоставляет себя самое, как нераздельную сущность, — всей
совокупности своих внешних проявлений. Эта совокупность, как истина этой идеи, как
вторая ее ипостась, есть комплекс всей массы бинеров, выражающих ее в отдельных
аспектах сознания; чем выше сознание, тем синтетичнее утверждающие ее бинеры, тем
меньше их число, и, в пределе, в ее собственном сознании, вся совокупность
проявлений идеи выливается в конечный Верховный Бинер. Сущностъ идеи и
Верховный Бинер, ее совершенное выражение в разуме, представляют собой замкнутую
утвержденную систему, которую я и буду называть Высшим Тернером данной идеи.
Каждый частный бинер, выражающий идею в частном аспекте, утверждает этот
аспект по отношению к себе как субстанцию; совокупность этой аспективной
субстанции и двух членов бинера представляет, собой систему, которую я буду
называть частным тернером.
Высший и частный тернеры представляют собой понятия разнствующие в самом
своем существе. Высший Тернер есть система, заключающая в себе всю совокупность a
priori возможных следствий. Верховный Бинер есть Двоица, замкнутая и устойчивая;
все единичные следствия и качества в ней уже выявлены и закончены, но
самостоятельного бытия иметь не могут, — их совокупность имеет единую, нетварную
природу. Частный тернер есть система, заключающая в себе также всю совокупность a
priori возможных следствий. Частный бинер есть система в неустойчивом равновесии,
он стремится объектировать все свои единичные качества и следствия, они стремятся
получить самостоятельное бытие, ибо их совокупность имеет расчлененную, тварную
природу. Высший Тернер или Триада есть Триединая Сущность и интерпретируется
эволютивным треугольником, где вершина есть Сущность, а бинер двух точек
представляет целостное Самосознание этой Сущности. Частный тернер есть
тройственная сущность и интерпретируется инволютивным треугольником, где бинер
двух точек есть сущность и ее самосознание, выливающееся в тварное самосознание
1
.
Триада есть Субстанция, Дух в Себе Самом, в Своей пралайе; Тернер есть
Субстанция Творческая, Великий Архитектор вселенной. В Аркане I мы утвердили
доктрину об Эйн Софе как Непостижимом Вселенском Духе в пралайе; этот Аркан есть
учение о первой Ипостаси Творящего Божества как Космическом Прообразе Триады
Духа в Его пралайе; он рождается вместе с II и III Арканами, но среди них он является
членом primus inter pares. Система первых трех Арканов есть Верховный
Божественный Тернер, Космический Прообраз Триады и его мощь выливается в
Творческую Силу Божественную, именуемую Великим Мировым Архитектором;
2
1
Таков истинный генезис эмблем эволюции и инволюции, добра и зла, в виде прямого (вершиной
кверху) и обратного (вершиной вниз) треугольников.
2
Учение, что Божественная Сущность не участвует в мировом творчестве, будучи выше самой идеи
о нем, лежало краеугольным камнем всех религий мира. Будучи Бесконечна, как по времени, так и по
всем другим протяжениям, Она содержит в Себе лишь идею творения — как некий стационарный
принцип. Эта идея по отношению к низшему миру является Источником творения, есть орудие
творчества Так, в Индии — Брахма есть Творческая сила Брахмана, Праджапати, в Иране — Зерваи-
XCII

учение об этом Архитекторе и есть доктрина второго тернера Великих Арканов.
Резюмируя изложенное, мы видим, что Субстанция утверждает Себя последовательно:
в Триаде, Верховном Тернере и частном тернере.
II. Начала учения о частном тернере
Частный бинер представляет собою a priori неустойчивую систему, ибо полярные
тяготения его членов выливаются в стремление объектировать всю совокупность
единичных взаимоотношений; влияний и тяготений. Эти отдельные объективные
аспекты представляют собой, в свою очередь, бинеры, но эта бинерность может быть
утверждена только после выявления объектированного аспекта как такового,
который, в этом случае, и является конкретным единичным представлением, частным
андрогином. Это последнее и выражается первым законом частного тернера. Всякое
явление и всякое восприятие явления проистекают из взаимодействия биперов, т.е. из
того, что явление имеет место, необходимо следует, что существует какой-то бинер
и, обратно, если мы воспринимаем какой-нибудь бинер, необходимо следует, что
существует где-то выявляемое им явление — его андрогин. Следуя этому закону,
каждый частный бинер утверждает себя во всей совокупности своих
дифференциальных аспектов, единичных представлений из него следующих, т. е.
порождает цепь своих андрогинов. С другой стороны, каждый такой бинер утверждает
соответствующий ему аспект нуменальной первоначальной истины. Вследствие этого,
всякий нумен запечатлевается в феноменальном мире в системе четырех элементов" в
интеграле, в бинере и цепи андрогинов.
Интегралом бинера я называю относительный нумен (аспект Общемирового
Синтеза, утверждаемый данным бинером), выявленный в разуме в виде конкретного
бинера; объединяясь в интеграле, члены бинера ускользают из разума, выявляя
истину, возвышающуюся над его возможностями.
Андрогином бинера я называю частный синтез отдельных аспектов членов бинера;
каждый бинер порождает целую цепь андрогинов; андрогин может обладать
свойствами отличными и даже противоположными свойствам членов бинера.
Нейтрализацией бинера я называю выявление бинера и отдельных андрогинов в
разуме и подъем сознания до восприятия нуменальной истины, раскрывающейся в
бинерной системе. Дальнейшее чувствование и достижение нераздельного сродства с
переливами сознания истины, скользящей по всей системе составляет дар созерцания.
Тернером я называю систему членов бинера и их интеграл.
На плане физическом классической иллюстрацией нейтрализации бинеров
являются химические соединения. Так, например, вода есть андрогин кислорода и
водорода; каждая молекула ее состоит из элементарных частей, атомов двух газов, ее
родоначальников, но, вместе с тем, вода, хотя и может быть вновь разделена на эти
газы, но этим она уже теряет все свои свойства. Поэтому, можно сказать, что хотя вода
и заключает в себе свойства каждого из ее газов в отдельности, но это содержание
является лишь ее потенциальным свойством, так как сама по себе она обладает уже
иными, ей самой и только ей свойственными особенностями. Но, вместе с тем, вода не
есть интеграл О и Н, потому что в ней они еще продолжают существовать, и даже более
того, они могут быть нами познаны только чрез этот или другие андрогины, а не сами
Акараие эманирует дилемму Ормузда и Аримаиа, как творческий свой аналог, в Библия — это Руах-
Элоим, Творческое Дыхание Элоима, в Евангелии и греческой метафизике это Логос, в Каббале это
Сефироты, у неоплатоников — Логос прямо назывался «инструментом творчества» κατα´περ ο´ργανω
προχρησαµενος ε´κοσµοιτοι´ει (Leg. Alleg. I, 1106, cf. De Cherub. I, 162), у гностиков это Иалдабаоф
(‘Ιαλδαβαω´θ), Творческая Сила, выделенная из Высшего Неизреченного Троичного Принципа, равно как
система Сизигий Эонов, Архонтов и Демиургов. Под влиянием невежества или злой воли эти идеи порой
искажались до чудо-вищнейшего абсурда. Так современные масоны создали из Великого Архитектора
идеализированного сатану настали поклоняться ему как противнику Неба. Воистину скажешь, что нет
пределов безумию человека!
XCIII

по себе. В данном случае их интегралом будет первичная материя, откуда они оба
произошли, из корпускул которой они составлены.
Тяготеющие друг к другу члены бинера, совокупностью своих взаимодействий
выявляют совместное отражение — общий андрогин, в котором хотя и заключены
свойства каждого из них в отдельности, но они могут быть обнаружены лишь при
обратной дифференциации на составные части Этот андрогин обладает свойствами,
присущими лишь ему самому, андрогин представляет из себя новое вполне законченное и
самостоятельное целое, вполне независимое от би-нера родоначальника. Если андрогин
заключает в себе все свойства членов бинера в состоянии полного устойчивого
равновесия, т.е. когда полярные свойства и качества одинаково спроектированы, то он
именуется полным или общим андрогином; если это равновесие не соблюдено, т.е. один
полюс бинера в андрогинном отражении доминирует над другим, то андрогин
именуется частным андрогином; наконец, если андрогин заключает в себе лишь часть
аспектов членов бинера, то он называется частным относительным андрогином.
«Тернер непосредственно вытекает из бинера; движение, рождающее два, рождает
три; три есть ключ чисел, так как это первый числовой синтез, так как в геометрии
это треугольник, первая замкнутая и завершенная фигура, производящая всю
бесконечность треугольников, будь они различны или подобны».
ЭлифасЛеви.
1
«Подобно тому, как половое соединение покоится на трех основах (мужской,
женской, результат объединения), точно также не могло бы существовать единения
всех вещей, не могло бы быть иного источника благословения, как из числа три».
Зогар.
2
Интеграл, бинер и общий андрогин представляют в своей совокупности целостную
систему, утверждающую нумен в разуме. Полный андрогин аналогичен и полярен
интегралу; объемля все качества членов бинера в совершенной гармонии, андрогин
есть аналог интеграла — сущности, которой и присущи все эти качества, как
атрибуты; вместе с тем, андрогин полярен интегралу, как совокупность внешних
отражений, манифестаций — полярна субстанции в себе самой. Интеграл, как
субстанция, нетварен, андрогин же есть его тварная природа, в этом и состоят их
аналогичность и полярность. Бинер и полный андрогин представляют собой
проявление и утверждение интеграла в разуме. Истинная Триада — сущность и
двойственность самосознания в духе нумена недоступна человеческому разуму; он
утверждает его в Верховном Тернере, как высшую метафизическую истину, но
сознательное ощущение этой истины доступно лишь созерцанию. Деятельный разум
начинается с вторичного тернера: бинера и общего андрогина; слияние этой системы
есть его конечная цель и последняя грань его бытия. Весь мир в его истинной
сущности построен по закону Триады, но истинная абсолютная метафизика доступна
только светлому сознанию духа; наш разум живет в мире реализуемых и
реализирующихся бинеров, и его бытие заканчивается на грани бинеров, для него
навек непереступаемой. Цель и назначение разума целиком сводятся к одной высшей
задаче: выявить в строгой отчетливости всю совокупность бинеров, изучить процессы
выявления ими цепей частных андрогинов, утвердить по ним общие андрогины и,
таким образом, дать возможность сознанию подняться до созерцания духовного света
сущности, область которого леэюит по ту сторону выявленных тернеров.
«Для того чтобы создать равновесие, необходимо разделить и объединить:
разделить по полюсам и объединить в центре».
Элифас Леви.
3
1
Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 405.
2
Zohar. Part. Ill, f°, 296 recto et verso.
3
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 361.
XCIV

«Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели
все существа».
Лао-цзы.
1
Выявление полного андрогина есть нейтрализация бинера; осуществление этого
есть постепенное созидание конечного синтеза последовательным утверждением одного
за другим относительных синтезов в эволютивной последовательности. Бинер
искусственно расчленяется на ряд составляющих частных, т.е. могущих реально
существовать, как выразители более дифференцированных идей, и даже условных, т. е.
могущих существовать лишь в относительном метафизическом пространстве через
утверждение соответствующих модусов мышления. Эти единичные бинеры
нейтрализуются с несравненно большей легкостью, а затем наступает период обратного
синтезирования в начальный бинер с обобщением частных относительных бинеров в
их общий синтез — полный андрогин. Сложность конституции всех познаваемых
бинеров безмерно усложняет их нейтрализацию, ибо нет в мире таких двух связанных
между собой феноменов, между которыми полярная противоположность наблюдалась
только в одном сечении. Всегда и всюду человек убеждается, что привести эти
взаимоотношения к одному какому-нибудь бинеру совершенно немыслимо, так как
разнствование, полярная противоположность, наблюдаются одновременно в
нескольких плоскостях сечения, которые между собой не могут быть ни совмещены, ни
объединены в новой плоскости.
III. О природе членов бинера
Система бинера утверждается полярностью его членов, т. е. равенством
противоположностей; тезис и антитезис взаимно утверждают друг друга; утверждение
одного есть отрицание другого. Их совокупность утверждает бытие синтеза; она есть
его форма в разуме; их объединение есть одновременно: взаимное уничтожение в
разуме и выявление синтеза в его собственной сущности. Уничтожение в разуме, т. е.
обращение в нуль, вовсе не показывает прекращение бытия как такового, а знаменует
лишь прекращение возможности разумного познавания; именно в силу этого на пути
веков нуль являлся символом и эмблемой Божества как Сверхразумного Бытия. В
системе: интеграл, бинер и андрогин, нуль занимает срединное положение и
одновременно утверждает как бинер, который есть расчлененный аспект нуля, т.ак и
дилемму интеграла и андрогина, в которой первый есть сущность, а второй внешнее ее
проявление. Несмотря на полную полярность членов бинера, представляется, тем не
менее, возможным установить меж ними различие, грандиозность значения которого
прямо неизмерима.
Тезис есть утверждение утверждения и отрицание отрицания, антитезис есть
отрицание утверждения и утверждение отрицания. Утверждение утверждения есть
активная форма самосознания реальности; реальность не может себя не утверждать
— проявлена она или нет — это есть ее исконное субстанциональное свойство.
Отрицание отрицания есть внешняя, манифестированная форма утверждения
утверждения; оно имеет явно феноменальную природу и бинерное строение, ибо оно
утверждает отрицание понятия (отрицания) вне не только его самого, но и самой
сущности, как таковой, лежащего. Отрицание утверждения есть пассивная форма
внешнего самосознания реальности; реальность в себе самой не может себя отрицать,
ибо иначе она не была бы реальностью, субстанциональным бытием; отрицание
утверждения есть внешняя манифестированная форма самосознания, для каковой цели
оно и выливается в утверждение отрицания. Тезис есть внешняя форма реальности, он
входит в нее и обратно эмалируется ею, как ее динамическое самосознание, а потому
тезис есть носитель реальности. Антитезис есть лишь бинерное соответствие
тезиса, он есть необходимая для его самоутверждения полярность, он есть фон его
1
Stan Juliun. Tao-te-king. Ch. XLIII, стр. 158.
XCV

проявления. Тезис есть реальность, он образует самую природу данной модификации
бытия, антитезис нереален, он лишь очерчивает это бытие, как мрак окружает свет.
1
«Влияния солнца изменяются беспрерывно в нашей атмосфере: то ветры из теплых
стран нас согревают, то, наоборот, свежие ветры дают нам прохладу; человек сам
может усиливать или ослаблять действие этого светила, сообщая или рассеивая его
лучи; между тем, действие солнца всегда одно: оно испускает беспрестанно вокруг себя
один и тот же свет, его активная сила действует постоянно в одинаковой степени, с
одинаковым изобилием, между тем, в нашей низменной области мы от него наблюдаем
столь противоположные результаты.
Сен-Мартен.
2
Тезис по самому существу своему независим; его развитие и степень совершенства
синтеза его выражения в разуме зиждутся на нем самом. Антитезис есть лишь тень
тезиса, он не может иметь своего самостоятельного развития, он даже не может
быть выражен самостоятельно и утверждается лишь как отрицание тезиса.
IV. О нейтрализации бинеров
Нейтрализация бинера есть утверждение и восстановление сущности как
Первообраза. Рассмотрим этот процесс с двух сторон: в его истинной сущности, как он
протекает в области духа, и в его внешней форме, как он отражается и протекает в
сфере разума.
Интеграл и бинер представляют собой Верховный Тернер: первый есть
субстанциональное бытие как таковое, второй есть целостное самосознание сущности,
implicite заключающее в себе всю совокупность возможных андрогинов.
Нейтрализация бинера есть восстановление Верховного Тернера в Триаду. Активный
член бинера, как прообраз сущности, есть совокупность всей массы ее отдельных
атрибутов; при конечном выявлении тернера эти атрибуты находятся в предельно
дифференцированном состоянии; иначе говоря, этот активный член представляет
собой комплекс утвержденных свойств, качеств и их взаимоотношений, наделенных
независимым в их сознании бытием. В гармонии с этим, пассивный член бинера
является комплексом полярных свойств, качеств и их взаимоотношений.
Нейтрализация бинера есть постепенное синтезирование дифференцированных
аспектов активного члена; чем выше этот синтез, тем более приближается активный
член к сущности, тем более становится он реальностью, и, наоборот, пассивный член
теряет свою много красочность, теряет иллюзию самостоятельного бытия. Синтез
дифференциальных аспектов активного члена осуществляется в строгой гармонии с
последовательными утверждениями, одного за другим, каждого из них в интеграле, как
его собственного свойства. В дилемме двух полярных частных аспектов членов бинера
за минусовым отрицается самостоятельность бытия, ибо он представляет собой лишь
обратную величину плюсового. Соответственным изменением плоскости сознания
качества минусового члена выявляются как недоразвитый аналог плюсового;
благодаря этому частный бинер становится нейтрализированным, а потому пассивный
член всего бинера как бы приближается к активному, через что весь бинер подымается
к сущности. Таким образом, в своей истинной природе бинер нейтрализуется в двух
аспектах сознания: в утверждении плюсового члена как синтеза, прообраза интеграла и
в отрицании минусового члена как искаженного отражения плюсового.
«Каждый человек, кто бы он ни был, может быть в прямом общении с Богом.
Сознание есть голос Бога в человеке; Бог, будучи везде, существует для каждого.
1
Эти идеи после Николая Кузанского и Джордано Бруно широко разрабатывал также в целом ряде
своих трудов Яков Бёме — см. краткое изложение их у Виндельбанда в его «Истории новой философии»,
стр 94—95.
2
Tableau Naturel, стр. 21.
XCVI

Таким образом, грех есть воля, противоположная той, которую Бог нам лично
открывает».
Jacob.
1
В мире разума тернер представляет собой систему двух членов бинера и общего
андрогина. Нейтрализация бинера в разуме есть выявление этого андрогина; за этой
гранью начинается область сознания духа.
Когда два феномена координированы в метафизическом пространстве
постоянством расстояния от некоторой определенной точки, они могут иметь лишь
известное число форм свободы; так, например, в геометрическом трехмерном
пространстве — две; очевидно, что самая степень свободы определяет некоторую
поверхность. Если мы теперь возьмем разность этих феноменов, то увидим, что она
будет иметь свободу степенью больше, чем каждый из феноменов в отдельности, т. е.
одно координатное стеснение падает. В нашем примере такая разность будет иметь три
степени свободы, каковая свобода для трехмерного пространства уже представляется
абсолютной. Два равные и противоположные начала определяют некоторое меж ними
расстояние, т.е. протяжение, пространственность. Каждый из членов бинера, каков бы
бинер этот ни был, сам по себе представляется комплексом бинеров низшего порядка, и
является составляющим членом ряда высших и, наконец, связан гармоничностью
сочетаний и взаимоотношений с членами бинеров того же самого сечения космоса.
Когда из анализа отдельных членов бинера мы переходим к анализу их разности, мы уже
тем самым переходим к исследованию явления высшего порядка. Действительно, в
состав связей каждого из членов бинера входит ряд связей тождественных; беря
разность их, мы тем самым уничтожаем координатную от них зависимость, т. е.
получаем высшую степень свободы. Разность эволюционирующих планов вселенной
мы воспринимаем прежде всего в увеличении свободы, в нарастании ее степеней. Как в
низшем плане физического мира все совершенно определенно и раз навсегда связано, так
Мир Божественный есть Мир истинной беспредельной свободы. Получив новую
степень свободы, мы тем самым избавляем себя от необходимости рассматривания
связей и взаимоотношений с целым рядом внележащих феноменов. Этим упрощением
задачи мы и получаем возможность как правильной классификации вообще всей
системы нарастания эволюционирующих полярностей, так и правильной
квалификации рассматриваемого нами в данный момент феномена.
Для нейтрализации какого-либо бинера надо, прежде всего, ясно, отчетливо и
определенно выявить полярную противоположность его членов, т. е. привести два
рассматриваемые нами феномена к положению полярных членов бинера, для чего
необходимо определенным образом ориентировать плоскость сознания. Две величины,
равные и противоположные по знаку, определяют некоторую среднюю точку,
относительную вообще, но абсолютную для данного бинера; эта точка, обозначаемая
нулем, определяется дифференциальным приближением по методу анализа пределов
2
и характеризуется отсутствием знака. Определение этой точки и составляет
подготовительную работу нейтрализации;
3
именно точным определением нуля члены
бинера и выявляются величинами равными и противоположными. Вторая ступень
подготовительной работы — это строгая и точная формулировка в чем именно состоит
противоположность. Как только эта противоположность строго выявлена, мы, тем
самым, уже ясно обрисовываем в своем сознании траекторию, по которой эта
противоположность постепенно нарастает. Мы начинаем отчетливо воспринимать
нить, по которой последовательно, один за другим, идет ряд феноменов, из которых —
1
Jacob. Esquisse hermetique du Tout Universel d’après la théosophie chrétienne. Paris, Bibliothèque
Chacomac, 1902. Стр. 113.
2
Т. е. по общепринятому методу дифференциального исчисления.
3
Примером к сказанному может послужить идея о так называемом «нормальном человеке» в
медицине, по отношению к каковому и координируются все уклонения в сторону высшей одаренности
или патологической неразвитости или уродливости.
XCVII

первый совпадает с членом бинера, второй представляет его же, но с более слабым
очерчиванием его основных свойств, т. е. мельчайшие дифференциальные детали,
создающие всю красочность бинера уже более слабо и в меньшем числе выражены;
третий и дальнейшие до нуля идут по тому же закону, постепенно распыляя до полного
уничтожения все характерные свойства члена бинера. Переходя ко второй половине
бинера, ряд феноменов идет аналогично, но в обратном порядке, постепенно
приобретая все новые и новые свойства другого члена бинера, все более и более
уподобляясь ему во всех дифференциально мелких частях.
1
Когда такой ряд ясно
восстает пред нашим умственным взором, мы получаем возможность передвинуть по
этой нити относительный нуль не только до совпадения с каким-нибудь членом
бинера, но и вывести его за пределы этого ряда. В этом и состоит процесс
переориентировки плоскости нашего восприятия. Мы приводим наш бинер к разности
двух одноименных, одинакового знака, но разных по величине феноменов. Затем, мы
уже переходим от исследования бинера к исследованию этой разности и тем сразу
освобождаемся от целого ряда координатных зависимостей, получаем новую степень
свободы, получаем новую величину уже более высшего плана, и тем самым переходим
от изучения состояний явления к изучению самого существа явления. Представляя
члены бинеpa одноименными величинами одного и того же знака, но различной
величины, мы этим приводим их к положению различных состояний того же самого
нумена.
«Igitur cum dicitur Deus unum amâsse, alium odisse, sensus est minus amâsse, ac proinde
um omnes eligi non possent rejecisse. Ut autem enim minus bonum induit aliquando
rationem. mali, ita in casu concursus duorum amorum, minor amor potest dici induisse odii
rationem, etsi minus propria sit talis locutio».
Leibniz.
2
Активный член бинера есть носитель реальности, и потому при перенесении нуля
сознания за его пределы мы выявляем в нашем разуме реальность, т.е. истину.
Наоборот, при вынесении нуля за пределы пассивного члена мы тем самым
утверждаем в нашем разуме тень — как реальность, т. е. ложь. Это последнее и есть
истинный генезис лжи как таковой, т. е. не относительного мышления, не полного, а
потому не истинного, а ложного, т. е. явно ошибочного при самом своем построении.
Близко к изложенному подходить понятие о ереси. Ересь есть умышленное или
ошибочное утверждение одного члена бинера с простым пренебрежением другим.
Еретическое учение есть неполное, одностороннее учение, а потому застывшее в
косности и неспособное дать ответ на антиномичные запросы духа; истинное учение
всегда антиномично, и в этом и состоит его основная особенность, важнейший
признак и высшее достоинство. Резюмируя изложенное, мы должны сказать, что
восприятие и нейтрализация частного бинера идет по следующим этапам.
I. Человек должен себе уяснить прежде всего, что каждый воспринимаемый им
феномен есть результат взаимодействия членов некоторого бинера и следствие их
одновременного влияния, т. е. что он есть их андрогин. В это время, человек не только
не постигает сущности этих взаимоотношений, но даже лишен возможности проследить
внешнюю технику их течения. Поэтому первое, что должен сделать человек, это
выявить в своем сознании бинер, существование которого для него a priori несомненно,
но который еще конкретно им не изучен. Для этого он начинает пользоваться методом
приближения, т. е. выбирая наиболее характерные свойства явления, он начинает их
1
У свящ. П. Флоренского в соч. «Столп и утверждение истины» приведена таблица, могущая
послужить примером к сказанному.
2
«Confessio philosophi» Leibnitiana inedita — проф. Ив. Ив. Ягодин-ский. Казань, 1915, Ст. 6—7, —
«Значит, когда говорят, что Бог одного любил, а другого ненавидел, то смысл тот, что Он любил менее, и
поэтому, за невозможностью выбрать всех, отверг. Ведь как меньшее благо дало некогда разумное
основание для зла, так в случай встречи двух любовей, меньшая любовь, можно сказать, дала разумное
основание для ненависти, хотя такое выражение и менее пригодно». —Лейбниц.
XCVIII

развивать до максимума одновременно в противоположные стороны. Благодаря этому,
человек получает ряд новых явлений, которые, вместе с представившимися ему, лежат
на одной и той же кривой динамического цикла феноменов. Эта кривая
асимптотически приближается к максимальному развитию крайностей, совокупность
которых и представляют собой члены бинера. Останавливаясь в этих своих
построениях в некотором месте, человек и ставит пред собой, таким образом, систему
трех факторов: один это непосредственно путем опыта полученный феномен, два
другие — это некоторые сечения той же самой траектории феноменов.
II. Производя эти умозаключения, человек убеждается, вместе с тем, что
полученные им новые сечения траектории феноменов, путем развития полярностей,
потенциально заключавшихся в основном наблюденном факторе, являются
феноменами более высшего порядка, ибо к тем же самым сечениям можно придти и от
других непосредственно наблюдаемых факторов природы; иначе говоря, что его
первоначальный фактор является лишь частным случаем взаимодействия некоторых
полярных систем, которые, в своей чистой форме и являются членами бинера,
абсолютного для человеческого сознания в данном сечении космоса.
Ш. Взявши теперь высшее, наиболее возможное для него к ним приближение,
человек и выявляет, таким образом, в своем сознании бинер, частным андрогином
которого является полученный им путем опыта объект.
IV. После этого человек приступает к нейтрализации этого бинера, т. е. к
познаванию как того нумена, внешнее запечатление которого суть феномены,
составляющие бинер, так и всего цикла феноменов в их динамической цепи в низших
планах. Прежде всего, он постепенно убеждается, что полученные им сечения общего
бинера суть равные величины, но противоположные по знаку, т.е. он решает проблему
о нуле; этот нуль высшей плоскости проектируется в низшую в виде того состояния
андрогина, когда свойства обоих членов бинера равноправно в нем перемешаны.
V. Далее, человек приходит постепенно к сознанию, что все сечения бинера суть
лишь различные состояния того же самого нумена.
VI. Затем он переходит к исследованию разности между этими состояниями и тем
постепенно начинает воспринимать интеграл бинера, и лишь поняв его в большей или
меньшей степени.
VII. Он вновь переходит к исследованию процесса разделения его на два члена,
бинера и на рождение из них андрогина.
VIII. И вот, только замкнув этот цикл изучения, человек начинает сознавать не
только процесс, но и существо как дифференциации в андрогинах, так и синтеза в
интеграле. Не имея возможности ничего постигнуть вполне, человек может все
постигать приближением; так и в данном случае, с помощью полученных им сведений,
он начинает видеть все с несравненно большей глубиной и ясностью сознания, чем
раньше. Начав сызнова строить свои умозаключения, он будет с каждым новым
законченным циклом все глубже и глубже проникать в сущность проблемы и
постигать все новые и новые истины, дотоле остававшиеся ему непонятными.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   61


написать администратору сайта