Главная страница

тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях


Скачать 6.9 Mb.
НазваниеСказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Анкортимсчявапролдждлормсчя
Дата20.01.2023
Размер6.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSvyaschennaya_Kniga_Tota.pdf
ТипСказка
#896631
страница17 из 61
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   61
частью Космического Целого и является его атрибутом. Разнствование этих двух
аспектов и свойственных им сознаний и обусловливает (см. Аркан V) бинерность
природы всех факторов во вселенной. Изложенное одинаково справедливо в каком
масштабе, т.е. с какой точки зрения, мы бы ни рассматривали факторы, будут ли они
единичными индивидуумами, или собраниями таковых в виде некоторого
1
По переводу Н. А. Холодковского Москва, 1912. Стр. 10.
CXII

индивидуума высшего порядка, или же, наоборот, они будут первичными элементами
состава.
«Можно сравнивать расу с соединением клеточек, образующих живое существо.
Эти миллиарды клеточек имеют очень непродолжительное существование, между тем
как продолжительность существования образованного их соединением существа
относительно очень долгая; клеточки, следовательно, одновременно имеют жизнь
личную и жизнь коллективную, жизнь существа, для которого они служат веществом.
Точно также каждый индивидуум какой-нибудь расы имеет очень короткую
индивидуальную жизнь и очень долгую коллективную. Эта последняя есть жизнь
расы, в которой он родился, продолжению которой он способствует и от которой он
всегда зависит».
Густав Лебон.
1
В силу этого, всякая вещь в мире может быть связана с любой другой большим или
меньшим числом промежуточных построений; чем дальше эти два фактора в мир
отстоят друг от друга, тем выше их обоюдный синтез. Из всего сказанного вытекают
следующие очевидные положения:
I. Раз существует Адам Кадмон,
2
то существуют и все его элементы, и обратно —
раз существует система элементов, в своей совокупности исчерпывающих свойства
Адама Кадмона, то существует и самый Адам Кадмон.
II. Чем проще, ниже и элементарнее идея, тем из большего количества
синтетичных принципов она вытекает. Степень примитивности идеи прямо
пропорциональна количеству тех систем, чресполосность которых она устанавливает.
В начале эволюции человек, воспринимая единичные представления и понятия,
тем самым связывает свое сознание с различными принципами и идеями. Затронутые
лишь в некотором частном относительном аспекте, эти общие принципы еще не
проникают в сознание человека; развиваясь, он последовательно претворяет в свое
сознание одни элементы этих принципов за другими; каждый новый элемент наносит
новую грань сознанию и тем постепенно делает его способным к многоразличным и
многогранным восприятиям. Существуют также и такие элементы, которые, не внося
ничего нового, укрепляют и реализируют связи между всем ранее воспринятым. Таким
образом, все время одни элементы завязывают связи со всем вне лежащим, другие эти
связи реализируют. Когда таким путем для какого-нибудь частного Адама Кадмона
будет выявлена система элементов, исчерпывающая его свойства, то он тем самым
претворяется из абстрактного состояния в реальность. Каждый новый элемент, входя
в состав, не только количественно дополняет воспринятое ранее, но и глубоко
перерождает все существо человека. Он как бы вносит новое освещение, ориентирует
все элементы в новой закономерности, раскрывает простор к дальнейшему развитию.
В силу этого, будучи сам по себе иногда весьма незначительным, такой элемент при
благоприятном для него состоянии состава может иметь грандиозное значение по
своим последствиям. Правильность и рациональность выбранного человеком пути и
выражается именно в том, что человек развивается одновременно всем своим
существом, ни одна сторона его не остается инертной, ни одна склонность не
парализуется, ни один возможный вид деятельности или движения не остается
неиспользованным. Каждый отдельный элемент, входя в целое, ориентируется в нем
совершенно особым образом, начинает исполнять только одному ему присущую
миссию. Всю их совокупность связывает единство конечной цели — выявление общего
синтеза, но каждый из них стремится к ней своим собственным путем.
1
Психология народов и масс. СПб., 1896. Стр. 13.
2
Когда группа индивидуальностей связана единством происхождения из некоторой
индивидуальности высшего порядка, то этот синтез по отношению к своим элементам носит по Каббале
имя Адама Кадмона. Так в ряду: человечество, раса, народ, племя, род, семья, человек — каждый
предыдущий будет Адамом Кадмоном по отношению ко всем последующим.
CXIII

Таким
образом,
соединение
индивидуальностей
не
является
простым
количественным явлением; при этом происходит процесс перерождения составляющих
частей и рождения нового фактора — индивидуума высшего порядка. Каждая
отдельная индивидуальность есть аспект Самосозерцания Единой Реальности, а
потому собрание монад выражает по своей истинной природе совокупность аспектов
Реальности, очевидно приближающуюся к Абсолютному более близко, чем какая-либо
конкретная монада. Все это и выражается законом: «Собрание индивидуальностей есть
целостная система, представляющая собой существо высшего порядка, чем каждая
индивидуальность в отдельности. В этой системе все отдельные частности связаны
между собой неразрывными узами, каждая из них сама по себе перерождается за счет
других, развивая свои свойства до относительного максимума, обуславливаемого
порядком системы в целом космоса; вместе с тем, каждая индивидуальность из своей
собственной сущности выявляет во вне то, что может гармонировать с выявленным,
таким же образом, другими частностями; слагаясь вместе, эти аспекты создают
целостный, нераздельный, общий всем частностям аккорд».
«Как в Целом части все, послушною толпою Сливаясь здесь, творят,
живут одна другою, Как силы горние в сосудах золотых Разносят всюду
жизнь божественной рукою И чудным взмахом крыл лазоревых своих
Витают над землей и в высоте небесной — И стройно все звучит в
гармонии чудесной»...
«Фауст» Гёте.
1
В этом общем синтезе отдельные частности продолжают все время оставаться
такими, какими они были, живя в отдельности; объединяясь и интегрируясь, каждая
из них раскрывает себе лишь новые возможности, простор и свободу, недоступные ей в
ее независимости. Таким образом, единение индивидуальностей в индивидуальность
высшего порядка не только не лишает ни одну из них какого-либо свойства, но,
наоборот, взаимно усиливает каждой из них каждую другую, и все они вместе в своей
совокупности, создавая свои синтез в высшем плане, привлекают и высшую силу и ее
высшие возможности.
Аркан V
I. Традиционные наименования:
Magister Arcanorum; Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia;
Vir; Великий иерофант; Natura Nuturans; Religio; Папа.
II. Буква еврейского алфавита:
ה (Хе).
III. Числовое обозначение:
Пять.
IV. Символическое начертание:
На площади перед храмом стоит огромная толпа; тысячи людей в самых разнообразных одеяниях
расположились так, что они оставляют свободными два широких прохода, расходящиеся от храма под
прямым углом, причем правый проход гораздо короче левого. Левый проход оканчивается набережной,
где стоит только что прибывший и вновь готовый к отплытию черный корабль с многочисленными
белыми украшениями; он пуст, на нем не видно ни одного человека. С левой стороны прохода стоит
сравнительно немногочисленная группа людей, по-видимому жрецов; на груди у них блистают на солнце
драгоценными камнями разнообразные знаки и украшения. В конце правого прохода на сочной зеленой
траве стоит колесница, запряженная парой белых коней. Кузов колесницы обит ярко вычищенной
медью и на нем вырисовывается рельефный Андреевский крест, в центре которого виднеется солнце с
лучами. В величественном портике храма между двух небольших дверей, зияющих темными
отверстиями, на возвышении, обитом красным сукном, стоит трон, сделанный из желтого дерева в виде
двух полукругов, из которых верхний служит седалищем, а нижний ножками; спинки у трона нет. Над
1
По переводу Н. А. Холодковского, стр. 9.
CXIV

возвышением устроен балдахин, поддерживаемый двумя шестами, наклоненными к горизонту под углом
в 60 градусов; эти шесты сделаны из черного дерева и оканчиваются золотыми трехлепестковыми
лилиями, подобными лилиям герба Бурбонов; сам балдахин сделан из темно-синего бархата, на нем
вытканы серебром такие же лилии.
Перед троном стоят два человека. Первый из них шатен; его волосы густой волной ниспадают во все
стороны; он одет в мягкую кожаную куртку со множеством складок и подпоясан широким кожаным
поясом; на ногах кожаные сандалии с ремнями. Этот человек с красным цветом лица глубоко склонился
и как бы застыл в этом положении; все лицо его проникнуто благоговением и восторженностью. Второй
человек брюнет, волосы его откинуты назад и сзади связаны двумя золотыми обручами так, что они
сходятся как бы в косу; на нем черное короткое платье с черным же коротким плащом; ноги обуты в
металлическую чешуйчатую обувь. Он негр, но его лицо дышет благородством, величием и сознанием
своего достоинства; он очень красив; его голова слегка наклонена вперед, он сдержанно приветствует,
но в то же время на его лице играет загадочная улыбка, в которой чувствуется уважение, смешанное с
насмешкой; руки его заложены за спину и скованы цепями.
Под балдахином на троне сидит иерофант, человек лет 25; в его лице чувствуется что-то
женственное. На голове у него серебряная тиара, состоящая из обруча, на котором укреплены два
изогнутых рога Изиды, поддерживающие шар. В левой руке иерофант держит жезл с длинным шестом и
опирается им на землю; верхняя часть этого жезла состоит из изображения «ключа великого иерофанта,
перевернутого кверху. Иерофант одет в златотканые одежды; сидя на самом краю трона, он наклонился
вперед, правой рукой благословляя двух людей, но, в то же время, приподнятым указательным пальцем
дает знак молчать. Правая нога иерофанта выдвинута вперед; на ней видна обувь, блистающая
разноцветными драгоценными камнями; левая нога согнута и несколько отодвинута назад; она обута в
простую кожаную сандалию.
§ 1. Учение о второй пассивности; Хе как пассивное начало;
монада и ее индивидуальность
Аркан V есть учение о пассивном начале человеческого существа, о самосознании
монады, выливающемся в Мире Духа в пассивную индивидуальность, а в Мире Бытия
управляющем и созидающем облик человека, его душу, и утверждающем его законы и
возможности. Целостный потенциальный человек
1
подобен Божеству, и в силу этого
все учение о кем есть лишь видоизменение учения о Божестве по законам аналогии.
Аркан V есть прямое подобие и низший аналог Аркана II. Аркан II гласит об
Абсолютной Мудрости, лежащей за пределами всякой индивидуальности, всяких
граней как в пространстве, так и во времени; Бет выражает Абсолютную Истину,
Мудрость и Знание, одинаковые для всех существ мироздания, как бы они различны ни
были и как бы ни различна была техника их восприятий. Аркан V гласит о истине,
мудрости и знании, относительных вообще, но абсолютных для данного индивидуума.
Это есть тоже бесконечность, но она существует лишь для одного определенного
человека; у каждого другого есть своя бесконечность, вторая может совпадать с
другими лишь весьма незначительной своей частью. Каждая отдельная монада — луч,
эманированный Божеством, является определенным аспектом Божества и вселенной;
он несет в себе самом зародыш своего будущего развития, в нем теплится уже все его
будущее величие и все возможности его грядущей жизни, но целая бесконечность
времени должна пройти, пока эта часть Божества сознает себя, сознает свою
индивидуальность, сознает свою Божественность и свое место в Целом.
Индивидуальность монады есть следствие вида самосознания и самоощущения в ней
Божества, т.е совокупности тональностей духа, определяющих эту монаду в
Божестве, как часть в Целом. Вследствие этого, индивидуальность, как сущность
самого бытия Атмана, не может зависеть от работы, жизни и деятельности земного
сознания, а представляет из себя перманентное руководящее начало; от человека Мира
Бытия зависит лишь степень выявления им своей индивидуальности в своем сознании,
как большее или меньшее утверждение в разуме потенций своего духа.
Индивидуальность Атмана является началом пассивным, ибо она утверждает себя не
своей собственной силой и волей, что является основным признаком силы активной, а
1
«Прототип человека» или «Небесный Человек» Каббалы — ןומדק סדא ׳יאלע סדא
CXV

утверждается активностью духа, — первоисточника всех деяний, стремлений и
достижений.
«Человеческий дух в силу своей природы есть познающее или теоретическое
существо».
Спиноза.
1
«Хе (ה) именуется Божественной Душой, Neschama, (המשנ). Оно соединено с Йодом
(י) и нисходит во многих лучах; но, однако, оно едино, т. е. Йод-Хе — неделимо. Таков
смысл стиха: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
его; мужчину и женщину сотворил их».
2
Мидраш Руфь.
3
Начало индивидуальности нe имеет само по себе собственного независимого
реального существования; в своей истинной сущности оно утверждается монадой как
аспектом Божества; в своих доступных познанию отражениях оно утверждается
проявленным существом человека и его работой, а посему это начало пассивно.
«Пассивная сила утверждает предел, т. е. отстаивает в монаде ее исключающее
бытие, ее изначальное природное состояние, и может быть названа, по выражению
Кеплера, природной косностью».
Учение Лейбница по Куно Фишеру.
4
Индивидуальность, утверждаемая монадой, в свою очередь, как бы очерчивает ее
проявление и предрешает пределы возможностям. Относясь к миру нуменальному,
индивидуальность, тем самым, устанавливает закономерность бытия проявленной
монады и устраняет возможность действия в границах относительного мира,
свойственного монаде, утверждаемых этой индивидуальностью, какого-либо другого
нуменального деятеля, вне этой монады лежащего. Поэтому начало индивидуальности,
как начало закономерности и незыблемости проявлений, может быть названо также
началом косности. Начало индивидуальности, по существу лежащее в мире духа,
может быть спроектировано в наше сознание лишь путем приближения; наиболее
общим ее определением является следующее: индивидуальность человека есть
вложенная в него потенциальная способность, при наличии какого-либо воспрития
извне, окрашивать его в некоторый ему одному свойственный оттенок. Самопознание
Атмана есть познание своей индивидуальности.
§ 2. О Божественном Макрокосмическом Сознании и
Божественной Душе
«О слепая душа! Вооружись факелом мистерий, и в земной ночи ты откроешь твой
сияющий Двойник, твою Небесную Душу. Следуй за этим Божественным
Руководителем и да будет Он твоим Гением! Ибо Он держит ключ к твоим
существованиям, прошедшим и будущим».
Книга мертвых.
5
Индивидуальность — есть основной принцип бытия существа человеческого;
именно в утверждении своей индивидуальности и познании ее в разуме и состоит
назначение человеческой жизни. Степень совершенства сознания человеком своей
индивидуальности есть истинное и абсолютное мерило его собственного совершенства.
Уходя в глубь своего существа, человек начинает сознавать обособленность своей
сущности от мира феноменальной природы, постепенно сбрасывает с себя ярмо ее оков
1
См. Куно Фишер. История новой философии. Т. II, «Спиноза», стр 511.
2
Бытие, 1:27.
3
Zohar. Fol. 15, col. 61.
4
История новой философии. Том III, «Лейбниц», стр. 370.
5
Священная книга Египта. См. Lepsius. Das Totenbuch der alten Aegypter. Berlin, 1842.
CXVI

и торжествует над низменным чувством стадности.
1
Чем ближе подходит человек к
своей цели, чем глубже проникает в недра духа своего, тем более убеждается в том, что
он есть часть Единого Целого, что он действительно связан со всем вне его лежащим
миром. Человек сознает себя членом единой всемирной великой семьи, где каждый член
ее, каков бы он ни был, что бы он из себя ни представлял, какими бы способностями и
наклонностями он бы ни обладал, — одинаково имеет полную свободу жить и
развиваться, исполнять свою миссию, решать свои задачи, стремиться к своей цели.
Эта связь с Целым не только не тяготит человека, не только не связывает его
движений, не только не лишает его свободы выискивать пути, предпринимать работы
и самостоятельно выносить решения, не только не стесняет его индивидуальной
свободы, но, наоборот, именно из сознания грандиозности и целостности системы
бесчисленного множества многообразных индивидуальностей он черпает силу для
достижения цели.
«Гениальным следует назвать такого человека, который живет в сознательной
связи с миром как целым. Гениальное есть вместе с тем и истинно Божественное в
человеке. Человек, который чувствует свою индивидуальность, чувствует себя и в
других. Для него tat twam asi
2
не гипотеза, а действительность. Высший индивидуализм
есть высочайший универсализм».
Отто Вейнингер.
3
В строгой гармонии с постижением мироздания человек познает свое собственное
существо. Он убеждается с отчетливой непреложностью, что его собственная душа есть
комплекс бесчисленного множества отдельных душ — элементов, бесконечно
разнообразных как по силе жизненности, так и по стремлениям и взаимодействиям на
другие, он начинает сознавать все величие доктрины, что человек есть мир в
миниатюре, есть микрокосм, и с сознательным благоговением преклоняться пред
девизом Дельфийского Посвящения: «Человек, познай себя и ты познаешь богов и
вселенную!» Осуществление этого идеала и представляет собой истинную цель всех
человеческих исканий, всякого познавания и всякой философии.
«Через Самость (Бога) возвысь свою самость (душу), потонувшую в океане мира,
иди путем соединения, стремясь к полному самопознанию (Божественного) Единства».
Шри Шанкарачарья.
4
«Философия есть «Deum et animam scire cupio» («совместное познание Бога и самого
себя»).
Блаженный Августин.
«Человеческая душа в состоянии все понять, так как она сама по себе все: звездное
небо и моральный закон — в корне своем совершенно одинаковы. Человек
единственное существо в природе, которое стоит в известных отношениях ко
всевозможным вещам в ней. Гениальный человек живет в состоянии всеобщего
сознания, которое есть не что иное, как сознание Всеобщего. И в среднем человеке
живет мировое Целое, но Оно никогда не доходит у него до творческого сознания. Один
живет в активно-сознательной связи с Мировым Бытием, другой в бессознательной
пассивной. Гениальный человек — актуальный микрокосм, не гениальный —
потенциальный. Только гениальный человек совершенен. То, что есть в человеке
человеческого (в Кантовском смысле), δυναµει´, как нечто возможное, живет в
гениальном человеке в развитом состоянии, ε´νεργει´α».
1
Аристотель недаром заметил, что «человек есть животное стадное», эту особенность человека
чрезвычайно удачно выразил скиф Анахарсис — «чем люди собираются в большем числе, тем уши у них
становятся длиннее».
2
«Ты — это». — Известная индусская формула абсолютного единства.
3
Отто Вейнингер. Пол и характер. Принципиальное исследование Перевод под редакцией А. Грена.
Москва, 1909. Стр. 159.
4
Вивека Чудамани или Сокровище Премудрости. Русск. пер., Харьков, 1912. Стр. 6.
CXVII

Отто Вейнингер.
1
«Человек, который верит, что он создан для прогресса и совершенства, смотрит
иными глазами на себя и на мир, в котором он живет. Эта великая истина вырывает
душу его из бездны, в которую она погружена, разбивает старые цепи, в которых была
закована мысль».
Вильям Чаннинг.
2
Итак, по мере эволюции человека идет одновременное развитие как сознания своей
индивидуальности, так и сознания своей общности с мирозданием. Будучи
одновременно целью, путем и импульсом движения, это чувство естественно не может
не охватывать всего человеческого существа. Проникая повсюду, оно все свойства и
качества его изменяет в самом их существе. Обособленность и отмежеванность от всего
внешнего претворяются в ощущение ритма единой мировой жизни. Сомнения и
разочарования, неполнота и ошибочность, неправда и дисгармония — все это начинает
блекнуть, а затем и вовсе исчезает, подобно утреннему туману, тающему в воздухе под
действием лучей солнца. Это чувство целостности и единства всего носит в традиции
имя космического сознания. С другой стороны, по мере эволюции человека растет
также и сознание своего Я, своей личной индивидуальности. Оба эти сознания —
космическое и индивидуальное — растут одновременно в бинерной зависимости,
обуславливая и утверждая друг друга. Постольку, поскольку человек живет первым из
них, он чувствует себя исполином, ибо отождествляя себя с Целым, он тем сам
приобщается к могуществу Целого; наоборот, замыкаясь в своей ограниченной
личности, он сам начинает чувствовать себя ограниченным и перед величием Целого
— ничтожным. Именно в силу этого, человек на всем пути своей эволюции обладает
двойственным сознанием ограниченности микрокосма и всемогущества Космического
Целого.
«Я червь, я раб, я царь, я Бог».
Державин.
«Liberum arbitrium non est sub fato, duas habemus animas, per superiorem a fato
liberamus».
Jamblich.
3
«Один человек находится в противоречии с самим собой и с природой, существо
самое развитое из всех организмов — в то же время наиболее неразвитое в своем новом
назначении. Он представляет, следовательно, два мира, и в этом сказывается
кажущаяся двойственность его существа».
Гердер.
Бинер космического сознания и чувства личности целиком лежит в мире
феноменальном; изменяясь во времени — совершенствуясь по мере эволюции
человека, они по самой природе своей не могут не относиться к миру времени и меры.
С другой стороны, являясь идеями, они совокупностью своих конкретных состояний
очерчивают свои нуменальные прототипы — принципы. Как чувство личности и
обособленности есть феноменальное порождение принципа индивидуальности, так
космическое сознание есть стремление выразить нуменальный принцип, ипостась духа
Божественное Сознание или Божественную Думу. Индивидуальность, как начало
утверждающее самобытность монады и отмежеванность ее от Целого, представляет
собой лишь один член бинера, который не может не иметь гармонирующего с ним
равного и противоположного начала. Этим последним и является присущее монаде
1
Пол и характер, стр. 151 и 152.
2
О самовоспитании. Речь, произнесенная Чаннингом при открытии Франклиновских курсов для
рабочих в Бостоне, в сентябре 1838 года Перевод с английского П. А. Буланже. Москва, 1903. Стр 150.
3
«Свободное произволение не подвержено судьбе; мы имеем две души: через высшую мы
освобождаемся от рока». — Ямвлих. Mysteria. Цитир. по изд. 1613.
CXVIII

Божественное Сознание, т.е. ощущение своей связи с Целым и своего места в Нем. В
начале оба эти принципа являются лишь абстрактными потенциями монады; цель
бытия сознания человека Мира Проявленного и состоит в том, чтобы постепенно
претворить эти абстрактные потенции в утвержденные категории монады. Достижение
этой конечной цели есть венец всех усилий человеческого духа.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   61


написать администратору сайта