история. Слайд 3 русь феодальная в ixxii веках прежде чем приступить к рассмотрению темы формирования российской государственности, необходимо ознакомиться с понятием государство
Скачать 355.53 Kb.
|
Слайд 33 Рассмотрим следующую тему – «Смутное время конца XVI – начала XVII века». Понятие «Смута», «Смутное время» появилось в начале XVII века. Историография появилась одновременно со Смутой. Это воспоминания иностранцев, русских людей различных слоев общества. Смуту рассматривали как нарушение божественного порядка за грехи боярства и предыдущей династии. В Смуте также обвиняли Ивана Грозного и Бориса Годунова. Историк Василий Никитич Татищев видел главную причину Смуты в безумных распрях знатнейших родов. Кроме этого, одной из причин Смуты он считал закрепощение крестьян и превращение их в рабов. Николай ихайлович Карамзин писал, что в Смуту из-за разврата знатных родов разрушились основы государственности. Кроме этого, по мнению историка, во многом было виновато иноземное вмешательство. Сергей ихайлович Соловьев соединил русскую традицию и взгляды иностранных историков. Он выделил следующие внутренние причины Смуты: во-первых, это дурное состояние нравственности; во-вторых, династический кризис; в-третьих, выступление антиобщественных сил, а именно казачества. Один из крупнейших русских историков Василий Осипович Ключевский впервые попытался дать систематизацию Смутного времени. Причины Смуты он видел в социально-политическом и династическом кризисах. Смута, по мнению историка, началась с междоусобной борьбы в кругах знати, это передалось воинской массе, затем далее вниз. Ключевский внес в историографию тезис о постепенном вхождении различных слоев русского общества в Смуту сверху вниз. Сергей Федорович Платонов в своей работе «Очерки по истории Смуты в осковском государстве XVI–XVII веков» далее развивает концепцию Ключевского. Историк дает периодизацию Смуты, рассматривает события конца XVI – начала XVII века как гражданскую войну, в которой участвуют все слои русского общества. В XX веке историки в основном развивали классическую концепцию Смуты. Тем не менее советские историки Иван Иванович Смирнов, Виктор Иванович Буганов и другие трактовали Смуту как высшую форму борьбы угнетённых против эксплуататоров. Современные отечественные историки Руслан Григорьевич Скрынников, Александр Лазаревич Станиславский рассматривают Смуту в русле отечественной исторической науки, традициях Платонова и Ключевского как гражданскую войну. Войну, начавшуюся в силу внутренних противоречий и отягощённую иностранной интервенцией. Вопрос о предпосылках Смуты один из самых сложных. Главная причина Смуты не в династическом кризисе и ошибках правителей, а в глубоком структурном кризисе русского общества. Россия переходила от времени феодальной раздробленности к единому государству, менялись социальная структура общества и политический вес сословий. В частности, произошло изменение политического веса и значимости господствующих сословий. Ушло старое боярство, возвысилась роль столичной знати. Началось формирование дворянства как сословия, увеличилась его численность. Таким образом, в господствующем сословии произошло смещение политического веса с боярства на дворянство. Кроме этого, происходило быстрое увеличение и складывание категории служилых людей. Это казаки, боевые холопы. Рост численности этой группы был достигнут за счет беглых крестьян и отчасти посадского населения. Крестьянство все больше подвергалось закрепощению, усилилась эксплуатация и посадских людей. Второй причиной Смуты можно считать юридически и фактически складывающуюся систему крепостного права. К концу XVI века накопилось недовольство со стороны всех слоев общества. Третья причина Смуты – это династический кризис. В 1584 году Иван Грозный умер, оставив двух наследников – сыновей Федора и Дмитрия, которому было два года. Власть перешла к Федору. В 1591 году погиб при непонятных обстоятельствах Дмитрий, а в 1598 году умер Федор. С его смертью династия московских Рюриковичей прекратилась. Четвертой причиной Смуты можно считать экономический кризис, вызванный опричниной, Ливонской войной, неурожаем и голодом 1601–1603 годов. Слайд 34 По мнению большинства историков, Смута началась в 1598 году с пресечения династии Рюриковичей и закончилась в 1613 году избранием русским царем ихаила Фёдоровича Романова. Время Смуты характеризуется слабостью государственной власти, частой сменой царей, самозванством, мощными народными выступлениями. Ухудшается международное положение: усилившиеся Речь Посполитая, Швеция, Крым, Турция стремились воспользоваться ослаблением Руси. Выделяют три этапа Смуты. Первый этап – с 1598 по 1606 год. К этому этапу относятся правления Бориса Годунова и Лжедмитрия I. Движение на этом этапе носило династически-социальный характер, вовлечены были казачество, население юга, знать и польская шляхта. 6 января 1598 года умер царь Федор Иванович, власть перешла к Боярской думе. На престол претендовали Шуйские, стиславские, Голицыны, Романовы и Годуновы. Борис Годунов был шурином царя Федора Ивановича, в его руках при последнем Рюриковиче была сосредоточена огромная власть. На Земском соборе 1598 года Борису Годунову удалось добиться избрания, 3 сентября 1998 года он был венчан на царство. современной историографии Бориса Годунова рассматривают как талантливого политика, осторожного и настойчивого, но при этом отмечают, что ему для претворения задуманного не хватало опоры, социальной поддержки и авторитета. Особой заботой царя стала борьба с последствиями голода 1601–1603 годов. Для России XVI–XVII веков природные явления часто приводили к серьезным последствиям. Это связано с наличием одной климатической зоны, плохими почвами и холодными летними периодами. В 1601 году появились первые признаки голода, в 1603-м он охватил всю страну. Последствием неурожаев стал рост цен на зерно и хлеб. От голода погибла треть населения России. Крестьяне бежали на юг страны, где удавалось собрать хоть какой-то урожай, и пополняли там ряды вольного казачества. По всей стране усилились волнения. В 1601 году вышел указ о единой цене на хлеб, государственная цена была в два раза ниже рыночной, в одни руки выдавалось не более трех четвертей хлеба. Осуществлялась борьба со спекуляцией, производилось изъятие излишков хлеба у бояр, дворян и монастырей, происходили распродажи зерна из царских житниц. Был также опубликован указ, по которому нельзя было отпускать холопов. Осенью 1603 года был собран урожай, и движение сошло на нет, но вследствие голода огромные массы тяговых людей ушли на юг и юго-запад. Кроме этого, произошло падение авторитета Бориса Годунова. Борис Годунов провёл военную реформу. Помещики должны были приводить теперь со ста четвертей ни одного, а двух человек, дворянские конные отряды стали воевать отдельно от пеших холопов. Увеличилось число служилых по прибору. Политика Годунова была направлена на заимствование западного опыта. В Россию стали привлекать иностранных специалистов, которые поселялись под осквой, в Немецкой слободе. Личную охрану государя составил отряд иностранцев. Особое внимание царь уделял отправке русских дворян на учебу за границу. По стране открывались школы и типографии. Был разработан проект открытия университета, но в условиях господства в сфере просвещения церкви этот проект реализован не был. ного внимания царь уделял градостроительству, возведению новых дворцов и храмов. В крестьянском вопросе осуществлялось дальнейшее закрепощение. Активно велось освоение южных и юго-восточных земель, осуществлялось строительство крепостей. В результате территории до Енисея были присоединены к России. Во внешней политике Борис Годунов пытался исправить неудачи России в Ливонской войне. В большей степени он действовал через переговоры, нежели войной. Было продлено перемирие с Речью Посполитой. Со Швецией разразилась война, в результате которой России были возвращены русские города-крепости на Балтике: Ям, Копорье, Орешек, Ивангород. Благополучно развивались отношения со странами Средней Азии. Слайд 35 Несмотря на дальновидность внутренней и внешней политики царя внутри Боярской думы зрела оппозиция. Борис Годунов пытался не допустить заговора. Под опалу царя попали Шуйские, Бельские. В 1600 году прошло громкое дело Романовых: глава рода Федор Никитич был сослан в монастырь, остальные представители семьи разосланы по стране. этой ситуации распространились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия, который объявился на южных границах России, чтобы принять отцовское наследство. Это известие привело к смятению умов и замешательству во всех слоях общества, в каждом из которых нашлось много недовольных правлением царя Бориса. В Польше объявился первый самозванец, выдававший себя за спасшегося чудесным образом младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. По мнению большинства историков, за именем Дмитрия скрывался Григорий Богданович Отрепьев, бывший в свое время холопом Романовых. После разгрома Романовых он бежал в Суздаль, постригся в монахи, попал в свиту к патриарху Иову. Сделал быструю карьеру. В конце 1601 года он бежал в Польшу. Там он нашёл поддержку в лице польской шляхты, в частности, у старосты Львова Юрия нишека. Последний пользовался властью при дворе польского короля и имел широкие возможности помочь Григорию. Состоялась встреча Григория с польским королем Сигизмундом III. Однако официальной помощи Григорий не получил. Это можно объяснить тем, что в Польше была крайне слабая королевская власть, большинство решений принималось шляхтой, которая в то время вела войну со Швецией и втягиваться в войну с Россией была не готова. Григорий получил лишь частную помощь от шляхты, подписал кондиции, по которым обещал отдать Польше Черниговские, Северские земли и Смоленск. Юрию нишеку он обещал денежное вознаграждение, арине нишек – дочери Юрия, на которой Отрепьев собирался жениться, – в качестве приданого Новгород и Псков. Известно также, что Григорий Отрепьев, изменив православной вере сам, обещал обратить Россию в католичество. В 1604 году самозванец во главе войска, состоявшего из поляков, московских политических эмигрантов, донских и запорожских казаков, двинулся на оскву. В 1605 году после внезапной и скоропостижной смерти Бориса Годунова на престоле оказался его сын Фёдор. Лжедмитрий при поддержке воевод вошел в оскву, Фёдор был свергнут и убит. Боярин Богдан Бельский на лобном месте поклялся, что он спас в Угличе царевича Дмитрия. ать Дмитрия ария Нагая признала в Григории своего сына. Григорий был венчан на царство. Парадокс ситуации заключался в том, что знать была осведомлена, кто такой Дмитрий, самозванец нужен был московскому боярству для свержения Годуновых. Царствование Лжедмитрия I длилось с июня 1605 по май 1606 года. Вокруг царя сложился круг близких людей, в основном это были поляки. В целом историки оценивают Дмитрия как человека талантливого, имевшего тонкий ум государственного деятеля. Он продолжил раздавать льготы дворянам и казачеству, восстановил закрепостительное законодательство, покровительствовал строительству городов. Не посягал на православие. Обещанные полякам земли отдавать не собирался. Сделал многое для создания антитурецкой коалиции. К началу 1606 года произошло ослабление позиций Дмитрия. В оскву прибывает свадебный кортеж с вооруженной польской шляхтой. Начинается подготовка к свадьбе Дмитрия с ариной нишек. Поляки в оскве ведут себя агрессивно, что вызывает недовольство русского народа. Возникают сомнения, а православный ли царь. Шуйские и Голицыны организовывают заговор. Год царствования самозванца закончился грандиозным восстанием в оскве: в ночь с 16 на 17 мая 1606 года Григорий Отрепьев был свергнут с престола и убит. осковское боярство использовало его для устранения Годуновых и усиления своей власти. На царство был избран боярин Василий Шуйский, годы его правления 1606–1610-й. Слайд 36 Второй этап Смуты длился с 1606 по 1610 год и связан с правлением Василия Шуйского. Движение приобретает общенациональный характер, отмечается глубочайший социальный кризис русского общества, в Смуту вовлекаются широкие слои русского общества от боярства и дворянства до крестьян, беглых холопов, казачества и посадских людей. На этом этапе движение достигает наивысшего подъема. Напомним, после свержения Лжедмитрия I на импровизированном Земском соборе царем был избран Василий Шуйский. Шуйского прозвали боярским царем. При вступлении на престол он дал крестоцеловальную запись, то есть подписал документ, по которому он обязался не применять смертную казнь и конфискацию имущества по отношению к своим врагам без согласия Боярской думы. Этот документ историки рассматривают как попытку создать законодательную почву для ограничения деспотизма и создания правового феодального государства. У Шуйских было больше всех прав на престол, но при этом сам Василий вошел в историю как интриган, хитрый политик, который думал прежде всего о себе и своем клане, а потом о государстве. Каких-либо крупных внутренних мероприятий Василий Шуйский не проводил. В стране усилились социальные волнения. Возникло несколько очагов неповиновения, центров самозванства. Наиболее сильным центром сопротивлением можно считать движение 1606–1607 годов под руководством разорившегося дворянина Ивана Болотникова, который объявил себя воеводой царевича Дмитрия. Наличие в его войске большого количества дворян и отсутствие чётких антифеодальных требований доказывают, что движение Болотникова – это скорее не крестьянская война, а одна из форм борьбы за власть очередного самозванца. Восставшие вели полуторамесячную осаду осквы. С большим трудом правительственным войскам к 1607 году удалось локализовать конфликт. Летом того же года поляки организовали очередной поход на оскву, выдвинув в качестве претендента на российский престол нового самозванца – Лжедмитрия II. Его армии подошла к оскве, но город взять не смогла. В 1608 году поляки разбили лагерь у села Тушино под осквой. Лжедмитрия II прозвали Тушинским вором. Тушинцев поддерживали многие города России. Положение Василия Шуйского оказалось крайне тяжелым, по всей стране вспыхивали очаги сопротивления центральной власти. Правительственная армия была бессильна. Россия оказалась расколотой: одни территории признавали московского царя, другие – самозванца. Гражданская война усиливалась. В этой ситуации Шуйский пошел на подписание договора со Швецией. Договор, подписанный в феврале 1609 года, предусматривал передачу Швеции го рода Корелы с уездом, шведы должны были предоставить вооруженные силы. С зимы 1609 года войска под командованием Скопина-Шуйского при помощи шведов освобождают северо-западные города России. Но в этой ситуации обостряются отношения между Россией и Польшей. Следует напомнить, что Польша находилась в состоянии войны со Швецией. Как только Василий Шуйский подписал договор со Швецией, польское правительство посчитало возможным начать захват русских городов. Началась открытая иностранная интервенция. Осенью 1609 года польский король Сигизмунд осадил Смоленск, в 1611 году город был взят. Из Тушино поляки ушли и стали действовать самостоятельно. Армия Лжедмитрия была разбита в 1610 году, но поляки оставались под осквой. Шведская интервенция началась весной 1609 года, того момента, когда шведские войска стали по договору с Василием Шуйским действовать на территории России. Шведы начали захватывать интересующие их области на северо-западе. После начала открытой шведской и польской интервенции народное движение в России приобрело национально-освободительной характер. В оскве весной 1610 года начался политический кризис, авторитет Шуйского стремительно падал. В июле 1610 года произошло свержение Василия Шуйского. Он отказался от престола и был пострижен в монахи. Слайд 37 Третий этап Смуты длился с 1610 по 1613 год. К нему относятся правление Семибоярщины, приглашение на русский престол польского королевича Владислава, расширение польской и шведской интервенции. Также деятельность первого и второго ополчения, освобождение осквы и избрание на Земском соборе ихаила Федоровича Романова. Смута на этом этапе приобрела освободительный характер. Таким образом, по мнению большинства историков, Смута конца XVI – начала XVII века – это гражданская война, вызванная глубоким структурным кризисом русского общества и отягощённая на последнем этапе открытой иностранной интервенцией. После свержения Василия Шуйского на Земском соборе рассматривался вопрос об избрании нового царя. Претендовали на престол Василий Голицын, ихаил Романов и другие. Тем не менее по решению собора избрали комиссию из семи бояр – Семибоярщину. Не справившись с ситуацией в стране, Семибоярщина обратилась к польскому королю Сигизмунду III с предложением российского престола его сыну королевичу Владиславу. В феврале 1611 года было составлено соглашение о приглашении Владислава на русский престол. Условиями приглашения было принятие Владиславом православия, управление им совместно с Боярской думой, сохранение самостоятельности России и всех прав российского дворянства. Князь Василий Голицын и будущий патриарх Филарет Романов отправились в Польшу с проектом договора. Сигизмунд был не согласен с принятием его сыном православия. Он начал посылать в оскву указы, осуществлять управление самостоятельно. В 1610 году поляки вошли в оскву и подписали с представителями Боярской думы договор об избрании на русский престол сына польского короля Сигизмунда – Владислава. В Новгородских землях и самом Новгороде Великом установилось правление шведов. Ряд региональных центров стали практически автономными. Возможность суверенного существования России оказалась под вопросом. условиях территориального распада и политического разложения государства начался процесс формирования сопротивления иноземному владычеству. Первым центром сопротивления польским захватчикам стала осква, где патриарх Гермоген посылает грамоты в русские города и призывает идти на освобождение страны. В городах складываются свои центры борьбы с интервентами. Первое ополчение формируется в Рязани. Во главе него встали представители русского дворянства. Летом 1611 года подошедшие к оскве силы ополчения во главе с Ляпуновым пытались взять столицу. Штурм не удался. Из-за разногласий в руководстве ополчение распалось. Осенью 1611 года по инициативе земского старосты Кузьмы инина и под военным командованием Дмитрия Пожарского в Нижнем Новгороде сформировалось второе ополчение. Подойдя к оскве, армия второго ополчения пополнилась несколькими тысячами казаков, стоявшими у стен столицы. Начался штурм. 27 октября гарнизон поляков капитулировал. Днем ранее из осквы были выпущены члены Семибоярщины. Для восстановления государственной власти в январе 1613 года был созван Земской собор. Грамоты были разосланы всем русским городам, по 10 человек с каждого города должны были явиться на собор. Всего на соборе присутствовало около 700 человек из всех сословий, кроме частновладельческих крестьян и холопов. Основной вопрос, который рассматривался на заборе, – избрание нового царя. Претендентов было несколько. Иностранцев отвергли сразу. Не рассматривались и многие представители боярских семей, таких как Шуйские. Наиболее популярной и приемлемой кандидатурой оказался ихаил Федорович Романов. Романовы устраивали казачество, московское и провинциальное дворянство, посадских жителей. Романовы имели права на престол как родственники прежней династии: дед ихаила Никита Романович Юрьев был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии. В результате Земский собор избрал царем боярина ихаила Романова, который правил с 1613 по 1645 год. |