история. Слайд 3 русь феодальная в ixxii веках прежде чем приступить к рассмотрению темы формирования российской государственности, необходимо ознакомиться с понятием государство
Скачать 355.53 Kb.
|
Слайд 27 Во время правления Ивана Грозного продолжилось закрепощение крестьянства. Принятый в 1550 году новый Судебник подтвердил нормы крестьянского перехода, введенные Судебником 1497 года. По новому Судебнику крестьяне могли переходить от своего помещика к другому лишь один день в году – в Юрьев день. В конце XVI века в жизни русских крестьян произошла перемена – Юрьев день был отменен: переход крестьян от одного феодала к другому запрещен. 1 февраля 1597 года был объявлен Указ о кабальных холопах, согласно которому они лишались права вернуть себе личную свободу до смерти их господина. После отмены Юрьева дня бегство крестьян от феодалов стало широко распространенной формой их протеста против усилившейся эксплуатации. Оно приняло такой массовый характер, что правительство было вынуждено издать специальный указ о беглых крестьянах 24 ноября 1597 года. 1580–1581 годах были введены «заповедные ле та», запрещавшие крестьянам покидать своих господ. Это был первый шаг к становлению крепостничества. Помимо создания единого законодательства, в 1551 году по инициативе царя и митрополита был созван собор русской церкви, получивший название Стогла вого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 года и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось соз-давать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя. Реформы 50-х годов XVI века способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управ-ления, укрепили военную мощь страны. Одним из значимых направлений реформ явилась налогово-финансовая реформа. Итогами стали укрепление московского рубля и становление его денежной единицей страны; введение единой системы поземельного налогообложения – «большая соха»; население страны несло тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. XVI веке в городах продолжали развиваться ремесла и торговля. По мере расширения торговли из различных слоев общества формировалась богатая прослойка купечества. В оскве были созданы привилегированные купеческие объединения – гости, гостиная и суконная сотни. В правовом отношении они в значительной степени были уравнены с феодальными землевладельцами. За все это купечество должно было нести государеву службу, способствуя обеспечению государства доходами. Крупнейшими купцами в XVI веке были Строгановы. Выходцы из поморских крестьян, они начали свою деятельность в XV веке и стали основателями могущественного торгово-промышленного дома, который продолжал свою деятельность до 1917 года. Купцы и промышленники Строгановы оказывали поддержку Ивану Грозному, снабжали его товарами и были его банкирами. Сам же Иван Грозный поощрял их деятельность, награждал их грамотами на право владения землями, лесами и другими угодьями на Урале и в других частях России. Слайд 28 етоды централизации государства Избранной Рады состояли в глубоких реформах, проведение которых требовало много времени. Иван IV стремился к достижению немедленных результатов. В условиях Руси XVI века, когда не созрели предпосылки для централизации, ускоренное движение к ней было возможно только на путях террора. В 1565–1572 годах Россия пережила такое явление, как опри чнина. В декабре 1564 года Иван IV в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян отправился из осквы на богомолье в Александровскую слободу. В начале января 1565 года гонец привез в оскву два послания царя, оглашенные на Красной площади. В первом царь сообщил, что он положил гнев и опалу на высшее духовенство и всех феодалов и решил оставить государство. В грамоте, обращенной к посадским людям осквы, Иван IV заверял их, что относится к ним лояльно, доброжелательно. Это был рассчитанный демагогический жест: царь ловко противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилия феодалов. осковские черные люди потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол. Через несколько дней царь принял в Александровской слободе делегацию духовенства и бояр и согласился вернуться на престол, но лишь с тем, чтобы он мог казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину. Теперь выделялась государева опричнина, своеобразный личный удел Государя всея Руси. Остальная часть государства именовалась земщиной. Земли, которые были взяты в опричнину, представляли собой уезды с давно развитым феодальным землевладением, служилые люди которых были исконной опорой великокняжеской власти. своем опричном уделе Иван стал полновластным хозяином, создал особую администрацию и отдельное опричное войско. Опричники носили черную одежду, к седлу привязывали собачью голову с одной стороны, метлу – с другой. Собаки выгрызают, а метлы выметают измену бояр из государства. В 1570 году Иван с опричным войском ходил на Новгород. Новгородцы якобы поддерживали польского короля Казимира и хотели с помощью поляков посадить на московский престол Владимира Старицкого. Во время расправы погибло до 15 тысяч человек. Новгород был почти полностью уничтожен и из могущественного соперника осквы превратился во второстепенный город. Вместе с отменой опричнины в 1572 году было ли-квидировано деление страны на опричнину и земщину. исторической науке не существует однозначного объяснения данного феномена. Опричнина – это ускоренная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. Итогом формального деления государства на опричнину и земщину, результатом кровавых экспедиций опричной дружины Ивана Грозного по стране стало катастрофическое истощение внутренних ресурсов страны. Результаты опричнины таковы. Она привела к перераспределению земли внутри господствующего класса. Произошло укрепление личной власти царя, выразившееся в ликвидации удельных княжеств, в ограничении власти церкви и уничтожении последних традиций феодальной республики в Новгороде. Опричнина способствовала централизации государства и привела к экономическому кризису, утверждению крепостного права. В отечественной историографии дается неоднозначная оценка такому явлению, как опричнина. Выдающийся историк Николай ихайлович Карамзин считал царя Ивана Грозного бездумным тираном, мучителем своего народа. После измены князя Андрея Курбского царь видел в своих вельможах его единомышленников. «Он видел предательство в их печальных взорах, слышал укоризны или угрозы в их молчании; требовал доносов и жаловался, что их мало; самые бесстыдные клеветники не удовлетворяли его жажде к истязанию… Иоанн искал предлога к новым ужасам». Слайд 29 середине XIX века в русской историографии ведущим направлением стала государственная школа. Ее представители, прежде всего корифей «государственников» Сергей ихайлович Соловьев, рассматривали исторический процесс с точки зрения становления государственности. Все, что способствовало упрочению государства, признавалось положительным, так как в государственной власти Сергей ихайлович Соловьев и его последователи видели движущую силу истории. Деятельность Грозного, по мысли Соловьева, сводилась к замене старых «родовых, семейных начал» новыми, «государственными». Однако Соловьев осуждал жестокость Ивана Грозного. Русский историк Сергей Федорович Платонов полагал, что смысл опричнины раскрыт исследованиями начала ХХ века, а современники Ивана Грозного ее не понимали. Царь не объяснял народу те меры, которые принимал. Поэтому в летописях можно найти строки о том, что царь «возненавидел грады земли своея» и в гневе разделил их и «яко двоеверны сотворил», и заповедал своей части «оную часть людей насиловати и смерти предавати». Историк считал, что причины опричнины лежат в осознании Иваном Грозным опасности княжеской оппозиции. Не решаясь сразу распустить Раду, царь терпел ее около себя, но внутренне от нее отдалился. Затем удалил из осквы Сильвестра и Алексея Адашева. Попытки друзей вернуть их были отклонены. На недовольство бояр царь отвечал опалами, казнями и репрессиями. Российский ученый-историк Сергей Владимирович Бахрушин считал, что появление опричнины было вызвано возникновением конфликта между царем и его ближайшим окружением, между Избранной Радой и широкими кругами дворянства. Главным поводом для недовольства дворянства являлось отношение Избранной Рады к царской власти. Необходимость укрепления царской власти сознавалась и боярством. Однако крупные феодалы добивались участия в управлении централизованным государством, хотели делить с царем его власть и могущество. Историк писал: «В такой обстановке и созрела у царя мысль о необходимости какой-то радикальной реорганизации всего государственного строя. Не доверяя боярам, Иван не чувствовал себя в безопасности в своей столице ни от внешних, ни от внутренних врагов. У него возник план перенести свою резиденцию в более верное место и окружить себя более надежными защитниками из среды мелких феодалов». нение профессора Руслана Григорьевича Скрынникова отличается от взглядов на опричнину Сергея Федоровича Платонова. Во-первых, Руслан Григорьевич пишет, что в опричнину отбирали «худородных дворян, не знавшихся с боярами». Платонов же считал, что «новый «особный двор» состоял из бояр и их детей». Во-вторых, Сергей Федорович Платонов рассматривал опричнину как крупную государственную реформу, а Руслан Григорьевич Скрынников считал, что первые опричные репрессии носили антикняжескую направленность. «Учреждение опричнины повлекло за собой крушение княжеского землевладения», но в течение семи лет политика опричнины не была подчинена единой цели. Руслан Григорьевич Скрынников полагал, что образование опричнины представляло собой верхушечный переворот, имевший целью утвердить принципы неограниченного правления. После установления опричнины царь выгнал княжат из Боярской думы и заменил их нетитулованными боярами. Опричнина существенно ограничила компетенцию думы, прежде всего в сфере внутреннего управления. 70–80-е годы большой знаток XVI века Владимир Борисович Кобрин ряде работ доказал, что боярство не являлось аристократической оппозицией централизаторским силам. В отличие от западноевропейских графов, герцогов и прочих крупных феодалов русские бояре не имели замков и компактно расположенных в одной местности владений. Исследователь также заметил, что все централизаторские реформы XV–XVI веков совершались «по приговору Боярской думы», то есть были разработаны монархом в союзе с верхами боярства. Следовательно, и политически боярство было заинтересовано в централизации. В отечественной историографии существуют и другие оценки опричнины. Слайд 30 Внешняя политика Ивана Грозного была направлена прежде всего на расширение территорий. Так, в 1552 году было покорено Казанское ханство, в 1556 году – Астраханское ханство. Результатом этого стало включение в состав России территорий и народов Поволжья: татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, калмыков. При Иване Грозном выстроены города Чебоксары, Уфа, Самара. Иван Грозный присоединил также сибирские земли благодаря борьбе атамана Ермака с ханом Кучумом. Возникли города-крепости Тюмень и Тобольск. В 1598 году Западная Сибирь вошла в состав России. В январе 1558 года царь, воспользовавшись как поводом задержкой европейских специалистов, выписанных в оскву, и неуплатой Ливонским орденом дани за город Юрьев – Дерпт, начинает Ливонскую войну. Первый этап войны, казалось, подтверждал правильность позиции Ивана IV. Под ударами русский войск пали Нарва, Дерпт, Феллин и ариенбург, а сам магистр ордена был захвачен в плен, что повлекло за собой распад ордена в 1561 году. Избранный в 1559 году последний магистр ордена Готард Кетлер, признав вассальную зависимость от польского короля Сигизмунда II, получил во владение Курляндию, а другая часть бывших владений ордена оказалась у Швеции и Дании. Россия же в своих притязаниях на территорию Прибалтики оказалась перед лицом сильных государств. Далеко не дружественные в тот момент отношения между Швецией и Данией несколько отвлекли их внимание от осквы. Соединенные польско- литовские войска Сигизмунда II Августа также представляли серьезную опасность, борьба с которой потребовала напряжения всех сил Российского государства. Последней крупной победой русских было взятие в феврале 1563 года Полоцка. Поражение у реки Усы в январе и под Оршей в июле 1564 года показали, что силы России на пределе. Если военные действия первой трети XVI века, носившие характер походов, а не войн, были менее обременительными для Российского государства, то теперь русская армия воевала практически беспрерывно с 1547 года. Крестьянство изнемогало под бременем поборов и налогов, страдало от них и помещичье хозяйство. Во второй половине XVI века не удалось ликвидировать угрозу, исходящую от объединенного в 1569 году по Люблинской унии польско-литовского государства – Речи Посполитой. Король Стефан Баторий надеялся реализовать планы покорения России и организации похода против Османской империи. С 1578 года Речь Посполитая, а с 1579 года и Швеция отвоевывают у России большую часть Ливонии. Провозглашенный осквой королем Ливонии в 1570 году датский принц агнус в 1578 году перешел на сторону Речи Посполитой. Шведы захватили Нарву. В 1581 году Стефан Баторий подошел к Пскову. Лишь героическая оборона псковичей не позволила ему занять город, который выдержал осаду 100-тысячного польско-литовского войска. Неудача под Псковом вынудила Стефана Батория заключить с Россией в 1582 году Ям-Запольское перемирие, по которому Россия потеряла Велиж на границе смоленской земли, но со-хранила устье реки Невы. По перемирию со Швецией в Плюссе в 1583 году Россия отдавала ей Нарву, Ям, Копорье, Ивангород. Несмотря на проигранную войну, русское правительство не считало борьбу за выход к Балтике завершенной. Именно поэтому в 1582–1584 годах активизировались попытки создания союза с Англией. Поражение в Ливонской войне – это следствие отсталой экономики и последствия опричнины. Немаловажное значение играет и предательство князя Курбского, приближенного царя Ивана Грозного, который перешел на сторону врага. Его предательство было отягощено тем, что ему были известны военные планы царя, которыми он поделился со своими новыми хозяевами. Таким образом, в целом задачи, поставленные в ходе активной внешнеполитической деятельности России во второй половине XVI века, были осуществлены значительно позже – в начале XVIII века, в период правления Петра I. Слайд 31 Во время правления Ивана Грозного развивается культура, продолжается накопление прикладных знаний. Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской. Завершается процесс формирования русской – великорусской – народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единого языка создавало основу общности материальной и духовной культуры. До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского и политического содержания. В них изложены взгляды царя на власть, полемика против боярства и его притязаний. Основная же мысль, занимающая Ивана Грозного, – о государственном порядке, божественном происхождении царской власти, гибельных следствиях разновластия и безначалия. Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита акария. Им и его сотрудниками к 1554 году были созданы «Великие Четьи инеи» – 12-томное собрание всех книг, «чтомых» на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Другим литературным сочинением стала «Книга Степеная царского родословия», составленная митрополитом Фанасием. ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпретированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. литературе бытового жанра относится «Домострой» – домоводство, сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром. Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография. Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра стиславца в 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол», хорошо выполненная в техническом отношении. Во второй половине ХVI века работали типографии в оскве и в Александрийской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до 1000 экземпляров. Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. В ХVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь – и сельская, и городская – остается деревянной. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного. Десятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся своеобразные купола приделов, связанных между собой галереей и расположенных на одном помосте. течение всего ХVI века ведется строительство каменных городских кремлей. Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи в виде монастырей. Развивается тематика живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты осковского Кремля периода 1547–1552 годов наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. Слайд 32 На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославич и Дмитрий Донской. Продолжается процесс накопления прикладных знаний. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей, определению качества земельных участков. Рост торговли и денежных обращений способствовал развитию арифметических знаний. атематических расчетов требовало и артиллерийское дело. В конце ХVI века уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе и с дробями. атематические знания использовались в расчетах астрономического характера: составлялись таблицы пасхалий, лунных фаз и затмений. Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. Умножались познания в практической медицине. В 1543 году появился перевод немецкого справочника «Вертоград». А в 1582 году в оскве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Развитие культурных связей с Западной Европой было важным для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно в этот период развивались связи с Италией. Существенно затрудняло их развитие усиление борьбы с «латинством» – борьбы, развернутой против проникновения в Россию светских знаний. Две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали друг с другом и в то же время нуждались друг в друге. В середине ХVI века упрочился компромисс между государством и церковью. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Книгопечатание, живопись, архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре наносила строгая регламентация мысли. Общий подъем культуры периода образования единого государства сменился заметным спадом ее развития. Новый подъем культуры происходит лишь в следующем столетии. 1584 году Иван Грозный умер, оставив двух наследников – сыновей Федора и Дмитрия, которому было два года. Власть перешла к Федору. В 1591 году при непонятных обстоятельствах погиб Дмитрий, а в 1598 году умер Федор. С его смертью династия московских Рюриковичей прекратилась. Личность и деятельность Ивана Грозного были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. Иван Грозный действовал в тех исторических условиях и в той обстановке, которые имели объективное происхождение. В исторический процесс развития средневекового Российского государства он внес свой немалый вклад. Его деятельность способствовала важным внутренним преобразованиям и ликвидации опасных очагов внешней агрессии против России. К наиболее значимым заслугам Ивана Грозного принято относить взятие Казани, завоевание Астрахани и Сибири, издание царского Судебника и построение в оскве великолепного храма Василия Блаженного. Вместе с тем его характеризует жестокость в борьбе с действительными и мнимыми противниками. Во многом этим объясняется, что с его именем нередко связано представление о разгуле террора, о подозрительности и жестокости в деятельности правителя страны. Слово «опричнина» стало нарицательным обозначением крайнего беззакония, произвола, массового истребления ни в чем не повинных людей. |